Итак, я признаю возможным принять вывод о том, что автор стиха вовсе не имел в виду прославления «демиурга» и т. п., а просто христианского святого. Всё же остальное как противоречащее этому, я не считаю возможным принять. Что же стояло в «начальном» стихе? Что стих пережил ряд переделок, не подлежит сомнению. Первою и главною я признаю: приплетение поездки Георгия с заставами. В самом деле она так не вяжется с первой частью (в редакции стиха, которой занимались Кирпичников и Веселовский), что легко могла быть выделена в Сахаровском «варианте». Первая и вторая половины, в сущности, совершенно самостоятельные части, и как в первой Георгий – только мученик, во второй он – удалый добрый молодец, русский богатырь, сотрудник Ильи Муромца, Добрыни и др. Тем не менее два совершенно самостоятельных рассказа об одном и том же Георгии должны были пережить процесс эпической циклизации, должны были приспособиться один к другому, взаимно сообщить свои черты друг другу, причём легко могло оказаться, что одна часть станет в «служебное», так сказать, положение по отношению к другой. Так, думаю я, произошло и с нашим стихом. Две версии сгруппировались вокруг одного центра – Георгия мученика и героя. Первоначально стих мог обойтись и без казни «мучителя». Георгий мог быть или обезглавливаем, как в житиях, или чудесно уносим и т. п. Но примириться с тем, что христианский мученик побеждён язычником, певец не мог 948 , и вот измученный, истерзанный Георгий, чудесной силой исцелённый, должен наказать врага. Достать этого врага не так-то легко: это страшный царь, чудище, похожий на доморощенных или приезжих Кощеев, Соловьёв-Разбойников, Идолищ-Поганых и т. п. Но наш Георгий не устрашится этого: недаром он – победоносец, победитель змея. Как можно, чтобы этот герой остался в долгу пред мучителем, да ещё язычником! Нет, наш Георгий отправится мстить ему за свои муки. Но... так как евангельское учение запрещает месть, то певец и старается придать поступку Георгия более возвышенный характер: это-де не месть, а «насаждение» Христовой веры. Как было иначе поступить с Диоклетианищем, раз он колебался исполнить приказ Георгия о построении церквей. Хорошо, ведь, что царь Сельвий согласился на подобное, а то Георгий «пустил бы» на него змея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причины этого лежат в обаятельности, которую производил и производит этот святой, которую, вместе с силой нравственного убеждения соединил крепость телесную. Вполне естественно, что в подходящей обстановке мы встречаем св. Георгия в той же роли покровителя храбрых. Напр., когда в сказке о «Незнайке» «король и королевна с городской стены смотрят да дивуются»: «что за витязь такой! отколь взялся? уж не Егорий ли Храбрый нам помогает?» 1187  – то нам понятна эта ассоциация в уме короля: такую помощь воинству против врагов, какую оказал Незнайко, истребивший арабское войско, мог бы оказать только известный королю святой чудотворец-воин, св. Георгий. Георгий – покровитель и патрон многих наций, разных обществ и учреждений 1188 . Занимательно, как эта роль Георгия отразилась в представлении полуграмотного иконописца, какого-то Григория: «…ты же еси Георгие Победоносце… являешися нам героем полубогом, начинателем, возделывателем, основателем и производителем всея русской земли и ея физической культуры, земского устроения и всего русского царства, и населения его etc., etc… поспешник и вся податель всем живущим и чем занимающимся в Москве и везде всея России» и др. 1189 Автор заметки полагает, что так как в этой «молитве» (и ещё другой – Иоанну Крестителю) упоминается «раб твой Григорий», «даждь ми», «оснуй и утверди мя вскоре», – то этот образ «отражает не ходячий безличный шаблон, а индивидуальность творца иконы» (стр. 237). Но ясно, что этот Григорий, смастеривший икону, именно и отразил своим изделием общераспространённое верование – и только, а способ выражения обличает в Григории знание некоторой литературы о Георгии. Уж не читал ли наш Григорий распространённых неверных толкований духовных стихов об Егории Храбром? О змееборстве Георгия здесь – ни слова, точно так же как трудно найти его и в следующем этнографическом явлении. У тульских скопцов почитаются иконы архангела Михаила на коне тёмно-жёлтого цвета и великомученика Георгия на коне белого цвета. «Сесть на пегого коня» означает неполное оскопление, «сесть на белого коня» – принять полное оскопление 1190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но волхв, видя благодать Божию, столь ясно чудодействующую в Георгии, сам обратился ко Христу и пострадал за Hero. Темница, в которой содержался великомученик, прославленная пребыванием его, соделалась училищем благочестия и благодатною врачебницею. К Георгию стекались в темницу многие для спасительной с ним беседы, услаждавшей сердца слушателей, и для получения от него исцелений силою благодати Божией, в нем действующей. Некоторые из приходивших к Георгию в темницу псповедали Иисуса Христа и приняли венец мученический. Великие страдания Георгия кончились лишением его жизни: подозревая, что он своими беседами в темнице возмущает народ, св. узнику отсекли голову. Мощи св. великомученика положены были в Палестине – городе Лидде, на родине матери его, потом – во храме, построенном в Лидде во имя великомученика 1712 . Вместе с Георгием пострадала в 303 году и царица Александра, которую Церковь и прославляет купно с Георгием. Таким образом, Георгий «победы красен венец приял» и называется великомучеником и Победоносцем, ибо он одержал славную победу над своими мучителями во время своих страданий, изумлявших их и обративших ко Христу многих из неверующих, и по преставлении своем явился славным Победоносцем для блага христиан. Предание говорит, что в странах Ливии жил страшный змий, который похищал и пожирал людей, заражая воздух своим дыханием и причиняя болезни. Жители этой страны, язычники, почитая его грозным божеством, удовлетворяли его жертвами из людей по очереди. Когда таким образом назначенная в жертву этому божеству царская дочь-девица, обливаясь горькими слезами. стояла, приготовленная к неизбежной, страшной смерти, вдруг является на белом коне молодой всадник. Это был св. Георгий, и как скоро чудовище выползло, великомученик устремляется на него, вонзает острие копья в пасть его, прижимает к земле, и конь топчет его ногами. Змий убит. Идолопоклонники возблагодарили Бога Георгиева и приняли христианскую веру. На основании этого древнего предания, великомученика Георгия изображают сидящим на белом коне, под ногами коего лежит страшный змий, зияющий на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

По свидетельству никоновской летописи, он не только в городах, но и в нескольких селах построил церкви во имя Георгия победоносца 33 . Точно также новгородцы, колонизуя северовосточную финнскую страну русской земли за увалами, в другой, полярно-балтийской речной системе, также большую часть погостов назвали георгиевскими от церквей во имя св Георгия храброго. В этом всякий может удостовериться из писцовых книг пятин и погостов новгородских. Мало того: путь новгородской колонизации среди дремучих лесов в северовосточных землях «Белоглазой Чуди», по р. Сухон и ее притокам, ознаменован в летописях новгородских даже особыми легендами о Георгии победоносце. Вот, например, одно из таких сказаний. Около половины XII в., когда новгородцы, подвигаясь по реке Сухоне и ее притокам, положили основание Вологде и дошедши до устья Юга, основали Устюг, некоторые из новгородских повольников-гостей, пользуясь свободой переходить с одного места на другое, явились и далее на берегах реки Юга. Здесь, в 27 верстах ниже нынешнего города Никольска, при впадении реки Молоковицы в Юг, они нашли чудское селение. Прекрасная местность пленила пришельцев, и они, поселившись на левой стороне Юга, против самых жилищ Чуди, на горе, построили молитвенный храм или часовню во имя Георгия храброго. Водворение новгородских пришлецов было неприятно туземцам, и они не замедлили напасть на новые обиталища. Дружным отпором встретили поселенцы врагов многочисленных, скатывали на них с горы бревна и камни, лили кипящую воду, наконец, когда ничто не помогало, отверзли храм молитвенный и пред образом Георгия победоносца просили себе небесной помощи. Враги отступили. Чрез несколько времени они сделали новое нападение, столь же безуспешное, после которого навсегда удалились от этого места, а некоторые из них тогда же приняли христианскую веру. Егорий храбрый, как гласит легенда, внял молитве храбрых «молодцов» новгородских и явил Чуди два чудных видения, о которых после рассказывали сами враги, обратившиеся в христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

– Святый Великомучениче и победоносче Георгие, моли Бога о нас! Моли Бога о нас, святый Великомучениче и победоносче Георгие, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших». – Выходя из молельни, я усмотрел на занавеси две арабские вышитые золотом надписи: «Во имя Бога всемилостивого и всемилосердного», другая пониже: «Занавесь сия в воспоминание пророка Георгия, да будет над ним мир»! Мне указали на лежащий на почетном месте овальный камень, в диаметре в полторы четверти, а в длину в пол-аршина, и передавали, что он служил будто бы возглавием Великомученику при его жизни; говорили о чудотворности этого камня и прикладывали его к нам, для укрепления физических сил. Отсюда нас повели к упомянутому выше источнику. Над ним сооружен изящный каменный балдахин, под которым стоял особый, дорогой прибор для черпанья воды. Воспев и здесь тропарь Великомученику, мы в сладость испили холодной и прозрачной как кристалл воды, омочили ею свои очи, головы и грудь. Ниже, к востоку, нам показали равнину – место бывшего здесь болота или озера, в котором некогда при св. Георгии поселилось чудовище – змей; теперь оно высохло, поросло травою и отчасти кустарниками. На обратном потом отсюда пути, в христианском квартале, нас везде встречали и провожали с улыбкой и приветствием: «Хорош, хорош христиан!» Давиды, видя прижатый к моей груди епитрахиль с крестом, – то и дело подбегали и целовали его и мою руку. В центр города мы проходили мимо длинного ряда мастерских, в которых туземцы-сирийцы сидели за ткацкими станками и ткали руками разнообразные шелковые материи на заказ по известному рисунку. В соборе нас встретил на пороге митрополит Бейрутский Гавриил и просил к себе на кофе; но мы, боясь опоздать на пароход, отказались от угощения, и, получив архипастырское благословение на дальнейший путь, прибыли к своему экипажу, довольные всем виденным. В 7 часов вечера, при такой же прекрасной погоде, снялись мы с якоря и поплыли на Яффу, – т. е. к последней грани нашего морского, скучного путешествия; это, очевидно, нас всех весьма радовало, хотя по временам и сжималось болезненно наше сердце, когда мы воспоминали о плохой с опасными порогами яффской пристани...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

731 В споры оригенистов вмешались многие из православных монахов, обличая обе спорящие стороны и внося, таким образом, в среду их еще более разделения. Монахи новой лавры называли монахов лавры Фирминовой протоктистами или тетрадитами, 732 а Фирминовы новолаврских – исохристами. 733 Сторону последних держал Феодор Аскида и защищал их; понятно посему, что исохристы получили перевес над своими противниками. Многие из них, при содействии Аскиды, успели занять епископские кафедры, а настоятель Новой лавры Феодор сделался хранителем Святого Креста и митрополитом Скифопольским. Враждующие стороны гнали друг друга с неменьшей яростью, чем православных. Побежденными оказались протоктисты, и вождь их, Исидор, решил присоединиться к немногочисленной группе православных монахов, во главе которых стоял преемник Кассиана – Конон, муж славный исполнением монашеских обязанностей и твердостью в православных догматах; он пришел в Великую лавру из Киликии, по смерти Св. Саввы, и, поселившись в лавре, научал всех своей духовной мудростью, соединенной с благоразумием. Принявши в 548 г. в управление уменьшенную и умалившуюся паству Св. Саввы, он умножил её, сделал славнейшей и собрал отовсюду православных отцов, рассеявшихся при Георгии. В присутствии аввы Конона, в Сионской церкви Исидор дал обещание не защищать догмата предсуществования, и всеми силами бороться со сторонниками Аскиды. 734 Православные отцы хорошо понимали, что окончательно сломить силу оригенизма можно только в том случае, если будет ослаблено влияние Феодора Аскиды на императора Юстиниана; посему решено было отправить в Константинополь авву Конона и Исидора, которые должны были искать удобного случая для осуществления своего намерения. Феодор Аскида хотел было посредством разного рода притеснений побудить защитников православия оставить Константинополь, как удалось ему сделать относительно архимандрита Геласия, но авва Конон через терпение сделался победоносцем. Удобный случай для раскрытия императору действительного положения церковных дел в Палестине был представлен самими оригенистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аминь» (Древнерусская редакция повести по списку XVI в. - РНБ , Погодинское собрание, 808, лл. 178-186 об.; списки в кн.: Рыстенко А.В. Легенда о Св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской литературах//Записки Новороссийского университета. Т. 112. Одесса, 1909. С. 36-42). Очевидно, что древнерусский писатель греческий титул Святого Георгия Τροπαιοφρος переводил как Страстотерпец и не просто как Страстотерпец, а Страстотерпец Христов. Надо отметить, что и гораздо позже - в старорусских писцовых книгах или аналогичных документах храмы Святого Воеводы-Великомученика назывались церквями Страстотерпца Георгия или Егория. Церковью Страстотерпца Георгия, к примеру, в старину именовался московский Георгиевский храм на Псковской горке (ул. Варварка, д. 12). В царской описи утрат большого Московского пожара «лета 7137» о ныне не существующем университетском храме Великомученика Георгия Победоносца на Красной Горке (ул. Моховая, д. 16) сообщалось: «По пожарному месту с Тверские улицы налево церкви: церковь Георгия Страстотерпца, что на Горке, древяна згорела...» ( Троицкий В.И. Из истории Москвы. Опись г. Москвы после пожара 10 апреля 1629 г.//Красный архив, 4 (101), 1940. С. 208). В Дмитровской писцовой книге того же времени говорится: «Погост на реке Хотче а на погосте церковь Георгия Страстотерпца...» (Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. Сообщил Член Тверской Ученой Архивной Комиссии Священник Лев Крылов. Калязин, 1908. С. 171. Список с Дмитровской Писцовой книги 7135-7137 гг., письма и меры Андрея Загряжскаго. Московский Архив Министерства Юстиции МАМЮ 877 - ныне РГАДА). Мартом 1691 года датирована «Сказка священника Софрония церкви Георгия Страстотерпца Боровской вол. Чарондской округи на дворе духовных дел в Чаронде...» В списке монастырей и церквей старинной Великоустюжской епархии, составленном по материалам окладной книги 1755 года, упоминается церковь Георгия Страстотерпца - Устюжского уезда, Южской трети, Шарденской (Шарденьгской) волости ( Суворов Н.И.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 509, 2650; Оп. 3. Д. 288; РГБ ОР. Ф. 213. К. 110. Д. 28; Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-13244. Ист.: Письмо на имя настоятеля Мещовского Георгиевского мон-ря, игум. Лаврентия//Калужские ЕВ. 1902. 4. С. 120-121; ПСПиР. Царствование государя Павла I. Пг., 1915. 529; У Бога все живы: Восп. о даниловском старце архим. Георгии (Лаврове). М., 1996. Лит.: Ляметри П. Ист. сведения о мон-рях Калужской губ.//Памятная кн. Калужской губ. на 1861 г. Калуга, 1861. С. 283-287; Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба/Сост.: М. Попроцкий. СПб., 1864. Т. 9: Калужская губ. Ч. 2. С. 541-546; Леонид (Кавелин), архим. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Смесь. С. 74-78; он же. Ист. описание Мещовского Георгиевского муж. общежит. мон-ря. М., 1870. Мещовск, 2011; он же. Память о царице Евдокии Феодоровне на ее родине//РА. 1873. 4. Стб. 648-653; Строев. Списки иерархов. Стб. 581-582; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Архангельский С. Жизнь Андрея, Христа ради юродивого, Мещовского. М., 18972; С[оловь]ёв В. И. Г. Мещовск: (Ист. очерк)//Калужские ГВ. 1897. 114. С. 3; ЖПодв. Февр. С. 93-114; Июнь. С. 354-369; Июль. С. 163-174; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912. С. 252-255; Житие прписп. Георгия, Даниловского чудотворца. М., 2000; Малаканова Л. Мещовск: Возрождение обители. Ивантеевка, 2005; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника…: Подвижники Мещовского края. М., 2007; он же. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; У истоков рос. государственности: (Роль женщин в истории династии Романовых): Исслед., мат-лы: II-V Междунар. науч. практ. конф. СПб., 2010-2013; Земля Калужская - земля святая. Калуга, 2014. С. 66-67. Г. М. Запальский Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Близ с. Шелтомежа недавно открыт Шестаковский (или Шелтомежской) женский Богородицкий монастырь, в котором один придел посвящён во имя св. Великого князя Георгия Всеволодовича. (Празднование чтимой в этой обители иконы Божией Матери отправляется 6 марта, т. е. через день по смерти св. Георгия). В сёлах описываемой местности особенно чтился св. Великомученик Георгий Победоносец, патрон Великого князя Георгия Всеволодовича, и это может свидетельствовать о сохранении в народе памяти о князе Георгии (Егории). Память св. Георгия Всеволодовича в Святцах и Месяцесловах помещается под 4 февраля; под этим числом в служебной месячной Минее помещена полная служба св. благоверному Великому князю Георгию Всеволодовичу. Но это – неверно; св. Георгий был убит позже, так как он получил (перед смертью своей) весть о разорении г. Владимира и трагической кончине (7 февраля) своей семьи – супруги Агафьи,  трёх сыновей: Всеволода, Мстислава и Владимира, дочери Феодоры и княгинь Марии, Христины и др. Ошибка эта внесена в Святцы вследствие неверности указания в Степенной книге на день кончины его («Венчася (Георгий) кровию месяца февраля в 4-й день». Степенная книга 1, гл. 10. Празднование ему должно быть 4 марта, в день его кончины. Вместе с Великим князем Георгием Всеволодовичем в битве с татарами за св. веру и своё отечество принял мученическую кончину и его племянник Василько (Василий) Константинович, князь Ростовской. Князь этот за свою необыкновенную красоту назван был Васильком, приноровительно к красивому цветку: василёк (Ярославские Губернские Ведомости, 1843 г., В высшей степени симпатичными и привлекательными чертами он описан в русских летописях: «Красавец лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугой другого князя; он очень был любим служившими ему. В нём мужество было соединено с умом и правдивость со званием: он был во всём сведущ и на всё способен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Был изменен также календарь праздников святых. Здесь важно указать, что именно произошло. Иной раз в нашей полемической антикатолической литературе говорится о массовой деканонизации древних святых. Это не вполне точно. Реформа календаря была вызвана тем, что из-за обилия святых, прославленных Католической Церковью, литургическое поминовение всех их в календарном году стало уже невозможным. Была произведена «чистка» этого списка, осталось около половины церковного года, примерно 188 дней, для праздников и дней памяти святых, которые являются общеобязательными для всех католиков. И действительно, из этого общего списка выбыли некоторые святые Древней неразделенной Церкви — под тем предлогом, что их жития не могут рассматриваться как достоверные и в этом смысле они не могут являться примером благочестия. Речь идет, например, о святом великомученике и Победоносце Георгии, святой великомученице Варваре, святых Киприане и Иустинии и некоторых других (это не относится, как приходилось несколько раз читать в нашей прессе, к святителю Николаю, имя которого находится в числе святых общекатолического литургического календаря). Другая же половина календаря была предложена местным епископским конференциям, или епископским синодам, для внесения святых, наиболее почитаемых в этой стране или местности. Как кажется, в этом — при безусловно неприемлемом для нас рационалистическом подходе к почитанию древней святости — есть немалый смысл. Практика особого литургического почитания святых, памятных связью с судьбами страны или с благочестием данного народа, заслуживает того, чтобы к ней присмотреться внимательнее... После II Ватиканского Собора произошло резкое изменение отношения официального католицизма к иным религиям: стало возможным признание в той или иной мере благодатности — хотя само это слово употребляется осторожно — или некоторой богооткровенности нехристианских религий. Параллельные тенденции такого рода просматриваются и в деятельности наших неообновленческих обществ. При всем том, что кардинальные положения католицизма, связанные с тринитарным учением, Filioque, а в экклезиологии и с ролью Римского епископа, были сохранены II Ватиканским Собором, кризис авторитета, в целом постигший западное христианское общество, не миновал и Католической Церкви. Больше, конечно, он коснулся протестантских конфессий. Общаясь с западными христианами, первое, что отмечаешь, это умаление церковного авторитета, когда ни епископ не имеет власти над епархией, ни священник на приходе и когда само мировоззрение людей является не столько церковно-иерархическим, сколько плюралистически- демократическим. Так, во время последнего визита папы Иоанна Павла II во Францию случились многочисленные выступления католиков против его посещения. Иные даже публично отказывались от крещальных обетов... При этом протестующие считают себя католиками и странным образом сочетают такого рода демонстрации с верой в папский примат власти и вероучительное право на непогрешимость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010