В 1698 году Петр Великий основал город Петровск на р. Медведице, притоке Дона. 46 Патриарх Адриан в том же году 23 мая особой грамотой дал знать Игнатию, епископу Тамбовскому, что ново-построенный г. Петровск на р. Медведице и все города, которые будут строиться на р. Медведице вниз по Дону и вверх по Дону по р. Серету, «по духовному управлению причислены к Тамбовской епархии. Тамбовскому епископу велено было давать туда благословенные грамоты на постройку и освящение церквей, ведать всякий духовный и мирской чин по духовным делам, о чем извещены были и петровицы. Но не прошло пяти месяцев, как 19 ноября того же года астраханский митрополит Сампсоний получил указ от имени самого царя, писанный 20 октября, которым повелевалось ново-построенным городам Дмитриеву, Петровскому и тамошнему духовному чину быть «под паствой» астраханского владыки. Таким образом Петр опять не справляется с волей патриарха и действует совершенно самостоятельно, распоряжаясь даже поставлением в новые города священников. 47 Припиской Петровска к Астраханской епархии, вопреки грамоте патриарха, Петр мог явно выразить свое нерасположение к нелюбимому им Игнатию Тамбовскому. Однако разногласие патриаршей грамоты с царским указом не прошло без последствий, оно повело к недоразумениям между астраханским и тамбовскими владыками. Недоразумения возникли при образовании пустыни близ Петровска и назначении протопопа и попа к Петровскому собору. Петровцы тяготели к Тамбову и посылали челобитья к тамошнему епископу. Игнатий, с своей стороны, спешил укрепить Петровск за своей епархией. Исполняя просьбы петровцев, он писал м. Сампсонию и просил его приказать саратовскому архимандриту Иосифу не препятствовать ставить пустынь близ Петровска. Сампсоний писал патриарху и получил в ответ грамоту от 29 апреля 1699 г., которой подтверждались права Сампсония на новые города на р. Камышевке, но о Петровске было умолчено. 48 Умолчав о Петровске, патриарх, видимо, не хотел противоречить самому себе, хотя не осмеливался отменить царского указа, предоставив дело времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Иоаким, лобызающий св. Анну. В стороне изображено дерево и пред ним четырёхгранный столб с отверстием внутри, из которого виден выход на площадку, покрытую черепичной труллообразной лёгкой крышей, поддерживаемой византийскими колоннами. Оба здания соединены между собой пунцовыми полотнами (флагами), перевитыми тёмной с золотом лентой. Дверь в комнату завешивается розовой занавеской на проволоке. Перед дверью стоит пр. Иоаким, а по направлению к нему летит ангел с радостной вестью о зачатии св. Анной. Ниже на ложе, покрытом белым покровом с красными и синими перехватами, сидит в задумчивой позе пр. Анна, взоры которой устремлены на младенца – св. Богоматерь, мирно покоящуюся в просторной постельке с красным покрывалом. Одна из служанок, молодая, подаёт св. Анне флакон, другая держит над нею опахало, третья, пожилая, одной рукой убирает со стола, сервированного кувшинчиками, стаканами, вилками и ножами, пищу, а другой отдаёт приказание молоденькой девушке положить украшенный каравай, наподобие шапки Мономаха, на стол. Ниже пред колыбелью св. Богоматери сидит юная девочка за куделью и прядёт шерсть. Лица, изображённые на иконе, полны жизни и движения. На затейливых в архитектурном отношении тронах у синаитов-критян восседают не только Спаситель и Богоматерь, но даже и очень часто св. великомученица Екатерина и св. иерархи. Весёлые юношеские лица ангелов и святых, или с цветочными гирляндами в руках, или даже с музыкальными инструментами, например, св. Давид с виолончелью, св. ангелы с фаготом, кларнет-пистоном и флейтами встречаются и у других зографов критско-синайской школы живописи, но чаще всего у критян-синаитов Георгия Кловтцы и Иоанна Корнара. Изредка, но писали под иконами художники критско-синайской школы и портреты, или свои, или заказчиков икон. Такими в синайской коллекции нужно считать икону Богоматери в базилике с изображением Нектария, патриарха Иерусалимского, также икону Неопалимой Купины с изображением патриарха Иерусалимского Иоанна, в параклисе св. царей Константина и Елены – икону Авраама и Мелхиседека с портретом Синайского архиепископа – игумена Авраамия, в церкви Неопалимой Купины – икону св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вернуться 18 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С.346. Вернуться 19 Бл. Иероним. Осьмнадцать книг толкований на пророка Исайю. – Творения. Киев, 1906, 1911, т. 7. – С. 122. Вернуться 21 Августин Аврелий. О граде Божием/Творения: в 4 т.//Т. 3. – Киев: Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. – С. 595. Вернуться 22 О Душе/Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан; пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указат. А. Ю. Братухина. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. – С.254. Вернуться 23 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 358. Вернуться 24 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 340. Вернуться 25 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 334. Вернуться 27 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1898. Беседа на 1 Кор. 29: 1. Вернуться 28 Метафора – образное сравнение, например: Вот глина в руке горшечника, то вы в Моей руке… (Иер. 18: 6). Вернуться 29 Упоминание о чем-либо, что должно пониматься сведущими людьми, как указание на другую реальность, например: Восстань, святись (Иерусалим); ибо пришел свет твой… (Ис. 60: 1) – имеется в виду Небесный Иерусалим и Слава Божия в Царстве Божием, притягательные для всех царей и народов земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В своей проповеди в день Пятидесятницы апостол Петр указал, что покаяние должно предшествовать Крещению: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). В Древней Церкви перед принятием Крещения оглашенным предписывалось исповедоваться: «Настоящее время есть время исповедания. Исповедуй содеянное словом, делом, в ночи, во дни» . В современных условиях перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви . Во время покаянно-исповедальной беседы священнику необходимо раскрыть смысл обетов Крещения и выявить отношение к ним оглашаемого, искренне ли он желает принять православную веру и придерживаться ее неизменно до конца жизни или притворно, ради каких-либо выгод и пристрастий. Священнику также необходимо выяснить, нет ли в жизни человека препятствий к участию в таинстве Крещения. В случае выявления таковых совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого с предложением провести серию дополнительных встреч со священником для преодоления препятствий к принятию Таинства Крещения. Покаянно-исповедальная беседа помогает пастырю Церкви составить для себя представление о будущем члене приходской общины, а оглашенному дает возможность приобрести навык участия в таинстве Покаяния. Проводить покаянно-исповедальную беседу имеет право только священник. В конце такой беседы не читается разрешительная молитва (прощение грехов происходит при совершении таинства Крещения). 1.10 Аскетические элементы подготовки к Крещению Уже на начальном этапе оглашения очень важно помочь новообращенному человеку включить в свою личную жизнь следующее: – регулярное чтение Евангелия; – ежедневную молитву; – посильное участие в богослужениях и церковно-общинной жизни прихода;

http://azbyka.ru/katehizacija/oglashenie...

Чистый Четверг (Великий Четверг) в 2024 году — 2 мая Служба накануне Великого (Чистого) четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды. 4 апреля, 2018 Служба накануне Великого (Чистого) четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды. Чистый четверг в 2024 году выпадает на 2 мая. Что означает этот день для христиан? Какие события мы вспоминаем в Великий четверг? В четверг Страстной седмицы (Чистый Четверг (Великий четверг): дата в 2024 году — 2 мая) Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии (Евхаристия – означает Благодарение). Чистый четверг в 2024 году — чин омовения ног Чистый четверг в 2024 году, как и в любой другой год ознаменуется чином омовения ног. Что означает этот обычай? «Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви. Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног им.

http://pravmir.ru/chistyj-chetverg-v-202...

Иконография Страстной Седмицы ФОТОГАЛЕРЕЯ На Страстной седмице Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя: Его деяния и беседы с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Вторник. Притча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска vk fb tw ok @ g+ lj Великий Вторник. Притча о злых виноградарях. Книжная миниатюра XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Роспись церкви Панагии Асину в Никитари, Кипр. 1105 г. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Тайная Вечеря. Икона монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Тайная Вечеря. Мозаика собора св. Марка, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска монастыря Ставроникита, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва

http://pravoslavie.ru/52807.html

Данный устав пения тропарей и кондаков составлен на основании 8-й уставной главы Общей Минеи. В Типиконе на этот счет конкретного указания не имеется, однако в 52 главе сказано: если в седмичный день «не поется Октоих, тогда тропаря и кондака дне на повечерии и на литургии по входе не глаголем». Но так как на утрени славословному святому поется Октоих (кроме субботы), то возможен другой вариант пения тропарей и кондаков по входе (с присоединением дневных тропаря и кондака): 1) В храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропари храма, дня (в четверг – 2), святого, кондак дня (в четверг – 2); «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак дня. 2) В храме Богородицы: а) в понедельник, вторник и четверг: тропари храма, дня (в четверг – 2), святого, кондак дня (в четверг – 2); «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. б) в среду и пятницу: тропари дня, храма, святого; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак храма. 3) В храме святого: тропари дня (в четверг – 2), храма, святого; кондаки: дня (в четверг – 2), храма; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – «Предстательство христиан...». Заметим, что в Архангельском храме в понедельник, в храме Предтечи во вторник; в храме апостольском или свт. Николая в четверг тропарь и кондак храма не поются. Прокимны, аллилуия, причастны – дня и святого. Апостол и Евангелия – рядовое и святого. Особенности службы славословному святому в субботу При совершении службы славословному святому в субботу необходимо учитывать следующие особенности, которые изложены в 11-й и 52-й главах Типикона: На «Господи воззвах...» на «И ныне» поется воскресный догматик уходящего гласа; По «Ныне отпущаеши...», «Бог Господь» и славословии на «И ныне» поется воскресный богородичен уходящего гласа. Отправление канона на утрени: каноны Октоиха опускаются (11-я глава Типикона); канон же поется следующим образом: В храме Господском или Богородичном: канон храма на 6 и канон святого на 8;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Во дни памяти малых святых (одного или двух), не обозначенных каким-либо знаком в Типиконе, всегда поются вседневные антифоны 341 (см. «Особенности чиноследования Божественной литургии, совершаемой в седмичный день»). Тропари и кондаки по входе: В  Господском храме: – в понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – 2), тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня (в четверг – 2), кон-даки рядовых святых (одного или двух). «Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак храма. – в среду и пятницу – тропарь дня («Спаси, Господи...»), тропари рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» -кондак дневной ( «Вознесыйся на Крест...» ). В Богородичном храме: – в понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (четверг – 2), тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня (в четверг – 2), кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...» ; «И ныне» – кондак храма. – в среду и пятницу – тропарь дня («Спаси, Господи...»), тропарь храма, тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня ( «Вознесыйся на Крест... " ), кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак храма. В храме святого: во все дни седмицы: тропарь дня (в четверг – 2), тропарь храма, тропари рядовых святых (одного или двух), кондак дня (в четверг – 2), кондак храма, кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – «Со святыми упокой...»; " И ныне» – «Предстательство христиан...» В Архангельском храме в понедельник, в храме Предтечи во вторник, в апостольском храме или в храме в честь свт. Николая в четверг тропарь и кондак храма не поются. Прокимен, аллилуия, причастен – дня; если есть апостольское и евангельское чтение святому, тогда добавляется еще прокимен, аллилуарий и причастен святому Апостол и Евангелие – рядовые; если есть Апостол и Евангелие святому, то они читаются после рядовых евангельского и апостольского чтений. О непразднуемых святых, если случатся в субботу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

С 1889 г. протопресвитер Александр Желобовский лично проводил ревизию подведомственных учреждений. Он посетил такие отдаленные окраины, как Торнео (ныне Торнио), Асхабад (ныне Ашхабад), Ташкент, Карс, Баку, Севастополь, Тифлис (ныне Тбилиси), Петровск-Порт (ныне Махачкала). В Петровск-Порте в 1891 г. освятил церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1885–1890 гг. протопресвитер Александр Желобовский повсеместно ввел обязательные проповеди в церквах, внебогослужебные беседы и религиозно-нравственные чтения для нижних чинов. Такие беседы он практиковал еще в 1880 г. в Кавалергардском полку, а с 1882 г. и в частях Гвардейского корпуса столицы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви оказывало содействие в проведении внебогослужебных бесед в ведомстве военного и морского духовенства; Александр Желобовский являлся членом совета общества. В 1889 г. он заново разработал программу по преподаванию Закона Божия в полковых учебных командах, устроил при войсковых частях церковноприходские школы для офицерских и солдатских детей. В 1890–1898 гг. военнослужащим было предписано говение во время постов, знание основных молитв и 10 заповедей. Также протопресвитер А. А. Желобовский требовал от полковых священников препятствовать распространению сектантства, в частности штундизма, в войсках. С 1 января 1890 г. Александр Желобовский издавал журнал «Вестник военного духовенства» (см. «Вестник военного и морского духовенства») с периодичностью 2 номера в месяц. В 1911 г. на основе публикаций журнала за 1890–1910 гг. был издан 3-томник лучших проповедей, примененных к военному быту. А. А. Желобовский способствовал изданию с 1 января 1906 г. духовно-нравственного патриотического журнала «Доброе слово» для крестьян и воинов. При церквах военного ведомства по инициативе Желобовского были открыты библиотеки с книгами религиозно-нравственного содержания. В 1890 г. протопресвитер А.А. Желобовский ходатайствовал перед начальством о налаживании поступления журналов «Православное обозрение, «Разум и вера», «Вестник военного духовенства» в библиотеки офицерских собраний, а не только церковные библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

3. Епархиальному архиерею Читинской епархии иметь титул «Читинский и Петровск-Забайкальский». 4. Епископом Нерчинским и Краснокаменским избрать игумена Димитрия (Елисеева), клирика Читинской епархии. 5. Место наречения и хиротонии игумена Димитрия (Елисеева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 6. Образовать в пределах Забайкальского края Забайкальскую митрополию, включающую в себя Читинскую и Нерчинскую епархии. 7. Главой Забайкальской митрополии назначить Преосвященного Читинского и Петровск-Забайкальского Владимира.   ЖУРНАЛ 122 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Кишиневской епархии с титулом «Сорокский» избрать архимандрита Иоанна (Мошнегуцу), клирика Кишиневской митрополии. 2. Место наречения и хиротонии архимандрита Иоанна (Мошнегуцу) оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 123 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о внесении изменений и дополнений в типовые уставы православных религиозных организаций, действующих на территории Российской Федерации. Справка: 5 мая 2014 года были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (Федеральный закон 99-ФЗ), в связи с чем типовые уставы религиозных организаций нуждаются в небольших изменениях. При этом уставы зарегистрированных религиозных организаций не подлежат перерегистрации, но должны быть приведены в соответствие с новым законом при первом изменении данных уставов. Новую редакцию типовых уставов должны будут использовать вновь создаваемые религиозные организации. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить изменения и дополнения в типовые уставы: епархии; прихода города Москвы; епархиального прихода; патриаршего подворья; архиерейского подворья; ставропигиального монастыря; епархиального монастыря; монастыря, приписного к ставропигиальному монастырю; подворья ставропигиального монастыря; подворья епархиального монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3891450...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010