Нередко безбрежная светскость настолько размывала слабую полоску «православного брега», что возникало недоумение по поводу  того, отчего фильм вообще оказался на православном фестивале. Но таких фильмов было немного и в конкурсную программу они не попали. При разборе работ некоторых бесспорных лидеров тоже возникали разногласия. Яркий, изобилующий малоизвестными зрителю фактами фильм Георгия Квирикадзе о Георгии Победоносце по моему мнению далеко небезупречен.. Конечно, интересно узнать о том, что святого Георгия чтут во многих странах и на разных континентах, не только христиане, но мусульмане и буддисты, считая его покровителем своей страны, и  даже земляком. Но при таком богатом этнографическом материале и экзотике можно было провести исследование более глубоко и интересно. И в России, в гербе которой изображен святой Георгий, и в Грузии, названной в честь святого Георгией, можно было найти удивительные факты его почитания. Автор же довольствовался констатацией того, что о Георгии Победоносце либо вообще ничего не знают, либо о нем говорят смешные нелепости. Эти нелепости явно перевешивают. Особенно в сценах снятых в Англии. И буйствующие футбольные фанаты, размахивающие флагами с георгиевским крестом, и художник с кольцами в ушах и в носу, показывающий на холм, на котором по местному преданию святой Георгий поразил дракона,  скорее смахивают на почитателей сраженного змия, а не на  его Победителя. При всей моей любви к парадоксам и нестандартным решениям, я все же считаю, что нужно более осторожно и продуманно подходить к отбору героев.  Порадовало то, что сами участники не расходились иногда до самого утра, обсуждая работы коллег. Много говорили о критериях, по которым нужно рассматривать и оценивать фильмы, как сделать так, чтобы их работа была востребована и имела возможность доступа к эфиру. Говорили о н6еобходимости ответственного отношения к работе. Слава Богу, теперь уже почти не встретишь фильмов, в которых архиереев называют «батюшками», а панихиды «молебнами по покойникам».

http://radonezh.ru/analytics/festival-ra...

Россия с принятием от Греции веры, получила как все церковные законы и уставы, так и все книги, в том числе и эти повести о житиях святых. Хотя невозможно точно определить времени перевода на славянский язык житий святых, но видно, что они находятся у нас с самых древних времен, так как преосвященный Макарий митрополит Московский (1542–1564 г.), своими трудами и средствами собрал пространные описания житий святых, так называемые Минеи-Четьи, старинных списков, и только исправляя некоторые древние и неупотребительные выражения». Эти-то Минеи в настоящее время Археографической Комиссией издаются в свет и уже вышли из печати шесть книг, заключающие в себе месяцы сентябрь и октябрь. Цель Комиссии состоит в том, чтобы исправить ошибки и пропуски, а главное в издании сих Миней сохранить их оригинальность редакции, которая, к сожалению, очень разбросана и повторяется в разных видах, так что Св. Димитрий Ростовский по истине был вполне прав, создавая Минеи под своею редакцией – сокращенно. Для ознакомление читателя с таким замечательным трудом, по той обширности и почти непреодолимой трудности, как предпринятый ныне Археографической Комиссией по изданию упоминаемых Макарьевских Миней, мною взяты предлагаемые в конце книги два отрывка, в том именно виде как они напечатаны (из жизни Св. Великомученика Димитрия, октябрь 26-й день). При этом, к сожалению, я не мог воспользоваться самим оригиналом (находящимся в Московском Синодальном Архиве) или, издаваемою помянутою Комиссией, книгой за апрель месяц, как содержащей в себе историю о Святом Великомученике Георгии, и по всей вероятности пройдут еще десятки лет, когда этот месяц будет напечатан; так как упоминаемые только два месяца сентябрь и октябрь потребовали для разбора и составления более десяти лет (с 1867–1880 г.). Все вышеизложенное приведено как главное, так сказать – источник, откуда почерпаются все жития святых. Но в настоящем житии Св. Великомученика Победоносца Георгия предполагалось, не ограничиваясь одним лишь историческим изложением, включить все, что только имеет отношение к имени и памяти сего Святого, как имени любимого и чтимого в России, да и не одной только России.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борьба со змеем в Коломенском Легенды о святом Георгии. Московский государственный объединенный музей-заповедник . Москва, пр-т Андропова, 39, Вознесенская площадь в Коломенском. Постоянная экспозиция. Георгиевская церковь близ  Вознесенского храма — одна из действующих в составе Патриаршего подворья в Коломенском, открыта уже давно, выступает одновременно и как выставочный зал музея-заповедника. Отходя от практики временных выставок, музейные работники разместили здесь постоянную экспозицию, посвятив ее храмовому святому. Множество связанных с этим угодником Божиим коннотаций — от копейки до главного военного ордена России с девизом «За службу и храбрость», в 2019 году отметившего 250-летний юбилей, — давно и уверенно «шагнуло» в мирскую жизнь.  И герб Великого княжества Московского в незапамятные времена «делегировал» поражающего дракона всадника — небесного патрона первопрестольного града — в геральдику Российской империи. В церковной экспозиции ее куратор, методист МГОМЗ Ольга Воробьева, сосредоточилась на освещении почитания Георгия Победоносца в пределах царского села Коломенское. Оказывается, с ним связано множество любопытных историй. По местному преданию, возведенная в XVI веке Георгиевская колокольня названа так именно потому, что стоит на месте одноименной церкви, поставленной Димитрием Донским на обратном пути в Москву с Куликова поля. Среди многих поколений молившихся Георгию Победоносцу селян бытовала уверенность, что знаменитый Конь-камень в Голосовом овраге (редкая для Москвы агрегация ледниковых пород) — не что иное, как окаменевшие останки лошади святого. Странное поверье? Да, но только не для местных жителей, предки которых были уверены, что описанная в проложном житии битва со змеем имела место как раз на москворецком берегу в Коломенском! После революции, когда основатель и первый директор Коломенского музея Петр Барановский принимал на хранение иконы из закрывавшихся и разрушавшихся столичных храмов, в фондах, конечно, оказались многочисленные образы святого великомученика Георгия. Подобное произведение со сложной иконографией «Чудо Георгия о змие» XIX века занимает центральное место в экспозиции. К сожалению, происхождение его неизвестно.

http://e-vestnik.ru/analytics/osen_vross...

Время посещения: 6 мая: 12.00 — 20.00 7-11 мая: 8.00 — 20.00 Как добраться: метро «Парк Победы» Справка о Георгии Победоносце По преданию, святой великомученик Георгий Победоносец (III в.) вырос в Каппадокии (Малая Азия) в христианской семье. Император Диоклетиан долго упрашивал Георгия отречься от Христа. Но тот остался тверд в своей вере. После восьмидневных тяжелых пыток был обезглавлен 6 мая 303 года. Поэтому Георгий причислен к лику великомучеников как пострадавший за христианскую веру. Десница святого (правая кисть) хранится в монастыре Ксенофонт на Святой горе Афон. Почитание его как святого сразу распространилось по всей империи и подтвердилось многими чудесами. Самое известное чудо — победа над змеем,который пожирал людей. Поэтому на иконах изображается всадником, который копьем поражает змея или дракона. Символическое значение изображения — победа над дьяволом. С XIV века — небесный покровитель Москвы. Победа святого Георгия над змеем увековечена на гербе столицы России. Где еще можно будет прикоснуться к деснице Георгия Победоносца? 12 — 14 мая — Ставрополь, 15 мая — Элиста, 16 — 21 мая — Волгоград, 22 — 24 мая — Белгород, 25 — 27 мая — Краснодар, 28 — 29 мая — Подольск, 30 — 31 мая — Коломна, 1 июня — село Шкинь Московской области, 2 — 7 июня — Санкт-Петербург, 8 — 13 июня — Смоленск, 14 — 18 июня — Тула, 19 — 25 июня — Екатеринбург. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 апреля, 2015 6 мая, 2022 6 мая, 2019 5 мая, 2019 6 мая, 2018 6 мая, 2017 6 мая, 2016 4 июня, 2015 13 мая, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/desnitsu-georgiya-pobe...

– Еще одна ваша книга посвящена чешским святым. А как появилась эта тема? – Да, случилось так, что Чешское подворье Православной Церкви обратилось ко мне с предложением написать книгу о Людмиле и Вячеславе Чешских. Работа над этой книгой заняла семь лет. Я ездил в Чехию и Словакию, сидел в архивах, собирал материалы. Я думал, что книга никогда не выйдет – не было финансов. А потом Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы, узнал, что эта книга готова и дал средства. Также помог Владимир Ремек, чешский летчик-космонавт, который был атеистом, а потом стал христианином. Мы были у него с архимандритом Серафимом, представителем Церкви Чешских земель и Словакии в Москве. Архимандрит все и организовал, посодействовал, и книга вышла. И произвела очень сильное впечатление. Оказалось, что имя Людмила очень популярно. На службе 29 сентября в церковь святого Николая в Котельниках, собираются сотни Людмил. Я помню, мне пришлось подписывать книгу в День святой Людмилы, у меня рука отвалилась, а очередь все не заканчивалась. И я понял, что такие книги нужны. И я обратился к более серьезным темам – написал книги о святителе Николае Мирликийском и Георгии Победоносце. Святитель Николай – главный святой для очень многих людей по всему миру, а Георгий Победоносец – великомученик. И некий символ для России: георгиевская ленточка и георгиевский крест – имеют особое значение в нашей стране. – Как отразилась на вашем внутреннем мире работа над книгами о святых людях? – Если вы имеете в виду важность духовного делания в такой работе, то я отвечу так. Как говорят хирурги: чтобы помочь пациенту и сделать серьезную операцию, нужно быть трезвомыслящим человеком. Я стараюсь очень внимательно относится к каждой мелочи, использовать научный подход. Важно подать материал хорошим литературным языком, текст должен быть интригующим и интересным. Когда работал над книгой о святителе Николае, происходили разные небольшие чудеса при поездках в Бари и Миры Ликийские. Наверное, такое переживали многие верующие люди.

http://pravoslavie.ru/134220.html

Наконец добрались мы и до покоев дорогого батюшки. Как-то не стерлось из памяти народной то, что было связано с его жизнью в монастыре, - все точно знали, где эти покои... Святейший позвонил на Карповку и попросил, чтобы побыстрее отреставрировали покои отца Иоанна Кронштадтского, потому что он хочет по приезде в Питер останавливаться не в епархии, а в Иоанновском монастыре. И мы старались как можно быстрее отремонтировать батюшкины покои. Я к батюшке Иоанну всегда обращалась - и до канонизации, и после. И вот опять пошли чудеса милости Божией: батюшкины вещи стали возвращаться. Вдруг привезли большой письменный стол, который сейчас стоит в его покоях. Потом митру привезли, епитрахиль, шубку. Что-то на Карповке осталось, а некоторые вещи я матушке Варваре отдала. Теперь в Пюхтицах, в большом зале отремонтированного корпуса батюшкины вещи лежат... Святейший так радовался, что монастырь возрождается, - прошло всего около двух лет с начала восстановления. И вот однажды вечером он позвонил и спрашивает у меня, как идут дела. Я отвечаю: «Ваше Святейшество, батюшкины покои почти готовы, паркет положили, лаком покрыли. Карнизы повесили, шторы. Вас теперь будем уже встречать в батюшкиных покоях». - «Спаси вас Господи, мать Георгия, за те труды, которые вы здесь принесли, - сказал он. - А теперь вам надо потрудиться в Иерусалиме, в Горненском монастыре...» У меня и трубка чуть из рук не упала... Монах не имеет права отказываться. Хотя я говорила: «Святейший, вы знаете мой слабый характер, я не смогу, тяжело, тем более пять лет там не было игуменьи. То одну старшую поставят, то другую, а надо подчиняться начальнику Миссии, конфликты какие-то возникали. Он мне говорит: «Матушка, сколько сможете - два, три года, пять лет, может, кого-то подготовите». За несколько дней до приезда на Святую Землю я была на острове Талабск (Залита) у отца Николая Гурьянова. Плачу, прошу его: «Батюшка, помолитесь». А он мне: «Георгиюшка, Георгиюшка, какая ты счастливица». У меня слезы градом. Я ему - о том, что там и дипломатом надо будет стать, и монастырь восстанавливать, а он одно твердит: «Какая же ты счастливица, Георгиюшка, к своему Георгию едешь». (Недалеко от Иерусалима находится греческий монастырь Георгия Победоносца, в котором жили родители святого. Там же, по преданию, и родился святой. - Ред.) Я же только плачу, а он говорит, что все будет хорошо и ты справишься. «Батюшка, я так боюсь, это же за границей. Когда я Иоанновский монастырь восстановила, это - в Питере, здесь, дома. А там, с кем, чего, как? Батюшка, и здоровья, и ума, боюсь, не хватит». - «Да всего тебе хватит! Не бойся, все у тебя будет хорошо». - «Святейший обещал, что я недолго там буду, три года, пять». - «А я хочу, чтобы ты там всегда была, чтобы ты там и померла». Думаю: «Утешил батюшка...» Но все равно осталось в памяти только одно: «Какая ты счастливица!» Потом мне удалось только еще раз с ним встретиться. Батюшка очень помогал своими молитвами: так все и устраивалось в Горненской обители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Не всё в возвращении православия на русскую землю даётся легко. Долго и чрезмерно активно потрудились богоборцы, чтобы вытравить память о Боге в народе, уничтожить святые обители – материальные символы православной жизни, древнего благочестия. В лучшем случае омертвить древние монастыри и церкви, превратив их в музейные экспозиции. Непросто проходит возвращение святынь верующим. Писатель фиксирует реальную картину, со всеми противоречиями. И это даёт особую прелесть – чувство соприсутствия, дыхание времени. На страницах книг писателя живут не только праведники, но и люди одержимые ненавистью к церкви. Но злодей будто и нужен лишь для того, чтобы наиболее ярко просияла сила и чистота праведника. Чем страшнее испытания, тем выше подвиг их преодоления, как в духовном стихе о Георгии Победоносце. Весь взгляд на историю у Николая Михайловича Коняева целостный научный. Огромный фактический материал осмысливается с единый точки зрения – с незыблемой позиции православной содержательности. Эго цельная концепция – укрепление читателя в вере в Бога и в Россию. Это документальная и художественная созидающая литература. Русский Хронограф Ещё одно направление работы, а точнее подвиг писателя – летопись. Николай Михайлович и Марина Викторовна Коняевы проделали громадный труд создания энциклопедии событий русской истории. Три тома: «Рюриковичи. 809 – 1598 гг.», «Романовы. 1598 – 1917 гг.», «Советская империя» – с одержат весь доступный к настоящему времени авторам материал, упорядоченный по датам. Есть у летописи и младший брат – дневник писателя. Сохранивший события нашей эпохи, которые привлекли внимание автора или в которых он сам принимал участие. Как масштаба всей страны, так и семейно характера. В этом изложении сильнее эмоциональная окраска. Здесь и очевидные, незаметные события, и, напротив, оглушающие своей несправедливостью приказы, распоряжения, решения. На которые мы, современники, отзываемся лишь содроганием души, не оставляя своего главного житейского попечения. И даже отгоняем мысль от этих «внешних» к нашей локальной жизни событий, тем более, что повлиять на них у нас нет возможности. Однако, будучи зафиксированы в единой цепи, они выявляют иной смысл. По их вехам вырисовывается дорога, на которую нас в очередной раз заталкивает власть.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/15/...

В нашей истории были события и периоды, когда мы не разрушали, а созидали, у нас была культура, духовная жизнь. Вот это, может быть, самое главное в нашей истории? Что же касается войны, то, безусловно, о ней надо говорить, но говорить честно, опираясь на основополагающие традиционные, как мы говорим, христианские ценности. И с этой точки зрения то, что происходит сейчас, я не могу рассматривать иначе, как глумление прежде всего над теми, кто в этой страшной войне пострадал. Развлечение и игра в память И «георгиевская ленточка» для меня в высшей степени выразительная иллюстрация того, о чем я говорю. Сделаем небольшой исторический экскурс. Георгиевская лента украшала офицерский орден святого Георгия и солдатскую медаль ордена святого Георгия«георгиевский крест». Но в советские годы память о святом Георгии Победоносце и его ордене старательно вытравлялась, даже советские офицеры, награжденные до революции в основном солдатскими георгиевскими крестами, не решались их носить. И вот в ноябре 1943 года коммунистический режим решил восстановить ордена, связанные с былой славой русской армии. Придумали ордена Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова, даже Богдана Хмельницкого, а для солдат ввели награду – медаль Багратиона, вскоре переименованную в орден Славы. При этом для ордена Славы были взяты цвета ленты ордена святого Георгия, а орденский крест был превращен в пятиконечную звезду. И для меня – это еще одна кощунственная экспроприация большевиками не только духовной, но и воинской ценности из русского прошлого. Однако во время войны никому не приходило в голову называть ленту ордена Славы, который действительно имел высокий статус среди советских боевых наград, «георгиевской ленточкой». Орден святого Георгия не имел никакого отношения к советской армии времен Второй мировой войны и последующих десятилетий. Но и сама по себе идея этой ленточки, которую вешают куда угодно, так же кощунственна. С какой бы боевой наградой – орденом Славы или орденом святого Георгия – эта ленточка ни связывалась, ее подобающим образом имеют право носить лишь те, кто был награжден этими наградами. Превращать же ее в элемент дизайна одежды, сумок, автомобилей, а то и собачьих ошейников в высшей степени безнравственно.

http://pravmir.ru/pochemu-my-hotim-povto...

Вслед за Курбатовым идет по мониторингу моего ноут-бука Аркадий Мамонтов с рассказом о Георгии Победоносце. И он оказался на Святой Земле. А тут еще и фильм о Хевроне, и Евгений Крылов с «Альфой и Омегой» - попыткой рассуждения о судьбе мира на фоне главных  христианских святынь. Хорошая собралась на Святой Земле кампания. И далеко не случайно. Чувствуют авторы, что в грозных событиях, разворачивающихся на наших глазах  на Ближнем Востоке, свершаются суды Божии, и что истинный смысл происходящего можно понять только через призму Апокалипсиса. Странно видеть, как в бесконечных телевизионных политических дебатах одни и те же авторы переходят из программы в программу, споря о деталях, даже не пытаясь увидеть мистическую сторону расширяющейся войны. Когда в одной из передач Наталья Нарочницкая попыталась заговорить о ней, громогласный Доренко перебил ее, заявив о том, что все участники передачи бывшие марксисты. «Никакой мистики!» - пробасил он и погрозил пальцем. Бедной Нарочницкой  до конца передачи так и не дали слова. А на нашем фестивале православные авторы только с христианских позиций все и рассматривают.          Смотрю я на закатное небо и вижу в багровом зареве причудливые нагромождения облаков. Плывут они клубясь и наползая друг на друга с турецкой стороны, принимая всевозможные очертания. В них можно и всадников апокалипсиса увидеть...   Можно и тревожную фразу услыхать: «Война всегда рядом. Либо холодная, либо горячая». Это голос режиссера Валерия Тимощенко. Он в своем фильме «Не стреляйте в оператора» рассказал о бесстрашии наших операторов, работающих в «горячих точках». Точек этих все больше и больше. Вместе с ними растет и число гибнущих  героев-операторов. Закат гаснет. Края облаков, словно погасшие угли, чернеют на фоне темнеющего неба. Чайки парами, поодиночке и целыми стаями летят из абхазского края на запад вслед за скрывшимся за кромкой моря солнцем. Кажется,  что летят они из последних сил, устало махая крыльями, чтобы догнать свет. Так не хочется им оказаться во мраке.  И мне не хочется - иду по горе домой, чтобы увидеть очередной репортаж с сирийских фронтов и пожелать здравия нашим бесстрашным воинам, операторам и корреспондентам.

http://radonezh.ru/analytics/razmyshleni...

Небо, море, хлыньте, прикройте! Горе! Не дайте зверю! Гад, гад, гад! Проснитесь! Слушай, орел, свидетель единственный, я верю (гибель – залогом), верю: спустится витязь таинственный, он же меня спасет. Молюсь тебе, неведомый, зову тебя, незнаемый, спаси меня, трисолнечный, моря белого белый конник!!! Аллилуйя, аллилуйя, помилуй мя. Глаза завела, замерла предсмертно и горько. Жилы – что струны. Вдруг остановился ползучий холод – откраснела за мысом зорька. Смерть? Снова алеет твердь… (Сердце, как молот, кузнечным мехом: тук!) разгорается свет сверху, не с горизонта, сильней, скоро брызнет смехом. Свету навстречу встает другая пена понта… Жизни… отлетавшей жизни вестник? Герой моленый? Змей, деву оставив, пыхает на небо… Смотрят оба, как из мокрого гроба. Серебряной тучей трубчатый хвост закрывает янтарное небо (золотые павлины!), наверху раскинулись задние ноги, внизу копья длинная искра… быстро, кометой, пущенной с небесной горы, алмазной лавиной… шесть ног, грива, хвост, шлем, отрочий лик, одежды складки с шумом голубино-сладким прядают, прядают!.. Четыре копыта прямо врылись в песок. Всадник встал в стременах, юн и высок. На месте пустом, на небесное глядя тело (веря, не верит, не веря, верит), пророчески руки раскинув крестом, онемела. Ржанье – бою труба! Золотой облак закрывает глаза, иногда разверзаясь молнией, уши наполнены свистом, хрипом, сопеньем диким, ржаньем, бряцаньем, лязгом. Тромбово, тромбово тарабанит копытом конь Тра-ра комкает, комкает узорной узды узел… Тра-ра! Стрел лет глаз взгляд. Радугой реет радостный рай. Трубит ангел в рожок тра-рай! И вот, словно вдребезги разбили все цепочки, подвески, звезды, стеклянные, золотые, медные, на рясном кадиле, последний треск, треснула бездна, лопнуло небо, и ящер отвалился, шатаясь, и набок лег спокойно, как мирно почивший пращур. – Не светлый ли облак тебя принес? – Меня прислал Господь Христос. Послал Христос, тебя любя. – Неужели Христос прекрасней тебя? – Всего на свете прекрасней Христос, И Божий цвет – душистее роз.

http://pravmir.ru/geroy-pronzaet-gada-ru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010