8. Тем не менее нужно в случае необходимости приложить усилия по координированию работы различных Межправославных богословских комиссий, тем более что неразрывное онтологическое единство Православной Церкви должно раскрываться и проявляться и в этой области диалогов. 9. Окончание любого официально объявленного диалога осуществляется посредством завершения всей работы соответствующей Смешанной богословской комиссии, когда председатель Межправославной Комиссии подает отчет Вселенскому Патриарху, который в согласии с Предстоятелями Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным до того момента, пока не будет объявлено всеправославное решение о его окончании. 10. После успешного завершения работы любого богословского диалога всеправославное решение о восстановлении церковного общения должно покоиться на согласии всех Поместных Православных Церквей. 1. ДИАЛОГ С АНГЛИКАНАМИ Третье Предсоборное Всеправославное совещание считает удовлетворительной работу, проделанную Смешанной богословской комиссией по диалогу между Православной Церковью и Церковью Англии, несмотря на проявленные англиканами тенденции к снижению значения этого диалога. Комиссией составлены общие тексты по темам триадологии и экклезиологии, а также жизни, богослужения и Предания Церкви. Вместе с тем совещание отмечает, что подписанное в Москве (1976) соглашение относительно изъятия Филиокве из Символа веры еще не встретило широкого отклика. Точно так же, несмотря на состоявшиеся в Афинах (1978) и других местах обсуждения и заявления православных, выступивших против хиротонии женщин, некоторые Церкви англиканского сообщества продолжали совершать подобные хиротонии. Эти тенденции могут отрицательно сказаться на дальнейшем ходе диалога. Серьезную трудность для нормального ведения этого диалога представляют также нечеткие и растяжимые экклезиологические предпосылки англикан, которые лишают конкретности содержание совместно подписываемых общих богословских текстов. Аналогичной является трудность, возникающая в результате различных крайних заявлений по вопросам веры отдельных руководящих деятелей англикан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Относительно тематики диалога совещание, в частности, рекомендует подчеркивать согласие, которое может иметь место по догматическим вопросам, разделяющим обе Церкви. Также можно было бы включить в тематику и вопросы духовности, пастырского попечения и служения нуждам современного мира. 2. ДИАЛОГ СО СТАРОКАТОЛИКАМИ Третье Предсоборное Всеправославное совещание выражает удовлетворение по поводу ведения богословского диалога между Православной и Старокатолической Церквами, который близится к завершению. Уже составлено и совместно принято двадцать текстов; такое же число богословских, экклезиологических, сотериологических тем, включая темы о Богоматери и некоторых таинствах, Смешанной Богословской Комиссии предстоит рассмотреть и на следующем заседании, изучив вопросы, касающиеся учения о таинствах, эсхатологии, а также условий и следствий церковного общения. Совещание считает, что для более полной оценки результатов этого диалога следовало бы иметь в виду следующее: а) соблюдение Старокатолической Церковью давней практики общения в таинствах с Церковью Англии, а также появившиеся в Германии позднейшие тенденции к общению в таинствах с Евангелической Церковью, поскольку все это снижает значение совместно подписываемых в диалоге общих экклезиологических текстов; б) трудности воплощения и раскрытия богословия совместно подписываемых общих богословских текстов во всей жизни Старокатолической Церкви. Оба этих вопроса нуждаются в оценке компетентных богословов Православной Церкви с точки зрения экклезиологических и церковных последствий, с тем чтобы ускорить установление церковных предпосылок для восстановления церковного общения со старокатоликами. Успешное завершение этого богословского диалога благоприятно отразится и на результатах других диалогов, поскольку упрочит доверие к ним. 3. ДИАЛОГ С ДРЕВНИМИ ВОСТОЧНЫМИ ЦЕРКВАМИ Третье Предсоборное Всеправославное совещание с особым удовлетворением приветствует этот недавно начавшийся диалог и одобряет избрание христологии в качестве первой темы для обсуждения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

В 1960-х годах в рамках всеправославного предсоборного процесса предпринимались попытки создать общую для всей Православной церкви систему права, однако они провалились. Дальше вопроса о кодификации источников права и проектов документов, призванных регулировать отдельные стороны межцерковных отношений, ничего сделано не было. Вопрос об институтах правоприменения на всеправославном уровне даже не ставился. При этом автокефальные церкви демонстрировали постоянное пренебрежение даже теми немногими правилами, которые были приняты, чтобы регулировать всеправославный предсоборный процесс. Например, решения синаксисов предстоятелей автокефальных церквей 2014 и 2016 годов по проведению Всеправославного собора прямо противоречили выработанному в 1986 году регламенту, согласно которому все ключевые решения должны были приниматься всеправославными совещаниями. Это говорит лишь о том, что никто не рассматривал эти правила как действующее право. В отсутствие системы правового регулирования на всеправославном уровне отношения между автокефальными церквами выстраиваются совсем на другой основе. Источником организации экклезиального порядка становится не общее для всех участников право, а ничем не ограниченная воля автокефальных церквей, которые выступают здесь в роли разнообразных суверенов. Пространство межправославных отношений в этом случае становится пространством «суверенного произвола». Кризис также обнажил проблему представительства при принятии общецерковных решений (как в рамках всей Церкви, так и в масштабах автокефальных церквей). Этот вопрос поднимался и раньше, например, в связи с форматом проведения всеправославного собора . Насколько легитимно решение, принятое небольшой группой архиереев, влияющее на жизнь всей церкви? К примеру, решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской церковью, а также отдельными епархиями Александрийской и Элладской церквей было принято Священным синодом Русской церкви без обсуждения с другими архиереями, не говоря уже о священниках и мирянах. Между тем, оно касается всех членов церкви. Разрыв евхаристического общения предполагает, что священники не могут сослужить, а миряне причащаться в храмах, принадлежащих тем юрисдикциям, с которыми это общение разорвано.

http://bogoslov.ru/article/6021364

По итогам работы совещания был одобрен проект документа Всеправославного Собора «Автономия и способ ее провозглашения», а также отредактированы и одобрены документы «Важность поста и его соблюдение сегодня» и «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Проекту документа «Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» было усвоено новое название — «Миссия Православной Церкви в современном мире». В соответствии с постановлением Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал 52) делегация Русской Православной Церкви представила на совещании принципиальные поправки к документу. В связи с тем, что достижение консенсуса по ряду существенных позиций оказалось невозможным, проект отредактированного Всеправославным предсоборным совещанием документа не был подписан главами делегаций Русской и Грузинской Православных Церквей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на V Всеправославном предсоборном совещании. 2. Синодальной библейско-богословской комиссии дополнительно изучить проект документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» с учетом состоявшегося обсуждения на V Всеправославном предсоборном совещании и представить выводы к следующему заседанию Священного Синода. 3. Выразить глубокую озабоченность в связи с отсутствием проекта соборного решения по теме «Православная диаспора», а также отсутствием консенсуса в отношении содержания проектов документов Всеправославного Собора «Календарный вопрос», «О препятствиях к браку», работа над которыми ведется на протяжении уже многих десятилетий. 4. Считать особенно важным достижение общеправославного консенсуса в отношении проекта документа «Автокефалия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения» и включение его в повестку дня Всеправославного Собора.   ЖУРНАЛ 72 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, об изменении состава комиссии.

http://patriarchia.ru/db/text/4250904.ht...

Заявление участников Всеправославного совещания в Софии 11-12 марта 2009 года 13 березня 2009 р. 13:19 11 марта в Софии состоялось рабочее совещание представителей Поместных Православных Церквей, посвященное рассмотрению юридических и канонических вопросов, связанных с решением Европейского суда по правам человека от 16 декабря 2008 года. В этом решении суд обвинил власти Болгарии в нарушении 9 статьи Европейской конвенции о защите прав человека и фактически поддержал болгарских раскольников «митрополита» Иннокентия. Участники совещания приняли следующее заявление: 1. Единство Болгарской Православной Церкви и каноничность Святейшего Синода и Его Святейшества Болгарского Патриарха Максима несомненны с точки зрения канонического права и Вселенского Православия. Заявляем, что БПЦ была, есть и будет Единой. Существовавший с 1992 по 1998 г. раскол в БПЦ преодолен решениями проведенного в Софии Святого Расширенного Надъюрисдикционного Всеправославного Собора от 30.09-01.10.1998 г., принятыми на основе священных канонов Православной Церкви. Решения этого Собора являются авторитетным и канонически обязательным для православных христиан актом, посредством которого окончательно прекращен болезненный раскол в БПЦ. Для лиц, поставивших себя вне Единства Церкви, есть возможность вернуться в нее через покаяние. 2. Возникает вопрос: почему этот акт Собора не был рассмотрен и учтен при рассмотрении случая Судом по правам человека в Страсбурге — обстоятельство, повлиявшее на его конечное решение? Ввиду наличия этого авторитетного и обязательного решения Собора, прекращающего раскол в БПЦ, неосновательно утверждать, что болгарское государство вмешалось, не имея на то оснований, включительно законодательным образом, во внутренние дела БПЦ. З. Согласно принципам и практике Суда религиозная свобода включает уважение автономного права каждого вероисповедания. В случае Православной Церкви речь идет о каноническом праве. 4. Вывод, сделанный Судом, что государство должно быть нейтральным по отношению к своей традиционной религии — восточноправославному вероисповеданию (ст. 13, п. 3 Конституции Республики Болгария), не является обязанностью, вытекающей из Европейской конвенции о правах человека и основных свободах. Закон о вероисповеданиях, принятый в 2002 г. Народным Собранием Республики Болгария, выражает болгарское национальное самосознание, не противореча вместе с тем европейской практике. Именно благодаря этому закону болгарское государство сумело преодолеть негативные последствия вмешательства во внутрицерковные дела; таким образом, была восстановлена справедливость по отношению к канонической Болгарской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208938...

Этот список был остро раскритикован и расценен как «руководство к вере», используемое в нуждах школы и для катехизации, однако это список был составлен по образцу списка тем ІІ Ватиканского Собора, который по странному совпадению проходил в то же самое время и, согласно оценкам, повлиял на наше церковное руководство. По причине противодействий и критики, этот обширный и противоречащий соборной традиции список был отозван и пересмотрен на І Всеправославном предсоборном совещании (1976 г.) в Женеве, и в итоге сократился до 10 тем, которые были признаны самыми важными для обсуждения и принятия авторитетного решения. Повестку дня Святого и Великого Собора на сегодняшний день составляют и, по-видимому, будут составлять во время его проведения следующие темы: 1) православная диаспора; 2) автокефалия и порядок ее провозглашения; 3) автономия и порядок ее провозглашения; 4) диптихи; 5) календарный вопрос (вопрос общего календаря и общего празднования Пасхи); 6) препятствия к браку; 7) приведение церковных постановлений о посте в соответствие с требованиями современной эпохи; 8) отношение Поместных Православных Церквей к остальному христианскому миру; 9) Православие и экуменическое движение; 10) вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и других дискриминаций. ІІ Всеправославное предсоборное совещание (1982) в Женеве было посвящено трем темам из данного списка: 1) приведение церковных постановлений о посте в соответствие с требованиями современной эпохи; 2) календарь и общее празднование Пасхи; 3) препятствия к браку. Первая тема о посте по причине недостаточной подготовленности была перенесена на следующее (ІІІ) Предсоборное совещание, и были подготовлены тексты по двум другим темам: о календаре - Пасхалии и препятствиях к браку. ІІІ Всеправославное предсоборное совещание (1986 г.) в Женеве занималось четырьмя темами, по которым были подготовлены соответствующие тексты: 1) по перенесенной из предыдущего (ІІ) Совещания теме о посте, название которой было изменено на «Значимость учреждения поста и соблюдение его в наши дни»; 2) отношение Поместных Православных Церквей к остальному христианскому миру; 3) Православие и экуменическое движение и 4) вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и других дискриминаций.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/25/po...

г) принимать общие тексты на каждой сессии Смешанной комиссии не почленно, а обеими Комиссиями, как сторонами, равно содействующими проведению диалога. В частности, для беспрепятственного осуществления диалога необходима краткая дискуссия по некоторым острым темам, чреватым нежелательными последствиями, как, например, уния и прозелитизм. Уния, продолжающая существовать как отрицательный момент в жизни наших Церквей и в ее исторических формах, и в современных проявлениях, равно как и осуществляемый в каком бы то ни было виде прозелитизм, — это факты, неприемлемые для Православия, затрудняющие дальнейший ход диалога. В этой связи предлагаем изучить вопрос об унии и осуществляемом через нее прозелитизме как экклезиологически приоритетный на одной из сессий нашего диалога, а также в связи с отрицательными для Православия и его диалога с Римско–Католической Церковью пастырскими и прочими последствиями унии и прозелитизма предлагаем как можно скорее найти необходимые практические решения. 5. ДИАЛОГ С ЛЮТЕРАНАМИ Третье Предсоборное Всеправославное совещание с удовлетворением констатирует, что диалог начался успешно и что его участники избрали первой темой для обсуждения экклезиологию, которая, по существу, касается наиболее значительных проблем и вытекающих из них разногласий. Совещание надеется, что и во время двусторонних дискуссий, и при выработке общих текстов академический и церковный моменты будут сбалансированы. И хотя мы уже предвидим предстоящие трудности в ходе этого диалога, тем не менее надеемся, что с помощью Божией он станет плодотворным и полезным. 6. ДИАЛОГ С РЕФОРМАТАМИ Третье Предсоборное Всеправославное совещание выражает желание, чтобы богословский диалог Православной Церкви с реформатами официально начался и развивался в положительном и творческом духе. Выражается также надежда, что этот диалог использует накопленный другими богословскими диалогами опыт, воспринимая все положительное и избегая повторения отрицательных моментов. Понятная озабоченность некоторых Поместных Православных Церквей в связи с прозелитической активностью отдельных лютеран и реформатов в ущерб православной полноте может вызвать осложнения и затруднить дальнейший ход этих диалогов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Межправославная подготовительная комиссия на 1-м заседании в Женеве 16-28 июля 1971 г. рассмотрела доклады, разработанные Поместными Православными Церквами, и составила соответствующие документы. Согласно принятой процедуре, эти документы после изучения всеми Поместными Православными Церквами надо было представить на обсуждение и утверждение 1-му Всеправославному предсоборному совещанию (если не потребуется доработка). Комиссия приняла решение опубликовать полный текст материалов по 6 вышеупомянутым темам в подлиннике и переводах. Комиссия выразила пожелание, чтобы 1-е Всеправославное предсоборное совещание пересмотрело составленный каталог тем готовящегося Св. и Великого Собора. 1-е Всеправославное предсоборное совещание проходило 21-28 нояб. 1976 г. под председательством митр. Халкидонского Мелитона (К-польский Патриархат) в правосл. центре К-польского Патриархата в Шамбези. В его работе, как и в последующих совещаниях, приняли участие делегации К-польского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Московского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов, Кипрской, Элладской, Польской и Чехословацкой Православных Автокефальных Церквей и Православной Автономной Церкви Финляндии. Совещание пересмотрело обширный каталог тем, включило в повестку дня буд. Св. и Великого Собора лишь 10 из них, к-рые определило первостепенно важными для Православия, требующими соборного решения: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, вопрос общего календаря, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение правосл. Церквей к остальному христ. миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христ. идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Темы «Источники Божественного Откровения» и «Икономия в Православной Церкви» переданы для изучения Поместным Православным Церквам, с тем чтобы в будущем можно было рассмотреть их на совещании. Др. темы Родосского каталога 1961 г. были отданы для изучения отдельными правосл. Церквами.

http://pravenc.ru/text/155530.html

Протоиерей Всеволод Чаплин считает отсутствие регулярных всеправославных совещаний «позором для православного мира» 4 декабря 2007 г. 13:16 В Русской Православной Церкви считают необходимым проведение регулярных всеправославных совещаний для решения возникающих между Поместными Церквами спорных вопросов, в том числе для выработки общего понятия канонической территории. «Это позор для православного мира — что мы не можем решать наши проблемы через братский диалог друг с другом», — сказал замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин на церковно-научной конференции в Москве . Он с сожалением отметил, что зачастую единственной площадкой, где представители Православных Церквей сегодня получают возможность для диалога, оказываются заседания Всемирного Совета Церквей , преимущественно протестантской по своему составу организации. Между тем Константинопольский Патриархат в свое время, особым образом проинтерпретировав ряд канонических правил, заявлял о том, что «только он имеет право созывать всеправославные совещания», напомнил отец Всеволод. Однако «уже несколько десятилетий механизмы межправославных консультаций не работают», подчеркнул он. «Те, кто заявил о своем исключительном праве созывать всеправославные совещания, фактически остановили этот процесс, как только речь в его рамках дошла до попытки добиться ясности в вопросе о правах равных друг другу Поместных Церквей», — заявил представитель Московского Патриархата. Результатом нынешнего кризиса межправославных отношений, находящихся в стадии «тяжкой и хронической болезни, таящей смертельную опасность», становится, по его словам, появление параллельных епархий «не только в диаспоре, но и на канонических территориях отдельных Церквей». «И посему жизненно необходимо вновь обратиться к апостольскому идеалу уважения епископами пастырской ответственности друг друга, основой чего является территориальное деление, а иногда, в условиях диаспоры, деление на юрисдикции Поместных Церквей», — отметил отец Всеволод. Именно «во внутриправославном контексте», по его словам, «должен быть вновь осознан принцип канонической территории, относящийся к этому контексту в максимально возможной степени, поскольку речь идет об одной Церкви». Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/332671.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Прот. Всеволод Чаплин считает «позором для православного мира» отсутствие регулярных всеправославных совещаний для решения спорных вопросов 03.12.2007 В Русской Православной Церкви считают необходимым проведение регулярных всеправославных совещаний для решения возникающих между поместными Церквами спорных вопросов, в том числе для выработки общего понятия канонической территории. " Это позор для православного мира - что мы не можем решать наши проблемы через братский диалог друг с другом " , - сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин на церковно-научной конференции в Москве. Он с сожалением отметил, что зачастую единственной площадкой, где представители Православных Церквей сегодня получают возможность для диалога, оказываются заседания Всемирного совета церквей, преимущественно протестантской по своему составу организации. Между тем Константинопольский Патриархат в свое время, особым образом проинтерпретировав ряд канонических правил, заявлял о том, что " только он имеет право созывать всеправославные совещания " , напомнил отец Всеволод. Однако " уже несколько десятилетий механизмы межправославных консультаций не работают " , подчеркнул он. " Те, кто заявил о своем исключительном праве созывать всеправославные совещания, фактически остановили этот процесс, как только речь в его рамках дошла до попытки добиться ясности в вопросе о правах равных друг другу Поместных Церквей " , - заявил представитель Московского Патриархата. Результатом нынешнего кризиса межправославных отношений, находящихся в стадии " тяжкой и хронической болезни, таящей смертельную опасность " , становится, по его словам, появление параллельных епархий " не только в диаспоре, но и на канонических территориях отдельных Церквей " . " И посему жизненно необходимо вновь обратиться к апостольскому идеалу уважения епископами пастырской ответственности друг друга, основой чего является территориальное деление, а иногда, в условиях диаспоры, деление на юрисдикции Поместных Церквей " , - отметил отец Всеволод.

http://drevo-info.ru/news/4094.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010