У этих простых людей нет ни в чем сходства со страшным истуканом, показанным во сне Навуходоносору. Их ум не образован, и не учен, и не похож на золотую голову истукана. Нет у них могучей силы денег, нет силы и крепости меди и железа, но нет у них и глиняных стоп. Все существо их состоит из человеческой плоти, по которой, конечно, не ударит их Камень нерукосечный, сокрушающий только неправду. Это добрые, простые люди, всем сердцем возлюбившие Солнце Правды, Господа Иисуса Христа. Да сподобит же нас Господь наш Иисус Христос вечной радости быть в числе тех, у которых не найдет Он никакой неправды. Да причтет Он и нас к сонму немудрых и ничего не значащих, но упразднивших мудрое и значащее. Аминь. 1958 г. На вечерне недели сыропустной Каждый год в этот святой вечер Прощеного воскресенья бывает большая радость воем добрым христианам и нам, пастырям вашим, ибо приходите вы в великом множестве, чтобы вдохнуть полной грудью Божественное благоухание важнейших и вместе с тем простейших слов Христовых: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15). Когда некий книжник спросил Господа Иисуса Христа, какая заповедь наибольшая в Законе, Он ответил ему: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Мф. 22, 37–39). Итак, заповеди о всецелой любви к Богу и близким нашим составляют сущность всего Закона Христова, и если не исполняем их, если не прощаем людям согрешений их против нас, то не заслуживаем названия христиан и подобны язычникам, которые только любящих их любят, а согрешающих против них ненавидят. Все вы, братья и сестры мои, хотите быть близкими Спасителю нашему Иисусу Христу и сознаете безмерную важность закона любви и взаимного прощения друг друга и в святой вечер Прощеного воскресенья приходите в храмы Божии, чтобы видимым обрядом испрошения прощения друг у друга исполнить основной закон Христов о взаимной любви. Да благословит вас Бог за это доброе и чистое стремление душ и сердец ваших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Царю приснился истукан, у которого голова была золотая, грудь и руки – серебряные, нижняя часть тела у него была медная, голени – железные, а стопы – вперемешку железо с глиной (Дан. 2: 31–35). Даниил объяснил, что это четыре царства, которые сменят одно за другим друг друга. Конец этого истукана таков, что от неподалеку находившейся горы отделяется сам по себе камень, без какого-то усилия человеческого, и ударяет в ноги этого истукана, которые были смесью глины и железа, так что весь этот истукан распадается и превращается в пыль, а камень этот делается великою горою и наполняет всю землю. Даниил объясняет, что эти четыре царства, которые сменят друг друга и будут, может быть, менее роскошными, но все более крепкими и сильными, в конце концов будут сокрушены, «и во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2: 44). Таким образом, говорит Даниил, великий Бог дал знать царю, что будет после него. Обычно под золотым царством подразумевают Вавилонское, под серебряным — Персидское, которое ему последовало, под медным – Греческое царство Александра Македонского, под железным некоторые понимают царство Римское, другие – царство Сирийское, государство селевкидов. Под камнем нерукосечным и горою понимают указание на чудесное Рождество Христа от Девы Марии: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем» [Глас 4, в неделю утра. Канон воскресный, песнь 9, ирмос//Октоих]. 32.3. Золотой истукан. Отроки в печи вавилонской Следующий эпизод связан с тремя друзьями Даниила (Дан. 3). Царь Навуходоносор сделал золотого истукана и собрал всех вельмож для того, чтобы совершать поклонение этому истукану. Одно из возможных объяснений таково, что он сделал статую себя самого и повелел всем приносить себе божеские почести. И тут оказывается, что Анания, Азария и Мисаил отказываются поклоняться этому истукану, говоря, что они будут поклоняться единому Богу. И за это они подвергаются казни, они должны быть брошены в разожженную печь. Но это не пугает юношей, они говорят мучителю: « Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3: 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Это одно из самых важных мессианских мест. Первое — это молитва Даниила об Израиле и затем явление этих седьмин. Затем явление архангела Гавриила и истолкование значения седьмин. «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан.9, 24—25). То есть, это эпоха эмансипации греков, нашествия, Антиох, Птоломей и т.д. «И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан.9, 26). Это говорится о Тите Флавии, который разрушил Иерусалим. «И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан.9, 27) — это воплощение Сына Божия, исполнение закона и пророка, утверждение Завета. Гл.10 — видение последних времен, видение Ангела, пост Даниила и укрепление Даниила. Гл.11. — особенно интересна по своему содержанию, т.к. она говорит о наших с вами временах, о том, как народ израильский существует между различными враждующими нациями, т.е. то, что происходит и в нашей жизни, когда мы видим сейчас Израиль, который пытается восстановиться и который, к сожалению, не может это пока сделать. Гл.12 — спасение в конечных временах. Гл.13-14 — апокрифические главы, которые по мнению многих экзегетов внесены позже —это «повесть о Сусанне, о Вилле и Драконе». Символика: «Златая голова» — Вавилонское Царство; «Серебряная грудь» — Мадиано-Персидское Царство; «Медное чрево» — Греческое Царство; «Железные ноги» — Римское государство; «глиняные ноги» — важнейшие государства после Рима и «Камень нерукосечный» — грядущее Царство Божие, Царство Мессии.

http://sedmitza.ru/lib/text/432159/

Это одно из самых важных мессианских мест. Первое – это молитва Даниила об Израиле и затем явление этих седьмин. Затем явление архангела Гавриила и истолкование значения седьмин. «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» ( Дан.9, 24–25 ). То есть, это эпоха эмансипации греков, нашествия, Антиох, Птоломей и т.д. «И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» ( Дан. 9:26 ). Это говорится о Тите Флавии, который разрушил Иерусалим. «И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9:27 ) – это воплощение Сына Божия, исполнение закона и пророка, утверждение Завета. Гл.10 – видение последних времен, видение Ангела, пост Даниила и укрепление Даниила. Гл.11. – особенно интересна по своему содержанию, т.к. она говорит о наших с вами временах, о том, как народ израильский существует между различными враждующими нациями, т.е. то, что происходит и в нашей жизни, когда мы видим сейчас Израиль, который пытается восстановиться и который, к сожалению, не может это пока сделать. Гл.12 – спасение в конечных временах. Гл.13–14 – апокрифические главы, которые по мнению многих экзегетов внесены позже – это «повесть о Сусанне, о Вилле и Драконе». Символика: «Златая голова» – Вавилонское Царство; «Серебряная грудь» – Мадиано-Персидское Царство; «Медное чрево» – Греческое Царство; «Железные ноги» – Римское государство; «глиняные ноги» – важнейшие государства после Рима и «Камень нерукосечный» – грядущее Царство Божие, Царство Мессии. Заключительные главы пророка Даниила как бы подводят итог эпохи всех пророков, о которых мы говорили. Мы видим с вами, что Книги пророков в Ветхом Завете имеют непреходящее значение. Действительно, именно профетизм заложил самые основы ветхозаветной веры и нравственности, принеся свет Слова Божия в темные массы народа. Борясь против язычества, суеверного магизма, ханжества, деспотизма, нравственной распущенности, пророки провозглашали религиозный и нравственный идеал верности единому Богу. Они учили о действующем в истории Боге, о святости Бога, о правде, любви, милосердии, о вечном Царстве грядущего Мессии. Читать далее Источник: Ветхий Завет: Курс лекций./Соколов Н. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Библия нам предписывает видеть в истории пути и средства спасения рода человеческого. История – провиденциально сотериологична 1 . А сотериология – конкретно-исторична. Наша библейская вера устанавливает для нас и твердый компас, чтобы не заблуждаться в дебрях исторического хаоса. Библия узаконяет иерархию ценностей. Она открывает нам догмат избранности, сверхрациональное таинственное предызбрание одних факторов и лиц к служению дела спасения, а других к заблуждению и погибели. Нам открыта центральная, красная нить истории, сердцевина ее высшего, вечного смысла. Наша сотериологическая историософия 2 – не рационалистична, а догматична, если хотите – мистична. Итак, осмыслим путь, заданный Провидением России. Не путь только материальных, экономических, политических, имперских и культурных достижений, взятых самих по себе. Это только средства и орудия, данные для служения России в обширных перспективах Царствия Божия в мире, в данном случае – в земной истории. Тут всем народам отведена своя роль, ибо даже «волос с головы не падет без воли Божией», тем более судьба целого народа. И религиозно-моральный долг каждого народа: – распознать «перст Божий» в своей судьбе, принять и выполнить отведенное ему предназначение. Библия развернула перед нами исходную схему смысла мировой истории, вручила нам карту ее ветров и ее подспудных великих океанических течений. В этой схеме все вращается около центральной точки боговоплощения вхождения Бога в рамки позитивно данной и определимой исторической хронологии. На таинственной грани двух эпох, двух заветов, пророк Даниил указывает чудесную роль маленького, физически почти ничтожного Израиля, но избранного «Ветхим Днями» 3 для низвержения мирового колосса на глиняных ногах. «Камень нерукосечный от несекомые горы» Всемогущею Десницею отделенный, в прах сокрушил носителей гордыни мирового империализма. По Данииловой схеме ( Дан.2 ) четыре богопротивящихся империализма сменяют один другого: Ассирийский, Вавилонский, Македонский и Римский. Сменяют, поглощая в себе каждый своего предшественника. Последний Римский остается на сцене. Но в середину его вкатился сравнительно небольшой камень «нерукосечный», залег среди общих развалин и «сделался великой горой и наполнил всю землю» ( Дан.2:35 ). Этот причудливый образ растущего камня в ст. 44 поясняется более прозрачным пророчеством о том, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое... будет стоять вечно».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Об этом состоянии человека чтобы ни говорили, но оно имеет и добрую сторону. Ибо природа наделяет человека душевным спокойствием и довольством, которые редко достаются на долю утонченной цивилизации. Не видим ли, как многие из Крезов наших, горюя и тоскуя от преизбытков, пеняют на судьбу свою? В то самое время Ленские Иры, с веселием сердца, благодарят Бога за даруемый им насущный хлеб. Дымление здешних гор показывает, что они изобилуют известью. При безветрии, столбы густого пара стоят недвижимо, как бы приросши к расселинам и пещерам, порождающим их, при малейшем же колебании воздуха, теряют самостоятельность и сливаются в одну массу. Зритель не может не удивляться как быстроте видоизменений, так и разнообразию их. Верстах в 8 от Потапова, в межгорье шумит быстрый ручей. Остановившись при устье его, спутники мои занялись приготовлением чая, а я между тем прошелся по руслу, приглядываясь к горным формациям, и успел найти песчаники с отпечатками раковин и растений. Перед деревнею Макаровскою стали мы замечать кряж, резко отличающийся от соседних с ним гор. Проводники наши назвали его Гусельными или гуслиными горами. Кряж походит на длинную и высокую стену. По длине ее, во всех ярусах, тянутся разноцветные полосы, удерживающие повсюду строгую параллель. Такой причины достаточно было для народа, чтоб назвать их струнами. А как номинальных струн оказалось много, то и составился из них музыкальный инструмент – фантастические Гусли и «гусельные горы». К фантазии одной кстати подошла и другая. Говорят, что в ночи бурные, осенние, горы издают звуки. А кто играет? Конечно, сам Эол, или же тот Аспендий, о котором Мифология сказала: Dum albi concentus Aspendius edit, ubique Spernitur, et populo displicet iste sonus. Когда Аспендий гимны Поет лишь для себя, Несносен он тогда бывает, И пение его Народ весь презирает. Первый отдел Гусельных гор пресекается у небольшой речки и переходит с левого на правый берег, не изменяя вида. Здесь заботливая природа, чтоб защитить красивое детище свое от капризной реки, устроила для него нерукосечное подножие из твердого и белого камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

И ныне: Как венец славный получило наше естество/Дитя Твое божественное, Чистая,/сдерживающее врагов ополчения/и с силой побеждающее их:/потому увенчиваясь лучезарными сияниями/благодатных Твоих даров,/мы воспеваем Тебя, всехвальная Владычица. Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем. Ирмос: Камень краеугольный/от нерассекаемой горы – Тебя, Дева,/отсечен был без помощи рук,/– Христос, соединивший разделенные естества./Потому мы с веселием/Тебя, Богородица, величаем. Призри с Небесе, Щедре,/покажи Твою милость всем,/даждь ныне заступление Твое и крепость Твою приступающему [или приступающей] к Тебе,/божественным помазанием священников Твоих, Человеколюбче. Призри с небес, Милосердный,/покажи Твою милость всем,/подай ныне помощь Твою/и силу Твою приступающему [или: приступающей] к Тебе/через божественное помазание/рукой священников Твоих, Человеколюбец. Видехом, преблагий Спасе, радующеся божественный елей/приклонением Твоим Божественным паче причастников,/егоже приял еси, и изобразительно преподал еси,/бани божественныя причащающимся. Мы узрели с радостью елей божественный/тот, что Ты, Спаситель преблагой,/приклонением Твоим божественным к участникам таинства,/принял и образно преподал/к купели божественной приобщающимся. Слава: Ущедри, помилуй Спасе,/избави от лютых и болезней,/избави от стрел лукаваго твоих рабов души и телеса,/яко милостивый Господь,/помазанием Божественным исцелеваяй. Слава: Сжалься, помилуй Спаситель,/избавь от страшных бед и болезней;/освободи от стрел лукавого/души и тела Твоих рабов,/как милостивый Господь/помазанием божественным их исцеляя. И ныне: Пения и мольбы, Дево, приемлющи Твоих рабов,/избави лютых страстей и болезней,/молитвами Твоими нами, Пречистая,/божественному Твоему крову притекающаго [или притекающую]. И ныне: Песнопения и моления, Дева,/принимая от Твоих рабов,/избавь мольбами Твоими, Всечистая,/от тяжких страданий и скорбей/того [или: ту], кто через наше служение/к божественному Твоему покрову прибегает.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Обрела благодать у Бога, потому что не только сохранила чистое девство, но и соблюла непорочное сердце и волю, потому что с детства была посвящена Богу и служила Царю славы храмом одушевленным и нерукосечным, который создан был чистотою тела, блистанием девства, непорочным целомудрием, святостью воли, непреклонностью души ко греху, непоколебимостью в добродетели. Посему «зачнеши во чреве и родиши Сына» ( Лук. 1, 31 ), Которому херувимы славословят с трепетом, Которого ужасаются видеть чины ангельские и вся тварь не может вместить. «Зачнеши во чреве и родиши Сына», Творца неповрежденного чрева, не нарушившего девства, но укрепившего ключи девства. «Зачнеши во чреве» Того, Кто существует везде и нигде не вмещается, Коего только одно Твое чрево нетесно может вместить. «Зачнеши во чреве» Создателя твоего праотца. О Тебе и пророк восклицал, говоря: «се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил», «еже есть сказаемо: с Нами Бог». «Бог крепкий, ...Князь мира, Отец будущаго века» ( Ис. 7, 14 ; Матф. 1, 23 ; Ис. 9, 6 ). Предвозвещаемое о Тебе и я теперь благовествую Тебе, не от себя сообщая Тебе приятные вести, но и исполняя повеление Пославшего меня. Тот внушил пророку Исаии пророчествовать о Тебе и опять мне ныне вверил благовестить имеющий осуществиться исход тогдашнего пророчества. «И се зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя ему Еммануил», «еже есть сказаемо: с нами Бог». Поскольку же от Него получат спасение, то нарекут Иисусом Того, Кто спас их от грехов их: от благодеяния – наименование, от значения – имя, от дел – добрая слава. Нарекут – Иисусом, потому что от Него истекает неисчерпаемое богатство спасения, потому что Им сокрушается жало смерти и подается благодать бессмертия ( 1Кор. 15, 54, 56 ), падает господство греха и торжествует победу природа падшего. «Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется» ( Лук. 1, 32 ). «Будет велий», как и был, хотя и примет смиренную плоть и облечется в уничиженное тело. «Будет велий», поскольку восприятие человечества не уменьшит величия божества, но смиренное человечество возвысится от общения с божеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Радуйся, стопами Своими поправшая лукаваго и ненавистнаго змия диавола, бывшаго для меня страшным вождем к падению; поврежденное же естество, клонившееся, казалось, к падению, с Собою возведшая опять в невещественную, святую и нетленную храмину. Радуйся, блистанием входа Твоего светло возсиявшая день радости и веселия содержимым в сени смертной и бездне слабости, и свидетельствующая совершение разрешения мрака Богом, имеющим родиться от Тебя, всечудная Мария! Радуйся, светлое облако, источающее нам умную божественную росу, – ныне вхождением во Святая святых возсиявшая всеозаряющее солнце для содержимых в сени смертной; Боготочный источник, из котораго реки Богопознания, источая ясную и светлую воду православия, разгоняют множество ересей. Радуйся, приятнейший и разумный рай Божий, ныне насаждаемый, по Его изволению, вседержительною десницею на востоке, и произращающий для Него благоцветный крин (лилию) и неувядаемую розу (во врачевство) испивающим на западе вредную, душепагубную горечь смерти; (рай), в котором цветет дерево жизни в познание истины, и вкушающие от него получают безсмертие! Радуйся, священный, непорочный и чистейший чертог Всецаря Бога, облеченный величием Его, приемлющий и таинственно успокоивающий всех странных; Ты, утверждающаяся ныне в дому Господнем, то есть, святом храме Его, в которой нерукотворенный и украшенный чертог духовнаго жениха, – в которой Слово обручило (Себе) плоть, восхотев обратить заблудшее и примирить (с Отцом) удалившихся по своему хотению! Радуйся, новый Сион, божественный Иерусалим, святый град велиикаго Царя, Бог в тяжестех его знаемь есть (Псал. 47, 3–4), заставляя царей преклоняться пред славою Твоею и побуждая весь мир в веселии проводить праздник входа Твоего; по истине златовидный и светлый, седмисвещный светильник, возжигаемый неприступным светом и увлажаемый елеем чистоты, возвещающий восход света, во мраке прегрешений ослепленных тьмою. Радуйся, Божия гора тучная (Псал. 67, 16) и приосененная, в которой разумный Агнец воспитавшись понес наши грехи и болезни; из которой отделившись нерукосечный камень (Дан. 2, 34) сокрушил идольские жертвенники, и бысть во главу угла и есть дивен во очесех наших (Псал. 117, 22–23).

http://predanie.ru/book/220309-tvoreniya...

35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. 36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его. 44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, 45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! Шестое чтение взято из книги пророка Даниила, который истолковал сон вавилонского царя Навуходоносора, увидевшего во сне, как некий истукан был разрушен камнем, оторвавшимся без действия рук человеческих от горы. По словам пророка, это означает, что настанет время, когда царства века сего, олицетворяемые этим истуканом, будут разрушены Богом, Который воздвигнет Свое вечное и неразрушимое Царство. Это пророчество можно понимать как подтверждение обетований Давиду, о котором говорилось в связи с пророчеством Исаии. В камне, сокрушившем царства века сего, можно усмотреть указание на Христа, а в том, камень оторвался от горы без помощи рук человеческих – на Его бессеменное зачатие, если в горе видеть Богородицу. Такое понимание отражено в песнопениях праздника, а именно в ирмосе 4-й песни 1-го канона: «Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный, приосененныя чащи, пришел еси воплощься от Неискусомужныя Невещественный Боже: слава силе Твоей, Господи» . Здесь автор рождественского канона прп. Косма Маюмский с большим искусством соединил несколько несколько пророческих текстов: пророчество Исаии о Жезле из корня Иессеева, о котором говорилось выше, пророчество Даниила о «камне нерукосечном» и слова о том, что «Бог от Юга придет от горы преосененной чащи» из являющейся образцом для ирмосов 4-й песни канона песни пророка Аввакума.

http://blog.predanie.ru/article/chteniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010