м. из Успенского собора Кремля по Донской ул. Крестный ход с хоругвями встречал митрополит Московский с викарными епископами. Во время совершения поздней литургии, при пении «Отче наш», звучала «повестка» к сбору - 20 ударов в большой колокол. После службы владыка и братия направлялись в покой настоятеля, где произносился отпуст, завершаемый многолетием. В тот же день в 16 ч. совершалась вечерня, 20 авг.- литургия по праздничному чину. В эти дни певчим (приглашался Синодальный хор) рекомендовалось «стоять чинно, петь скромно, без выкрикивания» (Там же. Д. 6656. Л. 1-4). Количество причастников в Д. м. колебалось от 11 чел. (в дек. 1887) до 150 (11 марта 1888) (Там же. Д. 6674). Братия Д. м. служила не только в Д. м., но и в неск. церквах Москвы, хотя официально служение черного духовенства на приходах не поощрялось. Так, иеромонахи мон-ря служили в Троицкой ц. на Шаболовке, в Никольской ц. в Голутвине, в церкви Несвижского полка в Хамовнических казармах, в Покровском храме в Лёвшине и др. (Там же. Д. 6656). К нач. XX в. братия трапезничала 2 раза в день, спиртное (в отличие от сер. XVIII в.) допускалось только на Пасху, Рождество и в царские дни. Если двунадесятый праздник выпадал на среду или пятницу, братия вкушала рыбу. Как видно из перечисления блюд для братии, сухоядения и полного невкушения пищи не было. Так, 24 дек. 1881 г., в сочельник, подавался винегрет, щи и лапша с грибами, жареный картофель, то же подавалось и в Крещенский сочельник, 5 янв. 1-я седмица Великого поста была наиболее строгой, но пища вкушалась ежедневно. Трапезы не было в понедельник, во вторник и в четверг, но насельникам выдавались из кухни хлеб, квас, огурцы, капуста и редька. В среду и пятницу на трапезе подавались щи с грибами и каша без масла. Материальное положение Царь Феодор Иоаннович для содержания братии пожаловал Д. м. близлежащее сельцо Семёновское. Согласно переписи земель Подмосковья 1627-1629 гг., в сельце Семёновском находилось 16 дворов с 23 крестьянами (в 1646 - 27 дворов), а также монастырский двор для управления хозяйством.

http://pravenc.ru/text/178962.html

После благословения священника «Спаси, Боже, люди твоя…» лик поет: Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь, Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Далее, при возгласе «Всегда, ныне и присно…» следует последнее явление Святых Даров и пение «Да исполнятся уста наша…». Диакон произносит обычную благодарственную ектению по причащении: «Прости приимше…». Заамвонная молитва литургии Преждеосвященных Даров особая, она начинается словами: «Владыко Вседержителю…» В ней священник просит Бога, сподобить нас «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити… главы невидимых змиев сокрушити… и неосужденно достигнути поклонитися святому Воскресению». Лик поет: «Аминь» и «Буди имя Господне». Далее звучит 33 псалом «Благословлю Господа…», и следуют обычные молитвословия окончания литургии. В Великую среду после «Буди имя Господне» читается молитва преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко» с тремя земными поклонами. На отпусте поминается св. Григорий Двоеслов, папа Римский и святые двух дней – прошедшего и наступающего. Например, в пятницу будут поминаться святые, помять которых выпала на пятницу и на субботу. Это связано с тем, что вечерня, на которой совершается литургия Преждеосвященных Даров, носит, пограничных характер, завершает один богослужебный день и начинает следующий. Тема 5. Богослужение Страстной Седмицы Содержание 5.1. Великие Понедельник, Вторник и Среда 5.2. Великий Четверг 5.3. Великая Пятница 5.4. Великая Суббота Страстная седмица представляет собой совершенно особую часть церковного года. В древности она называлась «Пасха Крестная» или «Пасха Страданий». Именуется она и «великой» по величию совершившихся на ней событий, по значению их для всего человеческого рода. Это время полностью посвящено воспоминанию спасительных Страстей Христовых, на Страстной не совершается празднование памяти святых и поминовение усопших, а храмовые праздники переносятся на другое время. Богослужение Страстной седмицы значительно отличается от обычного целым рядом особенных священнодействий и возвышенных духовных песнопений. В нем в единый, цельный и величественный образ собраны все ветхозаветные предсказания и прообразы, все новозаветные повествования о последних днях земной жизни Богочеловека.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Устав Святой Горы предписывает в первый день вовсе не есть. Во вторник же, в среду, и в четверг подобает есть по одной литре хлеба и воду, и больше ничего, кроме соли с хлебом. Подобает ведати: Яко в лавре преподобнаго отца нашего Саввы, не поем Повечерий в церкви, но в келлиях поем кийждо: тако бо прияхом. Следует знать, что в лавре преподобного отца нашего Саввы повечерия поются не в церкви, но в кельях. Во общежитиях же Палестины поются Повечерия сице: Во общежительных монастырях Палестины Повечерия поются так: НА ВЕЛИКОМ ПОВЕЧЕРИИ О часе девятом, входит свещевжигатель, и сотворив поклон предстоятелю отыдет, и биет в било дванадесять. И собираемся вси в церковь, и сотворивше кийждо вчиненыя поклоны, и мало седше, во еже всем, или множайшым собратися: Востав священник от седалища своего и сотворив обычный поклон игумену, творит благословение. И мы начинаем: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе: Царю Небесный:  Трисвятое, и метания 3. Подобне и на Приидите поклонимся,  метания 3. И абие глаголем псалом 69: Боже, в помощь мою вонми: НА ВЕЛИКОМ ПОВЕЧЕРИИ Таже начинаем великий канон, творяще и на части четыре со ирмосом, яко исполнитися ему в четверток вечера. Творение святаго отца нашего Андрея Критскаго, Иерусалимскаго. Творим же на кийждо тропарь метания 3. Поем настоящий Великий канон преподобного отца нашего Андрея Критского, Иерусалимского, повторяя перед каждым тропарем припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Ирмос: Помощник и покровитель/бысть мне во спасение,/Сей мой Бог, и прославлю Его,/Бог отца моего, и вознесу Его:/славно бо прославися. Ирмос: Помощник и покровитель/сделался мне спасением:/Он – мой Бог, и прославлю Его,/Бог отца моего – и вознесу Его,/ибо славно Он прославился!  (2) Стих:  Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Припев:  Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Откуду начну плакати/окаяннаго моего жития деяний?/Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?/Но яко благоутробен,/даждь ми прегрешений оставление. Счего начну оплакивать/злосчастной моей жизни деяния?/Какое положу начало, Христе,/нынешней песни плачевной?/Но Ты, как Милосердный,/даруй мне согрешений прощение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

417 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 429 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. – Ред. 450 Впрочем, в другом своем исследовании преосвященный Филарет указывает, что в славянском Октоихе только канон 6-го гласа относится к творчеству преподобного Феофана. См.: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 228. 453 Есть указание, что он родился в 778 г. См.: Dimanche, office selon des buttons. Chevetogne, 1972. P. 595. 495 Минея. Месяц ианнуарий, 26. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 1. – М. И. Выделение в цитате автора. – А. Б. 510 С. С. Аверинцев и соавторы объединяют сочинения Преподобного в следующие группы: а) письма (их свыше 500); б) догматические трактаты; в) руководства для монахов; г) речи и проповеди ( Аверинцев С. С, Сыр-кинА. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII – первой половине IX века. С. 89); литургические труды Преподобного выпадают из этой классификации. 522 И. А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (там же, с. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди. 547 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Седален по 3-м стихословии; Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 1. 564 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 1, Троичен. – Ред. 570 Там же. Седмица 1-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 1, Троичен; Там же. Среда. Трипеснец 2. Песнь 9, Троичен. 578 Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср.: церк. – слав. возникнути – подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего?либо, освободиться, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный «Ныне приступих…». Песнь 3); душе… возникни, зовущи (Триодь Постная. Седмица Страстная. Великий Вторник. Утреня. Икос). – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Триодь. Триодью называются две богослужебные книги, которые содержат службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней годичного круга богослужения и имеют трипеснцы ( τριψδιον), то есть неполные каноны, состоящие не из девяти или восьми песней, как обычно, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От трипеснцев эти книги и получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы и двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песней. Он положен в Триоди только в Великий вторник на утрене. Во всяком трипеснце и четырепеснце также находится 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник имеется 1-я песнь, во вторник – 2-я, в среду – 3-я, в четверг – 4-я, в пятницу – 5-я, в субботу – 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные священные события, поются в разное время и потому имеют особые названия: одна именуется постной, другая – цветной Триодью. Триодь постная. Триодь постная содержит службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней годичного круга, которые составляют дни приготовления к Великому посту и самый пост. Под приготовительными днями к Великому посту разумеются Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица (семь дней) сырная. Под Великим постом разумеются Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные же песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется. Иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Не много таких дней, в которые при пении Триоди постной не поются вовсе песнопения Октоиха. Это – суббота 5-й седмицы Великого поста (Суббота Акафиста), Неделя ваий (праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой субботы). Триодь постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом. В седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрене седальны по 1-м стихословии (кафизме) и светильны после канона. Они печатаются в самой Триоди, в конце ее, потому Октоих при пении Триоди постной в эти дни не нужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Триодью (Τριδιον) называются две богослужебные книги, которые содержат в себе последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга годичного, и между молитвословиями имеют трипеснцы, т. е. неполные каноны, состоящие не из 9-и или 8-и песней, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов трипеснцев книги ([tριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9-ть песней канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в Великий вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находятся 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник – 2-я, в среду – 3-я, в четверг – 4-я, в пятницу – 5-я, а в субботу – 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною, а другая – Цветною Триодью. Триодь Постная Триодь Постная содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост , состоящий из Великой Четыредесятницы и седмицы Страстной 239 . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: Неделя (воскресение) мытаря и фарисея, Неделя (воскресение) блудного сына, суббота и Неделя (воскресение) мясопустныя, вся седмица (семь дней) сырной Недели. Под Великим постом разумеется Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые, при пении Постной Триоди, не поются вовсе песни Октоиха; дни эти суть: суббота 5-й Недели Великого поста – суббота акафиста, Неделя (воскресение) ваий – праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Триодью называются две богослужебные книги, которые содержат в себе службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней Богослужения круга годичного, и между молитвословиями имеют трипеснцы, т. е. неполные каноны, состоящие не из 9-ти или 8-ми песней, a из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов трипеснцев книги Триодь (τριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9-ть песен канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в великий вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находится 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник находятся 1-я песнь, во вторник 2-я, в среду 3-я, в четверток 4-я, в пятницу 5-я, a в субботу 6-я и 7-я песни. И так, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, a в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною. a другая – Цветною Триодью. Триодь постная Триодь Постная содержит службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для Богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) Мытаря и Фарисея, неделя (воскресение) Блудного сына, суббота и неделя (воскресение) Мясопустные, вся седмица (семь дней) Сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная Седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые, при пении Постной Триоди, не поются вовсе песни Октоиха; дни эти суть: суббота 5-й недели Великого поста – суббота акафиста, неделя (воскресение) Ваий – праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На Светлой седмице кафизм нет вообще (даже шестопсалмие не читается). Но Псалтирь отлагается не полностью: хвалитные псалмы положено петь даже на утрени первого дня Пасхи. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время служить Благовещение? В этом году такое едва не случилось. Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на утрени не четверга, а вторника. Великий канон читается во вторник, а в четверг, естественно, служим праздник Благовещения. За счет этого смещается весь порядок чтения кафизм. Понедельник: на утрени – 4,5,6-я кафизмы; на 1-м Часе – 7-я кафизма; на Часах – 8,9,10; на вечерне – 11-я. Вторник: на утрени Великого канона – 12-я кафизма. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах – 13,14,15-я; на вечерне – 16-я. Среда: на утрени – 19,20,1-я. Дальше 2,3,4,5. Четверток: на утрени – 6,7,8-я кафизмы. На 1-м Часе – 9-я; на Часах – 10,11,12-я. Пятница: на утрени – 13,14,15-я кафизмы. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах 19,20. На 9-м Часе кафизмы нет. На вечерне – 18-я. Субота: на утрени – 16,17-я, на Часах кафизм нет; вечером – 1-я кафизма. Воскресенье: на утрени – 2,3,17-я кафизмы, на Часах кафизм нет. Я пропустил две вечерни: в среду и в четверг. Но в четверг – Благовещение. Под Благовещение в среду вечером – праздничная великая вечерня, которая, согласно уставу, без кафизм. Рядовой кафизмы на праздник не положено, а «Блажен муж» не положен из-за поста. Вот и получается вечерня без кафизм. В этом году получилось очень интересно: вечерня под Благовещение, которая служилась в среду днем, по уставу без кафизмы, но поскольку это среда, то Литургия Преждеосвященных; во время кафизмы обычно переносятся Св. Дары с Престола на Жертвенник. В этом году, пожалуй, единственный случай, когда пришлось спеть все стихиры на «Господи, воззвах», чтобы иерей с диаконом успели перенести Дары и покадить весь храм. Если поются точно десять стихир, то успеваешь секунда в секунду совершить все священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Светлой седмице кафизм нет вообще (даже шестопсалмие не читается). Но Псалтирь отлагается не полностью: хвалитные псалмы положено петь даже на утрени первого дня Пасхи. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время служить Благовещение? В этом году такое едва не случилось. Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на утрени не четверга, а вторника. Великий канон читается во вторник, а в четверг, естественно, служим праздник Благовещения. За счет этого смещается весь порядок чтения кафизм. Понедельник: на утрени — 4,5,6–я кафизмы; на 1–м Часе — 7–я кафизма; на Часах — 8,9,10; на вечерне — 11–я. Вторник: на утрени Великого канона — 12–я кафизма. На 1–м Часе кафизмы нет. На Часах — 13,14,15–я; на вечерне — 16–я. Среда: на утрени — 19,20,1–я. Дальше 2,3,4,5. Четверток: на утрени — 6,7,8–я кафизмы. На 1–м Часе — 9–я; на Часах — 10,11,12–я. Пятница: на утрени — 13,14,15–я кафизмы. На 1–м Часе кафизмы нет. На Часах 19,20. На 9–м Часе кафизмы нет. На вечерне — 18–я. Субота: на утрени — 16,17–я, на Часах кафизм нет; вечером — 1–я кафизма. Воскресенье: на утрени — 2,3,17–я кафизмы, на Часах кафизм нет. Я пропустил две вечерни: в среду и в четверг. Но в четверг — Благовещение. Под Благовещение в среду вечером — праздничная великая вечерня, которая, согласно уставу, без кафизм. Рядовой кафизмы на праздник не положено, а «Блажен муж» не положен из-за поста. Вот и получается вечерня без кафизм. В этом году получилось очень интересно: вечерня под Благовещение, которая служилась в среду днем, по уставу без кафизмы, но поскольку это среда, то Литургия Преждеосвященных; во время кафизмы обычно переносятся Св. Дары с Престола на Жертвенник. В этом году, пожалуй, единственный случай, когда пришлось спеть все стихиры на «Господи, воззвах», чтобы иерей с диаконом успели перенести Дары и покадить весь храм. Если поются точно десять стихир, то успеваешь секунда в секунду совершить все священнодействия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

649 Некоторые литургисты, говоря о крайне редком употреблении 2-й песни в богослужебных канонах, указывают на иную причину: не столько покаянный, сколько обличительный характер ее, лишенный молитвенных прошений ко Господу, выделяет ее из ряда остальных 8 песен. Если содержание библейских песней 1, 3–9 обращено к Богу, то речь Моисея во 2-й песни адресована людям, народу израильскому. См., например: Михаил (Таги-Заде), иеромонах. Литургика: Курс лекций. М., 1996. С. 68. – Ред. 650 См. статью «Жанр канона и его место в православном богослужении» в 1-й главе настоящей книги, с. 23–28. – Ред. 656 Автор указывает ряд текстуальных совпадений между канонами, несомненно принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца, и трипеснцами Постной Триоди, надписанными именем Иосифа. Совпадения эти касаются, правда, только Богородичных, однако И. А. Карабинов приводит и другие аргументы в пользу предложенной им атрибуции. См.: Там же. С. 152, примеч. 196. 659 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. – А. Б. 670 Минея. Месяц иулий, 15. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. – М. И. Служба им писана 14-го дня. – Ред. 677 О разновидностях риторических фигур см.: Гаспаров М. Л. Античная риторика как система//Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. С. 27–59. – А. Б. 692 См., например, во франкоязычном издании воскресных песнопений: Dimanche, office selon des hurt tons. 710 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. – Ред. 717 Октоих. Глас 1. Вторник. Утреня. Канон; Гласы 4, 6, 7, 8. Понедельник, вторник. Утреня. Канон. 763 В прежней редакции Триоди эти трипеснцы полагались петься за литургией; в греческих Триодях они читаются на повечериях. В современной редакции церковно-славянской Триоди трипеснцы указано петь на повечериях, чего ради они собраны отдельно, в конце книги, и озаглавлены: Трипеснцы, творение Иосифово. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010