В гл. «О земли» из Жития 3-й редакции рассказывается о древней ростовской традиции, когда спор о земле решался не судами, не тяжбами, не пролитием крови, а «Леонтиевым» крестом: «...с кем будет спорно слово о земли, то священника с Леонтьиевым крестом на развод посылает» архиерей ( Титов. 1893. С. 26). Межевой крест «Леонтиев» назван среди реликвий Л. в описании ростовского Успенского собора в XIX в. Икона Нерукотворного образа Спасителя с греческими надписями, серебряная риза к-рой была украшена жемчугом, камнями и бриллиантами ( Кайдалов. Ростовский Успенский собор. 1877. С. 27), в XIX в. находилась в соборе за правым клиросом ( Титов. 1911. С. 25). В настоящее время судьба всех этих реликвий неизвестна. В мастерской кнг. Елены Верейской в 1470-1480 гг. был изготовлен надгробный покров Л. (ГМЗРК) ( Силкин. 2009. С. 6-20). В юж. части алтаря Успенского собора (диаконнике) находится Леонтиевский придел, основанный еще в 60-х гг. XII в., при строительстве 2-го здания храма. Пол придела находится на уровне пола храма XIII в.; в придельный храм во имя Л. спускаются каменная лестница из собора и такая же лестница - из алтаря. Для гробницы с мощами Л. в юж. стене был сделан аркосолий глубиной 75 см, что связано с шириной белокаменной раки Л. (66 см) ( Воронин. 1958. С. 8). С 60-х гг. XII в. у юж. стены в аркосолии стоял белокаменный гроб, присланный Андреем Боголюбским, где почивали мощи Л. До кон. XX в. рака Л. находилась в Успенском соборе в Леонтиевском приделе, она сохранилась фрагментарно (ГМЗРК). В нише напротив первоначально находились мощи свт. Исаии (позднее, очевидно после преставления свт. Игнатия, там была поставлена рака с его мощами, рака Исаии была размещена на солее собора). В Смутное время, после взятия Ростова 14 окт. 1608 г. войсками Я. Сапеги, был разграблен Успенский собор, «золотая» (позолоченная?) рака Л. подверглась осквернению (Дневник Марины Мнишек. СПб., 1995. С. 127-128). Она была разделена на части: «Раку чюдотворцову Леонтьеву златую сняша и разсекоша по жребьем» ( Толстой. 1847. С. 30. Примеч. 28, 29). На крышке раки было золотое рельефное изображение Л., доставшееся Сапеге и подаренное им Марине Мнишек. Вероятно, рака была сооружена вместе с др. раками наиболее почитаемым рус. святым при царе Феодоре Иоанновиче .

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Пряди могут быть в виде тонких волнистых линий красно-коричневого и серого цветов (икона «Прп. Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы» сер. XVI в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. Кат. 55. Ил. на с. 199) или выполнены киноварью (икона «Свт. Леонтий Ростовский»; Там же. С. 175. Кат. 51). На иконе из деисусного чина 1-й трети XVI в. Покровской ц. с. Гуменец прядь волос святого изображена красновато-коричневыми линиями, заходящими на белый клобук и шею святого (ГМЗРК; Там же. С. 119. Кат. 28). Так же волосы Л. написаны на иконах из деисусного чина Преображенского собора ярославского Спасо-Преображенского мон-ря 1-й пол.- сер. XVI в. (ЯИАМЗ; Иконы Ярославля. 2009. Т. 1. С. 194) и Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1495), на иконе-таблетке «Святители Леонтий Ростовский, Петр и Алексий Московские» (сер. XV в., СПГИАХМЗ; Евсеева. 2013. Ил. 71). Л. с волнистыми волосами на фоне светлого клобука представлен на фресках Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502), на иконе сер. XVI в. из Хиландарского монастыря на Афоне. Эта иконографическая черта облика Л. исчезла в XVII в.: она отсутствует в настенной живописи (см. росписи храмов Ростовского архиерейского дома), на покрове 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК); редко воспроизводится в иконописи. Очевидно, изменения в иконографии связаны с тем, что мощи святого с 1609 г. находились в ростовскомУспенском соборе под спудом ( Вахрина В. И. Об одной редкой иконогр. особенности. 2016). Особую иконографическую ценность представляют надгробные покровы Л., связанные с местом почитания мощей святого и т. о., возможно, передававшие нек-рые портретные черты его внешности. В ГМЗРК хранятся 4 покрова на раку Л., древнейший из них шит в кон. 70-х - нач. 80 гг. XV в. в мастерской кнг. Елены Верейской ( Силкин. 2009). Изображение Л. выполнено по тафте фиолетово-сизого цвета в основном шелковыми нитями. Образ Л., с короткой бородой и «кудельками» на висках, легко узнаваем; правой рукой он благословляет, на левой, покрытой фелонью, держит на омофоре закрытое Евангелие.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

С. 177. Кат. 103). На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» 1645 г. (ГМЗРК, см.: Вахрина. 2006. С. 250-253. Кат. 70), первоначально находившейся над городскими воротами Ростова, ок. сер. XVIII в. были приписаны во 2-м ряду оплечные изображения ростовских святых, в т. ч. И. На иконе избранных Ростовских чудотворцев XVII в. из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ) фигура И. помещена в центре, по сторонам - образы прп. Авраамия и блж. Исидора. Образ 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове представляет Ростовских святых в 2 ряда, И. в 1-м ряду крайний слева, на нижнем поле надпись: «Образу Ростовских чудотворцев моляша Феодор Стефанов с сыном своим Афанасием…» ( Титов А. А. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 67). Подобная икона Московских и Ростовских святых с изображением в центре свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XVII в., происходит из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ - Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 21) включает полуфигуру И. (с волнистой, раздвоенной на конце бородой с проседью) в центре 2-го ряда вместе со свт. Филиппом Московским. Сохранились икона И. XVII в. из ростового деисусного чина (ЯХМ), хоругвь с фигурами свт. Ионы Московского и И. в молении перед образом Спаса Нерукотворного XVIII в. (на обороте - мц. Параскева, ГМЗРК), икона «Избранные святые» 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК), где И. представлен справа. Свт. Иаков Ростовский «Собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Иаков Ростовский «Собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) С XVII в. были распространены изводы «Богоматерь с Младенцем и молящимися Ростовскими святыми» (напр., прориси с икон XVII в., ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447), «Избранные святые перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери», где среди избранных святых преобладали Ростовские чудотворцы, в т.

http://pravenc.ru/text/200159.html

К сер. XVII в. почитание Л. сохранялось в Киево-Печерском мон-ре. В 9-й песни канона Киево-Печерским святым Мелетия Сирига (ок. 1643) среди «божественных иерархов» - выходцев из Киево-Печерской обители назван Леонтий, очевидно еп. Ростовский (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 148). Архидиак. Павел Алеппский, описывая путешествие Антиохийского патриарха Макария III в Россию в сер. XVII в., упомянул традицию русских архиереев дарить иконы в честь своей кафедральной церкви: Ростовский митрополит «также дал нам иконы в честь своей кафедры, что во имя св. Леонтия, митрополита Ростовского, который был родом грек» ( Павел Алеппский. Путешествие//ЧОИДР. 1898. Кн. 3. С. 125). В Описи Ростовского архиерейского дома 1763 г. говорилось: «А что тот дом архиерейской имеется издавна, о том значит нижеследующее показание в Псалтири печатной толковой о имевшемся в Ростове Преосвященном архиерее угоднике Божии святителе Леонтии Ростовском Чудотворце, прежде котораго и еще в Ростове были преосвященные архиереи, напечатано: Леонтий бе родом цареградец, послан в Россию от патриарха Фотия по прошению великаго князя Владимира в лето 6499-е (991), чему поныне учинит 772 года...» ( Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004. Прил. С. 156). В XIX в. в Успенском соборе Ростова хранились реликвии, по преданию принадлежавшие Л.: фелонь святителя (находилась в раме под стеклом в Леонтиевском приделе); белый клобук, крест, икона Нерукотворного образа Спасителя ( Титов. 1911. С. 25; Кайдалов Н. А. Ростовский Успенский собор и его святыня. Ростов, 1877. С. 27, 51; Талицкий В. А. Ростовский Успенский собор. М., 1913. С. 40, 51). «Леонтиева» фелонь (ГМЗРК) после реставрации датируется XV-XVII вв. ( Черторижская А. Итоги реставрации фелони-полиставрия из собр. музея «Ростовский кремль»//Убрус. СПб., 2009. 11. С. 51-52). Белый клобук Л. назван в самой ранней описи Успенского собора (1691): «...три клобука шелковых белых вязаных Леонтия, Исаии, Игнатия» (ГМЗРК. Р-1083. Л. 17 об.). В нач. XX в. клобуки находились в Успенском соборе ( Титов. 1911. С. 46), в 1922 г. они поступили в Ростовский музей (ГМЗРК. А-930. Л. 8). По традиции мощи Л. неоднократно переоблачались в новые одежды; т. о., одна из фелоней прошлых веков стала называться «Леонтиевой». В 1412 г. из ростовского Успенского собора в Москву, в новопостроенную каменную Благовещенскую ц. при доме Ростовских владык в Дорогомилове, были перенесены ризы Л. (ПСРЛ. Т. 21. С. 602).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

В многочисленных произведениях ростовской финифти XVIII - нач. XX в. образ Л. писали в традиц. иконографии. К самым ранним изображениям Л. в этой технике относится дробница митры кон. XVII в. из угличского Покровского монастыря, выполненная московскими мастерами (УИХМ; Федорова. 2004). В ростовской финифти были распространены иконы с изображением святителей Л., Исаии, Игнатия, а также поясные и ростовые единоличные изображения Л. Образ святого всегда был центральным в композициях «Собор Ростовских чудотворцев», «Моление Ростовских святителей Владимирской иконе Божией Матери», «Вид Ростовского кремля», «Вид Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря» и др. (в собраниях ГМЗРК, ГИМ, ЦМиАР; см., напр.: Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. ЦМиАР. М., 1994. С. 147, 150-151. Кат. 190, 193). Такие образки паломники развозили по всей России. В Минее на май (1864, ГМЗРК) под 23 мая (день памяти обретения мощей Л.) святой изображен лежащим во гробе, за к-рым находятся присутствующие при обретении мощей. В 1896 г. мещане г. Ростова преподнесли в подарок имп. Николаю II и Александре Феодоровне в память коронации 14 мая 1896 г. икону с финифтяными дробницами, где были изображены виды Ростовского кремля и ростовских мон-рей. В центре иконы - дробница с образами свт. Николая Чудотворца, мц. Татианы и Ростовских святых. Л. представлен справа от свт. Николая. В XX в. образ Л. встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ). Рисунок Л. выполнен для Миней МП иконописцами прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 237). В совр. иконописи Л. представлен в ростовом деисусном чине иконостаса ц. свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мон-ря (2008, худож. А. В. Федотов). В той же церкви находится икона «Собор Ростовских святых», где на фоне Димитриевского храма изображены прямолично в рост Ростовские и Борисоглебские святые, в 1-м ряду помещены святители Исаия, Л., Иаков, Димитрий, Феодор, Игнатий (90-е гг. XX в., худож. З. И. Боровских). С ориентацией на икону сер. XVI в. из ГМЗРК «Ростовские святые и прп. Сергий Радонежский» написана аналойная икона, где представлены избранные святые: Игнатий, Л., Исаия, Иаков (2005, худож. Т. Дуда). Л. в белом клобуке, из-под к-рого выбились характерные волнистые пряди волос. В 2009 г. написана надгробная икона Л. (иконописец Гурьянов), расположенная на его захоронении в Леонтиевском приделе ростовского Успенского собора. Л. изображен на совр. иконах «Собор Зверинецких святых», т. к. святитель иногда отождествляется с 1-м игуменом киевского Зверинецкого мон-ря. В совр. иконописи и финифти воспроизводятся традиц. изводы иконографии Л.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

На литографии «Краткая летопись ростовского Петровского монастыря» (1837, ГИМ), напечатанной в мастерской М. А. Тюлева по рис. Р. Жуковского, слева представлено «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» на фоне пейзажа с Петровским мон-рем; на облаках - Спаситель, благословляющий обитель. П. изображен отроком в горностаевой мантии, с городчатым венцом на голове, левая рука протянута к апостолам. С этой литографии был выполнен эстамп с изображением фрагмента для кн. Н. Чуфаровского «Ростовский Петровский монастырь и его основатель прп. Петр царевич» (Ярославль, 1891). Аналогичные особенности изображения апостолов и П. (указывающий на Спасителя жест ап. Павла, одежды св. царевича) встречаются во мн. произведениях графики и финифти. На упрощенной по письму небольшой иконе кон. XIX в. (частное собрание) ап. Петр указывает перстом на 3 иконы в верхней части композиции. На покрове кон. XVII в. (ГМЗРК) преподобный изображен в рост, прямолично, правая рука возле груди, в опущенной левой - свиток. Монашеские одежды (ряса, мантия) выполнены золотными нитями, схима - серебряными; лик слегка монголоидного типа вышит шелком телесного цвета; глаза, волосы и борода выделены коричневым. Первоначально покров возлежал на раке П. (описание надгробного комплекса по описи 1748 см.: Мельник. 2007. С. 106, 113), во 2-й пол. XIX в. он был размещен рядом с ней на стене. На гробнице находилась икона П. в серебряном позолоченном окладе (Ростовский Петровский мон-рь. 1891. С. 10-11). Икона «Прп. Петр, царевич ордынский, с житием» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Петровского мон-ря в Ростове, ГМЗРК) - единственная известная житийная икона П. В описи имущества Петровского монастыря 1929 г. сообщается, что ко времени его закрытия в обители находилось 246 икон, в т. ч. 6 житийных образов П. (Архив ГМЗРК. Р-928. Л. 5, 8 об., 12 об.). В среднике иконы П. изображен в рост, в монашеской одежде, куколь на плечах, правая рука с раскрытой ладонью перед грудью, в левой - развернутый свиток с текстом: «Молю вы братие имети чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерну…».

http://pravenc.ru/text/2580106.html

Щук. 436. Л. 303 об.- 304 об.; Охотникова В. И. Житие Никандра Псковского в редакциях XVII в.//ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 483). Т. о., к 1663 г. на гробе Н. находились 2 его изображения: одно - на шитом покрове, другое - писаное, возможно нагробная икона. Далее, в рассказе еще об одном чуде, упоминается икона Н., перед к-рой сами собой зажигались свечи: «...у местных образов Пречистыя Богородицы и преподобнаго Никандра и на лампаде у гроба преподобнаго Никандра, церкви же полне сущи благоухания многа» (ГИМ. Щук. 436. Л. 304 об.). Т. о., к 1662 г. уже была написана икона с единоличным образом Н., названная в Житии местным образом. Древнейшим сохранившимся изображением Н. является шитый образ на покрове (ПИАМ), который А. В. Силкин датирует сер. XVII в. (до 1662) и отождествляет с покровом, упоминаемым в Житии ( Силкин. 2016. С. 373). Святой представлен в рост (фигура коренастая, приземистая), в традиционных монашеских одеждах: темно-коричневой с холодно-красным оттенком мантии, светло-оливковой рясе, синей схиме с Голгофским крестом и опущенном на плечи синем куколе. У преподобного высокий лоб с большими залысинами и рядом морщин, который обрамляют черные короткие волосы (серебристо-белыми вертикальными линиями, возможно, обозначена проседь), дугообразные брови, смотрящие вверх карие глаза, прямой нос, длинная, спадающая крупными волнистыми прядями и сужающаяся книзу темно-коричневая борода. В изображении лика сделана попытка передать объем с помощью стежков личного шитья, положенных по форме и создающих ощущение округлости; этот прием сочетается с тонкими темными линиями рисунка. Правая рука преподобного с благословляющим жестом, в левой - свернутый свиток. По сторонам серебристого нимба надпись: «СТЫЙ ПРП(д)БНЫ(й) (т)ЦЪ НИКА(н)ДРЛ ПСТЫННЫЙ ЖИТЕЛЬ». Митр. Евгений (Болховитинов) в описании Никандровой пуст. упоминает, что в монастырской ризнице было «7 покровов на гробницу Преподобного, парчевых и шитых» ( Евгений (Болховитинов). 1821. С. 26-27). Прп. Никандр Псковский.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Тесная связь Н. с историей новгородской святости отражена в программе изображений шитой пелены 50-60-х гг. XVI в., происходящей из архиерейского погребения в вологодском Софийском соборе (ВГИАХМЗ; см.: Силкин. 2004; Он же. Пелена «София Премудрость Божия» из собр. ВГИАХМЗ: К вопросу атрибуции и датировки//VI Грабарёвские чт. М., 2005. С. 65-74). Вокруг средника пелены с композицией «София Премудрость Божия» помещены многочисленные фигуры святых, в т. ч. прп. Сергия Радонежского и блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Псковского, а на нижнем поле представлены новгородские святые прп. Варлаам Хутынский, святители Никита и Иоанн (по сторонам свт. Иоанна Златоуста, в публикациях памятника ошибочно названного новгородским еп. Иоакимом), прп. Александр Свирский и Н. («Никола»). Характеристика его облика отклоняется от установившейся традиции: святой имеет относительно короткую округлую бороду, одет не в шубу, а в кафтан с отложным воротником, руки продеты в рукава, а в левой руке - 3 жезла или кочерги. Вероятно, знаменщик пелены, плохо представлявший иконографию Н. или желавший показать суть его юродского подвига, заимствовал эти атрибуты из довольно распространенных изображений более широко почитавшегося рус. блаженного - Прокопия Устюжского ( Силкин. 2004. С. 11). В лит-ре встречается утверждение о том, что Н. представлен в центре нижнего поля иконы «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» 1565 г. (?) из собрания Д. И. Силина, к-рую традиционно связывают с Новгородом (ныне в ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. ГРМ. СПб., 1995. Кат. 115. С. 191; Святые Земли Русской. 2010. Кат. 286); по иной версии, это изображение мч. Никиты, но слева от него показан новгородский блж. Феодор или, менее вероятно, Н. ( Туминская. 2012. С. 183-184; Она же. 2013. С. 318; Она же. 2016. С. 162, 286, 334-336). Обе гипотезы, как и новгородская атрибуция памятника, не соответствуют действительности: в центре нижнего поля, занятого фигурами мучеников, в красном плаще и с крестом в руке изображен вмч. Никита, а слева от него в незастегнутом зеленом плаще и также с крестом - вероятно, св. Евстафий или св. Мина. Столь же безоснователен вывод о присутствии фигуры Н. на полях иконы «Положение ризы Пресв. Богородицы» из Христорождественского собора в Каргополе (ВГИАХМЗ) ( Туминская. 2016. С. 161), поскольку на этом образе 1-й пол. XVI в., созданном до прославления Н., из рус. святых представлены только преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 56. С. 356-363).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

852 По-видимому, это выцветший алый атлас восточного происхождения, его краситель софлор (репейник) очень нестойкий. 855 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2719: размер – 43 х 45. По стилю и ряду деталей эта палица близка к пелене «Успение Богоматери», вложенной в 1612 г. сучавитским митрополитом Анастасием Кримкой в храм Сошествия Святого Духа монастыря Драгомирна (см.: Маясова 1995 (1). С. 266–270. Ил. на с. 269). 857 В. Клейн упоминает ткань на подкладке воздуха как пример «камки кармазинной», называемой так по темно-красной окраске, и считает ее западной работой (см.: Клейн 1925. С. 59). 868 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. Поступил в Патриаршую ризницу из Успенского собора в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 52 об.). 869 В Описи Оружейной палаты отмечено, что хоругвь поступила из Андроникова монастыря через Новодевичий монастырь, где в 1920-х гг., находился филиал Госфонда. 870 ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1919 г., д. 14, л. 6 (?). Место вклада определяется по надписи. 871 Текст тропаря, вышитый на пелене, несколько отличается от современных песнопений иконе Богоматери Одигитрии (Смоленской) (см.: Ставровский 1914. С. 28). 876 Нижегородский музей, инв. ГОМ-10423 (87 х 66). См.: Искусство строгановских мастеров 1991. Кат. 110, ил. на с. 164 (автор раздела А. В. Силкин); Силкин 2002. С. 312–314, кат. 119. 879 Акт от 1/XII 1920 г., указанный в Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг., обнаружить не удалось. 880 См. поручи середины XV в. и поручи конца XV в., вышедшие из мастерской Софии Палеолог (Сергиево-Посадский музей, инв. 667 и 371; см.: Манушина 1983. С. 84–85), а также кат. 77. 882 Акт от 12/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 26. В акте отмечено: «без подклада и без полей». 891 В надписи нет лигатур. Кое-где в буквах забыли вышить перекладины. Заказчик-«строитель» иеромонах Матфей. Так называли управляющего монастырскими вотчинами, назначаемого местным архиереем, как бы сверхштатного чиновника при игумене, келаре и казначее (см.: Голубинский 1909. С. 130, примеч. 1. С. 131–132, примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Как следует из архивных материалов, несмотря на слом церкви, в 1936–45 гг. старообрядцы продолжали собираться на молитву в доме священника Никиты Жучкова. С 1946 по 1947 гг. старообрядцы проводили свои молитвенные собрания в доме вернувшегося из заключения протоиерея Димитрия Ершова. В 1947 году протоирей Димитрий Ершов преставился ко Господу и Община осиротела. Морозовские старообрядцы лишись своего пастыря и помещения для проведения служб и треб. Это затруднительное положение решили использовать власти. Несмотря на многочисленные заявления со стороны старообрядцев г. Морозовска и прилегающих селений, они отказывались регистрировать Общину и разрешить приобрести постоянного священника. Однако морозовские старообрядцы сумели проявить решимость и настойчивость в этом деле. Каждый год они писали по нескольку десятков заявлений, при том обращались не только к местным властям, но даже к депутатам Верховного Совета РСФСР и Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову. Сами старообрядцы г. Морозовска и окружных хуторов насчитывали свою Общину в количестве 800 душ. Несмотря на отсутствие постоянного пастыря и храма, а также чинимые властями препятствия, древлеправославные христиане смогли сохранить свою Общину в последующие годы. Они собирались на дому для проведения молитвенных собраний, приглашали священников и уставщиков для совершения таинств и исполнения богослужений. История сохранила несколько имён таких служителей. В 1947-50 гг. Никольскую Общину временно окормляли иерей Руф Макеевич Митяев из села Суровикино и протоиерей Иоанн Васильевич Хуторский, а для проведения служб приезжал уставщик Маркин. В 1949 года морозовские старообрядцы арендовали саманный флигель у одной своей единоверки Епистимии Ивановны Наполовой. Они своими силами произвели ремонтные работы в помещении и добились позволения совершать в нём богослужения. С 1950 года уставщиком служил Давыдов, а для совершения духовных треб 3–4 раза в год приезжал протоиерей Иоанн Силкин из станицы Орловская. Видимо, такое положение дел в Общине приводило к ослаблению единомыслия среди её членов. Некоторые старообрядцы белокриницкого согласия стали обращаться за исполнением таинств к священнику Блохину беглопоповского согласия, который приезжал в Морозовск из Сталинградской области. Визиты этого священнослужителя в Морозовск к древлеправославным христианам белокриницкого согласия, проведение им служб на дому, вызывали беспокойство как у Московской старообрядческой Архиепископии, так и у уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Каменском облисполкоме. В 1955 году постановлением Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР старообрядческая Никольская Община г. Морозовска была зарегистрирована. В скором времени в Никольскую Общину епископом Иннокентием был назначен настоятелем протоиерей Иоанн Силкин.

http://sobory.ru/article/?object=36920

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010