В неделю мясопустную Слово 22, 1-е. О том, сколько страшен будущий суд для грешников Сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языцы. И поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю. ( Мф. 25:31–33 ). Преславное и вместе ужасное зрелище представляет нам ныне чтенное Евангелие. Преславное представляет зрелище, когда Сын человеческий и вкупе Сын Божий приидет во славе своей поставить на суд все творение; когда, с Творцем вселенные, в дольнем мире явится и возблистает и невидимый горний мир Ангелов. Но представляет и ужасное зрелище, когда от грядущего со славою и силою многою небо изменится, стихии побегнут, земля потрясется и изведет из себя тьмочисленные сонмы умерших от века, и явится посреде мира собрание людей всесветное, беспримерное, откроется всемирный суд. Ужасно было зрелище, когда первый допотопный мир людей, погрязших в беззакониях, был потребляем потопными водами. Тогда яростным стремлением вод все живущее невозвратно было поглощаемо и погибало; все стихии были расстлеваемы опустошительным дождевым лиянием и губительною мокротою. Но несравненно ужаснее откроется зрелище в день Господень, в день великий и просвещенный, когда небеса с шумом мимо идут стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят ( 2Пет. 3:10 ); когда огненная река потечет пред престолом гневного Судии и повлечет осужденных в бездну адскую, в озеро огненное, идеже червь их не скончается, и огнь их не угаснет, идеже вечный плачь и скрежет зубом ( Ис. 65:24 , Мф. 22:13 ). Христиане! Вторым–страшным пришествием должна решиться навсегда участь наша! Ужасно быть в числе осужденных; вожделенно обрестися на стране благословенных, которых будет благословлять небесным благословением Благословенный в веки Сын именем Своего благословенного Отца. Стоит всего нашего внимания, чтобы мыслями нашими чаще обращаться к последнему суду и располагать себя, сколько возможно, готовее предстать на оный. Приникнем хотя слабым взором, колико страшен и ужасен для грешников будущий, последний суд!

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Глава 24 1–3. Повод к эсхатологической речи Христа. – 4–14. События перед концом. – 15–28. Бедствия перед вторым пришествием. – 29–31. Второе пришествие. – 32–51. Увещания к бодрствованию. Мф.24:1 .  И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. (Ср. Мк.13:1 ; Лк.21:5 ). Синоптики указывают точно, куда вышел Спаситель со Своими учениками, а именно на гору Елеонскую (стих 3; Мк.13:3 ), откуда можно было хорошо видеть храм и Иерусалим со всем их тогдашним великолепием. Это подтверждается и замечаниями Мф.26:6 и Мк.14:3 , откуда видно, что после длинной «эсхатологической» речи, произнесенной на горе Елеонской, Иисус Христос прибыл в Вифанию, не возвращаясь перед тем в Иерусалим. Он оставил храм со словами «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). «Он как бы отряс пыль от ног Своих пред домом, который должен был оставаться пустым». В пути на некоторое время здания храма перестали быть видными. Но после одного крутого поворота на дороге они опять представились взору во всем своем великолепии. Ученики, сопровождавшие Христа и, конечно, слышавшие Его слова о запустении храма, не могли ясно и хорошо представить, каким образом это запустение возникнет на месте того великолепия, которое было всем видимо. Постройка храма начата была лет за 20 до Р.Х. Иродом I и окончена около 63 года по Р.Х. Здания не были еще окончены, но были уже великолепны. Храм был одним из чудес света. Какой смысл имела эта постройка? Все иудеи соединяли с Иерусалимом и храмом самые блестящие надежды, которые осуществятся с пришествием Мессии. А теперь Мессия говорит, что храм запустеет. Поэтому ученики подошли ко Христу ближе (во время пути) и указали Ему на великолепие ερο, т.е. самого храма и окружающих его построек. Согласно Марку, несколько иначе: ученики не показывают Христу зданий храма, а говорит с Ним только один ученик о том, какие камни и какие здания. У Луки опять несколько иначе: некоторые – вероятно, из учеников – говорили Христу во время пути, какими «дорогими камнями и вкладами» украшен храм. Во всех этих рассказах нет ни малейшего противоречия в показаниях синоптиков, и все могло быть именно так, как они рассказывают, причем один из них обращает внимание на одно, а другой – на другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дональд Карсон (баптист) Откровение Введение Жанр книги В основе толкования книги Откровение лежат четыре традиционных метода, или подхода. Так называемый «претеритский», или обращенный в прошлое, рассматривает описываемые в книге события как относящиеся исключительно ко времени написания данной книги и практически исключает возможность их истолкования в свете будущего. Футуристический подход, напротив, рассматривает все изложенное в книге как события из жизни самого последнего поколения людей на земле, когда и сбудутся соответствующие пророчества. С позиций исторического подхода Откровение представляется повествованием об истории человечества в период между воплощением Христа и Его вторым пришествием. Аллегорический, или поэтический, метод толкования подчеркивает символический, образный характер книги и рассматривает ее как литературное произведение. В рамках такого подхода описываемые события должны толковаться иносказательно как пророчества, которые можно отнести к любой эпохе; таким образом, книга представляет собой откровение общих принципов Божественного промысла в истории. Ни один из указанных принципов толкования Откровения не является удовлетворительным сам по себе. Ни один из них, взятый в отдельности, нельзя применить при интерпретации профетических текстов Ветхого Завета. Дело в том, что Откровение толковалось в отрыве от остальных книг Библии, а также от внебиблейских литературных произведений близкого жанра, что и делало возможным подобный подход к книге. Пролог к самой книге показывает, что в ней тесно переплетены три литературных жанра: апокалипсис, пророчество и послание (см. соответствующие статьи в данном коммент.). 1. Апокалипсис. Первое слово, с которого начинается книга, – «откровение». В разные языки это слово вошло в его греческом варианте – «апокалипсис». Для современного читателя оно обрело совершенно особый смысл, даже зловещий. Во времена же жизни автора книги оно означало просто снятие покрывала, покрова с чего–либо скрытого и тем самым раскрытие потаенного или закрытого, как в случае, когда снимается покрывало с нарисованного художником портрета (или когда открывается занавес на сцене). Это слово стало использоваться как термин для указания жанра определенного рода писаний, главным образом еврейских, которые появились за два столетия до рождения (рождества) Христа и существовали в течение I в. христианской истории. Главное назначение этих произведений – раскрыть замысел Божий о человечестве, рассказать о суде Божьем над нечестивыми и о грядущем небесном царстве для праведных. Вряд ли можно сомневаться, что образцом, которому подражали авторы этих сочинений, была книга Даниила. Они подражали ее стилю и обычно писали от лица известных праведников (напр., три книги приписывались Еноху; известны Апокалипсис Авраама, Вознесение Моисея, Апокалипсис Ездры и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Генезис и эволюция иконографии креста в ранней Церкви. Часть III 09.04.2015 569 Время на чтение 30 минут В древней Церкви первых трёх веков возникла необходимость поиска знака, который мог бы обозначать имя Мессии. Таким символом вскоре стала монограмма Христа. Какие формы она принимала? Почему знаки, широко известные и используемые в античном мире, стали адаптироваться христианами? Когда они перестали быть атрибутами языческого мира и были осознаны как христианские? Какие смыслы были присвоены этим символам? На все эти вопросы даны ответы в третьей части исследования иконографии креста в ранней Церкви. Часть III Положи въ нихъ словеса зhaмehiй своихъ От монограммы до Христограммы (эволюция образа креста) Вторым направлением развития образа «печати Иезекииля» - Тав (креста) - в древней Церкви первых трёх веков стал поиск знака, который мог бы обозначать имя Мессии и стать символом Боговоплощения. Согласно археологической науке таким символом вскоре стала Монограмма Христа, выраженная в двух своих формах: и . Аббревиатура в форме была широко известна и в античном мире задолго до её адаптации христианами, в то время как лигатура появилась среди иудеохристиан в конце первого века по Рождестве Христовом. В свою очередь, её формальная разновидность начиная с середины III века была знаком языческого культа «Непобедимого солнца». Целью данного исследования будет попытка определить: а) почему эти знаки ( и ) стали адаптироваться христианами; б) когда они перестали быть атрибутом языческого мира; в) когда были осознаны этим языческим миром как христианские. И, наконец, какова их история в христианстве, и с какой смысловой нагрузкой они были усвоены приверженцами учения Христа. Аббревиатура в античном мире Лигатура двух букв Х и Р ( ) использовалась в античном мире задолго до пришествия Христа. В юриспруденции эта аббревиатура означала « existimare », в смысле «судить» или «расследовать». При последующем добавлении к ней буквы о, она читалась как « existimatio », - «судимый», «оценённый» . Считается, что в латинскую традицию проникновение этих греческих букв произошло через мюнцмейстерское дело. В монетном производстве эллинизированной античности знак имел два прочтения. В период греческих полисов-государств это первые буквы уже знакомого слова χριστοζ - «помазанный». К такому типу монет можно отнести бронзовую драхму Птолемея VI Апиона (около 200 года до Р.Х.) и драхму псекдо-родосского чекана из Миласа (Mylasa), датируемую II веком до Р.Х. Даже если цари не получали физически помазания, они мыслилось как χριστοι в силу сакральной функции их служения . Собственно эта апелляция к царственному величию и помазаннику и стала одной из главных причин принятия и использования христианами данного знака по отношению к Иисусу Христу, царю Евангелия .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Золотой клинок Империи " 19.03.2009 485 Время на чтение 9 минут Мы сообщали о выходе в свет второго издания книги «Золотой клинок Империи» писателя и историка С.В. Фомина о Свите Его Императорского Величества генерале от кавалерии графе Федоре Артуровиче Келлере (1857-1918). Он оказался одним из немногих, кто в трагическом марте 1917 г. исполнил долг присяги своему Императору: верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови. Мы расспросили Сергея Владимировича о переиздании историко-художественного исследования о генерале. - Чем вызван столь скорый выход второго издания? - Прежде всего, несомненно, читательский интерес. Полторы тысячи экземпляров издания 2007 года сравнительно быстро разошлись. Это с точки зрения спроса. С другой стороны, у меня, как автора, были серьезные претензии к книге, вышедшей в издательстве «Посев». Об этом по горячим следам я подробно писал в свое время в «Русском Вестнике» (2007, N 7) в статье «Без Царя в голове, или Какой посев ведут новые белые». Она вызвала читательский интерес, и, судя по отзывам, многие были согласны со мной. Во всяком случае, некоторых она, несомненно, заставила задуматься о подлинной сути «Белого движения». Хочется верить, что эти люди более осмысленно (по крайней мере) смотрели широко разрекламированный фильм «Адмирал», представляющий собой - в части, касающейся гражданской войны, исторический подлог и одновременно неоправданную героизацию «русского Вашингтона». Именно так называли А.В. Колчака наши «заклятые американские союзники». Обращаться вновь к этой теме считаю излишним, поскольку та статья еще многим памятна. Кроме того, в расширенном варианте она опубликована мною в качестве послесловия к новому изданию. - Отразившийся в спросе на книгу читательский интерес в какой-то степени удивителен. Ведь имя графа Келлера, кажется, не столь широко известно. - Это одновременно и так, и не так. В среде православных монархистов славное имя графа Федора Артуровича ныне пользуется почтением и известностью. А начиналось это, между прочим, в Москве, во Всесоюзной библиотеке иностранной литературы. В 1991 г. автор этих строк, листая в читальном зале подшивку джорданвилльского журнала «Православная Русь» за 1967 г., набрел на статью Е.Н. Безак о посылке Патриархом Тихоном графу Ф.А. Келлеру, «рыцарю чести и преданности Государю», шейной иконки Державной Божией Матери и просфоры. Сведения об этом были помещены мною в вышедшем в 1993 г. 100-тысячным тиражом сборнике «Россия перед Вторым Пришествием». Книга стала популярной, неоднократно переиздавалась. Так имя графа Федора Артуровича Келлера начало свое возвращение в историческое сознание русских людей. Десять лет спустя появилась первая краткая биография Федора Артуровича, написанная вашим покорным слугой. Она вошла в составленную О.А. Платоновым и А.Д. Степановым «Большую энциклопедию русского народа», в том, озаглавленный «Святая Русь. Русский патриотизм» (М. 2003).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О заблуждениях и лжи в оценках духовного наследия Ответ на статью Сергея Фомина «О монархизме подлинном и мнимом» 23.01.2019 1290 Время на чтение 9 минут От редакции: Мы позитивно относимся к полемике между единомышленниками, когда она ведется в доброжелательном тоне. Именно в таком тоне написан ответ Андрея Коренева на статью известного православного историка Сергея Фомина. Не со всеми оценками автора мы согласны. Однако его методология, на наш взгляд, куда более продуктивна, чем методология Сергея Фомина. Сегодня одни предлагают отказаться от «мнимого монархиста» Льва Тихомирова, завтра другие подвергнут критике Константина Победоносцева за его недостаточную народность и срыв проекта созыва Земского собора, а послезавтра третьи призовут отправить на свалку истории Константина Леонтьева за его критичное отношение к славянофильству. Так неровён час мы останемся без корифеев русской мысли. Такой ригоризм никуда не годится. Здесь случай, когда уже само название статьи вызывало у меня, как у православного мipяhuha, профессионального историка и юриста, особый интерес, да и автор её - Сергей Владимирович Фомин, был ранее известен мне как составитель весьма интересного и полезного сборника «Россия перед вторым пришествием». Неприятное удивление и досада - вот результат от прочтения названной статьи и будь её автор представителем «пятой колонны», вряд ли бы я стал отвечать ему, но, поскольку он сам себя считает православным, а значит братом во Христе всем членам нашей общей Церкви, я считаю своим долгом ответить ему именно на эту статью. Начну с того, что Христианское православное вероучение в своей неповреждённой полноте ЦЕЛОСТНО, а это означает, что в отношении к государственному устройству каждый православный человек не может быть никем иным, как только монархистом, и «православный республиканец» такой же абсурд, как например «беззвучный звук». Поэтому всех тех, кто этого не понимает, но при этом относит себя к православным христианам, остаётся только пожалеть. Лично я отношу себя к тем, кто в числе русских христианских философов, а вернее сказать - мыслителей, наилучшим образом показавших и доказавших верность и красоту идеи монархизма, почитает именно Льва Александровича Тихомирова. Оставляя в стороне разбор истинных мотивов, побудивших С.В. Фомина обвинять Л.А. Тихомирова в «мнимом монархизме», перехожу к рассмотрению приёмов и «доказательств», которыми пользуется и к которым прибегает автор критической статьи.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/23/o_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Путин и «последние времена» Как православным патриотам выполнить свою миссию - быть авангардом национального возрождения? 23.11.2015 4679 Время на чтение 6 минут Давно я размышляю об этой острой и непростой проблеме. Надеялся, что выскажется кто-нибудь из духовных лиц. Но они не торопятся. Придется мне, грешному рядовому мирянину дерзнуть прикоснуться к этой теме. Как все прекрасно знают, в нашей церковной среде само собой разумеющимся является утверждение о том, что мы живем в последние времена (иногда можно услышать формулировку чуть мягче - предпоследние времена, но сути дела это не меняет). Это уже стало «фигурой речи», которую часто используют и священнослужители, и миряне. Понимаю, что буду пытаться рассуждать о тонких материях, поэтому еще раз хочу оговориться, что не дерзаю на какое-то духовное прочтение. Размышляю только как историк и политолог, т.е. остаюсь на том поприще, где что-то понимаю, благодаря соответствующему образованию и некоторым приобретенным навыкам. Откуда в церковной среде эта убежденность, что нынешние времена последние? Думаю, есть к тому некоторые исторические и психолого-политические причины. Во-первых, в 1992 году исполнилось ровно 7500 лет от сотворения мира, согласно традиционным расчетам. Именно с этой датой было связано много пророчеств о конце света. Эти древние пророчества и предсказания о судьбе России скрупулезно собрал известный церковный историк Сергей Фомин, книга которого «Россия перед вторым пришествием» была невероятно популярна в 90-е годы минувшего века. Кто-то подсчитал, что совокупный тираж этой книги составил больше миллиона экземпляров. Я и сам грешным делом с интересом читал эту книгу. Стоит напомнить, что 500 лет назад - в 1492 году - апокалиптические настроения в русском обществе были еще более сильными. Тогда исполнилось 7000 лет от сотворения мира, а именно с этой датой многие святые древней Церкви связывали конец времен. Как пишут историки, ощущение конца было таким сильным, что на 1492 год даже не составляли Пасхалию. Вот насколько наши предки были уверены, что они - последние жители этой грешной земли. Да и внешние события давали все основания для такого отношения к истории, - за четыре десятка лет до того, в 1453 году, произошла катастрофа вселенского масштаба - пал Второй Рим, центр христианской ойкумены. Мир, как казалось, шел к своему концу.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/23/pu...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Хилиазм и николаитство в прошлом и настоящем 06.10.2022 571 Время на чтение 8 минут Альбрехт Дюрер. Апокалипсис. Фрагмент     Источник: Православие.ру Запад, по собственному признанию его идеологов и апологетов, включая рекламную обслугу, вступил в фазу постхристианства. На этот счет сделаны официальные декларации: так, когда в начале 1990-х гг. готовили акт об учреждении Евросоюза, робкие предложения упомянуть в нем христианские корни европейской цивилизации были отвергнуты с порога. Чтобы поставить верный диагноз духовному состоянию современного Запада, требуется адекватный анамнез. Ключевое значение в подходе к нему имеет сама эта характеристика – постхристианство.   В ней содержится не только указание на хронологическую последовательность исторических фаз – духовный недуг, поразивший Запад, коренится в тех отступлениях от аутентично христианского – или, что то же, – православного вероучения, которые имели место в прошлом, в еретических уклонениях от истины, преподанной в Евангелии. Он восходит к древним ересям: гностицизму, хилиазму, николаитству. Гностицизм – слишком пестрый феномен, чтобы его обсуждать в рамках одной статьи, а вот хилиастические заблуждения и николаитская ересь – темы более узкие и определенные. Хилиазм – это учение о тысячелетнем земном царстве Христа, которое откроется со Вторым Его пришествием и пребудет тысячу (хилиа) лет, до кончины мира. В основе этого учения лежит превратное толкование одного места из Апокалипсиса: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20, 2). Одним из первых хилиастов был гностик Керинф. Хилиастические идеи разделял также и Тертуллиан, в конце жизни впавший в монтанистскую ересь. Их приверженцами были древние святые Иустин Философ, Папий Иерапольский, Ипполит Римский, Мефодий Патарский и даже Ириней Лионский, каталогизатор и обличитель ересей. Суть хилиастической апокалиптики особенно красочно изложена у Папия Иерапольского, писателя II века:

http://ruskline.ru/opp/2022/10/06/hiliaz...

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями» — наравне с «Великим инквизитором» Достоевского может быть причислен к основным текстам русской мысли. Итоговое произведение Владимира Соловьева, где он отступает от обычных для себя рассудочных форм изложения (дань веку) и некоторых своих иллюзий (проектов воссоединения церквей по человеческому устроению, историософских утопий, гуманистической морали, вообще пафоса проектирования, «человеческого, слишком человеческого»). «Три разговора» трансцендирует философию, выводит её из пределов разума и истории: умозрение последних вещей, освобождение от себя и мира, упование только на Христа. Центральное место в «Трех разговорах» занимает «Повесть об Антихристе» — гениальное умозрение Апокалипсиса. Крайне интересно, как решает экуменический вопрос Соловьев в этом произведении. До написания «Повести об Антихристе» он сам строил утопические проекты объединения церквей. В «Повести об Антихристе» проект объединения церквей строит Антихрист (вообще уже не раз замечали, что Антихрист очень похож на Соловьева, т. о. «Повесь об Антихристе» еще и «покаяние» философа) и осуществляет его. Здесь «экуменизм» осужден, прямо назван делом дьявола. Но в «Повести об Антихристе» есть и подлинный экуменизм, воссоединение христиан по Божьей воле. Оно происходит как единство святых каждой из конфессий перед лицом Зверя. В «Повести» много других гениальных мыслей: об Антихристе как величайшем гуманисте, об обращении Израиля ко Христу перед Вторым Пришествием и многое др. Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/tri-razgov...

Разделы портала «Азбука веры» Алексей Варламов Затонувший ковчег " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Затонувший ковчег " > Оглавление Пролог. Бухара Часть первая. Обретение мощей Глава I. Бог не выдаст — свинья не съест Глава II. Представление у межевой сосны Глава III. Святители и просветители Глава IV. Ночной дозор Глава V. Десница Глава VI. Падение директора Глава VII. Метельные сны Глава VIII. Прощание с «Сорок вторым» Часть вторая. Темные люди Глава I. Проклятый дом Глава II. Голодные дни Глава III. Гроссмейстер Великой Ложи Глава IV. Скульптурный гамбит Глава V. Привод Глава VI. Затвор Глава VII. Коридоры Часть третья. Огненное крещение Глава I. Оглашение Глава II. Кровавая сауна Глава III. За други своя Глава IV. Апокалиптики и нигилисты Глава V. Шантаж Глава VI. Искушение Глава VII. Разборка Глава VIII. Прощание с Петербургом Часть четвертая. Последний завет Глава I. Великий поход Глава II. Кладбище брошенных кораблей Глава III. Бухарский пленник Глава IV. Второе пришествие Искупителя Глава V. Перебежчик Глава VI. Подлог Глава VII. Харон Глава VIII. Спасатель Глава IX. Лестница Глава Х. Эвакуация Эпилог Пролог. Бухара В начале восемнадцатого века на строительстве Петербурга, где среди порабощенных Петром крестьян трудились тайные и явные противники никонианской веры, произошел побег. Несколько семей, тяготившихся невозможностью свободно следовать своим обрядам, устремились на волю. За беглецами была тотчас же учреждена погоня, но, теряя немощных духом и телом, самые крепкие из них сумели уйти от преследования. Однако страх быть настигнутыми гнал раскольников все дальше и дальше на восток. Приближалась зима, местность сделалась безымянной и глухой, и между бежавшими возникло разногласие. Одни хотели идти дальше на восход солнца, другим казалось достаточным остановиться здесь и не подвергать себя опасности завязнуть в болотах или сгинуть в непролазной тайге. В устье реки Пустой они облюбовали небольшую поляну, вырыли землянки и стали жить. Место было наречено Бухарой, что никакого отношения к азиатскому городу не имело, произносилось с ударением на втором слоге и обозначало сенокос в лесу.

http://azbyka.ru/fiction/zatonuvshij-kov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010