Закрыть itemscope itemtype="" > " Золотой клинок Империи " 19.03.2009 485 Время на чтение 9 минут Мы сообщали о выходе в свет второго издания книги «Золотой клинок Империи» писателя и историка С.В. Фомина о Свите Его Императорского Величества генерале от кавалерии графе Федоре Артуровиче Келлере (1857-1918). Он оказался одним из немногих, кто в трагическом марте 1917 г. исполнил долг присяги своему Императору: верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови. Мы расспросили Сергея Владимировича о переиздании историко-художественного исследования о генерале. - Чем вызван столь скорый выход второго издания? - Прежде всего, несомненно, читательский интерес. Полторы тысячи экземпляров издания 2007 года сравнительно быстро разошлись. Это с точки зрения спроса. С другой стороны, у меня, как автора, были серьезные претензии к книге, вышедшей в издательстве «Посев». Об этом по горячим следам я подробно писал в свое время в «Русском Вестнике» (2007, N 7) в статье «Без Царя в голове, или Какой посев ведут новые белые». Она вызвала читательский интерес, и, судя по отзывам, многие были согласны со мной. Во всяком случае, некоторых она, несомненно, заставила задуматься о подлинной сути «Белого движения». Хочется верить, что эти люди более осмысленно (по крайней мере) смотрели широко разрекламированный фильм «Адмирал», представляющий собой - в части, касающейся гражданской войны, исторический подлог и одновременно неоправданную героизацию «русского Вашингтона». Именно так называли А.В. Колчака наши «заклятые американские союзники». Обращаться вновь к этой теме считаю излишним, поскольку та статья еще многим памятна. Кроме того, в расширенном варианте она опубликована мною в качестве послесловия к новому изданию. - Отразившийся в спросе на книгу читательский интерес в какой-то степени удивителен. Ведь имя графа Келлера, кажется, не столь широко известно. - Это одновременно и так, и не так. В среде православных монархистов славное имя графа Федора Артуровича ныне пользуется почтением и известностью. А начиналось это, между прочим, в Москве, во Всесоюзной библиотеке иностранной литературы. В 1991 г. автор этих строк, листая в читальном зале подшивку джорданвилльского журнала «Православная Русь» за 1967 г., набрел на статью Е.Н. Безак о посылке Патриархом Тихоном графу Ф.А. Келлеру, «рыцарю чести и преданности Государю», шейной иконки Державной Божией Матери и просфоры. Сведения об этом были помещены мною в вышедшем в 1993 г. 100-тысячным тиражом сборнике «Россия перед Вторым Пришествием». Книга стала популярной, неоднократно переиздавалась. Так имя графа Федора Артуровича Келлера начало свое возвращение в историческое сознание русских людей. Десять лет спустя появилась первая краткая биография Федора Артуровича, написанная вашим покорным слугой. Она вошла в составленную О.А. Платоновым и А.Д. Степановым «Большую энциклопедию русского народа», в том, озаглавленный «Святая Русь. Русский патриотизм» (М. 2003).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О заблуждениях и лжи в оценках духовного наследия Ответ на статью Сергея Фомина «О монархизме подлинном и мнимом» 23.01.2019 1290 Время на чтение 9 минут От редакции: Мы позитивно относимся к полемике между единомышленниками, когда она ведется в доброжелательном тоне. Именно в таком тоне написан ответ Андрея Коренева на статью известного православного историка Сергея Фомина. Не со всеми оценками автора мы согласны. Однако его методология, на наш взгляд, куда более продуктивна, чем методология Сергея Фомина. Сегодня одни предлагают отказаться от «мнимого монархиста» Льва Тихомирова, завтра другие подвергнут критике Константина Победоносцева за его недостаточную народность и срыв проекта созыва Земского собора, а послезавтра третьи призовут отправить на свалку истории Константина Леонтьева за его критичное отношение к славянофильству. Так неровён час мы останемся без корифеев русской мысли. Такой ригоризм никуда не годится. Здесь случай, когда уже само название статьи вызывало у меня, как у православного мipяhuha, профессионального историка и юриста, особый интерес, да и автор её - Сергей Владимирович Фомин, был ранее известен мне как составитель весьма интересного и полезного сборника «Россия перед вторым пришествием». Неприятное удивление и досада - вот результат от прочтения названной статьи и будь её автор представителем «пятой колонны», вряд ли бы я стал отвечать ему, но, поскольку он сам себя считает православным, а значит братом во Христе всем членам нашей общей Церкви, я считаю своим долгом ответить ему именно на эту статью. Начну с того, что Христианское православное вероучение в своей неповреждённой полноте ЦЕЛОСТНО, а это означает, что в отношении к государственному устройству каждый православный человек не может быть никем иным, как только монархистом, и «православный республиканец» такой же абсурд, как например «беззвучный звук». Поэтому всех тех, кто этого не понимает, но при этом относит себя к православным христианам, остаётся только пожалеть. Лично я отношу себя к тем, кто в числе русских христианских философов, а вернее сказать - мыслителей, наилучшим образом показавших и доказавших верность и красоту идеи монархизма, почитает именно Льва Александровича Тихомирова. Оставляя в стороне разбор истинных мотивов, побудивших С.В. Фомина обвинять Л.А. Тихомирова в «мнимом монархизме», перехожу к рассмотрению приёмов и «доказательств», которыми пользуется и к которым прибегает автор критической статьи.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/23/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путин и «последние времена» Как православным патриотам выполнить свою миссию - быть авангардом национального возрождения? 23.11.2015 4679 Время на чтение 6 минут Давно я размышляю об этой острой и непростой проблеме. Надеялся, что выскажется кто-нибудь из духовных лиц. Но они не торопятся. Придется мне, грешному рядовому мирянину дерзнуть прикоснуться к этой теме. Как все прекрасно знают, в нашей церковной среде само собой разумеющимся является утверждение о том, что мы живем в последние времена (иногда можно услышать формулировку чуть мягче - предпоследние времена, но сути дела это не меняет). Это уже стало «фигурой речи», которую часто используют и священнослужители, и миряне. Понимаю, что буду пытаться рассуждать о тонких материях, поэтому еще раз хочу оговориться, что не дерзаю на какое-то духовное прочтение. Размышляю только как историк и политолог, т.е. остаюсь на том поприще, где что-то понимаю, благодаря соответствующему образованию и некоторым приобретенным навыкам. Откуда в церковной среде эта убежденность, что нынешние времена последние? Думаю, есть к тому некоторые исторические и психолого-политические причины. Во-первых, в 1992 году исполнилось ровно 7500 лет от сотворения мира, согласно традиционным расчетам. Именно с этой датой было связано много пророчеств о конце света. Эти древние пророчества и предсказания о судьбе России скрупулезно собрал известный церковный историк Сергей Фомин, книга которого «Россия перед вторым пришествием» была невероятно популярна в 90-е годы минувшего века. Кто-то подсчитал, что совокупный тираж этой книги составил больше миллиона экземпляров. Я и сам грешным делом с интересом читал эту книгу. Стоит напомнить, что 500 лет назад - в 1492 году - апокалиптические настроения в русском обществе были еще более сильными. Тогда исполнилось 7000 лет от сотворения мира, а именно с этой датой многие святые древней Церкви связывали конец времен. Как пишут историки, ощущение конца было таким сильным, что на 1492 год даже не составляли Пасхалию. Вот насколько наши предки были уверены, что они - последние жители этой грешной земли. Да и внешние события давали все основания для такого отношения к истории, - за четыре десятка лет до того, в 1453 году, произошла катастрофа вселенского масштаба - пал Второй Рим, центр христианской ойкумены. Мир, как казалось, шел к своему концу.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/23/pu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хилиазм и николаитство в прошлом и настоящем 06.10.2022 571 Время на чтение 8 минут Альбрехт Дюрер. Апокалипсис. Фрагмент     Источник: Православие.ру Запад, по собственному признанию его идеологов и апологетов, включая рекламную обслугу, вступил в фазу постхристианства. На этот счет сделаны официальные декларации: так, когда в начале 1990-х гг. готовили акт об учреждении Евросоюза, робкие предложения упомянуть в нем христианские корни европейской цивилизации были отвергнуты с порога. Чтобы поставить верный диагноз духовному состоянию современного Запада, требуется адекватный анамнез. Ключевое значение в подходе к нему имеет сама эта характеристика – постхристианство.   В ней содержится не только указание на хронологическую последовательность исторических фаз – духовный недуг, поразивший Запад, коренится в тех отступлениях от аутентично христианского – или, что то же, – православного вероучения, которые имели место в прошлом, в еретических уклонениях от истины, преподанной в Евангелии. Он восходит к древним ересям: гностицизму, хилиазму, николаитству. Гностицизм – слишком пестрый феномен, чтобы его обсуждать в рамках одной статьи, а вот хилиастические заблуждения и николаитская ересь – темы более узкие и определенные. Хилиазм – это учение о тысячелетнем земном царстве Христа, которое откроется со Вторым Его пришествием и пребудет тысячу (хилиа) лет, до кончины мира. В основе этого учения лежит превратное толкование одного места из Апокалипсиса: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20, 2). Одним из первых хилиастов был гностик Керинф. Хилиастические идеи разделял также и Тертуллиан, в конце жизни впавший в монтанистскую ересь. Их приверженцами были древние святые Иустин Философ, Папий Иерапольский, Ипполит Римский, Мефодий Патарский и даже Ириней Лионский, каталогизатор и обличитель ересей. Суть хилиастической апокалиптики особенно красочно изложена у Папия Иерапольского, писателя II века:

http://ruskline.ru/opp/2022/10/06/hiliaz...

кто-то чуть слышно шепнул о любви… Что это было? Не знаю. Семьдесят пять — это свет из-за туч, всплески притихшей надежды, может, тот самый, спасительный луч, но не в глаза, а на вежды. Август иссяк и сентябрь, и октябрь… Близится время итога. Где-то маячит морозный декабрь — долгая к свету дорога. Семьдесят пять — это звёздная пыль, вечность, блеснувшая в миге. Жизнь — как застывшая давняя быль в кем-то оставленной книге… 10 ноября 2023 КРАСНЫЕ ПТИЦЫ (Перед Вторым Пришествием) «Пятый Ангел вострубил...» Откровение (8: 1) Красные птицы под небом Донбасса, красные птицы над Сектором Газа — с режущим свистом летят и летят… Падают в зарево красные птицы. Бледно-усталые мертвые лицы вслед им застыло глядят и глядят. Воют со свистом свирепые птицы… Юные бледно-остылые лицы… Им бы смеяться, влюбляться и петь… Дроны, снаряды, тяжелые «грады»… Красные птицы не знают пощады, весело им в черном небе лететь. Век двадцать первый — как сцены из ада. Мир человечий — на грани распада. Красные птицы со свистом летят. Ангелы света уже протрубили. Черные демоны солнце затмили. В храме укропами пленный распят. 27 ноября 2023 ОРХИДЕИ ДЛЯ ТАТЬЯНЫ Владимир Маяковский в 1928 году, расставаясь в Париже с Татьяной Яковлевой, на гонорар от выступлений заключил договор с цветочной кампанией с условием, что каждую неделю курьер будет доставлять Т.Яковлевой самый красивый букет с орхидеями. Это продолжалось многие годы и после гибели поэта. Годы сердце тоской заносят, как последний концерт Чайковского… Раз в неделю курьер приносит орхидеи от Маяковского. И течет безмятежным ходом жизнь парижская у Татьяны. После выстрела. Год за годом. После давней на сердце раны… Был он этаким сумасбродом, от ее красоты немея… Раз в неделю и год за годом: «От Владимира орхидеи». В годы смутные, роковые — вспоминала мгновенья прошлые… Чтобы выжить, в сороковые — продавала цветы на площади. И в стране, нам давно не русской щедростью память грея, всё ей снился курьер с запиской: «От Владимира орхидеи». И не символ любви бессмертной —

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/14/...

Мамины дочки РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_69092.html 14 октября 2009 Екатерина Сальникова Мамины дочки Низкий формат: НТВ коллекционирует глупости только вдалеке от столицы, власти и капитала Источник:  http://www.chaskor.ru/p.php?id=11142 Частный корреспондент Новая программа НТВ " Коллекция глупостей " с Максимом Кононенко появилась в эфире почти одновременно со вторым пришествием Анатолия Кашпировского на отечественное ТВ. Да ещё на том же самом канале. Это многое объясняет. Одной лапой хтоническое телечудище выдаёт своей аудитории комические зарисовки на темы российской жизни. Другой лапой подсовывает нечто ещё более абсурдное, эксцентричное и брутальное, но подаёт это как заслуживающее доверия серьёзное расследование, квалифицированное комментирование. Кашпировский, такой узнаваемый и нестареющий, с такой же пряменькой чёлочкой, но более вальяжный и как будто даже чуть расслабленный, уже или пока никого не валит в транс, а респектабельно высказывается по поводу аномально-мистических явлений. Кашпировского подают на НТВ с уважением, он, выражаясь языком Булгакова, в чине " консультанта " , даром что отечественного. И сам вернувшийся экстрасенс держится соответствующе. Ничего, что нарушало бы его нынешний высокий имидж, себе не позволяет. И всё-таки я очень хорошо представляю, как в случае несложения отношений с тем же экстрасенсом его показывали бы в " Коллекции глупостей " : как странного субъекта со сверхчеловеческими амбициями и провинциальными повадками. Мол, а кто-то уже в XXI веке повёлся на его установки и напрасно поверил, что " будильник зазвонит вовремя " , как говаривал некогда экстрасенс, борясь с массовым энурезом. Такой сюжет мог бы выйти у Максима Кононенко, если бы Кашпировский оказался полностью и активно невезучим и хотя бы слегка опустившимся. То же самое и в случае с конфликтом вокруг Дени Байсарова, которого никак не могут поделить его мама и её экс-супруг, в чём несложно разглядеть горькую комедию.

http://religare.ru/2_69092_1_21.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Три разговора «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями» — наравне с «Великим инквизитором» Достоевского может быть причислен к основным текстам русской мысли. Итоговое произведение Владимира Соловьева, где он отступает от обычных для себя рассудочных форм изложения (дань веку) и некоторых своих иллюзий (проектов воссоединения церквей по человеческому устроению, историософских утопий, гуманистической морали, вообще пафоса проектирования, «человеческого, слишком человеческого»). «Три разговора» трансцендирует философию, выводит её из пределов разума и истории: умозрение последних вещей, освобождение от себя и мира, упование только на Христа. Центральное место в «Трех разговорах» занимает «Повесть об Антихристе» — гениальное умозрение Апокалипсиса. Крайне интересно, как решает экуменический вопрос Соловьев в этом произведении. До написания «Повести об Антихристе» он сам строил утопические проекты объединения церквей. В «Повести об Антихристе» проект объединения церквей строит Антихрист (вообще уже не раз замечали, что Антихрист очень похож на Соловьева, т. о. «Повесь об Антихристе» еще и «покаяние» философа) и осуществляет его. Здесь «экуменизм» осужден, прямо назван делом дьявола. Но в «Повести об Антихристе» есть и подлинный экуменизм, воссоединение христиан по Божьей воле. Оно происходит как единство святых каждой из конфессий перед лицом Зверя. В «Повести» много других гениальных мыслей: об Антихристе как величайшем гуманисте, об обращении Израиля ко Христу перед Вторым Пришествием и многое др. Владимир Соловьев Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории Со включением краткой повести об антихристе и с приложениями Посвящается ушедшим друзьям ранних лет Николаю Михайловичу Лопатину и Александру Александровичу Соколову ПРЕДИСЛОВИЕ Есть ли зло только естественный недостаток, несовершенство, само собою исчезающее с ростом добра, или оно есть действительная сила, посредством соблазнов владеющая нашим миром, так что для успешной борьбы с нею нужно иметь точку опоры в ином порядке бытия? Этот жизненный вопрос может отчетливо исследоваться и решаться лишь в целой метафизической системе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 95. Утреннее псалмопение Шестопсалмие: его происхождение, смысл и значение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о Шестопсалмии (εξψαλμος), которым принято называть шесть избранных псалмов, последовательно исполняемых в начале утрени. В том, что Утреня начинается с псалмов, нет ничего удивительного, ибо любой вид суточной службы начинается с псалмопения. Правда, предначинательных псалмов на Утрени вдвое более принятого числа их для каждой службы, т.е. не одна триада псалмов, а сразу две: 3, 37, 62 и 87, 102, 142. На вопрос «Почему»? Некоторые отвечают, потому что Утреня вдвое больше других суточных служб … Но если это так, то почему тогда на Великом Повечерии их еще больше, хотя эта служба по длительности гораздо меньше Утрени? В ответ на это другие с серьезным видом «объясняют», что количество псалмов определяется временем длительности Страшного Суда, который, если исходить из этой гипотезы, будет длиться около 7 минут (среднее время чтения Шестопсалмия). Слыша такое, невольно возникает вопрос: а не на этом ли суеверии сегодня базируется уверенность в том, что Шестопсалмие – это время размышления о Божием Суде над нами? Ведь именно с этим практически все ассоциируют его. «Почему мы не садимся на шестопсалмии, в то время как при чтении псалмов можно сидеть»? – спрашивают Паисия Святогорца . Его ответ таков: «Потому что оно символизирует Страшный Суд и хорошо, если во время его чтения ум идет на час Страшного Суда». Хотя согласно Уставу, «егда глаголется тогда подобаетъ со прилежати», т.е. не о своем думать, а вникать в смысл читаемого. Конечно, тексты Священного Писания по своему содержанию многогранны и при определенном подходе (хотя и с трудом) можно и в Шестопсалмии найти параллели со Страшным Судом. Однако не следует забывать, что входящие в шестопсалмие священные песни родились задолго до того, как сформировалось четкое представление о Нем. Поэтому правильнее здесь говорить не о прямой связи, а лишь о некоторых аналогиях со Страшным Судом и вторым пришествием Христа.

http://azbyka.ru/video/95-utrennee-psalm...

Сам Иисус Христос совершенно ясно и положительно, как о несомненной и непреложной истине, уча о том, что Он некогда приидет для суда в мире, время этого пришествия Своего, обыкновенно, обозначал, то общим наименованием дня, в который Он, как Сын человеческий, приидет ( Мф.25:13 ), то наименованиями частными – дня судного ( Мф.11:22, 24, 12:36 ), как такого дня, который предназначен, исключительно, для произведения над всеми людьми суда, – дня Своего собственного ( Лк.17:24 ), как дня, в который ему, собственно, как Сыну человеческому, будет предоставлено Его Отцом произвести тогда суд ( Ин.5:27 ), а, также, дня последнего ( Ин.6:39, 40 ), как такого, в который, совместно с, имевшим тогда последовать, всеобщим воскресением и судом будет окончательно определена участь всех людей ( Ин.5:29 ). Что же касается того, когда, именно, наступит этот день, Он об этом не только ничего прямо не открыл, но, напротив, с особенным намерением и силой указывал на то, что это составляет тайну, ведомую одному Отцу небесному, которой, поэтому, не могут и не должны знать не только люди, но и ангелы. О дни же том и часе , – говорил Он своим ученикам, – никтоже весть, ни ангелы небесны, токмо Отец Мой един ( Мф.24:36 , Снес. Мк.13:32 ). А, когда ученики Его, по Его воскресении, спрашивали, когда Он имеет устроить Свое царство, что должно было совпасть с Его вторым пришествием; Он отвечал на это следующим: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти ( Деян.1:7 ). На долю, поэтому, всех людей и их обязанность, по учению Христову, остается одно, – не зная ни дня, ни часа, в который, по воле Отца, Сын человеческий приидет, всегда бодрственно ожидать Его пришествия и быть готовыми к достойной Его встрече; почему Христос неоднократно такие, по сему случаю, преподавал наставления Своим ученикам и всем верующим: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ); да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии. И вы подобни человеком чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абе отверзут ему. Блажены рабы тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих... Се же ведите, яко аще бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего. И вы убо будите готовы; яко, в он же час не мните, Сын человеческий приидет ( Лк.12:35–40 . Снес. Мф 24:44 ; Мк.13:33–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Седмица 1-я подготовительная Понедельник. О основании бесстрашия Мк.13:9–13 2Пет.1:20–2:9 Господь предупредил, что перед вторым Его пришествием будут войны, землетрясения, голод и прочие бедствия. Когда у человека такая перспектива, в сердце заранее вселяется страх. В воображении – самое худшее из всего возможного: боль, стыд, беспомощность, предсмертные страдания, ужас смерти. Этого еще нет, но оно уже терзает душу. Эти бедствия – грядущий удел всего мира. А учеников Христовых постигнут и особые искушения. Их «будут предавать в судилища и бить в синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня». «Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое». И вдобавок – «будут лжеучители, которые введут пагубные ереси», «и многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами». Тяжелейший предстоит путь. Чтобы его пройти, надо скрыть в глубине сердца, как драгоценную жемчужину, память о том, что «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». Бог даже и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания». И все виновники соблазнов «навлекут сами на себя скорую погибель». Но Бог не подвергает одной участи праведника с нечестивым. Погубив мир водами потопа, Он сохранил «Ноя, проповедника правды», и даже вместе с его семейством. И когда Он «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел», то и тут избавил «праведного Лота». Потому что Лот не гордился тем, что он не таков, как прочие содомские жители. Он, «живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные». Тот, кто всегда держит в сердце эти, и множество других примеров, – не усомнится, что и впредь будет так. Когда Авраам провожал шедших в Содом, то настойчиво спрашивал, не помилует ли Бог город, если там найдется хоть несколько праведников? Но сам же и отвечал: «Не может быть, … чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно»? И он не ошибся в своем уповании. Когда Ангелы выводили Лота из обреченных городов, то говорили: «поспешай, спасайся», «ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь» в безопасное место ( Быт.18:25; 19, 22 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010