Скачать epub pdf Житие и чудеса святого пророка Илии Память 20 июля Приступая к изложению жития святого Илии, Боговидца и славного ревнителя по Боге, беззаконных царей обличителя, отступивших от Бога людей наказателя, ложных пророков казнителя, дивного чудотворца, которому повиновались стихии, которого слушало небо, великого угодника Божия, до сих пор пребывающего во плоти и имеющего прийти на землю пред вторым пришествием Христовым, – для более ясного и сильного доказательства ревности его, которою он поревновал по Господе Боге, в кратких словах предложим те события, которые случились прежде него. Издревле избранные люди Божии, от двенадцати сыновей Израиля размножившиеся в двенадцать племен, называемых коленами, составляли одно царство, управляемое нераздельно и единовластно одним вождем, начиная от Моисея и Иисуса Навина и прочих судей Израильских до царей Давида и Соломона 4725 . Когда же, по смерти Соломона, на царство вступил сын его Ровоам и когда он в управлении царством, не следуя, по молодости своей, советам опытных старцев, а слушая подобных себе юношей, оказался тяжелым для подданных своих, ибо отягощал их чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже не редко отправлял в ссылки; тогда десять колен отложились от него и избрали себе в цари другого, по имени Иеровоама. Иеровоам прежде был рабом Соломона. Однажды Соломон хотел предать его смерти за некоторую с его стороны вину, но Иеровоам убежал в Египет, где и пробыл до смерти Соломона 4726 . По смерти же Соломона он возвратился в землю Израильскую и был избран царем коленами израильскими, отложившимися от Ровоама. Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иерусалиме над двумя только коленами – Иудиным и Вениаминовым; Иеровоам же, раб Соломонов, царствовал над десятью коленами Израильскими, проживая в городе Сикиме 4727 , который им был восстановлен и возобновлен, так как до этого времени был в разрушении. Оставшиеся верными сыну Соломонову два колена были названы царством Иудейским; а десять колен, перешедшие к рабу Соломонову, составили царство Израильское.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово о вере истинной, сказанное Преосвященным Никанором, в селе Заостровье, Архангельского уезда, 20 Ноября 1894 года Желанием вожделел быть с вами, братие, чтобы соутешиться с вами общею вашею молитвою, и преподать вам некоторое наставленье о познании веры истинной, имея в виду, что вас здесь часто смущают своими неправыми толками разные учители раскола. Много неправого и злого говорят они о нашей истинной, единой святой, соборной и апостольской церкви, но из всех клевет их, особенно возмутительна та, что будто бы в нашей церкви владычествует антихрист, и что мы кланяемся антихристу. Злее и более гнусной клеветы не можно и выдумать. Нас почитающих Единого Истинного Бога, в Св. Троице поклоняемого, и славящих Небесного Отца Бога, Господа Спасителя Нашего Иисуса Христа и Духа Святого, и считающих антихриста страшным противником Господним, нас – христиан православных осмеливаются называть почитателями антихриста! Сносно ли это, стерпимо ли это? И однако мы терпим, ибо понимаем, что раскольники не ведят, что говорят! Только самые грубые обманщики, только самые ужасные клеветники могут говорить такую нелепую ложь, только простецы могут верить этим постыдным клеветникам. Мы не только ничем не чтим антихриста, но готовы и отдать жизнь за Христа в борьбе против антихриста, ибо мы веруем, что никогда Церковь Божия на земле не упразднится, даже и тогда, когда придет антихрист, пред вторым пришествием Христа. Божественный Основатель нашей веры Иисус Христос рек: „... созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее”. ( Мф.16:18 ). И вот, в исполнение сего слова, Господня Церковь пребывает неодоленна от времен Христа и Апостолов доныне, и пребудет неодоленною до скончания мира сего. Главнейшими основаниями Церкви служат: истинная вера, святыя таинства и богоучрежденное священноначалие. Все это у нас сохраняется непрерывно от самого Иисуса Христа и Его Св. Апостолов в совершенной неприкосновенности, целокупной полности и непререкаемой преемственности. А у раскольников нет ничего этого и не было. Вот они от зависти и досады сплетают на нас возмутительные и очевидные клеветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

См. также: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II Сборник статей по истолковательному и надзидательному чтению Апокалипсиса Содержание Введение О том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, Главу Церкви, от тела Церкви и, в частности, от святых пророков и апостолов Предварительные сведения о книге Деяний Апостольских Надписание О том же Обозрение книги Деяний св. Апостолов в порядке глав, составленное по руководству Св. Афанасия Александрийского Обозрение книги Деяний Св. Апостолов в хронологическом порядке Поучительные уроки из книги Деяний Апостольских О книге Деяний св. Апостолов Мнение св. Иоанна Златоустого о том, почему книга Деяний Апостольских читается от Пасхи до Пятидесятницы Библиографический указатель к Введению Часть первая. Церковь Христова из Иудеев (I-XII гл.) Глава I Толкование на предисловие к книге Деяний св. Апостолов. I гл. 1–3 О том же Вознесение Господне. (Выписка из Священного Писания) Наставления Иисуса Христа ученикам пред Его Вознесением на небо Вознесение Господне. О том, как совершалось вознесение Иисуса Христа на небо Какое значение имеет в домостроительстве нашего спасения вознесение Господа О вознесении Иисуса Христа (1, 9–11) Сопоставление вознесения Господа Иисуса Христа с Его вторым пришествием Из беседы на Вознесение Господне. О явлении Ангелов О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца Гора Елеонская (ст. 12) Размышление в день Вознесения Господня Положение Апостолов по вознесении Иисуса Христа Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды (I, 12–26) О горнице Сионской и о том, что она была первоначальным образцом св. христианского храма (I, 13–14) Церковные предания о жизни Богоматери по вознесении Иисуса Христа (ст. 14) Успение Пресвятой Богородицы Внешний вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды и о том, что утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства Жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Содержание Предисловие Введение Часть Первая Глава I-я. Учение Иисуса Христа о Его втором пришествии Глава II-я. Совмещение в эсхатологической беседе двух разновременных событий и учение Иисуса Христа о времени Его паки-пришествия Глава III-я. Подлинность и целостность эсхатологической беседы Глава ΙV-я. Отношение эсхатологического учения Иисуса Христа к эсхатологии иудейских апокрифов и Апокалипсиса св. Иоанна Богослова Глава V-я. Разделение эсхатологической беседы на части; время и место её произнесения Часть Вторая А. Повод к беседе. Пророчество Господа о разрушении Иерусалимского храма. (Мф.24:1–3, Мк.13:1–4, Лк.21:5–7) Б. Теоретическая часть эсхатологической беседы Первый Отдел а) Пророчество Иисуса Христа о грядущих судьбах мира. (Мф.24:4–14, Мк.13:5–13, Лк.21:8–19) б) Пророчество Христа Спасителя о судьбе Иерусалима и народа Еврейского. (Мф.24:15–22, Мк.16:14–20, Лк.21:20–24) Второй Отдел а) Пророчество Господа о временах мира, предваряющих Его второе пришествие. (Мф.24:23–28, Мк.13:21–23, Лк.21:24-в.) б). Пророчество Иисуса Христа о знамениях пани-пришествия, о времени сего события и нравственном состоянии мира пред вторым пришествием Спасителя. (Мф.29–41 ст. Мк.24–32 ст. Лк.25–84 ст.) В. Нравственно-практическая часть эсхатологической беседы Заключение     Предисловие Предметом настоящего исследования служит одна из великих пророчественных бесед Господа, а именно, так называемая, эсхатологическая беседа Христа Спасителя, т. е. беседа о последних судьбах мира. Излишним было бы говорить о важности этого предмета, которым является не слово человека и даже не слово величайшего из людей, а слово Богочеловека, слово, открывающее притом страницы грядущей истории мира, вводящее человека в тайны последних судеб мира, тайны скрытые от непосредственного человеческого ведения. „Испытать писание“, т. е. исследовать, вникнуть в смысл, уяснить, насколько возможно отчетливо и глубоко, каждое отдельное слово эсхатологической беседы Господа, указать внутреннюю последовательность и связь мыслей её, понять открывающее тайны будущего слово божественное – такова ближайшая задача предлагаемого исследования. Экзегетический, изъяснительный элемент, таким образом, по самому существу дела, прежде всего требуется при достижении намеченной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Феодор, епископ Андидский Краткое разсуждение о тайнах и образах божественной Литургии, составленное по просьбе боголюбезного Василия епископа Фитийского Источник 1. М ногие из отправляющих обязанность священнослужения знают конечно и исповедуют, что литургийное действие служит образом страдания, погребения и воскресения Христа Бога нашего; но что оно представляет также соответствующие образы Его спасительного пришествия и воплощения, Его зачатия, рождения, тридцатилетней жизни, служения Ему Предтечи, явления Его в крещении, равно как избрания Им апостолов и совершенных Им в течение трехлетней проповеди чудес, которые и послужили причиной зависти к Нему и Его крестной смерти – всего этого – я не понимаю почему – они не знают. Телом (цельным, совершенным) может ли быть названо тело, имеющее одну только голову, но не имеющее ног, рук и остальных членов? Но что приносимое в жертву тело совершенно, послушай об этом Самого Христа, говорящего: приимите, ядите, сие есть тело Мое ( Матф. 26, 27 ). Точно также описание чьей-либо жизни и деятельности, сделанное кем-либо, будет тогда только обладать достоинствами, когда в нем описываются с самого начала обстоятельства, как сопровождавшия рождение, так и случившияся в средине и конце жизни. Если человеческия действия так между собою переплетены, что находятся в неразрывной связи, то кто может сказать, что изображение и представление таин Святого Духа имеет столь несовершенный вид? Следовательно и совершеннейший образ живоначального и божественного тела не может иметь чего либо недостающего и быть лишен каких либо частей. Но так как тайны Святого Духа сокрыты и часто в кратких словах и символах заключается великое множество трудных для уразумения мыслей, то это-то, по моему мнению, отуманивает и неочищенный ум людей нынешнего времени и внушает (им) совершенное считать несовершенным. 2. Ч то высказанная сейчас несомненная истина опирается на самыя твердыя основания, ясно из того, что живописанное слово божественных евангелистов, вдохновленное им как бы самим Христом Богом нашим, все, начиная с зачатия Гласа (τς ωνς) и Слова, Друга и Жениха, Светильника и Солнца и кончая Его последним восшествием на небеса, и вторым оттуда пришествием, изображает совершеннейшим образом, не отрывочно и безсвязно, но поставляя все во взаимную связь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Филипп Шафф (протестант) Глава IV. Апостол Петр и обращение евреев § 24. Чудо Пятидесятницы и день рождения Христианской Церкви (30 г. по P. X.) И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Деяния 2:4 Первая Пятидесятница, которую ученики отпраздновали после вознесения нашего Спасителя, была вторым по значению событием после пришествия Сына Божьего на землю. Это отправная точка в истории апостольской церкви и той новой духовной жизни, которую Христос дал человечеству и которая с тех пор расширяется и действует в нас и будет действовать до тех пор, пока все человечество не изменится по образу Христа (Неандер 254 ). I. Первоисточник: Деян. 2:1–47 . См. также 1Кор. 12; 14 . См. толкования Книги Деяний Ольсгаузена, Де Bette, Майера, Лехлера, Хэкетта, Александера, Глоуга, Олфорда, Вордсворта, Пламптре, Джейкобсона, Хаусона, Спенса и др.; а также толкования 1 Коринфянам – Биллрота, Клинга, Стэнли, Хейнрици, Эдвардса, Годе, Эликота. II. Сочинения, полностью посвященные чуду Пятидесятницы и дару языков (глоссолалии): Herder (Die Gabe der Sprachen, Riga, 1794); Hase (сборник «Zeitschrift für wissenschaftl. Theol.» Винера за 1827 г.); Bleek (альманах «Studien und Kritiken», 1829 – 1830); Baur (альманахи «Tübinger Zeitschrift für Theol.», 1830 – 1831; «Studien und Kritiken», 1838); Schneckenburger (Beiträge zur Einleitung in das N. T. 1832); Bäumlein (1834); Dav. Schulz (1836); Zinsler (1847); Zeller (Acts of the Apostles, I. 171 в английском переводе J. Dare); Böhm (последователь Ирвинга, Reden mit Zungen und Weissagen, Berlin, 1848); Rossteuscher (последователь Ирвинга, Gabe der Sprachen im apost. Zeitalter, Marburg, 1855); Ad. Hilgenfeld (Glossolalie, Leipz., 1850); Maier (Glossolalie des apost. Zeitalters, 1855); Wieseler (в альманахе «Stud. u. Krit.» 1838, 1860); Schenkel (ct. «Zungenreden» в его Bibel–Lex. V. 732); Van Hengel (De gave der taten, Leiden, 1864); Plumptre (ct. «Gift of Tongues» в Smith, B. D. IV. 3305, амер. изд.); Delitzsch (ct. «Pfingsten» в Riehm, Η. B.A., 1880, p. 1184); K. Schmidt (b Herzog, 2 d ed., xvii, 570 sqq.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В неделю мясопустную Слово 22, 1-е. О том, сколько страшен будущий суд для грешников Сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языцы. И поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю. ( Мф. 25:31–33 ). Преславное и вместе ужасное зрелище представляет нам ныне чтенное Евангелие. Преславное представляет зрелище, когда Сын человеческий и вкупе Сын Божий приидет во славе своей поставить на суд все творение; когда, с Творцем вселенные, в дольнем мире явится и возблистает и невидимый горний мир Ангелов. Но представляет и ужасное зрелище, когда от грядущего со славою и силою многою небо изменится, стихии побегнут, земля потрясется и изведет из себя тьмочисленные сонмы умерших от века, и явится посреде мира собрание людей всесветное, беспримерное, откроется всемирный суд. Ужасно было зрелище, когда первый допотопный мир людей, погрязших в беззакониях, был потребляем потопными водами. Тогда яростным стремлением вод все живущее невозвратно было поглощаемо и погибало; все стихии были расстлеваемы опустошительным дождевым лиянием и губительною мокротою. Но несравненно ужаснее откроется зрелище в день Господень, в день великий и просвещенный, когда небеса с шумом мимо идут стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят ( 2Пет. 3:10 ); когда огненная река потечет пред престолом гневного Судии и повлечет осужденных в бездну адскую, в озеро огненное, идеже червь их не скончается, и огнь их не угаснет, идеже вечный плачь и скрежет зубом ( Ис. 65:24 , Мф. 22:13 ). Христиане! Вторым–страшным пришествием должна решиться навсегда участь наша! Ужасно быть в числе осужденных; вожделенно обрестися на стране благословенных, которых будет благословлять небесным благословением Благословенный в веки Сын именем Своего благословенного Отца. Стоит всего нашего внимания, чтобы мыслями нашими чаще обращаться к последнему суду и располагать себя, сколько возможно, готовее предстать на оный. Приникнем хотя слабым взором, колико страшен и ужасен для грешников будущий, последний суд!

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Глава 24 1–3. Повод к эсхатологической речи Христа. – 4–14. События перед концом. – 15–28. Бедствия перед вторым пришествием. – 29–31. Второе пришествие. – 32–51. Увещания к бодрствованию. Мф.24:1 .  И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. (Ср. Мк.13:1 ; Лк.21:5 ). Синоптики указывают точно, куда вышел Спаситель со Своими учениками, а именно на гору Елеонскую (стих 3; Мк.13:3 ), откуда можно было хорошо видеть храм и Иерусалим со всем их тогдашним великолепием. Это подтверждается и замечаниями Мф.26:6 и Мк.14:3 , откуда видно, что после длинной «эсхатологической» речи, произнесенной на горе Елеонской, Иисус Христос прибыл в Вифанию, не возвращаясь перед тем в Иерусалим. Он оставил храм со словами «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). «Он как бы отряс пыль от ног Своих пред домом, который должен был оставаться пустым». В пути на некоторое время здания храма перестали быть видными. Но после одного крутого поворота на дороге они опять представились взору во всем своем великолепии. Ученики, сопровождавшие Христа и, конечно, слышавшие Его слова о запустении храма, не могли ясно и хорошо представить, каким образом это запустение возникнет на месте того великолепия, которое было всем видимо. Постройка храма начата была лет за 20 до Р.Х. Иродом I и окончена около 63 года по Р.Х. Здания не были еще окончены, но были уже великолепны. Храм был одним из чудес света. Какой смысл имела эта постройка? Все иудеи соединяли с Иерусалимом и храмом самые блестящие надежды, которые осуществятся с пришествием Мессии. А теперь Мессия говорит, что храм запустеет. Поэтому ученики подошли ко Христу ближе (во время пути) и указали Ему на великолепие ερο, т.е. самого храма и окружающих его построек. Согласно Марку, несколько иначе: ученики не показывают Христу зданий храма, а говорит с Ним только один ученик о том, какие камни и какие здания. У Луки опять несколько иначе: некоторые – вероятно, из учеников – говорили Христу во время пути, какими «дорогими камнями и вкладами» украшен храм. Во всех этих рассказах нет ни малейшего противоречия в показаниях синоптиков, и все могло быть именно так, как они рассказывают, причем один из них обращает внимание на одно, а другой – на другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дональд Карсон (баптист) Откровение Введение Жанр книги В основе толкования книги Откровение лежат четыре традиционных метода, или подхода. Так называемый «претеритский», или обращенный в прошлое, рассматривает описываемые в книге события как относящиеся исключительно ко времени написания данной книги и практически исключает возможность их истолкования в свете будущего. Футуристический подход, напротив, рассматривает все изложенное в книге как события из жизни самого последнего поколения людей на земле, когда и сбудутся соответствующие пророчества. С позиций исторического подхода Откровение представляется повествованием об истории человечества в период между воплощением Христа и Его вторым пришествием. Аллегорический, или поэтический, метод толкования подчеркивает символический, образный характер книги и рассматривает ее как литературное произведение. В рамках такого подхода описываемые события должны толковаться иносказательно как пророчества, которые можно отнести к любой эпохе; таким образом, книга представляет собой откровение общих принципов Божественного промысла в истории. Ни один из указанных принципов толкования Откровения не является удовлетворительным сам по себе. Ни один из них, взятый в отдельности, нельзя применить при интерпретации профетических текстов Ветхого Завета. Дело в том, что Откровение толковалось в отрыве от остальных книг Библии, а также от внебиблейских литературных произведений близкого жанра, что и делало возможным подобный подход к книге. Пролог к самой книге показывает, что в ней тесно переплетены три литературных жанра: апокалипсис, пророчество и послание (см. соответствующие статьи в данном коммент.). 1. Апокалипсис. Первое слово, с которого начинается книга, – «откровение». В разные языки это слово вошло в его греческом варианте – «апокалипсис». Для современного читателя оно обрело совершенно особый смысл, даже зловещий. Во времена же жизни автора книги оно означало просто снятие покрывала, покрова с чего–либо скрытого и тем самым раскрытие потаенного или закрытого, как в случае, когда снимается покрывало с нарисованного художником портрета (или когда открывается занавес на сцене). Это слово стало использоваться как термин для указания жанра определенного рода писаний, главным образом еврейских, которые появились за два столетия до рождения (рождества) Христа и существовали в течение I в. христианской истории. Главное назначение этих произведений – раскрыть замысел Божий о человечестве, рассказать о суде Божьем над нечестивыми и о грядущем небесном царстве для праведных. Вряд ли можно сомневаться, что образцом, которому подражали авторы этих сочинений, была книга Даниила. Они подражали ее стилю и обычно писали от лица известных праведников (напр., три книги приписывались Еноху; известны Апокалипсис Авраама, Вознесение Моисея, Апокалипсис Ездры и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Генезис и эволюция иконографии креста в ранней Церкви. Часть III 09.04.2015 569 Время на чтение 30 минут В древней Церкви первых трёх веков возникла необходимость поиска знака, который мог бы обозначать имя Мессии. Таким символом вскоре стала монограмма Христа. Какие формы она принимала? Почему знаки, широко известные и используемые в античном мире, стали адаптироваться христианами? Когда они перестали быть атрибутами языческого мира и были осознаны как христианские? Какие смыслы были присвоены этим символам? На все эти вопросы даны ответы в третьей части исследования иконографии креста в ранней Церкви. Часть III Положи въ нихъ словеса зhaмehiй своихъ От монограммы до Христограммы (эволюция образа креста) Вторым направлением развития образа «печати Иезекииля» - Тав (креста) - в древней Церкви первых трёх веков стал поиск знака, который мог бы обозначать имя Мессии и стать символом Боговоплощения. Согласно археологической науке таким символом вскоре стала Монограмма Христа, выраженная в двух своих формах: и . Аббревиатура в форме была широко известна и в античном мире задолго до её адаптации христианами, в то время как лигатура появилась среди иудеохристиан в конце первого века по Рождестве Христовом. В свою очередь, её формальная разновидность начиная с середины III века была знаком языческого культа «Непобедимого солнца». Целью данного исследования будет попытка определить: а) почему эти знаки ( и ) стали адаптироваться христианами; б) когда они перестали быть атрибутом языческого мира; в) когда были осознаны этим языческим миром как христианские. И, наконец, какова их история в христианстве, и с какой смысловой нагрузкой они были усвоены приверженцами учения Христа. Аббревиатура в античном мире Лигатура двух букв Х и Р ( ) использовалась в античном мире задолго до пришествия Христа. В юриспруденции эта аббревиатура означала « existimare », в смысле «судить» или «расследовать». При последующем добавлении к ней буквы о, она читалась как « existimatio », - «судимый», «оценённый» . Считается, что в латинскую традицию проникновение этих греческих букв произошло через мюнцмейстерское дело. В монетном производстве эллинизированной античности знак имел два прочтения. В период греческих полисов-государств это первые буквы уже знакомого слова χριστοζ - «помазанный». К такому типу монет можно отнести бронзовую драхму Птолемея VI Апиона (около 200 года до Р.Х.) и драхму псекдо-родосского чекана из Миласа (Mylasa), датируемую II веком до Р.Х. Даже если цари не получали физически помазания, они мыслилось как χριστοι в силу сакральной функции их служения . Собственно эта апелляция к царственному величию и помазаннику и стала одной из главных причин принятия и использования христианами данного знака по отношению к Иисусу Христу, царю Евангелия .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010