Сама Царица Небесная благословила град Севск Своим образом, именуемым Молченским. Молченский образ Божией Матери – особенный. По сюжету он сходен с иконой «Гора Нерукосечная» и связан с пророческими предсказаниями Ветхого Завета, в частности с символическим толкованием пророка Даниила сна Вавилонского царя Навуходоносора: «Камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2, 35). «Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится» (Дан.3, 44). Мессианское царство изображается в виде горы, наполнившей всю землю. Гора – символ Церкви Нового Завета. На иконе гора плотно вписана в среднюю часть одеяния Богородицы. Покрывало Божией Матери – густые кучевые облака, которые символизируют Вездесущность Бога, Его величие. В облаках видны небесные светила – солнце и луна. Они помещены там, где обычно помещаются звезды «приснодевства»: одна на челе и две на плечах. На челе – солнце, на плечах – луна. Христианская традиция отождествляет Христа с Праведным солнцем, а луна – светило, заимствующее свое сияние от «Солнца Правды» Христа, – символизирует Церковь Божию. Радуга, проходящая через облаковидный мафорий Богоматери, идет от Младенца Христа к земле как знак Нового Завета Бога и человека. В правой руке Матери Божией лестница, которую благословляет Богомладенец. Это лестница духовного совершенствования, возводящая идущего путем праведности на небо. Более всего поражает лик Богоматери, наполненный внутренним светом, неземной теплотой и Материнской любовью живых, ясных и внимательных глаз. Празднование Молченской иконы Божией Матери совершается дважды в год: 18 сентября/1 октября – в день обретения иконы на болоте Молчь – и 24 апреля/7 мая – в день перенесения иконы в Севск. С 2004 года 7 мая ежегодно традиционно совершается крестный ход в честь праздника с иконой по городу Севску. Много верующих обращается к Заступнице Небесной и по вере своей получает и сейчас Ее благодатную помощь. На крестный ход приезжает множество паломников из городов Брянска, Железногорска, Трубчевска и из других мест. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Молченская (Молчанская) " .

http://pravicon.com/image-32602

Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Владычице, присно спасай и сохраняй, в нем Тя славящих, от всяких напастей и бед свобождай и на противныя победы даруй, ко спасению прошения присно нам подающи. Песнь 4 Ирмос: Божественное Твое разумев истощание прозорливо, Аввакум, Христе, со трепетом вопияше Тебе: во спасение людей Твоих спасти помазанныя Твоя пришел еси. Гора, добродетельми присенная, из Неяже Владыка раболепно прииде, человеки от работы вражия избавляя, явилася еси, Пречистая Владычице. Гора, юже виде Божественный Аввакум, присенная и чистая Ты явися, Пречистая Богородице. Гору превелию, юже Даниил виде, именуем Тя, Владычице, от Неяже Камень отсечеся Нерукосечный и вся соблазны истни, верныя же просвети. Гору Тя усырену и тучну именует Давид, праотец Твой, от Неяже Бог явися, спасая всех поющих Тя и покланяющихся Тебе. Песнь 5 Ирмос: Одеяйся светом, яко ризою, к Тебе утренюю и Тебе зову: душу мою просвети омраченную, Христе, яко Един Благоутробен. Небеснии лицы веселятся с человеки днесь и уготовляются прияти честную икону Чистыя Богоматере, яко воистину Царицы тварем, преподобно владычествующия. Да уклонятся днесь воздушнии дуси, да отступит же и самый миродержец и да падет посрамлен, покланяему видя икону Богоматере. Не якоже ктому образно в гаданиих священный ковчег Завета носим есть, икона бо Божия Матере священными руками днесь честно в церковь вносима есть. Голубице Соломоня, яко воистину добра же, и красна, и всечестна, помяни нас в Небесных селениих Сына Твоего, празднующих день пришествия честныя иконы Твоея. Песнь 6 Ирмос: Неистовствующееся бурею душетленною, Владыко Христе, страстей море укроти и от тли возведи мя, яко Благоутробен. Воистину безценный есть бисер, Владычице, икона Твоя, нам даровася, якоже Сама рекла еси, обогащая вся верою приходящия к Тебе. Светится днесь православных собор, еретический же полк да посрамится, видя икону Богоматере покланяему, плотию нам Избавителя рождшия. Слепым свет уже пришествова, и немощным люте врачевство отверзеся, и всем спасение днесь приближися пришествием честнаго образа Богоматере.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

Теперь хочу указать на главнейшие прообразы Богородицы в Ветхом Завете. В моём духовном пути от баптизма к Православию раскрытие этих прообразов имело немалое значение, так как сам факт их наличия в Библии свидетельствовал о великой значимости личности Девы Марии, которую (значимость) протестанты так пытаются умалить. 1) Лестница Иакова (см. Быт.28:11–12 ) по разуму Церкви прообразовала собой Богоматерь, ибо, как посредством лестницы сходили Ангелы, так посредством Девы сошёл с Небес Сын Божий при воплощении от Девы. 2) Богородицу называет Церковь также купиной неопалимой (см. Исх.3:2 ), то есть, кустом несгораемым, в котором говорил Бог с Моисеем. Как терновый куст горел и не сгорал, так и Богоматерь носила в Себе Бога, Который есть «огнь поядающий» (ср. Исх.24:17 ; Евр.12:29 ), но нисколько не была повреждаема. 3) Скала несекомая , то есть гора нерукосечная, о которой сказано в Дан.2:34,45 . В видении Навуходоносор видел, как от горы оторвался камень, который разрушил истукана и наполнил собою землю. Главное толкование этого пророчества таково: скала есть Бог, а камень – Христос, оставивший небеса и пришедший в наш мир, и Царство Его наполнит всю землю. То, что камень меньше горы, говорит о том, что Христос пришёл на землю в уничижении, «приняв образ раба» ( Фил.2:7 ). Но у пророчества Даниила есть и другое важное толкование. Гора, от которой «оторвался» Иисус, есть Богородица. И как «камень был отторгнут от горы не руками», то есть не человеком, так и Христос был зачат и родился сверхъестественным образом, без участия человека. И камень (Сын) потому здесь меньше горы (Марии), что Христос пришёл в этот мир младенцем. 4) Ковчег Завета также прообразовал собою Богоматерь, ибо как манна, «хлеб небесный» ( Пс.77:24 ) находилась в ковчеге ( Евр.9:4 ), так и Пречистая Дева носила в себе «хлеб живый, сшедший с небес» ( Ин.6:51 ). И Сам Христос, говоря о Себе как о хлебе, сравнивает Себя именно с манной ( Ин.6:49 ). 5) Жезл Аарона расцветший. Как сухой жезл Аарона чудесным образом ожил, расцвёл и дал плод (см. Числ.17:8 ), так и Дева без мужеского семени дала жизнь и родила Сына. Св. Иоанн Златоуст писал: «Но, может быть, ты скажешь: что за сходство между жезлом и Девою рождающею? Смотри, как много сходства. Этот жезл был образом Девы: он образ, а она истина, он наперёд взятый образец, а она самый предмет. Как тот жезл дал плод вопреки природе, так и здесь вопреки природе Дева произрастила цвет благочестия. «И произойдет жезл от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ( Ис.11:1 )» .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Пророк Даниил назвал Пресвятую Деву горою, от которой без рук человеческих отторгся камень. Так понимает сие пророческое видение и Святая Цекровь. «Несекомую гору, краесекомый камень, егоже виде Даниил пророк, Богородицу Марию песньми величаем» 128 . Так объясняет сие видение Святая Церковь  и в другой песни: «Камень нерукосечный, от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества» 129 . «Взыграйте горы – существа разумные,– говорит святой Дамаскин (в Слове на Рождество Богородицы),– стремящиеся на высоту духовного совершенства; ибо рождается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякой холм и всякую гору,– величие Ангелов и человеков, от которой телесным образом благоволил отсечься краеугольный камень – Христос, едина ипостась, соединяющая в Себе различные естества – Божеское и человеческое». Богоглаголивый Аввакум пророчествовал: «Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи» 130 . Святая Церковь разумеет здесь Божию Матерь. «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление» 131 . «Рода человеча обновление, древле поя пророк Аввакум, предвозвещает видети неизреченно сподобився образ, младый Младенец бо из горы Девы изыде, людей во обновление Слово» 132 . «Приосененную гору, Аввакум прозряше пречистую Твою утробу Чистая, тем взываше: от юга приидет Бог , и Святый от горы приосененныя чащи» 133 . «Жезл из корене Иессеева, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи, пришел еси воплощься, от неискусомужныя невещественный и Боже» 134 . «Гора приосененная, юже провиде древле Аввакум, проповеда внутрь вместившуся в неходных храма, добродетели процветши, и покрывает концы» 135 . В невредимом сохранении Ионы во чреве китове Церковь усматривает также образ нетленного рождества Богоматери. «Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву, всельшееся Слово, и плоть приемше пройде сохраншее нетленну: егоже бо не пострада нетления, рождшую сохрани неврежденну» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Тропарь братии, глас 5 Божией Премудрости,/Содетельной и Содержительной Силе последующе,/неизреченного лика небесного достигосте,/мученицы славнии:/идеже подвизалися есте/тамо ныне прославляетеся,/в вере и благочестии верных утверждающе,/ограждаете же и обитель Успенскую,/научающе искушениям противоборствовати./Сего ради молим вы://испросите душам нашим мир и велию милость. На утрени На Б ог Господь: тропарь преподобномучеников дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-ом стихословии седален, гл 4: Яко царское сокровищное хранилище,/хранит святая Зилантова гора/многоценныя мощи новых мучеников,/ ихже память светло празднуем. Слава, и ныне, Богородичен: Святая Гора,/от Неяже Камень нерукосечный Христос отсечеся,/Матерь Божия, храни Зилантову гору,/на нейже обитель Твоя устроися,/благомощными Своими к Богу молитвами. По 2-ом стихословии седален, гл. 3 Преподобнии новомученицы Зилантовы,/молите милостиваго Бога/о почитающих святая страдания ваша/и совершающих вашу память светло. Слава, и ныне, Богородичен: Не остави, Пречистая Дево,/обитель Зилантову,/Твоему Успению посвященную. Псалом избранный: Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля. Боже, кто уподобится Тебе, да не премолчиши, ниже укротиши, Боже. Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею и совещаша на святыя Твоя. Слава, и ныне: А ллилуйя (трижды) По полиелее седален гл. 6 Творение святителя Афанасия Ковровского Мужайся, Христова церковь , и державствуй над всуе борющими, Христовы бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще, ихже общий праздник ныне совершаем светло. Слава, и ныне, Богородичен: Мученику Иоанну в подвизе споспешествовавшую/и новомучеников Зилантовых на враги укрепившую/Матерь Божию,/просим и нам с небесе подати/помощь и укрепление. Степенна, 1-й антифон 4 гласа Прокимен, гл 4: П роидохом сквозе огнь и воду,/и извел еси ны в покой. [Н] Стих: Р азжегл ны еси, якоже разжизается сребро.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подобные символы неоднократно использовались в русской иконописи XVI-XVII вв., в первую очередь к ним относится появившаяся в XVI в. иконография иконы «Гора Нерукосечная» («Камень Горы Нерукосечный») (один из наиболее известных и ранних примеров - икона, происходящая из местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря, нач. XVI в., Музей-заповедник «Кижи», см.: Кологривова. 1980. С. 273, 276, 278; Маркус. 1991. С. 67-73). Богоматерь с Младенцем сидит на высоком нарядном троне. Иконописец наряду с уже описанными символами изобразил 2 горящих светильника по сторонам трона и пышные цветы у ног Богоматери. Христос держит в руках развернутый свиток (текст: «Аз есмь прежде Авраама»). Однако нельзя утверждать, что М. и. является поясным вариантом образа «Камень Горы Нерукосечный». Сходство символов не говорит о взаимосвязи изводов, а указывает на один лит. источник, в данном случае Акафист Божией Матери. Его художественные образы были воплощены в красках, дополнили и украсили первоначальную иконографию в период повсеместного проникновения сложной символики Акафиста в иконопись. Так, напр., символы, заимствованные из Акафиста, органично вошли в иконографию рус. варианта иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В отличие от греч. традиции помещения ростовой фигуры Богоматери с Младенцем в центре горящего куста рус. вариант более сложен: этот поясной извод «Одигитрии» идентичен базовой иконографии М. и., за исключением поворота головы Пресв. Богородицы (влево, в сторону от Младенца). На иконе «Неопалимая Купина» на мафории также изображены облака, на челе и плече Богоматери - солнце и луна, на груди - лествица, гора с градом на ней, медальон с образом Христа Царя в стенах града (Пс 86. 3). Такие важные отличия М. и. от извода «Камень Горы Нерукосечный», как сокращенный (поясной) вариант фигуры Богоматери, положение Ее рук, рук и ножек Младенца, особенно открытой ступни правой ножки, профильной либо повернутой к зрителю, позволяют назвать в качестве протографа М. и. один из образов Богоматери «Одигитрия», возможно Тихвинской, который неоднократно использовался иконописцами при создании оригинальной иконографии (напр., такой, как икона «Запечная» из Соловецкого монастыря). Вероятно, М. и. не была исключением из этого ряда. И только через более чем 100 лет пребывания в Софрониевой пуст., в XVI в., в эпоху распространения символики Богородичного Акафиста в иконописи, икона была дополнена символическими изображениями и т. о. приобрела свои неповторимые черты.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

Вмч. Никита. Роспись ц. Успения Богородицы Успенского мон-ря в Свияжске. Ок. 1605 г. Вмч. Никита. Роспись ц. Успения Богородицы Успенского мон-ря в Свияжске. Ок. 1605 г. Интерес к образу Н. проявился в эпоху строгановского искусства, он был одним из самых часто изображаемых святых - как небесный покровитель Н. Г. Строганова (1560-1618). Образ великомученика украшает произведения, в основном предназначенные для личной молитвы и украшения семейных мон-рей и церквей, в т. ч. подносных икон, из которых самой ранней может считаться икона в золотом окладе с эмалью по скани, с живописным изображением XVIII в. и надписью на обороте, сообщающей о том, что она написана в 1561 г. и является даром к годовщине Н. Г. Строганова от его деда Иоасафа (в миру Аника Строганов), игумена сольвычегодского Борисоглебского мон-ря (см.: Рыбаков А. А. Икона «Св. Никита, побивающий беса» из великоустюжского Успенского собора с дарственной надписью XVI в.//Проблемы совр. науки и образования. 2017. Вып. 1(83). С. 110-116). Святого на таких иконах изображали единолично в молении Спасителю или Богоматери в небесном сегменте либо в молении Богоматери, сидящей с Младенцем на престоле; он может быть облачен в хитон и плащ (икона, на которой великомученик молится Спасу - ЦМиАР, фрагмент надвратной сени из сольвычегодского Благовещенского собора - СИХМ). Встречаются и варианты, где Н. показан в молении с др. святыми - небесными покровителями семьи Строгановых (2 иконы кон. XVI - нач. XVII в. «Богоматерь Гора Нерукосечная, с припадающими святыми Никитой и Евпраксией» - из сольвычегодского Благовещенского собора, СИХМ, из Никольской ц. в с. Пыскор Усольского р-на Пермского края, ныне - Березниковский историко-краеведческий музей). Замечательные по красоте и тонкости письма иконы представляют святого в воинских доспехах, в 3/4-ном повороте, в молении Богоматери, как на иконе письма Прокопия Чирина (1593, ГТГ), некогда имевшей драгоценный оклад и створки со сценами жития (архивную фотографию см.: Игошев. 2003.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Крещение Господне. 136х110. Копия росписи алтарной преграды церкви Зачатия святой Анны Спасо-Яковлевского монастыря, век. Мотина А. Руководитель А.В. Ремнев. Монументальная мастерская МГАХИ им. Сурикова. Получается, выставка – не просто знакомство с работами студентов, но и с самими памятниками, которые они копировали и до которых не всегда просто добраться физически. А здесь они все рядом и дают достаточно широкое представление о церковном искусстве. Причем экспозиция строится так, чтобы показать его во всей красоте и разнообразии, показать, насколько оно живое и прекрасное. – Выставка копий актуальна сейчас и потому, что сегодня нередко можно услышать разговоры о том, что церковное искусство, дабы вызывать интерес, должно быть новым, оригинальным (в смысле необычности), новаторским. Постоянно звучит вопрос, так ли важна традиция? Экспозиция дает очевидный ответ на него. Копия – это некая эстафета, передача знаний, опыта, мастерства от одного поколения другим поколениям, – говорит Игорь Самолыго. Раздел выставки, в котором представлены копии икон, – это и путешествие по времени, по стилям. Есть здесь, среди множества экспонатов, копия византийской иконы Христа Пантократора XIV в., которая хранится в Эрмитаже, – яркий пример того, как идеи исихазма проявились в церковном искусстве; копия псковской иконы конца XV века Воскресение Христово; копия иконы Божией Матери «Гора Нерукосечная» XVII века… Христос Пантократор. Копия византийской иконы 1363 г. Осмоловская Анастасия. Дипломная работа, руководитель – Глебова М. О. Причем мы можем увидеть не просто примеры копий, а копий-реконструкций, ведь что-то со временем было утрачено. – Вот, например, икона Архангела Михаила, – рассказывает Мария Глебова , – в ней студенты под руководством педагога реконструировали руки, большой фрагмент одежды, ассисты. Это очень сложная работа, мы перебираем множество образцов, делаем множество эскизов. Здесь главное – не уничтожить реконструкцией ту художественную задачу, которую ставил древний иконописец, сохранить художественный образ. Весьма непростая задача – совпасть реконструкцией с замыслом этого автора, который писал эту икону, понять, как это было.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/07/tak_li...

Весь пророческий ряд, четыре иконы деисиса и образы Господа Вседержителя и Божией Матери из местного ряда написаны священником Вячеславом Савиных в 1986—1988 годах. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Покровская церковь с северным приделом во имя святого пророка Даниила находится в цокольном этаже храма Святых Отцов, с которым она имеет общий вход. Эта церковь была сооружена в 70-е годы XVII века и первоначально стояла отдельно от главного храма. Иконостасы Покровской церкви выполнены в 1984 году мастерами под началом самого, пожалуй, известного современного иконописца — игумена Зинона (Теодора). Отец Зинон строжайшим образом следовал традициям древнерусского искусства, используя в качестве образцов лучшие иконы московской, новгородской и других школ XV — начала XVI веков. Иконостас придела во имя пророка Даниила замечателен подбором редких икон в нижнем ряду. Справа от Царских врат помещена икона Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа, слева — образ Божией Матери с Богомладенцем «Гора Нерукосечная». На южных вратах иконостаса изображен святой пророк Даниил во рву львином. Троицкий собор Троицкий собор Данилова монастыря строился в 1833—1838 годах по проекту знаменитого архитектора О. И. Бове. Главный престол храма освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет 13 сентября 1838 года. В том же году были освящены и два придела — в честь Зачатия праведной Анны (северный) и во имя преподобного Алексия, человека Божия (южный). Архитектура храма выполнена в стиле классицизма. Иконостасы собора расписаны мастерами под руководством архимандрита Николая (Самсонова). Находящаяся в соборе икона Божией Матери «Троеручица» (конец XVII — начало XVIII вв.) относится к особо чтимым образам. С ней в XIX веке дважды в год совершался крестный ход из Даниловой обители в монастырскую часовню на Большой Тульской улице. При огромном стечении народа там, прямо на улице, перед убранной цветами «Троеручицей», совершалось всенощное бдение. В ряду особо чтимых находится и образ преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (вторая половина XVIII века).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

иконах: «Благовещение» (1558 и 1580-1590 - обе в СИХМ; 1603, ПГХГ); «Рождество Богородицы» (нач. XVII в., ГМЗК); «Покров Богородицы» (XVII в., СПГИАХМЗ); «Сошествие Св. Духа на апостолов» (1682, Симон Ушаков, Троицкий собор ТСЛ); «Воскресение - Сошествие во ад» (40-е гг. XVII в., ЯХМ); «Сретение», «Крещение» (XIX в., частное собрание). Изображения Г. С. включаются в сложные композиции, основанные на текстах псалмов и литургических песнопений: «Богоматерь Гора Нерукосечная» (кон. XVI в., СИХМ); «Что Тя наречем» (сер. XVII в., ЦМиАР); «Отрыгну сердце Мое слово благо» (2-я пол. XVI в., ЦМиАР); «Богоматерь Непроходимая Дверь» (2-я пол. XVII в., ГРМ); «Державная икона Божией Матери» (XIX в., ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) и др. На миниатюрах XVI в., прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Г. С. изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Г. С. как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи ц. во имя Св. Троицы в Вязёмах, в церквах во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675) и в Тутаеве (1679-1680). В XVII-XVIII вв. образ Г. С. встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в ц. вмч. Георгия Полошского мон-ря (Македония, 1609), «Сопрестолие» в церкви мон-ря Драгомирна (Румыния, 1607-1609). Образ Г. С. был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий правосл. вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца - неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы - «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию к-рых входит образ Г. С., продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

http://pravenc.ru/text/166347.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010