Пермского ун-та. Сер.: Рос. и заруб. филология. 2013. Вып. 1(21). С. 100-107; Карпук Д. А. Архиеп. Нил (Исакович) (1799-1874): Геолог, минералог, палеонтолог и богослов. СПб., 2015; Бушуева Е. С. Наследие Нерчинского Свято-Успенского мужского мон-ря: Приходской храм и его настоятели. Иркутск, 2016. С. 126-132; Правосл. духовные писатели Вост. Сибири XVIII - нач. XX в.: Мат-лы к биобиблиогр. словарю/Сост.: С. В. Мельникова и др. Иркутск, 2016. С. 21-34. Т. А. Богданова Иконография Известны живописные, графические и фотографические портреты Н. По воспоминаниям современников, он имел «статную и высокую фигуру… величественную осанку… хмурые брови и грозную речь…» (Из иркутских воспоминаний о преосв. Ниле (Исаковиче)//Ярославские ЕВ. 1880. 15. Ч. неофиц. С. 116). Живописный поясной портрет Н. в молодом возрасте, в бытность его епископом Вятским и Слободским, датируется 30-ми гг. XIX в. (после 1835; см.: Вятские преосвященные. 1909). Портрет хранился в ризнице вятского кафедрального собора (в наст. время - собрание Кировского обл. КМ, НВФ-15559/16). Владыка изображен благословляющим, с жезлом в левой руке; на нем - архиерейская мантия и клобук, на груди -панагия с образом Крещения Господня и орден св. Анны. В 1860 г. изданы 2 портрета Н.: литография П. Ф. Бореля (мастерская А. И. Траншеля, лист из изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1860. Вып. 1; один из экземпляров - в ЦАК МДА) и литография А. Т. Скино (лист из изд.: Слова и речи архиеп. Нила. Ярославль, 1860; внизу - факсимиле автографа). Вероятно, основой для этих близких по типу изображения эстампов послужила фотография. Владыка средних лет представлен сидящим в повороте вправо у стола, в рясе и клобуке с алмазным крестом, в его правой руке - закрытая книга, левая - обвита четками. На литографии Бореля на груди владыки - панагия, ордена св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), бронзовый наперсный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. для духовенства. На литографии Скино Н. изображен с панагией, орденами св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), св. Анны (знак), бронзовым наперсным крестом в память Крымской войны и золотым магистерским знаком. Литография Скино послужила образцом для портрета Н. на эмали 60-х гг. XIX в. (ГМЗРК. Ф-1567). К этому же иконографическому типу принадлежат и 2 живописных портрета Н., созданных худож. С. М. Мартыновым в 1863 г. (ГМЗРК. Ж-317; вариант портрета - ЯИАМЗ. 21614/Ж-909). Н. изображен сидящим в кресле с высокой спинкой у стола вполоборота вправо, левая рука лежит на закрытой книге, в правой - четки. Он облачен в рясу, клобук с алмазным крестом. На груди - панагия и те же награды: ордена св. Александра Невского, св. Владимира 2-й степени, св. Анны (только знак ордена), наградной крест для духовенства в память Крымской войны (1853-1856) и золотой магистерский знак.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

старообрядческой Преображенской типографией в Москве без указания имени автора, с глухой ссылкой на «оригиналы киевской печати» (см.: Плигузов А. И. Ранние рус. собрания в Б-ке Конгресса США//Памяти Лукичёва: Сб. ст. по истории и источниковедению. М., 2006. С. 783-784). А. А. Турилов Почитание святителя началось сразу же после его кончины. К 1738 г. над местом его упокоения в Троицкой ц. Яковлевского мон-ря стояло надгробие с покровом и иконой Богоматери с Младенцем ( Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII - нач. XX в.: Осн. тенденции формирования//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 448). В сент. 1752 г. эконом Ростовского архиерейского дома игум. Геннадий доносил Ростовскому и Ярославскому митр. сщмч. Арсению (Мацеевичу) о том, что над погребением Д. просел пол, архиерей приказал провести ремонт. 21 сент., после того как пол был разобран, обнаружился деревянный гроб Д., сквозь сгнившую крышку к-рого были видны неистлевшие покров и одеяние святителя. Митр. Арсений прибыл в мон-рь и осмотрел мощи, также оказавшиеся нетленными. 27 сент. гроб святителя освидетельствовала комиссия местного духовенства во главе с игум. ярославского в честь Преображения Господня мон-ря Варфоломеем. 30 сент. члены комиссии представили митр. Арсению подробную «опись, в каком качестве явились мощи покойного преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского» и акт об их освидетельствовании с подтверждением нетленности. Мощи Д. были переложены в новоустроенный гроб и помещены в каменную гробницу в Троицкой ц. 10 окт. митр. Арсений отправил соответствующее донесение в Синод. Вскоре для нового освидетельствования мощей Д. в Яковлевский мон-рь прибыли Суздальский митр. Сильвестр (Гловацкий) и архим. Чудова мон-ря Гавриил. Обретение мощей свт. Димитрия. Оплечье фелони. Кон. XVIII в. (ГМЗРК) Обретение мощей свт. Димитрия. Оплечье фелони. Кон. XVIII в. (ГМЗРК) В июне-июле 1753 г. в Ростове находился Московский архиеп. Платон (Малиновский), вновь свидетельствовавший мощи Д. Архиеп. Платон интересовался исцелениями, совершавшимися при гробе святителя, и выяснил, что их запись не ведется.

http://pravenc.ru/text/178011.html

В сер. XVII в. в том же иконографическом изводе образ Л. был написан в аркосолии юж. стены ростовского Успенского собора, над захоронением святителя. Слева от святого изображено преставление Л., справа - обретение его мощей (фреска снята со стены в 1966 и находится в ГМЗРК). Как покровитель одной из древнейших и самых значительных епископских кафедр на Руси Л. изображался на подносных иконах XV-XVI вв. (СГИАПМЗ; Николаева. 1977. С. 84. Кат. 112; ГИМ, КБМЗ, монастырь Хиландар на Афоне). Также образ Л. сохранился на прориси с икон XV и XVII вв. (ГРМ; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 302-305). Иконы Л. XVII-XVIII вв. такого извода хранятся в ГМЗРК. Подносная икона Л. XVII в. экспонируется в московском Успенском соборе на юж. стене. Именно в такой иконографии Л. представлен в среднике его житийных икон. Известны 4 житийные иконы Л., созданные в XVI-XIX вв.; они хранятся в музеях Ярославля, Мурома и Углича, в частном собрании в Германии ( Пуцко. 1995. С. 58; Трубачева. 1999; Мельник. 2006. С. 392-399; Вахрина В. И. 2009). На иконе «Свт. Леонтий, с житием», созданной ок. 1677 г. (МИХМ; Иконы Мурома. М., 2004. С. 256-261. Кат. 44), имеются 24 клейма, сопровождаемых надписями. Сюжеты клейм можно условно разделить на неск. тематических групп. Верхний ряд клейм (слева направо, с 1-го по 6-е) повествует о жизни Л. до встречи с патриархом Фотием: рождение Л.; крещение; научение грамоте; Л. идет в монастырь; пострижение; видение Л.во время молитвы с повелением идти к патриарху Фотию. В клеймах 7-12 расположены события до отъезда святого в Ростов: видение патриарху Фотию во время молитвы; патриарх Фотий приходит в мон-рь за Л.; встреча патриарха Фотия и Л.; беседа патриарха Фотия с Л.; поставление Л. во епископа; Л. на корабле отправляется в Ростов. В клеймах с 13-го по 18-е представлена просветительская деятельность Л. в Ростове вплоть до смерти святого: встреча Л. с язычниками; Л. совершает службу в ц. арх. Михаила; Л. просвещает детей; Л. совершает крещение детей; язычники идут убивать Л.; крещение ростовцев Л.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Краткое синаксарное Житие И. Б. неоднократно переводилось на слав. язык: в XII в. в К-поле, на Афоне или в Киеве в составе нестишного Пролога, в 1-й пол.- сер. XIV в. трижды (дважды болгарами и один раз сербами) в составе стишного. Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Из др. сочинений, посвященных И. Б. в средневек. слав. письменности, известны 3 Похвальных слова свт. Иоанна Златоуста (1-я гомилия на Евангелие от Иоанна и слова с нач.: «Иоанн во Ефесе Асийском, Иоанн Асийская похвала» и «Пакы нам от небес прииде един и великий Богослов Иоанн»), Похвала, написанная Иоанном Экзархом , и «Воспоминание на память Иоанна Богослова» прп. Симеона Метафраста ( Иванова. С. 226-229). Помимо этого в Пролог на Руси под 26 сент. было включено «Слово Анастасия игумена горы Синайския о покаянье и о разбойнице, его же спасе Иоанн Феолог», представляющее перевод текста, изданного в: PG. 89. Col. 1105-1109. Явление ап. Иоанна Богослова гусарю. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Явление ап. Иоанна Богослова гусарю. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Посвящения монастырей И. Б. в южнославянских землях в средние века представляют исключительную редкость (см.: В. Православно монаштво и манастири у cpeдhьobekobhoj Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. Милановац, 2002р; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683 г. Београд, 1984). Из наиболее значительных можно указать Погановский мон-рь , основанный в посл. трети XIV в. деспотом Константином Деяновичем. Ап. Иоанн Богослов обучает гусаря иконописанию. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Ап. Иоанн Богослов обучает гусаря иконописанию. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК) в 15 овальных медальонах вычеканены поколенные изображения рус. святых, среди к-рых преобладают ростовские. Над центральной композицией «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону» слева изображен вполоборота к центру И. в высокой митре, с Евангелием в руке, справа - свт. Димитрий Ростовский. В соборе Рождества Пресв. Богородицы ростовского Рождественского мон-ря, расписанном в 1715 г., образ И. находится в алтаре ( Алитова, Никитина. 2008. С. 57). В стенописи 60-х гг. XVIII в. Вознесенской ц. Ростова святители Леонтий, Исаия, Игнатий и И. изображены на откосах дверного проема (Там же. С. 78). В росписях XVIII - нач. XX в. храмов Ростова и Ростовского у. часто встречаются изображения И. (см.: Там же. 2008. С. 574 - указано 18 церквей с изображениями И. в стенописи). Образ И. (рядом со свт. Дионисием Суздальским) был включен в программу росписи алтарной арки придела во имя блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (худож. В. Д. Фартусов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Редким является изображение сцен из жизни И. Ряд житийных композиций иллюстрирует Житие И. в рукописи Ростовского патерика 60-х гг. XVIII в. (РНБ. Тит. 43 (Ф. 775); см.: Уханова Е. В. «Житие» св. Иакова, еп. Ростовского, в контексте источников по рус. истории XIV-XIX вв.//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 52. (Тр. ГИМ; 95)): святитель на фоне обители; рождение святого; грешница перед И.; чудо святителя, плывущего на мантии; погребение И. и обретение мощей святого. На иконе, выполненной в технике гризайли во 2-й пол. XVIII в. ростовским художником-эмальером А. И. Всесвятским, написан сюжет «Суд свт. Иакова над грешницей» (ГМЗРК). В храме во имя И. на стенах и сводах в 1836 г. были написаны худож. Тимофеем Медведевым композиции из Жития И. На юж. стене при входе в храм святитель изображен плывущим на мантии по озеру (роспись закрашена в 2001).

http://pravenc.ru/text/200159.html

А. И. Алексеев На антиминсе 1758 г. (ЦАК МДА), освященном А. для ц. свт. Николая Чудотворца, сохранилась его подпись: «Смиренны[й] Apcehiй Mimponoлim Pocmobckiй и Яpocлabckiй своеручно». В «Описи имущества бывшего Ростовского митрополита Арсения» 1763-1765 гг. и в «Описи большой архиерейской ризницы» 1776 г. встречаются упоминания о панагиях А. Одна из них, с образом Коронования Пресв. Богородицы, 1762 г. (ЯИАМЗ), была найдена в захоронении архиепископов Ярославских Павла (1749-1806) и Симеона (1777-1824) в Успенском соборе Ярославля. Оборотная сторона панагии закрыта пластиной, на к-рой выгравирован герб А.: щит в растительном обрамлении, вверху - архиерейская митра, справа - жезл, слева - шестиконечный крест; на щите изображен четырехконечный крест на цепи (типа наперсного) в окружении букв монограммы «БМАМРИЯ» («Божией милостью Арсений митрополит Ростовский и Ярославский»), внизу дата «1762 году». М. М. Фёдорова Иконография. Сохранилось 2 живописных портрета А. сер.- 2-й пол. XVIII в. (ГМЗРК), один из к-рых подарен музею архиеп. Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным) в 1907 г., а также копия XIX в. с портрета подобной иконографии (ГМЗРК). Святитель представлен в архиерейском облачении - саккосе, омофоре и митре, с благословляющей десницей и высоким жезлом (типа посоха) в левой руке, с панагией и крестом на груди. Одна из ранних гравюр с изображением А. в заточении в Ревельской крепости создана в 1-й трети XIX в. А. А. Осиповым по рисунку А. Ковалькова. Вероятно, на ее основе в 1844 г. выполнен гравированный эстамп Ф. Алексеева для издания П. П. Бекетова (Портреты именитых мужей Российской Церкви. М., 1844), литография Д. Струкова сер. XIX в., литография 1863 г. ( Адарюков, Обольянинов. С. 83), а также рисунок тушью и пером кон. 50-х - 60-х гг. XIX в. (ГИМ): А. изображен в темнице, в тулупе и шапке, со скрещенными у груди руками, на стене его портрет в архиерейском облачении; внизу текст: «Всякъ образъ Крестный погибающимъ юродство, а спасаемымъ о Христе печать благодати есть»; на обороте надпись: «Ciя Koniя снята съ рисунка хранящегося въ Ревельской Николаевской Церкви, где и погребенъ быbшiй святитель Apcehiй».

http://pravenc.ru/text/76190.html

Н. Флоря Иконография. В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 7 мая описан облик А. Э.: «рус, сед, брада подоле Николины, в клобуке, риза святительская, во амфоре [омофоре] со Евангелием» ( Большаков. С. 96); аналогичный текст содержится в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 157об.). Одно из ранних изображений А. Э. сохранилось в последнем клейме житийной иконы прп. Сергия Радонежского, сер.- 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК), созданной на основе его жития 1646 г. в ред. Симона (Азарьина), где повествуется о явлении А. Э. прп. Сергия в 1612 г., во время польск. осады Московского Кремля; святитель, облаченный в архиерейскую мантию и клобук, представлен дважды: лежащим на ложе и стоящим на коленях перед прп. Сергием. Оплечный образ А. Э. в клобуке, с окладистой бородой имеется в группе святителей на прориси с иконы Собора русских святых, 1814 г. ( Маркелов. Т. 1. С. 461). Сохранился список-пядница Владимирской иконы Божией Матери, в серебряном окладе, ок. 1602 г. (ГРМ), согласно греч. надписи на обороте, посланный А. Э. «на молитву и благословение» митр. Кесарийскому Герману ( Щенникова. С. 78-79). В Скиту св. Анны на Афоне находится икона «Деисус и избранные святые (четырехрядная)», ок. 1621 г.,- вклад А. Э., с его надписью на обороте. Лит.: Кривоносов В. Т. , Макаров Б. А. Архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря. М., 1987. С. 167-168. Илл. 170; Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. P. 167. 2.98; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 59; Щенникова Л. А. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII столетии//История и культура Ростовской земли. 1998/ГМЗРК. Ростов, 1999. С. 76-84. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/76326.html

Уникальная икона Димитрия Ростовского//ДРВМ. 2001. 1(3). С. 89-98; Россия, Православие, культура: Кат. выст./ГИМ. М., 2000. С. 71, 73, 179, 231. Кат. 209-211, 490, 562; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 342-343, 392-393. Кат. R-113, R-176; Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; она же. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 2003. С. 370-375. Кат. 114, 115; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267; она же. К иконографии гробового иером. Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря Амфилохия: Портреты из собр. Ростовского музея//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 97-98, 103; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея/РИАХМЗ. М., 2005. С. 90-93. Кат. 29, 30; Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 119, 130-131, 156, 238, 241, 247; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 82, 123-125, 162-163, 212-213, 322, 324, 326, 330. Кат. 58, 96-98, 133, 184; Зеленина Я. Э. Житие и чудеса свт. Димитрия Ростовского в иконописи и печатной графике//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.)/ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 318-337; Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 99, 283. Кат. 130, 419. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Владимирская икона Божией Матери из ц. Богоявления в с. Уславцеве Ростовского у. Сер. XVI в. (ГМЗРК) В собрании ГМЗРК имеется более 20 икон Божией Матери «Владимирская», происходящих из храмов Ростова и его окрестностей. 7 могут быть датированы XVI в., 3 из них раскрыты из-под записей и опубликованы. Самая древняя - запрестольный образ из ц. Бориса и Глеба, находившейся близ Успенского собора на княжеском дворе (68 ´ 43 см; на обороте - св. князья Борис, Владимир и Глеб; 1-я четв. XVI в.). По иконографии она повторяет те списки чудотворной В. и., в к-рых левая рука Младенца Христа не видна. 2-я икона - большой местный образ, вывезенный из ц. вмч. Георгия в с. Шугорь Ростовского у. (113 ´ 81 см; приобретен у иконописца-коллекционера М. И. Тюлина, 1-я пол. XVI в.). Младенец обнимает Мать за шею, Ее левая рука опущена и приближена к колену Сына, как на списках нач. XV в.; главная иконографическая особенность - полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила в верхних углах иконы. На 3-й иконе (106 ´ 73 см; 1-я пол.- сер. XVI в., происхождение не установлено) вверху также изображены архангелы; между ними, над нимбом Богородицы,- Преображение; вдоль узких боковых полей - образы святых в рост. Изображение Божией Матери с Младенцем иконографически близко образам на иконе из собрания Тюлина. Образы архангелов имеются на неск. ростовских иконах «Умиление», древнейшая из к-рых - Белозерская икона Божией Матери (1-я пол. XIII в.). В кон. XV - нач. XVI в., вероятно при архиеп. Вассиане (Рыло), в Ростове был создан список В. и. с архангелами. В этот период здесь были известны оба иконографических варианта, один из к-рых восходит к иконам-наместницам, а 2-й - к списку из Благовещенского собора Московского Кремля. Ростовские образы В. и. XVI в., отличающиеся высоким художественным качеством и строгой иконографической программой, могли иметь свою историю почитания и сказания, но они не зафиксированы в сохранившихся письменных источниках и ныне забыты, возможно, потому, что в кон. XVII-XIX в. особым почитанием пользовалась икона из Успенского собора Ростова.

http://pravenc.ru/text/154962.html

В ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери над ракой блж. Иоанна Милостивого установлен образ «Блж. Иоанн Милостивый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в.; П. представлен в молении справа в деисусном чине. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1685/86 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) святые представлены в 2 ряда, П.- в верхнем ряду среди преподобных и блаженных. В XIX в. такая икона хранилась в ростовской ц. св. Иоанна Предтечи ( Израилев А. А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого//Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001. С. 507-508). Существовали иконы, на к-рых вокруг центрального образа свт. Николая Чудотворца были объединены фигуры Московских и Ростовских святых. В подобном изображении кон. XVII в. (из ц. Воскресения Христова в с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ) П.- крайний слева в верхнем ряду, правая рука возле груди. Иногда образ П. сопоставляли с изображением св. царевича Димитрия Угличского (икона-спилок «Избранные святые», 1-я пол. XVII в., частное собрание; П. в куколе). В числе Ростовских чудотворцев П. представлен также на иконе с подписью московского мастера В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК): 1-й ряд состоит из святителей, над ними - прп. Авраамий и П. (у него заостренная, слегка раздвоенная борода, мантия и схима на плечах покрыты золотым ассистом). Относительно рано появился извод «Ростовские святые в молении чудотворной Владимирской иконе Божией Матери». На иконе посл. трети XVII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК) избранные святые (среди них большинство Ростовских, но есть также Новгородские, Московские, Ярославские) представлены молящимися прославленной святыне Ростова. Под ней внизу - сюжет «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» (П. изображен коленопреклоненным отроком). Место П. среди святых варьировалось. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) в центре стоит свт. Николай Чудотворец, П.- в правой группе, старец в схиме, надетой поверх мантии, со свитком в руке.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010