- 1 июня 1614 г. он вошёл в город, принеся с собою в благословение от царя Михаила Фёдоровича Казанскую икону Божией Матери. Этот образ был точным списком с той чудотворной иконы, с которой войска князя [Д.М.] Пожарского и [К.] Минина победно вступали в Москву».(45) Известно, что уже «в исходе 1765 года», вследствие образования больших трещин, была «сломана» прежняя колокольня Астраханского Успенского кафедрального собора (вновь сооружена - в 1808 - 1813 гг., затем опять разобрана и заменена в 1910 г. новой),(46) ранее построенная на месте разобранной церкви «Казанския Богородицы " что на вратах " », а в 1769 г. совершенно в другом месте - в Казанской слободе г. Астрахани - была освящена новая церковь «Казанския Божия Матери» (Казанской иконы Божией Матери)(47). При этом в некоторых современных публикациях, опять же без ссылок на источники, утверждается, что принесённая князем И.Н. Одоевским (Меньшим) в 1614 г. Казанская икона Божией Матери (её список) хранилась в Астраханском Успенском кафедральном соборе до 1769 г., после чего, как следует понимать из контекста «повествования», её перенесли в вышеозначенную церковь «Казанския Божия Матери» (Казанской иконы Божией Матери),(48) которая затем - в 1858 г. - горела, восстанавливалась, достраивалась и, наконец, была признана подлежащей «полной разборке». После возведения в 1907 г. рядом новой церкви (собора) Казанской иконы Божией Матери старая была разобрана. В советское время храм сначала захватили «обновленцы», затем «экспроприировали» власти. В 1991 г. он был возвращён Русской Православной Церкви, постепенно был восстановлен и вновь начал функционировать.(49) Однако мне, к сожалению, нигде не удалось обнаружить упоминаний о судьбе после 1769 г. и пребывании Казанской иконы Божией Матери (либо её списка), привезённого в 1614 г. князем И.Н. Одоевским (Меньшим). Между тем, имеются указания относительно церкви (собора) Казанской иконы Божией Матери на то, что: «Среди почитаемых святынь храма, особенно замечательна написанная на Святой горе Афон икона Казанской Божьей Матери, называемая верующими Казанско-Афонская.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/20/...

Меня умиляло также глубокое почитание Божией Матери католиками. Я также впитал почитание Божией Матери в детстве, вращаясь в среде монахов и монашек. Я особенно чтил икону Божией Матери Скоропослушницы в Питере, на Песках (ныне в Александро-Невской лавре). Чудесна судьба этой иконы. В 70е годы прошлого века Петербург пожелал получить благословение от Афона — икону Божией Матери Скоропослушницы. Там приказали послушнику, славившемуся своим искусством, сделать точную копию с афонской иконы. И он написал чудесный лик, но взял небольшого размера доску, не рассчитал места — и копия получилась неполная: только лик Божией Матери и правая рука, приложенная к груди. Младенца на копии иконы не было. Долго думали, как быть, и решили послать икону в таком виде в благословение российской столице. Встретил Питер эту икону и поместил ее в крохотном храме на Песках, на Полтавской улице, слева от Староневского. Любил я приходить в этот храм днем, когда не было богослужения. Темная церковь, лампады. И над всем этим — лик Божией Матери, молодой, чистый, — и такой близкий и понятный. Впоследствии (в 1932 г.) церковь была разрушена, но икону отдали; она перешла в Борисоглебскую церковь на Калашниковой набережной. Там она пробыла три года. В 1935 году, после того, как и этот храм был разрушен, перенесли ее в лавру, в единственный сохранившийся храм — Духовскую церковь. Здесь она пробыла год. После окончательного закрытия лавры перенесли икону в Троицкий собор, на Измайловский проспект. В 1938 году, после закрытия и этого собора, изгнанная икона перешла совсем близко к нам, к Васильевскому острову, — в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне, у Тучкова моста. Здесь была эта икона 20 лет, а в 1958 г., после возобновления собора Александро-Невской лавры, вновь была туда перенесена. Всюду я ходил за ней. И здесь, у этой иконы, мне открывалась Божия Матерь, такая простая и человечная, и здесь я ощущал Ее покров, Ее заступничество, Ее милость. И вот, когда я ознакомился с католическим догматом непорочного зачатия Божией Матери, я почувствовал, что этот догмат не приближает меня к Матери Божией, а отдаляет Ее от меня. Ведь если Она еще в утробе матери очищена от всякой возможности греха и, следовательно, грешить не может, то этим отнимается от Нее свобода воли, а следовательно и заслуга чистоты, непорочности, благодатности. Мне было гораздо более по сердцу название одной из икон Божией Матери, чтимой на Руси, — «Мария обрете Благодать» — по словам Архангела. Она обрела Благодать усилием воли, пламенной любовью к Богу и стала Матерью Бога.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Слово, сказанное в Покровской церкви в Лыщиковом переулке, в Москве Чудное событие вспоминаем мы, мои дорогие, возлюбленные братья и сестры, в праздник Покрова Божией Матери. И как горячо любит русский верующий православный народ этот праздник! Все вы, конечно, знаете о том событии в 910 году во Влахернском храме Константинополя, какое положено в основание нашего праздника: о явлении Божией Матери за всенощной на воздухе, окруженной святыми и Ангелами, молящейся за народ, с простертым в руках омофором-покровом. В этот праздничный день мы поем: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный. С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: Покрый нас честным Своим омофором! В день этого радостного, торжественного праздника я особенно горячо желаю вам на своей молитве благодатного, неистощимого, теплого Материнского Покрова нашей Небесной Матери во все дни вашей жизни – над вами, над вашими семьями, над вашими трудами. Что это за Покров Божией Матери над нами? Это, дорогие мои, ходатайство Божией Матери за нас, грешных, перед нашим Сладчайшим Спасителем. Это ходатайство, по которому прощаются наши грехи, утоляются наши скорби и продолжается долготерпение Божие, дающее нам, грешникам, дни и годы нашей жизни земной. Покров Божией Матери – это молитва Ее о нас, которая нашу слабую, немощную, грешную молитву доносит до Престола Божия, потому что Она Сама наши молитвы поднимает на Своих Материнских руках и складывает их у ног Христовых. Покров Божией Матери – это любовь Ее к нам, та любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушая наши слезы, та Ее любовь и милосердие, которые помогают нам совершать наше вечное спасение на пути к последнему часу жизни на земле, неизбежному для каждого часу своей смерти. Над кем простерт этот Покров Божией Матери? Мы знаем из слова Божия, что Церковь Христова – это Тело Христово, что Господь Иисус Христос – Глава этого Тела, Глава Им учрежденной Святой Церкви. И Покров Божией Матери, простертый над Церковью Христовой как Телом Господа Иисуса Христа, раскрыт и над каждым членом этого таинственного Тела – каждым сыном и дочерью Святой Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Ныне храм Тихвинской иконы Божией Матери пребывает в полуразрушенном состоянии. Местный приход Святой блаженной Ксении Петербургской совместно с приходом храма Илии Пророка, что на Пороховых, и с благочестивыми местными жителями периодически ведут работы по очистке территории вокруг храма от различного бытового мусора и от зарослей кустарника и деревьев. В годы советской власти храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был разрушен. http://www.kseniya.front.ru/htm/hram.html Деревянная церковь существовала уже в 1728 году. Церковь каменная, с таковою же колокольней и оградой. Построена в 1787 году тщанием прихожан. Престолов в ней четыре: главный в честь Тихвинской Божией Матери, второй во имя Святителя и Чудотворца Николая, третий в честь Казанской Божией Матери и четвертый во имя Всемилостивого Спаса. К церкви приписано шесть часовен, из них две каменных. В 1899 году в приходе состояли село Путилово и деревни Алексеевка, сельцо Антоновское, Валовшина, Крутой Ручей и две Шальдихи: Горная и Нижняя (853 двора, 2252 мужчины и 2556 женщин). Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб. 1884. С. 292-298; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 360-361; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916. 8 июля 2018 года в поселке Путилово Ленинградской области в день празднования 300-летия церкви Тихвинской иконы Божией Матери состоялось торжественное освящение возрожденного храма. Митрополит Варсонофий освятил храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилове и совершил в нем Божественную литургию. Год постройки церкви между 1784 и 1786., архитектор Е.Т.Соколов. Ранее на ее месте была деревянная, да погорела. Вместо нее построили храм Тихвинской иконы Божией Матери с приделами св. Николая, Казанской иконы Божией Матери и Всемилостивого Спаса. Храм в Путилово закрыли 11 марта 1938 г., когда забрали последнего священника, 74-летнего о.Николая Орнатского. В конце ноября 1937 арестовали дьякона Иоанна Фортунатова и священника о.Николая Чернова. Все они и другие священники соседних приходов в Лаврово, Кобоне, Назии, Сухом были арестованы по одному делу и шли как участники контрреволюционный группы под руководством о.Иакова Чулкова из Никольского храма в д.Кобона. Все были расстреляны. Храм подвергся поруганию, иконы были вынесены и сожжены в ближайшей пекарне. Некоторые иконы все же удалось спасти, среди них и старинная храмовая икона, следы пребывания которой в 1990-х годах ведут из милиции с.Жихарево и теряются за дверьми Музея религии и атеизма.

http://sobory.ru/article/?object=06378

Сопоставляя первое сновидение со вторым и зная точно, куда ей нужно идти и какую белую церковь отыскать, раба Божия Евдокия говеет, приобщается Святых Тайн и пускается в путь. 2 марта 1917 года Адрианова нашла белую церковь , виденную ею во сне. Настоятель храма, к которому она обратилась, не возбранил ей осмотреть все иконы в церкви, сопровождая ее, но, вероятно, вначале доверия к ее сну не имел. He найдя ничего похожего в храме, о.Николай предложил посмотреть иконы, находившиеся в подвале церкви, по разным причинам сложенные там. Среди тех икон выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Решили омыть эту запыленную икону, и к удивлению всех на ней ясно обрисовалось изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос, сидящий на коленях Божией Матери, простер благословляющую руку. Владычица имела в одной руке скипетр, в другой – державу, а на голове Ее была корона. Красная мантия или порфира на плечах Божией Матери была на зеленой подкладке. Зрелище казалось потрясающим, при необыкновенно суровом лике Богоматерь имела царственный вид. Адрианова признала в этой иконе виденное ею во сне; она упала на колени и поклонилась Владычице. По ее просьбе священник сейчас же отслужил молебен с акафистом перед обнаруженной иконой Божией Матери, а Адрианова со слезами благодарила Владычицу, способствовавшую ей найти икону. Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону возили в тот год на фабрики и заводы, a также и в другие церкви; только по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском. По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери до 1812 года принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Скачать epub pdf Содержание От редакции А. А. Лукашевич, а. А. Турилов Богородичник: история Богослужебной книги Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина Чин малого повечерия Молебен общий Божией Матери Каноны Божией Матери на каждый день Глас первый Глас вторый Глас третий Глас четвертый Глас пятый Глас шестой Глас седьмой Глас восьмый Малый молебный канон Великий молебный канон Акафист Пресвятей Богородице Канон субботы акафиста Канон благодарственный Канон молебный     В этой книге читателю предлагаются собранные вместе каноны Божией Матери, читаемые на повечерии. Эти каноны, представляющие собой шедевр православной гимнографии, традиционно составляют особую богослужебную книгу – Богородичник. В современной русской традиции Богородичник обычно полностью входит в состав Октоиха. В греческих же Церквах он и поныне широко используется и в богослужении, и в домашней молитве. Настоящее издание, помимо самих канонов Божией Матери на каждый день, расположенных по гласам и дням седмицы, включает чины малого повечерия и общего молебна, во время которых и должны петься эти каноны. В приложениях также помещены Акафист и избранные каноны Божией Матери на разные случаи (некоторые из них впервые переведены на церковнославянский язык), а также статьи об использовании канонов Божией Матери в православном богослужении и об истории Богородичника как самостоятельной книги. ОТ РЕДАКЦИИ Сытость Твоих похвал, Дево, благочестивым верным отнюд не бывает [Не могут благочестивые верные сполна насытиться похвалами Тебе, о Дева!] 1 . Как знает всякий православный христианин, ни один день – ни в келейном, ни в общественном богослужении – не обходится без молитв и песнопений в честь Царицы Небесной, Пресвятой Девы Богородицы. Каждому из собственного опыта известно, как тепло становится на сердце, когда искренне молишься Матери Божией, как скор и милостив бывает Ее ответ на наши молитвы. В скорбных ли обстояниях жизни, в напастях ли и бедах – или, наоборот, в моменты нашей радости и благодарения – всегда Матерь Божия близка к нам и не оставляет без Своих милостей никого из припадающих к Ее пречистым стопам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1960-м г. Олюшка с сестрой переехали в г. Барнаул, забрав туда икону Казанской Божией Матери. Паломничество к иконе не прекратилось и на новом месте. После смерти сестры, будучи уже совсем немощной старицей, она поселилась в доме Варвары и Феодора Шилкиных, сообщив им, что проживет у них около 11 лет. Переехав на новое место, она указала, куда поставить икону, и продолжила там свое предстояние перед Богом. В новом доме старица оставалась простой, приветливой в общении с людьми. На Пасху 1972 г., в ночь с 8 на 9 апреля, икона Казанской Божией Матери полностью обновилась, поверхность стала гладкой, от большой трещины не осталось следа, краски сияли чистым, насыщенным цветом. Хозяева дома, Варвара и Феодор, убоялись показывать икону, отказывая в посещении малознакомым людям. В 1977-м г. Олюшка умерла, и икона осталась в доме Шилкиных, так что молитвенный непрестанный подвиг длиной в полвека перед святым образом прекратился. В 1992-м г. Федор, оставшись вдовцом, будучи уже совсем немощным, решил передать икону в храм, но на время ее в свой дом приняла Галина Любицкая (схимонахиня Евлогия, ум. в 1996-м г.). Поток верующих, которые шли поклониться образу Божией Матери, не иссякал, так что было ясно, что икону необходимо передать в храм, почитание образа получало все большее распространение. Оставалось найти образу достойное место. Галина узнала, что в селе Коробейниково стали восстанавливать храм, и приняла решение возвратить чудотворный образ на родину. Возвращение иконы Божией Матери в родной храм состоялось 8 сентября, в день Сретения Владимирской Божией матери. В этот день, в 1977-м г., скончалась хранительница иконы Олюшка Темная. Большой крестный ход из г. Барнаула шел по землям Алтая почти 500 километров до с. Коробейниково. Это был первый крестный ход в честь Коробейниковской (Казанской) иконы Божией Матери, который положил начало традиции недельного ежегодного всесибирского крестного хода в с. Коробейниково. Так, наконец, история скитания иконы, когда-то поруганной, но сохраненной праведницами и чудесно обновившейся, получила завершение. 22 июля 1994 г. было принято решение о преобразовании приходского храма в мужской Коробейниковский Казанский монастырь, главной святыней которого стала чудотворная икона Казанской Божией Матери. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был установлен особый день празднования Коробейниковской Казанской иконе Божией Матери – первое воскресенье июля. 8 августа 2005 г. Коробейниковская Казанская икона Божией Матери была внесена в список святынь Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

http://pravoslavie.ru/107793.html

Иоанн Дамаскин, прп. Первое похвальное слово на Успение Богородицы//Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. – М., 1997. – С. 270. Иоанн Дамаскин, прп. Второе похвальное слово на Успение Богородицы//Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. – М., 1997. – С. 282. Иннокентий Херсонский, свт. Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонского и Таврического. Т. II. – СПб., 1908. – С. 49. См.: Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов востока. T.II. Святой Восток. – М., 1876. –С. 245-246. См.: Сергий (Страгородский), митр. Почитание Божией Матери по разуму святой Православной Церкви//Всесвятая. –М., 2001. –С. 129-144. См.: Лосский В.Н. Всесвятая//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 156-172. См. Князев А., прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе//Всесвятая. – М., 2001. – С. 211-251. Мерзлюкин А. О католическом догмате 1854 года (о зачатии Непорочной Девы Марии). – Париж, 1960. – 50 с. Лосский В.Н. Всесвятая//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 171. Князев А., прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. – М., 2001. – С. 241. Сергий (Страгородский), патр. Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 141. Иннокентий Херсонский, свт. Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонского и Таврического. Т. II. – СПб., 1908. – С. 49. Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 126-127. Князев А., прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. –М., 2001. – С. 240. Иннокентий Херсонский, свт. Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонского и Таврического. Т. II. – СПб., 1908. – С. 35.

http://bogoslov.ru/article/5031133

445. Канонник , в четвертку, 308 л.л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете; лист 107-й порван; листы чистые 218 а, 218 б, 218 в, 218 г. Всех канонов двадцать один, по оглавлению же должно быть шестьдесят семь. Перед канонами за оглавлением (1–2 об.) начало общее всем каноном (3–6 об.). На лл. 82–104 об. канон молебен на Святую Пасху, последования утрени и первого часа в неделю Пасхи. На лл. 113–131 об. чин пения двенадцати псалмов. Отметим каконы 1) Покрову Богородицы (139 об.–149); 2) Казанской Божией Матери (149 об.–160 об.) и 3) Владимирской Божией Матери (169 об.–179 об.) За канонами: последование церковного пения и вселетного собрания от месяца сентября до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме Святыя Лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного (241–291), т. е. месяцеслов без тропарей и кондаков, с большим числом памятей русских святых, Пасхалия зрячая на 7304–7351 годы и лунное течение (295–308). Вероятно, список с какого нибудь печатного издания. 446. Канонник , в четвертку, 253 л., полууставом конца XVIII в., в дощатом переплете. Чистые листы: 33, 48, 49, 69, 122, 133, 156 а, 168,214–218,240–242. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Казанской Божией Матери (34–47); 2) Феодоровской Божией Матери (50–68); 3) Тихвинской Божией Матери (70–84 об.); 4) Покрову Богородицы (134–145). На лл. 208–213 молитва преподобного Нифонта: «Господи Боже сил великий ж страшный. 447. Канонник , в четвертку, 191 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы 45 а, 45 б, 45 в. Всех канонов – тридцать один. Между прочими каноны: 1) Владимирской Божией Матери (60–66); 2) Знамению Божией Матери (108–113 об.); 3) Петру митрополиту (141–146 об.); 4) Димитрию царевичу (155 об.–161 об.). 448. Канонник , в четвертку, 170 л.л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 92, 158–170. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Стефану Сурожскому (84–91 об.): 2) Казанской Божией Матери (93–103); 3) Владимирской Божией Матери (103 об.–109). Перед канонами последования полунощниц: воскресной (1–12 об.) и вседневной (13–29 об.). На лл. 93–95 како подобает пети каноны на молебне и начало канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нынешний год мы праздновали этот день с особой торжественностью. С вечера я приказал поставить на средине большое место, устроенное для плащаницы и у потребляемое мной при чтении великого покаянного канона, при совершении молебствия в Духов день, при чтении двенадцати Евангелий на заутрене Великой пятницы. На это место перенесена была из св. алтаря и поставлена тумба, на которой обыкновенно стоит в алтаре запрестольный образ Владимирской Божией Матери. Самый образ оставался в алтаре и стоял у престола на другой тумбе; к образу прикреплена была на время белая атласная, обшитая позументом золотным и украшенная золотными кистями пелена. Когда по окончании кафизмы запели на крылосе «Взбранной Воеводе победительная», мы с диаконом благоговейно подходим к образу Божией Матери и, поклонившись, со страхом берем образ и выносим из алтаря. Это зрелище чрезвычайно поразительно. На нас белое облачение; и среди нас как бы сама идет с высоты небес и нисходит в средину нас грешных, Царица Небесная. Движение и складки белой атласной пелены заставляют вас невольно думать, что действительно идет Царица Небесная. У царских дверей приготовлены два подсвечника с большими зажженными свечами. Лишь только образ Божией Матери явился в царских дверях, весь народ в умилении пал на землю. Шествие направлено было к уготованному месту. Когда образ Божией Матери поставлен был в тумбу, а около него по сторонам два подсвечника с горящими свечами, мы с диаконом поклонились Царице Небесной до земли. Вслед за тем мне поставлен был на это же место аналой, покрытый белой же кисейной пеленой 17 , – с Постной Триодью. Я стал читать вслух всей церкви акафист Божией Матери, а диакон кадил перед образом Божией Матери. Когда настало время канона, то кроме ирмосов пели еще запевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», попеременно: один запев мы с диаконом, а другой на клиросе; среди этих запевов я читал тропари в честь Божией Матери. По прочтении канона мы два раза поклонились до земли перед образом Пресв. Богородицы, приложились к ней и пошли в алтарь; за нами стал прикладываться народ. Это поклонение и прикладывание продолжались до конца утрени. В половине первого часа мы с диаконом вышли из св. алтаря, взошли на место, где стоял образ Божией Матери, окадили его и приложились к нему, потом внесли в алтарь и поставили за престол на тумбу, – не на горнее место, а около самого престола; здесь образ Божией Матери стоял до конца обедни. После обедни образ поставили около горнего места на тумбе, где он обыкновенно стоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010