78–80 (Лейпциг, 1867). 769 Григора. Ук. соч. Кн. V, гл. 2, с. 121–122. Этих странников и бродяг, стоявших за патриарха Арсения (зилота), очень картинными чертами описывает проф Троицкий. «Арсений и арсениты». Христ Чтен., 1867, т. И, с. 929–930 773 Cupiebant llli nihil minus quam totius, ut verbo dixerim, transformationem lesiae (της εκκλησας ς επεΓν μεταποησις). Pachymens. De Andronxco… Lib. I, p. 42. 782 Григора. Ук. соч. Кн. VI, гл. 2, с. 163–165. Главарем рассматриваемого собрания зилотов был епископ Сардский Андроник (в монашестве Афанасий). А так как известно, что он был вожаком арсенитов, то ясно, что виновниками безобразной сцены были именно эти ревнители чести патриарха, от имени которого они получили свое наименование. Pachymens. De Andronico… Lib. 1, cap. 17, p. 52. 789 Григора Византийская история. Кн. VI, гл. 8, с. 186; кн. VII, гл. 11, с. 263 (Речь об Иоанне Глике). 798 Например, с Георгием Акрополитом ( Пахимер. О Михаиле… Кн. IV, гл 11·с. 2 60), с Феодором Метохитом ( Григора. Ук. соч. Кн. VI, гл. 8, с. 186), с Никифором Григорой (Ibid. Кн. VII, гл. 11, с. 264), вообще с образованнейшими людьми (Ibid Кн V, гл. 2, с. 122 и др.) 806 Похвальное слово св. Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому, написанное Григорием Кипрским (патриархом). – Оно отпечатано в оригинале с переводом о. архимандритом (теперь епископ) Арсением в Чтен. Общ. Люб. Дух. Проев, 1889. (Приложение, с. 1 – 70). 818 Никита Хониат. Царствование Алексея, сына Мануйлова, гл. 15, с. 336 (О патр. Василии Каматире). 823 Григора. Ук. соч. Кн. III, гл. 2, с. 55; Пахимер. Ук. соч. Кн. II, гл. 1–2 с. 85–87: «Все они (архиереи) при вышеуказанном случае делились на партии и каждая из них была сильна». Взяла же верх та партия, которая была не заодно с патриархом; в крайнем случае та, которая имела на своей стороне лишь молчаливое согласие Константинопольского архипастыря. 832 В отличие от политиков, архиереи зилотского направления, случалось, не только сами глубоко проникались аскетическими началами, но и делали попытки на саждать семена строгого аскетизма как среди клира, так и среди пасомых вверенной им Церкви Так, митрополит Филадельфийский Феолипт (в конце XIII в) так именно поступал в среде вверенной его управлению Церкви. Boissonade. AnecdoM Iraeca Т V (Никифор Хумн Надгробное слово Феолипту), рр. 223–224. Ср. antacuseni Histonae Т I, р. 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

СПб., 1877; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.332–394, 664–700; Приселков М.Д. (прим. 73). С.48–51, 116–164 [см. также: Poppe А. Werdegang der Diözesanstruktur der Kiever Metropolitankirche in den ersten drei Jahrhunderten der Christianisierung der Ostslaven//Tausend Jahre Christentum in Rußland: Zum Millennium der Taufe der Kiever Rus’. Göttingen, 1988. S. 251–290; idem. Christianisierung und Kirchenorganisation der Ostslawen in der Zeit vom 10. bis zum 13. Jahrhundert//ÖOH. 1988. Jg.30. S. 457–506. – Прим. изд. (А.Η.)]. (Янин В.Л. (доп. к прим. 132). С.53–59, 176–179, 254, 287 см. также: Soloviev A.V. Metropolitensiegeln des Kiewer Rußlands//BZ. 1962. Bd.55. S. 292–301; idem. Zu den Metropolitensiegeln des Kiewer Rußlands//BZ. 1963. Bd.56. S. 317–320 (перепеч.: idem. Byzance (доп. к прим. 226) (IXa, IXb)); Щапов Я.Н. Государство и церковь (прим. 184), с.33–73; здесь на с.207–213 см. список архиереев домонгольского времени; с некоторыми исправлениями и дополнениями см. такой список также: Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви. Кн.2. Μ., 1995. С.664–667.) 143 ПСРЛ. Т.1. Стб.126 и сл.; Молдован А.Μ. (прим. 55). С.93, 96; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.117 f. (44.9–12). 145 Щапов Я.Н. Смоленский устав князя Ростислава Мстиславича//АЕ за 1962 г., 1963. С. 37–47; Poppe A. Fundacja biskupstwa smoleskiego//PrzHist. 1966. R. 57. Zesz.4. P. 538–557; Поппэ А. Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г., 1966. С.59–71. (Критич. изд.: Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С. 144–146; см. также коммент, изд. Я.Н. Щапова: Законодательство Древней Руси. Μ., 1984. Т. 1. С. 212–223; Янин В. Л. Заметки о комплексе документов Смоленской епархии XII века//Отечеств, история. 1994. С. 104–120.) 146 ПСРЛ. Т. 2. Стб.524; Янин В.Л. (прим. 142). С. 206 (три буллы). (Но оттиснуты они двумя матрицами: Янин В.Л. (доп. к прим. 132). С. 178, 254, 287 Посвящение, совершенное митрополитом Константином, не могло произойти прежде прибытия последнего на Русь в 1156 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

74. Там же. 75. Там же. С.87. 76. Ср.: Там же, 2,21. С.98; 25. С.100. 77. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина, 1,7,20//Соч. Т.3. С.53. 78. Он же. Аподиктические слова, 2,22//Соч. Т.1. С.99. 79. Там же, 26. С.102. 80. [Там же], 2,28//Соч. Т.1. С.103; 29. С.105; Он же. Физические и богословские главы. 36,37//PG 150,1145А-С. 81. Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 34//PG 75,584C. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,28-30//Соч. Т.1. С.103-105. 82. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,29-32//Соч. Т.1. С.104-107. 83. Ср.: Там же, 2,30. С.105. 84. Там же, 31. С.106. 85. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. 1,8//PG 94,832В-633А. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107. 86. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107; 33-34. С.108-109; 86. С.110. 87. Ср.: Там же, 2,44. С.117. 88. Ср.: Там же. 89. Василий Великий, свт. Против Евномия, 6//PG 29,736D. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,46//Соч. Т.1. С.119. 90. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122. 91. Ср.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122]. 92. Ср.: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.2. С.15. 93. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,14//Соч. Т.1.С.92. 94. Там же, 2,65. С.137; 73. С.144. 95. Там же. 96. Там же, 2,65. С.137. 97. Ср.: Там же, 2,66. С.137-138; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 9//Соч. Т.1. С.170. 98. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,62. С.134; Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 33//PG 75,568С; PG 74,716В. 99. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,63//Соч. Т.1. С.135. 100. Там же. 2,64. С.136. 101. [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 2,67//Соч. Т.1. С.138. 102. Ср.: Там же, 2,77. С.143; 82. С.152. 103. Как пример этого интереса напомним статью И. Мейендорфа: La procession du Saint Esprit chez les peres orientaux//Russie et chretiente. 1950. P.158-179.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского.. . С. 219–220. Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 134. Щапов Я. Н. Указ. соч. С. 140–142; Асеев Ю. С., Беляев Л. А. Спасо-Преображенский монастырь в Берестове//Древняя Русь в средневековом мире: Энциклопедия. М., 2014. С. 780–781. ПВЛ. С. 98; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 174, 233; Там же. Т. 2. Стб. 164, 223. Нелишним будет отметить, что в 1184 г. владимиро-суздальский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (сын Долгорукого и внук Мономаха) настоял перед митрополитом, чтобы в Ростовские епископы был поставлен его кандидат – берестовский игумен Лука (ПСРЛ. Т. 1. С. 390–391; Там же. Т. 2. Стб. 629–630). См.: Печников М. В. «А се новгородскыи епископы»… В. Л. Янин, опираясь на данные новгородской Уставной грамоты князя Святослава Ольговича 1136/37 г., где указаны пункты сбора дани в бассейне Северной Двины (Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976. С. 148), отмечает «наличие подконтрольной князю погостской системы в Заволочье, где позднее (во 2-й половине XII в.– М. П.) существовал совершенно иной порядок сбора доходов в новгородскую казну»( Янин В. Л. К истории административной системы Новгородской земли//От Древней Руси к России Нового времени: Сборник статей к 70-летию А. Л. Хорошкевич. М., 2003. С. 83). Данные Уставной грамоты подтверждают и надписи на новгородских деревянных пломбах последней трети XI в., которыми скреплялись мешки с данью, свидетельствующие о ее сборе членами княжеской дружины (см.: Макаров Н. А. «Заволоцкие топонимы» новгородских берестяных грамот и деревянных цилиндров на археологической карте//Берестяные грамоты: 50 лет открытия и изучения. М., 2003. С. 149–162; Янин В. Л., Зализняк А. А. Надписи на цилиндрах// Янин В. Л., Зализняк А. А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1997–2000 гг.). М., 2004. С. 137–143, 145). Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV вв.: Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002. С. 103–104, 203.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

5) ПОПОВА Ивана Сергеевича, родившегося в 1904 году, окончившего 5 классов гимназии, сына крупного суконного торговца, не имеющего определенных занятий, исполняющего обязанности дьячка в церкви Бориса и Глеба на Поварской, беспартийного, русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 6) ПОЛЯНСКОГО Александра Алексеевича (Амвросия), род[ившегося] в 1878 г., происходящего из духовного звания, по профессии – служителя культа (епископа), русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по 62-й ст. УК и сод[ержащегося] во Внутренней тюрьме ОГПУ. 7) ИСТОМИНА Петра Владимировича, род[ившегося] в 1873 г., б[ывшего] дворянина, окончившего Московский университет, б[ывшего] чиновника, занимавшего посты товарища обер-прокурора синода и управляющего гражданской канцелярией наместника Кавказа, в настоящее время сов[етского] служащего, русского, гражданина СССР, беспартийного, арестованного 2 декабря 1925 г., обвин[яемого] по ст. 62-й УК и сод[ержащегося] во Внутренней тюрьме ОГПУ. 8) ШАРАПОВА Константина Ивановича (ТИХОНА), род[ившегося] в 1886 г., по профессии – служителя культа (епископа), русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме ОГПУ. 9) УДАЛОВА Ивана Ивановича (ИОАСАФА), род[ившегося] в 1886 г., служителя культа (епископа), русского, гражданина СССР, арестованного 18/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 10) САБЛЕРА-ДЕСЯТОВСКОГО Владимира Карловича, род[ившегося] в 1845 г., б[ывшего] дворянина и помещика, по профессии – юриста криминалиста, занимавшего во время царизма пост обер-прокурора синода, русского, беспартийного, гражданина СССР, в настоящее время не имеющего определенных занятий, обвиняющегося по ст[атье] 62-й УК и находящегося под подпиской о невыезде из гор. Москвы. 11) БРЯНСКИХ Петра Арсеньевича (ПАРФЕНИЯ), род[ившегося] в 1881 г., по роду занятий – служителя культа (епископа), русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по 62-й ст[атье] УК и содержащегося в Бутырской тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

VI 48 Гегесий, хранитель завещания Феофраста V 57 Гегесилай, стратег в сражении при Мантичее II 54 Гегесий Пергамский, схоларх Новой академии, преемник Евандра, предшественник и учитель Карнеада IV 60 Гегесистрат, отец Демокрита IX 34 Гегий Афинский, один из душеприказчиков Платона III 43 Гедея, гетера, подруга Эпикура и Менодора Лампсакского X 7 Гекатей Абдерский, историк и философ-скептик, сопровождал Александра Великого, затем жил при дворе Птолемея I, написал историю северных стран, сочинение о Египте, ему же приписывается книга о Библии IX 69; см. Ук. ист. Гекатей Милетский, логограф кон. VI в., сочетавший в своих сочинениях географический, этнографический, исторический и мифологический интересы IX 1 Гекатон, стоик, ученик Панэтия, представитель средней Стои, писал главным образом об этике. См. Ук. ист. Гела, мать врача Павсания VIII 61 Гемон Хиосский, лицо неустановленное IV 34 Гераклид Лемб (перв. пол. II в.), жил при Птолемее VI, участвовал в политических посольствах, занимался историей литературы в традициях перипатетиков V 94; ср. Ук. ист. Гераклид Понтийский V 86–94; I 107; III 43; V 86, 90, 91, 93; VII 166; соим. V 94; ср. Ук. ист. Гераклид Понтийский, учитель грамматики в Риме при Клавдии и Нероне, ученик Дидима Халкентера, автор ученых стихов и комментариев V 93 Гераклид Тарсийский, стоик, ученик Антипатра Тарсийского, предшественник Панэтия. См. Ук. ист. Гераклид Эносский, ученик Платона, убил в 359 г. царя фракийских одрисов Котиса I вместе с братом Пифоном, за что получил золотой венок и афинское гражданство III 46 Гераклид, друг Ликона, возможно, скульптор V 71 Гераклид, скептик Пирроновой школы перв. пол. I в., учитель Энесидема IX 116 Гераклий, друг Ликона, упомянут в его завещании V 70 Гераклит ЭфecckuйIX 1–17; II 22; III 5, 8; VIII 91; IX 24, 28; X 8; соим. IX 17; ср. Ук. ист. Гераконт, считается отцом Гераклита IX 1 Гермарх, ученик, друг, наследник и преемник Эпикура в руководстве его школой, адресат писем учителя X 13, 15, 17–21, 24, 25; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Кефал, богатый сиракузянин, переселившийся в Афины, отец оратора Лисия, персонаж Платона III 25 Кибисф, сын или племянник Фалеса I 26 Килон Кротонский (втор. пол. V в.), влиятельный противник и преследователь пифагорейцев II 46; VIII 40, 49 Кинегир, брат Эсхила, один из стратегов, героически павший при Марафоне I 56 Кипсел, отец Периандра, тиранн Коринфа ок. 600 г. I 94 Кир Старший, персидский царь в 559–529 гг., идеальный герой «Киропедии» Ксенофонта I 25; III 34; VI 2 Кир Младший, брат царя Артаксеркса II, отложившийся от брата и погибший в 401 г. II 49–51, 55, 58; VI 84 Клеанф VII 168–176; I 15; VII 17, 37, 167, 179, 182, 185; IX 15 (?); ср. Ук. ист. Клеарх из Сол (кипрских) (нач. III в.), перипатетик, интересовался биографическими и психологическими вопросами, высоко ставил Платона. См. Ук. ист. Клеиппид, лицо неустановленное II 127 Клеобис и Битон, добродетельные сыновья из рассказов Солона Крезу I 50 Клеобул I 89–93; I 13, 30, 41, 42, ср. Ук. ист. Клеобул, отец Аримнеста V 57 Клеобулина, мать Фалеса I 22 Клеобулина, дочь мудреца Клеобула, по которой названа драма Кратина I 89 Клеомен (IV–III вв.), киник, ученик Метрокла VI 95, ср. Ук. ист. Клеомен, рапсод VIII 63 Клеон, известный афинский демагог, осмеянный Аристофаном, противник Перикла, погиб в 422 г. II 12 Клеон, лицо неустановленные V 76; X 84; ср. Ук. ист. Клеоним, предок Пифагора VIII 1 Клеохар Мирлейский (III в.), жил в Афинах, оратор и автор риторических и эстетических трудов (сравнение Демосфена и Исократа) IV 41 Клиний, возлюбленный Хармида и Критобула, персонаж Платона и Ксенофонта II 48, 49 Клиний, пифагореец из Тарента, современник Платона, которого он удержал от уничтожения сочинений Демокрита IX 40 Клиномах (IV в.), эристик, ученик Евклида Мегарского II 112 Клисфен, отец Менедема Эретрийского II 125 Клитарх, историк IV в., сын историка Динона из Колофона; вероятно, участвовал в походе Александра Великого, после чего написал его биографию, ставшую образцовой II 113; ср. Ук. ист. Клитомах Карфагенский (187–110), пунийское имя Гасдрубал, виднейший ученик, но не последователь Карнеада, склонялся к скептицизму, был главой Новой академии IV 67; I 14, 19; IV 66, 67; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Св. Иустин Философ и мученик. Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. – М., 1995, т.1, с.92. Интересно и другое высказывание этого знаменитого богослова, прямо подтверждающее тезис о наличии в ранней Церкви практики продолжительного оглашения: «утверждаю, что оглашенные, хотя и могут желать креститься, но не должны быть допускаемы к этому слишком скоро… Ибо тот более достоин благодати, кто более потрудился, более поисправил себя» (Тертуллиан. О покаянии. – В: Тертуллиан. Творения, СПб., 1847, ч.2, с.92). Афанасьев Н., прот. Указ. соч., сс.80–81. Алмазов А. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. Казань, 1884, сс.45–46. Ср.: Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, 1992, с.80. Алмазов А. Указ. соч., с.61. «…в настоящее время младенцы делаются слушающими или оглашенными не потому, что они способны в этом возрасте принимать наставления, но чтобы соблюсти древний обычай существовавший, как уже сказано, при Апостолах» (Феодульф еп. аврелианский «De Baptism»; цит.по: Алмазов А. указ. соч., с.34). Арранц М., о.и. Исторические заметки о чинопоследовании таинств. ЛДА, 1979, с.18. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т.1. Ч.II. М., 1997, с.877. Голубинский Е. Указ. соч. Т.1. Ч.I., сс.165–166. Там же. ср.: Голубинский Е. Указ. соч. Т.1. Ч.II., с.832 См.: «Вопросы Кирика и ответы Нифонта». – Русск. историч. библ. Т.4. Ч.I. СПб., 1880, с.33; цит. по: Алмазов А. Указ. соч., с.61. .Голубинский Е. Указ. соч. Т.1. Ч.II, с.427. См.: Арранц М. Чин оглашения и крещения в древней Руси. – Символ. 19, 1988, сс.75–77. См.: Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. СПб., 1881, с.103; Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т.1. Ч.II, с.857; Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви. Т.1. М., 1991, сс.210–211. Карташев А.В. Указ. соч., с.211. Одинцов Н. Указ. соч., с.142. Алмазов А. Указ. соч., сс.600–604. Цит. по: Алмазов А. Указ. соч., с.62. Алмазов А. Указ. соч., с.63. Цит. по: Каледа Г. , прот. Задачи, формы и структуры катехизации в Русской Православной Церкви в современных условиях. – Путь Православия, 1. М., 1993, с.21.

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

См. об этом: Николаевский П. Цит. соч., 9—10; Шпаков А. Я- Пит. соч.; Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1983 (глава «Учреждение Патриаршества», с. 51—60) и др. См. об этом: Муравьев А. Н. Цит. соч.; Зернин А. Учреждение в России Патриаршества. —В кн.: Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. Кн. 2, ч. 1. М., 1855; «Учреждение Патриаршества в России в 1589 году». — В кн.: Прибавления к изданию творений святых отцов. Ч. 18. М., 1859, с. 288—338; Макарий, митрополит. История Русской Церкви. Т. 10. Патриаршество в России. Кн. 1. СПб., 1881, с. 3—135. Николаевский П. Цит. соч., 9—10, с. 395. Семену Пушечникову, посланному встретить и проводить Патриарха в Москву, был дан приказ тайно, «стороною» подробно расспросить «у старцов его и у слуг», «кроме своей нужды, что едет за милостыней, ото всех ли с ним патриархов ко государю есть какой приказ» или нет (Шпаков А. Я- Указ. соч., с. 279). На подворье, где размещались Иеремия со свитой, приставам, охранявшим гостей, повелевалось никого, особенно иностранцев, не пускать и о любых разговорах Патриарха немедленно докладывать правительству (Макарий, митрополит. Цит. соч., с. 16). Николаевский П. Цит. соч., 9—10, с. 388. Там же, с. 389. Там же. Ответные дары Патриарху и его свите подробно описаны в кн.: Муравьев А. Н. Цит. соч., с. 195. Шпаков А. Я- Цит. соч., с. 288—295, 319—324; Макарий, митрополит. Указ. соч., с. 24—27. Николаевский П. Цит. соч., 11 — 12, с. 555. Чин поставления, предложенный Патриархом Иеремией, не понравился царю, так как он не отличался торжественностью, присущей поставлению на Руси Митрополита. Государь поручил дьяку Щелкалову составить чинопоследование избрания и поставления Патриарха из двух текстов чинов — греческого и русского (Николаевский П. Указ. соч., с. 556—558). Рукописный список «Избрание Патриаршеское на Москве» хранится в сборнике: ОР ГИМ, 974 (Син. 850), XVII в., полуустав, 4°, лл. 651—661. Николаевский П. Указ. соч., с. 559. Когда Патриарх Иеремия подъехал к собору, у «передних дверей» митрополичьих покоев его встречали епископ, восемь архимандритов, несколько игуменов и старцев. У соборных дверей была устроена вторая «встреча», в которой участвовали три епископа, два архимандрита и три игумена. Третья «встреча» была при входе в собор, здесь Иеремию встречали три архиепископа, архимандрит и соборные старцы (Шпаков А. Я- Цит. соч., с. 328).

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

Примеч. 2. Царь Иоанн (гл. 4. Стогл.) говорит, что в 1547 г. положено было праздновать новым чудотворцам, а в 1549 г. рассмотрены службы. В Румянцевом Сборнике служб и житий 16 в. 397), помещены службы: 1) Иоанну Новгор.; 2) Знамению иконы Мирожской (в печат. нет); 3) Савве Вишерскому, соч. Пахомия; 4) Иоанну Рыльскому (из Болгарии); 5) Арсению епископу Сербскому; 6) Аврамию Ростов.; 7) Ионе Новгород.; 8) Никону Радонеж., соч. Пахомия; 9) Кн. Александру Невскому, соч. Михаила, инока владим.; 10) Знамению иконы Новгор. и Кн. Всеволоду первому, соч. Пахомия, второму, соч. Филофея (последнему нет в печ. Служб.); 11) Савве Сторожевскому; 12) Павлу Комельскому; 13) Михаилу Клопскому два канона, один – Илии (в мире боярина Михаила, Соф. Вр. 2, 396); 14) Михаилу юродивому (в печ. мин. нет); 15) Кн. Всеволоду, соч. Никодима (не помещ. в печ. мин.); 16) Арсению еп. Тверскому, соч. инока Феодосия в 1483 г.; 17) Евфимию Новг., соч. Пахомия; 18) Макарию Коляз.; 19) м. Ионе, соч. Пахомия; 20) Антонию, Иоанну и Евстафию литовск. мучен. (в печ. нет); 21) Пр. Зосиме и Савватию Солов.; 22) Стефану Пермскому, соч. Пахомия; 23) Пафнутию Боровск., соч. Иннокентия; 24) Исидору юродивому; 25) Исаии Ростов.; 26) Ефросину Псковскому, соч. Василия (панегириста аллилуии; празднование Евфросину и пр. Аврамию Смоленскому, по словам Стоглава гл. 43., определено Собором 1551 г.); 27) Георгию м. Болгарскому, соч. Василия; 28) Макарию Колязин. (в печ. нет); 29) Дионисию Глушницк.; 30) Кн. Петру и Февронии Муром. – один канон – Пахомия, другой – инока Михаила; 31) Прокопию Устюжскому; 32) Кн. Ольге; 33) Знамению иконы Чирской, соч. Филофея (в печ. нет); 34) Савве Крыпецк. – Василия (в печ. нет); 35) Александру Свирскому . Затем следуют жития тех же святых (Востокова Опис. муз. 592–604). Если смотреть на внутреннее достоинство житий и служб сих, то, по искреннему убеждению, надобно сказать, что в 17 в. судили ещё слишком снисходительно к немощам человеческим; многие службы и жития бедны и мыслями, и чувствами. Кроме того игум. Маркелл написал два канона свят. Никите Новг., одобренные м. Макарием (Слов. писат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010