Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Рязань Святыни Рязанской области [ править править код ] Рязань . Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля: мощи свт. Василий (XIII в.), Мелетий и Гавриил (XIX в.) Рязанские, «Феодотьевская» икона Божией Матери. Скорбященский храм: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лазаревский храм на Лазаревском кладбище: блаж. Василий Кадомский (XIX в.) (часть мощей). Свято-Троицкий монастырь: свт. Мисаил (XVII в.) и Феодорит (XIX в.) Рязанские. Никольский храм в Ямской Слободе (подворье Иоанно-Богословского монастыря): блаж. Любовь Рязанская (ХХ в.). Касимов . Троицкий храм: мощи свящ. исп. Сергий Правдолюбов (Касимовский) (ХХ в.). Никольский храм: иконы Божией Матери «Касимовская-Казанская» и «Всех скорбящих Радость – Митинская». Сынтул, пос , Касимовского района. Покровский храм: мощи свящ. исп. Александр Орлов (ХХ в.). Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская». Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова. Солотча , пос. (20 км. к северу от Рязани). Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь: благ. кн. Олег Рязанский (XIV в.), «Казанская» икона Божией Матери. Кадом . Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая». Выша , село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.). Эммануиловка , дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери. Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы).

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

457. Канонник , в восьмушку, 207 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы: 131 а, 164 и 187 а. Всех канонов двадцать. Между прочим каноны: 1) Владимирекой Божией Матери (85–96 об.); 2) Покрову Богородицы (97–108); 3) Знамению от иконы Псковской Божией Матери (121–131); 4) Знамению от иконы Новгородской Божией Матери, священно-инока Пахомия Логофета (165–174 об.), 5) Тихвинской Божией Матери (175–187 об.), 6) Сергию Радонежскому (188–200 об.). 458. Канонник , в восьмушку, 201 л., полууставом конца XVIII в., в поврежденном кожаном переплете. Чистые листы: 4. 5, 22, 130, 181 и 182. Всех канонов тринадцать. Можно отметить канон Казанской Божией Матери (6–21). 459. Канонник , в восьмушку, 190 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 51, 67, 114, 115, 137–147, 179–190. Всех канонов двенадцать. Между прочими каноны: 1) Знамению Божией Матери (40–50); 2) Владимирской Божией Матери (80–94 об.) 3) Казанской Божией Матери (95–113 об.); 4) Покрову Богородицы (128–136 об.). 460. Канонник , в восьмушку, 171 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете; чисгые листы: 15 и 97. Всех канонов четырнадцать. Между прочими каноны: 1) Ангелу-грозному воеводе, творение Парфения юродивого (69–78) и 2) Моисею Мурину (139– 146 об.). На 169–171 листах две молитвы за отца и матерь: а) «Владыко Христе Спасе мой услыши молитву раба твоего, помяни душа преставльшихся раб своих»; б) Боже, приемый жертву Авраамлю и призривый на всесожжение. 461. Канонник , в восьмушку, 166 лл., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Листы 164–166 поисточены; 118 л. подклеен с ущербом для текста; 32 лист чистый. Всех канонов восемь. 462. Канонник , в восьмушку, 158 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Всех канонов двенадцать. На лл. 150–151 список имен для поминовения. 463. Канонник , в восьмушку, 135 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. На 102–107 л.л. начало вечерни. Всех канонов тринадцать. 464. Канонник , в восьмушку, 125 лл., полууставом XVIII в., с несколькими изящными большими буквами, в бумажном переплете. Подклеены листы: 1–33, с ущербом для текста – 35-й; лист 34-й чистый. Всех канонов одиннадцать. Между прочими канон Феодоровской Божией Матери (1–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(39) См.: Романский Н.А., свящ. Где находится подлинная чудотворная явленная икона Казанской Богоматери//Московские Церковные Ведомости. - 1904. - 50. - С. 585 - 589.; - 51 - 52. - С. 598 - 602.; - 1905. - 4. - С. 41 - 46.; - 5. - С. 51 - 53. (40) См.: Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Октябрь. - С. (327) - 339.; - Ноябрь. - С. (478) - 489.; - Декабрь. - С. (620) - 643. (41) Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Октябрь. - С. 328. (42) Судебный процесс по делу о похищении иконы Казанской Божией Матери. Речь защитника Захарова прис. пов. К.В. Лаврского. Заключительная речь председателя суда С.В. Дьяченко. Приговор суда//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Июль - Август. - С. 221 - 222.; Казанский Богородицкий Девичь Монастырь. История и современное его состояние./Священника Евфимия Малова./Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной Чудотворной Иконы Казанской Божией Матери. Полный стенографический отчёт с приложением всех судебных речей. - Репр. изд. - Казань: Издательство Сергея Бузукина, 2012. - С. 221 - 222. (43) Так в оригинале. - И.А. (44) Судебный процесс по делу о похищении иконы Казанской Божией Матери. Речь защитника Захарова прис. пов. К.В. Лаврского. Заключительная речь председателя суда С.В. Дьяченко. Приговор суда//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Июль - Август. - С. 222. (45) Базарянинов. По поводу святотатственной покражи явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери. (Публичное чтение в Тамбов. вагон. мастерских 12 декаб. 1904 г.)//Тамбовские Епархиальные Ведомости. - 1905. - 5 (29 января). - С. 229 - 238.; - 6 (5 февраля). - С. 269 - 279.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Византийское почитание Божией Матери основалось на примере самой столицы, где не только народ, но и власти, начиная с императоров, проявляли в этом культе высшее религиозное одушевление, и всенародные жертвы их отличались непрестанным рвением. Правда, историческая критика требует от нас пока решительно отрицать постройку церквей Божией Матери при Константине и его преемниках. В большинстве случаев, когда у Кодина встречается упоминание имени Константина Великого в связи с храмом во имя Божией Матери, следует разуметь, что происхождение церкви неизвестно; в малом числе случаев можно предполагать здесь Константина Порфирородного. Откуда взял историк Кедрин сведение, сообщаемое им под 13–15 годами царствования Константина Великого , будто император, под влиянием сновидения, задумал основать близ Рима город, посвященный Богоматери, нам неизвестно, но в основе рассказа лежит, очевидно, какое-то древнее предание. Напротив, несмотря на отсутствие прямых свидетелей и в силу лишь косвенных указаний, мы имеем право придавать большое значение всем указаниям на середину V-ro столетия и особенно на эпоху, совпадающую с полемикой против Нестория и его ереси и с временем благочестивых императриц Пульхерии и Евдокии. Можно считать фактически достоверным, что в правление Маркиана и Пульхерии (450–457) и затем в более продолжительное время царствования Льва (457–474) был построен целый ряд церквей, молелен и часовен во имя Божией Матери. Правда, большинство этих храмов не были большими и обширными, а скорее – моленными домами или так называемыми мартириями, – часовнями для хранения святынь. Таковы: церковь Влахернской Божией Матери 229 , Халкопратийская 230 часовня Святой Раки, малая (без монастыря) церковь Одигитрии 231 , частная молельня во имя Божией Матери Кира, подобная же во имя Диакониссы (около 598 года), храм Божией Матери Жезла и, по-видимому, несколько часовен Божией Матери в самом дворце. Ряд фактов (см. ниже) удостоверяет нас в том, что и самое почитание Божией Матери и святыни, связанные с ее памятью, шли с Востока, а именно из Палестины и Египта; но Константинополь явился в этом случае воспреемником обычая, им возведенного затем в догму.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Справа от иконы Казанской Божией Матери висит храмовый образ св. кн. Владимира, изображенного в полный рост в красном княжеском плаще. В храме имеются еще три изображения св. равноапостольного князя Владимира: в алтаре Успенского придела, копия с образа св. князя Владимира работы В. М. Васнецова над входом в притвор, и над дверью из притвора в храм. Напротив Казанской иконы, у левого клироса помещается икона Божией Матери Скоропослушницы, а слева – преп. Сергия Радонежского. В главном приделе находятся также образа Иверской Божией Матери, список с чудотворной иконы Богоматери в Иверском монастыре на Афоне; свт. Николая Чудотворца в вызолоченной ризе, который по времени написания старше самого храма; иконы Тихвинской Божией Матери и Божией Матери «Знамение», а также Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В соборе есть еще несколько образов Святителя и Чудотворца Николая, и хорошего письма образ преп. Серафима Саровского с житием. В Успенском приделе можно увидеть интересный, большой образ св. блг. великого князя Александра Невского, изображенного в полный рост, написанный «в лето 1930 месяца ноемвря в 16 день» архидиаконом Свято-Троице-Сергиевой Лавры Серафимом Вавиловым. В алтаре Успенского придела хранится образ Успения Божией Матери, из подворья Киево-Печерской Лавры в С.-Петербурге. Это список с чудотворной иконы Успения Божией Матери, главной святыни Лавры. В собор попал после закрытия подворья. В Никольском приделе помещается образ Покрова Божией Матери, писанный в 1898 году как благословение Свято-Афонской горы келлии св. Иоанна Златоустаг о старца иеросхимонаха Кирилла с братиею. Рядом стоит большая с ниспускающимися лампадами Голгофа, сооруженная в 1894 году и бывшая в ту пору новинкой в церковном обиходе. В соборе сохранились замечательные Евангелия, в том числе большое, именуемое Берлинским. Оно было напечатано в 1689 году, и имеет драгоценный, изящной работы, оклад из позолоченного серебра с пятью живописными миниатюрами в медальонах, изображающими Воскресение Христово и четырех Евангелистов. По преданию, Евангелие было пожертвовано в собор Императрицей Елизаветой Петровной. Вес его – более пуда.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

  Слово в Неделю о Страшном Суде Иконы Божией Матери " Взыскание погибших " Всенощное бдение 17 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Неделя о Страшном Суде - это напоминание Церкви о Втором Пришествии Христовом. В это же воскресенье - праздник иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . И празднование Сретения Господня совпадает в этом году с воспоминанием Церкви о Страшном Суде. Это такое же значительное совпадение, как и в прошлое воскресенье, когда мы совершали память святых новомучеников и исповедников Российских в Неделю о блудном сыне. Несколько слов об иконе " Взыскание погибших " . Икона Божией Матери " Взыскание погибших " стала чудотворной в восемнадцатом веке после того, как благочестивый крестьянин Феодот Обухов из селения Бор Калужской губернии, возвращаясь из храма после праздника, где он молился перед иконой Божией Матери, попал в страшную снежную бурю. На дворе стоял лютый мороз. Сбившись с пути, крестьянин остановился у оврага, в бессилии и отчаянии выпряг лошадей, привязал их к оглоблям, а сам, закутавшись, лег в сани, сознавая, что замерзает. В своем угасающем сознании он успел только увидеть ту икону, перед которой молился в храме ( " Взыскание погибших " ), и воззвал к Божией Матери о милости. Через некоторое время другой крестьянин из близлежащего селения услышал под окнами своего дома голос: " Возьми " . Он вышел на улицу и увидел в санях замерзающего Феодота Обухова - своего друга, чудесным образом оказавшегося в этом месте и спасенного заступничеством Божией Матери. Это и есть то чудо, после которого по просьбе спасенного в беде человека была написана икона Божией Матери " Взыскание погибших " , память которой Святая Церковь празднует сегодня. Икона Божией Матери " Взыскание погибших " всегда почиталась в России, в Москве. Само ее наименование говорит о том, что Божия Матерь всегда готова взыскать тех, кто погибает. Она молится там, где уже отчаяние, и там, где уже нет никакой надежды на спасение. Она молится и за погибающих в пороках, и за страждущих в безнадежных болезнях. Она заступается вместе с матерями в их молитвах за погибающих детей. И конечно, смысл этой иконы - в молитве Божией Матери, которая достигает того, перед чем мы сегодня предстоим: перед памятью о Страшном Суде, когда Пришествие Христово будет предварено явлением антихриста - " человека беззакония " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_16...

Димитрия Ростовского ; Николая Чудотворца. Скорбящих Радость иконы Божией Матери, на Большой Ордынке, построена в 1683 году. Главный храм в честь Преображения Господня. Приделы: Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»; Варлаама Хутынского. В сем храме чудотворная икона Божией Матери Скорбящих Радость 118 . Скорбящих Радость, на Калитниковом кладбище, первоначально построена деревянная в 1772 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Александра Невского. Скорбящих Радость, в Смирительном рабочем доме, на Стромынской улице, построена в 1850 году. Скорбящих Радость, в богадельне Московского Человеколюбивого общества, на Маросейке, построена в 1829 году. Скорбящих Радость, в доме князя Голицына, в Сущёве. Смоленской Божией Матери, за Смоленским рынком, на Плющихе, построена в 1691 году. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) Смоленской Божией Матери; 3) Рождества Иоанна Предтечи; 4) Константина и Елены. В сем храме особо чтимая икона Божией Матери Смоленская. Смоленской Божией Матери, в доме госпожи Орловой, на Хитровом, рынке, построена в 1695 году. Сорока Мучеников, близ Новоспасского монастыря, построена в 1645 году Приделы: 1) Апостолов Петра и Павла; 2) Николая Чудотворца. Софии Премудрости Божией, на Софийской улице, близ Кузнецкого моста, когда первоначально построена неизвестно; нынешняя построена в 1650 году. Приделы: 1) Казанской Божией Матери; 2) Николая Чудотворца. Софии Премудрости Божией, в Средних Садовниках, против Кремля. Построена в 1686 году. Другая церковь в честь Божией Матери Взыскания Погибших. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Апостола Андрея Первозванного. Софии мученицы и дочерей её: Веры, Надежды и Любви, на Миусском кладбище, построена в 1823 году. Приделы: Знамения Божией Матери; Митрофания Воронежского . Сошествия Святого Духа, на Даниловском кладбище, построена в 1829 году. Приделы: Семи Херсонесских епископов; Успения святой Анны. Сошествия Святого Духа, на Лазаревском кладбище, первоначально построена в 1748 году, а в настоящем виде существует с 1787 года. Приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Но если во гробе распадающееся наше тело, как учат святые отцы, очищается от страшной скверны здешней, земной жизни, то телу Пречистой Девы очищаться было не от чего. Поэтому Она восстает силою той же Славы Божией, с которой встречает Её Спаситель, силою той же Славы Божией Она воскрешается и возносится на духовное небо. И, как вы слышали в сегодняшней литургии, ангелы, Успение Пречистой видевши, удивились, как Дева возносится от земли к небу. Это вознесение и есть прославление тела Богоматери. Божия Матерь была творением Божиим, и вот это творение возносится к самому Богу и увенчивается Славой Божией, той самою Славой Божией, которой был осиян Христос на горе Преображения. Вот он венец — царственный венец! Божия Матерь, становится Небесною Царицей и становится рядом с Царём Небесным. Это и есть прославление Божией Матери. Это и происходит в Успении. И потому-то Успение мы празднуем так особенно, торжественно, так любим этот праздник, и такое он имеет огромное значение. Ведь творение — тело Богоматери обоживается, покрывается Славою Божией. А это творение есть частичка тварного мира. Значит, тварный мир какой-то своей частичкой участвует в этом прославлении Славою Божией. Что это значит? Это значит, что тварь, наша земля, наше небо уже превращается в Успении Божией Матери какой-то своей частичкой в Новое Небо и в Новую Землю. Это значит, что завершается цель Творения Божиего. Вся тварь, всё творение имеет цель. Оно было «добро зело», когда вышло из рук Творца. Оно, творение, имеет цель это «добро зело» раскрыть в себе. И оно раскрывается в Успении и прославлении Божией Матери — достигнута цель творения, «оправдалась премудрость в чадах своих», говорит Писание. Вот это и происходит в Успении Божией Матери, которое есть Её прославление. Творение стало Богоматерью, Богоприемлющей, Обоженною. И зарницы лучей Славы Божией, в которых стоял Христос на Фаворской горе и сейчас сияют над нами в небесах, в духовном небе. В этом смысл, в этом значение сегодняшнего праздника Успения. Но об этом смысле, об этом значении прославления Божией Матери в Успении вы услышите во время чинопоследования погребения Божией Матери, которое будет совершаться у нас в храме сегодня вечером.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

(6) См.: [Елисеев Г.З.] Краткое историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. - Москва: «В Университетской Типографии», 1849. - 65 с. (7) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 274. (8) См.: Там же. (9) См.: Казанская чудотворная икона Божией Матери//Православный собеседник, издаваемый при Казанской Духовной Академии. - 1858. - Часть третья. - С. (591) - 412. (10) Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - С. 42 - 51. (11) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1904. - Часть вторая. - С. 258 - 275. (12) Там же. - С. 274. (13) См.: Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Московского Казанского собора протоиерея Д. Кастальского. - Москва: Типография И.Д. Сытина и К°, 1889. - 71 с.: ил.; Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Протоиерея Д. Кастальского. - Москва: Издание причта Московского Казанского собора (Типография «Рассвет»), 1892. - 63 с. (14) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 274. (15) Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html (дата обращения: 08.02.2018) (16) См.: З[авьялов] А.А. Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге//Санкт-Петербургский Духовный Вестник. - 1895. - 16. - С. 363 - 367.; - 18. - С. 406 - 411.; - 20. - С. 447 - 450.; - 22. - С. 487 - 491.; - 24. - С. 532 - 534.; - 25. - С. 550 - 553.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Со временем в монастыре появились многие насельницы. Им выделялся участок для пост-ройки келий и для посадки садика с плодовыми деревьями. Иноческий ус-тав обители был принят в 1886 г. Святейшим Синодом, утверждена и сама обитель. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Валентина. При ней обитель достигла наибольшего расцвета. В 1903 г. были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, все изделия очень высокого ка-чества. Существование этих мастерских поправило материальные дела оби-тели. Насельницы жили и живут в отдельных домиках, встречаясь в храме и за трапезой. В 1883 году 14 февраля был освящен храм во имя Казанс-кой иконы Божией Матери, построенный архимандритом Антонином Капусти-ным на пожертвования. В этом храме и хранятся величайшие Святыни - ка-мень Иоанна Предтечи и чудотворная икона Божией Матери. Из поколения в поколение сохраняется и передается предание о чуде, связанном с этой иконой. В 1914 г. был голод и разразилась эпидемия чумы. В монастыре уже умерли восемь сестер. Сестры были очень опечалены происходившим и просили заступничества у Божией Матери. Однажды во время богослужения икона поднялась с аналоя и проплыла по храму вокруг сестер и был глас, чтобы был прочитан 12 раз Акафист Казанской иконе Божией Матери и тер-ритория монастыря была обнесена иконой Божией Матери. После этого эпи-демия прекратилась, больше никто не умер. Мы потом были на сестринском кладбище, видели те могилы. Видели и могилки новомучениц-сестер монас-тыря, матери и дочери Варвары и Вероники, убиенных злоумышленником в 1983 году. Традиция обносить территории монастыря иконой Божией Матери сохраняется и по наше время. Ежевечерне одна из сестер обходит стены обители, читая Богородице Дево> и крестя иконой стены и домики. В престольный праздник иконы Казанской Божией Матери после Всенощной чи-тается всегда 12 раз ей Акафист. Вот Промысел Божий! Случайно (?)я взяла, с собой в поездку Акафист Казанской иконе Божией Матери, еще не зная о Святыне Горней. С какой радостью он был прочитан мной и палом-ницей-москвичкой, жившей со мной, в день отъезда из Горней после того, как приложились к чудотворной иконе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010