Поэтический строй византийской гимнографии и священное писание Главной причиной возникновения семиотического барьера в понимании византийских богослужебных текстов является незнание современным читателем Священного Писания и византийского богословия. Кроме того, затрудняет понимание гимнографии то, что «над ранневизантийской литературой (и шире над литературой раннего средневековья) господствовал фундаментальный поэтический принцип «параболы» и «парафраза»...Что такое «парабола»? По буквальному значению «возле-брошенное-слово»: слово, не устремленное к своему предмету, но блуждающее, витающее, описывающее свои круги «возле» него; не называющее вещь, а скорее загадывающее эту вещь. Что такое «парафраза»? По буквальному значению «пересказывание»: ино-сказательное высказывание того-же-по-иному, «переложение», как бы перекладывание смысла из одних слов в другие» 586 . «Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся Христос, совокупивый разстоящаяся естества» 587 , – поётся в ирмосе четвертого гласа девятой песни канона Октоиха. «Несекомая гора» есть Божия Матерь, а «нерукосечный камень» – Христос. Эта парафраза восходит к сну Навуходоносора ( Дан.2:31–34 ): царь увидел во сне гору, от которой без помощи рук отделился камень и сокрушил идола. В византийской гимнографии это видение истолковывалось как прообраз Рождества Христова: Христос (камень), отделившийся от Богородицы (горы) сокрушил языческий мир 588 . Таким образом, не зная этого семиотического клише, невозможно уяснить смысл песнопения. Для понимания другой аллегории – «Радуйся, тучная горо и усыренная духом» необходимо памятовать о стихах псалма о горе ( Пс.132:3 , Пс.67:16–17 ), на которую восходили токи Ермонской росы. С неё влага переносилась на гору Сион, по преданию, место пребывания Бога. И, наконец, третий пример – богородичен из цикла «праздничных блаженн» 589 патриарха Германа на Попразднство Рождества Христова (30 декабря) из декабрьской Минеи Sinait.Gr. 578 (X-XI вв. Л.96), глас третий, подобен «Отвергша, Христе, заповедь Твою»: «Радуйся, двере Божия, Еюже пройде воплощься Создатель, запечатленну сохрани, радуйся, облаче легкий, божественный дождь носяй, Христа, радуйся, престоле и лествице небесная, радуйся, горо Божия, несекомая» 590 . В данном тропаре через ряд символических характеристик Богородицы изложен догмат о воплощении Христа от Приснодевы Марии. Божия Матерь названа «двере Божия», ибо через дверь Бог пришёл в мир ( Исх.4:1–2 ), «облаче легкий, божественный дождь носяй», ибо сидящим на облаке Бога видел пророк Исайя ( Ис.19:1 ), «престоле», ибо на престоле восседает Царь Христос ( Ис.6 ), «лествица небесная», ибо она соединила небо и землю, как это предвидел пророк Иаков ( Быт.28:10–13 ), «горо Божия несекомая», ибо от неё без помощи рук отделился камень и сокрушил идола, что видел во сне царь Навуходоносор ( Дан.2:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Икона: Православные иконы Икона Богородицы «Тучная Гора». Опыт созерцания Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала - символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой. Протоиерей Александр Салтыков: Иконописец подобен древним библейским пророкам Современное церковное искусство должно быть неким синтезом православного искусства, известного нам в разные эпохи, в разных странах, в разных поместных церквах. Такой синтез требует большого творческого напряжения, богатого внутреннего опыта, культурного опыта, хорошей школы. Икона «Воспитание». Опыт созерцания Не было лжи во устах Его, никто не мог обличить Его в неправде – но человеческая злоба превозмогла человеческую чистоту и красоту Отрока Господня. Обнаженный, был Он повешен на древо, и тело Его, растянутое крестообразно на орудии пытки и позора, само образовало крест… Ангелы в Иерусалиме В представлении обывателя «иконописец» — непременно суровый брадатый инок с бледным от аскезы ликом… Китайская иконопись: инкультурация или искажение Образа? Как благовествовать о Христе в богатом собственной традицией и культурой мире? Должны ли лики Христа, Богоматери и святых быть похожими на лица народа, к которому пришли миссионеры? Мозаики и фрески Кахрие-джами (+ФОТО) Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года. Взыскание погибших. Приснодевство-присноматеринство Церкви Как можно стать чадом Авраама, если твои предки — лживые критяне или дикие аравитяне, да и сам ты такой же? Ведь свободы рождаться там, где ты хотел бы, у человека нет... Утоли моя печали. Уснувший лев В руке Христа-Младенца — свиток, символ Его Евангелия, Его благовестия о том, что приблизилось Царствие. Вот оно, Царствие — заключенное в единении Сына Человеческого и Матери Божией, и это Царство расширится, разольется водою и Духом по всей обитаемой земле.

http://pravmir.ru/tag/ikona/page/12/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Молченская (Молчанская) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона " Молченская " из Бусиново. Икона 14-16 (?) века. Шитьё бисером и жемчугом. Это икона из села Бусиново (по крайней мере по мнению сайта iconbm.ru). Неплохо бы проверить, если кто-то живет рядом. Это на севере Москвы: Файл 23139.jpg:   Размер: 768x876, 0.67 MPix, 373 Kb. Дата: 2014-01-12, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (294) , (17) . Описание: " Истинное изображение " чудотворной Молченской иконы Пресвятой Богородицы. Путивль. Находится в Молченском женском монастыре (Сумская область). Надпись гласит: «Истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Молчанские, еже есть во граде Путивле 1724 году в месяце марте. Писал Иван Георгиев при игумене Моисее» Файл 23150.jpg:   Размер: 3200x4096, 13.11 MPix, 4778 Kb. Дата: 2014-01-13, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (326) , (16) . Описание: Богоматерь Молчанская. 1732 г. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРЖ2243. 26 х 21 см. Пост. в 1953 из колл. Успенских. Внизу на поле белилами надпись: “Изобразися в меру святаго честнаго и чудотворнаго образа нарицаемыя Молчанския, яжа есть во граде Путивле в Молчанском монастыре, что за посадом подле реки Семи усть речки Крынки 1732 г., в месяце майи писал иконописец Иван Федорав”. На обороте черными чернилами: 24. Барона Григория Алекс. Строганова” (Косцова, Побединская 1990). Файл 25314.jpg:   Размер: 630x800, 0.5 MPix, 124 Kb. Дата: 2015-06-26, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (280) , (6) . Описание: Государственный исторический музей. Вписана в инвентарную книгу за 1937 год как " Богоматерь Нерукосечная гора " первой половины XVIII века. Размер 27х20,5 см. Реставратор - Алексей Хетагуров. Фото после реставрации. В журнале " Мир музея " N1(197), 2004 год, есть статья А. Хетагурова о реставрации этой самой иконы. Сотрудница Путивльского историко-культурного заповедника Терентьева В.М. связывалась с Хетагуровым, высылала ему фото Молченской иконы из Путивльского монастыря. Он ответил - что схо[...]

http://pravicon.com/icon-199-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона «Богоматерь Боголюбская с предстоящими свв. Симеоном Дивногорцем и Никитой столпником». Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 25Х21. Ярославский регион, 1800 г. Файл 17067.jpg:   Размер: 837x1000, 0.84 MPix, 873 Kb. Дата: 2012-05-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (263) , (4) . Описание: Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки грунта, преимущественно на полях, и потертости красочного слоя и золота. Иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматери «Боголюбская», — один из древнейших в христианском мире. Его появление относится к VI—VII вв. Он восходит к византийской иконе «Богоматерь Агиосоритисса» (греч[...] Файл 23036.jpg:   Размер: 634x800, 0.51 MPix, 130 Kb. Дата: 2014-01-09, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (162) , (6) . Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская). Москва или Ростов. 1530—1540-е гг. Дерево, левкас, темпера. Древняя икона вклеена в новую доску 25,3х20,8 см. (врезок 22,3х18,8 см.). Происходит из собрания Рахмановых. Дар Л.К. Агафоновой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917г. Слева — Богоматерь, стоящая на красном облачке со свитком, на котором написан текст обращенной к Христу молитвы о снисхождении к людям. Перед нею молящиеся святые (в два ряда). Верхний ряд составляют св. Никол[...] Файл 24390.jpg:   Размер: 836x1024, 0.86 MPix, 201 Kb. Дата: 2014-10-21, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (146) , (3) . Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская) Псков (?). Вторая четверть XVI в. Дерево, левкас, темпера. 123,5х98,5 см. Дар И.Л. Силина в Покровский храм 1890 г. Образ Богоматери вызывает в памяти закрепленные за ней христианской традицией уподобления, такие, как «нерушимая стена» или «лествица, достигшая небес». А высокая гора и Христос над нею напоминает о еще одном ее уподоблении — горе, от которой «отсечеся Камень Нерукосечный» (Дан. 2, 45). Оригинальная особенность иконографии [...]

http://pravicon.com/icon-36-photo

Донская икона Богоматери. Камень нерукосечный и драгоценный Галька с острым краем сменилась бронзой и железом. Появились луки, колесницы, доспехи, мечи… Но по-прежнему останавливался взгляд жестокосердного человека на драгоценном камне, сияющим своими гранями, и человек хотел забрать его себе навсегда — чтобы согреть свое сердце, замерзающее под кожаной ризой. 21 октября, 2013 Галька с острым краем сменилась бронзой и железом. Появились луки, колесницы, доспехи, мечи… Но по-прежнему останавливался взгляд жестокосердного человека на драгоценном камне, сияющим своими гранями, и человек хотел забрать его себе навсегда — чтобы согреть свое сердце, замерзающее под кожаной ризой. «И будет в последние дни явлена гора дома Господня поставлена во главу гор и возвысится над холмами и потекут к ней все народы» (Ис. 2:2). Очертания фигуры Богоматери напоминают гору — Она и есть Гора Господня, Церковь Божия, в которой восхотел жить Бог, явившийся во Христе, ставший Сыном Её. Он неразрывен с Ней, Горой, от которой родился Он, Камень из видения Даниила, камень нерукосечный. Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества (Канон воскресный, глас 4, ирмос 9 песни). «Разстоящаяся естества»… Человек и Бог стояли с древнейших времен невыразимо далеко друг от друга, и бездна разделяла их после того, как ангел с огненным мечом закрыл человеку путь в рай сладости. Терния и волчцы обрел человек, облаченный в ризы кожаные, на своей несчастной земле, где царили смерть и время. Но он не стал снова существом, подобным животным — дыхание человеческой жизни, той, что вдохнул в уста его Бог Живой, дышало в нем, отличало его от всех прочих тварей — хотя они были и более приспособлены к жизни среди терния и волчцев. Человек взял в свои неумелые руки гальку и расколол ее надвое. Потом обтесал края скола. Эта галька будет служить ему инструментом — он уже выстроил план, как он сделает наконечники для топора и для стрел. Он, в отличие от крупных и важных обезьян, — выброшенный скиталец, а не коренной житель здешней земли. Значит, надо как-то устраиваться…

http://pravmir.ru/donskaya-ikona-bogomat...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Молченская (Молчанская) " Не следует путать Молченскую икону с современной Путивльской иконой из Путивльского Печерского монастыря (http://pravicon.com/icon-278). Иконография двух образов очень схожа, но различия имеются. Некоторые Молченские иконы по-старинке подписаны Путивльскими (почему - читайте в отдельной статье ниже). Также существует заметная путаница между поясным вариантом изображения иконы Гора Нерукосечная (http://pravicon.com/icon-83) и Молченской иконой. Зачастую, достоверно определить название неподписанной иконы просто невозможно. Существует еще один зеркальный вариант Молченской иконы с предстоящим ап. Иаковом Зеведеевым, несколько иной иконографии (http://pravicon.com/icon-4073). О путанице Путивльской, Вутиванской и Молченской икон - http://pravicon.com/info-4085 Путивльская (с ангелами, старинная): http://pravicon.com/icon-278 Вутиванская: http://pravicon.com/icon-489 Путивльская (с лестницей, 19-20 век): http://pravicon.com/icon-4179 Молченская: http://pravicon.com/icon-199 Молченская (с предстоящим): http://pravicon.com/icon-4073 Описания иконы Описание иконы Молченская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Существует две чудотворные иконы под названием Молченская. Одна из них находится в Софрониево-Молченской Богородично-Рождественской пещерной мужской пустыни, другая – в Молченском Рождества Богородицы женском монастыре. Оба монастыря располагаются в Путивле Кототопской епархии, Украина (бывшая Курская губерния). Какая из них является истиной Молченской иконой вопрос спорный. История же обретения иконы следующая. В начале XIV века в эти места из разорённого татарами Киева перебрались два монаха, которые поселились в пещере недалеко от болота «Молча». Монахи принесли собой образ Пресвятой Богородицы, перед которым совершали молитвы. Когда отшельники отошли ко Господу, о них постепенно забыли, а место их жительства заросло лесом. 18 сентября 1405 года бортник, искавший в лесу улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль с вестью о необычном явлении. Дух[...]

http://pravicon.com/icon-199

Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей. Ее иконы называются - «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость». Вышедшая в издательстве Сретенского монастыря книга рассказывает читателям о чудотворных иконах Богоматери. [Интернет-журнал/Общество] Ольга Кирьянова " Учение святых апостолов напоминает нам, что единство невозможно без самоотверженной и искренней любви. Как и в апостольские времена, сегодня следовать путем, указанным Господом Иисусом Христом и пройденным великими подвижниками благочестия, все также трудно " , - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви на открытии пятой ежегодной церемонии вручения премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2004 год. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Как понимать Гл 5:16-17 1-го Послания Иоанна Богослова? Что значит " согрешить к смерти " ? Речь идёт о самоубийцах? [Интернет-журнал/Общество] Елена Лебедева Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм Московского университета. Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Уважаемый батюшка, скажите, пожалуйста, как поступить с обручальным кольцом, которые сняли с моей покойной бабушки и отдали мне на память? Следует ли его освятить святой водой, несет ли оно на себе что-то негативное? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

http://pravoslavie.ru/archive/050125

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ» Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». До 1549 г. (ГМЗК) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». До 1549 г. (ГМЗК) один из иконографических типов Божией Матери. Название сюжета восходит к толкованию прор. Даниилом сна царя Навуходоносора, повествующего о камне, чудесным образом оторвавшемся от горы: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан 2. 34). С первых веков христианства этот текст, в к-ром Богородица сравнивается с горой, а Иисус Христос - с камнем, воспринимается как пророчество о Боговоплощении. Иконография «Г. Н.» включает ряд символических изображений, прославляющих Богоматерь, к-рые восходят к ВЗ и многократно упоминаются в святоотеческой лит-ре, в Акафисте Божией Матери и др. гимнографических текстах, возникших под его влиянием (в самом Акафисте отсутствуют такие уподобления Богородицы, как «Г. Н.», «Руно орошенное», «Неопалимая Купина»). Название иконографии («Г. Н.», а также «Камень Нерукосечныя Горы», «Камень Горы Нерукосечный») предположительно связано с начальными словами текстов, иногда сопровождающих композицию. Один из вариантов надписи полностью сохранился на иконе кон. XVI в. из ГРМ: «Отвалися камень нерукосечныя руки от горы, тако родися Сын от Матери Своея без семени. Коего лета появится луч на небеси и того лета не будет потопа на земли. Купина неопалимая, руно Гедеоново, виде Даниил пророк лествицу святыя Богородицы вход праведным». Приведенный текст, источник к-рого в наст. время не установлен, присутствует на 4 иконах, выполненных по заказу Строгановых в кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ, Березниковский историко-краеведческий музей, СИХМ), а также на образе сер. XVII в. из ярославской ц. во имя прор. Илии (ЯМЗ). Др. вариант надписи сохранился на иконе XVII в. (НГОМЗ): «Камень Нерукосечныя Горы от несекомыя (горы Тебе, Дево,) краеугольный отсечеся Христос, иже совокупив разстоящиеся естества. Тем (веселящеся Тя,) Богородице, величаем» (9-й ирмос канона 4-го гласа).

http://pravenc.ru/text/166171.html

Икона Богородицы «Тучная Гора». Опыт созерцания Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой. 6 апреля, 2013 Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой. И сны бегут, и правда обнажилась. Простая перекладина креста. Последний знак последнего листа, — И книга жизни в вечности закрылась. (мать Мария (Скобцова)) Отрок-Царь в багряно-золотом гиматии, с патрицианским клавом на белом, словно снег (Мк.9:3), хитоне, восседает как Судия. В шуйце, левой руке Отрока, свиток, с которого будут скоро сняты все печати. Отрок взирает на землю, на которой стоит Церковь Его. «Се, вся земля населена есть и молчит» (Зах.1:11) Свиток перевязан четырехкратно, ибо в четырех концах вселенной, земли обитаемой и населенной, проповедано было Евангелие Сына Божия. Черты складок опоясания, прилегающие к шуйце Судии и Отрока, Сына Божия, образуют фигуру серпа. Настал День Господень, День последней жатвы… Господин жатвы (Мф. 9:38) взирает на землю. «И обратихся и возведох очи мои и видех, и се, серп летящь». (Зах.5:1) – пишет один из последних пророков Израиля, Захария, писавший о суде Бога над Израилем и народами. Жатва Его – конец века (Мф.13:39), конец земного и погруженного в тление мира, который тает от лица Божия, от лица Христа, ибо «светлый огнь» Его Божества, пронизывающего Плоть Его человеческую, сияет новой зарей над уставшим и дряхлым миром. И гиматий Сына Человеческого, Сына Мариина, горит божественным золотом, через которое проступает алый цвет Его крови — светлым Божества огнем и нас озари! (Ирмос 7-ой песни воскресного канона, 3-го гласа)

http://pravmir.ru/ikona-bogorodicy-tuchn...

Икона Гора Нерукосечная - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Гора Нерукосечная - обсуждение в форуме Эта страничка относится к разделу Икона Пресвятой Богородицы Гора Нерукосечная Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-83] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Гора Нерукосечная " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-83-forum

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010