В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). 4-я седмица На 4-й седмице поста особых звонов нет, так же, как и на 2-й седмице, поскольку и здесь не совершается служб с полиелеем. (Тем не менее - 24 февраля, когда празднуется 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи и 9-го марта - дня 40 мучеников, полиелей должен совершаться обязательно, даже в период поста.) В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). 5-я седмица В четверг празднуется память Марии Египетской. Накануне вечером читается Покаянный Канон. Эта служба именуется - Марьино стояние. К Вечерне, Утрене и Литургии - благовест в полиелейный колокол, трезвон, соответственно, без большого. В пяток - вечер акафиста. К Вечерне - звон в полиелейный колокол. В субботу к Утрене - звон в полиелейный колокол. Воскресные звоны - как обычно. К Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). Звоны Страстной седмицы По прошествии Великой Четыредесятницы период поста заканчивается, и начинается особенная седмица, именуемая Страстной. Каждый день этой седмицы празднуется особенно, поскольку этот период посвящен воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя. Звоны в этот период совершаются так: в первые три дня, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, звонят по-постному благовестят в постный колокол, и далее - звоны в двои, а с четверга, когда совершают Литургию Василия Великого, в звонах начинают использовать уже большие колокола. В Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду - благовест к началам богослужений в постный колокол, трезвон в двои. Великий Четверг Начиная с Утрени Великого Четверга благовест совершают уже не в постный колокол, но в красныя. По уставу К. Никольского - благовест в полиелейный колокол, трезвон во вся без большого. Перед Литургией - трезвон, поскольку Литургия здесь уже Василия Великого, которая совершается в соединении с Вечерней, где читается Евангелие. На Утрени читаются 12 Евангелий, поэтому звонят благовест в праздничный колокол. Далее, во время службы, перед чтениями Евангелий совершают удары в праздничный колокол по числу читаемого Евангелия, перед 1-м чтением - 1 удар, перед 2-м - 2 удара и т. д. По прочтении всех 12 Евангелий - краткий трезвон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Аще же несть Преждеосвященныя: Поем на Господи воззвах, половину от стихир, на 6. Стихира, глас 1: Грядый Господь к вольной страсти: дважды. Достигше вернии: дважды. Господи, к таинству неизглаголанному: дважды. Слава, и ныне: Господи грядый к страданию: По сих вход с Евангелием: и Свете тихий: Таже прокимен, и паремии, и Евангелие. Таже, Сподоби Господи: И ектения: Исполним вечернюю: На стиховне, от техже стихир, стихира, глас 5: Господи совершеннейшая мудрствовати: Стих: К Тебе возведох очи мои: И паки туюжде стихиру. Стих: Помилуй нас Господи: Глас 8: Изсохшая смоковницы: Слава, и ныне, глас тойже: Вторую Еву: Таже, Ныне отпущаеши: И прочая обычная с поклоны. И по конечном Трисвятом, и по Отче наш: Господи помилуй, 12. Таже, молитва, Всесвятая Троице: и Буди имя Господне: И отпуст. Если не служится Литургия, на Господи воззвах: поем стихиры на 6. Стихира, глас 1: Господь, идя на добровольное страдание: (2), Достигнув, верные: (2), Не постигая несказанного таинства: (2). Слава, и ныне: Господи, шествуя на страдание: Вход с Евангелием, Свет отрадный: прокимен, и паримии, и Евангелие. Затем Сподоби Господи: ектения просительная. На стиховне обычные стихи: К Тебе возвел я очи мои: и стихиры, глас 8: Господи, совершеннейшим образом мудрствовать: (2) и глас 8: Устрашившись наказания, братия: Слава, и ныне, глас тот же: Вторую Еву: Затем Ныне отпускаешь: и прочее по уставу Великой Четыредесятницы. Сице убо творим во Вторник и в Среду. Так же совершается служба во Вторник и в Среду. На трапезе же ядим сухоядение, и сим удовляемся. И якоже в первую неделю святаго сего Поста: сице и в сия дни, в Великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает. Ведати бо подобает, яко и Шестый великий Собор повеле, спасительныя страсти дни в посте, и молитве, и умилении сердца сотворяти верным: в полунощи же Великия Субботы, оставляти пост, Божественным евангелистом Матфею и Луце: овому убо позде в субботу глаголанием, овому же утром глубоким, медлемое нам нощи написующим. На трапезе же в Великий Понедельник, Вторник и Среду довольствуемся сухоедением, как в первую седмицу Великого Поста. Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

150 Следует учитывать, что службы некоторым новопрославленным святым составлены Синодальной Богослужебной комиссией и издаются в Минее Дополнительной. 151 То есть для чтения паремий можно не «отбирать» книгу у певцов, а при идентичности текста пользоваться текстом из Общей Минеи, так как зачастую Общая Минея все равно бывает в таких случаях невостребованной. 153 На сырной седмице и в седмичные дни Великого поста каноны на утрене в Триоди имеют следующие песни: в понедельник – 1, 8 и 9-я песни, во вторник – 2, 8 и 9-я, в среду – 3, 8 и 9-я, в четверг – 4, 8 и 9-я, в пятницу – 5, 8 и 9-я, в субботу – 6, 7, 8 и 9-я. Таким образом, 8-я и 9-я песни поются каждый день, а номер первой песни канона тождественен номеру дня седмицы. 154 В Лазареву субботу поются воскресные песнопения, а богослужение Недели ваий имеет все особенности двунадесятого Господского праздника (кроме великого прокимена на вечерне). 156 Следует отметить, что богослужение во дни Светлой седмицы имеет некоторые особенности в отличие от Пасхи, к числу которых относится пение Богородичных пасхального канона и опущение некоторых элементов, присутствующих только в сам день Пасхи (малая ектения по каждой песни канона, чтение огласительного слова и пение тропаря святителя Иоанна Златоуста , чтение Евангелия на разных языках). 157 Таким образом, для определения гласов всех дней Светлой седмицы (кроме субботы) можно сформулировать следующее правило: в заданный день поются песнопения N+1 гласа, где N – порядковый номер дня седмицы. 158 Во все дни перед началом каждого богослужения поется трижды тропарь «Христос воскресе…», на утрене каждый день поется «Воскресение Христово видевше…», на литургии поются задостойник Пасхи («Ангел вопияше…» и «Светися, светися…») и тропарь «Христос воскресе…» единожды вместо «Видехом свет истинный…» и трижды перед отпустом. Кроме того, в недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе поются стихиры и канон Пасхи, а также другие пасхальные песнопения. 159 Так, 2-я седмица по Пасхе – попразднство Антипасхи, 3-я седмица – попразднство Недели жен-мироносиц, понедельник и вторник 4-й седмицы – попразднство Недели о расслабленном. Так как среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы, то от четверга 4-й седмицы до среды 5-й седмицы – период попразднства Преполовения. Затем четверг, пятница и суббота 5-й седмицы – попразднство Недели о самаряныне, понедельник, вторник и среда 6-й седмицы – попразднство Недели о слепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Период Великого поста (иначе пост Христа) начинается с понедельника после воскресенья Встречи (к-рое иначе называется Наставление или по антифону - «Который сошел») и продолжается 40 дней. 1-я седмица (изначально - подготовительная) называется пост Ираклия или Моисей, а следующие за ней - по евангельским зачалам, читаемым в соответствующие воскресенья (о посте (святости), храм, о расслабленном, Елеонская гора, о верном рабе, о Никодиме). Страстная седмица, к-рая начинается с вечера пятницы перед Входом Господним в Иерусалим, не относится к Великому посту. Кроме Великого поста существует неск. постов разной продолжительности: пост Чуда на горе Кусквам (память освящения церкви на месте, где, по преданию, остановилось Св. Семейство во время бегства в Египет) (пост продолжается 40 дней, с 26 Маскарама по 6 Хэдара/23 сент.- 2 нояб.), пост пророков (43 дня до Рождества Христова, с 16 Хэдара - 12 нояб. по 28 Тахсаса - 24 дек.), пост накануне Богоявления, пост ниневитян (понедельник, вторник, среда 2-й подготовительной к Великому посту седмицы, за 10 недель до Пасхи), пост апостолов (с понедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (в эфиоп. Синаксаре - 5 Хамле/29 июня; в литургических книгах этот праздник посвящается 12 апостолам, тогда как память Петра и Павла отмечается особо 25 Сане/19 июня, а также 25 Маскарама/22 сент.)), пост накануне праздника Взятия Божией Матери в небесную славу (1-16 Нахасе/25 июля - 9 авг.). Помимо постов существуют особые покаянные дни (букв.- Заклинания) в течение года: 1-я среда после начала года (Иоанна Крестителя), пятница накануне Входа Господня, вечер Пятидесятницы, 1-я пятница поста пророков, пятница после Воздвижения Креста, 1-я среда в период Цветов, среда перед началом Великого поста, среда и пятница 3-й седмицы Великого поста, начало сезона дождей (26 Сане - 21 июня). В XV в. имп. Зара Якобом были определены 32 (в наст. время 33) Богородичных праздника, среди к-рых выделяются: праздники, связанные с жизнью Пресв. Богородицы,- Введение во храм (3 Тахсаса/29 нояб.), Успение (Преставление) (21 Тэрра/16 янв.; этот праздник включает также темы Ее Вознесения на небеса, Приснодевства и др.), Рождество (1 Гэнбота/26 апр.), Зачатие прав. Анной (7 Нахасе/1 авг.), Успение (Взятие в небесную славу) (16 Нахасе/9 авг.); праздники в честь Ее имен (напр., Завета благодати (милосердия) - 16 Йаккатита/11 февр.); праздники воспоминания явлений и чудес по Ее заступничеству (напр., явление Ильдефонсу Толедскому - 22 Тахсаса/18 дек.); праздники памяти освящения храмов во имя Пресв. Богородицы (напр., всех храмов во Св. земле - 20 Сане/15 июня).

http://pravenc.ru/text/165235.html

стр. 466 Здесь говорится, что на вечерне в Великом посту, кроме 2-х дневных паремий, читаются еще праздничные, если храмовый праздник случится в перечисленные тут же (в «Пособии») дни Великого поста. – Пропущена суббота. Далее говорится, что тоже бывает, если канун праздн. Благовещения случится в среду и пятницу 3, 4, 5 и 6-й седмиц вел. Четыредесятницы, и вторник, и среду страстной седмицы. – Спрашивается, если канун Благовещения случится в понедельник, вторник и четверг всех указанных седмиц вел. поста, кроме понедельника и вторника 3-й седм., когда не может случиться или если канун, – в великий понедельник, словом в дни когда на вечерне положены 2 дневные паремии, почему же в эти перечисленные дни праздничные паремии не читаются? В прежних изданиях, напр. 4-м, было гораздо правильнее; там только следовало исключить понедельник и вторник 3-й недели вел. поста. стр. 491 Здесь замечено, что стихиры на хвалитех поются тогда, когда великое славословие поется, а не читается. – Мы много имеем примеров, что и при чтении великого славословия стихиры на хвалитех положены, напр. 6 сент., 1 ноября, 20 дек., страстная седмица и мн. др. стр. 492. На этой странице помещено целое замечание относительно праздника 23 сентября и сказано, что «в этот день службу положено отправлять, как празднику… с полиелеем». – Вовсе это не положено: см. Минею за мес. сентябрь и Типикон. стр. 544 На этой странице сказано, что «суббота и неделя пред Просвещением всегда бывает после отдания праздника Рождества Христова» и сделана ссылка на 26 декабря. – Под 26 декабря, в указе «о апостолах и о Евангелиях» суббот и недель по Рождестве, и пред Богоявлением, под 1-м и 2-м зри мы видим, что субботе пред Богоявлением, если Рождество Христово будет в воскресенье или понедельник, апостол и Евангелие читаются в декабре месяце, т. е. не после отдания праздника Рождества Христова. стр. 546 На этой странице речь идет о вечерне, совершаемой отдельно от литургии накануне Богоявления, если канун этот будет в субботу или воскресенье. При указании о чтении Апостола и Евангелия, разъяснение о чем продолжается и в 1-й сноске на этой же странице, – выводится какое то мудреное правило о чтении Апостола в это время. Что собственно автор хотел выяснить, когда все и так ясно, – неизвестно, можно однако судить по ссылке на Типикон в этом седьмом издании, как и в разъяснении этого правила в 6-м издании «Пособия» в сноске на стр. 526, что он не знает, что в навечерие в субботу и неделю положено два чтения Апостола и Евангелия, одно на Литургии, когда присоединяется к нему и рядовое, а другое, – на вечерне зач. 143 от полу, т. е. то же самое, которое положено и на освящении воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Можно отметить несколько особенностей богослужений периода Великого поста по Сту-дийскому уставу. В первую неделю (воскресенье) поста Устав указывает память пророков Мои-сея, Аарона, Давида, Самуила, последование Недели Православия указывается не всегда и в некоторых Триодях не выписано. Важными особенностями Студийского устава было частое совершение Великим постом литургии преждеосвященных Даров (см. выше), а также то, что в седмичные дни поста могли отменяться службы Минеи. Торжественно праздновались 3-я неде-ля поста, Крестопоклонная, а также следующая за ней среда – преполовение поста. Не было чтения всего Евангелия на часах в Великие Понедельник, Вторник и Среду. Чин 12 тропарей Страстей с чтением паримий, Апостолов и Евангелий совершался в Великий Втор-ник. В Великий Четверг совершался заимствованный из практики Великой церкви чин омовения престола. В мон-ре и кафедральных храмах в этот день совершали чин умовения ног. В Вели-кую Пятницу совершались обычные часы, на первом часе, присоединявшемся к утрене, чита-лось последнее из 12 страстных Евангелий утрени, на остальных часах Великой Пятницы чита-лись только Евангелия, без паримий и Апостолов. Памятники не свидетельствуют о совершении в Великую Субботу каких-либо священнодействий, связанных с плащаницей. На утрене Вели-кой Субботы единственный раз в году славословие употреблялось в кафедральной редакции (см. Великое славословие), после славословия были вход с Евангелием и чтения. На вечерне Великой Субботы не пелись воскресные стихиры Октоиха, по окончании вечерни и литургии полагались трапеза и расход по кельям. Полунощница (как и во все дни го-да) не совершалась. Не было крестного хода в начале пасхальной заутрени. На пасхальной заут-рене не отменялось пение славословия (во «вседневной» редакции) в отличие от современного порядка. Все последование литургии, кроме антифонов, в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу совершалось священниками внутри алтаря. Из практики Великой церкви был заим-ствован обычай чтения Евангелия на литургии первого дня Пасхи попеременно священником и диаконом, существование его уже в XI–XII вв. засвидетельствовано «Вопрошанием» Кирика Новгородца (22-й вопрос). Пасхальный канон пелся только в первый день Пасхи и в Светлые понедельник, вторник и субботу (см. Светлая седмица), а в среду, четверг и пятницу пелись воскресные каноны и стихиры Октоиха (соответственно 1 и 2, 4 и 5, 6 и 8-го гласов). Вечером в неделю Пасхи повторялись стихиры Великой Субботы. Вечером в Светлый понедельник пелись кроме пасхальных стихир стихиры о схиме и происходило пострижение желающих принять ее. Отдание Пасхи совершалось в Светлую субботу, после нее «Христос воскресе из мертвых» уже не пели до следующего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В современной практике на Утрене, Часах и Вечерне, поскольку эти службы соединяются, совершают звон только перед Утреней (по благословению настоятеля). К Повечерию с чтением Великого Покаянного Канона с понедельника по четверг включительно -благовест в постный колокол. Вторник. Звоны такие же, как и в понедельник Среда: К Утрени - благовест в постный колокол; К Часам - Часить; перед Вечерней к Литургии Преждеосвященных Даров - Звон в двои. Четверг - то же, что и во вторник; Пятница: к утренним службам так же, как и в среду; к вечерним службам - звоны не постные. Поскольку в воскресные дни в период Четыредесятницы на службу пост отменяется, то звоны к воскресным службам совершают в обычном порядке - благовестят в воскресный колокол и трезвонят так же, как и в обычный, месяцесловный, период. В первую неделю Великого Поста(в воскресный день) празднуется Торжество Православия. После воскресной литургии служат специальный молебен, посвященный этой теме. Это особенный чин, совершаемый епископом или настоятелем и духовенством в центре храма, с вынесением икон Спасителя и Божией Матери, пением Великого прокимна, возглашениями анафемы, вечной памяти и многолетия. Во время пения многолетия (по благословению настоятеля) совершается трезвон. После заключительной молитвы по возгласе Слава Тебе Богу, благодателю нашему во веки веков певцы поют: Тебе, Бога, хвалим. Священнослужители целуют св. иконы на аналоях и затем бывает отпуст. Следует помнить, что если Богослужение совершается не архиереем, то в конце литургии звонов не положено. 2-я седмица В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). В седмичные дни особенных звонов нет, поскольку в эти дни не совершается полиелей, даже если выпадает день святого, имеющий знак полиелейной службы. 3-я седмица Неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная. В субботний день перед началом Всенощной крест переносят с жертвенника на престол. (Без звонов). В конце всенощного бдения крест выносится из алтаря и кладётся на аналой в центре храма для поклонения верующим. Звоны к началу и во время службы совершаются как обычно, а в конце Всенощной, во время пения Великого Славословия, совершают перезвон по 3 удара от большого колокола к малым, и, когда, взяв на главу, понесёт настоятель крест на середину храма, начинают трезвон, который длится до возложения креста на аналой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

4. Ектения «Рцем вси…» 5. Ектений об оглашенных 6. «Ныне силы небесные…» Вход со Св. Дарами. Перенесение их на престол через царские врата. Молитва св. Ефрема Сирина 7. Ектения «Исполним вечернюю молитву нашу…», «Отче наш…» 8. Причащение. Благодарственная ектения («Прости, приимше…») 9. Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю…») 10. Заключение и отпуст. VI. CXEMA ПАСХАЛЬНОГО ЦИКЛА Подготовительные недели 1. О мытаре и фарисее 2. О блудном сыне 3. О Страшном Суде (мясопустная; заговенье на мясную пищу) 4. Воспоминание Адамова изгнания (сыропустная). Прощеное воскресенье Недели св. Четыредесятницы (Великого поста) 1. Торжество Православия 2. Память св. Григория Паламы 3. Крестопоклонная 4. Память преп. Иоанна Лествичника 5. Память преп. Марии Египетской 6. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ Страстная седмица 1. Великие понедельник, вторник, среда. Чтение 4–х Евангелий 2. Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери. На утрене под Великую пятницу служба Страстей Христовых (12 Евангелий) 3. Великая пятница. День Распятия и погребения. На вечерне вынос плащаницы 4. Великая суббота. Господь во гробе Пасха и послепасхальные недели 1. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ 2. Фомина (Антипасха). Во вторник Фоминой седмицы — Радоница 3. Жен–мироносиц 4. О расслабленном 5. О самарянке 6. О слепом. В четверг 6–й седмицы — ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ 7. Св. Отцов I Вселенского Собора 8. ПЯТИДЕСЯТНИЦА (ТРОИЦЫН ДЕНЬ). В понедельник 1–й седмицы после Пятидесятницы — ДЕНЬ СВ. ДУХА. 9. Неделя 1–я по Пятидесятнице — Всех святых. С понедельника 2–й седмицы по Пятидесятнице начало Петрова поста (кончается 29 июня/12 июля в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла) 10. Неделя 2–я по Пятидесятнице — Всех святых, в земле Российской просиявших. VII. O ДНЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ И ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ Согласно Евангелию от Иоанна, Господь был распят в день иудейской Пасхи, которая пришлась в тот год на пятницу. А в первый день недели (называемый сейчас воскресеньем), еще до восхода солнца, гроб Его был пуст. Пасха праздновалась с вечера 14 нисана . Однако древние принципы ее вычисления остаются не совсем ясными. Известно только, что праздник ориентировали по первому весеннему полнолунию. В связи с этим была сделана попытка установить, когда именно в правление Пилата (26–36 гг.) это полнолуние падало на пятницу. В результате получили две даты: 3 апреля 33 года и 7 апреля 30 года. Первая дата сразу же вызвала сомнения. Поскольку Христос родился за 6–7 лет до н.э. (см. прим. 45), то в 33 году Ему должно было быть уже 40 лет, что противоречит свидетельству Луки: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (3, 23). Следовательно, наиболее подходящая дата Распятия — 7 апреля 30 года, а Воскресение, таким образом, должно быть отнесено к 9 апреля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

15/III Четверг. Служил литургию вместо 16/III в сослужении 4 х священников. После литургии молебен и чай для причта. Пел правый хор. Левому 400. 16 марта День ангела отца Клеоника. Поскольку в пятницу сырной седмицы литургии не положено, праздник перенесли на четверг 15 марта. 16/III Пятница. День святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Помолился перед их иконой. Вечером собираются благочинные. Олимпиада Васильевна была в горфинотделе. Радости мало от её посещения. 17/III Литургия в 9 ч. утра будничная. Вечером всенощная. 18/III Прощеное Воскресение. 2 литургии. Вечером служба и обряд прощения. Беседа на тему “Аще отпущаете…”. 19/III 1 я седмица Великого Поста. Начало утром в 8 ч. Вечером в 6 1 / 2 Канон святого Андрея Критского я читал. Пела бригада с левым клиросом. 20/III Вторник. Канон читал о. Ал-др Державин. 21/III Среда. Канон читал о. Сергий. Исповедников 150. 22/III Четверг. Канон читали о. Ал-др Ветелев и о. Алексий. Поздравлял благочинного о. Ал-дра . Благочинный протоиерей Александр Скворцов отмечал свои именины в день Сорока мучеников Севастийских. 23/III Пятница. Исповедников 300. Вечером исповедь и правило. 24 Суббота. 2 литургии. Исповедников 1500 человек. Отсутствовал Павел Петрович . Имеется в виду отсутствие регента левого клироса Павла Петровича Ермакова. 25/III Воскресенье. 2 литургии. Исповедников 1500. После поздней литургии молебен в неделю Православия. Вечером после великопостной вечерни молебен с акафистом Божией Мате­ри, беседа о торжестве Православной веры. Отсутствовала Мария Владимировна по болезни. 26/III Понедельник. Служил о. Сергий. 27/III Вторник. Служил о. Ал-др Державин. Народу мало. 28/III Среда 2 й седмицы Великого поста. Преждеосвящен­ную литургию служил о. Ал-др Державин. Причастников 200. Получено извещение от Министерства финансов о пересмотре налога. Пел левый клирос. Приготовлена проповедь. Вышел Павел Петрович. Вечером молебен с акафистом мученику Трифону. 29/III Четверг. Будничная служба. Поездка с проповедью в Патриархию.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Во вторник же, в среду и четверток, ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (Типикон. М., 1956.— Л. 413). В последующие седмицы Поста соблюдается обычный ритм питания, но только растительной пищей. В канун празднования Вербного воскресения Церковь вспоминает евангельское событие — воскресение друга Божия Лазаря. Богослужебный устав, делая послабление поста в этот день, предписывает: «На трапезе учреждаемыя варением со елеем. Аще же и икру имаше, да дастся коемуждо брату по три онгии: и вино пием» ( Там же.— Л. 439). А в праздник Вербного воскресения говорится: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога» ( Там же.— Л. 441). Заканчивается Великий пост Страстной седмицей, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя. Как и первая седмица Великого поста, Страстная строго соблюдается. Известна такая благочестивая мысль: кто не постился, тот не может во всей полноте воспринять радость праздника Святой Пасхи. Следующим в течение года является Петровский пост, завершающийся праздником святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он спустя неделю после праздника Святой Троицы. А поскольку время празднования Троицы зависит от Пасхи, которая подвижна, то продолжительность Петрова поста бывает различной: от шести недель до восьми дней. Он установлен в честь святых Апостолов, в воспоминание того, что они по сошествии Святого Духа постились и молились, совершая апостольское служение проповеди Евангелия всему миру. Заканчивается лето Успенским постом, длящимся с 1/14 до 15/28 августа. Этот пост установлен в честь Пречистой Богородицы как выражение любви к Ней. Сама Пречистая Дева, готовясь отойти в иной мир, непрестанно молилась, а последние 2 недели Своей земной жизни провела в полном посте. Подражая Ей, и мы ограничиваем себя и усерднее молимся Деве Марии, Которая во успении Своем не оставила мира нашего Своим молитвенным предстательством. Последний многодневный пост в течение года называется Филипповским, так как его заговенье приходится на праздник апостола Филиппа (14/27 ноября).

http://sueverie.net/arximandrit-makarij-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010