О молящийся, помни, что к Богу подносишь ты приношение. Да не смутится Приносящий молитвы 279 приношением, на котором есть порок. Ведь ты молишься, чтобы тебе было оставлено, обещая, что ты оставишь 280 . Прежде подумай своим умом – оставишь ли ты – а затем обещай: «Я оставлю». Не обманывай Бога 281 , говоря: «Я оставляю», – если не оставляешь. Ибо Бог не человек, подобный тебе, чтобы мог ты солгать Ему 282 . Если согрешит человек против человека, то он молит Господа; если же он согрешит против Бога, то кого ему молить? 283 Да не станешь ты виновен через свою молитву. Слушай, что еще сказал наш Спаситель: Если ты, принося дар, вспомнишь, что имеешь нечто против брата своего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 284 . И если ты вспомнишь, молясь, что ты имеешь некий гнев 285 , то поразмысли своим умом о том, что твоя молитва останется перед жертвенни- —63— ком, и не захочет Приносящий молитвы 286 взять ее с земли. Ибо он проверяет 287 твою жертву: имеется ли на ней порок, – и если она чиста, то он поднимает ее к Богу. Итак, если Возносящий молитвы 288 найдет в твоей молитве [слова] – «оставь мне, и я оставлю» – то так он скажет молящемуся: «Прежде прости своему должнику, и затем я подниму твое [прошение] к твоему Заимодавцу. Оставь сто динариев 289 по своей бедности, а твой Заимодавец по Своему величию оставит тебе мириад, не принимая в расчет проценты и прибыль». Если ты пожелаешь простить 290 , то тогда Приносящий молитвы возьмет твой дар и поднимет его с собой. Но если ты не простишь, то так он скажет тебе: «Нечистый дар ко святому престолу я не принесу, но ты сам пойдешь туда, чтобы отдать по счету своему Заимодавцу, и также жертву свою ты с собой принесешь Ему». А он оставит твою жертву и уйдет. Послушай же, что сказал пророк: Проклят тот, кто имеет в своем стаде самца неиспорченного, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденного 291 . Ибо [выше] сказал он: Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? 292 Посему ты должен простить своему должнику до молитвы, и [только] затем молиться. И когда ты помолишься, то поднимется твоя молитва ввысь к Богу и не останется на земле. 14 . [Бог] сказал через пророка: Вот покой Мой – дайте покой утружденным 293 . Итак сотвори, человек, покой Божий, и не будет у тебя необходимости [говорить]: «Оставь мне». Дай покой утружденному, посети больных, позаботься о бедных – это и есть молитва 294 . Я разъясню тебе, возлюбленный мой, что вся- —65— кий раз, когда человек творит покой Божий – это и есть не что иное, как молитва . Ибо так написано: когда прелюбодействовал Зимри с мадианитянкой, увидел его Финеес, сын Елеазара, и, войдя в спальню, убил их обоих 295 . И это убийство вменилось ему в молитву. Ибо так сказал о нем Давид: Восстал Финеес, помолился, – и это вменено ему в праведность в роды и роды во веки 296 . И поскольку он убил их ради Бога, это вменено ему в молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А также Он сказал через пророка: Вселюсь в них и буду ходить в них 261 . [Именно] в этом смысле следует тебе понимать слово, сказанное нашим Жизнодавцем. 12 . Теперь я покажу тебе, возлюбленный мой, что с каждым нашим праведным отцом, возносившем молитвы, пребывал Бог . Так, когда Моисей молился один на горе, был с ним Бог 262 . И хотя [Моисей] был один, он был услышан 263 . Прекрасно услышана была его молитва , и она успокоила гнев Божий. —61— И хотя Илия был один на горе Кармил, молитва его являла дивные чудеса 264 . Ибо молитва его заключила небеса 265 И развязала оковы [небес] 266 . Его молитва похитила из рук смерти И вызволила из Ада 267 . Его молитва искоренила нечистоту в Израиле И трижды низвела огнь: один раз на жертвенник 268 и два – на вельмож 269 . Огонь отомстил за него, когда сошел по его молитве. Помолился [Илия], упав на колени, и в тот же момент был услышан, а четыреста пятьдесят вопивших громким голосом не были услышаны, потому что призывали они имя Ваала 270 . Илия же, будучи один, был прекрасно услышан. Так же и Иона пророк, помолившись из Ада преисподнего, был услышан 271 . Хотя 272 и был он один, он был тотчас услышан и получил ответ. И так же Елисей, помолившись, извел из Ада [сына сонамитянки] 273 . Он был избавлен от рук злодеев, обступивших его. Хотя и казалось, что он был один, но на самом деле многочисленное войско окружало его, ибо он сказал своему ученику: Тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними 274 . И хотя были они в одиночестве, но не были они одни. Итак, благодаря моему пояснению ты можешь [теперь] понять слово нашего Господа, Который сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них 275 . 13 . Как уже я объяснил тебе выше, всякий раз, когда ты будешь молиться, направь свое сердце ввысь, а глаза – вниз. Вой- —62— ди в своего внутреннего человека и помолись тайно Отцу твоему Небесному. Всё это я написал тебе о молитве – если чиста, то будет услышана, а если не чиста, то не будет 276 – из-за того, что находятся среди нас такие, кто умножают моления, продлевают прошения, кладут поклоны и простирают свои руки 277 , но далеки они от дел молитвы, хотя и молятся той молитвой, которую преподал наш Жизнодавец: Прости нам долги наши, и мы также простим должникам нашим 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17 . [Теперь] я покажу тебе, что в разные времена бывает различная молитва . Существует [молитва] прошения, благодарения и славословия 303 . Прошением испрашивает человек снисхождения ко своим грехам. Благодарением ты благодаришь Отца твоего Небесного. Славословием же ты прославляешь [Бога] за Его дела. В то время, когда ты скорбишь – принеси прошение. Ког- —66— да ты получил помощь от Его благости – благодари Подателя. Когда же душа исполнена радости – принеси славословие. Все молитвы, которые ты совершаешь перед Богом, ты должен соотносить с обстоятельствами. Посмотри, что даже Давид всегда так говорил: Я встал возблагодарить Тебя за суды Твои, Праведный 304 . А также в другом псалме он говорит: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних 305 . Еще он сказал: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих 306 . Не одним видом [молитвы] он молился, но в зависимости от обстоятельств [использовал тот или иной вид]. 18 . Я уверен, возлюбленный мой, в том, что всё, о чем люди будут усердно просить у Бога, Он подаст им. А [молитва] того, кто принесет ее с притворством, не будет Ему приятна, как на-писано: Вот что нужно молящемуся, приносящему молитву: рассмотреть тщательно свою жертву: не обнаружится ли на ней порок, и [лишь] потом принести ее, чтобы не осталась твоя жертва на земле 307 . И что же есть жертва, если не молитва , как выше я написал тебе. Вот, Давид говорит: Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои 308 . Несомненно, что чистая молитва превосходнее любых жертв. Поэтому, возлюбленный мой, будь усерден в молитве, говорящей за тебя с Богом. Написано пророком Исаией: когда он объявил сынам Израиля их грехи, то назвал их князьями Содомскими, а не сынами, которых воспитал и возвысил [Бог], ибо они променяли свою славу на бесчестие. Сначала Исаия говорит о них: Я воспитал и возвысил сыновей 309 . А затем он говорит: Князья Содомские и народ Гоморрский 310 . И поскольку они не послуша- —67— лись голоса пророка, который сказал о них: Земля их опустошена; города их сожжены огнем 311 , – он назвал их князьями Содомскими и народом Гоморрским. Тогда они решили принести свои жертвы, чтобы получить прощение. Но жертвы их не были приняты, потому что нечестие их было столь велико, как и [нечестие] дома священника Илия, ибо [Бог] сказал в Писании: Вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Будь внимателен, возлюбленный мой, когда представится тебе по воле Божией сотворить покой, не говори: «Приблизилось время молитвы, помолюсь, а затем совершу». Но пока ты будешь пытаться совершить свою молитву, ты лишишься дела покоя. Ты будешь отсечен от воли и покоя Божия, и из-за своей молитвы станешь повинен во грехе. Но ты сотвори покой Божий, ведь именно он и есть молитва. 15 . Слушай слово, сказанное апостолом: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы 297 . Поразмысли над тем, что я скажу тебе: если, однажды совершая далекий путь, ты захотел бы пить от жары и встретил случайно одного из братьев, говоря ему: «Дай мне в жажде покой от истощения», – а он сказал бы тебе: «Сейчас время молитвы, я помолюсь, и затем приду к тебе», – но прежде чем он, помолившись, пришел бы к тебе, ты бы умер от жажды, то что представляется тебе за лучшее: чтобы он пошел помолиться или чтобы успокоил тебя в истощении? И если бы ты, отправившись в путь зимой, и, попав под дождь, снег и мороз опять пришел в истощение и вдруг встретил бы своего друга, а он, совершая молитву, ответил бы тебе тем же словом, и ты бы умер от мороза, то какая же польза от его молитвы, если он не дал покой изможденному? 298 Вот, Господь наш, предлагая притчу о Судном дне 299 (когда Он произведет разделение и поставит [одних] справа, а [других] слева от Себя), так сказал тем, кто справа от Него: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был болен, и вы посетили меня; был странником, и вы приняли Меня 300 . И подобным образом Он говорит и тем, кто слева от Него. Но так как они не сделали [всего] этого, Он посылает их в муку, а тех, кто справа – в Царство. 16 . Честна молитва и дела ее прекрасны. Молитва принимается, если она ведет к покою. Молитва услышана, если обретается в ней прощение. Молитва возлюбленна, если чиста она от всякого коварства. Молитва сильна, если крепость Божия совершается на ней. Я написал тебе, возлюбленный мой, что исполнение воли Божией и является молитвой, и это представляется мне наилучшим. Но не для того я сказал тебе это, чтобы ты оставил молитву, но напротив, будь предельно усердным в молитве и не унывай, как написано 301 – «сказал Господь наш: Молитесь и не унывайте 302 ». Будь же усерден в бдении, удали от себя сонливость и тяжесть, бодрствуй днем и ночью и не отчаивайся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—47— на Иосифа, затем Саул из сыновей Вениамина, а остаток его погубил Мардохей постом своим. Так как из всех сыновей Исава [именно] Амалик захотел сразиться с сынами Иакова, то была изглажена память его. Посмотри: постом Мардохея и Есфири был низвергнут Аман с высоты своего величия, и погиб остаток амаликитян, а Мардохей, получив славу Амана, стал великим во всём царстве Артаксеркса, Есфирь же – царицей вместо Астинь. 14 . Еще Даниил постился за свой народ, чтобы не был увеличен семидесятилетний [срок пребывания] в Вавилоне. Три седмицы [держал он пост], и [пост его] был принят 150 . В течение двадцатиоднодневного поста Бог [постоянно] внимал ему, и в те самые дни Гавриил стоял, помогая ему, ибо [Гавриил] всегда принимает молитвы. Вместе с Гавриилом 151 помогал [Даниилу] также и Михаил, князь [Израиля] 152 , и они противостояли князю персидскому двадцать один день 153 . И помог [Гавриил и Михаил] Даниилу в посте его. Знай, возлюбленный мой, что именно Гавриил принимает молитвы перед Богом. Ибо когда постился Даниил, то пришел к нему Гавриил с войском своим и сказал ему: Молитва твоя услышана пред Богом, и я пришел по словам твоим 154 . И он ободрил его и сказал ему: Мужайся, муж желаний 155 . И как по молитве [Даниила во время] поста пришел к нему Гавриил, так же и молитву Захарии [Гавриил] принес к Богу. Ибо когда [Гавриил] благовествовал ему о рождении Иоанна, то сказал ему: Услышана молитва твоя перед Богом 156 . И также молитву Марии он принес к Богу. Ибо, благовествуя о рождении Христа, он сказал Ей: Ты обрела благодать у Бога 157 . Чем же обрела Мария благодать, если не Своим постом и молитвой. —48— Ибо Гавриил принимает чистые молитвы и приносит [их] к Богу, а Михаил – князь сыновей Израиля. Он есть тот, о ком [Бог] сказал Моисею: Вот, пойдет пред тобою ангел Мой и он истребит обитателей земли пред тобою 158 . Он тот, кто явился ослице Валаама, когда Валаам ехал, чтобы проклясть Израиль 159 . И еще он явился Иисусу Навину, когда, вытащив меч, он стоял в долине Иерихонской. Иисус же, увидев его, принял за врага, и сказал ему: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Михаил ответил ему: Я вождь воинства Господа, теперь я пришел [сюда] 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но Христос, 36 порицая, говорит: «Что смущаете женщину? ( Мф.26:10 ). Зачем обвиняете человека помимо прежних зол в новых? Достаточно пострадал род женщин. Пусть никто не препятствует их спасению. Пусть никто не порицает омывшую миром ноги, ради нее ступавшие по земле. Ибо нищих имеете с собою ( Мф.26:11 ), примите же и Меня с нищими, потому что ради вас обнищал Я, будучи богатым, дабы вы обогатились Моей нищетой. Вы убиваете Меня и Я не обвиняю, а она готовит Меня к погребению, и вы ропщете? Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению ( Мф.26:12 ). Неужели ты не стыдишься, Иуда, что она, будучи грешницей, почитает Меня миром, а ты, хотя и апостол, глумишься надо Мной продажей. И женщина приготовляет то, что нужно к погребению, а ученик предает на смерть. Я знаю, что эта женщина – грешница, но она подарила Мне то, что имела – источник слез, умилостивляя источником Источник, принося невещественную жертву нестяжательному Учителю. Но ты, несчастный, даже оцениваешь миро, говоря, что оно стоит триста динариев. Однако ты оцениваешь не для того, чтобы похвалить ее великодушие, ведь всё богатство, собранное от злых дел, она потратила на стоимость мира, но для того, чтобы ропотом показать, что ты впал в ужасное зло, когда понес такой убыток. Но не такой уж большой, если ты не —24— выносишь потери трехсот динариев, а продал Меня, Господа, взяв 37 тридцать! Что вы дадите мне, и я вам предам Его ( Мф.26:15 )? Несчастный! Раб продает Владыку. Порядок извратился: Я искупаю тебя от греха Своей Кровью, а ты продаешь Меня за тридцать оболов? И потом, человек продает Бога? Раз он продает – пусть представит: Кто Тот, к Кому прицениваются? За какую же цену купят Бога? И что так дешево совершаешь сделку? Продает кто-нибудь Бога в образе человека за тридцать оболов как раба, как варвара? И раздели: сколько за воплотившегося Бога, и сколько за явившегося человека? Что вы дадите мне? А ты, что ты желаешь получить? Они ведь не могут дать ничего равноценного Богу. Они предложили ему тридцать сребренников ( Мф.26:15 ). Неужели за тридцать оболов продают безмездного Врача, – Врача, дающего глаза слепым, заставляющего хромых бегать? Это говорю, чтобы навести тебя на мысль, поскольку вы смущаете женщину за то, что она Свободного в мертвых еще и прежде смерти почтила как мертвого, за то, что она миром предзнаменовала благодать погребения и воскресения. Но ты получишь в качестве плода предательства веревку, а память о ней, где ни будет проповедано Евангелие ( Мф.26:13 ), пребудет неизгладимой». Сказал Он, и на деле оказалось так, что миро Аарона и Елеазара прекратилось, и рог иссяк, а алавастр ее увеличивается с каждым веком, сохраняя благоухание памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С одним жезлом своим он перешел Иордан 201 , – удивительный образ, предвосхищая, держал он в руке своей, ибо это есть знамение креста Великого Пророка. Поднялся на ноги [и пошел] в землю сынов востока 202 , ибо из нее воссиял свет народам 203 . Он возлег у колодца, над устьем которого был камень, и никто не мог отвалить его 204 . Множество пастухов не могло поднять его и открыть колодец, до тех пор пока не пришел Иаков, и силой сокрытого в его чреслах Пастыря отвалил камень и напоил овец своих. Так же многие пророки приходили, но не могли раскрыть [вод] крещения до тех пор, пока не пришел Великий Пророк: лишь Он смог открыть [воды] и креститься в них. Он воекликнул, говоря Своим сладчайшим голосом: Всякий жаждущий пусть придет ко Мне и пьет 205 . Еще молился Иаков о возвращении от Лавана и был избавлен от рук брата своего Исава. Так с благодарностью молился он, говоря: Я с жезлом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана 206 . О дивный образ нашего Спасителя! Ибо когда пришел наш Спаситель в первый раз, то вышел Жезл из корня Иессея 207 по подобию жезла Иакова. А когда придет Он от Отца Своего во втором пришествии, то вернется к Нему с двумя станами – один от народа, а другой от народов – подобно Иакову, вернувшемуся к отцу своему Исааку с двумя станами. Иаков вернулся со своими одиннадцатью сыновьями 208 , а с нашим Спасителем придут одиннадцать учеников Его, ибо нет с ними Иуды. Когда родился Вениамин, то стало двенадцать сы- —55— новей у Иакова, а когда был избран Толмай 209 , то стало двенадцать учеников у нашего Спасителя. Вот каково действие молитвы Иакова. 7 . Что же скажем мы о силе молитвы Моисея, которой нет предела! Ведь молитва избавила его от руки фараона И показала ему славу Божию 210 . Молитвой своей он навел на фараона десять кар 211 , И также его молитва разделила море 212 . Она сделала сладкой горькую воду 213 , Низвела манну и подняла перепелов 214 . Она расколола камень И заставила истечь воду 215 . Она одержала победу над Амаликом И укрепила Иисуса 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В самом деле, Он есть посредник между Богом и человеками ( 1Тим.2:5 ), по Писаниям, Бог по природе, хотя и не лишённый плоти, и истинный человек, хотя и не просто такой, как мы, будучи тем, чем Он и был, даже когда стал плотью. Ибо написано, что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ). Действительно, разве не принимаем мы веру в то, что Еммануил рождён в последние времена этого века от Святой Девы < > ? 406 407 —143— А – Тогда как Он может быть в минувшем, если ещё не принял рождения по плоти? 408 Он был Словом, и был в начале, и поскольку Он явлен от вечного и неизменяемого Бога и Отца, то имеет и Сам в собственной природе вечность и неизменность. 409 А – Разве не является «Иисус Христос» именем совершенно новым для Слова и совпадающим со временами вочеловечения? В – Да ведь это показано нам столь многими речами. А – Тогда заметь, говорится, что Христос, а не Слово само по себе (μονοειδς), вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ). Но как может быть неизменной и постоянной в тождестве себе человеческая природа, в то время как она претерпевает движение, и прежде всего движение из несуществующего в бытие и жизнь? В – Значит, действительно у нас Священное Писание погрешает против истины и говорит, что прежде существовало то, чего не было вчера? А – Я-то совсем не могу сказать так и поистине далёк от этого. Именно Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. И я менее всего стану отрицать древность и непоколебимость Слова, даже когда Оно стало плотью. Напротив, я буду думать, что через единение с собственной плотью Оно снова обнаруживается, как бывшее «вчера» и существовавшее прежде. В самом деле, безумные иудеи, не принимая веры, гнуша- —144— лись Им и устремлялись побить Его камнями. Ведь они недоумевали, почему Тот, в Ком они видят человека, такого, как мы, Сам о Себе свидетельствует, что обладает старшинством превосходящей человека древности, говоря как Бог: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я семь ( Ин.8:58 ). И это, когда незадолго до того они сказали: Тебе нет ещё пятидесяти лет, и Ты видел Авраама? ( Ин.8:57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—121— жеству славы, если его усматривать и говорить о нём во Христе. И всё же 344 : Кто же именно есть Иисус Христос на самом деле? Человек от жены, или Слово от Бога? А – Вполне безрассудно – излишне распространяться и воздвигать глас в ответ на вздорную и пустую болтовню. Однако скажу, что не останется безнаказанной рискованная затея рассекать Его надвое и располагать отдельно человека и Слово, когда этого не терпит домостроительство и когда богодухновенное Писание провозгласило нам об одном Христе. А лично я утверждаю, что ни Слово от Бога отдельно от человечества, ни рождённый от жены храм без единения со Словом нельзя именовать Христом Иисусом. Потому что под Христом понимается неизреченно сошедшееся с человечеством через единение по домостроительству Слово от Бога, и, хотя Он превышает человечество, как Бог и Сын по природе, 345 . Поэтому некогда Он сказал: Видевший Меня видел Отца. Я и Отец – одно ( Ин.14:9, 10:30 ), а в другой раз напротив: Отец Мой более Меня ( Ин.14:28 ). Ведь будучи не меньше Отца по тождеству сущности и по совершенному равенству с Ним во всём, Он всё же говорит, что заключён в худшем по причине человеческого естества. И Священными Писаниями Он провозглашается то как целиком человек, причём Его Божество по домостроительству обходится молчанием, то, в свою очередь, как Бог, и при этом умалчивается о Его человечестве. Но Он никоим образом не терпит ущерба из-за сближения (σμβασιν) обоих в единство. —122— 346 А – Еврей от евреев и от колена Вениаминова (ср. Флп.3:5 ), призванный апостол (ср. Рим.1:1 ) извещает тех, кто оправданы через веру и умертвили члены плоти, под которыми я разумею, конечно, блуд и страсть, злую похоть и любостяжание (ср. Кол.3:5 ): Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол.3:3 ). И Сам Он говорил о Своих учениках: Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё, тех которых Ты дал Мне, и Я сохранил их, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную ( Ин.17:11–13 ). Заметь же, что именно в таких местах кажется, что Христос обозначается посредством одного лишь человечества, такого же, как у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец (πρωττοκος) из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив < > 401 Кровию креста Его и земное и небесное ( Кол.1:12–20 ). Вот же, снова Павел открыто говорит о Нём, что Им и для Него создано всё, и что Он поистине прежде всего, и что Им всё стоит; а также, что Он есть первенец из мёртвых, умиротворивший Своею Кровью и земное и небесное. Кто тогда первенец из мёртвых, если не Христос Иисус, то есть Слово во плоти и с плотью? Ведь Слово, будучи Богом, 402 , и нельзя представить, что человек, такой, как мы, есть Творец всего, если не принять во внимание, что творит Он как Бог, даже когда рассматривается не помимо плоти после единения. А с другой стороны, Он есть и первенец из мёртвых в силу того, что явился как человек, притом не лишаясь из-за вочеловечения Божественного бытия. 403 А – Но ты и в других местах можешь увидеть, что духоносные мужи заняты точно такими же речами. Ведь Иоанн говорит: В начале было Слово, и Слово было у Бога, И Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин.1:1–3 ). —142— В свою очередь пишет и Павел: один Бог Отец, из Которого все, и один Господь Иисус Христос, Которым все ( 1Кор.8:6 ). Однако если действительно было разделение после того, как Слово соединилось с плотью, я имею в виду, такое разделение, чтобы можно было различать как бы двоицу сынов, как это тебе представляется, как тогда всё могло быть создано Иисусом Христом? И однако же, всё создано Им. Значит, вполне очевидно, что природные свойства и отличительные особенности, присущие Слову, сущему от Отца, по-прежнему сохраняются за Ним даже тогда, когда Оно 404 . Стало быть, отваживаться на рассечение – дело ненадёжное. Ибо один есть Господь Иисус Христос, Которым всё сотворил Отец. 405 А – Поэтому Он творит по-Божески и животворит, как Жизнь, слагаясь из свойств как человеческих, так и превышающих человека в некое посредствующее единство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010