Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Вторник, 23 апреля 2024 г. (10 апреля ст.ст.) Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий) Глас 5, Великий пост. Горячая пища без масла мчч. Терентия, Помпия (Публия), Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251) . мчч. Иакова, пресвитера, Азадана и Авдикия, диаконов, Персидских (ок. 380) . прмчч. многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680) . сщмч. Григория V (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского (1821) . сщмч. Флегонта Понгильского, пресвитера (1938) . мч. Димитрия Вдовина (1942) . Литургия Преждеосвященных Даров возможна только ради полиелея. 6-й час: Ис.49:6-10 Веч.: Быт.31:3-16; Притч.21:3-21 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. мученикам Терентию, Публию, Африкану и иже с ними Кондак мученикам Терентию, Публию, Африкану и иже с ними, глас 2 Мученическая честная память прииде днесь,/веселящи всяческая,/Терентия премудраго и дружины его./Тепле убо стецемся, да приимем исцеления,/сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго//исцеляти недуги душ наших. священномученику Григорию V, патриарху Константинопольскому Тропарь священномученику Григорию V, патриарху Константинопольскому, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш,/укрепивый Божественнаго патриарха,/низпославый тому свыше Свою благодать,/имже и нас свободил еси от работы вражия,//Человеколюбче, слава Тебе. Кондак священномученику Григорию V, патриарху Константинопольскому, глас 7 Святителю и мучениче Григорие,/за люди твоя душу положивый/и в светоносный день Христова Воскресения пострадавый,/молися Страдавшему за ны и Воскресшему/Церковь Православную незыблему всегда хранити,/пастве же твоей и Русстей земле, святыя мощи твоя с любовию лета многа хранившей,//даровати мир и велию милость. Полезные ссылки Сейчас в разделе 108  чел. Всего просмотров 2.5 млн. ©2024 Богослужение сегодня к содержанию Даты ограничены диапазоном 2023-10-01 - 2024-04-12. Начало богослужебного дня в 16:00. Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни В книгу одного из самых почитаемых в Православной Церкви проповедников и таинников духовной жизни святителя Феофана «О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни» вошли его слова и поучения во дни Великого поста, подвигающие читателя к желанию перемены жизни, недоброй на добрую, к потребности покаяния и исповеди, достойному приступанию к Святым Христовым Тайнам и сохранению доброго намерения жить исправно. ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемые слова отобраны и издаются в этом составе с той целью, чтобы доставить говеющим приспособленное к их настроению и потребностям духовным чтение, а пастырям, ревнующим о назидании говеющих, дать возможность иметь всегда под руками что предложить с церковной кафедры, коль скоро сами не удосужатся составить свое поучение. Предметы, в них раскрываемые, — это убеждения к перемене жизни, недоброй на добрую, потребность покаяния и исповеди, достойное приступание к Святым, Пречистым и Животворящим Христовым Тайнам и сохранение доброго намерения жить исправно, какое полагаемо бывает в покаянии и запечатлеваемо Святым Причастием. При собрании слов в сей состав не то имелось в виду, чтобы снабдить известные дни поучениями, а то, чтобы представить насколько можно полнее изложение всего благопотребного для говеющих. По этой причине сюда переносится несколько слов, говоренных в другие дни: по предметам своим они оказались очень нужными в данном собрании. По этой же причине из дней Страстной седмицы помещаются слова только на вторник, среду и четверток, ибо почти везде говеющие бывают только в эти дни сей седмицы. Последнее замечание сочтено нужным сделать ради тех, кому может показаться странным, отчего на Страстную седмицу так мало здесь слов. Страстная седмица имеет свой неисчерпаемый предмет и требует отдельного состава содержания. Святитель Феофан Затворник 18 мая 2009 г. Рейтинг: 3.4 Голосов: 81 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30430.html

Разделы портала «Азбука веры» Псалмы являются основой, фундаментом всего православного богослужения . Почему? Дело в том, что «богатство их содержания, – как пишет митрополит Вениамин (Федченков) , – было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души: здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, …и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу , и обличение грешников и т.д. и т.д. Псалмы читаются иногда по одному, иногда целой группой: по два, по три, по шесть. В определенные моменты богослужения читаются целые кафизмы. Некоторые псалмы принято петь на богослужении, иногда антифонно (один стих поется одним клиросом, другой – другим, поочередно). Отдельные стихи из псалмов также используются во многих местах богослужения (как запевы к стихирам, прокимны и др.). Сейчас псалмы на богослужении читаются, а раньше они исполнялись несколько более певуче – это было не пение, но особая манера чтения нараспев. Устав чтения Псалтири на православном богослужении. На Утрене по две кафизмы       Период:       Примечание: В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1й антифон 1й кафизмы («Блажен муж»).   Суббота Воскресенье Пнд Вт Ср Чт Пт Утреня Вечерня На Утрене по три кафизмы       Период:       Примечание: В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1й антифон 1й кафизмы («Блажен муж»). На Утрене читается 2 кафизмы, а третья рядовая – на Вечерне, вместо 18й.   Суббота Воскресенье Пнд Вт Ср Чт Пт Утреня 10,11,12 13,14,15 Вечерня В период Великого Поста       Примечание: Если на воскресной Утрене поется полиелей, то чтение 17й кафизмы отменяется, читаются только 2я и 3я.     Сб Вс  Пн  Вт  Ср  Чт  Пт   1,2,3,4 и 6 седмицы Вел.Поста Утреня 2, 3, 17 10, 11, 12 19, 20, 1 13, 14, 15 1й час 3й час 6й час 9й час Вечерня 5я седмица Вел. Поста Утреня 2, 3, 17 11, 12, 13 20, 1, 2 13, 14, 15 1й час 3й час 6й час 9й час Вечерня 5я седмица Вел. Поста, если в четверг – Благовещение, тогда Великий Канон читается во вторник Утреня 2, 3, 17 19, 20, 1 13, 14, 15 1й час 3й час 6й час 9й час Вечерня Страстная седмица Утреня 9, 10, 11 14, 15, 16 1й час 3й час 6й час 9й час Вечерня Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/psaltir-v-bogosluzhenii

Там же. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 5, Богородичен. 615 Там же. Седмица 3–я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 616 Там же. Седмица 5–я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 4, Богородичен. — Ред. 618 Там же. Канон великий. Песнь 8, Богородичен. — Ред. 619 Там же. Канон великий. Песнь 1, Богородичен. — Ред. 620 Там же. Канон великий. Песнь 6, Богородичен. — Ред. 621 Там же. Седмица 3–я Великого поста. Среда. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 622 Там же. Седмица 4–я Великого поста. Суббота. Утреня. Четверо–песнец 2. Песнь 7, Богородичен. 623 Там же. Седмица 6–я Великого поста, ваий. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 624 Там же. Седмица 4-я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 9, Богородичен. 625 Там же. Сырная седмица. Среда. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 626 Там же. Седмица 2–я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 5. 628 Там же. Седмица 5–я Великого поста. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Ирмос 9–й песни. 629 Там же. Седмица 6–я Великого поста, ваий. Четверток. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 4, Богородичен. 630 Там же. Седмица сырная. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Ирмос 9–й песни. 631 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 257. 632 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 133, 206. 633 Добротолюбие. Т. 4. С. 15–16. 634 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 155. 635 Аверинцев С. С, Сыркин А. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII — первой половине IX века. С. 89. 636 Нестеровский Е. Литургика… Ч. 1. С. 41, примеч. М. И. В оригинале выделение сделано курсивом. — Ред. 637 Голубцов А. П. Из чтений… Ч. 2. Литургика. С. 235. 638 Там же. 639 См.: Алексий (Симанский), патриарх. Речь в Московской Духовной Академии о церковном пении 18 апреля 1948 года//Слова, речи, послания… Т. 1. С. 247. 640 Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280– 306; 1986. Сб. 27. С. 81–106. 642

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб. Основные из них следующие. Первая седмица. Чтение покаянного канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо – это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия – восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе. Вторая седмица. В субботу поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия – поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию. Третья седмица. В субботу поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной .Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение “ Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим ”. Крест остается в центре храма всю неделю. Четвертая седмица, Крестопоклонная. Эта седмица более строгого поста, чем 2-я и 3-я. В среду – преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой , посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника , игумена и строгого аскета. Пятая седмица. В среду вечером “ Мариино стояние ”. Служба посвящена преподобной Марии Египетской 96 . На этой службе полностью читается канон Андрея Критского . Ради этого литургия Преждеосвященных Даров совершается в четверг. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы . Накануне за вечерним богослужением читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

586 Триодь Постная. Седмица 3-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 1, Троичен. 590 Там же. Седмица 1-я Великого поста. Понедельник, Вторник, Среда, Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 9, Троичен. – Ред. 591 Так оканчивается Великий канон в Понедельник, Вторник и Среду 1-й седмицы Великого поста. В Четверток 1-й седмицы тропарь преподобному Андрею предшествует Троичну и Богородичну. Песнь 9-я Великого канона Четвертка 5-й седмицы имеет иной Троичен, несколько отличающийся от Троична, читаемого на 1-й седмице: Троице Единосущная, Единице Триипостасная, Тя воспеваем, Отца славяще, Сына величающе, и Духу покланяющеся, единому естеству воистинну Богу, жизни же, и живущему царству безконечному. – Ред. 602 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 6, Троичен. – Ред. 605 Триодь Постная. Неделя мясопустная. Утреня. Канон. Песнь 9, Троичен. См. также 9-е песни трипеснцев понедельника и четвертка 2-й, четвертка 3-й, пятка 5-й и четвертка 6-й седмиц. 615 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 4, Богородичен. – Ред. 616 Иначе: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница, плоть Еммануилева, внутрь во чреве Твоем исткася. Червленица – здесь: пурпуровая раковина; морской моллюск, из которого получали багряную краску; багряница – здесь: одежда пурпурового цвета, порфира. Ср.: Радуйся, Червленице, багряницу Божественную омочившая от кровей Твоих (Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 4, тропарь 3). Образ восходит к толкованию преподобного Иоанна Дамаскина на Песнь песней (7, 6). 622 Там же. Седмица 6-я Великого поста, ваий. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 626 Заканчивая разбор трудов Преподобного в Постной Триоди, отметим мнение профессора И. А. Карабинова, который, обнаружив в рукописи, кроме печатных трипеснцев преподобного Феодора Студита , трипеснцы для Страстной седмицы, каноны (полные) для Пасхальной седмицы, стихиры Великого Понедельника и другие песнопения, приписывает их также преподобному Феодору ( Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 127–128). По изучении рукописей, И. А. Карабинов допускает также, что трипеснцы, надписанные в Триоди именем ИОСИФА, принадлежат не брату преподобного Феодора, а преподобному Иосифу Песнописцу (там же, с. 135). Ср. нашу статью «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» в этой книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Последования богослужений предшествующих праздников и времен церковных размещены в Триоди постной, а последующих – в Триоди цветной. Выше было указано, какие из Двунадесятых праздников являются подвижными, а какие неподвижными. Здесь к списку подвижных праздников будут добавлены времена церковные, которые входят в Пасхальный цикл. Триодь постная Подготовительные к Великому посту Недели и седмицы 23 1 . Неделя (без предшествующей ей седмицы) мытаря и фарисея. 2 . Неделя о блудном сыне и предшествующая ей седмица. 3 . Суббота мясопустная, родительская (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем) мясопустной, масленицей) и предшествующая ей седмица. 4 . Неделя о Страшном Суде (мясопустная). 5 . Седмица сырная (масленица). 7 . Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Великий пост (Святая Четыредесятница) 1 . Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. 2 . Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы , архиепископа Солунского. 3 . Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. 4 . Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника . 5 . Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 6 . Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря (суббота 6-й седмицы Великого поста). 7 . Неделя 6-я Великого поста. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. 8 . Страстная седмица: а) Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери; б) Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. в) Великая Суббота. Сошествие Христа во ад. Триодь цветная 1 . Светлое Христово Воскресение – Пасха. 2. Светлая седмица. 3 . Неделя 2-я по Пасхе (Аятипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы. 4 . Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе). 5 . Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. 6 . Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. 7 . Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. 8 . Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. 9 . Вознесение Господне (40-й день по Пасхе). 10 . Неделя 7-я по Пасхе, святых Отцев I Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Седмица и Неделя сыропустные Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии – масляной, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища – молоко, сыр, масло и яйца, а в саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной (сырной) пищи. Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха. Песнопениями сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу Святого поста и заботится, чтобы мы положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение». Своим богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния», «предпразднство воздержания», седмица «предочистительная». В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33). Уставные особенности сырной седмицы 1. В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь приглашает нас к воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. 2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди. 3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии, по Уставу, не бывает, за исключением тех случаев, когда с этими днями совпадает Сретение Господне или храмовой праздник. В сырные среду и пятницу совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями. Во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни, то есть без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паримий. Как обычно после «Сподоби Господи...» – ектения: «Исполним молитву...». Но по «Ныне отпущаеши...», как и в Великом посту, полагается пение (постовым распевом) тропарей: «Богородице Дево, радуйся...», «Слава»: «Крестителю Христов...», «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли...» с тремя земными поклонами. Далее – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Вместо сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже...» читается «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Сый благословен…» и читается молитва «Небесный Царю...», после которой священник произносит молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». (Далее – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и прочее, и бывает отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

В среду и пятницу Сырной седмицы не положено совершать Литургию. Кроме того, Сырная седмица является сплошной – пост среды и пятницы отменяется. Но церковный Устав предписывает во все эти дни воздерживаться от мясной пищи. Уставные указания о воздержании в дни Великого поста Чинопоследования Великого поста существенным образом отличаются от состава богослужений во все остальные дни церковного года. Службы становятся очень продолжительными, поскольку обычный состав утренних и вечерних служб дополняется специальными постовыми чинопоследованиями. Все великопостные чинопоследования содержатся в богослужебной книге, называемой Триодь 9 . Святая Четыредесятница состоит из шести седмиц. Лазарева суббота, Вербное воскресенье и Страстная седмица стоят особо и в ее состав не входят. По строгости воздержания седмицы Великого поста отличаются друг от друга. Самыми строгими являются первая и Страстная, в некоторые дни которых положено полное воздержание от пищи. Уставные указания о воздержании в пище Великим постом («о велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити») содержатся в 32-й главе Типикона. 1 . В понедельник и вторник первой седмицы Великого поста вкушение пищи не положено. Первый прием пищи (хлеб «тепл», вареные овощи, теплая вода с медом, т. е. вареная растительная пища без масла) полагается в среду после совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Для тех, кто не в состоянии выдержать такие предписания, и для престарелых Устав разрешает перенести первый прием пищи (хлеб и квас) на вторник, после вечерни. 2 . В остальные седмицы Святой Четыредесятницы с понедельника по пятницу положен однократный прием растительной пищи без масла: вечером. 3 . В субботы и воскресенья Великого поста положен двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. 4 . Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если этот день будет прежде Лазаревой субботы) разрешается растительное масло и вино. 5 . В сам день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную Седмицу) и в Вербное Воскресенье полагается рыба.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Не могущие же сохранити дву дней первых, ядят хлеб, и квас, по вечерни, во вторник. Подобне же и старии творят». «Святыя же горы Типик в первый убо день отнюдь не повелевает ясти; во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом». «В субботы же и недели разрешаем на елей точию и вино». В прочих же седмицах, кроме суббот и недель, «постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение». «Во святая же горы Типице» разрешается вино и елей: 24-го февраля, 9-го марта, в Крестопоклонную среду, в день чтения великого канона, в пяток 5-й седм. и в Великий четверток. «Рыбы же во всю ев. Четыредесятницу никако же дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресвятая Богородицы и недели Цветоносия». В субботу Лазаря дозволяется вкушать икру, но не рыбу. 266 Вообще, по Уставу, пост, во 1-х, не есть безразличное употребление постной нищи, а известных предписанных родов ее; во 2-х, он есть невкушение пищи ранее положенного времени и более определенного числа раз. (О различии предписаний о пище в Студийском и Иерусалимском уставах см. Д. Вед. 1901, 8). Первая седмица. Первая седмица св. Чвтыредесятницы есть «дней начаток святых постов». Св. Церковь в эту седмицу, приглашая «своих чад начать «всечестное воздержание», поработать «Господеви со страхом», поститься «постом приятным, благоугодным Господеви», поститься не «телесне» только, но и «духовне», – раскрывает и значение «всечестнаго поста». «Прииде, – воспевает св. Церковь в своих песнопениях, – пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков»: «Моисей бо тем прославися, и закон в письмени на скрижалех прият», «Илия постився, небеса заключи», «пост отроки из пещи» избавил «и пророка Даниила от львов снеди»; и мы «твердое оружие поста имуще яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим, не опалимся сладости страстей, ни огня искушений убоимся», «погасим плотския страсти пламенеющия», «чисти явимся чистому, и единому от всех ищущему чистоты, Спасу душ наших»; «светли бывше божественными добродетельми, светозарная Спасова верою узрим страдания», и «приемлем от Христа Бога велию милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010