Не прейдет род сей, как всё сие будет: почему конец света не случился еще при жизни апостолов? Источник Скачать epub pdf Постановка проблемы, основные цитаты Действительно, в Новом Завете можно найти немало высказываний, в которых, как кажется на первый взгляд, говорится о том, что Христос должен прийти во славе (то, что принято называть Вторым пришествием) уже во время земной жизни апостолов (или некоторых из них). Вот основные цитаты, выражающие указанную идею: Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий ( Мф.10:23 ). Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем ( Мф.16:28 ; Мк.9:1 ; Лк.9:27 ). Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет ( Мф.24:34 ; Мк.13:30 ; Лк.21:32 ). Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. ( 1Фес.4:15–17 ). Се, гряду скоро ( Откр.3:11, 22:7, 12:20 ). Сразу следует заметить, что все указанные фрагменты можно истолковать в ином смысле, необязательно видеть в них идею пришествия Христа при земной жизни апостолов. Рассмотрим их по порядку. «Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23) У этих слов есть два варианта объяснений: или применительно к ближайшим событиям земной жизни Христа, или эсхатологическое 1 . Толкование в ближайшем историческом контексте может быть таким: Он отправил их на проповедь по иудейским городам, в это время Сам хотел уединиться. Однако Христос им как бы говорит: не падайте духом, скоро мы с вами воссоединимся. Такое понимание поддерживает святитель Иоанн Златоуст : «Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но если икона никакая не интерпретация, то почему в «Святой Троице» Андрея Рублева Ангелы, представляющие три Ипостаси, все-таки отличаются друг от друга? Такое отличие, наверное, уже есть интерпретация. К тому же, декан Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже протопресвитер Борис Бобринский в связи с иконой Рублева пишет: «Бесполезно пытаться определить, какой Ангел изображает одно или другое Божественное Лицо, поскольку образ этот не является “иконой Троицы” в строгом смысле этого слова. В подлинном иконографическом предании никогда не изображают ни Отца, ни Духа в человеческом облике, ибо они не воплощены, не вочеловечились и потому не изобразимы. Икона эта имеет особый статус, она символична, так как изображает ветхозаветный образ пришествия Христа, в Котором почивают в полноте и Отец, и Дух» . До отца Бориса и Л.А. Успенский сделал замечание относительно данной композиции: «Всякое наименование Божественных Ипостасей в этом образе может быть только произвольным противоречием VI и VII Вселенским соборам» . И опять непонятно: если бесполезно определять на иконе то или иное «Божественное Лицо», то зачем Рублев изобразил Ангелов в разных одеждах? Писали же их многие предшественники изографа именно одинаковыми. Но, как отмечал тот же Л.А. Успенский, у преподобного Андрея средний Ангел изображен в канонических одеждах Христа, у правого Ангела на хитоне виден клав (символ посланничества), однако менее яркий по сравнению с клавом центрального Ангела, у правого же Ангела клава нет. Почему? Существует своя логика и в расположении жертвенной Чаши ближе всего к среднему Ангелу, Который помещен иконописцем еще в одну большую чашу, образованную внешними контурами двух боковых Ангелов. Указанием на что может быть подобная явная связь Ангела с темой Чаши? Рублев вдобавок вводит еще и своеобразные корреляты: каждому Ангелу соответствует на втором плане свой формоэлемент – дом, дерево и горка. Если не стоит вопрос «кто есть кто» среди Ангелов, то зачем нужна такая самоочевидная связь первого плана со вторым? Надо подчеркнуть «особый статус» иконы, объясняемый ее символизмом: уже в VI веке применительно к данному сюжету были распространены толкования в тринитарном прообразовательном смысле. В Церкви принято пользоваться для дидактических и иных целей изображениями прообразов, символов и идей, но позволительно ли принимать их в качестве объектов поклонения, о котором говорили святые отцы и которое подобает моленным иконам? Как можно понимать в данном случае изображение уже упоминаемого Предвечного Совета Святой Троицы? Для создания моленной иконы с таким сюжетом необходимо свидетельство присутствия кого-либо на этом Совете, ибо свидетельство является одним из оснований православной иконы как таковой. Однако означенными свидетелями не могут быть ни зрители, пусть и самые чистосердечные, ни даже преподобный Андрей.

http://pravoslavie.ru/46974.html

О Вознесении Господа на небо ( Лк. 24:50–52 ) Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы в день Вознесения Господня и обретения мощей свт. Алексея 1) Почему Господь пред Своим Вознесением явился в Иерусалиме, а не на месте, Им избранном для Вознесения Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их ( Лк. 24:50 ). Воскресший Господь являлся ученикам Своим не только в Иерусалиме, но и на пути в Эммаус, и в Галилее на горе, и на берегу озера Тивериадского: почему же, наконец, Он явился им не прямо на месте, которое избрал для Своего вознесения, но в Иерусалиме и вывел из него вон? Нет сомнения, что как всякое действие Божественной мудрости Его, так и сие исполнено глубокого знаменования. Это значит, что благодать отступает от ветхого Иерусалима, который обетованного ему Христа, во Своя пришедшаго, не принял ( Ин. 1:11 ), излиянную для спасения мира кровь Его сам на себя принял к своему осуждению, своим неверием и христоубийством сам себе приготовил оставление и разрушение. И как Пришедший не погубит души человеков, но спасти из среды погибающих начал уже избирать Себе спасаемых, взял из ветхого града лучшие камни и художеством небесного архитекторства – словом истины и спасения – очистил и приготовил их для нового здания; то дабы показать, что Он не ветхому, отжившему служит, не к ветхой ризе новый плат приставляет, не в ветхие мехи вино новое вливает, а устрояет новую ризу спасения, новые сосуды благодати, новый живой град Небесного Царствия на земле; Он несет избранные Им живые камни из ветхого града на свободное, чистое, высокое место, дабы здесь благословить новосозидаемую Церковь Свою, подобно как некогда благословил Свое новое райское творение. 2) О благословении, преподанном Господом апостолам, а чрез них всем верующим в Него, при вознесении на небо Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их. Воздвиг руце на небо и простер их на благословляемых в знамение, что преподает благословение небесное и пренебесное, и так обширное, как далеко досязают Его руце, в которых вси концы земли ( Пс. 94:4 ). Какими словами благословил? Сего не написал святой Лука; но веруем, что то был поток Божественной благодати, жизни и силы, который не только исполнил предстоявшие сосуды, но и простерся и простирается и на всю Церковь Христову до последнего истинного христианина пред вторым пришествием Христовым. Более нежели вероятно, что к сему благословению принадлежат преданные святым Матфеем слова Христовы: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О нашем поражении Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 От редакции . Сегодня было бы весьма затруднительным найти — по крайней мере в определенных церковных кругах — столь же “модную”, столь же “популярную” тему, как тема конца света. Книги в духе объемного и роскошно изданного сборника с поистине грозным названием “Россия перед Вторым Пришествием” постепенно заполоняют прилавки книжных магазинов, торгующих литературой, так или иначе посвященной религиозной проблематике. На первый взгляд, подобный интерес, возможно, напоминает нам ту первохристианскую обращенность к проблемам эсхатологии, что превалировала в церковном сознании в течение двух веков после исторического факта Боговоплощения. Чаяние Парусии — Второго пришествия Спасителя в мир и наступления Его Судного дня — явилось, по сути, одним из наиболее значимых мотивов в раннехристианской письменности. Эсхатологические ожидания, характерные для древнейшего периода бытия Новозаветной Церкви, выраженные словами библейского Откровения св. Иоанна Богослова: “Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Откр 22:20) — сделались настоящим знаменем первых христианских мучеников и епископов, мужей апостольских и апологетов. Однако нынешние эсхатологические чаяния в среде современных “алармистов” оказываются совершенно отличными от образа первохристианского ожидания Парусии. В I—II вв. по Р. Х. верующие уповали прежде всего на Второе Пришествие Христа. Нынешние же “апокалиптики” с нетерпением и даже несколько нездоровым интересом ждут в первую очередь появления в мире — пусть и ненавидимого ими! — антихриста, с увлечением отыскивая и подмечая вокруг себя все более и более зримые признаки его приближения. Наряду с этим в современном христианстве присутствует и иная, но столь же неприемлемая крайность, отражающая собой в корне ошибочный взгляд на перспективы земной истории, провозглашающая реальную возможность бесконечного и непрерывного дальнейшего существования нашего мира в его теперешнем состоянии, в его вековечной непреходящести и неизменности. Забывая об обещанном нам Самим Спасителем грядущем страшном и грозном Судном дне, такие неумеренные оптимисты твердо верят в возможность построения вполне материального “Царства Божия” на земле, в условиях сегодняшней земной реальности — иначе говоря, поврежденной грехом, мучающейся по человеческой вине тварной природы. Для них слова Апокалипсиса — и о Парусии и об антихристе — в равной мере малозначащи и легковесны, поскольку их расчеты явно не согласуются с перспективой очистительного и всепоглощающего пламени Судного дня. Подменяя христианское понятие о Богочеловеке собственным горделивым упованием на самостоятельное и, по сути, антихристианское стяжание “человекобожия”, они увлеченно заняты возведением современной Вавилонской башни — нового и счастливого мира “свободы, равенства и братства”.

http://pravmir.ru/o-nashem-porazhenii/

О св. Писании «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности“ ( 2Тим. 3: 16 ). Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?“ ( 1Кор. 12: 29–30 ). Вторым, по времени, источником научения людей вере в Бога и благочестивой жизни является, после св. Предания, св. Писание. Св. Писанием называется откровение людям воли Божией, записанное Богом избранными святыми людьми, по вдохновению Св. Духа, в особые священные книги, которые все вместе именуются св. Библией . Как происходящее от Самого Бога, письменное слово Божие называется священным Писанием, в отличие от обыкновенных писаний человеческих. Св. Писание разделяется на ветхозаветное и новозаветное, короче называемое Ветхий и Новый Завет . Ветхозаветное Писание содержит в себе историю сотворения мира и человека, историю жизни первобытных людей, особенно Богом избранного Израильского народа и данное ему Божие откровение от первосозданного человека, Адама, до пришествия Мессии, Спасителя мира. Новозаветное же Писание содержит в себе жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа и Его св. Апостолов, а также первые годы жизни основанной Им Церкви и предсказание о последних судьбах мира и всего человечества. Таким образом, св. Писание – не человеческое писание, а божественное, ибо написано людьми не от них самих, а по внушению Св. Духа: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым“ ( 2Петр. 1: 21 ). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности“ ( 2Тим. 3: 16 ). Откровение воли Божией не сразу дано было ветхозаветным людям и, следовательно, не сразу, а постепенно записывалось богодухновенными людьми, которые свои писания прилагали одно к другому, пока не образовался один сборник, или «канон“ («канон“ значит – реестр, каталог, перечень) книг богодухновенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Об одиннадцатом члене Символа Веры 11 . Чаю воскресения мертвых В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира. Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака ( Евр.11:17 ), Иовом , среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов.19:25–26 ); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис.26:19 ). Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом ( Иез.37 ). Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» ( Ин.5:25 ). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф.22:29, 31, 32 ). Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20, 21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Образ доброго человека Слово пред отпеванием протоиерея Московской Симеоно-Столпнической церкви, за Яузой, Алексея Петровича Соловьёва-Михайлова, произнесённое 25-го января 1882 года 95 . Св. Григорий Богослов , память которого церковь сегодня совершает, своё похвальное слово Афанасию Великому , архиепископу Александрийскому, начинает так: «хваля Афанасия, буду хвалить добродетель». Это означает, что жизнь Афанасия была воплощением добродетели, наглядным образом, по которому можно составить понятие о том, что такое добродетель, в чём сущность, какие свойства её. Изречение о св. Афанасии святого Григория напоминается нам предстоящим гробом. Есть поговорка: об умерших надобно говорить только хорошее, или лучше ничего не говорить. В новопреставленном протоиерее Алексее было много хорошего, много нравственных достоинств, так что нельзя не помянуть его добром, нельзя не отозваться об нём с похвалою. Но в ряду его нравственных похвальных качеств не было ли такого, которое бы составляло господствующую, средоточную черту его нравственного образа, определяло его характер? Мы знаем такую черту. Едва ли ошибёмся, если скажем, что это была сердечная доброта. Эта черта бросалась в глаза всякому, кто хоть сколько-нибудь был знаком с ним. На всякого она производила впечатление. Всякий после свидания и беседы с ним думал или говорил про него: что за душа человек, – какой добрый, симпатичный, мягкосердечный! – Да, он был поистине добрый человек, – до того добрый, что если нужно память его почтить похвалами, то восхвалять его значило бы восхвалять сердечную доброту. Она так сроднилась с ним, так отпечатлелась в его нравственном образе, что представление о его личности нельзя отделить от представления о ней, – подобно тому, как представление о великом Афанасии св. Григорий не мог отделить от представления о добродетели. Быть добрым, мягкосердечным, симпатичным человеком, – это такое достоинство, которого не может заменить богатое умственное развитие, но без сердечной доброты. Что толку в уме, когда сухо и чёрство сердце? И дух злобы – умнейшее существо; он отличный естествослов, отличный душеведец. Пред вторым Христовым пришествием он чрез антихриста, на удивление миру, покажет такие поразительные опыты своего искусства пользоваться силами природы, что их почтут за чудеса. Но что хорошего в таком блестящем и многосведущем уме, когда это – ум духа злобы и лукавства, изобретательный на одно зло? Что хорошего и в человеческом уме при недостатке сердечной доброты? Как тяжело было бы жить на свете, если бы всё приходилось иметь дело с людьми, которые на каждом шагу давали бы нам чувствовать своё превосходство в умственном отношении и не смягчали бы этого чувства добродушием, – с людьми, от которых веет холодом самолюбия, от которых не жди сочувствия в горе и радости, – с которыми нельзя сойтись по душе! – Общежитие держится не столько умными, сколько добрыми людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Пн Комментарий Пресс-службы Московской Патриархии по поводу ареста Г. Грабового 10 2006 р. 09:00 По сообщениям СМИ, 6 апреля в столице задержан «целитель» и руководитель партии ДРУГГ (Добровольцы, Распространяющие Учение Григория Грабового) Г. Грабовой. С просьбой прокомментировать эти сообщения в Пресс-службу обратилась редакция «Новой газеты». В письме, направленном в адрес Пресс-службы Московской Патриархии, содержалась просьба дать официальный комментарий и разъяснить позицию Московской Патриархии по факту ареста руководителя секты Григория Грабового, объявившего себя летом позапрошлого года «вторым пришествием Христа» и «триединым Богом». Также была высказана просьба прокомментировать «молчание представителей Русской Православной Церкви по поводу масштабной деятельности секты Григория Грабового и его учения». Особо подчеркивалась необходимость комментария по поводу «благословения, полученного «апостолами» Грабового в Украине от Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и лично Патриарха Филарета». В соответствии с высказанными пожеланиями Пресс-служба Московской Патриархии публикует свой комментарий. Пресс-служба Московской Патриархии в ответ на Вашу просьбу прокомментировать факт ареста Г. Грабового и его связи с Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата имеет сообщить следующее. Деятельность организации под руководством Григория Грабового никогда не одобрялась и тем более не получала благословения Русской Православной Церкви. Более того, оценка этой деятельности всегда была однозначной: организация Г. Грабового имеет все признаки тоталитарной секты. Об этом неоднократно заявляли как иерархи Русской Православной Церкви, так и ведущие специалисты в области сектоведения. Так, например, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан на встрече с членами «Ассоциации жертв террористических актов «Матери Беслана» (23 сентября 2005 г.) потребовал дать правовую оценку деятельности Г. Грабового, предложившего «воскресить» погибших в Беслане детей. Было заявлено, что такого рода эксплуатация горя людей выходит за рамки нравственности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202885...

Пн Нова епоха, виклики, завдання 23 березня 2023 р. 11:25 В эти весенние месяцы у  владыки Евфимия (Моисеева)  две особо значимые даты. 20 марта 2022 года за Литургией в  Храме Христа Спасителя  он  был хиротонисан  во епископа. А чуть более двух десятилетий назад, 4 апреля 2001 года, принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Евфимия Великого, одного из основателей палестинского монашества, боровшегося за чистоту истинной веры и обратившего в Православие сарацинские племена. Сегодня епископ Луховицкий Евфимий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, является наместником  Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря  в Москве, председателем  Синодального миссионерского отдела  и  Православного миссионерского общества , деканом миссионерского факультета  Российского православного университета святого Иоанна Богослова . В нашей беседе с владыкой мы затронули широкий круг вопросов, но начали, пожалуй, с главного — его прихода к вере. «Благую весть я воспринял из неповрежденного источника» — Владыка, благодаря СМИ некоторые факты Вашей биографии хорошо известны. Например, такой: период духовных исканий у Вас пришелся на студенческую пору. Какие это были годы, какой вспоминается обстановка в стране? — Действительно, мой приход к вере связан как с обучением на филологическом факультете МГУ, так и с колоссальными изменениями в стране. Ведь общественный фон оказывает большое влияние на человека, чему мы с вами стали свидетелями в наши дни, когда идет Специальная военная операция и люди чувствуют: наступила особая эпоха. То же самое было в те годы. Правда, тогда изменения носили совсем иной характер, но тем не менее присутствовало осознание того, что происходит смена эпох. В стенах Московского университета я впервые увидел православного священника, спокойно пришедшего сюда в рясе и открыто беседовавшего с молодежью. Тогда все это уже было возможно — шла Перестройка и появилась некая открытость, ее тогда называли гласность. Сегодня могу сказать одно: «Слава Богу, что я воспринял благую весть из неповрежденного источника!» Вообще, в университет приходили самые разные религиозные деятели — даже откровенные сектанты, в том числе и лидер экстремистской тоталитарной секты «Аум Синрикё» («Учение истины) Сёко Асахара, позже казненный в Японии за организацию газовой атаки в токийском метро. Один наш профессор, известный человек — академик РАН, восторгался встречей с «замечательным человеком» — «преподобным» Муном, объявившим себя «вторым пришествием Христа» и «Мессией» и тоже создавшим тоталитарную религиозную секту.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6012976...

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Сладков Гражданское участие православной общественности в выработке и публичном обсуждении стратегий развития Выступление на круглом столе " Церковь в медийном пространстве: новые тенденции " в рамках конференции по обмену опытом " Социальное посредничество: поддержка гражданских инициатив по достойному устроению жизни " Арзамас, 13-14 января 2008 года Для всех нас, живущих в России и составляющих собой Россию, после всех испытаний ХХ века очень актуален вопрос достойного устроения жизни. Этот вопрос стоит в центре проблематики и нашей конференции – он вынесен в ее название. Его пытаются обсуждать в разных терминах, в том числе таких как " развитие " , " стратегирование " и так далее. Примеряются и к популярным в последние десятилетия представлениям об " устойчивом развитии " Убежден, что, оставаясь серьезным, об " устойчивости " развития можно говорить лишь в одном отношении. Речь, по-видимому, может идти только об устойчивости нашего общего движения к Концу времен и Страшному Суду. Примечательно, что при наличии большого числа " апокалиптических " сюжетов эта тема на деле выпала из поля современной культуры. Благодаря усилиям главных героев все голливудские варианты конца света получают свое благополучное разрешение. Что касается религиозной практики (в ее бытовой, массовой повседневности), то " Россия перед Вторым Пришествием " , ИНН-радения и иные подобные религиозные триллеры, леденящие кровь новоначальных душой, в том числе и недавно просиявший " свет с Востока " (Чукотки), также лишь подчеркивают потерю серьезного, всамделишного внимания к предстоящему. Между тем, все это без-образие скрывает от глаз достаточно простые практические вопросы, вполне очевидные – ввиду предельной очевидности апостасийных процессов. Каковы личные (душевные) и общественные (социально-культурные) возможности и способы сохранения человеческого образа перед лицом прогрессирующего расчеловечивания, производимого с использованием эффективных массовых технологий.

http://religare.ru/2_49581.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010