Такого решения нельзя не приветствовать. Придет ли он еще раз ко мне для личной беседы, не знаю; впечатление же от его личности остается у меня весьма неопределенным. Словом, надо поскорее уезжать, чтобы не дразнить гусей. К сожалению, стало весьма холодать, и поездка будет не из легких и приятных, а главное... очень дорогою. И чего доброго, не успеешь доехать до избранного места, как прикажут отправляться в другое. М. Е. 665 и о. Евл[ампий] земно Вам кланяются с обычной просьбой. Простите, благословите и помолитесь о любящем Вас М[итрополите] К[ирилле]. P. S. Приветствую добрую Марию Ивановну 666 с детками. Пусть передаст мой привет и благословение доброму о. Иосифу. Д. 62. Лист без номера. Ксерокопия с подлинника. Автограф. Опубл.: После туруханской ссылки (письма свяшенномученика митрополита Кирилла Казанского к свяшенноисповеднику епископу Афанасию Ковровскому)/Вступ. ст., публ., коммент. О. В. Косик//Богословский сборник. Вып. 8. М., 2001. С. 360–364. В настоящем сборнике уточнено прочтение текста письма. 628 Едемский-Своеземцев Евлампий Иванович (1893–1951), священник (впоследствии архиман­дрит Спиридон). Родился в д. АганьиноТотемского уезда Вологодской губ. В 1921 г. рукоположен во иерея. Служил в Курской и Ярославской епархиях. В 1922 г. арестован. Сослан в Зырянский край на 3 года. В ссылке познакомился с митрополитом Кириллом (Смирновым) и епископом Афанасием (Сахаровым) . В 1926 г. освобожден. В 1927 г. вновь арестован. С 1927 по 1930 г. в ссылке. В 1931 г. арестован. С апреля 1932 по сентябрь 1933 г. в Белбалтлаге. Освободившись из заключения, поехал к митрополиту Кириллу, который к этому времени возвращался из места ссылки. Встретившись с митрополитом в Красноярске в октябре 1933 г., о. Евлампий прожил у него около двух месяцев. В 1943 г. арестован, отправлен в Сиблаг. После освобождения принял монашеский постриг (1948 г.) и принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. Возведен в сан архимандрита. В 1951 г. служил в Чебоксарах, настоятель кафедрального собора, секретарь Епар­хиального управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

989 Марьинская –точнее, Мариинская больница в Петербурге (Литейный пр., д. 56), основанная в 2 июля 1803 г. по решению имп. Марии Феодоровны. 990 В последующем «лирическом» отступлении от основной темы (формулирования «скучных» орфографических правил) – вся Сковронская, с ее непредсказуемостью, капризами и, вместе с тем, начитанностью, стремлением щегольнуть своими «передовыми» взглядами и бойкостью пера. 991 Литтература – такое правописание этого и других иноязычных слов, сохраняющее этимологическую «память» (ср. лат. litteratura), последовательно отстаивал в своем издании и Гиляров. 992 Провал ее возьми! – Провались она! Выражение встречается, например, в комедии Я. Б. Княжнина «Скупой» (ок. 1782). См.: Княжнин Я. Б. Комедии и комические оперы/Сост., вступ. ст., коммент. А. Ю. Веселовой и Н. А. Гуськова. СПб.: Гиперион, 2003. С. 348. (Рос. драматич. б-ка; III). 995 Холодныя – устаревшая форма множественного числа женского рода (по сочетанию со словом ночь). 996 Пункты 11–13 приписаны позднее, причем другими чернилами; пункт 11 более мелким почерком, 12 – более крупным. 1 Составлен его почитателем – экономистом, прозаиком и публицистом консервативного направления С. Ф. Шараповым. 997 Метранпаж (от фр. metteur en pages – верстающий в страницы) – старший наборщик или руководитель группы наборщиков в типографии, верстающий полосы (страницы) набора или контролирующий эту операцию; устаревшее название верстальщика. 1005 Павел Александрович Лебедев – заведующий редакцией «Современных известий» в первой половине 1870-х гг. 1006 Речь идет о книгах, печатавшихся в типографии «Современных известий», по заказу частных клиентов либо самого Гилярова. 1007 Эти правовые нормы связаны с ограждением авторского права, впервые в России юридически зафиксированного в Уставе цензурном, изданном 22 апреля 1828 г. См.: Табашников И. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность. СПб., 1878. С. 345. 1008 Ниже в столбик – подписи корректоров, ознакомленных с «предуведомлением»:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

331 Сокольский ошибочно называет князя Оболенского: квартиру предоставил второй секретарь русского посольства князь С. Урусов. 332 Речь идет о рецензии А. Затаевича в газете «Варшавский дневник» (от 26 апреля) на концерт Синодального хора в Варшаве 24 апреля 1911 года 334 Как рассказывал участник этой поездки К. М. Лазарев, он вместе с двумя другими мальчиками, воспользовавшись предоставленной свободой, залез в папский сад за апельсинами. Им пришлось долго ползти к деревьям, и вдруг они увидели папу Пия X, который медленно шел по дорожке. Ребята спрятались и благополучно выбрались из сада. 336 В отчете Гладкого исключительная полезность Н. Сокольского была подтверждена в таких выражениях: «...Нельзя не отметить выдающееся трогательное отношение к ним [мальчикам. – С ост.] воспитателя Н. Н. Сокольского, положительно никогда не расстававшегося с хором. Скромный, справедливый и вместе с тем требовательный к ним, он всегда был примером исполнительности и порядка» (с. 28). 338 В. В. Барятинский, о котором идет речь, не занимал указанного поста в Риме. Известный театральный деятель С. М. Волконский, вспоминая своего друга В. Барятинского, писал: «Квартира Барятинских была одна из красивейших в Риме. Высокая гостиная со сводами («В высокой галерее портретов длинный ряд»). Как хорошо у них звучала музыка. В год, когда была художественная выставка в Риме, Виктор Барятинский пригласил к себе московских синодальных певчих, певших тогда в больших концертах Римской филармонии. Они имели тогда огромный успех; я не помню ни в одном другом концерте, чтобы от конца одного номера до начала другого не смолкали рукоплескания. У Барятинских в большой галерее это было еще красивее и, конечно, приятнее, чем в концертном зале». (Волконский С. Мои воспоминания. [Кн. 1.] Лавры. Странствия. Мюнхен, 1923, с. 345.). 340 Газета «Русское слово» в лице своего корреспондента М. Первухина освещала пребывание Синодального хора за границей. Читать далее Источник: Русская духовная музыка в документах и материалах : Сборник/Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки, Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Языки рус. культуры, 1998-. (Язык. Семиотика. Культура)./Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма/Сост., вступ. ст. и коммент. С.Г. Зверева и др. - 1998. - 682 с., л. ил., портр., факс.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каяй же ся в глубоком смирении и сокрушении сердца покланяется трижды до земли и яко мытарь бия перси своя со слезами в болезни сердца глаголет: Боже , милостив буди мне грешному. И став со всяким благоговением и страхом Божиим долу оце яко осужденник преклонь и никакоже в высоте, ниже на иерея зря, знаменает себя крестным знамением, единощи глаголя: во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. И согнув руце к персям, глаголет к иерею: Благослови отче святый и помолися о мне грешном. И абие пад на землю, с умилением и слезами, в согбенном сердце, прилежно послушает молитвы от иерея. Скончав же молитвы воздвизает иерей кающагося от земли глаголя: Востани спяй и воскресни от мертвых и просветит тя Христос. Каяй же ся встав и якоже осужденник стоя и помышляя себе оному страшному престолу и судищу Божию предстати со страхом и трепетом, оце долу и руце к персем согбенне, аки связанне имый, болезненным и сокрушенным сердцем, в глубоцем смирении, аще же мощно и со слезами, и усердием совершенным, и твердым предложением, еже по исповедании сем ктому не возвратитися ко грехом, но благодатию Христовою утвержден, уклонитися от зла и творити благое». 7 Так люди простые очень часто обвиняют себя во внешних грехах, например, я во время работы бранился, клялся, говорил: забыл меня Бог, или почему смерть долго не приходит ко мне? Неопытные священники по окончании исповеди говорят таким грешникам: ты не должен говорить сего, в наказание положи восемьнадцать или двадцать поклонов. Но такая епитимия не исцелит душевной язвы: ибо ясно, что а) кающийся не смотрит на источник слов своих, который находится в сердце; б) он не знает как заградить сей источник; в) не знает истинного духа христианства. Итак священник должен узнать начало сих внешних грехов и узнав – против него предложить врачевство, которое и будет епитимия. Здесь кстати заметить, что неопытные духовники большею частию налагают такую епитимию, которая служит только наказанием, а не врачевством для кающегося; но епитимия должна быть не столько наказанием, сколько врачевством против греха. 8 Есть предание, что сии вопросы составлены блаженной памяти Митрополитом Ионою для одного из духовников Александро-Невской Лавры. 11 Рекомендуем священникам для помощи к испытанию своей совести в Руководстве для сельских пастырей 1860 г. „Вопросы иерейской совести». том. 1, стр. 195, 311; том. 2, стр. 1, 62 Читать далее Источник: Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства покаяния : В 2 ч./Архиеп. Платон (Фивейский) ; [Вступ. ст. М.Б. Данилушкина]. - Изд. 4-е [Репр.]. - СПб. : Воскресение, 2004. - V, 224, 217, IV, IV с., л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

663 См.: Krumbacher. Geschichte Byzant. Liter. S. 29; et. Bysantin. Zeitschr. I, 6, 9, 185. К вышеуказанному нужно ещё прибавить, что в непродолжительном времени, по достоверным слухам, будет открыт в Константинополе русский Археологический институт, устав которого уже выработан. Руководство института, по тем же слухам, будет вручено проф. Ф.И.Успенскому, известному знатоку византийской науки. Заниматься наукой в нём будут как стипендиаты университетов, так и Духовных академий. Поистине отрадно! 664 Труды Финлея изданы после его смерти Tozer’oм под общим заглавием «А history of Grece from its conquest by the Romans to the present time». 7 vol. Oxford, 1877. 674 Ср.: Успенский Ф.И. Зап. Новоросс. унив. Т. 16. С. 1–3. – Более подробно о значении Византии для русской истории см. в речи Н.Г.Попова «Об изучении византийской истории» (Богословский Вестник. 1893. Сентябрь. С. 338–351). – В указанном отношении открытие самостоятельной кафедры по византийской истории при Академиях, откуда выходят преподаватели средних духовно-учебных заведений, было бы делом весьма полезным и желательным. Существуют же кафедры по древней гражданской истории и по истории западных исповеданий, тем естественнее учредить кафедру по истории того государства, при содействии которого православное исповедание закреплено было в твёрдые, неизменные формулы и которому мы обязаны верой, начатками просвещения и гражданственности. 675 Для более раннего времени см.: Успенский Ф.И. Вступ. лекции//Зап. Новоросс. ун-та. Т. 16. С. 6 и сл. 676 Jahrbücher für Fräncisch. Reiches unter Karl d. Grossen von Abel. I, 885; cf.: 569. Leipzig, 1888. 688 По известию историка V в. Олимпиодора. См.: «Византийская история» в переводе Г.С.Дестуниса. СПб., 1861. С. 204. Читать далее Источник: Отношение пророков к обрядовому закону Моисея : Св. Иустин и синоптические Евангелия : Исследования по истории древней Церкви : (научное издание)/А.А. Спасский. - СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2006. - 352 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»). ISBN 5-89740-149-7. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Все это явления малого масштаба в современной титанической борьбе, но они важны, как симптомы начавшегося социального возрождения в христианстве. В православной России не было и нет серьезных организаций и движений социального христианства. Но зато она может указать целый ряд очень значительных явлений в области религиозной мысли. Уже философия славянофилов, первых самобытных русских православных мыслителей, была окрашена социально. В русской общине и в народном самодержавии они утопически искали средств для осуществления социальной правды. В конце XIX века Н. Федоров был тем православным мыслителем, весьма своеобразным и глубоким, для которого социальный вопрос, в смысле практического его решения, стоял в центре исканий и умозрений. В XX веке мы имеем целую школу православной философии, отчасти вышедшую из марксизма, многие представители которой, как С. Н. Булгаков и Н. А. Бердяев пытались отнять у Маркса и вернуть Христу несправедливо отнятое социальное достояние Церкви. Сейчас в коммунистической России, как и везде, социальное Евангелие Христа борется с черным богословием Маркса. От исхода этой борьбы зависят судьбы мира. Ибо, несмотря на видимое бессилие христианства в потоке событий, только в нем заключены те моральные силы, которые способны строить, а не разрушать, и строить не тюрьму, а свободное общение личностей. Вне христианства война классов, война народов, и в перспективе, если удастся избежать кровавого крушения всей культуры, – небывалая тирания «социального» государства. В христианстве еще неясны очертания того строя, который должен сменить вырождающийся и хаотический капитализм. Неважно, будет ли он носить имя социалистического или нет. Важно, чтобы он, сохраняя свободу человека, был шагом вперед к достижению, быть может, вполне недостижимого на земле идеала братства, героическая мечта о котором не умирает в христианстве со дней первой церкви в Иерусалиме. Читать далее Источник: Собрание сочинений : в 12 томах/Г.П. Федотов ; [сост., примеч., вступ. ст.: С.С. Бычков]. - Москва : Мартис : SAM end SAM, 1996-./Т. 4: Статьи 30-х годов. - 2012. - 479 с./Социальное значение христианства. 289-322 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

348 Латинские сестры милосердия возбуждают у нас какое-то соревнование и желание иметь нечто подобное. Но не должно забывать, что они имеют значение своего рода и успех потому только, что являются везде передовым отрядом иезуитов, которые в свою очередь вызваны существованием папы с мирским властолюбием. Одним словом, общины сестер милосердия существуют не отдельно и разрозненно, но составляют необходимый член в целой системе и организации, основанной на мирском властолюбии представителей церкви. У нас невозможно подобное смешение духовного с мирским, невозможен папа, невозможны иезуиты. Возможно ли после того заводить у нас по примеру Рима эти общины, когда у нас нет, не может и не должно быть того, чем они там вызваны и держатся? Не отрицаем возможности учредить у нас общин благотворительных, проникнутых любовью ко Христу и к ближним. Но вопрос о том, в какое время, каким образом и какими средствами это может осуществиться, требует особенно внимательного рассмотрения. Одно несомненно, что для учреждения такой общины требовалось бы духовное лицо, которое, одушевленное любовью и самоотверженьем, увлекало и собирало бы других не словом, а примером. Следовательно, невозможно это делать по заказу, так же как нельзя в этом руководствоваться примером иноверцев. – Примеч. К. К. Зедергольма. 349 В записке г. Жемчужникова есть много справедливого и дельного и еше более ошибочного и мечтательного. Первое происходит от его благочестивого и бойкого ума и от бесед с людьми, хорошо понимающими дела Востока, а второе – от того, что, подобно многим из наших соотечественников, приступая к рассуждению о России и Православии, он не освободился от западных мыслей и иностранных слов, из-за которых он непрестанно видит небывалые призраки, искажающие или вовсе затемняющие настоящее дело. – Примеч. К. К. Зедергольма. Читать далее Источник: Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859)/[Сост. и вступ. ст. Г.В. Бежанидзе] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 382 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

356 Заметь, что символизируют кони, белые, вороные, рыжие и пегие. А что такое неподобное подобие, мы вполне разъяснили выше, во второй главе этой книги. 357 Артикль следует отнести к слову «способность», а остальное – между ними (Это означает, что в оригинале следующие за артиклем слова, предшествующие слову «способность», – в переводе они следуют за ним – к этому слову относятся). 361 Связанным со страстями он называет человеческое наслаждение как зависящее от свойственной телу легко изменчивой страстности. 362 Понятие «беззаботности» применяется к тем, кто не хочет трудиться и предпочитает жить иначе. Обозначает же это слово легкость и нетрудность; а здесь оно указывает на блаженство, отсутствие страданий и безмятежность. Иначе: беззаботностью он называет простоту и душевную легкость при отдыхе и отсутствии страданий. Аналогично понимай и применительно к ангелам. 363 «Блаженством» он сказал, взяв как бы из свойственного нам; указывает же это на постоянное благополучие и состояние безмятежности. 364 Этого не помыслить иначе, как удостоившись такого совершенства, каковое должно, значит, быть у таких мужей, как говорит этот святой иерей, – чтобы сподобляться божественных осияний в разумении сущего и в чистом устремлении к Богу. Ведь от таковых осияний обоживаемому уму становится, наконец, свойственной ангельская радость и ангельская безмятежность, благодаря которым ум пребывает, наконец, в беззаботности, словно обретя более легкий жребий; испытывая блаженство по причине спасения спасающихся, Богу, сколь возможно, он подражает, желающему, чтобы все люди спаслись, насладившись Божьих боготворных, то есть делающих богами и совершенствующих посещений. 365 [И заметь,] что несведущему следует не краснеть оттого, что он чего–то не знает, но признаваться в неведении того, чего не уразумел. Читать далее Источник: Сочинения/Дионисий Ареопагит; Толкования Максима Исповедника; [Пер. с греч. и вступ. ст. Г.М. Прохорова]. - СПб. : Алетейя, Изд. Олега Абышко, 2002. - 854 с. (Византийская библиотека. Источники). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010