85 «…Вставку из Евангелиста Луки о раскаявшемся разбойнике по-прежнему читать после 38 ст главы XXVII-oй Евангелиста Матфея, но вместе с сим в повествовании Евангелиста Матфея о крестных страданиях Христа пропускать ст 44 гл XXVII, читающийся так: “Тожде же и разбойника, распятая с Ним, поношаста Ему», для чего в последующих изданиях богослужебного Евангелия делать в сем месте Евангелия от Матфея соответствующие указания» (цит. по: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. [М., 2001]. С. 338). 86 Подробнее о назначаемых Уставом «отступках» см. следующий параграф нашей книги «Отступки и преступки рядовых чтений Апостола и Евангелия». 87 В частности, Типикон в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня) говорит: «Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дне. И утренний Апостол, и Евангелие ряд, под зачалом». В последней фразе разумеются те рядовые чтения, которые попадают на день самого праздника, но переносятся на предыдущий день. 88 Типикон не дает указаний насчет понедельника, но очевидно, что рядовое седмичное чтение не может быть перенесено на воскресенье, потому более логично перенести его на вторник. 90 Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, сыропустная, Недели 1-я и 3-я Великого поста, Лазарева суббота, Страстная и Светлая седмицы, Недели 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я по Пасхе, Неделя Всех святых, Преполовение Пятидесятницы, отдание Преполовения, отдание Пасхи и другие. 93 В указателе рядовых чтений (1-е приложение богослужебного Евангелия) седмицы по Пятидесятнице предваряют недели, то есть сначала идет Троицкая седмица (это 1-я седмица по Пятидесятнице), затем – 1-я Неделя по Пятидесятнице (Всех святых) и так далее. 94 Успенский Н. Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений//Православный церковный календарь на 1971 год. М., 1970. С. 48. 95 В этом случае в субботы и недели пред Воздвижением и по Воздвижении рядовые чтения не повторяются, а читаются только специальные чтения этих дней (например, в субботу пред Воздвижением читаются только зачала субботы пред Воздвижением и святого).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

е. неполные каноны, состоящие не из 9 или 8 песней, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов-трипеснцев книги Триодь (Τριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9 песен канона. Двупеснец состоит из 8 и 9 песни. он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находятся 8 и 9 песни. Пред этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник 2-я, в среду 3-я, в четверг 4-я, в пятницу 5-я, а в субботу 6 и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною, а другая Цветною Триодью. Триодь Постная содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост. Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: Неделя мытаря и фарисея, Неделя блудного сына, суббота и неделя Мясопустные, вся седмица Сырной недели. Под Великим постом разумеется Святая Четыредесятница и Страстная седмица” 585 . Таков состав Постной Триоди в настоящее время, но в старину во всех рукописных и старопечатных памятниках Триодь Постная оканчивается, как и должно собственно, службою в субботу праведного Лазаря, а дальнейшие службы содержались в Цветной Триоди, которая получила и самое название от того, что начинается службою в Неделю ваий или Цветоносную, в просторечии Цветную. “Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется, иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые при пении Постной Триоди не поются вовсе песни Октоиха, эти дни суть: суббота 5 недели Великого поста – Суббота акафиста, Неделя ваий – праздник дванадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой Субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот истинное–то смирение! 2 марта 1910 г. Вторник. Пришел один раз, когда Батюшка только что кончил исповедь. — Очень утомился, — сказал Батюшка, — как будто ничего не делаешь: сидишь да разрешаешь от грехов — так может показаться со стороны. А на самом деле не так: исповедь очень утомляет. Если Господь сподобит вас, то убедитесь в этом из личного опыта… 4 марта 1910 г. Четверг. Самый трудный пост в Скиту — это первая седмица Великого поста. Но и она, по милости Божией, не особенно отяготительна для меня. Кроме того, помогает сознание, что велики дни сии, что иначе и быть не может. И удивляюсь тому, что делал я раньше, нарушая святой пост, не понимая и не сознавая его святости и необходимости. Мне часто приходилось слышать от Батюшки, что»от невоздержания всякое зло происходит», что»пост возбуждает к молитве». — Мы познаем силу поста и его значение хотя бы из того, что он как–то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет и на исповедь, между прочим советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста:«не хочу, не могу»и прочее. Враг возбуждает, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты. 5 марта 1910 г. Пятница. Сегодня Господь сподобил меня исповедаться. Перед исповедью Батюшка сказал мне: — Не все время будет вам так мирно и хорошо, как теперь. Придется потерпеть и очень потерпеть. Это я вам говорю не для того, чтобы вы унывали, нет, для того, чтобы вы знали, что придет такое время, а сил набирайтесь теперь. Тогда вы скажете:«Да, все это мне говорил Батюшка еще двадцать лет назад, даже более». А тяжелые дни приближаются. Стало трудно жить везде, а в особенности монаху… И благо живущим в монастыре! Трудно вам придется, но все–таки Господь не оставит вас и не лишит Небесного Царствия… Когда я пришел к Батюшке, хотя я чувствовал некоторое волнение, как и всегда перед исповедью, но в общем, вероятно, у меня лицо было благодушное и мирное. Батюшка, глядя на меня, улыбнулся, но вместе с улыбкой на лице его было видно, что он или расстроен, или скорбит о чем, или, что очень утомлен. Я не могу определить, что именно это было, а что было — это несомненно. И он начал говорить то, что я сейчас написал. Батюшка — духовник и монахов, и мирян и на исповеди, и в беседах, конечно, открываются бездны и глубины сатанины, и нужно все это слушать. Поэтому Батюшка многое знает, и я верю тому, что он говорит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=792...

3. Станем благоговейно в доме Бога нашего и воскликнем: радуйся, Владычица мира; радуйся, Мария, Госпожа всех нас, радуйся, Единая между женами непорочная и прекрасная; радуйся, огненный столп, вводящий человечество в высшую жизнь. 4. Радуйся, Вечнодева, голубица, родившая Милостивого; радуйся, похвала всех святых, венец мучеников; радуйся, божественное украшение всех праведных и нам верующим спасение. 5. Пощади, Боже, наследие Твое, презрев все наши согрешения, имея ныне молящуюся Тебе об этом, бессеменно на земле родившую Тебя, Христос, когда по великой милости восхотел Ты принять на Себя человеческую природу. В Неделю пятую Великого поста Память Преподобной Марии Египетской Тропарь, гл. 8 В тебе, матерь, сохранилось неповрежденно сотворенное по образу Божию, ибо, взяв крест, ты последовала за Христом и жизнью учила презирать плоть, ибо она тленна, заботиться же о душе — творении бессмертном. Поэтому радуется с Ангелами, преподобная Мария, дух твой. Икос, гл. 3 Достойную вечной памяти Марию, агницу и дочь Христову, ныне восхвалим в песнях. Она была вскормлена египтянами и избежала всего их заблуждения, а после превышающих меру человеческой природы подвигов воздержания и молитвы, была одна принесена Церкви, как вполне зрелая отрасль. Поэтому Один Вседержитель и возвысил ее жизнь и подвиги, славная Мария! Прокимны дневные Великого поста Вторая седмица В понедельник На 6 часе 1 прокимен, гл. 6: Боящиеся Господа, восхвалите Его. Стих: Боже мой, Боже мой, внемли мне; для чего Ты оставил меня (Пс. 21, 24.2). 2 прокимен, гл. 6: Твой жезл и Твой посох–они успокаивают меня. Стих: Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться(Пс. 22, 4.1) На вечерне 1 прокимен, гл. 2: Господь крепкий и сильный; Господь сильный в брани. Стих: Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23, 8.1) 2 прокимен, гл. 8: Призри на меня и помилуй меня. Стих: К Тебе, Господи, возношу душу мою (Пс. 24, 16.1). Во вторник На 6 часе 1 прокимен, гл. 4: Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Стих: Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей (Пс. 25, 8.1)

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Эфиоп. Церковь пользуется тем же календарем, что и копт., но названия месяцев иные. Годы, образующие 4-летний високосный цикл, называются по именам евангелистов. Помимо астрономического календаря, как и у коптов, используется деление на сезоны по природным явлениям: периоды ветров, засухи, сева, дождей. Г. ц. начинается с памяти Иоанна Крестителя (1 Маскарама/29 авг.). В эфиоп. Церкви - 9 главных Господских праздников: Воплощение (Благовещение) (29 Маггабита/25 марта), Страстная седмица (считается не периодом, а единым праздником), Воскресение (Пасха) (иногда включается в Страстную седмицу), праздник ап. Фомы (во вторник Светлой седмицы; иногда вместо него в перечень включается воскресенье Осанн, т. е. Вход Господень в Иерусалим), Вознесение, Утешитель (Пятидесятница), Гора Фавор (Преображение) (13 Нахасе/6 авг.), Рождество Христово (29 Тахсаса/25 дек.), Богоявление (Крещение) (11 Тэрра/6 янв.) и связанное с ним празднование Чуда в Кане (12 Тэрра/7 янв.) (иногда толкуется как отдельный праздник). Для каждого подвижного праздника есть фиксированная дата (в расчете, что Пасха - 25 марта). Как и в др. традициях, великим праздникам предшествуют подготовительные периоды и навечерия. На следующий день могут совершаться аналоги визант. Соборов (напр., после Воплощения (Благовещения) - праздник в честь арх. Гавриила). К малым Господским праздникам относятся Воздвижение Креста (17 Маскарама/14 сент.), Обрезание Господне (6 Тэрра/1 янв.), Умножение (букв.- Благословение) хлебов (т. е. чудо насыщения 5 тыс. чел.) (28 Тэрра/24 янв.), праздник Симеона (Сретение) (8 Йаккатита/2 февр.), Обретение Креста (св. Еленой и имп. Ираклием) (10 Маггабита/6 марта), Вход в Египет (24 Гэнбота/19 мая). Иногда к ним причисляют еще 3 воскресенья и канун Рождества Христова и Преполовение поста. В эфиоп. Г. ц. помимо 3 больших циклов, связанных с Рождеством Христовым, Пасхой и Пятидесятницей, выделяются периоды разной продолжительности (от 3 месяцев до 1 дня), названные по великим праздникам или по антифонам, к-рые поются в это время: Иоанна Предтечи (1-8 Маскарама/29 авг.- 7 сент.), Захарии (8 Маскарама/7 сент.), Плодов (9-15 Маскарама/8-14 сент.), Обновления (букв.- Возведения) храма в Иерусалиме (16 Маскарама/15 сент.), Креста (17-25 Маскарама/16-22 сент.), Цветов (26 Маскарама - 5 Хэдара/23 сент.- 1 нояб.), 1-го Наставления (Астамхеро) (6 Хэдара - 13 Тахсаса/2 нояб.- 9 дек.; этот период появился в литургических рукописях только в XVII в. и включал 9 воскресных дней, 7 из к-рых имели те же посвящения, что и недели Великого поста; в совр. книгах период длится 5 недель, не имеющих особых названий), Предвозвещения-Схождения-Пришествия, Жениха (неделя перед Рождеством Христовым), Рождественский (до кануна праздника Богоявления), Богоявления (продолжается до начала Великого поста).

http://pravenc.ru/text/165235.html

Литургия преждеосвященных Даров в богослужебных книгах XII–XIV вв. чаще носит название «постной» службы, иногда называется литургией свт. Василия Великого или других, но не свт. Григория Великого , папы Римского. К особенностям совершения литургии преждеосвященных Даров в рассматриваемый период следует отнести следующие: 1) она могла совершаться Великим постом ежедневно, как предписано Студийским уставом, в т. ч. и в понедельник, вторник и четверг первой седмицы, а также в Великую Пятницу и в сырные среду и пятницу (см. Сырная седмица). В соответствии со Студийским уставом на Благовещение, случившееся в постный день, литургия также соверша-лась преждеосвященная, а Златоустова – только в храмах, посвященных Божией Матери. 2) Отсутствовал обряд перенесения св. Агнца (см. Агнец литургический) с престола на жертвен-ник. 3) Возглас «Свет Христов просвещает всех» произносил диакон, имевший в руке три за-жженные свечи (см. Трехсвечник) и кадило. В XIV в. этот возглас стал уже произноситься свя-щенником, также с «триплетеной» свечой и кадилом. 4) Во время великого входа дискос со св. Агнцем нес диакон, как на полной литургии. 5) Причащение на литургии преждеосвященных Даров совершалось по чину полных литургий, сначала от св. Хлеба, затем – от Чаши. Такой порядок причащения связан с существовавшим в Русской Церкви до кон. XVII в. убеждением, что при погружении Агнца в Чашу ее содержимое становится Кровью Христовой. Круги триодных и минейных праздников. В Студийско-Алексиевском уставе годовой богослужебный круг подвижных праздников (триодный) имел уже практически завершенный вид, и, хотя он претерпел впоследствии некоторое развитие, состав памятей и тексты Триодей остались почти неизменными до нашего времени. Триодный круг, как и ныне, начинался неде-лей о мытаре и фарисее и состоял из трех подготовительных к Великому посту седмиц, шести седмиц поста, Страстной седмицы, семи седмиц Пятидесятницы, седмицы после Пятидесят-ницы. Триодная часть студийских уставов завершалась изложением правил об Апостольском (Петровом) посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Тропарь. В тебе мати известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу и деющи учила еси: презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. Кондак. Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси Марие преславная. Икос: Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне, Марию приснопамятную, явльшуюся Египетское овча: и прелести сих всея избеже, и едина принесеся Церкви совершенное возращение, воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. Темже и возвыси ея и житие и деяние, един Вседержитель, Марии преславныя. Шестая седмица Великого поста Понедельник. Утреня. Второй трипеснец. Песнь 8. Днесь Христу является, об ону страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева, и яко провидец, глаголет: болезнь сия несть ныне к смерти. Вечерня. Стихира на «Господи воззвах» Немилосердному богатому в безумии поревновав, сладостно веселюся, сластьми и страстьми погружаяся. И видя лежаща всегда пред дверьми покаяния, якоже Лазаря ума моего, Господи, сего нечувственно прехожду, гладом же болезнующа, и острупляема страстьми. Темже геенскому повинен есмь пламени, от негоже избави мя, Владыка, Едине Многомилостиве. Вторник. Утреня. Седален по 3й кафизме. Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы. Радостию Вифания уготовися, Жизнодавца угостити и Царя, с нами вопиющи: Господи, слава Тебе. Первый Трипеснец. Песнь 2. Отроки обострив сильнейшия огня, иногда в Вавилоне содела пост: тем поревновавши, о душе моя, не унывай, и огнь сладострастий духа угасиши росою. Второй трипесней. Песнь 2. Рыданием обложившеся лазаревы сестры, страсть Тебе, Ведетелю всех, являют: но пребываеши мало, да воздвигнеши чудо, и покажеши учеником твоим страшная. Песнь 8. Лазарь болезнует, да Ты прославишися, Сыне Божий о нем: и поют Тя непрестанно дела вся, Господа.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

«Преосвященнейший владыко! Выведите меня из беды и из под гнева сестры моей именинницы, а её из огорчения. Она спрашивает меня сейчас: будет ли иметь утешение видеть ваше преосвященство своим гостем? – Я отвечал: не знаю, – «Да я тебя об этом просила и на тебя надеялась». – «Я не понял, извини». – «Изволь поправить ошибку. Я поехала бы сейчас сама, да это будет неприлично. Поправляйся, как знаешь». – Посему, неся повинную голову, прошу вашей пощады и надежды видеть вас в земледельческой школе часа в два». Пощада виновному была оказана и утешение имениннице доставлено. Брат преосвященного, Александр Васильевич , был в это время директором земледельческой школы, и там имел казенную квартиру, в которой жили и его сестры. Пока я был ректором академии и жил в Лавре, я имел возможность пользоваться ежедневной прогулкой на открытом воздухе: но когда возвратился в Москву и вступил в новое служение, я лишен был, по множеству занятий, этой возможности. Последствием сего было то, что я в зимнее время нередко стал подвергаться простуде. 3-го февраля надлежало мне служить, по случаю царского дня, в Успенском соборе, но я нездоров, и потому должен был обратиться к братской помощи преосвящ. Леонида. Он пишет мне в ответ на мою просьбу: «С соболезнованием слышу о вашем нездоровье; но с полною готовностью иду, при содействии ваших же молитв, на служение в Успенский собор». 2-го февраля 1863 года. Наступила первая седмица великого поста. В прежнее время, к повечериям, для чтения великого канона, на этой седмице, обыкновенно каждый день ездил в Чудов монастырь сам владыка – митрополит. Теперь, по немощи своих сил, он не мог уже этого делать, и потому предоставил нам с преосвящ. Леонидом заменять его. Мы условились ездить в Чудов монастырь поочередно. 12-го февраля, во вторник, надлежало ехать туда преосвящ. Леониду; но он пишет мне: «Вчера я чувствовал себя дурно; сегодня получше, однако требуется осторожность, и потому, если вам здоровье позволяет ездить в Чудов и в моей помощи не нуждаетесь, то благословите мне оставаться дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Τ. e. эти антифоны поются в одной Студийской обители, поскольку Великая церковь и прочие поют их по обычаю. Она же (Великая церковь) приняла правило петь их только в три великих праздника: Пасхи, Рождества Христова и Светов, а в сей праздник – нет, но по обычаю (поётся служба). Следующая неделя называется первой по Пятидесятнице и так далее. Чтение во вторник 18-й недели прерывается за утратой следующих листов вплоть до апостола в неделю 20-ю. 33-я неделя называется неделей мытаря и фарисея, а 34-я – неделей блудного сына, 35-я седмица – мясопустной, а 36-я – сырной. В неделю мясопустную положен причастен «радуйтеся праведнии». Он называется малым, а при исполнении во время причащения Св. Даров – двойным. Из этого замечания следует, что в упомянутое воскресенье братия принимала Св. Тайны, и тогда этот причастен произносился или два раза, или избиралось для него большее число стихов. Вот подлинные слова замечания: «κοινωνικν· γαλλισθε τ μικρν. κα τε. φθσει γα κοινωνα τ διπλον γαλλισθε κα τ πληρωθτω (φ. 131 vers). В субботу сырную совершается память всех умерших священномучеников, иерархов и преподобных. Последование заупокойное (φ. 133 vers). В первую неделю Великого поста «память Православия и святых пророков Моисея, Аарона, Самуила и прочих». φ. 140 vers. 141. Записаны прокимены, поемые в Великую неделю вечером на панихидах (ες τς παννυχδας) и сопровождаются следующим замечанием: «Нужно знать, что в три дня (страстной недели) на «да исправится» говорится псалом Давидов 4-й и евангелие. В святый великий четверг – тропарь на поклонение честному копию, глас 2-й: «покланяемся копию, пронзившему животворящее ребро Твоея благости и неисследное Твоё снисхождение славим». Тот же тропарь произносится и на «Господи воззвах» и на вечернем входе. Нужно знать, что в Великий четверг трисвятое не произносится, ни ектенья, но после входа тотчас бывает восхождение на горнее место (η νω καθδρα) и чтение и прочее последование». Таким образом, в Великий четверг на вечерне совершалось поклонение копию, которым было прободено ребро Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

" ...Господь не лишит благих, ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя». ( Пс.83:12–13 ) Дорогая мамочка, благословите! Идет вторая неделя Великого поста. Только что пробило 24 часа, наступила пятница. Сейчас я сижу на дежурстве в храме св. Иоанна Предтечи с паломниками из Волгограда. По Божией милости, первая неделя прошла благополучно, не считая внутренних искушений, о которых я писал Вам в предыдущем письме. Но и вторая седмица не лишена «новостей». Постараюсь написать и об этом. Закончив дежурство в прошедшее Воскресенье, я отстоял раннюю Литургию и пошел отдыхать. Потом сходил на трапезу (панагию). Там меня подозвал один батюшка и попросил помочь в следующем деле: в доме прорвало воду и затопило весь подпол. Аварийная служба перекрыла воду, а потом мы до вечера ее вычерпывали. Вечером вспомнили, что есть электрический насос. С трудом его установили и почти все выкачали. Τаκ, мамочка, провел я Неделю Православия. Пришел домой вечером такой усталый, что проспал аж до 11 00 следующего дня. Τаκ я еще ни разу не спал в монастыре. В понедельник меня, мама, освободили от послушания в мастерской – слава Богу... Лампадочку, которую я обещал о. Андрею, уже сделал, позолотил и при возможности передам... Оставили меня на следующих послушаниях: 1) пою и руковожу хором, 2) являюсь ночным дежурным и 3)руковожу хором в тюрьме, когда там совершается Богослужение. Этих послушаний, мамочка, вполне довольно. Признаюсь, когда у меня была еще и мастерская, мне было тяжело... Во вторник после обеда узнал, что меня запросила академия к себе на послушания, я назначен помощником Инспектора по семинарии. Господи, помилуй... Еще на IV курсе мне предлагали эту должность, но отец Кирилл не советовал идти... Печально, что батюшка в больнице и мне не у кого спросить... Посоветовали читать акафист Матери Божией «Державной». Как допишу письмо, постараюсь еще раз прочитать его. Господи, да будет воля Твоя. Прошу Вас, мамочка, помолиться за меня. Господи, сохрани... Посл. Сергий, ТСЛ. 1997.03.21

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010