Ионафан (Руднев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. 1886 г. (ГМЗРК) По благословению И. восстановленная Белая палата Ростовского кремля была предоставлена Музею церковных древностей (ныне ГМЗРК). Архиерей выразил готовность помочь в собирании экспонатов. Открытие музея 28 окт. 1883 г. И. благословил Владимирской иконой Божией Матери. В дар музею И. преподнес портрет Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) (ок. 1858, ГМЗРК). Позднее И. подарил музею из архиерейской ризницы омофор митр. Ионы (2-я пол. XVII в.- ГМЗРК), коллекцию серебряных греч. и рим. монет. При участии И. в 1883 г. было создано братство свт. Димитрия Ростовского, которое занималось просветительской деятельностью. По инициативе И. в устав братства был включен параграф: «Братство помогает Ростовскому музею расположением приходских священников и других просвещенных лиц к доставлению в Музей церковных древностей, рукописей, книг, крестов, икон, сосудов и прочего» (Церковно-правосл. братство. 1884. С. 4). В «Обращении к отцам благочинным» епархии (24 июня 1884) И. призвал пастырей «уступить музею те предметы церковных древностей, которые, не составляя существенной принадлежности их храмов, могут быть помещены в музее, где они будут тщательнее сохраняться, чем в церковных кладовых, и по своему достоинству будут обращать внимание посетителей как простого звания, так и образованного общества и, т. о., служить цели братства» (цит. по: Вахрина. 2006. С. 6). Благодаря обращению И. в ростовский музей поступили такие уникальные экспонаты, как крест дьяка Стефана Брадатого (1458), деревянная скульптура вмч. Георгия Победоносца (XV в.), надгробный покров прп. Авраамия Ростовского (1553), царские врата из ц. в честь Вознесения Господня (XVI в.). В день празднования 50-летия служения И. в священном сане музей благодарил архиепископа: «Как член Императорского Московского археологического общества, вы не мало способствовали изучению русских и в особенности местных древностей… благодаря вашему непосредственному влиянию из церквей вверенной вам епархии были доставлены в Музей разные церковные достопримечательности и этим даром было положено начало быстрому росту Музея… вы, понимая высокое научное значение этого учреждения, много заботились о дальнейшем его процветании» (цит. по: Титов. 1909. С. 63).

http://pravenc.ru/text/578362.html

С., а потом к князьям Борису и Глебу, называя их «богосадной отраслью» святого (Там же. Стб. 398). Сребреник кн. Владимира IV типа. Кон. X. - нач. XI в. Аверс, реверс Сребреник кн. Владимира IV типа. Кон. X. - нач. XI в. Аверс, реверс С XVI в. активно разрабатывается тема родства московских правителей из рода Рюриковичей, потом Романовых и князей Киевской Руси. В идеологии Иоанна Грозного святость рус. князей призвана была укрепить авторитет царской власти. В Книге Степенной царского родословия жития кнг. Ольги, В. С., князей Бориса и Глеба открывают 1-ю степень генеалогии рус. правителей; перечисление имен этих святых как прародителей московских царей встречается во мн. офиц. документах XVI в. Родство царя Иоанна Грозного с В. С. стало одним из аргументов принятия им царского титула: «Государь наш зовется царем потому: прародитель его, великий князь Владимир Святославич, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и Патриарх венчали ево на царство Русское, и он писался царем, а как преставился, инои образ ево на иконах пишут царем» (СбРИО. Т. 59. СПб., 1887. С. 436-437). Свое зримое воплощение эта тема получила в росписях домовых храмов и палат Кремлевского дворца, в изображениях родословного древа рус. государей - композициях, получивших наибольшее распространение со 2-й пол. XVII в., после присоединения Украины к России (1654). Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК) В XVI в. крестильное имя Владимир распространяется в боярской и дворянской среде. В. С. был небесным покровителем старицкого кн. Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Особый иконографический тип представлен в шитых покровах на раку А. Р.: сер. XVI в. из мастерской царицы Анастасии Романовны , вклад царя Иоанна IV в Авраамиев мон-рь (ГМЗРК); 1592 г. (местонахождение неизвестно); 1642-1649 гг. из строгановских мастерских (ГМЗРК). Изображение святого отличается яркой индивидуальной характеристикой: седые волосы, широкая борода, близко посаженные к переносице глаза, густые и резко очерченные брови. Сохранились 2 житийные иконы А. Р.: сер. XVII в. (ГМЗРК) - в среднике святой представлен попирающим крестом беса; состав клейм соответствует тексту жития 1-й редакции. На иконе 1-й трети XVIII в. (ГМЗРК) сюжеты клейм с деяниями А. Р. и надписи восходят к житию 3-й редакции, в среднике помещен сюжет «Явление апостола Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому на реке Ишня близ Ростова», ставший затем особым иконографическим изводом и получивший распространение в различных видах искусства (лицевое шитье, финифть). В подобных композициях, где ап. Иоанн передает А. Р. принесенный из Царьграда жезл, подчеркивается просветительская миссия А. Р. В службе и акафисте подвиги А. Р. сравниваются с апостольскими: «Тебя хвалим сотворившего дело равноапостольного». Фресковые изображения с образом А. Р. находятся в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля (1547), в ц. ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле (1683 г., житийный цикл). Ист.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 221-225; ВМЧ. СПб., 1880. Октябрь. Дни 19-31. Т. 1. С. 263-265; Соколов М. И. Пространное житие прп. Авраамия, Ростовского чудотворца//Яросл. ЕВ. 1890. Ч. неофиц. 14. Стб. 213-222; 15. Стб. 225-239; Титов А. А. Житие преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца: По рукописи XVII в.//Яросл. ГВ. 1892. Ч. неофиц. 52. С. 2; 53. С. 2; О редакциях жития св. Авраамия Ростовского//Труды VIII Археологического съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 238-240; он же. [Проложная память прп. Авраамия Ростовского]//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы/Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896. Вып. 2. Ч. 1. С. 42-44; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С. 184-188; Повесть о водворении христианства в Ростове//Древнерусские предания (XI-XVI вв.) М., 1982. С. 130-134.

http://pravenc.ru/text/62956.html

На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК) редкий по иконографии образ П. помещен в левой группе, его голову покрывает схимнический куколь. Подобный образ П. в куколе - в правой группе на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (Петровский мон-рь в Ростове; в центре - св. Иоанн Предтеча). Данная композиция близка к иконам «Собор Ростовских святых», получившим распространение в кон. XVII - нач. XX в. (напр., образ из костромской ц. Воскресения на Дебре). П. представлен в традиц. «монашеской» иконографии, иногда в схиме. На иконе 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) он изображен вверху слева в необычном одеянии: на нем монашеские ризы и царский венец, волосы и борода святого короткие, волнистые, седые. На иконе сер. XIX в. (в т. ч. с избранными святыми, ц. свт. Николая Чудотворца в Ростове) П. также написан слева в верхнем ряду, в островерхом куколе; на образе посл. четв. XIX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - справа в верхнем ряду, с непокрытой головой, в волосах и бороде значительная проседь, правая рука лежит на груди. В коллекции Д. А. Ровинского хранилась «листовая картинка, гравированная на меди; издание на бумаге 1809 года» под названием «Образ ростовских чудотворцев» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. 1616 А). Икона 1909 г. находится в часовне на месте Обретения главы св. Иоанна Предтечи в рус. Вознесенском мон-ре на Елеоне в Иерусалиме. Согласно надписи на обороте, она была пожертвована в обитель «потомственной почетной гражданкой Александрой Феодоровной Мальгиной из гор. Ростова Яросл. губ. в лето 1909 г. 24 июня». П. представлен во 2-м ряду 2-м справа, он - старец в черной монашеской одежде, на голове проплешины, небольшая седая борода слегка раздваивается на конце. Образ П. включался в различные по иконографии композиции с Ростовскими чудотворцами. Напр., на иконе с врезанным меднолитым Распятием и избранными святыми 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК) изображены в молении апостолы Петр и Павел, коленопреклоненные преподобные Авраамий и П. (волосы и небольшая окладистая борода - русые с проседью). На иконе «Воскресение Христово» (1729, ГМЗРК) в верхней части по сторонам от Св. Троицы (Сопрестолие) представлены избранные и Ростовские святые (П. изображен слева во 2-м ряду, руки сложены крестообразно на груди). «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» (ГМЗРК) написана ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым «с подлинной чудотворной местной иконы ростовского собора» в 1855 г. по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения, участвовавшей в Крымской войне 1853-1856 гг. Среди клейм с образами Ростовских подвижников на полях имеется полуфигура П. (со свитком в руке). Его изображение в сонме визант. и рус. святых вводилось и в более многофигурные иконографические программы, напр. в состав «Походного иконостаса» сер. XVII в. (старообрядческое собрание при Рогожском кладбище в Москве).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

Вскоре после прославления Д. появились его иконы с Ростовскими и избранными святыми, тезоименными заказчикам, напр. образ 80-х гг. XVIII в. в окладе мастера С. П. Кузова (СПГИАХМЗ, находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), икона XIX в. (частное собр.), «Владимирская икона Божией Матери, с избранными и ростовскими святыми» 1855 г. письма А. Ф. Крылова (ГМЗРК). Вероятно, как новопрославленный святой Д. представлен венчающим левую группу на иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ). Икона святителя 2-й пол. XVIII в. (ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в пос. Выездное близ Арзамаса) включает клейма с 2 иконами Божией Матери, избранными праздниками, святым и тропарем в картушах. Несмотря на традиц. стиль исполнения образа избранных святых в петербургском окладе 1833 г. (ЦМиАР, в центре - свт. Митрофан Воронежский), сохраняется крест в деснице Д. как отсылка к его портретам. Вместе с Московскими святителями и свт. Митрофаном Д. был изображен на ярославской иконе 30-х гг. XIX в. (ЯХМ). Очевидно, частным заказом объясняется иконография эмалевой иконы нач. XX в. мастера А. А. Назарова (ГМЗРК) - коленопреклоненные равноап. кнг. Ольга и Д. перед изображением Покрова Богородицы. Вместе со свт. Иаковом Ростовским Д. представлен молящимся в облаках над фигурами избранных святых (эмаль 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). Необычны по иконографии иконописные образы Д. кон. XVIII в. (МПИ), 30-х гг. XIX в. работы художников арзамасской школы из придела в честь Покрова Богородицы Воскресенского собора в Арзамасе и ц. Смоленской иконы Божией Матери в Выездном. Изображения Д. в составе Собора Ростовских чудотворцев известны со 2-й пол. XVIII в. (икона из ГРМ - «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» - Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145). В нек-рых произведениях святитель представлен в центре композиции, напр. на иконе со мн. местночтимыми святыми 1838 г. (Д. вполоборота вправо, в омофоре под архиерейской мантией и в клобуке, с крестом и развернутым свитком) и кон. XIX - нач. XX в. (обе в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - прямолично, в богослужебном облачении, с благословляющей десницей и высоким жезлом в левой руке ( Вахрина В. И. Изображения местночтимых Ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223). Эта иконография получила распространение в финифти - образок кон. XVIII - нач. XIX в. (А. И. Всесвяцкий?, ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), складень «Ростовские чудотворцы» кон. XIX в. из собр. А. А. Титова (ГМЗРК) и др. Часто писались совместные иконы Д. и свт. Иакова Ростовского - покровителей Спасо-Иаковлевского мон-ря, особенно монастырскими мастерами или по заказам обители (икона 1-й пол. XIX в., эмали XIX в., ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/178011.html

СОХРАННОСТЬ Утрачен древний позём. Вставка из тафты – поздняя (?). Шитье на лике и правой руке сильно загрязнено. Золотные нити местами отстают. Полосы, обрамляющие каймы, смещены в местах соединения кусков ткани фона. Фон ветхий, имеет многочисленные прорывы и грубые штопки (местами виден холст). На кайме – ржавые прорывы от гвоздей. На подкладке – прорывы и загрязнения, пришито пять матерчатых петель. ИКОНОГРАФИЯ Иконография покрова традиционная и соответствует рекомендации иконописных подлинников. Несколько необычна лишь форма шапки с заостренным верхом, тогда как на всех остальных дошедших до нас покровах на митрополите изображена круглая святительская шапка с херувимом на очелье. На окладе Евангелия обычно изображены крест или Голгофа и только на покрове, вложенном Алексеем Михайловичем в 1650-х гг. (кат. 119), как и на строгановском, – Распятие. Изображение правой руки митрополита встречается в двух вариантах: с молитвенно сложенными пальцами и благословляющей. АТРИБУЦИЯ Отдельные иконографические, художественно-стилистические и технологические особенности изображения (тип лица с тонкими чертами, круглые брови и большие глаза, тщательное шитье в личном сероватым шелком, применение цветной нити для описи черт и контуров, развитое золотное шитье) – те же, что и на почти одновременно вложенном покрове митрополита Петра (кат. 112), характерны для мастерской Анны Ивановны Строгановой середины XVII в., что дает основание считать вкладную надпись, нашитую на подкладке покрова, принадлежащей этому произведению, о чем свидетельствует и Опись Успенского собора. Хотя в надписи значится, что покров «совершен» в 1657 г. «по обещанию» Григория Дмитриевича, однако обещание, возможно связанное с болезнью, от его имени дала мать, так как покров был выполнен вскоре после рождения Григория. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 612; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12502; Георгиевская-Дружинина 1929. С. 113; Маясова 1971 (1). С. 33, ил. 55; Маясова 1985. С. 211, ил. 69; Государственная Оружейная палата 1988. С. 324; Силкин 1992 (1). С. 94–95; Силкин 1992 (2). С. 23; Силкин 2002. С. 234, 50. 114. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

892 Плащаница хранится н действующем Успенском соборе Смоленска (см. о ней: Маясова 1960 (1). С. 49–50, табл. 2). 893 Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 гг., л. 187. «Горный монастырь» – это, несомненно, Горицкий девичий монастырь близ Кириллова, куда в XVI в. была сослана княгиня Евфросиния Старицкая и где с тех пор процветало вышивальное искусство. (См.: Денисов 1908. С. 605). 894 См.: Маясова 1996. С. 388–398. Удалось выявить около тридцати произведений мастерской. В Музеях Московского Кремля хранятся вместе с плащаницей шестнадцать произведений этой мастерской (см. Приложение). О произведениях мастерской в других музеях см. вступительную статью к данному каталогу. 904 Современный тропарь митрополиту Ионе несколько отличается. См.: Минея, июнь 15. М., 1986. Т. 10, ч. 1. С. 558. 912 Здесь наиболее полный текст песнопений из всех имеющихся на покровах с изображением Зосимы Соловецкого. 914 Покров 1583 г. (кат. 35), покров 1590-х гг. (кат. 58), покров 1661 г. в ГРМ, инв. ДРТ-301. См.: Силкин 2002. С. 237–238. 917 Это наиболее полный текст песнопения Савватию Соловецкому из всех имеющихся на надгробных покровах святого. 918 Покров 1585 г. (кат. 36) и покров 1661 г. в ГРМ, инв. ДРТ-300. См.: Силкин 2002. С. 237. 51. 929 В Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг. значится акт от 30/V 1919 г., разыскать который нам не удалось. 931 Боковые каймы заходят на спины и крылья ангелов, что вызывает сомнение в одновременности средника и кайм. 939 По исследованиям И. И. Вишневской, подобные ткани с христианскими мотивами в XVI и XVII вв. вырабатывали в Стамбуле и других ткацких центрах Турции специально для продажи в христианские страны (см.: Вишневская 1984. С. 83–101). В Описи Оружейной палаты ткань числится как золотный шелк с о. Хиос. 947 Следует обратить внимание, что так же шиты крылья у архангелов, изображенных на двух сударях, входящих в этот комплект, причем независимо оттого, шиты они по желтому или красному фону. 955 См.: Силкин 1990. С. 53–69, ил. 1. Плащаница была вышита в Казани супругой «большого воеводы» Юрия Ивановича Темкина-Ростовского и послужила образцом для двух других плащаниц (см.: Там же. С. 64, ил. 6, 7, а также: Завьялова, Каргалова 1995. С. 70–72).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

1909. С. 38-39). Плащаница украшена композициями «Снятие с креста» и «Положение во гроб», к-рые соединены благодаря размещению их на оси креста распятия ( Силкин. 1995; Дроздова О. Э. Иконография Оплакивания и Положения во гроб Господа и Бога нашего Иисуса Христа в лицевом шитье//Убрус. СПб., 2003. Вып. 3. Цв. вкл. 3; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6; С. 66). Подобно иконам Страстного цикла из свияжского Успенского собора мастер-знаменщик избегает экспрессивных образов и движений в отличие, напр., от мастеров светлицы кнг. Е. Старицкой, плащаницы которой 60-х гг. XVI в. служили образцовыми ( Силкин. 1995. С. 59-60). Писцовые книги упоминают в кафедральном соборе лицевую 2-стороннюю хоругвь, на к-рой «Прсвятые одигитрия выбиван с обе стороны золотом и серебром по тафте по зеленой крест медян» ( Невоструев. 1877. С. 12). Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) Положение во гроб. Плащаница из Спасо-Преображенского мон-ря в Казани. 60-е гг. XVI в. (НМРТ) По образцу плащаницы казанского Благовещенского собора были созданы др. воздухи: для свияжского Успенского собора (60-е гг. XVI в., вклад кнг. Т. А. Тёмкиной-Ростовской; см.: Яблоков. 1907. С. 83; Гриднева. 2010. С. 61. Примеч. 6) и для казанского Спасо-Преображенского монастыря (оба в НМРТ; о плащанице Спасо-Преображенского монастыря см.: Невоструев. 1877. С. 29; Заринский. Церковные древности. 1877. С. 11-13 (публ. надписи на с. 12); Лебедев. 1895. С. 59; Силкин А. В. Плащаница Агаповой//Древнерус. искусство. М., 1990. С. 53-69. Ил. 1, 6, 7. (Новые открытия реставраторов/ВХНРЦ; 1); Завьялова, Каргалова. 1995. С. 70-72). Авторы XIX в. отмечали тонкость шитья, а также смелость и энергичность в рисунке фигур ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 12). Вкладом знатной московской семьи была несохранившаяся плащаница свияжского городского собора: «воздух Положенье во гроб Господа нашего Исуса Христа на вишневой камке, шит золотом да серебром» ( Французова. 2002. С. 345).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

792 См., например: пелены «Кирилл Белозерский» и «Сергий Радонежский» (Силкин 2002. С. 322, кат. 138 и с. 334, кат. 139). Ближайший аналог нашей пелене – нелепа Музеев Московского Кремля с изображением митрополита Ионы (кат. 116). 794 Ближайшей аналогией описываемой пелены является пелена с изображением митрополита Петра (кат. 115), а также пелены с изображением преподобных Кирилла Белозерского (Силкин 2002. С.332, кат. 138) и Сергия Радонежского (Там же. С.332, кат. 139). 797 См.: парный ему сударь в Музеях Кремля (кат. 118), а также несколько сударей 1650–1680 гг. в разных музеях, имеющих в комплекте судари «Агнец Божий» (см.: Силкин 2002. С. 269, кат. 77; с. 278, кат. 85; с. 304, кат. 108; с. 146, кат. 148; с. 348, кат. 151; с. 350, кат. 154; С. 365, кат. 171). Особенно близки к описываемому сударю парный ему (кат. 118) и сударь Пермского музея (Там же. С. 350, кат. 154). Наиболее ранними изображениями Распятия па сударях. предназначенных для покрытия потира (в паре с сударем «Агнец Божий») являются судари, вышедшие в 1490-х гг. из мастерской жены Ивана III великой княгини Софьи Фоминичны Палеолог в Сергиево-Посадском (инв. 370, см.: Средневековое лицевое шитье 1991. С. 57, кат. 14) и Владимирском музеях (инв. 1807, см.: Хлебникова 1977. С. 196–197). 798 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музее» Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. В Описи Оружейной палаты на полях примечания: «…возвращен в Ор.пал. из Музея боярского быта XVII в. 20/V 1933 г.» 799 Акт от 25/I 1920 г. – ОРПГФ Музее» Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 4. Передан в Патриаршую ризницу в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1989 гг., д. 28, л. 51). 800 Перед словом ника ошибочно вышита буква Буквы м, л, р, б конце надписи означают: «место лобное рай бысть». 803 Соотнося запись 1650 г. о знаменовании покрова Ионы с издаваемым покровом, надо иметь в виду, что, вероятно, одновременно была начата работа над всеми покровами этой группы, чем и объясняется растянутость сроков их исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

на вставной полосе XVIII в., сзади по подольнику ( Силкин. С. 295). Во 2-й пол. XIX в. получили распространение небольшие резные иконы Г. работы мастеров Сергиева Посада с ростовым изображением святого (ГОМРТ); на др. подобной иконе надпись: «Изъ Города Свияжска отъ мощей святителя Германа 1873го года 14го Iюhя» (ГМИИРТ). Поясное изображение Г. (в низкой митре, с короткой бородой) имеется на ростовской эмали 2-й пол. XIX в. (ГМЗРК) с надписью: «св. Германъ арх. cbiяж.». В составе Собора русских святых Г. представлен среди святителей на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева (ГРМ; прорись - Маркелов. Т. 1. С. 461), 1-й пол. XIX в. (ГТГ), а также в композиции, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (икона в ризнице ТСЛ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), -1-й во 2-м ряду в группе Казанских святых на фоне храма с Казанской иконой Божией Матери на фасаде; на рисунках из лицевых святцев рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. (частное собрание),- под 6 нояб. вместе с преподобными Варлаамом Хутынским, Лукой и Меркурием Киево-Печерскими. Лит.: Яблоков А. П. , прот. Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906; Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых/ГИМ; предисл. и сост.: З. П. Морозова. М., 1993. С. 26; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. Т. 2. С. 83-84; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. 60. С. 156; Раифа. Свияжск/Сост.: Т. А. Горшков и др. Каз., 2001. С. 152; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 294-297. Кат. 95; Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. Казанская [и др.] епархии. Новомосковск; М., 2004. С. 53. Н. Н. Чугреева Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/164699.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010