При создании совр. икон «Собор Ростовских святых» для храмов Ярославской и Ростовской епархии И. изображается в соответствии с традицией иконописных подлинников и с его надгробным образом. На иконе 1993 г. (иконописец З. И. Боровских) из Спасо-Иаковлевского мон-ря чудотворцы написаны прямостоящими на фоне Димитриевского храма обители, образ И. помещен в верхнем ряду. В ц. мч. Андрея Стратилата с. Сулость Ростовского р-на в местном ряду иконостаса находится икона 2003 г. (иконописец Г. Ю. Лощиц), где Ростовские святые изображены на фоне Успенского собора Ростова в молении образу Успения Пресв. Богородицы; И.- в верхнем ряду справа, вполоборота к центру. В этом храме есть также образ И. на аналойной иконе «Собор Ростовских святых» (2003, иконописец С. Ю. Бурлаков). Ист.: Полный месяцеслов всего лета всех празднуемых православною Греко-восточною Церковию святых и Господских и Богородичных праздников, с приобщением подлинника, каковым подобием святии изображаются, и полного алфавита имен святых/Сост. Ярославской епархии г. Ростова Лазарево-Воскрешенской ц. диаконом Василием Поникаровским. 1850.Ркп. Архив ГМЗРК. Р-58. Л. 73 об.; Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блаженного Иоанна Милостивого Власатого, Ростовского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. 23. С. 179-182. Лит.: Израилев А. А., прот. Ростовская Ярославской губ. ц. в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также ц. Иоанна Милостивого. Ростов, 1900; Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии. Гл. 19: Блж. Иоанн Власатый//Ярославские ЕВ. 1903. Ч. неофиц. 22. С. 401; Богословский И. Н. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церк. древностей. Ростов-Ярославский, 1909. С. 14-15; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея. СПб., 1994. С. 230. Кат. 145; Рус. эмаль XVII - нач. XX в. из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 147-148, 150-151. Ил. 190, 191, 193; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 89-110; она же. Изображение местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223; она же. Иконы Ростова Великого. М., 20062. С. 250-253, 354-357. Кат. 70, 107, 108; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 288-289, 446-447; Т. 2. С. 125; Мельник А. Г. Иконография ростовских святых: Кат. выст. Ростов, 1998; он же. Надгробная икона ростовского св. Иоанна Власатого//ДРВМ. 2002. 2(8). С. 71-80; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у.: XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 45, 74, 92, 168, 241-242, 312, 415-416, 460-461.

http://pravenc.ru/text/469398.html

и., зафиксированные в монастырских вкладных книгах и описях (СПГИАХМЗ). Ко дню первого общерус. празднования К. и. (22 окт. 1649) известным ростовским иконописцем свящ. Тимофеем Ростовцем исполнена, возможно, по царскому заказу большая К. и. (91,5×77,5 см) (ГМЗРК) ( Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. Кат. 71. С. 254. Ил. на с. 255). На редкой иконе-двухряднице ок. 1650 г. К. и. изображена в верхнем ряду, к ней как к общерус. святыне в молении обращены свт. Петр, митр. Московский, и прп. Сергий Радонежский; в нижнем ряду - святые, соименные членам семьи царя Алексея Михайловича (ЦМиАР; Чугреева. «Семейная» икона. 2000. Ил. на с. 266-268; Она же. Русская Одигитрия. 2004. Ил. на с. 50-51). В 1-й пол.- сер. XVII в. многочисленные К. и. создавались в крупных художественных центрах ( Грязнова Н. А. Сокровища Ярославля: Рус. декоративно-прикладное искусство XIII-XIX вв. в собр. ЯИАМЗ. М., 2009. Кат. 26, 138. Ил. на с. 57-60, 265-266); Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Кат. М., 2009. Т. 1. Кат. 100. Ил. на с. 535; Т. 2. Кат. 195. Ил. на с. 463). Царскими мастерами Оружейной палаты Московского Кремля с сер. XVII в. К. и. писались в традиции «живоподобия». Подписная К. и. Симона Ушакова 1676 (?) г. была вложена в киоте 1694 г. стряпчим В. С. Горским в Иосифов Волоколамский монастырь, что следует из надписи на внутренней стороне киота (ГЭ) ( Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 9. С. 15-16. Ил. на с. 83-84; Чугреева. 2012. С. 285-296). В 70-80-х гг. XVII в. одним из лучших царских мастеров исполнена К. и. из Вознесенского мон-ря Московского Кремля, прославившаяся чудотворениями и украшенная в 1717 г. схим. Иоанной (Барятинской) драгоценным окладом, в накладной ковчежец к-рого на левом поле вложены частицы Ризы и волос Богородицы (ГММК; Чугреева. Чудотворная икона. 2000. Ил. на вкл. между с. 352 и 353; Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского мон-ря Моск. Кремля: Кат. М., 2005. Кат.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В минейных циклах фигуры прав. Симеона и А. помещались, как правило, после праздника Сретения (в соответствии с днем памяти), напр., в Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в., на иконах «Минея на февраль» кон. XVI в. из Вологды (ВГИАХМЗ), на двусторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ) - с крестом и свитком в руках; на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 гг.- руки А. прижаты к груди; на иконе «Минея годовая» посл. трети XVIII в. (ЦМиАР). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова XVIII в. об А. сказано: «аки Пятница, риза бакан, испод празелен» ( Большаков. С. 70). Существует ряд патрональных изображений с образом А. Очевидно, как соименная святая императрицы Анны Иоанновны А. введена в программу иконостаса Исаакиевского собора в С.-Петербурге, где изображена во 2-м ряду на мозаике Ф. П. Брюллова сер. XIX в. в рост, старицей с развернутым вверх свитком в руке, вместе с прав. Елисаветой (напротив мц. Александра и св. Мария Магдалина). Палеосные изображения А. присутствуют в строгановском лицевом шитье: на пелене «Владимирская икона Божией Матери с избранными святыми» 1626 г. (СИХМ); на плащанице «Положение во Гроб» 1661 г. (ГМЗРК) и на пелене «Воздвижение Креста с избранными святыми» 50-х гг. XVII в. (СИХМ) - произведениях мастерской А. И. Злобиной, супруги Д. А. Строганова, покровительницей к-рой являлась А. В 1714 г. в С.-Петербурге построена деревянная ц. во имя прав. Симеона и А. в память о рождении дочери имп. Петра I Анны; в 1734 г. на этом месте (ул. Моховая, 46) освящен в присутствии императрицы Анны Иоанновны каменный храм, воздвигнутый по проекту М. Г. Земцова . В Москве ц. во имя А. (1887) находилась в доме призрения им. Мазуриных (Котельническая наб., 17). Приделы прав. Симеона Богоприимца и А. имеются в ц. во имя св. Илии Пророка «Обыденного» (построена в 1702, придел устроен в 1706), в Благовещенской ц. в Петровском парке, возведенной в 1844-1847 гг. на средства А. Д. Нарышкиной архит. Ф. Ф. Рихтером. Лит.: Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Проблемы. Кат. выст. М., 1991. С. 137-138. Кат. 83; С. 146-148. Кат. 91-94; С. 158-159. Кат. 102; Ерминия ДФ. С. 94; Антонов В. В. , Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994. Т. 1. С. 223-225. 95; Сорок сороков. Т. 2. С. 285-286, 506-507; Т. 3. С. 163; Большаков. Подлинник иконописный. С. 70; Евсеева. Афонская книга. С. 163, 194, 274; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999. С. 66-68. Кат. 15; С. 78-79. Кат. 20.

http://pravenc.ru/text/115542.html

Кострома, 1898. С. 46-47; Шляков И. А. Очерк деятельности комиссии по восстановлению Ростовского кремля. Ростов; Ярославль, 1902; Состав Свят. Правительствующего Всерос. Синода и рос. церк. иерархии на 1906 г. СПб., 1906. С. 232-233; М. Т. Высокопреосв. Ионафан, быв. архиеп. Ярославский и Ростовский: (Некр.)//Ярославские ЕВ. 1906. Ч. неофиц. 45. С. 689-697; 46. С. 705-716; Памяти высокопреосв. архиеп. Ионафана (бывш. Ярославского и Ростовского). Ярославль, 1906; Ионафан, архиеп.: Некр.//ИВ. 1906. Т. 106. Дек. С. 1147; Богословский И. Н. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церк. древностей. Ростов-Ярославский, 1909; Титов А. А. Высокопреосв. Ионафан, бывш. архиеп. Ярославский и Ростовский//Древности: Тр. МАО. 1909. Т. 22. Вып. 1. С. 61-63; Розанов В. В. Русский Нил//Новый мир. 1989. 7. С. 220; Алексеев В. П. Ярославский некрополь: Тугова гора. Ярославль, 2000. Вып. 1. С. 24-25; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. С. 11; Сорокина Т. Церковь ап. Петра: Храму во имя св. ап. Петра в Марциальных Водах - 285 лет//Карелия. 2006. 81, 27 июля. А. К. Галкин, А. В. Урядова Иконография Известно неск. фотографий И. Снимок мастера В. А. Лопатина с автографом И. («Iohaahъ Apxienuckonъ Яpocлabckiй и Pocmobckiй 1886 года сентября 4 дня») поступил в ГМЗРК в 1909 г. по духовному завещанию В. П. Мордвинова. Владыка в рясе и клобуке сидит в кресле, положив правую руку на консольный столик, в левой руке - четки. У И. на груди панагия, орденские знаки и звезды св. Анны и св. Владимира, бронзовый наперсный крест в память войны 1853-1856 гг., знаки Красного Креста, ИППО, Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе и Об-ва подания помощи при кораблекрушениях. На фототипии (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 2. Д. 511: Портреты лиц духовного звания. Л. 29; помещена в кн.: Памяти высокопреосв. Ионафана (бывш. Ярославского и Ростовского). Ярославль, 1906. С. 3) И. представлен в клобуке с бриллиантовым крестом, полученным в дар 15 мая 1894 г. «за полувековое доблестное служение на пользу церкви» (50-летие служения Церкви Божией и Отечеству Высокопреосв.

http://pravenc.ru/text/578362.html

109. Псалтырь с восследованием, в четвертку, без начала, 289 лл., полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Состав: 1) псалтырь (1–112), начинается 58-м псалмом, последования: 2) вечерни и повечерницы с любопытными подробностями в Великую субботу (112–115 об.); 3) в неделю Пасхи (115 об.–125); 4) тропари и кондаки воскресные от недели Антипасхи по неделю Всех Святых (125 об.–127 об.); 5) часословец имеяй нощную и дневную службу по уставу преподобного отца нашего Саввы (127 об.–289 об.); последования: полунощниц: а) вседневной (127 об.–133 об.); б) субботней (133 об.–134); в) утреницы (134–141): г) часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями (141–156 об.); д) обедницы (156 об.–159); е) чина о панагии (159–162 об.); ж) последования вечерни и великой повечерницы (162 об.–177); з) служба к Господу Иисусу Христу – творение кир-Феоктиста инока студийского (177–183); каноны: и) Пресвятей Богородице Одигитрии (183–191); к) благодарен Пресвятей Богородице на утрене в субботу 5-й еедмицы поста (191–203); л) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (203–207 об.); 6) месяцеслов с тропарями и кондаками и с указанием особенностей богослужения в некоторые дни (207 об.–289 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Федор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 11 – Амфилохий Глушицкий; октября 19 – Иоанн Рыльский; декабря 21 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл, просветитель славян; апреля 17 – Зосима Соловецкий; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский. Из русских праздников Богородичных отмечен один–Покров. 110. Псалтырь с некоторыми последованиями, в четвертку, без начала и конца, 229 лл., полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–8, 17, 28, 54–59, 62, 63, 65, 66, 91, 92, 107, 108, 115, 122–126, 127–130, 141. Нет листа между 122 и 123 листами. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь от Рожественской церкви что на Устюге и на Стану (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Целое во фрагменте. С. 304–308. Бальтазар Х.У. Паскаль//Логос. 1992. С. 15-1 по 81-67. С. 59–45, 60–46. Федотов Г.П. Бердяев-мыслитель// Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. С. 395–408. С. 395. Впервые опубликовано: Новый журнал. 1948. 19. Курсив наш – В.Н. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Paris: YMCA-PRESS, 1969. 269 с. См.: с. 57–69 и др. Там же. С. 60. Там же. С. 68–69. Напр. см.: Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Париж: YMCA-Press, б.г. 175 с. (Глава V. Зло и страдание как проблемы духа). Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого (Глава 5. Страдание)// Он же. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 290. Федотов Г.П. Указ. соч. С. 395–396. См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 года «О новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией»; Указы Московской Патриархии преосв. Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию 1651 от 7 сент. 1935 г. и 2267 от 27 дек. 1935 г. (с осуждением софиологии и христологии прот. С. Булгакова). См. также: Лосский В. Н . Спор о Софии. «Докладная записка» прот. С. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии// Лосский В. Н . Боговидение. М.: АСТ, 2003. С. 11–108. Булгаков С., прот. Агнецъ Божий. О Богочеловечестве. Ч. I. Париж: YMCA Press, 1933. С. 286. Там же. С. 286. Там же. С. 287–289. Там же. С. 288. Там же. С. 287, 289. Там же. С. 289–290. Булгаков С. Агнецъ Божий. С. 378, 436–438; Булгаков С. Святой Грааль//Путь. 1930. С. 3–42. С. 33–37. Булгаков С. Агнецъ Божий. С. 378. Там же. С. 436–437. Там же. С. 437. Здесь и в др. цитатах разрядка С.Булгакова. Там же. С. 438. Булгаков С. Святой Грааль. С. 34. Там же. С. 36–37. Булгаков С. Агнецъ Божий. 399–401. Там же. С. 383. Там же. С. 399. Там же. С. 400. Там же. Там же. С. 401. Подборку святоотеческих высказываний см.: Немыченков В.И. Жертвенное служение Христа после Вознесения//Богословский сборник ПСТБИ.

http://bogoslov.ru/article/6192426

Ради того аз, последний//(л. 290) и смиренный раб твой, учинил есмь в докладе многолетному царю, еще и священному духовнику о желанном повем, что грамоты, кои принесл есмь, тамо есть вся правда написана, и как изволяют – так М , де, и творят. Аз есмь чист Н о всех и, на правде своей стоя, сию объявляю. Да не воздам докуку святительству твоему. Молюся в Троице певаемому Богу, да сохранит всесвятительство твое в мире к текущим летам многим. Аминь. Не О оттужай нас грамотою твоею, богомудрый отче. 1666-го году месяца ианнуариа 2–го дня.// (л. 290 об.) Писах П во Господе смиренный раб всесвятительству твоему – Севастос Димитриев, всегда под произволением твоим. Примечания Л. 288 об. ...и в милость многолетного царя. – Царя Алексея Михайловича. Л. 289289 об. ...кроме знамения, егоже показа Господь наш... и рече ему: «Сим побеждай!» – Савва Дмитриев вспоминает эпизод из жизни царя Константина Великого – о видении ему на небе креста, древнерусскому читателю этот сюжет был знаком по хронике Георгия Амартола и двум хронографам XIV и XV вв., русскому хронографу редакции 1512 г., Еллинскому летописцу II редакции, «Житию Константина и Елены», «Прологу», минейным торжественным словам в честь праздника обретения Креста Господня и похвальным словам святым Константину и Елене патриарха Евфимия Тырновского, церковной службе святым Константину и Елене 21 мая (Бадаланова-Покровская, Плюханова 1987, 132 – 148; Плюханова 1987, 149 – 170), а также по слову «О кресте видимом, знамении Сына человеческаго, Господа нашего Иисуса Христа, иже во время страшнаго пришествия Его явится на облацех небесных. В сем же слове и ответы противу речей врагов Креста Христова» из «Кирилловой книги» (М., 1644, л. 166 – 189 об.). Л. 289 об. «Увы глаголющи.мъ лукавая благо... горе их в них и пред ними»... – Ис. 5:20 – 21 . а Первая буква киноварная. Б Испр. мной, в рук. почтенший. В Испр. мной, в рук. равноапостолом. Г Слово выделено киноварью Д В рук. первая буква строчная и выделена киноварью. е-ж Испр. мной, в рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Alex. In Matth. 289). Слова, сказанные Господом при учреждении Евхаристии, не только означают, что Хлеб и Вино – прообраз или символ (τπος) Тела и Крови Христовых. Свт. Кирилл настаивает: Напротив, Он сказал вполне ясно: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя», чтобы вы не думали, что эти вещи, которые вы видите, суть прообраз; но что неким необъяснимым образом Господь, Который может все, преображает 115 их в Тело и Кровь Христову, которые истинно приносятся в жертву. Причащаясь им, мы принимаем в себя животворящую и освящающую силу Христа (Cyr. Alex. In Matth. 289). Для свт. Кирилла физическое участие в Евхаристии, ее приятие верующим является критическим аспектом таинства спасения. Как Божественный Логос «смешался» 116 с человечеством, чтобы спасти материю из рабства тления и вознести ее к свободе жизни в Господе, так и Евхаристия удостоверяет то же свершающееся таинство. Вновь Логос в динамическом взаимоотношении Божества и Человечества в своем Лице совершает действие, дарующее силу и помогающее материальному человечеству подняться к энергии (νργεια) жизни. Свт. Кирилл говорит об этом такими словами: Было необходимо, чтобы через действие в нас Святого Духа и способом, подобающим Богу, Он смешался, так сказать, с нашими собственными телами посредством Своего святого Тела и честной Крови. Они становятся нашими через жизнетворящее благословение в Хлебе и Вине... ибо Бог ниспосылает силу жизни на Дары, снисходя к нашей слабости, и Он претворяет их в энергию Своей жизни (Cyr. Alex. In Matth. 289). Жизнь – это энергия (νργεια), которой распоряжается только Бог как естественным (κατ φσιν) истечением Своей сущности и тем даром, Который только Он может ниспослать всей остальной твари. Принимая ее, человечество поднимается от животной жизни (βος), своего обычного природного состояния, к высшей жизни (ζω), благодатному экзистенциальному состоянию зрящих Бога и живущих в единении с Ним. Только эта последняя не подвержена тлению. Именно принятие присутствия этой силы есть спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Определили: Принимая во внимание, что преподавание в Академии греческого языка заканчивается на II курсе, – разрешить студенту I курса, сербскому уроженцу, священнику Димитрию Поповичу сдать испытание по этому предмету в конце следующего, 1912–1913, учебного года. XXII. Имели суждение: О назначении премий: а) Митрополита Московского Макария в 289 рублей – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Московской Духовной Академии и б) Епископа Курского Михаила в 201 рубль – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию. Справка: 1) В собрании Совета Академии 11 января текущего 1912 года на премию Епископа Курского Михаила в 201 рубль представлено было сочинение доцента (ныне экстраординарного профессора) Академии по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета священника Владимира Страхова под заглавием: «Второе послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам, Историко-экзегетическое исследование». Сергиев Посад, 1911 г. – 2) К соисканию премии Митрополита Московского Макария в 289 рублей, допущены были магистерские диссертации: а) директора Велико-Сорочинской учительской семинарии Александра Волнина, б) и. д. доцента (ныне экстраординарного профессора) Академии священника Димитрия Рождественского, в) того же экстраординарного профессора священника Владимира Страхова и г) священника Георгия Добронравова. – 3) Правил о присуждении премий Митрополита Московского Макария п. 15: «В том же (мартовском) заседании Совета решается вопрос, какое из —116— сочинении, написанных на степень магистра, заслуживает премии». 4) Положения о премии Епископа Курского Михаила § 9: «В мартовском заседании Совета происходит обсуждение достоинства сочинений, представленных на соискание премии, и присуждение премии». – 5) По § 109 лит. б п. 9 устава духовных академий «присуждение в подлежащих случаях премий за ученые труды» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: 1) Премию Митрополита Московского Макария , в 289 рублей за лучшие магистерские сочинения воспитанников Московской Духовной Академии присудить экстраординарному профессору Академии по 1-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета священнику Д. В. Рождественскому за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Книга пророка Захарии. – Исагогическое исследование. – Выпуск первый. – Введение. – Писатель и его время. – Анализ содержания книги». – Сергиев Посад, 1910 г., а премию Епископа Курского Михаила в 201 рубль за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию – экстраординарному профессору по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета священнику В.Н. Страхову за вышеназванное сочинение: «Послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам». – 2) Постановление сие представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

житие Феодосия терн, в Чтен. Общ. Ист. 1860, кн. 1, л. 8), Виссарион, Макарий (Времени, стр. 15). Преславские митрополиты были «протофронами», т. е. первыми после патриарха митрополитами (житие Феодосия терн., ibid. л. 8). 3) Вельбуждьская. В первое время по восстановлении царства Вельбуждю почему-то придаваемо было особенное значение, – в 1203 г., при заключении унии с Римом, епископ вельбуждьский вместе с епископом преславским возведен был в митрополиты, и притом поставлен был первым после патриарха (или примаса, во что собственно возведен был папою архиепископ терновский) 92 ; но в последующее время кафедра вельбуждьская была просто епископией. Под 1203 г. упоминается митрополит вельбуждьский (Belesbudiensis) Анастасий (Патрол. Миня т. 215, ст. 290); в болгарском синодике (Временн. стр. 15) упоминаются епископы вельбуждьский: Анастасий, Епифаний и Дмитрий (очень может быть, что Анастасий синодика есть одно и то же лицо с митроп. Анастасом 1203 года, т. е. что синодик называет последнего епископом, не признавая за ним сана, полученного от папы). Территория епископии вельбуждьской в половине тринадцатого века отошла от болгар к грекам (а от сих последних к сербам), при чем и кафедра епископская была закрыта. 4) Скопийская. Под 1203 г. упоминается епископ скопийский Марин (уМиня т. 215, стр. 289). Территория епархии скопийской отошла от болгар сначала к грекам, а потом к сербам, одновременно с территорией епархии вельбуждьской; епископская кафедра осталась при этом незакрытою. Кафедральною церковию епископа скопийского в 1203 г. была церковь Богородицы (у Миня ibid.). 5) Приштинская. Под 1203 г. упоминается епископ приштинский Авраам (у Миня т. 215, стр. 289). Во второй половине тринадцатого века область епископии приштинской отошла от болгар к сербам; неизвестно, когда была закрыта епископская кафедра, но под владением последних ее уже не существовало. 6) Нишевская или Нишская. Под 1203 г. упоминается епископ нишский Кирик (у Миня т. 215, стр. 289); в болгарском синодике упоминаются епископы Кирилл и Дионисий (Временн. стр. 15). В 1203 г. кафедра епископа нишского была при церкви Св. Прокопия (у Миня ibid.). В конце тринадцатого или в первой половине четырнадцатого века область епископии нишской отошла от болгар к сербам, причем и епископы нишские перешли под ведение сербских архиепископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010