2) членам Секретариата в их работе помогают соответствующие консультанты: клирики, монахи или миряне, которые выбираются из консультантов делегаций Поместных Православных Церквей и должны поддерживать многостороннюю работу Всеправославного Секретариата. Количество таких советников не может превышать двух человек от каждой делегации. Статья 7 Полномочия Секретариата Собора К полномочиям Секретариата Собора относятся: 1) формирование папок с соответствующими материалами предсоборного процесса для подготовки текстов по вопросам соборной повестки дня на официальных рабочих языках; 2) ведение Протоколов заседаний Собора; 3) помощь в работе пленарных заседаний и соборных комиссий ; 4) обеспечение надлежащей организации синхронного перевода соборных дискуссий на официальные языки; 5) создание Специальных комиссий — как для составления Сообщений с целью непосредственного информирования общественности о ходе работ Собора, так и для подготовки его Послания; 6) надлежащее информирование присутствующих наблюдателей из других христианских церквей или конфессий путем предоставления им соответствующих папок с вопросами соборной повестки дня; 7) немедленное решение всех иных непредвиденных вопросов практического или процедурного характера. Статья 8 Работа Собора Работы Собора начинаются и завершаются совершением всеправославной Божественной литургии , за которой предстоятельствует Вселенский Патриарх и в которой принимают участие все Предстоятели автокефальных Православных Церквей или их представители в соответствии с диптихами Вселенского Патриархата; 1) они проходят в форме пленарных заседаний или/и соборных комиссий, согласно выработанной программе работ по вопросам повестки дня, тексты по которым были единогласно одобрены Всеправославными предсоборными совещаниями и Собраниями Предстоятелей автокефальных Православных Церквей; 2) на соборное обсуждение не могут выноситься тексты или новые вопросы, которые не были единогласно одобрены Всеправославными предсоборными совещаниями и Собраниями Предстоятелей, за исключением Послания Собора. Его проект будет подготовлен специальной Всеправославной комиссией за неделю до созыва Собора и одобрен Предстоятелями Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/4361369.ht...

На совещании был составлен пространный каталог тем (более ста), касающихся самых разных сторон жизни Православной Церкви. Они были обобщены в следующие разделы: I. Вера и догмат. II. Богослужение. III. Управление и церковный строй. IV. Взаимоотношения между Православными Церквами. V. Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром. VI. Православие в мире. VII. Общебогословские темы. VIII. Социальные проблемы. Каталог был составлен с учетом того, что к уже упомянутым вопросам, требующим межправославного обсуждения, добавились такие темы, как календарная проблема, определение условий признания новых автокефальных и автономных Церквей, обустройство православной диаспоры и другие, касающиеся, в том числе, вопросов эвтаназии, кремации усопших, планирования семьи, молодежи и т.п. Согласно утвержденному порядку, все Православные Церкви должны были высказать свою точку зрения по данному каталогу. В Русской Православной Церкви проекты документов по всем темам каталога были подготовлены трудами специальной комиссии, состоявшей из ведущих богословов — как иерархов и клириков, так и мирян. Она была учреждена Священным Синодом 10 мая 1963 года во главе с митрополитом Никодимом и завершила свою работу к июню 1968 года. Был проделан огромный труд. Главнейшие проекты митрополит Никодим представлял на заседаниях Священного Синода, где они получали одобрение. В 1963 и 1964 годах состоялось еще два Всеправославных совещания на Родосе, которые были посвящены, в основном, вопросам, касающимся межхристианских отношений. 4. Сокращение каталога до десяти тем На четвертом Всеправославном совещании, которое проходило 8-15 июля 1968 года в Женеве, было принято решение вести подготовку Всеправославного Собора в рамках Межправославных подготовительных комиссий и Всеправославных предсоборных совещаний, которые с тех пор традиционно собираются в центре Константинопольского Патриархата в швейцарском местечке Шамбези близ Женевы. Для обслуживания работы Подготовительных комиссий и Предсоборных совещаний Вселенской Патриархии было поручено учредить в Шамбези секретариат, главой которого определено являться одному из Константинопольских иерархов, уполномоченному докладывать Вселенской Патриархии о результатах заседаний. Отмечу, что делегация Русской Православной Церкви предлагала ввести принцип ротации, то есть поочередного назначения Секретарем представителей разных Поместных Церквей, но это предложение не прошло. Рабочими языками Межправославных комиссий и Предсоборных совещаний были избраны греческий, русский и французский.

http://patriarchia.ru/db/text/1663993.ht...

Что же касается масонства – «то его в современной России нет, оно нам неизвестно, масонство существует только на Западе, следовательно, это вопрос не обще православного интереса, (а только местного) и потому его не следует помещать в программу обще православного Собора ». Так убеждал архиепископ Никодим, и его послушались. Вообще его больше интересовали церковно-практические вопросы (юрисдикция, константинопольские притязания, автокефалия и т.д.) нежели чисто богословские. Поэтому он предложил мне участвовать в богословской комиссии, где, в сущности никаких острых вопросов не было. Характерным эпизодом была пресс-конференция архиепископа Никодима. Активным организатором был всё тот же Варламов. Его «тактика «была цинично простая. «Мы предложим слушателям, – говорил он нам громко и не стесняясь, – побольше бутербродов с икрой, затем водки тоже побольше, и когда хорошенько нажрутся и напьются, тогда и начнём говорить. Так они лучше воспримут...» На пресс- конференцию я не пошёл, да архиепископ Никодим меня специально на неё и не приглашал. Передавали, что он говорил неплохо и находил всегда, что ответить, правду или неправду – это другой вопрос. А когда один западногерманский журналист спросил его, правда ли, что между Московской и Константинопольской Патриархиями натянутые отношения, он резко ответил: «Вы это спрашиваете, потому что желаете, чтобы эти отношения продолжали быть натянутыми и стали ещё хуже. Должен вас разочаровать, Вы этого никогда не дождётесь. Если между нашими Патриархатами и возникают иногда разногласия, то мы их братски улаживаем путём взаимных переговоров, а в будущем надеемся достигнуть полного единомыслия. «Такого рода ответы очень нравились грекам, и они начали провозглашать архиепископа Никодима «великим дипломатом». В конце Совещания архиепископу Никодиму ещё раз пришлось прибегнуть моей помощи. К нему обратился священник Сергий Хейц с просьбой принять его в юрисдикцию Московской Патриархии. В Константинопольскую его упорно не принимали по сложным каноническим причинам. Отец Хейц не был участником Всеправославного совещания, но приехал специально на Родос, чтобы встретиться и поговорить с архиепископом Никодимом, который и вёл с ним переговоры при помощи переводчика Алексеева. Но скоро они совершенно запутались и зашли в тупик, так как Хейц не знал по-английски, а Алексеев по-французски. Пришлось позвать меня на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Всеправославное совещание критически оценило решение Европейского суда по правам человека 12 марта 2009 г. 17:25 Участники всеправославного совещания, открывшегося 11 марта в Софии по инициативе Святейшего Патриарха Болгарского Максима , выразили поддержку Болгарской Православной Церкви и критически оценили решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Глава делегации Московского Патриархата, представитель Русской Православной Церкви при европейским международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион отметил, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с братским сопереживанием воспринял трудности, которые возникли перед болгарским Православием в связи с решением Страсбургского суда. Епископ Иларион выразил озабоченность в связи с тем, что решение ЕСПЧ формулирует новую норму, на основе которой могут решаться и другие вопросы церковно-государственных отношений применительно к жизни любой традиционной религиозной общины в Европе. «Это создает почву для озабоченности не только каждой Православной Церкви, но и всякой другой традиционной религиозной организации», подчеркнул представитель Русской Православной Церкви. Решение ЕСПЧ показывает, что во взаимоотношениях религиозной организации и национального государства появляется еще один субъект международные организации, которым национальные государства делегировали часть своих полномочий. Государства попадают в зависимость «от решений, принимаемых за их пределами, и не имеют больших возможностей по оказанию влияния на такие решения. Это серьезный вызов прежней системе национального и международного права», отметил епископ Иларион. В частности, в решении Страсбургского суда заметно стремление к насаждению некой «универсальной модели религиозно-государственных отношений в европейских странах», в то время как в современной Европе существует большое разнообразие таких моделей. «Убежден, что законодательство не может идти вразрез с реальностью и основываться исключительно на теоретических понятиях. Его задача состоит в том, чтобы преломить универсальные ценности в конкретных исторических условиях», заявил владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/581455.htm...

Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

Верующие Европы недовольны доминированием Константинополя в межправославном диалоге во Франции Париж, 9 июня 2009 г. Православная общественность Западной Европы ждет от проходящего в Шамбези (Швейцария) IV Всеправославного предсоборного совещания решений по налаживанию диалога поместных Церквей, передает ИНТЕРФАКС . Так, участники Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе (OLTR) обеспокоены работой Ассамблеи православных епископов Франции (AEOF) - консультативным органом, способствующим налаживанию диалога между различными Православными Церквями, которые имеют приходы в этой стране. Указывая на полезный опыт сотрудничества, накопленный в ходе работы ассамблеи, члены движения в то же время считают, что " тот факт, что председателем ассамблеи является по должности митрополит Константинопольской Церкви, ограничивает работоспособность и умаляет представительность этого органа " . " Таким образом, председатель ассамблеи неизбежно в большей степени озабочен интересами Церкви, которую он представляет, нежели вопросами, имеющими интерес для всех членов ассамблеи. Из-за этого в работе AEOF неизбежно возникают напряженность, неудовлетворенность и даже сбои " , - сказано в заявлении. Православные полагают, что работа ассамблеи была бы " гораздо более эффективной, если бы впредь ее председатель избирался всем составом епископов AEOF, что придало бы ему гораздо большую легитимность, чем простая его принадлежность к отдельной, а именно Константинопольской, Церкви " . " Введение этой новой процедуры было бы немалым шагом вперед в деле формирования общеправославного сознания у епископов, духовенства и мирян Франции. Это, безусловно, ускорило бы нахождение канонического решения существующих проблем, которые не поддаются сиюминутному урегулированию. Такого урегулирования можно добиться лишь благодаря постепенному изменению сложившейся практики " , - сказано в заявлении. Участники движения просят участников совещания в Шамбези " принять к сведению это предложение, целесообразность которого признана большинством " . На днях недовольство положением дел в ассамблее выражала и Корсунская епархия Московского Патриархата. Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе - общественная организация, объединяющая православных Западной Европы, в том числе Франции, которые сообща стремятся к укреплению русской богослужебной традиции, наряду с другими традициями, в деле строительства поместной Церкви. Центр движения находится в Париже. 10 июня 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30728.html

По этой причине повестка дня Всеправославного Собора в том виде, как она сегодня выглядит, не представляется внушительной и впечатляющей, продолжил свою мысль владыка Иларион: «По всей видимости, мы не примем какие-то эпохальные решения, которые прогремят на весь мир, но зато будем принимать решения, которые должны соответствовать многовековому учению нашей Святой Православной Церкви, отражать чаяния церковного народа. Решения, которые не должны быть никем оспорены». Помимо Регламента Собора, к обсуждению на Всеправославном Соборе готовы шесть документов: «Таинство брака и препятствия к нему», «Важность поста и его соблюдение сегодня», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», «Автономия и способ ее провозглашения», «Миссия Православной Церкви в современном мире» и«Православная диаспора». Последний из них был принят еще в 2009 году на IV Всеправославном предсоборном совещании. Принятие документа, который касается автономии и способа ее провозглашения, а также документа «Важность поста и его соблюдение сегодня» состоялось в ходе V предсоборного совещания в 2015 году. А представляющий собой соборный ответ Православных Церквей на очень многие вызовы современности и посвященный главным образом социальной тематике документ «Миссия Православной Церкви в современном мире» был принят на синаксисе Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, который прошел в январе нынешнего года в Женеве. По словам председателя ОВЦС, существуют определенные сложности с двумя документами. Один из них — «Таинство брака и препятствия к нему» — был обсужден на синаксисе в январе нынешнего года. Этот документ имеет признание значительной части Церквей, однако его не подписали представители Антиохийского и Грузинского Патриархатов. «Насколько мы знаем, претензии Грузинской Православной Церкви к документу носят принципиальный характер: острую критику в этой Церкви вызывает упоминание о возможности смешанных браков (с инославными христианами — прим.) и благословения таких браков по икономии». Документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» был подписан всеми Православными Церквами на предсоборном совещании 2015 года. Тем не менее, уже после этого совещания и после синаксиса Священный Синод Грузинской Православной Церкви на заседании 12 февраля 2016 года отклонил данный документ, поскольку к нему имеются принципиальные поправки и замечания. Кроме того, Регламент Собора не подписан делегацией Антиохийской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/91450.html

Чтобы покончить с «политической» стороной Родосского Совещания, скажу ещё, что когда мы уже вернулись в Афины, и я как-то утром выезжал в одной машине с митрополитом Никодимом из гостиницы, нас ожидал сюрприз. При выезде нас поджидала группа в пять-семь здоровенных мужчин, которые, завидев нас, дружно по-солдатски гаркнули: «Ясу, Никодиме!» ( что на простонародном греческом языке означает Здравствуй, Никодим) . Это была, несомненно, заранее организованная местными коммунистами демонстрация, если только не провокация греческой полиции, желавшей увидеть реакцию митрополита Никодима. Но тот никак не реагировал, а продолжал неподвижно сидеть в машине и ни один мускул на его лице не дрогнул. Мы никогда не говорили с ним об этом инциденте. Родосское Совещание было связано со многими передвижениями, как в самом городе, так и в паломнических поездках по окрестностям. Мы ездили с митрополитом Никодимом в одной машине, и это дало мне возможность много с ним беседовать на богословские темы. Хотя мой разговор с ним был скорее своего рода «экзаменом», который я ему делал, он очень охотно беседовал и отвечал на вопросы, которые я ему задавал, и сам он со своей стороны тоже ставил вопросы. В результате этого длинного «экзамена» я могу утверждать, что все враждебные рассказы о владыке Никодиме лиц, как о человеке невежественном в богословии, не знающем богослужения и т.д. не соответствуют действительности. Конечно, владыка был человеком скорее практического ума, нежели богословского. Он не был учёным богословом (тем более глубоким богословом) – ведь именно так в последствии его восхваляли в надгробных речах. Но он, несомненно, обладал солидными и широкими богословскими знаниями, особенно в области богослужения и церковного устава, вполне достаточными для архиерея. А архиерей ведь не профессор, с него нельзя требовать много в области богословия. Могу сказать, что с годами уровень этих знаний у владыки значительно расширился и углубился. Третье Всеправославное Совещание было самым большим по числу участников из всех православных совещаний такого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Хрущёв дал уклончивые ответы на просьбы патриарха Алексия I и Н. об открытии новых храмов, создании патриаршей типографии, прекращении выхода статей и радиопередач, оскорбляющих чувства верующих. Всеправославное совещание 1958 г., сыграв свою роль в сближении позиций Поместных Церквей, не дало тех результатов, на к-рое рассчитывало советское руководство. Представители К-польской и Элладской Церквей отказались подписать итоговые документы совещания без санкции своих предстоятелей. Совещание не высказало определенного мнения по поводу отношения к экуменизму и ВСЦ. Однако в докладе на торжественном акте в МДА 13 мая 1958 г. Н. дал понять участникам совещания об изменении ситуации в сравнении с 1948 г., когда РПЦ отказалась от участия в ВСЦ, и заявил о готовности к офиц. переговорам с его представителями. В авг. того же года в Утрехте состоялась встреча делегации Московского Патриархата во главе с Н. с руководителями ВСЦ. В дек. 1959 г. в Москву прибыла делегация ВСЦ во главе с ее Генеральным секретарем В. А. Виссер " т Хоофтом, однако сторонам в ходе переговоров не удалось прийти к соглашению. Переговоры с ВСЦ происходили уже в разгар новой антицерковной кампании, и их негативный результат сказался на дальнейшей судьбе Н. Тем не менее последующие большие успехи Московского Патриархата во внешнецерковной деятельности в нач. 60-х гг.- участие во всеправославных совещаниях на о-ве Родос, вступление в ВСЦ - во многом были подготовлены предыдущей работой ОВЦС во главе с Н. в 50-х гг. Помимо внешнецерковных дел на Н. было возложено руководство издательской деятельностью РПЦ. С сент. 1943 г. он являлся членом редакционной комиссии возрожденного «Журнала Московской Патриархии». В кон. 1946 г. Н. был назначен руководителем церковного журнала, а в нач. 1947 г. стал председателем созданного на его базе Издательского отдела Московского Патриархата. При Н. отдел переехал из здания Патриархии в Чистом пер. на территорию закрытого в 1922 г. Новодевичьего мон-ря и получил служебное помещение в Лопухинском корпусе и техническое помещение при трапезной, входящей в ансамбль Успенского храма.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Архиепископ Волоколамский Иларион: Каноническая практика Православной Церкви не знает системы двойного подчинения 17 июня 2009 г. 15:00 В швейцарском городке Шамбези, недалеко от Женевы, с 6 по 12 июня прошло IV Всеправославное предсоборное совещание . Его итоги в интервью «НГ-религии» прокомментировал глава ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) . — Ваше Высокопреосвященство, Вы возглавляли делегацию Московского Патриархата на Всеправославном предсоборном совещании в Шамбези, в Швейцарии. Расскажите, какие вопросы обсуждались на этой встрече? — Согласно договоренности, достигнутой Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей в ходе встречи на Фанаре в октябре 2008 года и подтвержденной в последующей переписке, темой IV Всеправославного предсоборного совещания стало обсуждение канонического обустройства православной диаспоры. Оставшиеся вопросы повестки дня всеправославных предсоборных совещаний (способ провозглашения автокефалии и автономии, а также порядок диптихов) будут рассмотрены на следующих заседаниях после подготовки в Межправославной подготовительной комиссии. Участники совещания в Шамбези рассмотрели документы, подготовленные на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии 10-17 ноября 1990 года и 7-13 ноября 1993 года, а также на конференции специалистов по каноническому праву, прошедшей 9-14 апреля 1995 года в Шамбези. В документы были внесены дополнения, уточнения и поправки, принятые на основе консенсуса. — Объясните, пожалуйста, позицию Московского Патриархата по вопросу о православной диаспоре. — Совещание признало, что решение проблемы канонического обустройства православной диаспоры, то есть верующих, проживающих вне традиционных границ Поместных Православных Церквей, должно быть достигнуто на основе экклесиологии, канонической традиции и практики Православной Церкви. С этой целью одобрено создание в ряде регионов мира епископских собраний, состоящих из всех канонических православных епископов, имеющих под своим окормлением общины в данной местности. Деятельность епископских собраний будет направлена к выявлению и укреплению единства Православной Церкви, общему пастырскому служению православным жителям региона и совместному свидетельству внешнему миру.

http://patriarchia.ru/db/text/675508.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010