архимандритом Иеремией, или икона великомученицы Екатерины, висящая во всю стену за мощами её, с правой стороны главного алтаря; иконы, писанный на мраморе, как например, небольшая икона св. Николая, подвесная под местной иконой главного алтаря того же святого; иконы на перламутре, как например, Благовещение и Воскресение Христово в церкви Неопалимой Купины; на морских раковинах в необделанном виде, как например, в той же церкви иконы Неопалимой Купины и великомученицы Екатерины, писанный в 1722 г.; на камне, как например, прекрасное рельефное изображение Крещения Господня в параклисе Иоакима и Анны, и резные рельефные иконы на дереве, как например, икона св. Николая в параклисе Иоакима и Анны и икона в виде креста в параклисе Симеона Столпника. Но синайская коллекция икон имеет ещё одно весьма важное значение для нас потому, что мы встречаемся здесь с таким богатым собранием икон критской школы иконописания, какого никоим образом нельзя видеть ни в одном из музеев церковной живописи. Громадное преимущество этой коллекции опять то, что на иконах её сохраняются даты и имена художников – обычай почти непременный у представителей этой школы. Поэтому весьма нелишним считаем сказать здесь несколько слов об особенностях этой школы иконописания вообще и о художниках-синаитах в частности. V. Критско-синайская школа иконописи, её происхождение и характеристические особенности пошиба письма Остров Крит, прозывавшийся в древности «стогородовым», по своему географическому положению занимает одно из выгоднейших во всех отношениях мест на земном шаре. Протянутый широкой лентой на сине-голубом фоне Средиземного моря, изрезанный по краям удобными для стоянки кораблей и для торговых общений жителей, бухтами, с неприступными скалами в середине 64 , покрытый самой роскошной и разнообразной растительностью, при умеренном благоприятном климате, остров Крит, по справедливости, может называться «счастливейшей и лучшей землёй в мире», – землёй, «текущей молоком и мёдом», как его характеризовал один арабский вождь-завоеватель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Между тем Церковь ничего не делает напрасно: и если поминает, то, значит, они действительно великие предстатели… Да и как иначе?! Они – самые близкие к Богородице, а Она «ближняя» ( Песн. 4:7–8 ) Самому Спасителю! «…По времени появления своего в Церкви это праздник – едва не последний из двунадесятых. Вообще, Богородичные праздники должны были появиться позднее Господских. Первое упоминание о празднике [Рождества Пресвятой] Богородицы мы встречаем в V веке на Востоке, в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446); а на Западе – в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492– 496)». Но уже «для святителя Андрея Критско-Иерусалимского († около 712), составившего на [этот] праздник два слова и канон, это уже праздник большой торжественности. Помечен праздник (и) в Иерусалимском канонаре VII века… Из западных месяцесловов праздник впервые упоминается в римском мартирологе VII века…» «…Тропарь «Рождество Твое Богородице Дево» принадлежит… древним временам – V-VII векам, судя по тому, что это же песнопение имеется и в римско-католической службе; и это едва ли не единственный случай совпадения богослужебных песнопений в Православной Церкви и Римской». Переживалось сознание величайшего чуда и непостижимого факта, что младенец-человек родился для того, чтобы быть БОГОРОДИЦЕЮ. Бог и человек!.. Творец и тварь… Необъятное и чрево… Поразительно… И это, однако, стало… Ныне родилась та, Которая вместит, в Себя БОГА… БОГОРОДИЦА! Ощутить это ныне – значит «усвоить» праздник Рождества Богородицы… Все вертится вокруг этого предмета… И странно, как протестанты, англикане, сектанты не чтут, не ублажают Богородицы?! Вероятно, истинное религиозное чувство у них тупо. «Опростили» христианство … А нам, православный, никак не мыслимо даже и думать о соединении с ними, если они не почитают Богородицу, как мы… Конечно, Богородица может Сама их терпеть за это, – лишь бы они веровали хоть в Сына Ее, Искупителя, но это не позволяет нам быть «терпимыми» к ним, – то есть равнодушными, а тем более друзьями; ибо это было бы изменою любви к Богородице… Пусть уже спасаются, как Бог им позволяет. А мы должны хранить всю полноту истины!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вообще Богородичные праздники должны были появиться позднее Господских. Правда, первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы мы встречаем в V в. на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446 гг.), а на Западе – в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492–496 гг.). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности: подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки сакраментария Геласия – значительно позднее этого папы (не ранее VIII в.). В недавно открытом сирийском месяцеслове 412 г. не упоминается не только о празднике Рождества Богородицы, но и ни об одном из Богородичных праздников (из Господских – только о Рождестве Христовом и Крещении). Под 8 сентября здесь стоит память: «пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников». Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой Церкви и очень скоро после этого появился в Риме, отсюда и оттуда распространяясь на дочерние Церкви. Знаменательно, что праздник есть не только у иаковитов, но и у несториан («Рождество Владычицы Марии»), и также 8 сентября (только в некоторых древних коптских месяцесловах 26 апреля) 31 ; это может быть признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее этих еретиков, веке в V. Для св. Андрея Критско-Иерусалимского († ок. 712 г.), составившего на этот праздник два слова и канон, это уже праздник большой торжественности. В каноне он доказывает, что в этот день должна «ликовствовать вся тварь» (п. 1), «веселиться небо и радоваться земля» (п. 4), «дерзать и играть безчадныя и неплоды» (п. 6). Возможно, что св. Андрей хотел уравнять этот праздник с другими Богородичными праздниками. Но нужно прочесть этот полный умиления и духовного восторга канон, чтобы убедиться, что и для христианина VII в. (когда жил и действовал Андрей, умерший в начале VIII в.) Рождество Пресвятой Богородицы было праздником, в который радостно трепетало его сердце и самые высокие чувствования переполняли его душу. Вдохновиться на такие песни, как нынешний второй канон на Рождество Богородицы, мог только человек, воспитанный в чествовании этого дня и, вероятно, слышавший в этот день восторженные песни прежних творцов. Помечен праздник в Иерусалимском канонаре VII в., по грузинской версии, – с видными отличиями от других дней 32 . Праздник поименован в праздничном Евангелии, подаренном Синайскому монастырю императором Феодосием III (715–717 гг.), писанном золотыми буквами и содержащем в себе чтения, очевидно, лишь на важнейшие праздники церковного года (в нем есть чтения лишь на 21 день в году, – кроме нынешних двунадесятых праздников, которые поименованы здесь все, исключая недели Ваий, может быть, случайно не упомянутой, еще на 1 сентября, 24 декабря, 5 января, 7 февраля, 9 марта, 23 апреля, 8 и 10 мая, 29 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

великомученицы Екатерины 1755 г. с портретом заказчика, монаха-синаита Иоакима, в базилике – иконы Сретения Господня и Всех Святых, с портретом одного и того же монашеского лица – на одной иконе поясным, а на другой – во весь рост. Думается нам, что здесь изображён сам художник. Как бордюрные украшения, на синайских иконах иногда изображаются в различных положениях местные ящерицы, называемые крокодилами. Такие украшения мы видим на иконе Неопалимой Купины 39) в церкви того же имени. Примечание. Всё изложенное нами здесь об особенностях критско-синайской школы иконописания имеет вид скорее конспекта, чем исследования в собственном смысле этого слова. Последнее нами будет сделано, после подробного описания синайской коллекции икон, и составит самостоятельную новую работу в ряду указанных выше. VI. Заключение Но, как мы ни старались здесь изложить научные результаты нашего заграничного путешествия обстоятельно и подробно, сделать это нам едва ли удалось. Прямые очевидные плоды его за 13 месяцев – это 4 тома собранных нами материалов и 3 учёных исследования, из коих два уже начаты печатанием. Но, помимо этих, так сказать, осязаемых результатов, в нашей душе накопилось много непосредственных живых наблюдений и впечатлений, что тоже есть не менее дорогое для нас приобретение, ибо даёт нам возможность о предметах судить непосредственно на основании вынесенных впечатлений, но что в наш отчёт не могло войти теперь никоим образом. Благие плоды этого рода приобретений, смеем надеяться, скажутся не только в более живой постановке предметов, нами преподаваемых в Академии, но даже и в наших учено-литературных трудах. Будем теперь надеяться, что собранные нами материалы не останутся нашим личным достоянием, а увидят свет в скором времени, и что Совет Академии примет для этого все зависящие от него меры. Каир-Киев 2 марта 1888 г. 26 февраля 1889 г. Приложения Приложение I. Библиотеки рукописей на Синае и Афоне под пером профессоров – палеографов В. Гардгаузена и С. Ламброса Catalogus codicum graecorum sinaiticorum scripsit W.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

543 Русско-румынские войска продолжали отступление в Добрудже. 12 октября 1916 г. они отошли от линии Черноводы – Констанца, разрушив за собой единственный мост через Дунай у Черновод. 13 октября разбитая Добруджанская армия была преобразована в Дунайскую, во главе с генералом Сахаровым. Для ее пополнения русское командование перебросило 2 корпуса. На помощь румынам выступила и русская 9-я армия. С 12 октября 1916 г. отступление румынской армии началось и в Трансильвании, где против Румынии действовали австро-германские войска под командованием генерала Фалькенгайна. 547 См.: Чернявский Н. Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Опыт церковно-исторического исследования. Сергиев Посад, 1913. 548 Гомилетика (от греч. – «искусство беседы») – учебная дисциплина о христианском церковном проповедничестве. 549 5 октября – день тезоименитства наследника цесаревича Алексея. 21 октября – день восшествия на престол императора Николая II. 551 Подворье Саввино-Сторожевского монастыря располагалось в Камергерском переулке. На этом месте в XV – середине XVII в. существовал Воскресенский «За золотой решеткой» мужской монастырь. В 1651 г. он был отдан Саввино-Сторожевскому монастырю и стал его московским подворьем. Новое здание подворья, сохранившееся до наших дней, было построено в 1907 г. по проекту архитектора И. С. Кузнецова. В начале XX в. часть подворья была отдана под меблированные комнаты, одно из помещений которого занимала кинематографическая фирма Ханжонкова. В 1938 г. подворье было передвинуто на 50 м вглубь, ныне находится во дворе д. 6 по Тверской улице. 552 См.: О высочайших пришествиях великаго государя, царя и великаго князя, Петра Алексеевича... из царствующаго града Москвы на Двину, к Архангельскому городу, троекратно бывших; о нахождении шведских неприятельских кораблей, на ту же Двину, к Архангельскому городу; о зачатии Новодвинской крепости и освящении нового храма в сей крепости. М., 1783. 554 См.: Бузескул В. П. Древнейшая цивилизация в Европе. Эгейская или критско-микенская культура//Вестник Европы. 1916. 8. С. 67–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Основателем синайской школы иконописания можно считать иеромонаха синаита Иеремию критянина, кисти которого принадлежат местные иконы в иконостасе базилики и несколько больших икон на боковых стенах главного храма и в церкви Неопалимой Купины. Эти иконы писаны им в период времени от 1512–1515 гг. Почти все, кто имел возможность видеть иконы этого художника, отзываются о них, как о произведениях «замечательного письма» (п. Нектарий, Григорович-Барский, Пр. Порфирий Успенский , проф. Кондаков и др.). Исключение и совершенно несправедливое делает лишь наш арх. Антонин, который даёт о них такой отзыв: «местные иконы не замечательны ни древностью, ни изяществом, ни убранством» 76 . Кисть этого художника на самом деле отличается правильностью рисунка, необыкновенною мягкостью и нежностью красок, отчётливостью в разработке деталей картины и знанием традиций древнейшего византийского церковного письма. В этом последнем отношении иеромонах Иеремия не имеет в Синае другого равного себе художника. Виктор Критянин и Иоанн Корнар были прямыми продолжателями художественной деятельности своего предшественника, отличались необыкновенной плодовитостью, так что произведения их кисти считаются в синайской коллекции целыми десятками, имели много учеников из синайских монахов и были в собственном смысле создателями синайско-критской школы иконописи, но их иконы в художественном отношении стоят далеко ниже произведений Иеремии критянина. Оба эти художника замечательны лишь своим трудолюбием и в этом отношении заслуживают с нашей стороны внимания и даже уважения, но, как художники в собственном смысле, они в истории критско-синайской школы имеют значение лишь потому, что явились слепыми поклонниками итальянских мастеров и в своих иконах рабски копировали великие произведения их. Усвоив себе все недостатки этих последних, как художников церковной живописи, они, по слабости своего художественного таланта, не достигли и того совершенства технического исполнения картин, каким отличались итальянские мастера.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

– если не поется служба святому: тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника (см., например, 12 сентября). 12. Бдение или полиелей святому: тропарь храма, тропарь святого, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма (см., например, 26 сентября и главу 52-ю Типикона). 13. Славословие святому в седмичный день (кроме субботы), когда на утрене поется Октоих: – в понедельник, вторник и четверг: тропари: храма, дня (в четверг – два дневных тропаря), святого Минеи; кондак дня (в четверг – два дневных кондака). «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма (см. главу 52-ю Типикона); – в среду и пятницу: тропари дня («Спаси, Господи…») и святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак дня («Вознесыйся на Крест…») (см. главу 52-ю Типикона). 14. Славословие святому в субботу, когда не поется Октоих: тропарь храма, тропарь святого, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма (см. главу 52-ю Типикона). 15. Святой шестеричный или без знака (один или два): – в понедельник, вторник и четверг: тропари: храма, дня (в четверг – два дневных тропаря), святых Минеи (один или два); кондак дня (в четверг – два дневных кондака), кондаки святых Минеи (один или два), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма (см. главу 52-ю Типикона); – в среду и пятницу: тропари дня («Спаси, Господи…») и святых Минеи (один или два); кондаки святых Минеи (один или два), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Вознесыйся на Крест…») (см. главу 52-ю Типикона); – в субботу: тропари храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (один или два); кондаки святых Минеи (один или два), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…») (см. главу 12-ю Типикона). Частные случаи (исключения) в) Неподвижные праздники 16. Церковное новолетие – индикт (1 сентября): тропарь индикта, тропарь Богородицы («Радуйся, Обрадованная…»), тропарь преподобного Симеона. «Слава»: кондак преподобного Симеона, «И ныне»: кондак индикта. 17. Обновление храма Воскресения Христова (13 сентября): тропари: Обновления, предпразднства Воздвижения, священномученика Корнилия. «Слава, и ныне»: кондак Обновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

9-й час совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9-м часе – 9-я кафизма) . Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час...». Стихи: «Да приближится молитва моя...»; «Да внидет прошение мое...». В конце 9-го часа, после «Боже, ущедри ны...», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами . Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начинаются изобразительны. Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг св. Четыредесятницы Изобразительны. После молитвы 9-го часа иерей, по традиции, облачается в фелонь, как на утрене . По обычаю, отверзается завеса царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем поются стихи блаженн с припевом к каждому стиху: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» – «Помяни нас, Господи...», на «И ныне» – «Помяни нас, Господи...». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный...». Стих: «Приступите к Нему и просветитеся...», «Лик Небесный...», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел...», «И ныне» – «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Кондаки на изобразительных: В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) – кондак храма, кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». В храме Богородицы – кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дня (в четверг – два), кондак храма, кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. Во вторник не следует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг – кондак храма апостольского или свт. Николая, так как они заменяются дневными.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

Первые дни страстной седмицы . Великий четверг рассматривался как праздничный день страстной седмицы. Правило Лаодикийского собора: «в Четыредесятницу на последней неделе не должно разрешать ( λειν, т.е. от поста) четверг ( τν πμπτην) и тем бесчестить всю Четыредесятницу, но следует поститься во всю Четыредесятницу и довольствоваться сухоядением» 1314 показывает, что был противоположный обычай и по крайней мере, от сухоядения разрешали в великий четверг. В календаре Полемия Сильвия, еп. Ситтенского в с. Италии (435–455 г.) 1315 24 марта показано Natalis calicis – память чаши (день смерти Христовой приурочивался к 25 марта, а воскресения к 27 марта). в памятниках же VI и VII вв. день этот прямо именуется праздником (solemnitas, festum) 1316 . В этот день литургия должна была носить особенно торжественный характер; она совершалась поздним вечером (в подражание Спасителю), а по местам кроме того и утром. Бл. Августин в ответ на вопрос Ианнуария: «совершать ли приношение (евхаристию) в великий четверг утром, а потом опять после обеда? поститься и после евхаристии обедать, как мы обыкновенно делаем?» пишет: «иным очень нравится некоторое мнимое основание для того, что в один (с. 282) определенный день года, когда Господь преподал вечерю, можно как бы по особому воспоминанию совершать евхаристию и принимать Тело и Кровь Господню по принятии пищи. Но я считаю более приличным совершать ее в такой час, чтобы к приношению могли приступать постившиеся, но после подкрепления, которое бывает в 9-й час. Этим мы не принуждаем никого в день Господней вечери завтракать, но ни с кем и не спорим; вообще я не обсуждаю этого установления, заявляя только, что большинство или почти все в большинстве мест привыкли в это день (только) обедать (coenare); и так как некоторые блюдут и пост, то утром совершается Христово приношение из-за завтракающих, так как они не могут вынести вместе и поста, и омовения, вечером же 3 из-за постящихся» 1317 . Бл. Августин, таким образом, отмечает двойную практику: в великий четверг одни совершали литургию и утром, чтобы возможен был завтрак (отмена поста), и вечером (в память вечери Христовой); другие только вечером; но из последних – одни до принятия пищи, другие – после принятия. Бл. Августин склоняется к последней практике. И Карфагенский собор 419 г. позволяет в великий четверг совершать литургию после принятия пищи 1318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

9-й час совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9-м часе – 9-я кафизма) . Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час…». Стихи: «Да приближится молитва моя…»; «Да внидет прошение мое…». В конце 9-го часа, после «Боже, ущедри ны…», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами . Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны. Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг св. Четыредесятницы Изобразительны. После молитвы 9-го часа иерей, по традиции, облачается в фелонь, как на утрене . По обычаю, отверзается завеса царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем поются стихи блаженн с припевом к каждому стиху: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» – «Помяни нас, Господи…», на «И ныне» – «Помяни нас, Господи…». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный…». Стих: «Приступите к Нему и просветитеся…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел…», «И ныне» – «Верую…», «Ослаби, остави…», «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Кондаки на изобразительных: В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) – кондак храма, кондак дня (в четверг – два), кондаки рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дня (в четверг – два), кондаки рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дня (в четверг – два), кондак храма, кондаки рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Примечание. Во вторник не следует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг – кондак храма апостольского или свт. Николая, так как они заменяются дневными.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-07/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010