Затем в конференц-зале Казанского кафедрального собора состоялась встреча митрополита Павла с общественностью края и духовенством Забайкальской митрополии. Глава Белорусского экзархата передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Наш визит на Забайкальскую землю — это отеческая забота Святейшего Патриарха о пастве Православной России, о православных Забайкальского края», — сказал архиерей. Празднование 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира стало значимым событием для всех стран, объединенных верой во Христа. Забайкальская земля стала в эти дни местом молитвенного обращения ко святому князю Владимиру, местом его прославления. Митрополит Павел подчеркнул, что подвиг князя Владимира заключен в выборе пути развития нашей страны. И этот путь — путь Евангельский. Русь Святая хранит веру православную, как и завещал великий князь. Продолжая встречу, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу, Высокопреосвященнейшему митрополиту Павлу за заботу и попечение о православных верующих Забайкальской митрополии. Затем владыка Павел ответил на вопросы собравшихся. После встречи с духовенством и общественностью было совершено всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе забайкальской столицы перед ковчегом с недавно обретенными мощами великомученика и целителя Пантелеимона в честь дня памяти святого угодника Божия, а на следующий день — Божественная литургия. Возглавили праздничные богослужения митрополит Минский и Заславский Павел и митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир. Торжественные богослужения в эти дни посетило несколько тысяч человек, на память о торжествах прихожанам раздавались иконки святого равноапостольного князя Владимира с благословением митрополита Минского и Заславского Павла. По окончании Божественной литургии Патриарший экзарх всея Беларуси благословил участников II молодежного велопробега, посвященного 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира. Молодые забайкальцы — участники православного молодежного движения Читинской епархии «Возрождение», спортсмены, прихожане храмов города проехали по маршруту: Казанский собор г. Читы — часовня святого великомученика и победоносца Георгия на мемориале Победы — поклонный крест, посвященный Крещению Руси, на вершине Яблоневого хребта. По прибытии к поклонному кресту был совершен молебен Крестителю Руси.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

В 10 час. прибыли на ст. Петровск, около кот. в поле принял волостных старшин Ярославской губернии. Оттуда поехал с дочерьми в Петровск к обедне по случаю Вознесения. Вернулся в поезд в 12 1/2 к завтраку. Около 2 час. отправился с ними же в Переславль по отличному шоссе; на 13й версте переехали во Владимирскую губернию. Не доезжая города, остановился у Никитского монастыря; затем в городе посетил Даниловский мон. и Фёдоровский женский монастырь. Несколько раз собирался дождь, но проходил благополучно. Выехал за город вдоль красивого Переславского озера в усадьбу Владимирского дворянства. Прием его был прекрасно и широко устроен. Осмотрели ботик Петра Великого и памятник ему, поставленный на том месте, где когда-то стоял его дом. Спустился к озеру и с пристани смотрел на катание морских потешных на шлюпках. Затем поднялся к павильону, в кот. нас угостили чаем и пр. Для публики были разбиты шатры между деревьями. После взаимного пития здравий уехали и прибыли в Петровск в 7 1/2 (40 верст в 45 мин.). Аня тоже была на приеме с своими родителями; она проехала с нами в поезде до след. станции. Остановились на ночь на ст. Балакиреве в 10 1/2. 24-го мая. Пятница. В 10 час. утра при отличной погоде приехали в Троице-Сергиеву Лавру. Элла встретила нас. Поехал с дочерьми к обедне и молебну. Затем зашли в митрополичьи покои и выпили чаю. В 12 1/2 продолжали путь. После завтрака стало жарко в вагонах. В 3 1/2 прибыли в Москву на бывш. Брест[ский], ныне Александровский вокзал. Поч. караул от Астраханского гренад. полка, семейство и все наивысшее нач. Сел верхом; Аликс с Алексеем и все вел. княгини в экипажах проехали к Иверской и к Спасским воротам. Встреча народа на улицах напоминала въезды на Коронацию. От ворот пошел пешком за крестным ходом к Архангельскому собору, где я возжег сооруженную всем семейством лампаду над гробницею Михаила Феодоровича. По отслужении литии по нашим предкам вышли во дворец. Принял поч. кар. от Екатеринославского полка. В 5 1/4 пришел к себе. Пили чай с Ксенией и Ольгой. Занимался.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Выше был отмечен спор между Тамб. епископом Игнатием и Астрах, митр. Сампсонием о городе Петровске. Несмотря на грамоту патр. Адриана от 23 мая 1698 г., отдававшую г. Петровск епископу Игнатию, Петр I своим указом, без отписки с патриаршими учреждениями, от 20 окт. 1698 г., передавал Петровск в ведение митр. Сампсония, заручившегося потом поддержкой придворного вельможи Бориса Алексеевича Голицына – вследствие чего и происходил спор между архиереями. – Также без предварительного сношения с патриархом государь в бытность свою, во время похода, в Воронеже, в 1699 г. 9 апр. указал приписать в епархию святителя Митрофана «города Рязанской епархии: Усмань, острожки – Демшинский и Белоколодезь с уездами и дворцовую волость село Мокрый Боерак с приселком», а книги отдать во Воронеж 170 на том основании, что рязанская митрополия «не скудна и довольствоваться ей без тех городов и волостей мочно», и что «те города с уезды, и волости к Воронежу в ближних верстах» 171 . Грамота патр. Адриана Авраамию, митрополиту Рязанскому, об отдаче по указу Петра означенных городов и волостей из Рязанской епархии в Воронежскую последовала с запозданием в месяце мае 1699 г. уже после того, как о распоряжении государя известил патриарха сам Авраамий. В грамоте патр. Адриан, отмечая, что митр. Авраамий «не отписався к свят. патриарху» велел отдать окладные книги с распискою, находил извинение поступку Авраамия сделавшего так «опасаясь Великого Государя гневу» 172 . Назначение, перемещения и отписка городов и сел от одной епархии к другой давали Петру I действительную власть над русскими архиереями, большую, чем имел над ними патр. Адриан. Неудивительно, что епархиальные владыки почувствовали, к кому они больше должны тяготеть, к царю или патриарху, чтобы прочнее занимать свои кафедры и получить для себя повышение или увеличение епархии и других духовных и материальных благ. Единомышленники патриарха должны были стушеваться или заявить себя сторонниками реформ Петра, делая это искренно, или только прикидываясь; в противном случае, при поддержке и проведении в жизнь теоретических взглядов патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Правящему архиерею Челябинской епархии иметь титул «Челябинский и Миасский». 3. Правящему архиерею Златоустовской епархии иметь титул «Златоустовский и Саткинский». 4. Епископом Златоустовским и Саткинским избрать игумена Викентия (Брылеева), клирика Челябинской епархии. 5. Место наречения и хиротонии игумена Викентия (Брылеева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О чем и послать соответствующий указ. 6. Включить Златоустовскую епархию в состав Челябинской митрополии.   ЖУРНАЛ 115 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении Читинской кафедры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Читинским и Петровск-Забайкальским быть Преосвященному епископу Нерчинскому и Краснокаменскому Димитрию, временно управляющему Читинской епархией, с поручением ему временного управления Нерчинской епархией. 2. Назначить Преосвященного епископа Читинского и Петровск-Забайкальского Димитрия главой Забайкальской митрополии.   ЖУРНАЛ 116 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об архипастырском окормлении приходов Московского Патриархата в Республике Армения. ПОСТАНОВИЛИ: Образовать Патриаршее благочиние в составе приходов, находящихся в Республике Армения, назначив управляющим упомянутыми приходами Преосвященного епископа Владикавказского и Аланского Леонида с сохранением за ним управления Владикавказской епархией.   ЖУРНАЛ 117 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений, о распределении выпускников в 2016 году. Справка: В своем заседании от 22 октября 2015 года (журнал 78) Священный Синод утвердил Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и регламент к нему. В своем заседании от 16 апреля 2016 года (журнал 19) Священный Синод утвердил распределение выпускников 2016 года на основании предложений Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений. Также председателю Комиссии было поручено представить Священному Синоду сведения о фактическом распределении с учетом результатов вступительных экзаменов на более высокие ступени обучения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4726693...

В XIX-XX вв. на Вост. Кавказе были распространены небольшие по численности, но разветвленные общины старообрядцев и сектантов. Со времени церковного раскола XVII в. среди терских и особенно гребенских казаков было немало старообрядцев. В Терском казачьем войске служили также и иноверцы (в основном мусульмане и буддисты). Старообрядцы проживали в Кизлярском и Тарумовском р-нах на севере Д. Сектанты, большей частью молокане, появились в Д. в результате политики Николая I, целенаправленно высылавшего их на Кавказ из Поволжья и др. внутренних губерний Российской империи. В нач. 1897 г., когда главноначальствующим гражданской частью на Кавказе стал кн. Г. С. Голицын, ссылка в Закавказье сектантов была отменена «в интересах русского дела колонизации края православным русским элементом и ограждения последнего от влияния сектантов». 15 апр. 1899 г. было утверждено Положение о переселении в Ставропольскую губ., местности Сев. Кавказа и Закавказья, включая области с «военно-народным управлением» (в т. ч. Дагестанскую) «крестьян коренного русского происхождения и православного вероисповедания». На его основании на территории Терской и Дагестанской областей начались работы по обследованию свободных казенных земель. В 1901 - 1908 гг. на них было образовано 7 переселенческих участков (РГИА. Ф. 391. Оп. 2. Д. 39. Л. 64; Оп. 4. Д. 537. Л. 36 об.- 37; Д. 571. Л. 34-35 об.). В нач. XX в. численность рус. населения в Д., в основном исповедовавшего Православие, приближалась к 100 тыс. чел. К 1917 г. здесь действовали 22 правосл. храма. Большое внимание уделялось и религ. образованию, были открыты церковноприходские школы, в т. ч. в Темир-Хан-Шуре (с 1892), Дербенте (с 1893) и Петровск-Порте (ныне Махачкала) (с 1892). В 1892 г. в петровской и темир-хан-шуринской школах обучалось 169 учащихся. В 1899 г. в 3 правосл. церковноприходских школах обучалось 174 учащихся (ок. 1/3 - девочки). При Николаевской ц. Петровск-Порта находилась церковноприходская школа, в к-рой с 1906 по 1913 г. обучалось 106 учащихся (мальчиков - 49, девочек - 57).

http://pravenc.ru/text/168606.html

Петровское. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Петровское упоминается в летописях с 1207 года, когда принадлежало ростовскому Петровскому монастырю. В 1763 году через село по пути в Ярославль проехала императрица Екатерина II (1762-1796), обратившая внимание на Петровское. Оно было преобразовано сначало в уездный, а в 1797 году в заштатный город Петровск. На площади в центре Петровского находится собор Петра и Павла. Его стройный силуэт влечёт к себе издалека, на него ориентированы главные улицы Петровского. Треугольник фронтона, завершающего компактный по объёму четверик, зрительно облегчает переход к высокому и широкому восьмерику, на котором покоится глухой барабан с круглой главкой. Едва намеченные пилястры портика со стилизованными капителями напаминают фигурные ниши, в которых утоплены окна. Подобная декорация четверика, круглые окна второго света и пучки пилястр на углах барабана восьмерика являются отголосками стиля барокко, оставившего заметный след в этом классическом памятнике. Небольшая трапезная, равная по объёму апсиде храма, и стройная трёхярусная колокольня с рустрованной нижней частью завершает гармоническую композицию Петропавловского собора.  Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Несколько источников подтверждают дату постройки храма - 1783 год. Н.К.Шахов, староста Петровского собора в своей книге ( " Город Петровск, Ярославской губернии. Его прошлое и настоящее " Ростов Ярославский, 1904.) ссылается на указ EkamepuhыII от 10 мая 1779 года о выделении 8000 рублей на строительство храма. " Храм был посвящен святым апостолам Петру и Павлу и выстроен по Высочайше утвержденному чертежу и проекту губернского архитектора Ивана Левангагена. Наружным зданием был построен в 1782 году, а к следующему году окончили внутреннее устройство. " По благословению Святейшего Правительствующего Синода члена преосвященного Самуила Архиепископа Ярославского и Ростовского освящен храм сей в лето 1783, сентября в 10 день Ростовского Богоявленского монастыря архимандритом Аврамием со священным собором " " (там же, с. 12). Так же в храме хранится закладной камень, подтверждающий эти же даты.

http://sobory.ru/article/?object=03765

38 С. И. Введенский. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при св. Митрофане. Воронеж. 1903 г. (Отд. оттиск из «Воронежской Старины», вып. III. Воронеж, 1903 г.). 39 Воронежская Старина, вып. IV, стр. 63–64. Св. Митрофан в 1700 г., во время пребывания Петра в Воронеже, в два раза дал Петру «на вспоможения святыя войны против неприятеля креста святого» и «на строение кораблей» 7000 р., на нынешние деньги около 70 тысяч руб. 40 Воронежская Старина, вып. I, стр. 214. Весьма обстоятельное извлечение из переписанных книг Воронежской епархии Н. И. Поликарповым напечатано во втором выпуске Воронежской Старины, стр. 46–63. Тут названы все церкви и села по городам, уездам и станам. В IV вып. Воронежской Старины помещена подобная карта Воронежской епархии конца XVII и нач. XVIII в., составленная II. В. Никольским , с объяснением (стр. 255–260). 41 Там же 1, стр. 216–217; ср. Моск. Арх. М. Ю. Монаст. Прик, дело 1704 г. 31. Прих.-расх. кн. Воронежской епархии. Подлинные документы для свыше приведенных сведений хранятся в Моск. Глав. Арх. М. Юстиции, откуда они извлечены и совсем недавно обнародованы сотрудниками весьма ценного издания «Воронежская Старина», четыре первых выпуска которой посвящены, главным образом, изданию материалов и сообщений, относящихся к истории воронежской епархии, преимущественно со времени основания и до конца первой четверти XVIII в., и к личности Воронежского первосвятителя Митрофана, со времени кончины которого в 1903 году 23 ноября исполнилось 200 лет. Третий выпуск, носит название юбилейного. 43 Прот. И. Саввинский. Астраханская епархия (1602–1902 г.). Вып. I, стр. 42. Астрахань. 1905 г. 46 Саратовский Край... I. стр. 11. Здесь говорится, что Петровск основан 29 июня, в день тезоименитства Петра I; но, как видно из других документов, Петровск существовал, ранее 29 июня. В Петров день могла быть освящена его первая церковь . 48 Там же. 98. Патриарх Адриан писал м. Сампсонию: «А как к тебе сия наша грамота придет, и ты бы новопостроенные города, которые построены у Волги реки на устье р. Камышевки, да на той черте, к Дону реке, в тех городах церкви великомученика Георгия и Димитрия и впредь в тех городах о церковном строении благословенные грамоты давал и к церквам в попы и дьяконы посвящал и во всяком церковном управлении освященного и мирского всякого чина в духовных делах ведал ты».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

На исходе XVII в. в территории Астраханской епархии прибавилось несколько городов и населенных пунктов, но все они лежали или ниже Самары или к северо-западу от Царицына в бассейне среднего Дона. Если где-то, то именно здесь, русские монастыри проявляли свою колонизаторскую и промышленную деятельность. Московские монастыри: Троице-Сергиева Лавра, Новоспасский и Чудов, пожалованные рыбными ловлями, выслали на Волгу целые артели. Монастырские артели летом жили на островах и воде, на зиму перебирались на берег. Устраивался поселок, являлась церковь (Березники, Архангельское и др.). Из монастырского поселка со временем вырастал целый город. В 1685 г. так образовался г. Хвалынск, в 1690 г. – Вольск. Помимо монастырских крестьян, тут селились беглые крестьяне, помещичьи, черносотные служилые люди, пахотные солдаты и т. п. Понятно, с приливом населения возникали новые города по сторожевой линии. В 1692 г. на линии, отодвинутой к югу от сызранской сторожи, при Волге в пределах Астраханской епархии 365 возник г. Дмитриевск – Камышин 366 . Другие города строились по Дону и его притокам. На левобережье Дона против Царицына построены два небольших городка – Качалинский (Воровской) и Паншин. Оба городка отданы в ведение астраханского архиерея и на первых порах чуть не наделали хлопот м. Самсонию. В 1699 году митрополит получил от князя Голицына очень неприятное письмо. Князь писал: «во время пребывания в г. Паншине по просьбе казаков государь Петр Алексеевич указал царицынскому архимандриту Антонию освятить тамошнюю церковь . Архимандрит учинился силен и не поехал освящать церковь, так что пришлось взять его силой». То же случилось и в Качалинске. Заметно, что князь скрыл проступок архимандрита от царя Грозного для духовенства и просил м. Самсония не поступать строго с виноватым, чтобы тем самым и на себя не навести государева гнева. В ответном письме митрополит сообщил, что все улажено и впредь архимандрит не допустит ослушания. Заодно м. Самсоний сообщил, что и в Петровск, построенный в 1698 г. в верховьях Медведицы, по приказу государя поставлено два священника. Но Петровск оказался спорным городом между Тамбовской и Астраханской епархией 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

53 Действительно, после подчинения Тамбовской епархии местоблюстителю, Рязанская епархия оказалась одной из обширнейших, а по количеству «данных» церквей уступала только бывшей патриаршей области. В 1699 и 1700 г.г. в ней насчитывалось 955 церквей да в Тамбовской, без Петровска и Борисоглебска – 168; всего следовательно, 1129 церквей, с Петровскими и Борисоглебскими церквами ведению местоблюстителя передавалось около 1135 окладных храмов, тогда как у новгородского владыки в то время было только 1017 данных церквей. 54 От количества епархиальных церквей значительно зависела денежная доходность архиерейского дома. Петр Великий и Стефан Яворский понимали это. С 1701 года южной границей двойной епархии м. Стефана оказалась кривая линия с верховьев р. Медведицы, где стоял г. Петровск, проходившая через среднее течение р. Хопра на устье р. Вороны в Хопер, где в 1695 г. построен г. Борисоглебск, 55 на западе Рязанская епархия граничила с Воронежской в верхних бассейнах рек Хопра, Битюга и Воронежа. В верховьях р. Дона через реки Шат и Проню и среднее течение р. Оки, отделяя города Богородицк, Епифань и Гремячий к Рязанской епархии, проходила старая граница её с Коломенской епархией, сливаясь на севере, в верховьях р. Цны, близ села Дединова, с северной границей по отношению к бывшей Патриаршей области. Северные пределы Рязанской епархии шли по северной территории Муромского уезда; отсюда уже шла восточная граница через среднее течение р. Мокши и её притока р. Вад, западнее городов Темникова, Керенска, Верхнего Ломова на г. Петровск. Таким образом, через присоединение Тамбовской епархии заметно изменилась только южная и юго-западная граница Рязанской митрополии. 56 По числу городов Рязанскую епархию в начале XVIII в. нужно назвать также одной из «многоградных». Кроме городов Тамбовской епархии, ее составляли – кафедральный город Рязань, с давнишним титульным городом Муромом, затем города: Елатьма, Касимов, Кадом, Щацк, Сапожек, Ряжск, Сокольский, Романов, Лебедянь, Данков, Епифань, Богородицк, Скопин, Пронск, Михайлов, Гремячий, Переяславль-Рязанский и Дединово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Если светские чиновники еще сетовали на остатки власти в руках духовных администраторов, то царская власть начинала открыто действовать, совершенно не считаясь с самим архипастырем. Так, 23 мая 1698 г. патриарх Адриан грамотой епископу Игнатию приписал город Петровск к Тамбовской епархии. Однако митрополит Астраханский Сампсоний заручился поддержкой видного вельможи Б. А. Голицына — и указом Петра I от 20 октября (без уведомления патриарха) Петровск перешел к Астраханской епархии. В дальнейшем Адриан вынужден был подтверждать самовольный передел епархий царем. Не в силах противиться указам светской власти, Адриан не мог умереть, не противопоставив беззаконным разорителям хотя бы слово истины. «Суд святительский», напоминающий в условиях террора, «мздоимства великого и кражи государственной» (по выражению сподвижника Петра князя Б. И. Куракина) глас вопиющего в пустыне, стал духовным завещанием патриарха. Оригинал «из патриаршей спальни» в ГИМ. Синодальное собр. 578/468. Л. 68—238. Опубл.: Статьи о святительских судах, собранные по повелению патриарха Адриана//ЧОИДР. 1847. Год 3. 4; О святых судах//Калачев Н. В. О значении Кормчей в системе русского права. М., 1850. Приложение. С. 11—80. Копии с ханских ярлыков, использованные впоследствии многими учеными, см. там же, л. 238 об. — 260, и в том же собрании 962/272. 518 л. NCЗ-I. Т. 4. 1765. Об этом говорится в Регламенте или Уставе Духовной коллегии среди «важных вин», заставляющих государя считать Синод лучше единоличного пастырства. СГГиД. Т. IV. 128—131; АИ. Т. V. 75. Подробнее см.: Горчаков М. О земельных владениях митрополитов, патриархов и св. Синода. Спб., 1871; и др. NCЗ-I. Т. 3. 1613; ср. 1664. ААЭ. Т. IV. 315 (грамота от декабря 1696 г.). Горчаков М. О земельных владениях... С. 554—555; Забелин И. Е. История города Москвы. Ч. I. М., 1902. С. 513—519 и др. По опыту строительства морского флота на Воронеже в русско-турецкую войну 1672—1681 гг. об этом прекрасно знали на высшем государственном уровне. См.: Востоков А. X. Посольство Шакловитого к Мазепе в 1688 г.//Киевская старина. 1890. Т. XXIX. Апрель—июль. С. 199—226.

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010