63. И «Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, еюже пройде Иисус» – Восток имя Ему. «Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, пророк, врата зрящая к Свету незаходимому, абие Тя позна Божие, жилище». 64. Пророк Даниил показал великое тело из золота, серебра, меди, железа, глины, и отторжеся камень от горы без рук, и... бысть яко прах... и место не обретеся им: камень же поразивый тело бысть гора велика, и наполни всю землю ( Дан. 2, 31–35 ), ибо Вавилонское Мидо-Персидское, Македонское, Римское царства сокрушил камень нашей веры Господь Иисус Христос, отделившийся от горы, родившийся от Пречистой Девы, сокрушил древний языческий мир и явил Царство Свое, Церковь Святую. 65. «Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, Краеугольный отсечеся Христос, совокупивший расстоящаяся естества». Эту таинственную гору, Приснодеву Богородицу, видел и пророк Аввакум: Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи ( Авв. 3, 3 ). 66. «Гору Тя, благодатью Божией приосененную, прозорливыми Аввакум усмотрев очима, из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление». 67. Ветхий Завет явил прообразования новозаветных событий. Так, якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому ( Ин. 3, 14 ), и якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын человечес кий в сердцы земли три дни и три нощы ( Мф. 12, 40 ). 68. Посреди рая было древо жизни, и Пресвятая Дева, яко одушевленный рай, яко девственная земля, произрастила Христа. От Евы произошел на земле весь человеческий род, и смерть вошла, а от Девы Богородицы – жизнь, Новый Адам, воскресение, вечное блаженство. 69. Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод Всемирного потопа, предызображал Пресвятую Деву, спасающую от вечной погибели чад Божиих; и лествица, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба, которую видел патриарх Иаков на пути в Месопотамию, прообразовала Пресвятую Деву. 70. Боговидец Моисей зрел образ Божией Матери в купине горевшей, но не сгоравшей, «тако Дева родила еси и Дева пребыла еси», яко Неопалимая Купина. Также столп облачный, осеняющий Израиль днем и освещающий ночью в странствовании, предызображал Пресвятую Деву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ин Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы, Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся, Христос,/совокупивый разстоящаяся естества:/тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Стопам последуя, преподобне и Богоносне, Владыки Христа,/иже благочестно пожив на земли, кроток, незлобив явися,/милостив и смирен, и благоутешителен, Кассиане пресвяте, и любве исполнь Божественныя,/сего ради тя верно восхваляем. Исплетеся тебе венец, яко победителю, Кассиане всеблаженне,/живоносною и вседержительною Десницею, отче,/и ныне поющим всесвященную память твою,/сподоби, блаженне, улучити оставление согрешением и прияти милость, преславне. Примесися Безплотному воинству и преподобным ликом сочетася,/и со избранными всеми ликуеши, претворься истинным обожением и безсмертною, отче, жизнию,/с ними же непрестанно о нас своего Владыку моли,/да подаст и нам тобою Жизнь вечную. Богородичен: Храм освящен, вместен Единому от Троицы сый,/храм Твой, Владычице, угодник Тоя, духоносец Кассиан, честен воздвиже во славу Твою и честь,/в немже непрестай моляся,/дарующи нам помощь молитвами Твоими. Светилен, глас 7. Самогласен: Светильника свыше просвещаемаго/озарение детельми приемлюще,/ныне светоносною памятию твоею,/Богоносне Кассиане, отче наш,/души наша освящающаго, достодолжно почтем;/радуйся, яко ты днесь, Христову Престолу предстоя, преподобне, с Богоматерию Пречистою Девою,/моляся непрестай, победы на варвары христолюбивому народу нашему даровати/и всем верующим душевное спасение/молитвами твоими просим улучити, Кассиане Богомудре. Слава, глас тойже. Подобен: Духом провидя: Благодать преизбысть Божия в души твоей, Богомудре Кассиане,/и яко безплотен на земли пожив,/тем почитающих тя любовию,/страстей избави темных облак, и к тихому пристанищу Божественному приведи,/и отгони ополчения бесовская,/и исправи к падению преклоньшихся душетленнаго потопления/дивным ти и нечаемым предстательством и заступлением, Богоблаженне. И ныне: Сотворь воистину с Тобою величие/Сын Превечный Отчим Советом,/ Жизнь бо нетленную без страсти родила еси/и пребысть, якоже прежде рождества, Дева,/матерских избегши болезней,/и по рождестве Девою пребывша,/темже зовем Ти со Ангелы:/Богоневесто, радуйся, Мати Божия и Неискусомужная,/чертог и дверь, и Престол огнен,/и гора Божия несекомая, и купина неопалимая,/Всемилостивая Владычице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, стопами Своими поправшая лукавого и ненавистного змия-диавола, бывшего для меня страшным вождем к падению; поврежденное же естество с Собою возведшая опять в невещественную, святую и нетленную храмину. Радуйся, блистанием входа Твоего светло воссиявшая день радости и веселия содержимым в сени смертной и бездне слабости, и свидетельствующая совершение разрешения мрака Богом, имеющим родиться от Тебя, всечудная Мария! Радуйся, ныне вхождением во Святая святых воссиявшая всеозаряющее солнце для содержимых в сени смертной; Боготочный источник, из которого реки Богопознания, источая ясную и светлую воду православия, разгоняют множество ересей. Радуйся, приятнейший и разумный рай Божий, ныне насаждаемый, по Его изволению, вседержительною десницею на востоке, – произращающий для Него благоцветный крин (лилию) и неувядаемою розу во врачество испивающим на западе вредную, душепагубную горечь смерти; рай, в котором цветет древо жизни в познание истины, и вкушающие от него получают бессмертие! Радуйся, священный, непорочный и чистейший чертог Всецаря Бога, облеченный величием Его, приемлющий и таинственно успокоивающий всех странных; Ты, утверждающаяся ныне в дому Господнем, то есть, святом храме Его, в Которой – нерукотворенный и украшенный чертог духовного жениха, – в Которой Слово обручило (Себе) плоть, восхотев обратить заблудшее и примирить (с Отцем) удалившихся по своему хотению! Радуйся, новый Сион, божественный Иерусалим, святой град великаго Царя, Бог в тяжестех его знаем есть 47:3, 4), заставляя царей преклоняться пред славою Твоею и побуждая весь мир в веселии проводить праздник входа Твоего; по истине, златовидный и светлый, седмисвещный светильник, возжигаемый неприступным светом и увлажаемый елеем чистоты, возвещающий восход, во мраке прегрешений ослепленных тьмою. Радуйся, Божия гора тучная ( Псал. 67:16 ) и приосененная, в которой разумный Агнец воспитавшись понес наши грехи и болезни; из которой отделившись нерукосечный Камень ( Дан. 2:34 ) сокрушил идольские жертвенники, и бысть во главу угла и есть дивен во очесех наших ( Псал. 117:22, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Копия иконы XVII века. Малькова Мария. Дипломная работа, руководитель зав. кафедрой иконописи ПСТГУ доцент Шеко Екатерина Дмитриевна – Образование иконописца всегда основывалось на копировании древних произведений. Когда мы копируем произведения, мы изучаем их композицию, изучаем их богословский смысл, таким образом соприкасаемся с этим высоким искусством, общаемся со святыней. Копирование в музее подлинника – это настоящее живое общение. «Следуйте древней иконе. Икона вас всему научит», – говорила Екатерина Сергеевна Чуракова, знаменитый художник-реставратор, мой учитель, – рассказывает Мария Глебова, доцент кафедры иконописи ПСТГУ. Путешествие во времени и пространстве Копия мозаики монастыря Святой Екатерины на Синае. Начало XIII в. Кириллов О., Миронова К., Сиротина М. Руководитель Васютина С.В. 2007 г. Выставка показывает, какие памятники изучают студенты через копирование, в каких техниках они работают. На кафедре монументального искусства студенты под руководством преподавателей копируют разные памятники с широким географическим охватом – это и Греция, и Сербия, Македония, и Древняя Русь. Например, в экспозиции очень органично смотрятся копии кипрской церкви Панагии Аракос XII века, декоративные, яркие, рядом с копией фрески Преображенского собора Мирожского монастыря «Положение во гроб», тоже XII века. Святой мученик воин Леонтий. Копия мозаики. Ротонда Св. Георгия. Салоники, Греция. IV–V в.. Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам: так, XII век уже упоминался, здесь можно любоваться и копиями композиции «Благовещения» из небольшой церкви Святого Георгия в Курбиново, 1191 года, Северная Македония. Из средневизантийского периода можно легко попасть в раннехристианский, глядя на копии мозаик IV–V века церкви Св. Георгия в Салониках или мозаик Архиепископской капеллы в Равенне V–VI. А вот мы уже в XIII веке и восхищаемся копией мозаики Христос Пантократор из Деисуса Софии Константинопольской, в XIV веке – рассматриваем копию фрески храма Святого Саввы в монастыре Сапара, Грузия, а вот мы на Руси, любуемся копиями фресок XVI–XVII веков из храмов Ростова Великого и представляем, насколько яркими были росписи изначально, если и сегодня они такие насыщенные по цвету.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/07/tak_li...

В 1812 году французы, захватив Москву, похитили образ и поставили его в Парижском соборе Богоматери. В Успенском соборе сейчас находится список XVII века. Празднование – 25 (12) октября. Гора Нерукосечная. Богородица изображается сидящей на троне с Младенцем на левой руке. У правой руки Богородицы – лестница и небольшой камень. Так истолковывается пророком Даниилом сон царя Навуходоносора: “Аз видех гору, от нея же отсечеся камень нерукосечный...”. В верхней части иконы может быть изображен “Спас в силах” или ангелы с орудиями страстей Господних. На иконе середины XVI века в Государственной Третьяковской галерее Богоматерь, изображенная крупно, обращена вправо к ангелу с орудиями страстей Господних в правом верхнем углу. Развернутый свиток Христа тоже поднят вверх, к ангелу. На другой иконе того же времени макарьевской иконописной мастерской Богородица, восседающая на роскошном троне, смотрит на Сына, сидящего по Ее левой руке, а в правой Она держит небольшую лестницу и камень. Изображение ангела с орудиями страстей Господних отсутствует. О Тебе радуется. В основу сюжета иконы положено начало акафиста (хвалебная песнь, прославление) Богородице, написанного святым Иоанном Дамаскиным : “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храм и раю словесный...”. В середине иконы изображается Богоматерь с Младенцем на троне и в “славе”. Вокруг Нее – ангельский собор. Наверху – большой храм, деревья, травы; внизу – род человеческий, пророки, святители, преподобные, апостолы, мученики, праведные жены. Около трона внизу – Иоанн Дамаскин с развернутым списком, на котором пишется начало акафиста: “О Тебе радуется...”. Иконы такого типа конца XV начала XVI века, вышедшие из мастерской Дионисия, есть в Успенском соборе Московского Кремля. Изображения Богородицы в Деисусном Чине. В деисусном чине иконостаса Богородица обычно изображается в рост, в длинном мафории (плаще), с покрытой головой. Фигура повернута налево к Христу, помещенному в центре, руки протянуты ко Господу. Сама икона Богородицы ставится всегда налево от центра, если стоять лицом к иконостасу. Мария просит Своего Сына и Бога за род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Молченская (Молчанская) " Не следует путать Молченскую икону с современной Путивльской иконой из Путивльского Печерского монастыря (http://pravicon.com/icon-278). Иконография двух образов очень схожа, но различия имеются. Некоторые Молченские иконы по-старинке подписаны Путивльскими (почему - читайте в отдельной статье ниже). Также существует заметная путаница между поясным вариантом изображения иконы Гора Нерукосечная (http://pravicon.com/icon-83) и Молченской иконой. Зачастую, достоверно определить название неподписанной иконы просто невозможно. Существует еще один зеркальный вариант Молченской иконы с предстоящим ап. Иаковом Зеведеевым, несколько иной иконографии (http://pravicon.com/icon-4073). О путанице Путивльской, Вутиванской и Молченской икон - http://pravicon.com/info-4085 Путивльская (с ангелами, старинная): http://pravicon.com/icon-278 Вутиванская: http://pravicon.com/icon-489 Путивльская (с лестницей, 19-20 век): http://pravicon.com/icon-4179 Молченская: http://pravicon.com/icon-199 Молченская (с предстоящим): http://pravicon.com/icon-4073 Описания иконы Описание иконы Молченская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Существует две чудотворные иконы под названием Молченская. Одна из них находится в Софрониево-Молченской Богородично-Рождественской пещерной мужской пустыни, другая – в Молченском Рождества Богородицы женском монастыре. Оба монастыря располагаются в Путивле Кототопской епархии, Украина (бывшая Курская губерния). Какая из них является истиной Молченской иконой вопрос спорный. История же обретения иконы следующая. В начале XIV века в эти места из разорённого татарами Киева перебрались два монаха, которые поселились в пещере недалеко от болота «Молча». Монахи принесли собой образ Пресвятой Богородицы, перед которым совершали молитвы. Когда отшельники отошли ко Господу, о них постепенно забыли, а место их жительства заросло лесом. 18 сентября 1405 года бортник, искавший в лесу улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль с вестью о необычном явлении. Дух[...]

http://pravicon.com/icon-199

Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе – XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе – XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА). Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГMVI).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Первый Акафист (Великий Акафист) составлен как гимн Богоматери по случаю избавления Константинополя благодаря заступничеству Ее иконы в 625 году от войск персов и авар; его автор точно не установлен, но им мог быть или Роман Сладкопевец, или Сергий - Патриарх Константинопольский, или писатель Георгий Писида. Множество Акафистов посвящено чудотворным иконам Богоматери, последний составлен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России святителя Тихона, ради явления Державной иконы Пресвятой Богородицы. В среднике Акафистной иконы - изображение прославляемого, его обрамляют клейма, в них сюжеты на темы кондаков и икосов. Основной смысл икон этого типа - прославление Богоматери. Есть иконы напрямую иллюстрирующие Акафист (Богородица Тихвинская с клеймами Акафиста) или название Акафистная сложилось из-за исторической традиции петь перед этой иконой Акафист (Хиландарская-Акафистная, Акафистная-Зографская). К этому же типу можно отнести изображения Богоматери с Младенцем на престоле, где Матерь Божия показана Царицей Небесной. Большая часть таких икон - это соединение иконографического ядра предыдущих типов с дополнительными элементами (Неопалимая Купина, Живоносный Источник, Гора Нерукосечная, О Тебе радуется...). Неопалимая Купина - в центре Богородица с Младенцем (Одигитрия) окружена овалом славы - мандорлой, которая вписана в восьмиконечную звезду, окруженную с внешней стороны еще одной мандорлой или отдельными восьмью сферами. Звезду образуют два ромба; во внутреннем синем или зеленом ромбе вверху расположен шестикрылый серафим, с одной стороны ангел или ангелы духа воздержания, ветров, бурь и дождя; с другой - ангел или ангелы " облаком или дугою, сиречь преславное чудо воистину показа " ; внизу - ангел присной (постоянной) молитвы. В наружном красном ромбе - четыре символа Евангелистов. Красный цвет символизирует огонь, объявший пламенем купину, увиденную Моисеем. Зеленый - цвет купины, который она сохранила, несмотря на охвативший ее огонь. Между углами звезды внутри овала славы (или в 8-ми сферах) изображены ангелы, олицетворяющие премудрость, славу, воздержание, благочестие, разум, просвещение, страх Божий, милосердие, силу Божию, очищение, а также силы природы: огонь, ветер, бурю, дождь, молнию, гром, росу, облака, радугу. Изображения ангелов сопровождаются надписями соответствующих им стихий или благодатей. Во внутреннем овале славы - поясное изображение Богоматери с Христом-Младенцем на левой руке; правой рукой Она держит " Гору Нерукосечную " , на которой в столпе представлен Царь Славы в образе Великого Архиерея, и лестницу с семью ступенями - символ видения Иакову.

http://pravicon.com/text-15

Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей. Ее иконы называются - «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость». Вышедшая в издательстве Сретенского монастыря книга рассказывает читателям о чудотворных иконах Богоматери. [Интернет-журнал/Общество] Ольга Кирьянова " Учение святых апостолов напоминает нам, что единство невозможно без самоотверженной и искренней любви. Как и в апостольские времена, сегодня следовать путем, указанным Господом Иисусом Христом и пройденным великими подвижниками благочестия, все также трудно " , - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви на открытии пятой ежегодной церемонии вручения премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2004 год. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Как понимать Гл 5:16-17 1-го Послания Иоанна Богослова? Что значит " согрешить к смерти " ? Речь идёт о самоубийцах? [Интернет-журнал/Общество] Елена Лебедева Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм Московского университета. Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Уважаемый батюшка, скажите, пожалуйста, как поступить с обручальным кольцом, которые сняли с моей покойной бабушки и отдали мне на память? Следует ли его освятить святой водой, несет ли оно на себе что-то негативное? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

http://pravoslavie.ru/archive/050125

121. Богоматерь «Гора Нерукосечная». Ярославская икона. Сер. XVII в. Исходные иконографические типы дали жизнь многим местным вариантам изображений Богородицы. Русский православный календарь насчитывает около ста двадцати наименований икон, дни празднования которых отмечаются церковью. Заключение Предпринятый обзор евангельской иконографии в византийском и древнерусском искусстве позволяет выявить наиболее распространенные типы изображений и раскрыть содержательную сторону образов. Иконография не может рассматриваться как мертвая схема. Она, скорее, обусловливала общую композицию, цвета, детали и жесты, т. е. оказывала, как однажды отметила В.Д. Лихачева, существенное влияние на стиль. В том или ином каноне закреплялись актуальные для своего времени идейные и художественные поиски, с его помощью осуществлялась преемственность вековых традиций. История иконографии показывает, что многие новые темы рождались в провинциальной среде, близкой фольклорному апокрифическому творчеству, и лишь затем отбирались и совершенствовались в столичном константинопольском искусстве, распространяясь по всему христианскому миру, объединяя искусство многих стран и регионов. Словарь Аворий (лат.) – рельеф из слоновой кости, обычно в виде складня из двух или нескольких створок (диптих, триптих, полиптих). Амвон (греч.) – в древнехристианской и византийской базилике кафедры, помещенные по сторонам хора под центральным куполом, в средокрестии. Позднее, в русской церкви, – выступающая часть солеи – возвышения пола перед алтарем. Апокриф (греч. «скрытый», «сокровенный», «тайный») – произведение христианской литературы, не признаваемое официальной церковью по той причине, что описание или объяснение религиозных сюжетов не соответствует каноническим взглядам. Апсида (греч.) – глубокая полукруглая или многогранная алтарная ниша, выступающая на восточном фасаде христианского храма. Арамеи – древний народ западносемитской группы, населявший территории Палестины и северной Сирии. Арамейский язык и письменность (древнейшие надписи датируются IX в. до н. э.) были распространены по всему Переднему Востоку и во времена принятия христианства все еще являлись средством международного общения. Арамейской письменностью евреи стали пользоваться со времен Ездры (V в. до н. э.); на арамейском языке записаны тексты протохристианских свитков из района Мертвого моря (II в. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010