о. Михаил Журналисты, настоящие профессионалы – а их становится все больше – всегда все перепроверяют. Но вот когда говоришь о религиозных и церковных реалиях с обычными светскими людьми, они часто признаются в своей безграмотности, ссылаясь на то, что " времена такие были " . Но при этом те же самые люди выступают и противниками преподавания основ православной культуры в школе, прибегая к аргументам вроде " религия – дело интимное " . Вот это меня поражает: одни и те же люди признаются в своей безграмотности и выступают ярыми противниками механизмов ликвидации этой безграмотности. Мы все-таки должны знать и о св. Георгии Победоносце, изображенном на гербе Москвы, и о высших образцах русской иконографии. Понимать, почему преподобный Сергий Радонежский благословил св. Димитрия Донского на Куликовскую битву. И почему иконография Святой Троицы – символа единства – в России так уникальна. Вычеркивать этот пласт культуры из нашей жизни нельзя, хотя охотники находятся. Мы хотим также напомнить, что священники по закону имеют право факультативно преподавать во внеурочное время в любой государственной школе " Основы религии " . А тут уже будут и молитвы, и вероучение, и Священное Писание – для тех детей, которые пожелают это изучать. РГ Прихожане вас часто поражают необычными представлениями? о. Михаил И прихожанам нужно серьезное системное образование. Как правило, люди необразованные в церкви обращают особое внимание на внешнее, обеспокоены деталями: как повязать платок, какой длины должна быть юбка, какой рукой свечку передать, какой именно иконе молиться в той или иной нужде и горести, а самое главное – внутреннее содержание веры – пропускают. РГ Каковы тенденции – религиозная необразованность уменьшается, увеличивается? о. Михаил У нас сейчас много говорят и пишут о вере – в теленовостях, газетах, но все ограничивается поверхностным слоем. В результате люди думают, что они о церкви все узнали, им надоели одни и те же пышные церемонии и ответы на примитивные вопросы, касающиеся поверхностного и бытового слоя веры. Складывается впечатление, что за этим ничего больше и нет. Надо открывать другой слой веры – не бытовой, традиционный, этнографический, тогда во многих головах просветлеет.

http://religare.ru/2_33372_1_21.html

Почти сразу же после мученической кончины святого Георгия стали чтить, как великого чудотворца. Слава о его чудесах сначала распространилась по Православному Востоку, а затем дошла и до Запада. От Византии и до Британских островов святого Георгия почитали, как покровителя воинов, дарующего победу – отсюда и его прозвище – Победоносец. В честь святого великомученика Георгия Победоносца освящено множество храмов и монастырей, его образ вдохновлял и вдохновляет иконописцев и гимнографов. Широкое распространение образ святого получил и в геральдической традиции – он запечатлен на гербах стран и городов, в их числе и столица нашей Родины – Москва. На католическом Западе в честь святого Георгия был основан ряд рыцарских орденов. В императорской России военный орден святого Георгия и Георгиевский крест был одной из самых почитаемых наград. Кроме того, православная традиция в современной России почитает святого Георгия, как покровителя, принесшего русскому воинству победу в Великой Отечественной войне. По слову протоиерея Валерия Захарова, житие святого великомученика Георгия Победоносца очень назидательно для каждого из нас, и его личность служит примером, образцом для подражания для каждого православного христианина, и прежде всего обращает на себя особое внимание крепость веры, стойкость и упование на милость Божию, которые явил в своей жизни святой: «Жизнь и подвиг святого великомученика Георгия Победоносца является свидетельством истинности той веры, которую исповедуем все мы с вами, – веры в воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Он был верен Богу до конца своей земной жизни. И Господь от того и даровал ему вечное, нескончаемое блаженство в Царствии Своем Небесном». Сборник, посвященный святому Георгию Победоносцу, рассчитан на широкий круг читателей. Данный сборник содержит житие святого Георгия; свидетельства о чудесах святого от древности до наших дней; историю его почитания; рассказ о храмах и обителях, посвященных святому Георгию; молитвы и акафист. Также в книгу вошел рассказ об иконописной и геральдической традиции, связанной со святым Георгием. В качестве приложений в сборник включены похвальные слова подвижников благочестия разных времен и современных пастырей о святом Георгии, история почитания святого в Грузии и рассказ о военном ордене святого Георгия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

прощай, родная мать! По зелени любимой мне не дано гулять! И облака на небе не буду я следить: мне выпал горький жребий за город смерть вкусить. Девичьего укора не слышать никогда. Вкушу, вторая Кора, гранатова плода. Рожденью Прозерпины весною дан возврат, а я, не знав кончины, схожу в печальный ад! Боги, во сне ли? Мерзкий выползок бездны на плоской мели, мирней свернувшейся рыбы блестит в полумраке чешуйчатой глыбой змей. Сонная слюна медленным ядом синеет меж редких зубов. Мягким, сетчатым задом подымая бескостный хребет, ползет, словно оставаясь на месте, к обреченной невесте. Руки прикрыть не могут стыд, стоит, не в силах охать… По гаду похоть, не спеша, как обруч, проталкивается от головы к хвосту. Золотой разметался волос, испуганный голос по-девьи звенит в темноту: – Ты думаешь: я – Пасифая, любовница чудищ? Я – простая девушка, не знавшая мужьего ложа, почти без имени, даже не Андромеда! Ну что же! Жри меня, жалкая в том победа! Смерть разжалобить трудно, царевна, даже Орфею, а слова непонятны и чудны змею, как саранче паруса, Напрасно твоя коса золотом мреет, розою щеки млеют, и забыла гвоздика свои лепестки на выгибе девьих уст, гибель, костный хруст, пакостной мякоти чавканье (ненавистный, думаешь, брак?), сопенье, хрип и храп, пенной вонь слюны, зубов щелк, и гибель, гибель, гибель волочет тебе враг! Вислое брюхо сосцато поднялось… – Ослепите, ослепите, боги, меня! Обратно возьмите ужасный разум! Где вы? где вы? где ты, Персей? Спите? Не слышите бедной девы?! Нагая, одна, скована… Разите разом, топором, как овна. Скорей, Зевс, гром!!! Пепели, пепели! Как Семела, пускай пылаю, но не так, подло, беззащитно, одиноко, как скот, дохну!!! Мягко на грудь вскочила жаба, лягушечьи-нежная гада лапа… Пасти вихрь свистный близкой спицей колет ухо… Молчит, нос отвернув дальше от брюха. – В вечернем небе широкая птица реет, – верно, орел. Между ног бесстыдно и склизко пополз к спине хвост… – О-о-о!!! Богов нет! Богинь нет! (Камнем эхо – «нет!»). Кто-нибудь, кто-нибудь!

http://pravmir.ru/geroy-pronzaet-gada-ru...

А здесь, в селении Палмертон, я с прискорбием вижу, как опустел это храм. Конечно, у этого явления есть и объективные, и субъективные причины. Перестав быть промышленным центром, Палмертон, как и соседние города этой местности, стал малопривлекательным для молодежи, которая во множестве покинула родные места в поисках работы. Но одной из главных причин стало то, что в какое-то время приход лишился постоянного священника. И без пастыря разбрелись овцы словесного стада по иным оградам, и собрать их сюда вновь будет очень затруднительно. Но мы должны делать то, что от нас зависит. Мы знаем, что Господь ждет от нас свидетельства нашей веры в творении добрых дел. Спаситель прямо указывает на то, что Его Царствия сподобятся те, кто навестил болящего, помог нуждающемуся, накормил голодного (см. Мф. 25:31-46). А сейчас нуждается не человек во внимании, но храм великомученика Георгия нуждается в нашей помощи. И если мы сохраним этот дом Божий, посвященный памяти великого святого, верим: он будет помогать нам своей молитвой у Престола Господа. В России праздник в честь Георгия Победоносца празднуется с еще большим торжеством в память о победе над фашизмом во Второй мировой войне. И образ Георгия стал символом победы добра над злом. Если вы обращаете внимание на новости из России, вы можете видеть, что в эти праздничные дни принято носить георгиевские черно-оранжевые ленточки. В царские времена существовала высокая воинская награды — орден и медаль в честь Георгия Победоносца, которая крепилась на планку черно-оранжевого цвета. Вот отчего символом Дня Победы стала именно эта ленточка, напоминающая тем, кто ее носит, о Георгии Победоносце, о воинском подвиге своих отцов и дедов. Отрадно вспомнить, что в годы Второй мировой войны народы России и Соединенных Штатов Америки были союзниками и вместе работали для долгожданной победы. Мы должны дорожить памятью об этом союзе двух великих держав, потому что по-прежнему в мире существует много глобальных проблем, разрешить которые вместе будет легче».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Не есть ли этот момент ключевой в русской истории? Идея «удерживающего», «Третьего Рима» на уровне государства и символ непрестанной духовной брани и необходимости победы над грехом в личной борьбе каждого. Святой Георгий еще проявит свой образ незримо в 1945 году: официальный день победы наступит всего три дня спустя. Напомним, что и Пасха 1945-го пришлась на 6 мая. Святой претерпевает муки не своей человеческой силой – он принимает Божию волю, отдает себя в руки Господа О Георгии Победоносце говорят часто как о покровителе Русской земли и войска, как о помощнике в недугах и хозяйских нуждах. Но не часто заговаривают о нем как об образе мужчины-христианина, избравшего благороднейший путь воина, проявившего стойкость духа в плену богоборцев. Посмотрите, какая решимость: святой обличает самого императора. Зная, что идет на верную смерть. Георгий не ведает страха. Он мужественно переносит испытание в темнице. Его обездвиживают, на грудь ему кладут тяжелый камень. Какое напряжение мышц и воли требуется, чтобы перенести это испытание, какая убежденность в том, что это мучение (а затем и другие) – во благо?.. Но святой держится не своей человеческой силой – он открывает душу Богу, внутренне принимает Его волю, отдает себя в руки Всевышнего. И именно вера в Бога, это устремление души открывает Георгию бесконечный ресурс, который позволяет ему чудесным образом противостоять мучителям, каждый раз представая невредимым. Укрепляясь, святой, идя навстречу смерти, насмехается над мучителями. Это ли не торжество духа? Мирской разум впадает в глубокое уныние, помышляя о смерти. А святой Георгий смеется ей в лицо. Это презрение к смерти, к жизни без идеала и убеждения будет позже глубоко укоренено в русской воинской культуре. Нам известно огромное количество воинских подвигов русских ратников, еще большее скорее всего для истории останется безымянным. Подвиг Георгия у нас в генетической памяти. Необъяснимы для материалистического мира подвиги русских, которые отдавали свои жизни на поле брани с такой легкостью, что повергали любого врага. Но сила духа – она везде сила духа. На поле брани и в обычной жизни. Главное, не забывать, что мы мужчины, христиане, кормильцы и защитники. Тяжелым камнем на груди, как у святого в темнице, может быть ворох проблем, который жизнь навалила на нас. От нас требуется одно: мужественно стиснув зубы, не отворачиваться от опасности, улыбнуться ей в лицо и двинуться навстречу. Обязательно доверившись Господу. От Него победа.

http://pravoslavie.ru/103203.html

Множество обителей открылось позже, при покойном Патриархе Алексии, Царствие ему Небесное. Мы с матушкой Варварой (Трофимовой - настоятельница Пюхтицкого Успенского монастыря с 1968 по 2010 годы) его всегда поминали. У нас давняя духовная дружба. В свой день рождения, 23 февраля, он, еще будучи Таллинским и Эстонским архиереем, всегда приезжал в Пюхтицу, и мы, две Валентины (имя обеих матушек в миру - М.С.), его поздравляли. А он поздравлял нас - в этот же день у нас был день Ангела. Митрополит Алексий постригал меня в мантию. Имя святого Георгия я получила раньше, при постриге в рясофор - его совершал предшественник владыки, владыка Роман Таллинский и Эстонский. Так что мой праздник - Георгиев день. В Пюхтице Георгия Победоносца особенно чтили - там даже часовенка в его честь есть. После праздничного молебна обязательно ходили крестным ходом на скотный двор, освящали там скотинку, а после этого в первый раз после зимы выпускали коровушек в поле. Две Валентины Между постригом в рясофор и мантию я несла послушание в Вильнюсе. Даже никогда не думала, что там окажусь! В Пюхтице еще до пострига я несла послушание келейницы, жила в игуменском у матушки Рафаилы. Однажды приехала одна девушка, постучалась в игуменский, просится к матушке. «Я, - говорит, - из Луги, это под Ленинг радом. Я там с родителями живу. Я хотела с матушкой поговорить». Я доложила матушке игуменье, а она говорит: «Валя, ты с ней поговори, дай ей чайку, а потом я освобожусь, ее приму и поговорю». Я привела ее в келью и стала расспрашивать. Звали ее Валентина. Она рассказала, что была в Вильнюсе у сестры Любы и узнала, что там есть женский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Там настоятельницей была восьмидесятилетняя матушка Нина, очень духовная старица, духовная дочь отца Амвросия Оптинского. Валя стала к ней проситься. Матушка говорит: «Приходи, я тебя беру. Где ты живешь, сколько тебе лет, что ты делаешь, где работаешь?» Она отвечает: «На почте бухгалтером работаю, в храме на клиросе пою».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Святой Иоанн Кронштадтский и Патриарх Алексий II — покровители Пюхтицы Отец Иоанн Кронштадтский очень любил это место — приезжал, благословлял его. По его благословению и начали там создавать общинку, а потом и строить монастырь. Один раз во время проскомидии батюшка поцарапал копием палец и сказал, что Пюхтица будет стоять до второго пришествия, и что здесь прольется мученическая кровь. Мы, пюхтицкие сестры, знаем, что в последнее время так и будет. Господь сподобил меня в 1949 году поступить в Пюхтицу. Тогда было мало монастырей: Пюхтица, Рижская пустынь, несколько монастырей на Украине, в Белоруссии. Всего семь или восемь монастырей. Множество обителей открылось позже, при покойном Патриархе Алексии, Царствие ему Небесное. Мы с матушкой Варварой (Трофимовой — настоятельница Пюхтицкого Успенского монастыря с 1968 по 2010 годы) его всегда поминали. У нас давняя духовная дружба. В свой день рождения, 23 февраля, он, еще будучи Таллинским и Эстонским архиереем, всегда приезжал в Пюхтицу, и мы, две Валентины (имя обеих матушек в миру — М.С.), его поздравляли. А он поздравлял нас — в этот же день у нас был день Ангела. Митрополит Алексий постригал меня в мантию. Имя святого Георгия я получила раньше, при постриге в рясофор — его совершал предшественник владыки, владыка Роман Таллинский и Эстонский. Так что мой праздник — Георгиев день. В Пюхтице Георгия Победоносца особенно чтили — там даже часовенка в его честь есть. После праздничного молебна обязательно ходили крестным ходом на скотный двор, освящали там скотинку, а после этого в первый раз после зимы выпускали коровушек в поле. Две Валентины Между постригом в рясофор и мантию я несла послушание в Вильнюсе. Даже никогда не думала, что там окажусь! В Пюхтице еще до пострига я несла послушание келейницы, жила в игуменском у матушки Рафаилы. Однажды приехала одна девушка, постучалась в игуменский, просится к матушке. «Я, — говорит, — из Луги, это под Ленинградом. Я там с родителями живу. Я хотела с матушкой поговорить».

http://pravmir.ru/ot-pyuxticy-do-gornej-...

Уже позже, вернувшись домой, из Интернета я узнала подробности. Корабли, о которых говорила Галя, были кораблями русской эскадры, которую генерал Врангель в 1920 году собрал в Севастополе. Там же был отдан приказ об эвакуации – 126 кораблей и 150 тысяч человек навсегда покинули страну. Часть беженцев нашла пристанище в Турции и Франции, другая осела в Тунисе. В том же 1920 году корабли встали на свою последнюю стоянку в тунисском городе Бизерта. На борту была маленькая девочка – Анастасия Ширинская-Манштейн. Ее отец, старший лейтенант Александр Манштейн командовал миноносцем «Жаркий». Долгое время она была живой легендой – единственной из наших современниц свидетельницей тех печальных событий (Анастасия Ширинская-Манштейн умерла в декабре 2009-го в возрасте 97 лет). Всю жизнь она прожила в Тунисе и хранила память о русской эскадре и ее моряках, ухаживала за их могилами. В Сети можно отыскать многочисленные видео с ее участием, о ней был снят документальный фильм «Анастасия. Ангел русской эскадры», который в 2008 году получил национальную премию «Ника» как лучший фильм года. Ее стараниями в Бизерте в 1939-м был построен и освящен храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который стал первой православной церковью на тунисской земле. Связь времен Вторым стал Воскресенский храм в Тунисе. В его основание помещена частица мощей священномученика Киприана Карфагенского, проповедовавшего христианство на тунисской земле в III веке и очень почитаемого в этих местах. Иконостас, тот самый, о котором говорила Галя, был перенесен с крейсера «Кагул», а иконы – с «Георгия Победоносца». Все эти дорогие сердцу святыни поначалу нашли приют во временной церкви, оборудованной прямо на съемной квартире, откуда потом перекочевали в храм. «С эскадрой в Тунис прибыли тринадцать священников. На «Георгии Победоносце» одна из палуб была оборудована под церковь, и службы шли постоянно. В субботу вечером всегда была Всенощная, в воскресенье утром – Литургия. Вера – единственное, что у нас осталось от прошлой жизни, от России, но это была основа. Эта жизнь вокруг церкви очень всех объединяла. Наши отцы зарабатывали гроши, но давали деньги, чтобы содержать священника и снимать квартиру – в одной комнате жил батюшка, в другой собирались, а в третьей шла служба», – рассказывала в одном из интервью Анастасия Ширинская.

http://pravmir.ru/pod-solncem-afriki/

Эти старцы были отражением славы Христовой Воспоминания о старце – отце Георгии (Савве) помогают Вам исполнять столь ответственное послушание игумена обители? Не просто воспоминания, а живая молитвенная связь с ним! Отца Георгия похоронили на монастырском подворье, что на хуторе Некрасово Тимашевского района, у храма святого великомученика Георгия Победоносца, как он завещал. Буквально через год после его кончины началось строительство – над могилой была возведена и освящена часовня. Мы ездим к батюшке на могилку, служим панихиды, просим помощи и получаем эту помощь по его молитвам. Да, конечно, мы не можем его увидеть, услышать его голос, но духовная связь не теряется. Это милость Божия, что нам посчастливилось встретить такого человека, который был отражением славы Христовой и на которого хотелось равняться в своей жизни. Иначе не понесли бы мы те труды, что пришлось понести в монастыре «Крестовая Пустынь», не будь у нас фундамента, заложенного батюшкой. Хорошо помню свою первую встречу с ним. Меня и моего духовного собрата (ныне это скитоначальник иеромонах Мелетий (Попадыч)) схиархимандрит Власий из Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря благословил держаться вместе и ехать в монастырь к отцу Георгию на Кубань. Отец Георгий мне показался строгим (он действительно был строгим). Но глаза как у ребенка – чистые и озорные! Находясь рядом с ним, ты невольно чувствовал, какая духовная сила от него исходит! Я бы даже сказал так: это был человек – гранит духа. Он был такого духа, как преподобный Савва Освященный, преподобный Сергий Радонежский, великомученик Георгий Победоносец – его Небесный покровитель. Батюшка, кроме Бога, не боялся никого. Он смело защищал Православие – от еретиков, колдунов. И благодаря его активной позиции в этом вопросе митрополит Исидор отлучил в свое время от церковного общения двух «журналисток-ясновидящих», издававших газету и книги оккультного содержания.      Помню, в первую нашу встречу отец Георгий мне стал говорить такие вещи, которые я тогда не понимал, а сегодня осознаю, что батюшка многое видел наперед, о многих опасностях, меня подстерегающих, предупреждал. Вообще его наставления были краткими. Батюшка всё объяснял просто, опираясь на советы и учения святых отцов Церкви, а также тех старцев, которые его окормляли в монастырях с 12-летнего возраста. В нашем понимании старец – это человек, наделенный благодатью и дарами Духа Святого. Какие это дары? Исповедь помыслов, духовное руководство. Умение подсказать и найти мудрый выход в какой-то ситуации. Любовь к богослужению и молитве, врачевство – духовное и телесное, прозорливость и чудотворения. Если монашествующие или духовные чада из мирян имеют послушание, старец может такими людьми руководить и вести их в Царствие Божие. Отца Георгия вели в Царство Божие его духовные наставники, а он нас взял на свои плечи…

http://pravoslavie.ru/126993.html

О.Александр Тихомиров - батюшка молодой, в Мариенбурге настоятельствует полтора года, а до этого служил в купчинском храме св.вмч. Георгия Победоносца. Вот я и спрашиваю у батюшки: - Георгиевский храм - новый, уже в наши времена выстроенный, на наших глазах, а Покровский - старый, почти не закрывавшийся, намоленный... Мы-то, люди православные, понимаем, а вот как объяснить малоцерковным, в чём отличие намоленного храма от ненамоленного? - А зачем это объяснять? - улыбается о.Александр. - Приходите к нам, и сразу сами почувствуете. Не обязательно всё в слова облекать, да не всё и возможно объяснить. Помните притчу: как растолкуешь человеку, никогда не пробовавшему мёда, каков он на вкус? Но ощущение это очень яркое, отчётливое, оно меня сразу захлестнуло, как только впервые сюда приехал. Меня наш Гатчинский владыка, епископ Митрофан, пригласил. Я только в храм вошёл, помолился тут и сразу понял, что это моё. Знаете, как бывает? Едут люди по своим делам через Мариенбург и вдруг видят - наши купола. И невольно останавливают машину, заходят в храм. «В душе что-то всколыхнулось, - говорят. - Не смогли проехать мимо! Зашли и чувствуем - слёзы выступили на глазах. Словно окно в небеса распахнулось!..» Приходилось мне такое слышать. Я считаю, что верующим горожанам просто необходимо время от времени посещать храмы, подобные нашему. Где ещё, в каком дальнем паломничестве найти такую тишину и мир для молитвы? А ведь у нас и святыни свои есть: вот икона Божией Матери «Взыскание погибших» - её наши прихожане по своему духовному опыту почитают как чудотворную. Она и мироточит иногда... У нас частицы мощей есть - таких великих святых, как мученик Трифон, вмц.Екатерина, прп.Анна Кашинская, прмц.Мария Гат-чинская... Мы благодатию Божией не оставлены! - Вы, батюшка, наверное, из священнической семьи? - спрашиваю отца Александра, но он неожиданно возражает: - Нет. Из военной. Учился в электромеханическом лицее, ни о чём таком и не помышлял... А потом пришёл к нам в лицей хороший человек... Слышали о таком литераторе, Георгии Михайлове? Он историк, он и психолог... Пришёл к нам с проповедью христианства, и как-то его слова запали мне в душу. Я пришёл в храм, меня взяли в хор - и началась моя церковная жизнь. Папа мой решительно возражал против этого, был настроен просто-таки воинственно. Говорил: «Пойдёшь в семинарию - отрекусь от тебя!» Но потом всё изменилось...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010