София Премудрость Божия с праздниками. Икона. 2-я пол. XVII в. Царские мастера. 46,5х36,5 см. ГТГ Подобно Вселенной, по тем же законам Бог устрояет жизнь верного ему народа, создавая святилище на Сионе: «Избрал [Господь] колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек» ( Пс.77:67–68 ). В произведениях иконописи и монументальной живописи XVI–XVII вв. данная тема получала раскрытие как в иконографии – иконы «Богоматерь Гора Нерукосечная», «Богоматерь Вертоград огражденный», «О Тебе радуется», так и в композиционном и колористическом строе самой живописи. Наиболее наглядное представление об этом дают храмы XVII в. Ярославля и Ростова, украшенные от глав до пола фресками, изразцами, каменной и деревянной резьбой, преображенные в райские сады. Среди произведений средневекового русского искусства, может быть, самым замечательным и загадочным, вызывавшим и продолжающим поныне вызывать противоречивые суждения, является иконографический тип, созданный русскими иконниками и получивший в литературе начиная с XIX в. название «новгородского» по иконе Софийского собора в Новгороде. Он представляет собой архитектурно упорядоченную, гармонически выстроенную картину мира. В нем нашел воплощение весь комплекс идей, связанных с догматическими толкованиями образа Божественной Премудрости. София Премудрость Божия изображается здесь в виде ангела с пламенеющим розовым или розово-красным ликом, с красными крыльями, сидящего на троне, утвержденном на семи столпах, по сторонам от которого в позах молитвенного обращения стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над ним изображен Христос Пантократор, благословляющий обеими руками, а еще выше – Этимасия, или Престол Уготованный, стоящий на арке небес и окруженный коленопреклоненными ангелами. Известно, что на Руси уже в XVI в. этот плод утонченной богословской мысли и иконографического творчества вызывал множество недоуменных вопросов, заставлявших наиболее авторитетных церковных деятелей напоминать вопрошающим, что имя Премудрость Божия относится ко второму лицу Троицы, Богу Слова – Христу. При этом авторы ответов, в частности младший современник знаменитого богослова Максима Грека старец Зиновий Отенский , обращались к первоисточнику такого толкования образа Софии – словам апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей. Ее иконы называются — «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление этих названий уже звучит как прекрасный гимн русского народа в честь своей Покровительницы. Эта книга родилась из статей, написанных для журнала «Встреча». Семь лет в «Светоче» (разделе журнала) ежемесячно публикуются эти очерки. Книга посвящена чудотворным иконам Богоматери, пережившим вместе со всей нашей Россией тяжелейшие годы гонений, когда разрушались храмы и уничтожались святыни. В лучшем случае чудотворные иконы попадали в музеи. Многие иконы оказались за рубежом и окормляли русских людей, потерявших свою Отчизну. Еще больше святынь бесследно исчезло в огне сатанинской злобы. Но, верую, вернутся и они, вернутся в преображенную страну, вспомнившую свой духовный идеал — Русь Святую. Может, об этом и молятся все новомученики, в земле Российской просиявшие, у Престола Господня. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей… будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу: крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Автор выражает сердечную благодарность всем, кто помогал в издании этой книги: архимандриту Тихону (Шевкунову), Н. Н. Чайковской, главному редактору журнала «Встреча» Ю. В. Куликову, ответственному секретарю журнала «Встреча» А. В. Ракову, председателю Благотворительного фонда «Попечитель» К. Ю. Курченкову, директору Благотворительного фонда «Попечитель» Н. Ф. Комаровой, Иман-Вере Аль-Мусауи, В. М. Сетдековой, Т. Л. Хоцяновой.

http://pravoslavie.ru/6078.html

Николая, святителя, в Воробьине, на Гостиной горке церковь Исследователь русской церковной старины М.И. Александровский относит дату постройки храма святителя Николая в Воробьине к первой четверти XVII века. Деревянный храм горел, отстраивался вновь, а в 1690 г. началось строительство каменного здания. Главными жертвователями средств на возведение нового храма были стрельцы, поселенные здесь. Командовал ими полковник Даниил Воробьин, чья фамилия дала название всей местности. Значительная сумма в размере 550 рублей была пожалована стрельцам из государевой казны в связи с рождением царевича Алексея Петровича и за многолетнюю службу. Название «на Гостиной горке» может быть объяснено географическим положением – на высоком берегу реки Яузы, в окружении жилой застройки, где чаще, чем в других местах города, поселялись или останавливались «гости» – представители купеческого сословия. По документам известно, что освящение храма, состоявшееся 17 июня 1693 г., совершал патриарх Адриан. «Найденовские альбомы» позволяют представить внешний облик этого сооружения в начале 1880-х гг. Пятиглавый храм, трапезная и шатровая колокольня были ограждены невысокой оградой. Тенденции к узорочью из камня, характерные для храмов XVII века, проявились и здесь: в декоративном убранстве колокольни, в архитектурных поясках на плоскости стен храма, обрамлении окон и порталов. Несколько инородным элементом выглядит четырехскатная кровля, вероятно более позднего времени. Большей цельности образа храма вполне бы соответствовали несколько рядов кокошников под куполами. Интересную форму имели барабаны куполов – восьмигранные, двухъярусные, они были лишены световых проемов и торжественно завершали храм. Письменные источники свидетельствуют, что помимо главного иконостаса, датированного XVIII веком, существовали еще два в строгих ампирных формах, в приделах во имя святого Иоанна Воина и святителей Московских Петра, Алексия и Ионы. Все внутреннее пространство освещалось большим паникадилом, которое, вероятно, выполнили мастера Оружейной палаты в середине XIX века. В храме находились иконы старого письма, переданные после его закрытия в собрание древнерусской живописи Третьяковской галереи. Среди них образ «Богоматерь, Гора нерукосечная» датируется серединой XVI века и, по преданию, происходит еще из деревянного Никольского храма.

http://sobory.ru/article/?object=34398

Неопалимая Купина. В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив. Неопалимая купина – это объятый пламенем, но несгораемый куст. На иконах он изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников (иногда – треугольников) с вогнутыми сторонами, так что получается восьмиугольная (шестиугольная) звезда. Зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого – пламя. На фоне звезды – Богоматерь с Младенцем. Иногда в руке Богородицы изображается гора нерукосечная (символ ее по пророку Даниилу), лестница (символ видения Иакова: “Иаков видех лестницу утвержену на земли и до небеси, Ангелы Божии восхождаше и нисхождаше, Господь же утверждашеся на ней”), врата (видение пророка Иезекииля: “Иезекииль виде от востока врата затворена, и никто же проиде их, токмо один Господь Бог наш”), жезл – символ изображения Христа (“жезл от корене Иессеева и цвет от него – Христос”...) 112 . В четырех красных углах – символы евангелистов: святого Марка – лев, святого Луки – вол, святого Иоанна – орел, святого Матфея – Ангел. Иногда Богоматерь с младенцем пишутся в “славе”, состоящей из двух концентрических кругов, заполненных Ангелами. Празднование – 17 (4) сентября. Толгская. Богородица изображается обычно по пояс со стоящим или сидящим на левой руке Ее Младенцем. Название получено от Толгского монастыря под Ярославлем, где в 1314 году явилась эта икона епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору. Он ездил к своей пастве и остановился на отдых на правом населенном берегу Волги на горе, напротив того места, где в Волгу впадает река Толга. Ночью епископ проснулся. Яркий свет сиял на другом берегу реки, и вел туда неизвестно откуда взявшийся мост. Прохор перешел на левый берег Волги и нашел там икону Богоматери с Младенцем, от которой исходил чудесный свет. Помолившись, епископ вернулся обратно, забыв свой посох на месте неожиданного явления. Утром все узнали о чуде. Слуги переехали на другую сторону реки на лодке и нашли икону, а около нее епископский посох.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

эпитетах Богородицы, такие, как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII-XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом к-рых является Божия Матерь, напр. стихира «Что Ти принесем, Христе» ( «Собор Богоматери» - фреска ц. Спасителя мон-ря Жича (Сербия), XIII в.; фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295; икона кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, 1502); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля); богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы» , основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,- «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР). Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово ап.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Сочетание М. различных форм, как правило в виде круга, свойственно иконографическим изводам цикла Сотворения мира («Бытия»), иллюстрирующего начало кн. Бытия ВЗ. Эти сюжеты составили цикл деяний Св. Троицы, или «бытийный цикл», известный уже по миниатюрам Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.) и приобретший популярность в рус. искусстве кон. XVI-XVII в., особенно в эпоху царя Бориса Феодоровича Годунова. Они известны также в росписях (ц. Св. Троицы в с. Б. Вязёмы, 1602; Успенский собор свияжского муж. мон-ря, ок. 1605), на иконах, миниатюрах и лицевых пеленах 90-х гг. XVI - нач. XVII в., прежде всего связанных с костромским Троицким Ипатиевским мон-рем. Пространство М. в этот период также заполнено облаками, что характерно не только для сцен Теофании, но и для иконографии святых, к-рым являлись Христос или Божия Матерь, напр. для Никейского чуда свт. Николая, архиеп. Мирликийского; в сцене с явлением Христа прор. Илии на каргопольской иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI - нач. XVII в., АМИИ). Сочетание неск. М. разных форм является особенностью различных иконографических вариантов Св. Троицы («Отечество», «Сопрестолие»), гимнографических образов Христа («Хвалите Господа с небес…», «Величит душа моя Господа…»), Пресв. Богородицы («О Тебе радуется…», «Всех скорбящих Радость», «Гора нерукосечная», «Собор Пресв. Богородицы», «Неопалимая Купина»), Софии, Премудрости Божией. Лит.: LCI. Bd. 3. Sp. 147-150; Dewald E. T. The Iconography of the Ascension//AJA. 1915. Vol. 19. N 3. P. 277-319; Cook W.W. S. The Earliest Painted Panels of Catalonia (II)//The Art Bull. N. Y., 1923. Vol. 6. N 2 P. 31-60; Elderkin G. W. Shield and Mandorla//AJA. 1938. Vol. 42. N 2. P. 227-236; Brendel O. Origin and Meaning of the Mandorla//Gazette des Beaux-Arts. Ser. 6. 1944. Vol. 25. P. 5-24; Rapp U. Das Mysterienbild. Münsterschwarzah, 1952. S. 127-144; Grabar A. Virgin in a Mandorla of Light//Late Classical and Medieval Studies in Honor of A. M. Friend Jr./Ed. K. Weitzmann.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Композиция может быть упрощенной или, наоборот, дополненной изображениями и надписями на темы библейских сюжетов. Иконография этого сюжета возникла во второй половине XVI века на песнопения, в которых Богоматерь сравнивают с Неопалимой Купиной. Икона Живоносный Источник изображает Богородицу с Младенцем на руках, сидящую в большой чаше, из которой истекают струи воды, чаша стоит в бассейне. По сторонам Богоматери - два ангела в облаках. Цари, царицы и народ из чаш пьют воду, почерпнутую из бассейна. На переднем плане страждущие ждут исцеления. На Руси самые ранние изображения этого сюжета относятся к XVII веку. Икона с изображением ее явления принесена в Саровскую пустынь иеросхимонахом Иоанном в первых годах XVIII века и прославилась многими чудесами. Старец Серафим Саровский советовал посетителям молиться перед этою иконою, искать утешения и исцеления в Божией Матери. Максимально насыщена изобразительными символами композиция иконы Гора Нерукосечная. Известна с середины XVII века в нескольких вариантах (Московский, Соловецкий), символизирует взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. В основу положены толкование сна царя Навуходоносора пророком Даниилом (Библия, Книга пророка Даниила, глава 2) и христианский Акафист Богоматери. На иконе изображается Богородица с Младенцем, сидящая на троне сложной конфигурации. Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, обращен лицом к Ней. В Его левой руке свиток с текстом: " Аз есмь прежде Авраама " . Хитон и мафорий Богоматери украшены облаками, символизируя небо. В правой руке Богоматери многоступенчатая лестница, ею же Она придерживает гору или камень. Трон украшен горящими светильниками, позем сплошь покрыт травами и цветами. Есть извод упрощенный: Богородица Одигитрия, на левой Ее руке - Младенец, держащий левой рукой свернутый свиток и благословляющий правой рукой. К Акафистному типу можно отнести и иконы, построенные по принципу " икона в иконе " , например, Нечаянная Радость. Обычно на ней представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери, давшим ему нравственное прозрение или исцеление.

http://pravicon.com/text-15

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (121) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2017-02-18) Происхождение изображения: Загружено 2017-02-18, анонимно. Описание: ИКОНА БОГОМАТЕРЬ МОЛЧЕНСКАЯ (в частной коллекции). Размер: 17,5 см – 15 см. Материал и техника: дерево, левкас, темпера. Время: XVII век. Место: Ярославль. Сохранность: современных вмешательств нет; фон и нимбы под записью XIX века(?). Представленная икона относится к изводу Богоматери Молченской, иконография которой восходит к первообразу, прославившемуся близ болота Молче, в двадцати километрах от Путивля. По преданию, в курские земли древняя икона была принесена в начале XIV в. монахами, пришедшими из разорённого татарами Киева. После их смерти икона была забыта и вновь обретена в 1405 г. бортником в лесу на дереве, после чего прославилась чудесами и исцелениями. На месте нахождения первообраза был основан общежитийный Богородице-Рождественской Софрониевой мужской монастырь, после разорения которого в Смутное время, иноки вместе с древней святыней переселились в город Путивль, где основали Большой Молченский монастырь. Во время большого пожара 4 августа 1752 г. чудотворная икона сгорела, до нашего времени дошли только её многочисленные списки, по которым мы можем судить об иконографических особенностях оригинала. Судя по всему, представленная икона достаточно точно воспроизводит основные элементы извода, который является вариантом Одигитрии. Богоматерь изображена по пояс, в небольшом повороте к Сыну, сидящему на Её левой руке, со свитком и благословляющим жестом. На груди Богородицы изображены традиционные атрибуты ветхозаветных прообразовательных пророчеств: гора Нерукосечная (из толкования пророком Даниилом сна Навуходоносора), лествица (из видения пророка Иакова), радуга (образ из Псалтири, основанный на тексте: “Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, мосте, переводяй сущих от земли на небо” (икос II)). Одной из характерных черт извода является рисунок мафория Богоматери, словно сотканный из золотых облаков. Сдержанный теплый колорит, благородные черты лика, исполненного серьезного значительного содержания, и его многослойное классическое письмо с плавными высветленными теплых охр. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Молченская (Молчанская) " .

http://pravicon.com/image-28874

В мозаиках Дафни (посл. треть XI в.) и в ц. Марторана в Палермо (Сицилия, 1143), в росписи Введенской ц. мон-ря Нова-Павлица (Сербия, до 1389) фигура дана в более свободной позе. В последнем памятнике Д. представлен средовеком с короткой бородой. Этот образ формой и длиной бороды напоминает один из иконографических типов прор. Моисея, напр. в росписях ц. Вознесения в Милешеве (Сербия, 20-е гг. XIII в.), его волосы встрепаны, одежда проще, чем изображается обычно. Эти небольшие иконографические изменения встречаются также в ц. Вознесения в мон-ре Раваница (Сербия, ок. 1387). В монументальных росписях образ Д., как и др. пророков, помещался в барабане (ц. Рождества Христова на Красном поле в Новгороде, 1381-1382), на подпружных арках (Благовещенский собор Московского Кремля, сер. XVI в.), на столпах. По наблюдению Л. Д. Попович, в росписи 4 храмов периода св. кор. Милутина (1282-1321): праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (Кралева ц.) (Сербия, 1314), св. Никиты близ Скопье (Македония, до 1316), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия, ок. 1320) - фигура Д. отсутствует в барабане среди больших пророков (его место занимают др. пророки, напр. Моисей), но есть в др. частях росписи указанных церквей. В иконописи Д. всегда представлен в пророческом ряду высоких иконостасов, в композициях «Похвала Богоматери» и др., объединяющих изображения Богородицы на троне и пророков. Его образ рассматривается в патристике как прообраз Воскресения Христова и триумфа Христа. Под влиянием богословских комментариев на толкование Д. сна библейского царя Навуходоносора (Дан 2. 27-46) сложилась иконография иконы Божией Матери «Гора Нерукосечная» . Иногда это видение о горе, камне, истукане изображалось в полном соответствии с текстом (фрагмент медных врат сев. входа в Благовещенский собор, кон. XVI - нач. XVII в., ГММК). Видение Д. о 4 царствах входит важной частью в изображение Страшного суда. Иногда в композицию включается ангел, объясняющий Д. это видение (икона «Страшный суд», 2-я пол. XVI в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Очевидно, что художник при написании данного образа ориентировался на получивший широкое распространение в период позднего средневековья иконографический сюжет " Неувядаемый Цвет " . Иконы Богоматери с таким названием относятся к иконографическому типу " Одигитрия " . Иконы Богоматери " Неувядаемый Цвет " разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения. В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец облачены в царские одежды. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, окруженной прообразовательными символами или без них. Это указывает на разнородность иконографических источников икон. Немногие греческие, болгарские и русские сохранившиеся иконы Богоматери " Неувядаемый Цвет " являют собой, по крайней, мере три основных типа, каждый из которых имеет, в свою очередь, несколько изводов. В XVI-XVII веках процесс создания новых иконографий часто идет по пути буквального иллюстрирования гимнографических сочинений, отдельных эпитетов или строк из служб и текстов, восходящих к Ветхому Завету. Появляются иконы Богоматери " Гора Нерукосечная " , " Непроходимая Дверь " , " Всех скорбящих Радость " , " Вертоград Заключенный " и другие. Икона " Неувядаемый Цвет " , насыщенная символами и уподоблениями, стоит в том же ряду. Послуживший литературной основой иконографии " Неувядаемый Цвет " " Канон благодарный " преподобного Иосифа Песнописца входящий в состав Постной Триоди, Канонников, Правильников и Акафистников, был издавна и широко известен. Но, несмотря на это, композиция, восходящая к нему, возникла только в конце XVII века, когда иконографическое творчество в православном регионе было чрезвычайно интенсивным и нередко находилось под определенным воздействием западной культуры. Чаще, как в случае с " Богоматерью Неувядаемый Цвет " , западноевропейская традиция очищается от явно несовместимых с православием черт и создается новая иконография, которая органично входит в православную иконопись, хотя дух аллегоризма, схоластики, свойственный западному мышлению, в ней сохраняется. В этой иконографии с присущей тому времени пышностью и многословностью, порой буквализмом, выражена сложная, но вполне традиционная для Православия тема.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010