Содержание Трипеснцев: Изображение спасительных подвигов поста (Трипеснецы понедельника), призыв к покаянию и добродетельной жизни (Трипеснецы вторника), прославление Креста Господня (Трипеснецы среды и всей 4-ой седмицы) и крестных страданий Спасителя (Трипеснецы пятницы), прославление святых Апостолов (Трипеснецы четверга) и святых мучеников (Четверопеснецы субботы). 3) КАНОН В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ, имеющий в троичных и богородичных тропарях краестрочие: «НЕДОСТОЙНАГО ФЕОДОРА». Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 147 . 4)КАНОН В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ. Содержание канона – глубокое чувство сокрушения о своих грехах и молитва ко Господу о милосердии на Страшном суде 148 . 5) КАНОН В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ. В нем прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему. Самое торжество изнесения Креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и св. Пасхи 149 . 6) 24 CTUXIPЫ на ГОСПОДИ ВОЗВАХ, – по одной в неделю Сырную 150 , в понедельник 151 , в среду 152 , четверг 153 1-ой седмицы Великого поста, в неделю Православия 154 , в понедельник 155 , вторник 156 , среду 157 , четверг 158 2-ой седмицы Великого поста, в неделю вторую Великого поста 159 , в понедельник 160 , вторник 161 , среду, 162 четверг 163 3-ей седмицы Великого поста, в неделю Крестопоклонную 164 , четверг 4-ой седмицы Великого поста 165 , в неделю 4-ую Великого поста 166 , в понедельник 167 , вторник 168 , среду 169 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник 170 , вторник 171 , среду 172 и четверг 173 6-ой седмицы Великого поста. Общее их содержание: призыв верующих к подвигам поста и утешение их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и дня св. Пасхи. 7) 15 СЕДАЛЬНОВ на утрени – по одному по третьем стихословии: в понедельник 1-ой седмицы Великого поста 174 , в понедельник 175 , вторник 176 , среду 177 , четверг 178 , пятницу 179 3-ей седмицы Великого поста, в среду 180 и четверг 181 4-ой седмицы Великого поста, в понедельник 182 , вторник, 183 среду 184 5-ой седмицы Великого поста, во вторник 185 , среду 186 , четверг 187 и пятницу 188 6-ой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Часы вседневные совершаются в остальные дни года и в таком порядке: 1й бывает сряду за утренею, 3й и 6й — пред литургиею, а 9й — пред вечернею. Литургия В Православной Церкви литургия совершается: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров. Литургия Василия Великого бывает непременно 10 раз в году; именно: в первые пять воскресений Великого поста и в четверг и субботу Страстной седмицы (хотя бы в один из этих дней и случился праздник Благовещения), 1 января — день памяти святого Василия Великого и накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, если канун не случится в субботу или воскресенье; в последнем случае в кануны совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а литургия святого Василия Великого переносится на самые праздники. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту, в седмичные дни его, кроме субботы, — именно: 1) в среду и пятницу 1–6 седмиц Великого поста (если не случится Благовещение, в каковой праздник — литургия святого Иоанна Златоуста); 2) в день чтения великого канона на 5й седмице Великого поста — в четверг или вторник (чтение канона переносится с четверга на вторник тогда, когда в четверг или среду случится Благовещение (литургия святого Иоанна Златоуста) или храмовый праздник (литургия Преждеосвященных даров); 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если не Случится Благовещение, когда литургия святого Иоанна Златоуста); 4) иногда в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста, — именно, когда в эти дни случатся праздники святых с полиелеем (24 февраля и 9 марта) и храмовые (Типикон, Храмовые гл. 34, 35). На 1й седмице Великого поста в понедельник-пятницу празднования храму не положено; оно переносится на субботу этой седмицы или же на неделю (воскресение) сырную; также праздник Сретения, если случится в понедельник 1й седмицы (а в дальнейшие дни не может случаться), переносится на неделю сырную. Литургии не положено совершать: 1) в среду и пятницу сырные; но если в эти дни случится Сретение или храмовой праздник, то бывает литургия святого Иоанна Златоуста; 2) в понедельник, вторник и четвергседмицы Великого поста; 3) в понедельник, вторник и четверг 2–6й седмиц Великого поста; но если случатся в эти дни: святой с полиелеем или храмовой праздник, то — литургия Преждеосвященных даров; та же литургия совершается на 5й седмице в день чтения канона святого Андрея Критского (т.е. в четверг или вторник); в праздник же Благовещения — литургия святого Иоанна Златоуста; 4) в Великую Пятницу; но если в этот день случится Благовещение, то совершается литургия святого Иоанна Златоуста; 5) в пятницы пред Рождеством Христовым и Богоявлением, когда канунами этих праздников будут суббота или воскресенье.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Стихиры на «Хвалите...»: стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы» 394 . По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4. По входе: – в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак дня; – в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь храма, тропарь святого, кондак дня (в четверг – два кондака), кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Отпуст вседневный. §4.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае святого с великим славословием в субботу Если святой со славословием случится в субботу, то каноны Октоиха не поются (в связи с этим не поются и дневные тропарь и кондак; см. Типикон, главу 52-ю). Также пение тропарей на вечерне и утрене всегда завершается пением воскресного Богородична уходящего гласа. Эти особенности субботней службы указаны в 11-й и 52-й главах Типикона. В остальном же богослужение имеет те же особенности, что и славословная служба в другие дни седмицы. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры святого на 6 (если в Минее всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Рыжова О.Б. четверг РАМТ. Спектакль " Горе от ума " Литература Бывшева Ю.А. Себина Е.Н. пятница Занятия с ЮНИПРОшкой. " Один дома " безопасность Седых М.Л. Голубятникова С.С. Музей-квартира М.Горького Литература Рышкова В.В. суббота Театр Мастерская Фоменко. Спектакль " Вишневый сад " Литература Себина Е.Н. четверг 10.00-14.00 Рождественская благотворительная ярмарка Воронкова И.Е. Рышкова В.В. Голубятникова С.С. суббота Спектакль " Капитанская дочка " Литература семейный выход (с родителями) воскресенье добровольцы Поездка в РДКБ с подарками к Рождеству и Мастер-классами Бывшева  Ю.А. Воронкова И.Е. Праздник " В ожидании Рождества " спектакль Седых М.Л. четверг Молебен на окончание года, праздник " В ожидании Рождества " (Средняя, старшая школа) Бывшева Ю.А. Рыжова О.Б. Воронкова И.Е. четверг Посвящение в гимназисты ЯНВАРЬ 2024 Крещение Господне. Богослужение кураторы классов 9,10,11  Особняк Рябушинского Себина Е.Н. Градский Холл. Конерт " Рождество с ансамблем Ихтис " Воронкова И.Е. понедельник дошкольное отделение Рождественский праздник Коненкова И.Д. понедельник  Театр Вахтангова. Спектакль " Евгений Онегин "  Бывшева Ю.А. четверг Музей А.С.Пушкина, экскурсия " В одной отдаленной губернии " Литература Себина Е.Н. Рыжова О.Б.  вторник Храм свт.Николая в Кленниках, иконописная мастерская Паломничество  Бывшева Ю.А. Голубятникова С.С. ФЕВРАЛЬ 2024 пятница Музей М.Ю.Лермонтова Литература Рыжова О.Б. Себина Е.Н. пятница ГМИИ им Пушкина История, МХК Воронкова И.Е. Пиляева Е.Н. воскресенье сборная команда Отборочный тур  ежегодной молодёжной интеллектуальной игры " Брейн-ринг " среди команд Юго-Западного викариатства Закон Божий, история   Бывшева Ю.А. четверг 1-11 сотрудники, учащиеся, родители СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Литургия четверг Киноклуб. Смотрим фильм " Евангелие от Иоанна " . Старт проекта " По стопам Иоанна Богослова " кураторы классов, Себина Е.Н. суббота Московский государственный историко-этнографический театр спектакль " Ученик Лицея " Литература Рыжова О.Б. Себина Е.Н.

http://gymnasia-radonezh.ru/extcurr

Разделы портала «Азбука веры» ПАРИМИИ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ И ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ Сырная седмица Пятница Первая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Вторая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Третья седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Четвертая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Пятая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Шестая седмица Великого поста (Ваий) Понедельник Вторник Четверг Пятница Суббота Ваий Страстная седмица Великий Понедельник Великий Вторник Великая Среда Великий Четверг Великая Пятница Великая Суббота СЕПТЕМВРИЙ 1 СЕПТЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА И НОВЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ГОД. 1. Пророчества Исаина чтение. Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищым посла мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущыя, дати плачущым Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущым, украшение славы вместо, духа уныния: и нарекутся родове правды насаждение Господне во славу. И созиждут пустыни вечныя, запустевшыя прежде воздвигнут: и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. И приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы орателие и виноградарие ваши: вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога вашего, речется вам: крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете. Сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их. Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреде людий: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословено от Бога, и радостию возрадуются о Господе. Ис 61:1–9 2. Левитских книг чтение. Глагола Господь сыном Израилевым глаголя: аще в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я: и дам вам дождь во время его, и земля даст рождения своя, и древа польная отдадят плод свой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

В том же сочинении несколько далее встречаем следующие строки: «...всякий тео-моралистический принцип шел... впереди факта и теоретически, так сказать, – de jure, – определял и оформлял собою этот факт»... Присланный Подольской сем. в начале своей работы пишет: «величественное, вдохновенное и прекрасное христианское богослужение, священная лирика которого так мощно действует на религиозно-настроенную душу и которым так восхищаются иностранцы, представляет собою, можно сказать, идеальное выражение сущности христианской религии, ее природы, ее характера». В сочинении волонтера Вологодск. сем. встречаем период, который, начинаясь в конце первой страницы, кончается далеко не в самом верху третьей. В этом же сочинении употреблены выражения: «лейт-мотив» (стр. 4) и «до зде» (стр. 5), заимствованный автором из совершенно разнородных источников, но одинаково неуместные в письменной работе на приемных испытаниях. В частности, можно отметить небрежность и невнимательность многих авторов при цитации текстов Писания и вообще при ссылках на него. Волонтер Московск. сем. влагает в уста Спасителя следующие слова: «Мною закон и пророцы висят»; по замечанию волонтера Волынск. сем., «Ветхий Завет называется в Священном Писании «сенью грядущих благ» и «зерцалом гаданья»; он же пишет: «Православная Церковь заимствовала из Ветхого Завета в Свое Церковно-общественное Богослужение «вся, яже к назиданию, животу и благочестию»; у волонтера Костр. сем. читаем: «закон был для нас путеводителем ко Христу —554— Гaл. III, 24 ». Волонтер Симб. сем. пишет: «в молитвословиях... таинства брака испрашивается брачущимся чадородие, на подобие чадородия Иакова и Ревекки»; по мнению волонтера Кишин. сем., Самуил был первосвященником. Замечено в некоторых сочинениях подобное же отношение к церковному уставу и богослужебным книгам. По замечанию одного из волонтеров Московск. сем., утреннее богослужение оканчивается чтением только псалма 100-го; он же полагает, что в состав шестопсалмия входят псалмы 6 и 77.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этим занятиям и некоторым вопросам истории иконографии посвящены две главы его «Отчета»: 4 . Памятники христианских древностей на Востоке. 5 . Критско-синайская школа иконописи, ее происхождение и характеристические особенности пошиба письма. 55 Но, конечно, главный интерес Дмитриевского был обращен на рукописные сокровища Православного Востока. А наблюдения над его церковной жизнью создали популярное описание Дмитриевским церковных порядков и богослужения современного Православного Востока. В 1891 году вышел первый выпуск «Современного богослужения на Православном Востоке» (Киев, 153 стр.). Этим первым выпуском труд Дмитриевского и ограничился, если не считать выходившие в XX веке его описания великих праздников в Палестине. «Современное богослужение».вызвало резкую критику «анонимного рецензента» 56 – настоятеля посольского храма в Константинополе архимандрита Арсения (Изотова). 57 Его, типичного «грекофоба», возмутила книга Дмитриевского, вызвав опасения, что «читатель начинает думать, что практика, обычаи и обряды восточные поставляются в образец нашей Русской Церкви, которая по ним, как по масштабу, оценивает свои обычаи и обряды». 58 Его возмущали «ученые мужи», которые «представляют современную практику церковную греков образцовой и поучительной для нас». 59 Довольно бледно критикуя Дмитриевского и внося свои поправки 60 , он обнаруживает, что «положительно не знаком ни с историей христианского православного богослужения вообще, ни с историей богослужения в Русской Церкви, в частности, а о церковной археологии он едва ли даже слыхал» (Дмитриевский). 61 Заграничная командировка Дмитриевского была только началом его почти ежегодных путешествий в каникулярное время с целью пополнения и проверки литургических материалов. Так, например, летом 1889 г. он опять работает в Иерусалиме и в Святогорских монастырях. 62 Летом 1891 года он посещает Афон в четвертый раз, Солунь, Афины, Смирну, Патмос, куда он неожиданно собрался, читая книгу И. Саккелиона в Пантелеимоновом монастыре 63 , и Италию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Восплотившийся от Духа Св. И от Св. Девы вочеловечившийся. Свет нам возсияло, Христе Боже, Твое пришествие, Отоблеск Отца 141 . Все творение Ты просветил, Всякое дыхание славив Тебя, Начертание 142 славы Отца, Сущий и предсуществующий 143 . И возсиявший от Девы, Боже, Помилуй нас. Дважды. Что принести Тебе, Христе, За то, что Ты явился на земле, как человек для нас. Каждое из бывших Тобою творений Приносит Тебе благодарность: Ангелы – песнь, Небо – звезду, Волхвы – дары, Пастыри – удивление, Земля – пещеру, Пустыня 144 – ясли, Мы же Мать Деву. Предвечный Боже, Помилуй нас. Дважды. Слава и ныне, глас той-же. Касиино. С единовластительством 145 Августа на земле Прекратилось многоначалие у людей 146 . С вочеловечением Твоим от Чистой Упразднилось многобожие идолов. Одному царству мирскому Подчинились государства, И в одно владычество Божества Племена 147 уверовали. Переписаны народы Указом кесаря, Написаны мы, верные, Именем Божества 148 , Именем Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе. В надписании стихир сохранены и имена авторов их. Первая стихира надписана именем Германа. Уже первое место стихиры в службе праздника показывает, что это древнейший песнописец, именно известный Герман, патриарх константинопольский VIII в. (†740), автор стихир и на некоторые другие праздники (см. РБ. 51), на 16 августа и многие памяти святых. Его песни древнее Дамаскиновых, которых наиболее в службе Рождеству. Между рождественскими песнями древнее Германовых, не считая тропаря 149 , только кондак и икос, принадлежащие св. Роману Сладкопевцу (VI в.). Но большую часть своих мыслей и даже выражений св. Герман заимствовал из слова на Р.Х. св. Григория Богослова . Стихиры на хвалитех, принадлежащие св. Андрею Критско-Иерусалимскому († 713), той же древности, как Германова. Этим, как и высоким достоинством настоящей его стихиры, объясняется почетное положение её в службе. Пред второй стихирой стоит надписание «Анатолиево». Оно очевидно относится к целой группе 3 стихир, так как в рождественской службе у всех стихир указываются имена авторов. Судя по тому, что эта стихира, как и множество других стихир в богослужебных книгах с именем Анатолия, не находятся в литургических памятниках ранее XI в., это не Анатолий, автор воскресных стихир, константинопольский патриарх V в., а или игумен Студийскаго монастыря IX b. (РБ. 49, 67) или, как показывает одна его стихира св. Димитрию Солунскому, – солунский епископ IX – X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На эти слова Янис, не задумываясь, ответил с присущей ему простотой: – Я охотно прыгну, старче. Только смотри, успей схватить меня за ноги! И это он говорил серьезно. В течение всей своей жизни он никогда, ни при каких условиях не подвергал сомнению повеления игумена и старших. Только услышав их, монах отвечал: «Да будет сие благословенно », – и спешил исполнить послушание. При этом безграничный мир пребывал в его душе и отражался на его лице. Игумен понял, что такой необычный послушник станет драгоценным сокровищем для монастыря. Как же можно было не принять его? И вот после установленного срока послушания игумен возвестил Янису о решении облечь его в великий ангельский образ. Чин пострига был совершен в монастырском соборе с его удивительными росписями, созданными иконописцем Зорзисом (XVI в.) в стиле критско-византийской школы. «Где есть мирское пристрастие? Где есть привременных мечтание? Не се ли сия зрим землю и пепел? Что убо труждаемся всуе? Почто не отвержемся мира и не последуем Зовущему: „Хотяй ити в след Мене, да возмет крест свой, и живот вечный наследит»?» 146 – пел хор во время последования великого ангельского образа. Кандидат в монахи был преисполнен великой радости, ибо пришел час принять на плечи крест Господень. И потому на вопрос священника: «Почто пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику и ко святой дружине сей?» – он отвечал от всего сердца: «Желая жития постнического, честный отче». И действительно, всю свою жизнь отец Исаак, так его теперь называли, прожил в постничестве и напряженных подвигах. Он стал, как говорят на Афоне, употребляющим, усилие монахом. Он никогда не жалел себя, никогда не давал покоя своей плоти, никогда не доверял своей воле. «Царство Небесное, – возвещает Евангелие, – силою берется, и употребляющие усилие восхищают его » 147 . Необходимость этих усилий в жизни каждого подвижника установлена Самим Господом. Встретившись на Святой Горе с такими монахами, нетрудно понять, что Царствие Божие внутри них. «Дай кровь и приими дух» – таково было святоотеческое правило, которым руководствовался отец Исаак в своих подвигах на чудной стезе общежития. С такими убеждениями он трудился, чтобы умертвить своего ветхого и возродиться в нового человека 148 во Христе, исполненного духа, добродетели и Божественных даров, о чем пойдет речь в дальнейшем. Послушания

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После войны единственным насельником монастыря являлся о. Симеон (Сакуль), который частично отремонтировал обитель и возвратил похищенную собственность. Усилиями Загребско-Люблянского митрополита Иоанна (Павловича), назначенного на кафедру в 1977 г., монастырь возвращает былое значение. Духовная связь с Хиландаром возобновилась с приходом в 1984 году в Лепавину афонского монаха Гавриила (Вучковича), который впоследствии стал её игуменом и архимандритом. Помощь в восстановлении монастыря оказали Всемирный совет церквей, Евангелическая молодежь из Вюртемберга и верующие Евангелическо-лютеранской церкви из Штутгарта. Современное состояние [ править править код ] При архимандрите Гаврииле (Вучковиче) духовная жизнь монастыря возросла: увеличилось число насельников обители, о. Гавриилом были запущены несколько миссионерских интернет-проектов, среди которых журнал «Путь, истина и жизнь», радио «Благовест», миссионерский молодежный проект СПЦ «Теодул» и т.д. Сегодня монастырь является целью паломников не только из Хорватии, но изо всей Европы, и даже из-за её пределов. Святыни [ править править код ] Монастырь славится иконой Пресвятой Богородицы Лепавинской, делающей его важным паломническим местом. Икона написана в критско-венецианском стиле в начале XVI века. Неизвестно как она попала в монастырь, но местное предание утверждает, что образ был здесь пока обитель была ещё в стадии становления. Одной из достопримечательностей монастыря был храмовой иконостас из 1775 г., произведение одного из лучших мастеров раннего сербского барокко Йована Четиревича-Грабована, уничтожен во Второй мировой войне, от которого уцелели только три картины. Кроме этих в храме хранятся иконы прп. Симеона Мироточивого, свт. Саввы Сербского и икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, написанные в Лепавине в 1647 году. Помимо икон огромную ценность представляют сохранившиеся в монастыре древние рукописи и печатные книги. Среди самых старых — два четвероевангелия XIII и XIV вв., сербско-рашского и македонского изводов. Книги писались и переписывались и в самом монастыре. Здесь же располагалась школа для молодых насельников монастыря и будущего духовенства.

http://azbyka.ru/palomnik/Лепавинский_му...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010