26 июня 1936 г. было постановление Ивановского облисполкома о закрытии храма за долги. 10 июля 1936 г. верующие опротестовали постановление облисполкома во ВЦИКе, причем опровергали они именно аргументы, указанные в постановлении. В письме они указывали, что необходимости в здании для клуба нет, т.к. клуб располагается в 2 зданиях (каменном и деревянном). Опровергали они и утверждение о полной возможности удовлетворять религиозные потребности в с. Калитово (с. Калитеево), т.к. хотя до него действительно 2 км., но между селами протекает р. Еза, а моста через нее нет, да и спуски к ней с обеих сторон довольно крутые. Это делало крайне проблематичным, например, похороны, для жителей с. Ельтесуново, Чаганово, Мельничной, Степанихи и Кормилково. Указывалось, что из примерно 320 домохозяйств свыше 270 за оставление храма. О задолженности верующие умолчали. 17 июля Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК затребовала у облисполкома все дело о закрытии храма, что 22-го облисполком и сделал. 13 сентября Комиссия составила заключение на церковь: «Церковь закрыта постановлением президиума Ивановского облисполкома от 26/7 – 36 г. Здание предполагается использовать под клуб. Средства на переоборудование выделяет колхоз. Ближайшая действующая церковь остается в 2 км. Основания закрытия: общество отказалось от содержания церкви. Массовая работа вокруг закрытия церкви проведена. Верующие в жалобе указывают, что церковью в 2 км им неудобно пользоваться (речка, овраги). Полагаю: церковь закрыть под клуб». 20 октября 1936 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление президиума Ивановского облисполкома от 26/7 – 36 г. о ликвидации церкви в с. Ельтесуново. Из кн.: Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 67, 91, 103. В 2004 г. силами жителей села с помощью спонсора А.С. Прохорова в Ельтесуново построена и освящена деревянная часовня в честь Галатской иконы Божией Матери. Комментарии и обсуждение Ельтесуново довольно большое село, и в нём когда-то была большая каменная церковь, но в советское время она уничтожена. Деревянная часовня выстроена недавно на народные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=01756

Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и при ней такая же колокольня – когда и кем построены, неизвестно. Надписи на церковных антиминсах показывают, что теплая церковь во имя Святителя Чудотворца Николая освящена в царствование императрицы Елизаветы Петровны (6 декабря 1741 - 5 января 1762), а холодная – в честь Успения Пресвятой Богородицы – в царствование императора Павла Петровича (6/17 ноября 1796 - 12/24 марта 1801). Из святых икон особенным почитанием и уважением народа пользуется Галицкая икона Божией Матери, которой местные жители приписывают избавление от холеры 1848 года. В числе богослужебных книг имеется старинное Евангелие с надписью: «приложили сию книгу Евангелие в дом Пречистой… Успению напрестольное печатное… поп Василе Василев, да крестьянин Матвей Иванов, да Козьма Иванов, да Василей Логинов, да Михайло Мелентьев, да Иван Борисов по своих душах и своих родителях лета 1653». Копии метрических книг с 1801 года, а исповедных росписей с 1824 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1881 году и хранится в церкви. Земли церковной имеется: усадебной 330 квадрат. сажен, пахатной и сенокосной 36 десятин 320 кв. сажен. На пахатную и сенокосную землю имеется план. Причт по штату: священник, диакон и псаломщик. На содержание от земли, с процентных бумаг и за требоисправления причт получает до 1242 рублей в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит: из села (161 дв.) и деревень: Стефанихи, Мельниц, Чаганова, Морозова и Корнилковой. Расстоянием от церкви деревни не далее 3 верст; препятствий к сообщению с ними нет. Всех дворов в приходе 376; душ мужского пола 1106, женского пола 1249. Владимирского уезда села Елтесунова священнику Александру Крылову 10 января 1867 г. разрешено открыть училище в своем доме. В 1884 г. в селе была открыта церковно-приходская школа. С 1889 года она помещается в доме, построенном попечителем школы, временным Владимирским купцом Иваном Симаниным. 5 июня 1934 г. ВЦИК пишет в Собинский райисполком: «Граждане с. Ельтесунова жалобой во ВЦИК указывают на запрещение с Вашей стороны «пасхальных» хождений по домам верующих при отсутствии эпидемических заболеваний и на развивающееся хулиганство вокруг церкви, битье стекол в окнах здания, поломку решеток и дверей в ограде и проч. Комиссия поручает Вам с получением сего принять меры к прекращению этих явлений. Виновных привлеките к ответственности».

http://sobory.ru/article/?object=01756

9 апреля 1935 г. была произведена проверка вверенного имущества религиозной общины с. Ельтесунова Небыловского района; во время проверки не оказалось серебряных риз с икон, 3 крестов, «корок» с Евангелий и др., всего на сумму 8260 рублей. Из этой суммы верующие смогли сразу внести 800 рублей. 17 октября того же года состоялось судебное заседание о взыскании оставшихся 7460 рублей. Староста Феофанов предоставил суду книгу записей церковных ценностей, составленную 22 февраля 1880 г., где под номером 48 значилась серебряная риза весом 16 фунтов 48 золотников, вместо указанных по акту недостачи имущества 22 фунтов. Иск сократили на 1540 рублей, тем самым подлежало возмещению в пользу истца 5920 рублей и 149 рублей судебных издержек. 21 ноября собрание группы верующих и церковного совета постановило: «Группа двадцатки не в силах содержать эту церковь в виду того, что остальные верующие 528 членов отказались по мощи содержать церковь, а поэтому группой двадцатки постановили закрыть церковь и передать ключи в распоряжение Ельтесуновского сельсовета». 6 января 1936 г. Ельтесуновский сельсовет предложил «верующим, желающим вновь открыть церковь, подавать заявления в Ельтесуновский сельсовет; срок подачи 15 января 1936 г. на ниже следующих условиях: 1) необходимо создать новый состав церковного совета и двадцатки; 2) со внесением полностью задолженности за церковное имущество и ремонт помещения» . Желающих вновь открыть церковь при условии внесения полностью задолженности за церковное имущество не нашлось. 12 января состоялось общее собрание молодежи Ельтесуновского сельсовета (78 человек), на котором единогласно постановили закрыть данную церковь и отдать под культурные нужды. 13 января прошло общее собрание учеников Ельтесуновской школы, на котором, заслушав председателя сельсовета Н.И. Орлова, постановили единогласно «просить … сельсовет и Небыловский Р.И.К. о закрытии церкви и ее под школу и клуб». 15 января состоялось общее собрание колхоза «Прим. Пахарь», на котором также единогласно постановили закрыть церковь с целью открытия школы и культурных помещений. 12 февраля состоялось общее собрание колхоза «Путь к социализму» с. Ельтесунова (168 человек), на котором большинством голосов (157 человек) постановили «церковь закрыть, учтя важность, что посещаемость церкви доходило не более как 10-15 человек всего прихода и одне старики» и «открыть в … церкви очаг культуры – школу семилетнего образования». 22 марта сельсовет сообщил в Небыловский райисполком: «1) здание бывшей церкви технически годное на постройку школы и прочих культурных учреждений; 2) время постройки бывшей церкви примерно 150 лет; 3) расстояние от ближайшей церкви до Ельтесунова 1 км».

http://sobory.ru/article/?object=01756

Эта икона Божией Матери находится в Константинополе, в Пергии или в Пиргии, т. е. в башне. Название свое она получила от Галаты, части Константинополя, где находится икона. В честь нее был в древности даже монастырь, но он просуществовал только до XVII века. Точная копия с этой иконы находится в Москве, в церкви св. Тихона, у Арбатских ворот. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Галацкая (но без державы у Спасителя). Фрагмент иконы " Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери " . Первая половина XIX века. Файл 13817.jpg:   Размер: 608x700, 0.43 MPix, 77 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (286) , (15) . Описание: Богоматерь Галатская. Иконный образец. Начало XIX века. Материал, техника: бумага, оттиск, сажа. 10,5 х 8,8 см. Место создания: Россия. Государственный исторический музей, Москва. Файл 32837.jpg:   Размер: 647x800, 0.52 MPix, 162 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (86) , (3) . Описание: Икона Богоматери " Галатская " . XVIII век. Дерево, левкас, темпера. 124 х 81 см. Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф.Коновалова. Файл 32838.jpg:   Размер: 300x452, 0.14 MPix, 62 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (121) , (3) . Описание: Галатская, июля 4 д. (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. - Москва : Манухин, 1866. – С.26-27. С. 27: Месяц Июль. 4 д. Галатская. Точное изображение иконы Богоматери Галатския, что в пергии, находится в Москве, в церкви св. Тихона чудотворца, что у Арбатских ворот. РГБ.) Файл 34915.jpg:   Размер: 587x767, 0.45 MPix, 175 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (48) , (1) . Описание: 48. Галатская. Свое название икона получила от местности Галаты – части Константинополя, где она находилась. В древности в ее честь был устроен монастырь, который просуществовал до XVII в. В России точный список Галатской иконы долгое время находился в храме святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, который был разрушен в 1933 году. Сейчас икона находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. (Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных р[...]

http://pravicon.com/icon-77

(НБ МГУ. 10536-22-71). Гравюра работы Г. П. Тепчегорского (1713 (1714?)) входит в комплекс изображений Богородичных икон (ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 1213), использованных в качестве иллюстраций в сб. «Солнце Пресветлое»; ее иконография идентична изображению на иконе из ц. свт. Тихона Амафунтского. Текст сказания приведен с нек-рыми сокращениями по кн. Иоанникия (Галятовского), архим. , «Небо Новое» (Львов, 1665) и ничего общего с поздней историей Г. и., известной по изданиям XIX в., не имеет. В рукописи никак не отражена топографическая связь с указанным под гравюрой местом - «в Пергии». Более того, чудотворения исходят от иконы, находящейся в Галлии, к «Пресвятой Богородице иже в Галении» обращались за помощью. Так, согласно сказанию, «Галенская» икона была явлена некоему Кливию (Филиппу Кливию - по Галятовскому) из Бургундии, плененному во время войны с французами. По молитве к Божией Матери он был избавлен от уз и во исполнение обета отправился на поклонение иконе Богоматери в место «Галиов». Далее приводятся еще 3 чуда от иконы: избавление Антония Хамберия из англ. плена, спасение Стефана Робина «от морского потопления», помощь воину Георгию (Гериону Парментарию - по Галятовскому), упавшему в «реку Скалдим» (предположительно р. Скальд в Галлии Белгика, ныне р. Шельда (Эско)). В дополнение к тексту сказания в «Небе Новом» Моховиков поместил дату явления иконы - 4 июля 440 г. Это же сказание о «Галенской» иконе с аналогичной гравюрой помещено в копии «Солнца Пресветлого», сделанной в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42. Л. 99-99 об.). К-польская история иконы, названной «Галатская», начата публикациями XIX в. (напр., Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы); в списках икон «Галенская» отсутствует. При всей разнице происхождения икон, по версии Галятовского и авторов XIX в., они созвучны по названию, имеют одну иконографию, день празднования Г. и. приходится на 4 июля (мифический день явления «Галенской»). Изображение Г. и., как правило, входит в состав свода чудотворных икон и известно как в иконах, так и в гравюрах.

http://pravenc.ru/text/161509.html

http://www.apartment.ru/Article/48793506.html Тихона, епископа Амафунтского, святителя, у Арбатских ворот церковь (уничтожена). Впервые упомянута в документах за 1620 г. и до середины XVII в. именовалась «церковь великого Чудотворца Николы, да в деревянном приделе Тихон Чудотворец». В пожар 1629 г. Тихоновский придел сгорел, а каменный Николаевский храм уцелел, и вскоре к нему с южной стороны пристроили главную каменную церковь святителя Тихона Амафунтского, а Николаевский храм стал его приделом. Новая каменная церковь была освящена в 1690 г. патриархом Адрианом. В 1756 г. живший в здешнем приходе граф Г.И. Головкин пристроил к стене старого храма новый придел – в честь Воскресения Словущего. Храм был украшен лепниной известным скульптором Г.Т. Замараевым. В конце XVIII в. возвели каменную колокольню с двумя палатами. В 1792 г. были разобраны монументальные Арбатские ворота Белого города, и Тихоновский храм оказался на новой площади. Самой поздней пристройкой стала каменная паперть, ведущая в главный храм (1862 год). Годом раньше разобрали второй этаж над Николаевским приделом, где находилась домовая церковь канцлера Головкина. Внешне храм состоял из двух, как бы отдельных церквей, что было весьма необычно для Москвы. В нижних ярусах всех трех ампирных иконостасов и в особых киотах на стенах находились древние иконы, некоторые из которых относили к XVI веку. Два образа почитались чудотворными – святителя Тихона Амафунтского в виде складня и большой иконы Божией Матери «Утоли моя печали» – точный список, сделанныйвскоре по явлении чудотворной иконы в Воскресенском монастыре города Шклова. Специально для последней иконы в Тихоновской церкви в 1817 г. был устроен придел иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Среди почитаемых икон была и храмовая – святителя Николая с клеймами царских иконописцев XVI века. В местном ряду иконостаса находилась византийского письма Галатская икона Божией Матери конца XVI – начала XVII века, привезенная из малоазийского города Пергии (Турция). Богоматерь и Богомладенец изображены на ней со скипетром и державой в руках, в одеянии византийских царей и с коронами на головах.

http://sobory.ru/article/?object=34975

Ельтесуново. Часовня Галатской иконы Божией Матери. Галатская часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Галатской иконы Божией Матери Год постройки:2004. Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Ельтесуново Координаты: 56.23686, 39.88895 Проезд:Автодорога Владимир-Кольчугино. На девятом км от пос. Ставрово правый поворот и указатель " В Алепино, к русскому писателю Владимиру Солоухину " . Далее 4км до д.Васильево и направо 2км до д.Ельтесуново. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты с. Ельтесуново. Галатская часовня. «Интереснейшая история у села Ельтесуново. В церковной летописи сказано: " Ельтесуново - название греческое, оно примерно означает " зоопарка " . В церковных окладных книгах 1628 года написано: " Церковь Успенья Пречистой Богородицы вотчины Орины Никитичны в с. Ельтесуново дани 5 алтын 5 денег " . В 1677 году село названо вотчиной московского Спаса Нового монастыря. В книгах записано, что теплая Никольская церковь Ельтесуновского храма освящена в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а холодная Успенская - в царствование императора Павла Петровича. В Ельтесуновском приходе почиталась Галатская икона Божией Матери. Она избавила местных жителей от холеры в 1848 году. В этой церкви хранилось Евангелие " напрестольно печатное " . В Ельтесуновский приход входили кроме села деревни Чаганово, Мельничная, Морозово, Кормилково, Степаниха (Кокуй). Приход состоял из 376 дворов, здесь проживало 1106 мужского и 1249 душ женского пола. Дома жителей на церковной земле были их собственностью. В 1884 году в селе открыли церковно-приходскую школу, а пять лет спустя купцом Владимиром Ивановичем Симаниным была построена земская школа. В тридцатом году церковь в селе Ельтесуново закрыли. В 2004 году силами жителей села с помощью спонсора А.С. Прохорова в Ельтесуново построена и освящена часовня в честь Галатской иконы Божией Матери». Из статьи Н. Лалакина «Точка на карте» в газете «Владимирские Ведомости» 409, 23 декабря 2005 г. В книгах патриаршего казенного приказа Ельтесуновская церковь под 1628 годом записана так: «Церковь Успение Пречистые Богородицы в вотчине Орины Никитичны в селе Ельтесунове дани 5 алтын 5 денег». Под 1677 годом Ельтесуново показано вотчиной Спаса Нового монастыря (в Москве). В половине XVIII столетия упоминается о дани с церкви в этом селе, но не говорится, какая была церковь – деревянная или каменная. «1746 г. церковь Успения Пресвятыя Богородицы в селе Ельтесунове дани 2 рубля 57 коп. с половиною».

http://sobory.ru/article/?object=01756

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 4 июля) по происхождению из р-на К-поля Галата. Первоначальным местонахождением Г. и. называют мон-рь в честь этой иконы, к-рый «просуществовал только до XVII в.»; в публикациях XIX в. упоминается, что впосл. икона находилась «в Пергии или в Пиргии, т. е. в башне» (от греч. πργος - башня, защита, оплот). Данных о мон-ре с таким посвящением в пределах Галаты и К-поля нет. Возможно, другим местом хранения Г. и., названным башней, могла быть ц. Богородицы Кастелиотиссы в Галате ( Janin. Églises et monastères. T. 3. P. 187). Галатская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (ГТГ) Галатская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (ГТГ) Представление об иконографии древнего образа может дать икона кон. XVII в. работы мастеров Оружейной палаты, по преданию считающаяся списком с к-польского образа. Она находилась в московской ц. свт. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот (упом. с 1620, в 1629 отстроена заново в камне, в 1689 освящена), почиталась как чудотворная. После закрытия храма в 20-х гг. XX в. (разрушен в 1933) Г. и. была передана в Антирелигиозный музей искусств на территории Донского мон-ря, в 1935 г. поступила на хранение в ГТГ. Божия Матерь изображена по типу поясной «Одигитрии», левой рукой Она поддерживает Младенца. Характерной чертой этой иконы является изображение царских регалий: в правой руке Богоматери - скипетр, в левой руке Богомладенца - держава; на головах - венцы (у Богоматери поверх мафория). Младенец одет в хитон и гиматий, правой рукой Он благословляет, мафорий Богоматери украшен золотым орнаментом. Образ написан на светло-зеленом фоне. Над правым плечом Богоматери - надпись: «Галатская Пресв. Богородица». Впервые гравированное «изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Галанския яже в Пергии» и сказание об иконе, названной в тексте «Галенская», помещены вместе в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг.

http://pravenc.ru/text/161509.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Галатская (Галатийская) " Описания иконы Описание иконы Галатская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Наименование Галатской иконы Божией Матери происходит от названия одного из районов Константинополя – Галата. Предполагают, что первоначально святой образ пребывал в монастыре, сооруженном в честь святой иконы, который просуществовал до XVII века. В некоторых исторических документах XIX века есть упоминание о том, что Галатская икона находилась в Пергии, или Пиргии (по-гречески «башне»), однако данных о существовании подобного монастыря в пределах Константинополя нет. Есть предположение, что под местом, названным башней, и, соответственно, местом пребывания святого образа, подразумевается церковь Богородицы Кастелиотиссы в Галате. В русских источниках упоминание Галатской иконы Пресвятой Богородицы встречается в XIX веке. Явление иконы Божией Матери в Константинополе описано в книге Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Точный список с Галатского образа, почитаемый чудотворным, находился в Москве, в церкви святителя Тихона, у Арбатских ворот. Список был выполнен мастер[...] Икона Галатская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Своё название икона получила от местности Галаты – части Константинополя, где она находилась. В древности в её честь был устроен монастырь, но он просуществовал только до XVII века. В России точный список (копия) Галатской иконы Пресвятой Богородицы долгое время находился в храме во имя святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, который был разрушен в 1933 году. После этого икона хранилась в Антирелигиозном музее искусств на территории Донского монастыря. Сейчас она находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Описание иконы Галатская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон "

http://pravicon.com/icon-77

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Чудотворный образ Божией Матери «Венецкая» Старинному уральскому селу Усть-Ницинское Слободо-Туринского района в 2012 году исполнилось 390 лет. Это одно из самых старых поселений Урала, кстати, символично и само его зарождение: Усть-Ницинское основано самим архиепископом Киприаном, первым архиепископом Тобольской епархии. И считалось Усть-Ницинское когда-то духовным центром большой территории. Здесь стояли две церкви и одна часовня. Правда, до наших времен дожила лишь уникальная по архитектуре каменная двухэтажная церковь во имя Святой Троицы (1732 г). В советское время в хорошем капитальном здании церкви располагались изба-читальня, клуб, зерносклад... И лишь в 1989 году здесь начались работы по восстановлению храма и возобновилась приходская жизнь. Самой главной святыней сельского храма является чудотворная икона Божией Матери «Венецкая»(эта надпись расположена внизу большой метровой иконы). Иконографический тип Богородицы «Венецкая» неизвестен. А вот само изображение напоминает смешение нескольких известных икон Богородицы «Галатская», «Минская», что-то есть от «Страстной», от «Барской» и «Коневской». Судя по манере письма, икона написана провинциальным мастером, постаравшимся собрать воедино сразу несколько важных, на его взгляд, моментов из известных икон Богородицы. Выражения ликов Богородицы и Младенца Христа подкупают своей милой простотой и человеческой мимикой. Примечательно, что весь задний фон иконы богато покрыт рельефным растительным узором, отсутствуют какие-либо другие изображения святых. Вероятно, раньше икона находилась в богатом серебряном, как это было принято, окладе – поэтому и весь задний план оставлен пустым. Настоятель и прихожане храма очень надеются узнать более подробно о своей святыне: может, кто-то слышал об иконе Богородицы «Венецкая» или у кого-то сохранились письменные упоминания о ней. По словам настоятеля Усть-Ницинского храма Живоначальной Троицы митрофорного протоиерея Феодора Герасимова «Венецкая» пребывала в храме со времени его основания, кем и когда написан был этот образ доподлинно неизвестно. Во времена богоборчества, когда советская власть приняла решение о закрытии сельского прихода, благочестивые местные жители тайком вынесли икону из храма, тем самым сохранив святыню от поругания. После того, как сельский храм был вновь возвращен верующим, чудотворный образ вернули на место его постоянного пребывания.

http://pravicon.com/info-3676

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010