«Если бы показания крестьянина относительно его исцеления от иконы Казанской Божией Матери, а также и относительно явления ему во сне этой иконы были ложны, - делал из этого вывод Г.З. Елисеев, - всё-таки остаётся несомненным, что он признавал образ Казанской Божией Матери, находящийся в Казани, чудотворным и следовал в этом, конечно, общему мнению. А так как неизвестно, чтобы между годами 1612 и 1647 какая-нибудь другая икона Божией Матери прославилась в Казани своими чудотворениями, то и необходимо допустить, что явленная икона Казанской Б[ожией] Матери, обретённая в 1579 году, была в 1647 году в Казани, здесь же следовательно находится и в настоящее время».(114) Однако, опять же, необходимо признать, что «предания» о чудодейственной силе «Казанской» Казанской иконы Божией Матери отнюдь не являются достоверным свидетельством того, что именно этот образ был явленным («подлинным», «оригинальным»). Отвечая на четвёртый довод А.И. Невоструева относительно того, что название церкви (собора) в г. Москве, где пребывала «Московская» Казанская икона Божией Матери, «Богородицы Казанския» («Пречистыя Казанския»), «что на Пожаре», указывало на «первоначальное явление» её «на пожарище Казанском», Г.З. Елисеев разъяснял: «Так как такого названия явленной иконе Казанской Божией Матери здесь в Казани никогда не придавалось, а дано оно в Москве; то мне кажется вероятнее предположить, что Ваша икона получила название от каких-нибудь местных обстоятельств, бывших в самой Москве. Притом иконе ли усвояется это название? - Г[осподин] Строев в своих объяснениях к выходам царей приписывает это название площади. Это, я думаю, и вероятнее, потому что, если бы икона Казанской Божией Матери отличалась этим характеристическим названием, то такое название постоянно бы придавалось ей. Между тем как в выходах царей название: что на пожаре , придано Вашей иконе всего три раза».(115) Действительно, давно известно, что «Пожаром» в г. Москве первоначально называлось место, на котором затем возникла Красная площадь, а в некоторых источниках так именовалось и место, где потом появились «Лубянская и Варварская площади».(116)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Владимирская икона Божией Матери. 1-я треть XII в. (ГТГ) Владимирская икона Божией Матери. 1-я треть XII в. (ГТГ) Появившиеся в раннехрист. искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Др. Руси. Нек-рые иконографические изводы сохранились почти без изменений, напр. образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии К-польской, 876; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502, и др.). Повторением древнего образца является изображение в алтаре ц. Св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр., в ц. Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Св. Софии К-польской, 1118; в соборе Гелатского мон-ря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в неск. вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с прор. Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись ц. Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в рус. традиции известно как «Знамение» , напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, до 1169; мозаика нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Икона Божией Матери «Знамение». До 1169 г. (собор Св. Софии в Новгороде) Икона Божией Матери «Знамение». До 1169 г. (собор Св. Софии в Новгороде) Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к к-рому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская , Тихвинская , Казанская и др.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Наполненные благодарностью Ей за все, что дает Она нам, мы славим Ее в наших молитвах: “Сущую Богородицу Тя величаем…”. А чувство благодарности — святое, угодное Богу. Вы все знаете, что сказал Господь исцеленному Им прокаженному: “Не десять ли очистилось? Где же девять? Вера твоя спасла тебя”. О, пусть каждый из нас всегда с таким чувством склоняется перед иконой Божией Матери и без него пусть не подходит к Ней со своими вздохами и молитвами. Мы приносим к ногам Божией Матери нашу сыновнюю горячую любовь к Ней, как к нашей Небесной Матери. Как Ее любит верующее сердце! Предание говорит, что когда апостол Лука написал несколько икон Божией Матери и принес их к Ней, Она сказала: с этими иконами отныне будет Моя благодать и благодать Родившегося от Меня. И вот знаки Ее любви к нам: тысячами своих икон Она усеяла всю православную землю, этими источниками света и радости для миллионов православных людей. Направляясь в этом году в Святую Землю, мы приехали в Дамаск. Мы увидели в соборе святителя Николая большую, почитаемую всеми православными арабами, икону Божией Матери. Перед ней горело много свечей. Нам сказали, что каждый православный араб в течение дня заходит в храм хоть на несколько минут, чтобы приложиться к этой иконе. В Ливане мы узнали о почитаемой на всем Ближнем Востоке иконе Божией Матери, носящей название Милосердной и Животворящей Помощи. В Палестине мы поклонились Иерусалимской иконе Божией Матери, в Гефсимании — чудотворной иконе Успения. Православные греки и арабы окружают эти иконы глубочайшим благоговейным почитанием. Много чудотворных икон Божией Матери знают православные страны. Но наша страна, наша святая Русь, в исключительной мере напоена этими святыми иконами. И недаром наши предки называли нашу Русь Домом Богородицы. Еще прежде, чем мы увидели свет. Она возлюбила нас, дав нашей Церкви, нашей родине эти бесчисленные залоги Своего с нами пребывания. И еще в нашем младенчестве и детстве наши верующие родители приносили и приводили нас к этим чудотворным святыням, поручали заботам и покрову Божией Матери, и, прежде чем мы сами сознательно стали приходить к Ней, Она уже благословляла нас, уже ласкала нас через эти святые иконы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

На первую половину учебного года приходятся два больших, двунадесятых праздника в честь Матери Божией — Рождество Божией Матери (21 сентября) и Введение во Храм Божией Матери (4 декабря). А 14 октября празднуется Покров Божией Матери, хоть и не двунадесятый, но очень почитаемый в России праздник. Чтобы дети почувствовали смысл этих праздников, нам, родителям, нужно отмечать их не только посещением, если возможно, церкви, но и в семейной жизни, нужно объяснять детям на языке «детского богословия», почему православные христиане так любят и почитают Божию Матерь. Даже самые маленькие дети понимают, что у Иисуса Христа была «мама», понимают, как она любила своего Сына, как Он ее любил, и они сами готовы инстинктивно любить ее. Довольно рано, лет в 8 или 9, способны они понять и более глубокий смысл почитания Божией Матери. Вот как мне приходилось объяснять его детям: «Бог стал человеком, чтобы спасти людей от силы зла, победить зло Своим страданием. Но надо было, чтобы мир мог принять Его. Надо было, чтобы среди людей нашелся кто–то такой святой, такой чистый, такой смиренный, чтобы принять Бога. Если бы не было Божией Матери, не мог бы Бог стать человеком, не смог бы Иисус Христос Своей жизнью и смертью спасти людей. Мария, Матерь Божия, стала живым храмом на земле, который принял в себя Господа». Более просто и более понятно для детей можно говорить с ними о «дне рождения» Божией Матери, можно отметить его в семейном кругу так, как обычно, отмечаются дни рождения детей, например, — испечь пирог или крендель, зажечь свечу или лампадку перед иконой Божией Матери. Можно рассказать детям, как долго не было детей у старых Иоакима–священника и Анны, как горевали они, как, по преданию, Анна расплакалась, увидев на дереве в саду гнездо с птенчиками, а Иоаким утешал ее, говоря, что ему в молитве явился ангел и сказал, что у них родится дочь. В день празднования Введения во Храм Пресвятой Богородицы мы вспоминаем, как совсем маленькую девочку Марию, будущую Матерь Божию, родители привели в Иерусалимский храм и оставили там на воспитание, как бы отдали в школу. Марию провожали девочки с зажженными свечами. Совсем самостоятельно поднялась Мария по ступеням огромного храма, и ее встретил первосвященник и провел в самое святое место храма. Никогда не было на свете никого лучше и святее Марии, Матери Божией, но и она отдала много лет тому, чтобы учиться при храме, и ученье свое начала торжественно и радостно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Смоленская церковь 1808 г., выстроена в формах классицизма с готическим декором архитектором А.Н. Бакаревым. Храм отреставрирован и действует. Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Приписные храмы: храм свт. Луки Симферопольского; храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; храм вмч. Георгия Победоносца; крестильный храм Предтечи Иоанна; часовня мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери расположена в историческом центре города, образовавшегося от слияния старинных поселений Вантеево, Копнино и Новоселки. Первый деревянный храм был построен в 1748 г. П.В. Евреиновой в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Через полвека храм обветшал, и жена владельца полотняных и бумажных фабрик коллежская асессорша Е.О. Баташова решила построить рядом со старой новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Строительство храма по проекту А.Н.Бакарева, ученика М.Ф. Казакова, шло пять лет и завершилось в 1808 г. Краснокирпичное здание с богатым белокаменным убранством — образец романтического направления в архитектуре классицизма. В 1938 г. храм Всемилостивого Спаса закрыли. Много лет он использовался под склад. Кладбище при храме уничтожили. В 1970-х гг. храм отреставрировали для Городского историко-краеведческого музея. В 1989 г. в стенах храма впервые был отслужен водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. До закрытия в храме находился особо чтимый Смоленский образ Пресвятой Богородицы. Во дворе храма в 1992 г. построили приходской дом с храмом-крестильней во имя святого Иоанна Крестителя. К храму Смоленской иконы Божией Матери в Ивантеевке приписан храм святого великомученика Георгия Победоносца в поселке Заозерный . http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=138 Церковь Смоленская является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). В храме особо почитаются: образ Смоленской иконы Божией Матери и местночтимая икона свт. Николая Угодника. Также в церкви хранятся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=01554

Очевидно, миниатюрист связал обычную тему «Поклонения волхвов» с типом, случайно привлекшим его внимание своей торжественностью, не входя в вопросы о смысле своего рисунка. Целый ряд мелких памятников южной Италии по преимуществу представляет Божию Матерь, держащую не Самого Младенца, но именно овальный медальон, с образом Младенца, в нем изображенным. Такова фреска XI столетия в пещерной капелле св. Лаврентия, у источника Вольтурно. Эта пещерная фреска относится еще к тем ранним произведениям бенедиктинской иконографии, которые целиком основывались на греко-восточной иконописи. На голове Божией Матери видна здесь, судя по поверхностному рисунку, большая тиара, из-под которой спускается на ее плечи и спину белое покрывало. Она облачена в торжественную парчевую далматику, с большими орнаментальными разводами по ней, и в оплечье, вероятно, с драгоценными камнями. Обеими руками сверху и снизу она придерживает большой овальный медальон из серебра или посеребренный, на котором изображен Отрок Эммануил, сидящий и благословляющий правой рукой. У ног Божией Матери изображен припадающий игумен монастыря; устроивший и расписавший пещерную церковь . Вся группа заключена в большой цветной (вероятно, радужный) ореол. Весьма возможна догадка последнего исследователя пещерных церквей южной Италии г. Эмиля Берто 213 , что здесь изображен не только аббат Епифаний (826–843), но он же и автор всей росписи. В виду предстоящего нам впоследствии описания вариантов и истории византийского чудотворного образа Божией Матери «Никопеи», заметим кратко, что если разобранные здесь типы Божией Матери и послужили его прототипом, то все же они не дают нигде типа, отвечающего тому народному «палладию», образу Божией Матери «поборницы» и «Взбранной Воеводы», каким была для Византии Никопейская икона. 4. Греко-восточная иконопись выработала также и обычный, существовавший, по своей натуральности, во все времена искусства, образ Божией Матери, сидящей на троне и поддерживающей Младенца или на левой руке, или на левом колене, при чем руки Матери заботливо охватывают тело Младенца у колен Его или у плеча. Такого же рода торжественные мозаические и фресковые образы Божией Матери в церквах Востока и Запада разнятся не в деталях типа, но по стилю и исполнению, а также по предстоящим святым (см. напр. фреску Бауита). Но когда этот тип подвергался иконному сокращению фигуры, то нередко получались новые варианты, оригиналы позднейших чудотворных и чтимых икон моленного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

С верой в помощь и покровительство Божией Матери, русские бросились на болгар и разбили их. После победы князь и войско со слезами благодарили Пресвятую Деву, стоя на коленях перед ее чудотворным образом, и в это время чудный свет, исшедший от лика Божией Матери, осенил всех предстоявших. И еще несколько раз Владимирская икона Божией Матери оказывала Русским помощь во время нашествия врагов. Так, например, в 1521-м году Москва была чудесным образом спасена от набега татар, которые подошли под самую Москву и хотели сжечь ее. Но Господь услышал молитву русских, молившихся пред иконой Его Пречистой Матери, и спас их от врагов. Рассказывают, что татары увидели вокруг Москвы множество войска и, устрашенные, побежали. В память этой помощи Божией Матери установлен праздник 23-го июня. Икона Владимирской Божией Матери была перенесена из Владимира в Москву в то самое время, когда страшный завоеватель Тамерлан, направлявшийся со своими полчищами на Москву, мгновенно повернул из русской земли обратно в свои степи. Память этого торжественного перенесения иконы празднуется 21-го мая, и в этот день церковь , воспоминая благодеяния, оказанные этой иконой, воспевает следующую песнь: «Сегодня торжествует город Москва, потому что принимает зарю солнечную, чудотворную Твою икону, Владычица. К ней мы приходим и молимся. Тебе же взываем: молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, чтобы Он сохранил этот город и все города и страны христианские невредимыми от нашествия врагов и спас души наша Своим милосердием». Икона эта находится теперь в Москве, в Успенском соборе. Много чудес оказала в России и икона Знамения Божией Матери, которая находится в Новгороде, в соборе, освященном в честь Божией Матери. В 1170 году великий князь Андрей Боголюбский осадил Новгород. Новгородцы обратились с горячей мольбою к Господу. Уже два дня продолжалась осада и в продолжение этих двух дней жители города не переставали умолять Бога о помощи. Вместе с ними молился и благочестивый архиепископ города, Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

1) Великомученика Иоанна Белградского; 2) Преподобного Сергия Радонежского. В сем храме чудотворная икона Божией Матери, именуемая Гребневская 111 . Григория Богослова , на Дмитровке, в Богословском переулке, когда построена, неизвестно. Главный храм в честь Преображения Господня. Приделы: 1) Иконы Божией Матери Владимирской; 2) Григория Богослова . Григория Неокесарийского , на Полянке, построена в 1679 году; другая церковь Тихона Амафунтского. Приделы: 1) Иконы Божией Матери Боголюбская; 2) Григория Богослова . Грузинской иконы Божией Матери, на Воронцовом поле, близ Яузы, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Иконы Грузинской Божией Матери; 2) Архангела Гавриила; 3) Святого Николая Чудотворца. В сем храме чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Грузинской иконы Божией Матери, в Никитниках, близ Варварских ворот, построена в 1628 году. Главный храм во имя Живоначальной Троицы. Приделы: 1) Иоанна Богослова; 2) Великомученика Никиты; 3) Николая Чудотворца. В сем храме чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Девяти мучеников Кизических, в Кудрине, каменная церковь построена вместо деревянной в 1735 году. Приделы: 1) Архангела Михаила; 2) Великомученицы Варвары. В сем храме особо чтимая икона девяти мучеников. Девяти мучеников, в доме княгини Мещерской в приходе Николая Чудотворца. В Хлынове. Девяти мучеников, в доме княгини Паниной, на Никитской улице, Димитрия Солунского, у Тверских ворот, когда построена неизвестно, а ныне существующая построена в 1791 году. Главный храм в честь Живоначальной Троицы. Приделы: 1) Великомученика Димитрия Солунского; 2) Великомученицы Екатерины. В сем храме Чудотворная икона Божией Матери Печерская. Димитрия Солунского, в доме призрения вдов и сирот духовного звания на Маросейке. Димитрия царевича, в Голицынской больнице, построена в 1801 году. Евпла архидьякона, двухэтажная, на Мясницкой улице, построена в 1750 году, Другая церковь верхняя во имя Живоначальной Троицы. Придел Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

«Жена моя принесла книгу от Купца В. Кулешова описание чудес Пресвятой Божией Матери Почаевской (Мирославский разумеет здесь настоящую книгу, напечатанную в Почаевской лавре первым изданием под заглавием: «Историческое сказание о святой чудотворной иконе Божией Матери Почаевской» в 1877 г.), а вместе с сим и святой воды из Ступеньки (т.е., из Стопы) Спасительницы Божией Матери Почаевской. Я взял книгу, прочел всю, нашел современные чудеса, совершенные Матерью Божией над капитаном Саварским Тамбовской губернии в 1850 году, как он водой Почаевской исцелился от рака на щеке; да в 1852 году Воинский начальник города Сувалок, Полковник С. Кушновский исцелился от семилетней слепоты глаза этой же св. водой... Положивши книгу, стал я на колени и начал молиться со слезами перед иконой Почаевской Божией Матери, дабы и меня несчастного помиловала и исцелила, отбросил пластырь с носа, откупорил флакончик с водой святой, обмочил палец, перекрестил рану три раза, и как только помазал ее святой водой, вдруг почувствовал во всем теле невыразимое, приятное ощущение, а в самой ране какое-то щекотание. В туже минуту рана, доселе мокрая и красная, сделалась сухой и черной.– Это было в 11 часов утра. Вечером я посмотрел в зеркало, – рана сузилась и края скорлупы кругом позаворачивались. – Видя ясно, как день, чудо Божией Матери, «Спасительницы нашей, и ее св. воды над собой, я снова стал на колени и начал молиться за ее благодатное, чудесное спасение. – На другой день, продолжает Мирославский, я увидел, что уже и половины раны не стало, а на третий и четвертый день и след ее простыл, и по настоящее время нос мой чист и цел». Истину этого события Мирославский засвидетельствовал собственноручным письмом «под анафемой», ссылаясь при этом как на непреложных свидетелей чуда, на служанку свою, «более года принимавшую участие в его излечении» Марию Шаверскую, жену свою Екатерину, Кунца В. Кулешова, Капитана г. Мошонкина, и «тысячи подобных в городе (Житомире) видевших его»1). 23) В июле 1882 года совершилось исцеление святой водой Почаевской, по заступлению Божией Матери, крестьянина Курской губернии Кондрата Бурсука от неустававшего в течении девяти суток у него кровотечения изо рта и носа. Когда больному дали св. воды от Стопы Божией Матери, то на другой день кровотечение остановилось, и больной доселе остается здоровымъ» 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Другие иконы, пожертвованные Фотием, суть: а) икона Нерукотворённого Спаса, 6) святого Феодора Стратилата и Фотинии; да в приделе святых мученик Адриана и Наталии –иконы: Спасителя, Адриана и Наталии и Неопалимой купины. Все эти иконы писаны на кипарисных досках и письма очень хорошего. В трапезе этого же храма на столпе в киоте поставлен образ Боголюбивой Божией Матери – верный список с настоящей иконы Боголюбской Божией Матери – такой же меры – написан по усердию настоятельницы монастыря, игуменьи Максимиллы. Риза на образе серебряная. В этом же Введенском храме попечением и усердием настоятельницы монастыря игуменьи Евгении, по указанию члена археологического общества, протоиерея А. Свирелина , устроены три киота, в которых собраны из монастырской ризницы особенно замечательные по древности и искусству иконописииконы. В первом киоте поставлены иконы: 1 . Спасителя, благословляющего, в окладе серебряном с вызолоченными полями. Икона эта, по преданию, есть вклад царицы Натальи Кирилловны; 2 . икона Владимирской Божией Матери в ризе серебряной, вызолоченной – вклад г. Марии А. Слободской – икона уважаемая в её роде; 3 . икона Ахтырской Божией Матери – вклад Г. Ерлыковой, икона – свято хранимая в её роде. Во втором киоте – иконы: 1 . Казанской Божией Матери с предстоящими Петром и Наталиею в серебряной ризе с драгоценными украшениями; венец с короною, убрус жемчужный, в убрусе звезда с 4 камнями красными и 4 голубыми, ожерелье низано жемчугом с алмазами; по преданию вклад царский; 2 . Владимирской Божией Матери – письма древнего с украшениями – вклад известной (см. далее) Натальи Ивановны Взимковой; венец на ней с короной и оклад серебряные, вызолочены, убрус и ожерельице среднего жемчуга; на полях лики нескольких святых; 3 . икона Иверской Божией Матери – художественного письма в серебряной, позолоченной ризе. В третьем киоте иконы: 1 . Знамения Божией Матери; 2 . Казанской Божией Матери – в серебряной ризе и окладе с финифтяными украшениями, – по преданию, вклад царский; убрус и ожерельице низаны жемчугом;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010