( Theodoret. Hist. eccl. I 4). В IV - нач. VI в. известно еще неск. епископов. Так, еп. Максим занимал кафедру Л. во время правления имп. Константина I Великого и в 333 г. был переведен на Иерусалимский престол ( Sozom. Hist. eccl. II 20). В 351-352 гг. Л. была разграблена в ходе восстания иудеев против цезаря Констанция Галла и на нек-рое время обеднела. Епископ Л. Дионисий участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. и затем возглавлял епархию до нач. V в. В дек. 415 г. в Л. проходил Поместный Собор, к-рый возглавил архиеп. Иоанн II Иерусалимский. На нем был оправдан и возвращен в церковное общение пресв. Пелагий (впосл. его взгляды как ересь пелагианства были осуждены на Карфагенском Соборе в 418 и III Вселенском Соборе в Эфесе в 431). На Эфесском Соборе в 449 г. и на IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. присутствовал епископ Л. Фотин. Еп. Аполлоний участвовал в Соборе Иерусалимской Церкви в 518 г. Этими именами исчерпываются сведения об истории кафедры Л. в позднеантичную эпоху. Известны несколько имен правосл. епископов Л. в XVII-XVIII вв. В различных источниках упоминаются епископы Дорофей в 1660 г., Антоний в 1672 г., Никифор и Лифрендий в 1733 г. Тем не менее значение Л. в жизни Иерусалимской Православной Церкви выходит далеко за пределы иерархических связей кафедры. В V-VI вв. эта древняя епархия стала важнейшим местом на Св. земле, где сформировались предания о вмч. Георгии Победоносце, множество паломников стремились посетить здесь его гробницу. Значение культа вмч. Георгия было столь велико, что до VII в. Л. нередко называлась Георгиополем (город Георгия). После завоевания Палестины арабами-мусульманами постепенно распространилась араб. форма названия Л.- Эль-Лудд; в сер. VII - нач. VIII в. город был столицей араб. Палестины. В мусульм. хадисах Л. упоминается как место, где в эсхатологическую эпоху должен воцариться и быть низвергнут Даджжал (демон и лжемессия). В 716 г. халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик перенес центр Палестины из Л. в основанную им Рамлу.

http://pravenc.ru/text/2110481.html

В связи с богослужением следует упомянуть и реформу, оказавшую влияние не только на самих католиков, но и на многих протестантов, в частности на Епископальную церковь. После II Ватиканского собора произошла минимизация частного, келейного правила. Идея, казалось, была благая: повысить роль общественного богослужения, для этого многие личные молитвы как священника, так и мирян, многие молитвы, которые прочитывались как приготовительные к богослужению, скажем, перед мессой, были включены в текст последования богослужения. Но реально это привело к тому, что келейная молитва (в особенности для мирян) фактически сошла на нет или уменьшилась в очень значительной степени. То есть получился результат, обратный тому, который мыслился инициаторами реформ. Наконец, с богослужением связано и окончательно утвердившееся в католицизме после II Ватиканского собора отделение Исповеди от Причастия. Исповедь и Причастие рассматриваются как не связанные друг с другом Таинства. Был сокращен евхаристический пост, сокращен до часа перед Причастием. Месса может служиться несколько раз в день, в том числе в вечернее время, и человеку достаточно в течение часа воздерживаться от принятия пищи. Был изменен также календарь праздников святых. Опять же важно корректно указать, что именно произошло. Иной раз в нашей полемической антикатолической литературе говорится о массовой деканонизации древних святых. Это не вполне точно. Реформа календаря была вызвана тем, что из-за обилия святых, прославленных Католической церковью, литургическое поминовение всех их в календарном году стало уже невозможным. Была произведена " чистка " этого списка, осталось около половины церковного года, примерно 188 дней: для праздников и дней памяти святых, которые являются общеобязательными для всех католиков. И действительно, из этого общего списка выбыли некоторые святые Древней неразделенной Церкви - под тем предлогом, что их жития не могут рассматриваться как достоверные и в этом смысле они не могут являться примером благочестия. Речь идет, например, о святом великомученике и Победоносце Георгии, святой великомученице Варваре, святых Киприане и Иустинии и некоторых других (это не относится, как приходилось несколько раз читать в нашей прессе, к святителю Николаю, имя которого находится в числе святых общекатолического литургического календаря). Другая же половина календаря была предложена местным епископским конференциям или епископским синодам, для внесения святых, наиболее почитаемых в этой стране или местности. Как кажется, в этом - при безусловно неприемлемом для нас рационалистическом подходе к почитанию древней святости - есть немалый смысл. Практика особого литургического почитания святых, памятных связью с судьбами страны или с благочестием данного народа заслуживает того, чтобы к ней присмотреться внимательнее

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/294/...

За период, прошедший после предыдущего заседания, при активном содействии Генерального директора ВГТРК О.Б. Добродеева на телеканале «Россия» вышли в эфир 3 фильма кино-телекомпании «Православная энциклопедия»: «Святой Георгий» (о великомученике Победоносце Георгии), «Крест против свастики» (о служении епископов и священников Русской Православной Церкви на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны), «Сталин и Третий Рим» (о сложной церковно-политической ситуации в послевоенное время). В этом же 2006 году на телеканале «Россия» был показан 5-серийный документальный фильм «Паломничество в Вечный город». В настоящее время «Православная энциклопедия» совместно с телеканалом готовит фильм «Гонения во время оттепели» (о гонениях на Русскую Православную Церковь во время правления Н.С. Хрущева). Все эти работы не только показывались, но и создавались совместно с каналом. И 12-серийный документальный фильм «Планета Православия», несомненно, будет готовиться для канала РТР. Хотел бы также отметить сотрудничество телепередачи «Православная энциклопедия» и газеты «Труд», которые, начиная с осени 2006 г. осуществляют очень интересный проект «Семь чудес России». Читатели газеты определяют семь наиболее важных культурно-исторических мест России, а телепередача показывает одноименные места телезрителям — тем же читателям газеты «Труд». По мнению десятков тысяч читателей и телезрителей, к семи чудесам России относятся следующие: Московский Кремль, исторический центр Санкт-Петербурга, Троице-Сергиева Лавра, Валаамский и Соловецкий монастыри, Кижи, Новгородская София. Также председатель Московской городской Думы В.М. Платонов и председатель Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Московской городской Думы И.О. Елеференко очень внимательно относятся к деятельности Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия», поддерживает его инициативы в области книгоиздания и в области создания телевизионных проектов. В октябре этого года Московская городская Дума отметила деятельность Центра грамотой Московской городской Думы.

http://patriarchia.ru/db/text/158438.htm...

– Ираклий Михайлович, Вы сценарист и режиссер фильма «Святой Георгий», который завоевал множество призов на самых разных кинофестивалях. Расскажите, как он создавался. – Сначала ко мне обратились с просьбой написать сценарий. Наверное, потому, что я грузин, а в Грузии, как это всем хорошо известно, святой великомученик и Победоносец Георгий почитается особенно. Безусловно, я знал житие святого, но для серьезной работы мне этого было недостаточно, и я сел за книги. Вскоре выяснилось, что святого Георгия почитают не только в христианских странах, но даже в мусульманских, например, в Ливане. Только его имя там произносят немного на другой лад. В написании сценария я решил зацепиться за это. А вскоре поступило предложение уже снять фильм. В результате мы объездили огромное число стран. Были в Ливане, Сирии, Англии, Греции, Турции, Италии, Грузии, конечно же, России. Изначально мне хотелось сделать фильм не только назидательный, но и одновременно простой, легкий, душевный, может, даже с некоторым юмором. И это удалось. Я обращался к очень простым людям – рабочим, крестьянам, рыбакам – с просьбой рассказать о святом Георгии. Но вот что интересно: говоря о святом, каждый из них, будучи уроженцем своей страны, утверждал, что убил змея святой Георгий именно в их стране, и именно около этого источника – и показывали рукой на конкретное место. Получалось, что святой Георгий убивал змея всюду. Это вызывало улыбку, но в этом заключается и великая правда, ибо святые, облеченные в Любовь, помогают всем людям, независимо от их местожительства и вероисповедания, если те обратятся к ним с сердечной молитвой. – А над чем работаете сейчас? – Все та же тема любви… Это история о человеке, который по каким-то обстоятельствам на пять лет попал в тюрьму. Жена от него ушла к другому, а двух маленьких ребятишек, которым в тот момент было года два, остался воспитывать дедушка, отец того человека. И дедушка много рассказывал внукам о своем сыне, говорил, что он рослый, физически очень сильный, смелый, справедливый, и они должны быть похожими на него. В представлении детей их отец был настоящим витязем. А когда он выходит из тюрьмы, то дети видят, что это худенький маленький человечек. И они его не признают. Теперь этому человеку нужно собственным добрым примером завоевать любовь детей, вернуть блудную жену и объединить распавшуюся семью.

http://radonezh.ru/analytics/irakly-kvir...

Как видно из писцовых книг, храм в честь св. вмч. Георгия существовал в 17 веке. У Нарбекова (1625) упоминается храм св. вмч. Георгия с приделом пр. Сергия Радонежского, " на одном окладе " , на колокольнице два колокола невелеки, дал их в дом к страстотерпцу Христову Егорию и препод. чудотворцу Сергию посацкой Иван Пятухин по своих родителех, а книги и строение мирское " . В настоящее время - большой колокол при Георгиевской церкви - весит 250 пудов и приобретен на средства прихожанина А. Цвылева. В 1692 г. в Георг. церкви было два придела - один во имя пр. Сергия, а другой - св. муч. Параскевы-Пятницы, но в 1799 году эти приделы были разобраны и вместо них был построен двухэтажный храм, по одному престолу в каждом из отделений онаго. В иконостасе Георгиевской церкви замечательна древняя храмовая икона св. вмч. Георгия, о которой упоминается у Нарбекова: " храм страстотерпца Христова Егория, а в нем Божия милосердия местный образ страстотерпца Христова Егория, на красках, а прикладу у него венец, да ожерелья жемчужныя, да два креста серебряные, один позолочен " . Один из этих крестов и доселе сохраняется. На иконе св. вмч. Георгия вверху надпись: " чудо великомученика Егория, како избави дщерь цареву " ; внизу другая надпись: " 1796 г. сооружена сия риза при священнике Михаиле Григорьеве зданием доброхотных дателей, весу в ней 1246 золотников, цена по 33 к.; итого 411 р. 34 к. " . На иконе риза серебряная позлащенная. Из древних икон замечательны: икона св. муч. Параскевы-Пятницы, вероятно, бывшая храмовою в Пятницком приделе, и небольшого размера икона св. Николая. В напрестольном серебрянном позлащенном кресте частицы мощей святых: вмч. Георгия, Гурия и Варсонофия - Казанских чудотворцев, преп. Нила Столобенского, свят. Моисея, архиеп. Новгородскаго, преподобных, в Синае и Раифе избиенных, и мучеников, иже в Севастии. На этом кресте надпись: " соружен сей св. крест в церковь св. вмч. Георгия 1776 года месяца 7 июля, при священнике Георгии Иоаннове, в сем кресте 155 золотник " . Деревянный крест большого размера, местночтимый; на оборотной стороне креста изображения (круглыя) многих святых. Замечательна своим устройством серебряная позлащенная дарохранительница, весом в 6 фунтов 92 зол.; она в два яруса с 4 колонками, вверху перваго яруса рельефныя изображения евангелистов по углам, на втором нижнем ярусе четыре ангела с рипидами. В Георгиевской церкви замечательны по древности два Евангелия (одно 1668 г., в Москве напечатанное, а другое 1735 г.).

http://sobory.ru/article/?object=01333

Каноны Церкви запрещают чрезмерное вмешательство К. в порядки монастырской жизни и тем более попытки прямого управления монастырем со стороны К. Двукратный Собор 861 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ) осуждает подобную практику: «Некоторые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря и обещаваяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованнаго. Они ухищренно умыслили посвятити Богу единое наименование, ибо не стыдятся усвояти себе ту же власть и после пожертвования, какую не возбранялось им имети прежде» (1-е прав.). Правило предоставляет полноту власти над всяким мон-рем, в т. ч. ктиторским, правящему епископу, без воли которого никто, включая К., не может поставить игумена мон-ря. По толкованию этого правила патриархом Феодором IV Вальсамоном , К. вправе создавать свои особые уставы, но в них все должно быть согласовано с каноническими нормами и предписаниями относительно мон-рей. Также каноны осуждают финансовые злоупотребления, когда К. мон-рей получали часть церковных доходов. В позднейшие времена особенно широкий масштаб злоупотребления ктиторскими привилегиями по отношению к правосл. мон-рям приобрели в Речи Посполитой, причем со стороны магнатов как правосл., так и католич., реже протестант. исповедания. Поскольку ктиторство, как правило, подразумевает обладание значительным состоянием, К. становились лица высокопоставленные, в т. ч. императоры, короли, князья, а также сановники и вельможи разных рангов, либо состоятельные частные лица - землевладельцы, судовладельцы, купцы, банкиры. На Руси наиболее известными ктиторскими мон-рями киевской эпохи были основанные в Киеве при Ярославе (Георгии) Владимировиче Мудром († 1054) Георгиевский и Ирининский мон-ри, посвященные святым вмч. Георгию Победоносцу и вмц. Ирине , имена которых при крещении получили князь и его супруга. В средневек. храмовом искусстве, как в западной, так и в вост. христ. традиции, присутствовали ктиторские портреты . Одно из самых знаменитых среди таких изображений - выполненное в X в. в к-польском храме Св. Софии и сохранившееся до наших дней мозаичное панно, на котором представлены святые императоры Константин I Великий и Юстиниан I; императоры со склоненными головами стоят перед Божией Матерью, восседающей с Богомладенцем на троне, и держат в руках: Константин - модель г. К-поля в виде крепости, а Юстиниан - модель храма Св. Софии.

http://pravenc.ru/text/2462161.html

Князь Грузинский – так называли его в кругах людей разных сословий. Он имел большие доходы с торга, с продажи продукции своих предприятий, значился богатейшим человеком в губернии, по всей России. Свои средства направлял на развитие Лыскова, на ежегодные пособия, помощь нуждающимся, за которыми к нему обращалось немало людей. Благодаря его усилиям, нескончаемой опеке Лысково в итоге приобрело статус уездного города. Будучи на протяжении многих лет предводителем Губернского дворянского собрания, в 1812 году сформировал Второе Нижегородское ополчение, за личный счет обмундировав и вооружив 10-тысячное войско нижегородских ополченцев против наполеоновского нашествия. Большинство войска упокоилось на полях сражений. Заслуги князя после революционных событий 1917 года были преданы забвению. Если и писали о нем в советский период, то лишь как об эксплуататоре людской силы, гнетущем крестьян и ремесленников. В начале 2010-х годов известный поэт Мария Сухорукова и директор Благотворительного фонда «Меценат» Ирина Высоцкая инициировали проведение в Лыскове Дня памяти Светлейшего князя Георгия Александровича Грузинского. Дата пришлась на день его кончины – 28 мая (по н.ст.). Инициатива была поддержана муниципальными властями, нижегородской и лысковской общественностью, стала традиционной. Активное участие в проведении памятных мероприятий в последующие годы принимало Нижегородское отделение Международной общественной организации «Русское Собрание». В нынешнем году 28 мая, на 170-летие кончины героя, в Лысково съехались десятки гостей – из Москвы , Нижнего Новгорода, других регионов нашей необъятной России. Как всегда, начались торжества с Божественной литургии в Георгиевском храме, возведенном в свое время в Лыскове князем Георгием Грузинским. Богослужение вели благочинный Лысковского округа, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Лысковской епархии священник Димитрий Трандыков в сослужении с настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы протоиереем Федором Кречетовым. Шло православное богослужение на двух братских языках – русском и грузинском.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/31/kn...

Марр Н. О религиозных верованиях абхазов: (К вопросу о яфетическом культе и мифологии) ВЫПУСК 2 Тураев Б. Эфиопское аскетическое послание, приписываемое св. Макарию Египетскому Меликсет-Беков Л. Грузинская версия Агафангела и ее значение для грузинской историографии Крачковский И. Абу-Хузейфа бухарец и легенда о св. Георгии Победоносце Чубинов Г. Саорбисская церковь . РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ БИБЛИОГРАФИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ВЫПУСК 3 Марр H. Заметки по текстам св. Писания в древних переводах армян и грузин Кекелидзе К. прот. Житие Агафангела, католикоса Дамасского Такайшвили Е. Тквирская церковь в Мингрелии и ее древности Крачковский И. Феодор Абу-Курра у мусульманских писателей Меликсет-Беков Л. К вопросу об устройстве алтаря в древней Грузии Марр H. Еще о термине q " at-i образ, подобие Кипшидзе И. Мингрелизмы в грузинских надписях из Мингрелии ИСПРАВЛЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ Содержание 5-го тома СОКРАЩЕНИЯ ВЫПУСК 1. Орбели И. Два серебряных ковша XVI века в армянской и греческой надписями. Иллюстрации Архим. Гарегинъ Образчики армянских церковных вышивок. Иллюстрации. Чубинов Г. Декоративное убранство анийскихть карасов. (Опыт классификации). Иллюстрации. Такайшвили Е. Суджунская церковь и ея древности. Иллюстрации. Разныя известия и заметки. Критика. ВЫПУСК 2. Меликсет-Беков Л. Грузинский извод сказания ο посте „араджаворт». Бенешевич В.Н. Грузинский великий номоканон по спискам Тифлисскаго Церковнаго Музея. Орбели И. Багаванский храм и ero надписи. Иллюстрации. Ернштедт П. Еще о ковше с греческой надписью 1586 г. Орбели И. Армянския надписи на камне. Иллюстрации. Разныя известия и заметки. ВЫПУСК 3. Джанашия Н. Абхазский культ и быт. Гордеев Д. Описание пяти эмалевых медалъонов с грузинскими надписями на иконе Спаса, хранящейся в ризнице Гелатскаго монастыря. Иллюстрации. Чубинов Г. Церковь близ селения Болнис-Капанакчи. Иллюстрации. Разныя известия и заметки. Содержание 6-го тома ВЫПУСК 1 Бриллиантов А. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника Тураев Б. Из эфиопской литературы: И. Псалмы, как заговоры; II. Велиал и его узы; III. Новая рукопись чудес Св. Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мощи святого Георгия сейчас доступны для поклонения в Иерусалиме. Крипта с кенотафом великомученика Георгия, сделанная из мрамора, находится в церкви великомученика. Паломники имеют возможность приложиться к святыне и вознести молитвы перед честными нетленными мощами великомученика Георгия, часть которых и ныне производит множество чудес по молитвам святого, для верующих христиан. Пожалуй, сегодня не найдется человека, особенно среди православных, который бы ничего не слышал о Святом Георгии Победоносце. С этим именем в ряде стран, и в первую очередь в России, связывают победу в Великой Отечественной войне. Так кем же был человек, который завоевал уважение миллионов людей по всему миру, и почему он святой? Давайте разберемся… Период жизни Георгия Победоносца пришелся на стыке II и III веков. Родился он в христианской семье в Каппадокии (одной из центральных областей Турции), которая в то время являлась частью Римской империи. Став солдатом римского войска, святой совершил немало подвигов, чем обратил на себя внимание императора Диоклетиана и получил звание старшего военачальника. Правитель был доволен дальнейшей службой своего протеже вплоть до того момента, пока он его не ослушался. Когда Георгий Победоносец узнал об императорском указе начать войну с христианами, то открыто заявил о своем нежелании исполнять его. Наоборот, он призвал всех принять христианство. Но это не прошло ему даром. Он был схвачен солдатами и посажен в темницу, в которой подвергался пыткам в течение восьми дней. После этого 23 ноября 303 года ему отрубили голову. Узнав о случившемся, христиане во всей Римской империи стали почитать Георгия как святого. Кстати, Победоносцем его называют за отвагу и выносливость, которые он проявил по отношению к своим мучителям, заставлявшим его отказаться от веры Христовой, а также за помощь людям в опасных ситуациях. Мощи Георгия Победоносца сначала были погребены в Рамле, а затем перенесены в Лидду (город, который сейчас принадлежит Иерусалимской православной Церкви Греческой Патриархии). Именно здесь, по инициативе византийского императора Константина была воздвигнут храм в честь святого великомученика. Долгое время святилище было очень популярным местом для паломников, но в итоге пришло в запустение. Его восстановлением в XIX века занялась Русская Православная Церковь. К 1872 году храм был полностью реконструирован и освещен в тот же день, в который был освящен впервые, т.е. 16 ноября. Сегодня частица мощей Георгия Победоносца хранится в маленьком ковчеге, сделанном из чистого серебра. Он стоит в центральном пределе с левой стороны от царских ворот. Наружу его выносят только для поклонения верующим. Также в храме находятся «святые узы» - железные кандалы с цепью, которые Георгий носил во время своего заточения в темнице. С ними связана необычная традиция. Проговорив молитву, паломники, примеряют кандалы на себя. Считается, что таким образом можно излечиться от различных болезней. (См. Паломничество по святыням Израиля).

http://elitsy.ru/holy/temple/25888/

Но вот когда говоришь о религиозных и церковных реалиях с обычными светскими людьми, они часто признаются в своей безграмотности, ссылаясь на то, что " времена такие были " . Но при этом те же самые люди выступают и противниками преподавания основ православной культуры в школе, прибегая к аргументам вроде " религия – дело интимное " . Вот это меня поражает: одни и те же люди признаются в своей безграмотности и выступают ярыми противниками механизмов ликвидации этой безграмотности. Мы все-таки должны знать и о св. Георгии Победоносце, изображенном на гербе Москвы, и о высших образцах русской иконографии. Понимать, почему преподобный Сергий Радонежский благословил св. Димитрия Донского на Куликовскую битву. И почему иконография Святой Троицы – символа единства – в России так уникальна. Вычеркивать этот пласт культуры из нашей жизни нельзя, хотя охотники находятся. Мы хотим также напомнить, что священники по закону имеют право факультативно преподавать во внеурочное время в любой государственной школе " Основы религии " . А тут уже будут и молитвы, и вероучение, и Священное Писание – для тех детей, которые пожелают это изучать. РГ Прихожане вас часто поражают необычными представлениями? о. Михаил И прихожанам нужно серьезное системное образование. Как правило, люди необразованные в церкви обращают особое внимание на внешнее, обеспокоены деталями: как повязать платок, какой длины должна быть юбка, какой рукой свечку передать, какой именно иконе молиться в той или иной нужде и горести, а самое главное – внутреннее содержание веры – пропускают. РГ Каковы тенденции – религиозная необразованность уменьшается, увеличивается? о. Михаил У нас сейчас много говорят и пишут о вере – в теленовостях, газетах, но все ограничивается поверхностным слоем. В результате люди думают, что они о церкви все узнали, им надоели одни и те же пышные церемонии и ответы на примитивные вопросы, касающиеся поверхностного и бытового слоя веры. Складывается впечатление, что за этим ничего больше и нет.

http://religare.ru/2_33372.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010