С. 293-296); Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 437; Перевощиковы Н. М. и М. М. Справочный иллюстр. путев. по г. Казани. Каз., 1903. С. 59-60; Нилус С. А. Грозное знамение Казанской Божией Матери//Моск. вед. 1904. 191, 13 июля. С. 2; Покровский И. М. Явленная чудотв. Казанская икона Божией Матери: (По поводу святотатственного похищения ее из Казанскаго жен. мон-ря 29 июня 1904 г.)//ПС. 1904. Ч. 2. С. 254-285; он же. Печальная годовщина со дня похищения явленной чудотв. Казанской иконы Божией Матери в Казани. Каз., 1905; Романский Н. А., свящ. Где находится подлинная чудотв. явленная икона Казанской Богоматери//Моск. ЦВед. 1904. 50. С. 585-589; 51/52. С. 598-602; 1905. 4. С. 41-46; 5. С. 51-53; Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной чудотв. иконы Казанской Божией Матери: Полн. стеногр. отчет с прил. всех судебных речей. Каз., 1904; Дмитриевский А. А. В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 окт.? К., 1905; Сказание о явленной Казанской иконе Божией Матери, бывших от нее чудесах, установлении повсеместнаго празднования ей в России с 1649 г. и о чтимых списках с нее, прославившихся чудотворениями. М., 1907; Феодор (Поздеевский), архим. Казанская икона Божией Матери//Странник. 1907. Т. 2. 7/8. С. 7-18; Никольский А. В., прот. Где в 1812 г., в нашествие неприятелей на Москву, имела пребывание находящаяся в Моск. Казанском соборе чудотв. икона Казанской Божией Матери и о нек-рых проявлениях чудодейственной силы Божией от сей св. иконы в это время. [М., 1909]; он же. О празднествах в Моск. Казанском соборе в 17 и 18 ст. в честь Казанской иконы Богоматери и о крестных ходах в названный собор в это время. М., 1911; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 424-432; Мерзлюкин А. С. История Казанской иконы Пресв. Богородицы. П., 1969; Киселев А. А., прот. Чудотворные иконы Божией Матери в рус. истории. Н.-Й., 1976. С. 47-51. М., 1992п. С. 53-60; Андреев Н. Е. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери//ЗРАГ. 1984. Т. 17. С. 261-276; Швец В., прот.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

  Вещи, принадлежавшие монахине Варваре Яковлевой: 2 кипарисовых креста на белой шелковой тесемке. Один из крестов сломан. Золотая цепочка. На ней: 1) Золотой крест, на оборотной стороне надпись: «Спаси и Сохрани». 2) Серебряная иконка великом[ученицы] Варвары, на оборотной стороне архистратиг Михаил. Серебряная цепочка. На ней: 1) Серебряный образок среднего размера Божьей Матери Смоленской, на другой стороне Митрофания Воронежского. 2) Серебряный крест со славянской надписью. 3) Серебряный образок великом[ученицы] Варвары, на обороте св. Ксения. 4) Серебряный образок с эмалью Успения Божьей Матери, на обороте св. Епифаний и Феодосий Печерские. 5) Сереб[ряный] образок с эмалью Черниговской Божьей Матери, на обороте Сергий Радонежский. 6) Такой же образок. 7) Сереб[ряный] образок Божьей Матери Скоропослушницы, на обороте св. цел[итель] Пантелеимон. 8) Сереб[ряный] образок с эмалью Знамения Божьей Матери, на обороте св. Иосаф. 9) Сереб[ряный] образок Божьей Матери Владимирской, на обороте Патр[иарх] Гермоген. 10) Серебр[яный] образок Казанской Божьей Матери, на обороте Распятие и 2 копья. 11) Серебр[яный] малый образок Иверской Божьей Матери, на обороте митрополит Алексей. 12) Серебряный образок Божьей Матери Умиления, на обороте Серафим Саровский. 13) Серебр[яный] образок Божьей Матери Утоли Моя Печали, на обороте св. Симеон. 14) Серебр[яный] крест черненый с голубой эмалью, на обороте изображение святого. 15) Серебр[яный] образок Знамения Божьей Матери, на обороте Георгий Победоносец. Серебряная разорванная цепочка. На ней: 1) Серебр[яный] образок Покрова Божьей Матери, на обороте Мария и Марфа. 2) Серебр[яный] образок Божьей Матери, на обороте св[ятые] Петр и Трифон. 3) Мал[ый] серебр[яный] образок Божьей Матери Умиления, на обороте Серафим Саровский. 4) Такой же образок несколько больше. 5) Мал[ый] серебр[яный] образок Владимирской Божьей Матери, на обороте Патр[иарх] Гермоген. 6) Серебр[яный] образок с эмалью Черниговской Божьей Матери, на обороте Сергий Радонежский. 7) Серебр[яный] образок Ангела-хранителя, на обороте св. Алексей. 8) Серебр[яный] образок Покрова Божьей Матери, на обороте велик[омученица] Варвара. 9) Серебр[яный] крест со славянской надписью.

http://sedmitza.ru/lib/text/8883185/

От принесения чудотворной иконы Грузинской Божией Матери Красногорский монастырь приобретает известность и значение для православной России. В царствование Алексея Михайловича благоговейно чтимая икона (Грузинской) Божией Матери была отправляема в Сибирь, на великую реку Лену, и внутренние города России: Устюг, Вологду, Тотьму, Ярославль. Переяславль-Залесский и Москву. В Москве пребывание в 1654 году ознаменовалось следующим образом: Московский серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов имел больного сына. He видя пользы от врачей, он возложил (свое упование на милость Божию и в ней искал верной помощи. Узнавши о прибытии из Красногорского монастыря в Москву чудотворной иконы Божией Матери, он на первой неделе великого поста посылает ученика своего к иеромонаху Макарию, при иконе находившемуся, в дом Богдана Семенова Щепоткина, с просьбой внести тот чудотворный образ к нему в дом и отправить молебен. И не тщетна была его надежда: по вере и силе молитвы пред св. иконой больной выздоровел. В благодарность за милость ему явленную исцелением сына, Гавриил Евдокимов положил обет – снять точный лик (копию) чудотворного образа (Грузинской) Божией Матери, который тогда же и был им исполнен. Этот список с чудотворной иконы (Грузинской) Божией Матери Красногорского монастыря был поставлен в храме, что на Неглине у мельниц. В Москве находится он и по настоящее время, – в церкви св. Троицы близ Варварских ворот и также подает исцеления прибегающим к нему с верою 12 . Святыня Красногорского монастыря, приятный вид и здоровый климат влекли сюда посетителей богомольцев. Значительное стечение народа бывает здесь на храмовые праздники и другие торжественные дни: в субботу пятой недели великого поста, – день храма Похвалы Божией Матери, 22-го июня по случаю чудесного спасения обители от пожара, 23 июня храмовой праздник чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, когда бывает крестный ход в часовню на святой ручей за 5-ть верст от монастыря; 6-го июля 13 по древнему обычаю, в честь Божией Матери чудотворной иконы ее Грузинской с крестным ходом вокруг монастырской ограды; 22 августа в память принесения ее в монастырь; 6 сентября – чуда Архистратига Михаила (придельный храм); в среду второй недели великого поста, при отправлении в Архангельск чудотворной иконы Божией Матери Владимирской, и в среду пятой недели, при возвращении из Архангельска иконы Божией Матери Грузинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Таким образом, после многих лет испытаний исполняется заветное желание Иосифа стать монахом. Тамара Опульская (урожденная Новицкая) Канада, 1998 г. Рассказ о посещении Джорданвилля в 1983 году Родные! Новоявленная святыня – Икона Божией Матери Иверская, источающая благоуханное миро, посетила наш Свято-Троицкий монастырь в дни всенародного празднования преп. Иова Почаевского , в дни попразднества праздника Успения Божией Матери – 3, 4 и 5 сентября. И если прежде мы только слыхали о ней рассказы людей, ее видевших, и имели в знак истинности повестования благоухающую ватку от Ее Иконы, то теперь мы сами имели величайшую милость и радость встретить и принять эту новоявленную святыню нашей обители. В субботу, 3-го сентября, из монастырского храма Святой Троицы крестный ход направился к кладбищенскому храму Успения Божией Матери, чтобы взять там икону Божией Матери Почаевской. И когда она была взята, и крестный ход приближался к выходу из кладбища, навстречу крестному ходу, или навстречу иконе Божией Матери Почаевской, шла новоявленная святыня – Икона Божией Матери Иверская. И сразу же в воздухе широкой волной разлилось сильное, благодатное благоухание. Эту великую святыню передали в руки двух священников, и крестный ход направился в монастырь. А так как автор этих строк имел милость нести эту святыню в этом крестном ходе, то теперь уже не с чьих-то уст, а сам, лично, могу засвидетельствовать об этом непостижимом, но воистину благодатном чуде наших дней. Сами мы – немощны и очень грешны. Но, невзирая на все, в наши дни, сознавая всю нашу немощность, стараемся в нашей вере держаться православного вероисповедания. И думается, в поддержку нам, Сама Божия Матерь являет нам эту милость как свой явный знак, что Она, помощница наша, всегда с нами. По входе крестного хода в монастырский храм Святой Троицы, среди храма, на аналое, покрытые голубыми покрывалами, были, рядом с иконой преп. Иова Почаевского , возложены иконы: Почаевская и мироточивая Иверская. И сразу начался молебен Божией Матери и преп. Иову с акафистом (на распев) преп. Иову. Пела вся церковь . После молебна сразу же – правило для служащих и говеющих. В 6 ч. вечерняя трапеза. И в 7 ч. вечера всенощное бдение. В самой службе еще очень сильно передается праздник Успения Божией Матери. В воскресенье – литургия в 9 ч. утра. После литургии – молебен, пение с обходом вокруг храма со всеми святыми иконами. И после молебна, при прикладывании к кресту, все помазывались благоухающим миром от этой новоявленной святыни. И само благоухание разливалось по всей церкви. В 6 ч. вечера – вечерня, и после вечерни – молебен Божией Матери с акафистом Божией Матери Иверской. Акафист нараспев пелся всей церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

В 2015 г. создан Историко-архивный отдел, целями работы которого являются сохранение и публикация исторического наследия М. и У. е., а также сбор и систематизация архивных документов. На территории М. и У. е. действуют правосл. молодежные братства. Вместе с отделом по делам семьи и молодежи они устраивают творческие встречи, концерты, посещения детских домов, больниц, тюрем, организуют работу молодежных лагерей. Богословско-исторический научно-исследовательский центр им. архим. Василия (Пронина) создан по благословению архиеп. Феодора в 2008 г. Сотрудники центра разработали устав и долгосрочную программу научных исследований по изучению богословского наследия закарпатских правосл. деятелей, истории правосл. Церкви на территории области и в смежных регионах. Центр издает книги, сборники статей, «Научные записки», организует научные конференции. Так, 11 сент. 2010 г. епархиальное руководство и научный центр провели Всеукраинскую научно-практическую конференцию, посвященную 650-летию Мукачевского мон-ря,- «Мукачевский Свято-Николаевский монастырь на Чернечьей горе: история и современность». Святыни Основными святынями епархии являются часть десницы прп. Моисея Угрина (Николаевский женский мон-рь в Мукачеве, перенесена архиеп. Мукачевско-Ужгородским Евфимием в 1996 из Киево-Печерской лавры ); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Успенский жен. мон-рь в с. Домбоки Мукачевского р-на; написана на Афоне, передана патриархом Иерусалимским Тимофеем в дар православным Карпатской Руси в 1937); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Николаевский жен. мон-рь в Мукачеве), Иверская икона Божией Матери (Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь в с. Дубровка Иршавского р-на); Иерусалимская икона Божией Матери (Воскресенский муж. мон-рь в Ужгороде); икона св. Марии Магдалины (жен. мон-рь во имя равноап. Марии Магдалины в с. Заречеве Перечинского р-на); Казанская икона Божией Матери (муж. мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Тишев Воловецкого р-на); икона Божией Матери «Умиление» (Серафимовский жен. мон-рь в с. Приборжавском Иршавского р-на); икона Божией Матери «Семистрельная» (Введенский жен. мон-рь в с. Кушница Иршавского р-на); Феодоровская икона Божией Матери (Кирилло-Мефодиевский жен. мон-рь в г. Свалява); икона Божией Матери «Неустанная помощь» (р-н Дравцы в черте Ужгорода). Архиереи

http://pravenc.ru/text/2564328.html

В настоящее время (то есть в 1909 году) монах Евфимий имеет от роду 39 лет, из них на Афоне он прожил три года. Это удивительное событие раскрывает пред нами неисповедимую любовь Божией Матери к насельникам смиренной Фиваиды. Владычица мира явила богатство Своего милосердия, прославила чудом благодатного исцеления Свою святую икону и явно объявила смиренным обитателям пустынной Фиваиды о драгоценной святыне, как бы повторяя Свое древнее изречение: «С сим образом благодать Моя и сила». Пресвятая Матерь Божия, наша неусыпная незримая Попечительница и Помощница, всегда готова даровать Свою благодатную помощь тем, кто имеет живую веру, любит и почитает Ее и всячески заботится о своем спасении. Счастлива наша юная обитель, обладающая таким сокровищем, как эта чудная икона Божией Матери! Икона Божией Матери «Умиление» В 1899 году осенью в качестве поклонника посетил пустынь Фиваида один из служащих при Иерусалимской миссии, иеромонах Серафим, духовный сын Афонской Пантелеимоновой обители. Отец Серафим пожертвовал от себя в пустынь Фиваиду свою келейную икону Божией Матери, именуемую «Умиление». Святая икона, замечательной живописной работы, писана для отца Серафима одной инокиней Дивеевской женской обители близ Сарова. Лик Божией Матери изображен с выражением молитвенных и богомысленных чувств, руки Божией Матери крестообразно сложены на груди, выше венца полукружием сделана надпись: «Радуйся, Невесто Неневестная». Эта икона имеет подобие той чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», перед которой в молитвенном подвиге скончался преподобный Серафим Саровский Чудотворец. Икона Божией Матери Корсунская Монах Сергий Вавилов из братии Пронской пустыни Рязанской губернии пожертвовал от себя отцу Августалию в 1887 году древнюю святую икону Божией Матери, именуемую «Корсунская». Живопись, ее древнеиконная, правильная, сохранена в целости, святая икона не в ризе – на ней сребро-позлащенный венчик с камнями. Также к святой иконе привешаны два нагрудных серебряных креста, в одном из них в мастике сохраняется небольшая часть древа Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерусалимская икона Божией Матери: история, поклонение История об удивительном чуде связанном с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья. 25 октября, 2019 История об удивительном чуде связанном с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья. 25 октября – день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери, которая, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя неподалеку от Гефсиманского сада. Иерусалимская икона Божией Матери Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя. Иерусалимская икона Божией Матери: как она появилась? В Россию Иерусалимский образ Божией Матери попал в год Крещения Руси в качестве подарка из Константинополя святому равноапостольному князю Владимиру, крестившемуся в городе Корсуни (нынешний Херсонес) и обвенчавшемуся там же с Анной, сестрой константинопольских императоров Василия и Константина. Дальнейшая история чудотворного образа связана с городами Киев, Новгород, Москва и – Париж, куда, по некоторым сведениям, святыня была увезена французами, захватившими в 1812 году Москву и разграбившими, осквернившими соборы, церкви Кремля. (Согласно другим сведениям, она хранится в Ватикане, но весомых доказательств как первой, так и второй версии нет). В Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре, что в селе Лукино Домодедовского района Подмосковья, и в представительстве этой обители в столице – Патриаршем подворье храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой – 25 октября отмечается престольный праздник. Однако не всем прихожанам известна в подробностях история святыни своего храма. А обе эти истории (что в сельском монастыре, что в московской церкви) полны драматических моментов, наглядно свидетельствующих о том, как Господь через людей выражает Свою волю : «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

http://pravmir.ru/ierusalimskaya-ikona-b...

О внутреннем виде храма 1910-х годов дает некоторое представление опись 1919 года. По свидетельству описи, особенным благолепием отличался летний храм во имя святителя Стефана Пермского. Престол в алтаре был мраморный, с позолотой и эмалевыми вставками. Своды над престолом украшали отдельные живописные клейма с изображениями святой Троицы, Деисуса, Божией Матери, Иоанна Крестителя и Нерукотворенного Спаса на стене над царскими вратами. В черной точеной тумбе за престолом стоял образ Божией Матери Одигитрии. Риза ее «низана по фольге китайским жемчугом и разноцветными простыми вставками». На обороте иконы был написан лик святителя Стефана Пермского. В окне за престолом, по описи, стояла икона большая святителя Стефана Пермского в рост, «писана красками по чеканному золоченому полю». Вправо от окна, в простенке, в белом киоте с золоченой резьбой находился образ Деисуса. Слева, в таком же киоте стояла икона Божией Матери. Предалтарный иконостас, по сообщению описи, был пятиярусный, столярной работы, «искусно украшенный резбою и золоченый сплошь по мардану червоным золотом». Царские врата тоже были резными, с виноградными гроздьями и листьями, с живописными по золоченому фону образами архангела Гавриила, Божией Матери и четырех евангелистов. В нижнем ярусе, справа от царских врат, стояли образ Спасителя с предстоящими ангелами и херувимами, образ пророка Ильи в рост, образ святителя Стефана с праведными Прокопием и Иоанном Устюжскими чудотворцами с изображением над ними чудотворной иконы Благовещения Божией Матери, несомой ангелами. По левую сторону царских врат находились икона Божией Матери Иверской, образ пророка Елисея в рост, икона праведного четверодневного Лазаря и Феодосия Тотемского чудотворца с изображением над ними Спасителя в облаках, окруженного ангелами. Во втором ставе, над царскими вратами, изображены были Тайная вечеря и двунадесятые праздники. По правую и левую стороны от Тайной вечери стояли малые образа: Преображение Господне, Сошествие Святого Духа, Рождество Христово, Сретение Господне и Крещение Господне. В третьем ставе в середине помещен был Деисус, а справа и слева от него располагались иконы Иоанна Крестителя, Петра и Павла, Фомы и Матфея, Божией Матери, Иакова и Иоанна, евангелиста Марка и Симона Зилота. В четвертом ставе располагались малые образа: Воскресение Христово, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста Господня, Рождество Богородицы, Введение во храм Божией Матери и Успение Божией Матери. В середине пятого става стояла икона Знамение Божией Матери, а по правую и по левую стороны от нее — апостол Иосия, пророки Захария, Иоиль, Осия, Малахия, Михей.

http://sobory.ru/article/?object=10238

Вся окрестность кладбищенской церкви величественна, составляя как бы венец Валаамских красот. Помимо роскошной природы, здесь много еще сделано для украшения и трудами бывшего игумена Дамаскина с братией: линиями рассажены разного рода деревья, которых не растет в Валаамском лесу, как-то: кедры, лиственницы, пихты, тополи, дубы, липы, орехи, разнородные благовонные кустарники и проч. Здесь же издавна заведен питомник разных дерев, из коего они и рассаживаются по всему острову; за ними ухаживают братия на то определенные. Обедни здесь бывают по субботам и здесь же служат заказные обедни от усердствующих посетителей. По всему Валаамскому острову проведены широкие, гладкие дороги, окаймленные лесом, часто бросающим на них сплошную тень. Эти аллеи рассекают остров, ведя от монастыря к разным пунктам его владений. Повсюду на них встречают путника, то св. крест, то уединенная часовня. Всех часовен на Валаамском архипелаге устроено девятнадцать. Вот имена святых, в честь коих воздвигнуты часовни: I) Часовня Знамения Божией Матери – вся мраморная с колоннами. II) Тихвинской Божией Матери на острове Тихвинском. III) Во имя Соловецких чудотворцев – Зосимы и Савватия. IV) Во имя св. Ап. Андрея Первозванного. V) Смоленской Божией Матери и всех угодников Божиих, спасшихся или только подвизавшихся некоторое время на Валааме. VI) Во имя препод. Сергия Валаамского чудотворца (на Сергиевском о-е). VII) Во имя св. пророка Елисея (на Байонном острове). VIII) Владимирской Божией Матери. IX) Во имя св. Бессребренников Космы и Дамиана. Х) Часовня Божией Матери Псковско-Печерской. XI) Казанской Божией Матери. XII) Тихвинской Божией Матери. XIII) Покрова Божией Матери. XIV) Часовня Божией Матери, именуемой Утешение или Отрада. XV) Часовня Благовещения Божией Матери. XVI) Часовня во имя Всех Святых. В этой часовне иконостас каменный черного гранита, полированный, своего изделия. XVII) Во имя препод. Германа Валаамского чудотворца (на Германовом острове). XVIII) Во имя св. великомученика Димитрия Солунского (на острове Елае). XIX). Во имя преп. Нила Столбенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Колокол, сооруженный в память события 17 октября 1888 г., отлитый из чистого сплава серебра и меди и весом в 18 пудов, а ценность неизвестна. Помимо этого колокола на колокольне размещались еще 11 колоколов – с момента окончания строительства, т. е. с 1844 г. 5 из них один весом около 1000 пудов. 2. Иконы серебряные в позолоченных ризах в алтарях нижней церкви. В Казанском алтаре на жертвеннике икона Св. Николая. У нижней стены алтаря в киоте медные иконы: Спасителя три, Божией Матери две, Вознесения Господня, Успения Божией Матери две, Казанская икона Божией Матери, Святой Параскевы, Александра Невского, Мученицы Александры, Св. Николая, апостола Павла, Алексия человека Божия, Дмитрия Ростовского, Василия Великого. Над вратами Казанского алтаря икона Божией Матери. В Екатерининском алтаре у северной стены в киоте иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, в другом киоте: Спасителя, Божией Матери и чудотворная икона Елецкой Божией Матери. Все эти иконы в ризах неизвестного веса и цены. 3. Иконы в серебряных ризах в иконостасе Успенского алтаря: на вратах Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста, в пяти ризах этих икон веса 15 фунтов, ценой в 700 руб. Иконы в первом ярусе иконостаса: местные Спасителя, веса в ризе 28 фунтов, цена 115 руб.; Божией Матери, вес ризы 28 фунтов, ценой 1100 руб.; Успения Пресвятой Богородицы, вес ризы 28 фунтов, ценой 1150 руб. С левой стороны иконостаса икона Иоанна Крестителя, вес ризы 29 фунтов, цена 1150 руб. Над вратами икона Рождества Христова, вес ризы 14 фунтов, цена 400 руб. Над местной иконой Спасителя икона Крещения Господня, вес ризы 6 фунтов, цена 350 руб. Над местной иконой Божией Матери икона Сретения Господня, вес ризы 5 фунтов, цена 200 руб. Над храмовой иконой Успения Божией Матери икона Введения во храм Св. Девы Марии, вес ризы 8 фунтов, цена 260 руб. Над иконой Иоанна Крестителя икона Рождества Богородицы, вес ризы 7 фунтов, цена 230 руб. Во втором ярусе иконостаса икона Спасителя с двумя апостолами, вес ризы 51 фунт, цена 2000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=03885

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010