Так, известный Чиампини 71 , в своем сочинении о постройках Константина Великого , относит к их числу несколько храмов имени Божией Матери, будто бы построенных Константином в Константинополе: Божией Матери χειροποιητο, Божией Матери «Жезла», в Сигме, Божией Матери и св. Феклы (руководясь свидетельствами Кодипа и указаниями Дю Канжа), даже один храм в Галлии (Клермоне, по свидетельству Григория Турского ), но не решается определенно назвать ни одного храма в самом Риме, и даже самую церковь S. M. in ага Coeli не считает Константиновского времени. Все же древнейшие капеллы и алтари, иногда украшенные мозаиками и освященные во имя Божией Матери, Чиампини относит к позднейшим временам, хотя пользуется случаем упомянуть их в книге, ради самой их древности. Таким образом по поводу церкви св. Марии Маджоре устанавливается любопытный вопрос, была ли эта церковь первой римской во имя Божией Матери, и если да, то ее появление было ли частной идеей самого папы Сикста, или же освящение базилики во имя Божией Матери было в данном случае подражанием иноземному обычаю? Что касается первого вопроса, то, в виду больших сомнений в возможности считать древнейшей римской церковью во имя Божией Матери церковь S. Maria Antiqua (см. ниже), пока приходится остановиться именно на храме св. Марии Великой: ни S. Maria Antiqua, ни S. Maria in Trastevere не могут быть ранее конца V или начала VI столетий. Храм Марии Великой играет главную роль в крестных ходах, упоминаемых в Liber Pontificalis, при папе Сергии (687 г.), Захарии (742, церковь S. M. ad martyres, что в Пантеоне), Стефане III (752), Адриане (772) и т. д. Но по вопросу о посвящении этого храма имени Божией Матери должно сказать, что он чаще именовался S. Maria ad praesepe, и это название может указывать нам на подражание храму Вифлеемскому, который также одновременно был храмом «Рождества Христова» и «св. Марии» (как видно, например, даже у историка Созомена ). Поэтому можно думать, что и вообще этот римский храм, подобно храму св. Креста Иерусалимского или храмам свв. апостолов в разных городах, был своего рода подражанием Вифлеемскому святилищу, также с криптой и посвящением верхнего храма Марии, а нижнего Рождеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 25-28; Бурлуцкий И., прот. Об иконе Божией Матери Казанской в пензенском кафедр. соборе//Пензенские ЕВ. Ч. неофиц. 1870. 17. С. 542-554; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 436-437; Пантелеимон (Нижник), архим. Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы, о чудотворных иконах и о Ея великих милостях роду человеческому. Джорданвиль, 1974. С. 279; Чудотворные и особо почитаемые иконы Пензенской губ.: Чудотворная икона Казанской Божией Матери в пензенском кафедр. соборе//Пензенский временник любителей старины/Подгот. публ.: А. Дворжанский. Пенза, 1991. Вып. 2. С. 13-14; Чугреева Н. Н. Казанская икона Божией Матери - Заступница Пензы//Пензенский летописец: Правосл. ист.-публ. альманах. 2012. 1. С. 111-123 с ил. Н. Н. Чугреева Казанская Суздальская икона Божией Матери Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. (К. С. и.), особо почиталась в Суздале, была написана в 1625 г. иконописцем прп. Иоакимом Шартомским , иноком и затворником Шартомского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря близ Шуи (совр. Ивановская обл.), автором Вязниковской Казанской иконы Божией Матери (ок. 1623). В описании Суздаля, составленном в XVIII в. ключарем суздальского Рождественского собора Ананией Фёдоровым, сказано, что прп. Иоаким был «изряден художник иконнаго писания» ( Фёдоров. 1855. С. 191), безвозмездно писал иконы для мн. храмов и мон-рей (чудотворной почиталась написанная прп. Иоакимом икона Божией Матери, находившаяся в Шуе). После прославления Вязниковской Казанской иконы прп. Иоакиму в видении явилась Пресв. Богородица и повелела написать образ, подобный явленному в Казани, «послать его в Суздаль и поставить в Воскресенской церкви, глаголя, что он будет защитой от врагов, видимых и невидимых». Написав икону в 1625 г., прп.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Д. Паллас насчитывал 52 2-сторонние И., у к-рых на лицевой стороне помещен образ Божией Матери «Одигитрия», на обороте - «Распятие». Их общим протографом и образцом для последующей иконографии исследователь назвал к-польский палладиум - чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия» из мон-ря Одигон ( Pallas. 1965. S. 308-322). Шалина подразделяет сохранившиеся 2-сторонние И. (проанализировано ок. 70 произведений) на 3 типологические группы ( Шалина. 2005. С. 566-567). К наиболее обширной группе она относит икону с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне и «Распятием» («Снятие с Креста» или «Оплакивание») на обороте. Невелико число И. с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне, а на обороте - с Нерукотворным образом Спасителя (чудотворная Коневская икона Божией Матери , кон. XIV в., не сохр.) или Христом во гробе (кон. XII в., Византийский музей, Кастория). Отдельную группу составляют И. с образом Богоматери (или Спасителя) на лицевой стороне и изображением праздника на обороте, напр.: к-польская икона из ц. Богоматери Перивлепты в Охриде с образом Божией Матери и эпитетом «Ψυχοσστρια» (Душеспасительница), в драгоценном окладе, на лицевой стороне и с «Благовещением» на обороте (ранний XIV в., Галерея икон, Охрид); икона из Успенского собора Вел. Устюга с образом Божией Матери «Одигитрия» и святыми на полях и с «Богоявлением» на обороте (ок. 1558, ВУИАХМЗ), повторяющая, вероятно, икону, присланную к освящению 1-го здания собора в 1290 г. К 3-й группе Шалина относит И. с образами Божией Матери на лицевой стороне и святого (или святых) на обороте, напр.: новгородская икона с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне (3-я четв. XIV в.) и вмч. Георгия на обороте (сер.- 2-я пол. XI в., ГММК). Богоматерь «Одигитрия» Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Богоматерь «Одигитрия» Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Христос во гробе Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Статистика сохранившихся памятников и анализ их программы показывают, что особым временем в истории выносных И.

http://pravenc.ru/text/389040.html

Всем миром прихожане восстанавливали свой храм и его внутреннее убранство. С 1947 по 1950 годы в церкви имелся лишь один освященный престол – главный, во имя Смоленской Божией Матери. В 1950 году, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), в храм была передана особо чтимая Милующая икона Божией Матери, называемая также «Достойно есть», список с главного образа Святой Горы Афон. Икона эта в 1887 году была пожертвована иеромонахом Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне Арсением в строившийся храм Милующей Божией Матери в Галерной Гавани. 24 мая 1950 года придел во имя Милующей Божией Матери в Смоленской церкви был освящен. Прихожане храма благоговейно поклоняются и другим намоленным образам – иконе св. Иоанна Богослова, написанной в царствование Императора Петра Великого, Толгской иконе Божией Матери «в чудесах» ярославского письма конца XVII века, изображающей события из истории Толгского монастыря близ Ярославля. В центральном приделе помещается икона Валаамской Божией Матери и образ св. великомученицы Екатерины, пред которым каждый понедельник читается акафист святой Христовой Угоднице. Выделяется в храме большой, писанный на стекле, запрестольный образ Богоматери с Младенцем, переданный в Смоленскую церковь в 1950 году. Икона эта была исполнена в начале XX века для церкви Клинического повивального института в Петербурге. Рождественский придел храма украшает Вифлеемская пещера (Вертеп). Здесь горит неугасимая лампада, а на Рождество устанавливаются елочки. 16 февраля 1990 года в храме был освящен четвертый придел – в честь святой Блаженной Ксении Петербургской, строительницы и покровительницы этой церкви. В нем пред царскими вратами на аналое помещена икона Блаженной Ксении, справа от нее – большой образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В 1990 году храм Смоленской Божией Матери отметил свое 200-летие. В память этого события была отлита медаль, а 10 августа, на престольный праздник церкви, в храме Святейшим Патриархом Алексием II вместе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Иоанном была свершена Божественная литургия, за которой последовал молебен в честь Смоленской иконы Божией Матери и 200-летия Смоленского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

При открытии в Любече Преображенской ц. весной 1989 г. образ передали в храм, в к-ром он пребывает и поныне. Один из списков Л. и. находится в Никольском соборе Умани. Икону вернули в храм в 1989 г., в 1999-2001 гг. образ периодически мироточил. Перед иконой каждую субботу до начала всенощного бдения служат молебен с акафистом Божией Матери. Еще один список Л. и. находится в с. Озеряны Нежинской епархии. Чудотворная Л. и. исчезла из киевского Софийского собора в 30-х гг. XX в., и дальнейшая ее судьба неизвестна. Иконография Любечская икона Божией Матери. XIX в. (Храм-музей Неувядаемый цвет " , дер. Исаково, Московская обл.) Любечская икона Божией Матери. XIX в. (Храм-музей Неувядаемый цвет " , дер. Исаково, Московская обл.) В XVII в. с польским владычеством на территории Малороссии связано активное распространение многочисленных местночтимых списков Ченстоховской иконы Божией Матери по всему юго-западу России. Списки иконы прославились в городах и селах Малороссии и получили свои названия по месту прославления. Затем они в свою очередь становились протографами для новых списков (наибольшую известность получили: Новодворская икона Божией Матери , Каменская Успенская (Новодворская), Суражская, Руденская, Мохнатинская , Дубовичская (Дубовицкая) иконы, Печерская икона Божией Матери из Введенского мон-ря в г. Нежине). В число таких икон входит и Л. и., первоначально пребывавшая в храме «времен польской власти». Все списки Ченстоховской иконы Божией Матери, в XVII-XIX вв. распространившиеся в Малороссии, имеют общие иконографические признаки. На Л. и. Богородица изображена фронтально, по пояс, с сидящим на Ее левой руке Младенцем. Голова Божией Матери незначительно повернута вправо, правая рука поднята до уровня груди. Мафорий с широкой каймой прописан вдоль лика тяжелыми крупными складками. Богомладенец сидит прямо, Его поза выглядит несколько скованной. Правая ручка поднята в двуперстном благословении, в левой - книга, к-рая лежит на корешке; из-под ризы видны пальчики ног Младенца.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (впоследствии монахиня Елизавета), церковнице при храме великомученика Георгия, и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На этом святом образе есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике отставной солдат сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к образу Матери Божией «Неупиваемая Чаша». Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову, а затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее сребропозлащенную ризу, взамен фольговой, и для своего дома имел точную копию с чудотворной иконы Матери Божией. Вопрос для обсуждения. Что изображено на иконе? Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что Агнец её есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно, ходатайствует, чтобы жертва сия Святая Чаша была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.

http://azbyka.ru/zdorovie/uroki-trezvost...

В 1848 году Мотовилов проектировал собор Божией Матери Дивеевский Всех Ее явлений. В своих «Записках» он пишет: «Собор Божией Матери Дивеевский Всех Ее явлений, задуманный и проектированный не кем-либо другим, а лишь только самим мною одним в память четырех вышеписаных явлений явных Божией Матери, был бы теперь уже вполне устроен в том громадном величии, о коем было предречено по особенному явлению великому старцу Серафиму, когда приказано было купить под место будущего созидания его три гумна господ Ждановых в селе Дивееве. И сообразно с каковым Божественным откровением – по разным и мне невещественным и неземным указаниям – я проектировал его по последней, в день Покрова Божией Матери 1848 года, указанной мне модели в восемьдесят семь с половиной сажень длиннику, в пятьдесят семь с половиной сажень ширины и во сто восемнадцать сажень вышины – до креста, а крест на соборе Всех явлений Божией Матери в тридцать три с половиной сажени вышины и в пятнадцать сажень ширины, а колокольню при сем соборе в сто пятьдесят три сажени вышины до креста и в тридцать три с половиной сажени ширины в основании; крест на ней в пятнадцать сажень вышины и в восемь ширины . Я сам скажу, что действительно громадны размеры сии, но если принять в соображение миллиарды миллионов раз гро­маднейшие милосердия и милость Божией Матери, являе­мые, и явленные, и еще неявившиеся, но тем не менее хотя­щие явитися земле Русской милости Божией Матери, мне в полноте известные, то и этот мнимогромадный храм совер­шенно ничтожен будет в сравнении с ними. Да и то открыто великому старцу Серафиму, он должен быть лучше Соломоновского храма». Однако этот проект не был осуществлен. ЛЮБОВЬ К БОЖИЕЙ МАТЕРИ Жена «Серафимова служки» Елена Ивановна особенно отмечала его любовь к Божией Матери: «Николай Александрович, куда бы ни ехал, где бы ни был, а все его постоянно влекло в Саров и в Дивеев. Зимой без шапки бывая в Дивееве, он по заповеди отца Серафима ежедневно ходил вокруг канавки и громко пел: «О, Всепетая Мати». По заповеди же отца Серафима он любил ставить множество свечей в храмах к святым иконам и не жалел на это никаких расходов».

http://pravoslavie.ru/37027.html

В дальнейшем Н.Н. Чугреева в своей статье «О Явленной Казанской иконе и " ватиканском " списке» достаточно обстоятельно охарактеризовала «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, датируемый первой половиной - серединой XVIII в.(53) Помимо этого, предметом обсуждения стала поддерживавшаяся митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием (А.М. Меткиным) версия о том, что явленная Казанская икона Божией Матери не была в 1904 г. похищена из КБМ, а, будучи заранее подменённой игуменьей КБМ Маргаритой (в миру - Марией Михайловной Максоровой), уцелела и оказалась в дальнейшем в храме святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище г. Казани.(54) Одной из важных составляющих общей дискуссии стало обсуждение иконописных (художественных) особенностей рассматриваемых образов и их общего иконографического типа.(55) Что же касается собственно дискуссии о явленности («подлинности», «оригинальности») похищенной из КБМ Казанской иконы Божией Матери, то она была объявлена окончательно завершённой. Хотя по сути дела таковая была не завершена, а скорее «заморожена» (в том числе, по причине утраты двух из трёх образов-претендентов на явленность - «Казанской» и «Московской» Казанских икон Божией Матери). Краткое изложение дискуссии XIX - начала XX вв. (с некоторыми неточностями) содержится, в частности, в вышеупомянутой статье «Православной Энциклопедии» «Казанская икона Божией Матери», подготовленной искусствоведом Н.Н. Чугреевой.(56) «Правда краше солнца»: летописи против хронографов Наиболее вескими аргументами в дискуссии о явленности («подлинности», «оригинальности») находившейся в КБМ Казанской иконы Божией Матери, безусловно, являлись отсылки к документальным источникам. Обращаясь 28 ноября 1851 г. к Г.З. Елисееву, А.И. Невоструев привёл пять доводов в пользу явленности «Московской» Казанской иконы Божией Матери. «По поручению начальства, - писал он, - занимаясь составлением исторической записки о здешнем Казанском соборе, я нашёл в летописях несколько указаний, приведших меня к мысли, что чествуемая у нас чудотворная икона Казанской Божией Матери есть та самая, которая явилась в Казани в 1579-м году, а у вас находится только список с неё. Знаю, что эта мысль Казанцам не по сердцу и что они не легко уступят нам честь выдавать нашу икону за оригинальную; но - правда краше солнца , как говорит пословица. И если доводы, служащие основанием означенной мысли, будут отринуты по уважительным причинам, а противная ей мысль будет утверждена убедительными доказательствами: то мы, по тому же правдолюбию, по которому теперь выступаем с первою мыслию, отступим с нею назад, и предоставим Казанцам равно вожделенную для них и для нас честь усвоять себе, или указывать в стенах своих, оригинал нескольких чудотворных икон, чтимых в разных местах нашего Отечества».(57)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

5304. К ПРАЗДНОВАНИЮ 600-летия Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве. – 1995, 9–10, 21. 5305. СИДОРИНА И. Возвращенная радость. (Икона “Всех скорбящих Радосте” (с горошиками). – 1992, 1, 27. 5306. КОЛОМЕНСКАЯ икона Божией Матери “Державная”. – 1993, 3, 31. 5307. СКАЗАНИЕ о явлении Державной иконы Божией Матери. – 1996, 3, 37. 5308. ВТОРОЕ обретение чудотворной Державной иконы Божией Матери. 1996, 3, 38. 5309. ФИЛАТОВ В. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери в России. – 1996, 3, 39. 5310. МАЛИНИН А., свящ. “Яко необоримую стену …” (икона Божией Матери “Знамение”). – 1992, 3, 33. 5311. ЖИЛКИНА М. Возвращение московской святыни (Иверской иконы Пресвятой Богородицы). – 1995, 11, 24. 5312. ТОЛГСКИЙ В., прот. Сказание о высокочтимой иконе Богоматери Иерусалимская, что в городе Бронницах Московской губернии. – 1996, 10, 29. 5313. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: О сверхъестественном событии (истечение с глаза слезы на иконе Божией Матери “Казанской”), происшедшем в смоленском кафедральном соборе. – 1992, 3, IX. 5314. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода (1993–1994): Признать происшедшее в Казанской церкви с. Пучкова события (истечение мира от Казанской иконы Божией Матери) чудом, а Казанскую икону чудотворной. – 1994, 7–8, 4. 5315. КИРЕЕВСКИЙ И. Святыня земли Рязанской. (Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Корчевная”. – 1990, 6, 19. 5316. КОМАРОВ Е. С молитвой к курской святыне. – 1990, 9, 46. 5317. ВОЙНАКОВ В., прот. Максимовская икона Божией Матери. (К 700-летию иконы). – 1999, 6, 41. 5318. ИОСИФ (БАЛАБАНОВ), архим. “Неупиваемая Чаша”. – 1997, 10, 65. 5319. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ , свт. Матерь милосердия. (Рассказанные события изображается на иконе Пресвятой Богородицы, именуемой “Нечаянная Радость”). – 1989, 12, 38. 5320. ЛЕБЕДЕВ Л., прот. Почитание Святителя Николая в России. (К 900-летию перенесения мощей в Бар град). (Исторический экскурс). – 1987, 5, 74; 6, 67. 5321. СЫРЧИН М., прот. Образ Святителя и Чудотворца Николая, именуемый Радовицким. – 1992, 7, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Как на иконе, ясно...» – пишет батюшка. На какой иконе? По описанию похоже на икону Пюхтицкой Божией Матери. Это единственная икона Божией Матери, где Она изображена на земле, среди холмов, оврагов. Обычно ее изображают на облаках или в келье. В 1894 году сестры Пюхтицкого монастыря подарили о.Иоанну большой образ Богоматери, который висел у него дома, в келии, сейчас он вернулся в Пюхтицкий монастырь. Известно, что о.Иоанн помогал Пюхтицкому монастырю, там до сих пор целая комната его подлинных вещей, в том числе фелонь и риза. Но самое поразительное, празднование Пюхтицкой иконы Божией Матери – 15 августа, то есть само явление было накануне празднования Пюхтицкой Божией Матери! Если было явление Божией Матери, значит, можно написать икону. Есть иконы явления Божией Матери Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому. В Иоанновском монастыре на Карповке есть икона с житием Иоанна Кронштадтского, и поскольку это явление Богоматери отражено в акафисте святому, ему посвящено одно из клейм. Но там сюжет решен фотографически: Иоанн Кронштадтский лежит на кровати, как бы спит, и к нему подходит Божия Матерь. Такого не было в реальности. Божия Матерь не являлась у кровати, она являлась пастырю духовно, в тонком сне, и само видение было, смею предположить, здесь, на родине прав. Иоанна Кронштадтского. Петербургский иконописец дьякон Николай Груздев попытался написать икону явления Божией Матери Иоанну более близко к тому, как батюшка записал в дневнике. Икона (на снимке, публикуется впервые) написана в этом году и была пожертвована в мемориальную квартиру прав. Иоанна. На следующий год после явления батюшка основывает на своей родине, в Суре, обитель. Не могу утверждать, что это решение было прямо подсказано явлением Божией Матери, но что оно совпадает по времени – это очевидно. Чудесное явление как бы открыло новый период в жизни Иоанна Кронштадтского, особо связанный с Севером. Третье явление опубликовано в книге «Путь к Богу», вышедшей в 1905 году. Это запись в дневнике, сделанная безо всякой мысли о публикации. Явление было 3 февраля 1902 года.

http://pravicon.com/info-4034

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010