В иконографии Богоматери следует выделить еще несколько типов. Среди них изображение Богоматери-Заступницы, стоящей в молитвенной позе и обращенной к небесному сегменту. Ее правая рука обращена к Богу, в левой она держит свиток с текстом молитвы, на котором обычно написано: «Господи Боже, выслушай голос моления моего, ибо я молю за мир». Древнейшее изображение этого типа встречается на мозаике церкви св. Димитрия в Солуни, Мартораны в Палермо (сер. XII в.). Икона на этот сюжет была написана по заказу Андрея Боголюбского, в связи с чем извод в русской иконографии получил название «Богоматерь Боголюбская». Обычная схема включает в себя изображение у ног Богородицы коленопреклоненных донаторов. 119. Богоматерь-Знамение. Новогородская икона. 2-я пол. XII в. К раннехристианским временам относится возникновение образа «Богоматерь Живоносный источник». Название восходит к храму, построенному у стен Константинополя около середины V века при источниках. В XI–XII веках в центре храма, откуда бил источник, в полу была устроена мраморная чаша, а в куполе изображена Богородица с Младенцем в лоне, видимо в типе Никопеи. Однако изображение, соединившее в себе оба эти мотива, появляется лишь в XV веке в росписях монастыря св. Павла на Афоне. Иконографическая схема представляет собой изображение Богоматери с Младенцем на груди, часто поясное или поколенное, внутри широкой чаши. 120. Богоматерь Боюлюбская с предстоящими. Московская икона. 1-я четв. XVII в. В поздней иконографии, наряду с древними изводами, возникают новые типы изображения Богородицы, которые часто основываются на поэтических образах стихов Акафиста. Многие из них представляют собой видоизменение канонических изводов. Так, изображение Богоматери Неопалимой Купины, известное еще по синайским иконам XI-XIII веков, приобретает в XVII столетии сложную схему с восьмиконечной звездой, с фигурами евангелистов, ангельскими чинами и библейскими сценами. Становятся популярными композиции «Церкве непоколебимый Столпе», «Лествица небесная, ею же сниде Бог», где изображена Богоматерь с Младенцем на руках и лестницей, «Гора Нерукосечная», «Богоматерь Троеручника» и другие. Последняя композиция возникла на основе легенды из жизни Иоанна Дамаскина (VIII в.), которая гласит, что Дамасский калиф по навету велел отрубить Иоанну кисть руки и повесить ее на рынке. Вечером Иоанн, испросив отрубленную руку, приложил ее к ране и обратился с молитвой к иконе Богородицы, после чего рука оказалась чудесным образом исцеленной 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

111 . Богоматерь Умиление – «Елеуса». Византийская икона. 2-я пол. XIV в. Петербург, Государственный Эрмитаж. 112 . Богоматерь «Взыграние Младенца». Московская икона. Кон. XVII в. Москва, Государственный исторический музей. 11З. Богоматерь с Младенцем типа «Взыграние». Средник иконы. 1-я пол. XII в. Синай, монастырь св. Екатерины. 114 . Богоматерь Хлыновская. Ярославская икона. 1684 г. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. 115 . Богоматерь Казанская. Ростовская икона. 1649 г. Ростово­Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. 116 . Богоматерь. Мозаика. Ок. 843–880/885 гг. Салоники, купол церкви св. Софии. 117 . Богоматерь Оранта. Мозаика. 1065–1067 гг. Никея, церковь Успения Богоматери. 118 . Богоматерь Оранта. Мозаика. 1148 г. Чефалу, собор. 119 . Богоматерь-Знамение. Новогородская икона. 2-я пол. XII в. Москва, собрание П. Д. Корина. 120 . Богоматерь Боголюбская с предстоящими. Московская икона. 1-я четв. XVII в. Государственные музеи Московского Кремля. 121 . Богоматерь «Гора Нерукосечная». Ярославская икона. Сер. XVII в. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. 4 О. Demus. Byzantine mosaic decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. London, 1948, p. 7. 7 H. В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892, с. 8. 15 Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное Дионисием Фурноаграфитом. 1701–1733. – Труды Киевской духовной академии, 1868, 2. 23 Цит. по кн.: И. Мысливец. Происхождение «Деисуса». – В сб.: Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973, с. 62. 29 См.: Б. В. Сапунов. Отзвуки античной критики христианства и композиции икон «Рождество Христово». – Искусство и религия. Сборник научных трудов Государственного Эрмитажа. Л., 1981, с. 131–144. 30 О «Правдивом слове» Цельса см.: Р. Ю. Виппер. Рим и раннее христианство. М., 1954, с. 236–254. 32 Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов (март-август). М., 1979, с. 684 (далее – Месяцеслов).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Молченская (Молчанская) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона " Молченская " из Бусиново. Икона 14-16 (?) века. Шитьё бисером и жемчугом. Это икона из села Бусиново (по крайней мере по мнению сайта iconbm.ru). Неплохо бы проверить, если кто-то живет рядом. Это на севере Москвы: Файл 23139.jpg:   Размер: 768x876, 0.67 MPix, 373 Kb. Дата: 2014-01-12, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (294) , (17) . Описание: " Истинное изображение " чудотворной Молченской иконы Пресвятой Богородицы. Путивль. Находится в Молченском женском монастыре (Сумская область). Надпись гласит: «Истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Молчанские, еже есть во граде Путивле 1724 году в месяце марте. Писал Иван Георгиев при игумене Моисее» Файл 23150.jpg:   Размер: 3200x4096, 13.11 MPix, 4778 Kb. Дата: 2014-01-13, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (326) , (16) . Описание: Богоматерь Молчанская. 1732 г. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРЖ2243. 26 х 21 см. Пост. в 1953 из колл. Успенских. Внизу на поле белилами надпись: “Изобразися в меру святаго честнаго и чудотворнаго образа нарицаемыя Молчанския, яжа есть во граде Путивле в Молчанском монастыре, что за посадом подле реки Семи усть речки Крынки 1732 г., в месяце майи писал иконописец Иван Федорав”. На обороте черными чернилами: 24. Барона Григория Алекс. Строганова” (Косцова, Побединская 1990). Файл 25314.jpg:   Размер: 630x800, 0.5 MPix, 124 Kb. Дата: 2015-06-26, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (280) , (6) . Описание: Государственный исторический музей. Вписана в инвентарную книгу за 1937 год как " Богоматерь Нерукосечная гора " первой половины XVIII века. Размер 27х20,5 см. Реставратор - Алексей Хетагуров. Фото после реставрации. В журнале " Мир музея " N1(197), 2004 год, есть статья А. Хетагурова о реставрации этой самой иконы. Сотрудница Путивльского историко-культурного заповедника Терентьева В.М. связывалась с Хетагуровым, высылала ему фото Молченской иконы из Путивльского монастыря. Он ответил - что схо[...]

http://pravicon.com/icon-199-photo

Совокупляяся с преподобных светлыми лики/и сиянием невечерним мысленно, отче Фомо, озаряемь,/Божественную твою память творящия просвети верно/и улучити спасение молитвами твоими сподоби. Богородичен: Облистающая всех чудес заря Твоих, Богоблагодатная Чистая,/страстей и скорбей отъемлет мглу и свет веселия мысленный простирает/Матерь Божию Тя величающим. Ин Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы, Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Милостивно вместился еси, отче ко всяческих Благодателю,/незлобия добротою украшаемь и красотою добродетелей сияя,/темже тя вси ублажаем. Закону повинуяся Владычню,/твою преклонил еси выю монашествующих борению/и, победоносец, отче, быв,/к незлобию достигл еси совершенному, всеблаженне. Пение Богу возсылати со Безплотными сподобился еси,/яко соблюд онех житие и чистоту,/терпением же дел мученик славу приял еси. Приими от нас, Богоносе, приносимое тебе пение от чиста сердца/и воздаждь мольбами твоими/согрешений оставление и спасение, всечестне. Богородичен: Яко корень сущую воистинну нетления,/Тя, Дево, вси вернии, и утверждения, хвалами почитаем:/Ты бо Ипостасное Безсмертие нам родила еси. Преподобный Фома Малеин жил в Византии не позднее X века. Он происходил из знатного рода и был очень богат. Отличаясь телесной силой и храбростью, святой Фома состоял на военной службе и во время военных походов совершил немало подвигов в сражениях с врагами отечества. Однако любовь ко Христу побудила его отказаться от мирской славы и житейского благополучия. Святой Фома оставил мир и принял монашеский постриг. Подражая нищете и смирению Господа Иисуса Христа, он обходил иноческие обители, чтобы получить наставления подвижников и научиться богоугождению. Когда святой решил удалиться для безмолвия в пустыню, перед ним на небе засиял огненный столп, который предшествовал ему, указывая дорогу. Также святому явился святой пророк Илия и указал, куда следует идти. Таким образом преподобный Фома пришел на гору Малея. Точное место подвигов его неизвестно. Полагают, что гора Малея расположена в восточной части Афона. Известны также два мыса с названием Малеон: на Пелопоннесе и острове Лесбосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но какая жена достойна быть участницею сего таинства? Какая достойна соделаться материю Бога и даровать плоть Тому, Кто изобильно владеет всем? Кто же может быть достойнее Той, Которая ныне чудесно произросла от бесплодного корня Иоакима и Анны, рождество Коей мы торжественно празднуем (так как оно является чудесным предварением величайшего таинства, т. е., рождества Слова во плоти), и ради Коей устроено нынешнее всенародное и Божественное празднество? И подлинно, должно было предопределить Материю Создателя Ту, Которая от самого рождения Своего сохранила тело чистое, душу непорочную и помыслы праведные. Надлежало, чтобы Та, Которая с детства была приведена во храм и шествовала святыми путями, явилась истинным, одушевленным храмом Даровавщего Ей жизнь. Надлежало, чтобы Родившаяся чудесным образом от утробы не рождавшей и снявшая поношение родителей, воззвала погибель праотцев: ибо сия отрасль имела избавить человеческий род от прародительского греха, безмужно родивши Спасителя мира и даровавши Ему плоть. Надлежало, чтобы Она, украсившись Своею красотою души, явилась избранною невестою, достойною небесного Жениха, и чтобы, блистая различными видами добродетелей, как звездами, и нося Солнце правды, Она в таком виде была познана всеми верными и послужила одеянием Царя всех. О, чудо! Того, Которого вся тварь не вмещает, не тесно вмещает в себе девственная утроба, – на Кого не смеют взирать херувимы, Того бренными руками носит Дева. Из утробы неплодной и нерождавшей исходит гора святая, от коей нерукосечно отсекся краеугольный многоценный Камень, Христос Бог наш, Который Своею властью сокрушил державу демонов и царство ада. На земле изготовляется одушевленный и небесный сосуд, в котором Творец попалил Божественным огнем начатки нашего смешения, истребил посев плевел и приготовил Себе таким образом чистое брашно. Но зачем переплывать все море даров и благих деяний Девы, может сказать кто-либо из слушателей, который, под влиянием страха и любви, страшится и радуется, спокойно слушает и волнуется, опять молчит и говорит, смиряется и возносится? Я же, руководясь более любовию, чем страхом, с удовольствием продолжил бы пред вами свою речь, тем более, что вы со всей готовностью слушаете и все внимание свое сосредоточили на прославление Приснодевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Образы использовались в песнопениях Деве Марии и текстах богослужений на Богородичные праздники. Учение о приснодевстве Богоматери (в католической традиции — догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа) было утверждено III Вселенским Собором (431 г.) в Эфесе. Согласно учению о непорочном зачатии Девой, Дева Мария, оставаясь Приснодевой, сверхъестественным образом зачала Иисуса Христа от Святого Духа. Согласно учению о непорочном зачатии Девы Марии, Дева Мария была зачата от обычных родителей, но ее природа не была повреждена первородным грехом. В русской культуре эти прообразовательные символы Богоматери начинают присутствовать с середины XVI в., например, в иконах Богоматери «Купина Неопалимая», «Гора Нерукосечная», «Похвала Богоматери», «Акафист Богоматери». Litania происходит от греческого λιτ — молитва, прошение. Молитвенный чин, напоминающий восточно-христианский акафист, возносимый в форме диалога между духовенством и хором, в котором принимали участие прихожане. Часть эпитетов входила в разновременные редакции литании. К концу XV b. существовало несколько вариантов чина литании. Самая известная Лоретанская литания, оформившаяся в середине XVI b., получила наименование в честь города Лорето, в который совершались самые многочисленные паломничества к дому Девы Марии, перенесенному из Назарета. Хуан де Хуанес (Joan de Joanes, Хоан де Хоанес), настоящее имя — Хуан Винсенте Масип (1523–1579) — известный испанский художник из Валенсии. См.: Соловьева Е. И. Вновь определенная картина Хоана де Хоанеса в собр. Эрмитажа//Из истории мирового искусства и культуры. СПб., 2003. С. 54–64. Хуан де Хуанес. Панель «Tota Pulchra с символами литании». 1570-е гг. (Дерево, масло. Приход святого апостола Фомы в Валенсии. Музей изящных искусств, Валенсия, Испания). Хуан де Хуанес. Панель «Tota Pulchra с символами литании». 1570-е гг. (Дерево, масло. 27,0 х 20,5 см. Монастырь клариссок Сан Паскуаль Байлон, Вильярреал, Кастельон, Испания). Кристобаль Льоренс. Картина «Tota Pulchra с символами литании». 1570-е гг. (Холст, масло. 86,36 x 80,01 см. Частное собрание. Санта-Фе, Гранада, Испания); Николас Боррас Фалько. Панель «Tota Pulchra с символами литании». Конец XVI b. (Дерево, масло. Приходская церковь Пурисима и апостола Петра, Бениса, Валенсия, Испания).

http://bogoslov.ru/article/6193332

Изображение иконы Гора Нерукосечная #32628 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Гора Нерукосечная #32628 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Гора Нерукосечная Скачать или распечатать изображение 32628.jpg 507x591, 0.3 MPix, 162 Kb. 4.3x5cm @ 300DPI (6.4x7.5cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 1 (66) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2018-09-10) Происхождение изображения: Загружено 2018-09-10, анонимно. Описание: Икона Божией Матери Гора Нерукосечная. XVII век, Россия. Дерево, левкас, темпера. 29 х 25 см. Частное собрание. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Гора Нерукосечная " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-32628

Изображение иконы Гора Нерукосечная #24172 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Гора Нерукосечная #24172 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Гора Нерукосечная Скачать или распечатать изображение 24172.jpg 800x1362, 1.09 MPix, 268 Kb. 6.8x11.5cm @ 300DPI (10.2x17.3cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (164) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2014-09-13) Происхождение изображения: Загружено 2014-09-13, анонимно. Описание: икона бм ГОРА НЕРУКОСЕЧЕНАЯ с пр.Евпраксией Константинопольской(Тавенской младшой девой) и Никитой bouhoм..jpg Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Гора Нерукосечная " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-24172

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери " " Гора Нерукосечная " . Москва, 1560-е гг. Из местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого монастыря. Музей-заповедник " Коломенское " . Редакция текста от: 20.03.2007 11:17:43 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5377.html

Изображение иконы Молченская (Молчанская) #33131 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Молченская (Молчанская) #33131 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Молченская (Молчанская) Скачать или распечатать изображение 33131.jpg 1961x2367, 4.64 MPix, 895 Kb. 16.6x20cm @ 300DPI (24.9x30.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 1 (51) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2018-12-10) Происхождение изображения: Загружено 2018-12-10, анонимно. Описание: Икона Богоматери «Гора Нерукосечная», кон. XVI – XVII вв. Старообрядческая врезка XIX в. Размер – 33,5х28х2,5 см. Средник - 22,5х19,5 см. Частное собрание. Икона Богоматери «Гора Нерукосечная», кон. XVI – XVII вв. Старообрядческая врезка XIX в. Размер – 33,5х28х2,5 см. Средник - 22,5х19,5 см. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Молченская (Молчанская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-33131

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010