Беседа XVI. О седьмом члене символа веры. Об антихристе И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В прошедшей беседе, братие, мы сказали, что время второго пришествия Господня неизвестно. Но в слове Божием открыты некоторые признаки его приближения, а именно: проповедание Евангелия всем народам, уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий и пришествие антихриста. Сам Иисус Христос говорил: и проповестся сие евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком и тогда приидет кончина ( Мф.24:14 ). Значит, пред вторым пришествием Спасителя проповедь о Нем распространится по всей земле и не будет ни одного народа, который бы ни услышал ее. Но вместе с этим, братие, в нравственном состоянии людей наступит самое крайнее развращение: оскудение истинной веры и любви к ближнему. Дьявол, как бы предчувствуя близость своей конечной погибели, потому что с кончиною мира он не будет иметь возможности соблазнять людей, со всею яростью вооружится против них, чтобы отторгнуть их от веры во Христа и увлечь в беззаконную жизнь. Дело дойдет до того, что, как говорил Сам Иисус Христос, Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли ( Лк.18:8 ), и за умножение беззакония изсякнет любы многих ( Мф.4:12 ). По словам Апостола Павла, в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, продерзиви, возносливи, прелагатае, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися ( 2Тим.3:1–5 ). Таким образом, зло дойдет до крайней степени. Наконец, братие, не довольствуясь обыкновенными своими средствами, дьявол, чтобы еще более усилить нечестие между людьми, воздвигнет антихриста. День Христов, говорит Апостол Павел, «не приидет, пока не прийдет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Сол.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В.М. Чернышев Христиане-адвентисты седьмого дня (асд) Догматическое учение адвентистов во многом тождественно учению баптистов. Но отличие заключается в трех основных пунктах: Учение о скором Пришествии Спасителя. Учение о душе, которая умирает вместе с телом. Обязательное празднование субботы, согласно 4-й заповеди Закона. Богослужение адвентистов седьмого дня отличается простотой. Молитвенные собрания их состоят из чтения Священного Писания, проповедей, молитв и пения гимнов. Каких-либо обязательных молитв у них нет, это скорее живая импровизация. Из внешних молитвенных действий допускается лишь коленопреклонение под звон колокольчика с кафедры. Сами себя они именуют « Церковь верного остатка». Откуда такое наименование – мы рассмотрим в разделе об их возникновении. Из богослужебных обрядов АСД совершается водное крещение в открытых водоемах через единое погружение крещаемого в воду с головой; хлебопреломление, состоящее из разламывания хлеба после торжественной благодарственной молитвы с вкушением его виноградным соком (вина адвентисты не употребляют совсем), предшествует хлебопреломлению омовение ног. Праздников адвентисты не признают никаких, кроме субботы. Каждый член общины обязан отдавать с любых своих доходов десятину в общую кассу. Поэтому организация материально независима, приобщает частные жилые дома на средства общины для своих последователей и занимается другой благотворительной деятельностью. Рассмотрим более углубленно каждый из трех пунктов, отличающих вероучение адвентистов от других протестантских деноминаций. Учение о скором Пришествии Спасителя Соответственно общему эсхатологическому 43 характеру, вероучение адвентистов седьмого дня более тяготеет к пророческим книгам Ветхого Завета (особенно к книге пророка Даниила) и к новозаветной – Откровению Иоанна Богослова. Все проповеди вращаются вокруг близкого второго Пришествия Иисуса Христа, откуда идет и само название адвентисты (от лат. adventus – пришествие). Со вторым Пришествием адвентисты связывают грядущее счастье в 1000-летнем Царстве Христа и Страшный суд для грешников. История рассматривается ими как извечная борьба Христа с сатаной, которая окончится гибелью последнего со всем его воинством. Своеобразное толкование у них получило древнее государство Вавилон, которое по трактовке адвентистов – есть Католическая Церковь во главе с Римским папой. Даже расшифровывая надпись на первосвященнической короне папы, они утверждают, что из трех слов, там по-латински написанных, складывается цифра 666 – число зверя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Тимофей как провозвестник и защитник спасительной истины против лжеучителей (3–20). 1Тим.1:1 .  Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, 1Тим.1:2 .  Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. «Павел, Апостол» – Тимофей, конечно, сам лично был вполне уверен в божественном призвании Павла к апостольскому служению, и если апостол в приветствии так обстоятельно говорит о своем призвании, то, вероятно, имеет при этом в виду не Тимофея, а его ефесскую паству. Ефесские христиане должны утвердиться в той мысли, что Павел призван Самим Богом и потому все его распоряжения, какие следуют далее, имеют характер обязательности для всех верующих во Христа. В особенности же напомнить о божественном призвании Павла нужно было ввиду появления в Ефесе инакоучителей, которые, конечно, унижали Павла в глазах ефесян. « Спасителя нашего». Бог называется так, как подающий людям спасение (ср. Пс 23:5 ; Ис 45:15 ; Лк 1:47 ; 1Тим.2:4 и др. места), Христос же называется Спасителем ( Еф. 5:23 ; Лк.2:11 и др.), как посредник и совершитель нашего спасения. « Надежды нашей». Христос называется « надеждой нашей» не в том смысле, что Он есть основание, посредник или поручитель нашего спасения, но в том, что Он есть самый предмет нашей надежды (ср. Кол 1:27 ; Тит 2:13 ). Во Христе и со Христом дано нам спасение, здесь на земле еще только составляющее предмет веры и только со вторым пришествием Христа имеющее осуществиться вполне ( Рим.8:24 и сл.). Так называет апостол Христа ввиду того, что ефесские инакоучители рисовали пред взором ефесских христиан некоторые другие «надежды» на спасение, например, указывали на возможность спастись чрез точное исполнение постановлений закона. « Истинному сыну в вере». Апостол называет Тимофея « сыном в вере» потому, что он возродил его в новую жизнь, возвестив ему учение Христа. « Истинным» называет Ап. Тимофея как вполне похожего по всему на своего духовного родителя – Павла: в нем Павел узнает черты своего характера (ср. Флп.2:20–22 ). « Благодать… Мир» – см. Рим 1:7 . Здесь к обычному сочетанию приветствий своих « благодать и мир» апостол присоединяет еще выражение « милость» ( λεος). Об этом выражении см. Гал 6:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всеобщее воскресение мертвых 15.05.2010 587 Время на чтение 6 минут …Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Ин. 5, 28–29 Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев. — Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых? — Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евангелие как путь к преодолению невостребованности литературного чтения Александр Бабук о культурной деградации общества и сопротивлении ей 15.04.2013 787 Время на чтение 3 минуты Настоятель храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский не так давно дал большое интервью порталу «Православие и мир», в котором он коснулся культурной деградации и невостребованности литературы. В целом с высказываниями о.Владимира нельзя не согласиться. Тенденция культурного упадка все больше и больше дает о себе знать. Человек не узнает образов казалось бы всем известных литературных произведений, потому что ум современного человека не шагает дальше интернет-блогов, рекламных роликов, диснеевских мультфильмов и глупых американских комедий. И поэтому, для многих современных людей (к сожалению, не только молодых) Чацкий – это тот, кто «чатится» в чатах, а Скрудж – герой мультсериала «Утиные истории». Однако я как преподаватель литературы позволю себе возразить на одно из высказываний о.Владимира. Так по поводу Евангелия о.Владимир сказал, что люди «скоро перестанут понимать Евангелие, потому что все Евангелие построено на развернутых метафорах, притчах». Евангелие перестанут люди понимать тогда, когда на Земле закроется последний православный храм, поскольку чтение Евангелия всегда можно услышать на богослужениях. Последний храм закроется только перед Вторым Пришествием Спасителя на Землю. Следовательно, даже в эпоху интенсивного развития Интернет-технологий мы все еще далеко находимся от невостребованности Евангелия. И сегодня после советского атеизма в эпоху капитализма и потребительства человек, придя в Церковь, окунается несколько в иную реальность, где он слышит Слово Божье, в котором говорится о том, что существует Жизнь Вечная, дорогу к которой нам проложил Господь наш Иисус Христос. Чтобы лучше узнать, что есть Жизнь Вечная и кто такой Иисус Христос, человек начинает читать книги. Очень многие люди (особенно молодые) не читая книг до воцерковления, начинают ознакомление с литературой после прихода в храм.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/15/ev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Религия и медицина 06.03.2019 6201 Время на чтение 23 минут «И от Вышняго врачевание...» Сир. 38:1 В современном мире религиозный фактор занимает видное место, оказывая заметное влияние на протекающие в нем процессы. И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламентируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни. Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. «Существование Верховного разума, а, следовательно, и Верховной Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием (постулатом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума» - так очертил свое мировоззрение великий хирург Николай Иванович Пирогов. Между тем развитие медицинской технологии, кардинальные сдвиги в медико-клинической практике побуждают многие «горячие головы» к скептическому отношению к религиозной традиции. Оправдано ли игнорирование фундаментальных религиозных ценностей, оказывающих громадное влияние на духовный строй общества? На сколько продуктивно влияние религии на развитие современной медицины? Не препятствуют ли устойчивые религиозные максимы постоянно расширяющейся, динамичной структуре медицинской мысли? Забота о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является заботой любой влиятельной религии. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного не является безусловной ценностью. Так, Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7: 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Проницательное описание природы чудес Христовых представил С.Н.Булгаков. По мнению философа, будучи Богочеловеком, Христос творил, как и переживал и человеческим и божеским естеством. А это означает, что чудеса естественны, а не противоестественны и не сверхъестественны. В них выявляются возможности, заложенные в отношении человека к миру. Явление Христа как чудотворца было, прежде всего, выражено в силе и власти духовной, которые открывались и в слове, и в деле. Особой силой обладает молитва, как духовная причинность в мире она обобщающим образом выражена Господом в словах Нагорной проповеди: «Просите, и дастся вам...» (Мф. 7). Есть и 2-я черта в чудотворении - это участие в чуде не только творящего, но и приемлющего. Условием его совершения является вера, ради которой совершаются чудеса: исцеление прокаженного, воскрешение дочери Иаира, исцеление бесноватого, слепого. Христос выступает как абсолютный врач, поскольку со вторым Его пришествием связано Воскрешение человечества.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Римский папа «дал новое понимание» 27-й главы Евангелия от Матфея Что отвечают Святые отцы? 15.03.2011 1976 Время на чтение 4 минуты Многие СМИ сообщили, что папа римский подготовил к выпуску свою книгу под названием «Иисус из Назарета: От въезда в Иерусалим до Вознесения». Текста ее еще никто не видел, цитаты не приводятся, но уже сообщено, что папа в этом труде снял с еврейского народа «коллективную вину в гибели Христа»?! И что для этого он «дал новое понимание 27-й главы Евангелия от Матфея» (?!). Трудно комментировать текст, который не видишь перед глазами, но можно попробовать оценить само информационное сообщение. Здесь очень важно отделить политику от метафизики. Если речь идет о недопустимости социальных проявлений религиозного антисемитизма, то есть политических преследований еврейского народа по религиозным мотивам, естественно, с этим, думаю, согласны все здравомыслящие люди. По крайне мере, хочется в это верить. Хотя период массового религиозного антисемитизма, кажется, остался позади, там, в истории средневековой Европы (о России особый разговор). Уже гитлеровский антисемитизм носил, скорее, расовый характер. Если же речь идет о Священной истории христианской Церкви и самом учении Церкви, то вопросов возникает очень много. Отрицает ли папа саму вину соучастников обвинения Христа? Если это так, значит ли это то, что он не согласен со святым Апостолом Матфеем и самими иудеями, взявшими вину за казнь Христа и ее последствия на себя и потомство: «кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27: 25)? Но, может быть, папа полагает, что наказание Божье в отношении потомков тех, кто 20 веков назад взял вину за казнь Христа на себя и детей, завершилось в какой-то период времени, например, после окончания рассеяния и образования государства Израиль? Если так, непонятно, на чем такое убеждение основано? На каких авторитетных источниках? Святые отцы и учители еще единой вселенской Христианской Церкви связывали преодоление вины не принявшими Христа евреями (1) с окончательным возвращением Израиля ко Христу, (2) в «последние времена», т.е. перед самым Вторым Пришествием Спасителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/15/ri...

Иисус неоднократно говорил о конце света, в том числе что он произойдет еще при жизни Его современников. Почему же этого не случилось? Источник Скачать epub pdf Действительно, в Новом Завете можно найти немало высказываний, в которых, как кажется на первый взгляд, говорится о том, что Христос должен придти во славе (то, что принято называть Вторым пришествием) уже во время земной жизни апостолов (или некоторых из них). Вот основные цитаты, выражающие указанную идею: Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий ( Мф. 10:23 ). Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем ( Мф. 16:28 Мк. 9:1 ; Лк. 9:27 ). Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет ( Мф. 24:34 ; Мк. 13:30 ; Лк. 21:32 ). Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1 Фесс. 4:15–17). Се, гряду скоро ( Откр. 3:11; 22, 7, 12:20 ). Сразу следует заметить, что все указанные фрагменты можно истолковать в ином смысле, необязательно видеть в них идею пришествия Христа при земной жизни апостолов. Рассмотрим их по порядку. Мф. 10:23 можно объяснить применительно к ближайшим событиям земной жизни Христа: Он отправил их на проповедь по иудейским городам, в это время Сам хотел уединиться. Однако Христос им как бы говорит: не падайте духом, скоро мы с вами воссоединимся. Такое понимание поддерживает святитель Иоанн Златоуст : «Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его» 1 . Несколько другое мнение предлагает преподобный Ефрем Сирин : по его мнению, здесь речь идет о проповеди апостолов после воскресения Христа: «после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Истинные последователи Христа, говорят адвентисты, не останутся в неведении о дне второго пришествия Христова. В этом убеждает нас ап. Павел, когда говорит: „вы, братия, не во тьме, чтобы день тот застал вас, как тать“ ( 1Сол.5:4 ). Господь же Иисус Христос говорит, что Он найдет как тать только на тех, которые не будут бодрствовать ( Откр.3:3 ); следовательно, те, которые будут ожидать пришествия Христа, не будут застигнуты врасплох. Как было во дни потопа, говорят адвентисты, так будет и пред вторым пришествием Спасителя. Господь не допустил наказания без предупреждения и наказание это не случилось в одно мгновение. За много времени Господь возвестил об имеющем быть потопе Ною, который был единственным праведником в то время на земле, дабы дать ему возможность приготовиться. Через Ноя Господь предупреждал о предстоящей гибели и современников его, хотя они и не поверили ему. Точно так же поступил Господь и пред разрушением Содома. Первоначально Он открыл о Своем намерении верному рабу Своему Аврааму ( Быт.18 ), а потом о том же возвестил и Лоту, дабы дать ему возможность выйти заблаговременно из города. Чрез Лота Господь предупреждал о грядущем наказании и живущих в Содоме нечестивцев, хотя последние только насмехались над ним ( Быт.19:4 ). Когда, продолжают адвентисты, Господь решил разрушить город Ниневию, το прежде послал к жителям Своего пророка Иону, дабы чрез него призвать их к покаянию ( Ион.1 ). Наконец, и накануне первого явления Мессии Бог чрез пророка Иоанна Крестителя призывал людей к покаянию, приготовляя их к принятию Христа. И мы знаем, говорят адвентисты, что жившие в то время праведники не только ожидали, что Мессия скоро приидет, но и знали, что не умрет род тот, пока не приидет Сам Спаситель мира ( Лк.2:25–39 ). Так, напр., Анна пророчица давно ожидала явления Христа в мир, а праведный Симеон Богоприимец даже знал, что не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами Спасителя мира. Можно бы привести много случаев таких, которые научают нас, что Господь милостив и не желает, чтобы кто погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» [лат. Evangelium aeternum], библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского (ок. 1132-1202). Слова «Е. в.» встречаются в новозаветной кн. Откровение Иоанна Богослова в контексте описания событий, предшествующих Суду Божию, в повествовании о 3 Ангелах, возвещающих грядущий Суд: «И увидел я другого Ангела, летящего посередине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр 14. 6). Андрей Кесарийский в «Толковании на Откровение Иоанна Богослова» не дает подробного объяснения этого места, замечая лишь, что «Евангелие называется вечным, поскольку заключено было в предведении Божием до начала века» ( Andr. Caes. Apoc. 40). В средневек. трактате «Толкование на семь видений книги Апокалипсис» (Expositio super septem visiones libri Apocalypsis//PL. 17. Col. 763-970), приписывавшемся св. Амвросию , еп. Медиоланскому, но в действительности написанном в IX в. мон. Беренгаудом из Ферьера, фрагмент, посвященный рассказу о 3 Ангелах, понимается как относящийся ко всему времени между Первым и Вторым пришествиями Христа и символически обозначающий события этого времени, причем 1-й («другой», т. е., по мнению толкователей, не такой, как обычные ангелы) Ангел, к-рый несет «Е. в.», отождествляется прежде всего с Самим Христом, а также с апостолами и всеми последующими проповедниками Евангелия: «Этот Ангел обозначает Христа, Его апостолов, и всех прочих проповедников Христовых» (Expositio. 14//PL. 17. Col. 893). Беренгауд поясняет также, в чем смысл того, что Ангел несет «Е. в.»: «Говорится, что он имеет вечное Евангелие, поскольку евангельское учение было дано Христом апостолам и прочим проповедникам, чтобы они проповедовали его язычникам» (Ibidem). «Вечным» это Евангелие называется потому, «что оно дарует вечность всем исполняющим его» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/180903.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010