«Бездействие в наложении анафемы в данном случае будет не «икономией», а именно ненадлежащим бездействием, – писал протоиерей Всеволод Чаплин. – Ведь «икономии» должны предшествовать рассмотрение дела и некий итог этого рассмотрения. Просто уходить от вопроса нельзя». На протяжении года о. Всеволод ересь за ересью вскрыл преступную сущность Экуменического патриархата Однако, похоже, в последнее время только «православную общественность» этот вопрос и волнует. Почти год назад Крестный ход на Торжество православия в Киеве зачитал анафему Варфоломею. Как пояснил тогда замглавы Союза православных братств Украины Владислав Пустовой, «анафематствования, перечисленные на молебне мирянским чином, означают побуждение священноначалия к провозглашению анафемы на епископском уровне. Исходя из принципа соборности Церкви, это первый необходимый и, главное, решающий шаг для этого». Затем православные братства обратились к священноначалию УПЦ (МП) с прошением инициировать перед синодом РПЦ вынесение анафемы Экуменическому патриарху Варфоломею. Однако, как видим, повторяется история 20-30-летней давности, когда Варфоломей совершил вторжение на каноническую территорию РПЦ в Эстонии и Китае, принял под свой омофор первую партию украинских самосвятов (в Америке), наладил связи с «Киевским патриархатом», «автокефалами» и униатами на Украине, но это не послужило поводом к осуждению фанарских ересей. «Не было проведено даже элементарной научно-богословской конференции, посвященной юбилею (50-летию антиэкуменического Московского всеправославного совещания 1948 года. – Д.С.), не говоря уже о более масштабных вещах, – вспоминал епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит. И тогда уже призывал «перейти от бессистемной хаотической защиты к хорошо организованному, стратегически выверенному, идеологически и информационно обеспеченному православному контрнаступлению по " всем фронтам " »: «Как говорит народная мудрость, " не было бы счастья, да несчастье помогло " … Если бы материалы Совещания были переизданы и легли в основу церковной политики, по " варфоломеевщине " был бы нанесен серьезный удар. Надо честно признать, что идеи Всеправославного Совещания 1948 года невыгодны сторонникам продолжения участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/29/es...

В Софии открылось рабочее совещание представителей Поместных Православных Церквей 11 марта 2009 г. 16:35 11 марта в резиденции Правительства Болгарии «Баян» в Софии открылось рабочее совещание представителей Поместных Православных Церквей. Совещание посвящено рассмотрению юридических и канонических вопросов, связанных с решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 16 декабря 2008 года. В этом решении ЕСПЧ обвинил власти Болгарии в нарушении 9 статьи Европейской конвенции о защите прав человека и фактически поддержал болгарских раскольников «митрополита» Иннокентия. Совещание проходит под председательством Святейшего Патриарха Болгарского Максима и организовано Священным Синодом Болгарской Православной Церкви . В совещании участвуют делегации 12 Поместных Православных Церквей, представители Правительства, депутаты Народного собрания Болгарии, а также специалисты по каноническому и международному праву. Приветствуя участников совещания, Святейший Патриарх Болгарский Максим процитировал Заявление Священного Синода, в котором решение ЕСПЧ названо «грубым вмешательством в жизнь Болгарской Православной Церкви» и еще раз призвал раскольников вернуться в лоно канонической Церкви. Предстоятель Болгарской Церкви выразил надежду, что участники совещания дадут соборную оценку решениям ЕСПЧ. Емил Велинов, исполняющий обязанности руководителя дирекции по вероисповеданиям Правительства Болгарии, передал участникам совещания приветствие премьер-министра Болгарии Сергея Станишева. «Для Правительства Болгарии защита единства Болгарской Православной Церкви и ее прав является защитой идентичности болгарского народа», — подчеркнул Велинов. Мария Кёсева, юридический консультант Священного Синода Болгарской Православной Церкви, изложила историю раскола, сделав акцент на юридических и канонических вопросах, и выразила надежду, что участники совещания помогут сформулировать конкретные рекомендации для составления аппеляции в Европейский суд по правам человека. Затем выступили представители Поместных Православных Церквей, в их числе — глава делегации Московского Патриархата епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Русской Православной Церкви при Европейских международных организациях. Выступление епископа Венского и Австрийского Илариона, главы делегации Московского Патриархата на Всеправославном совещании в Софии 11-12 марта 2009 года Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/580351.htm...

III Предсоборное всеправославное совещание (1986, Шамбези) приняло резолюцию по результатам диалога со старокатоликами, в к-рой говорилось, что «соблюдение Старокатолической Церковью давней практики общения в Таинствах с Церковью Англии, а также появившиеся в Германии позднейшие тенденции к общению в Таинствах с Евангелической церковью... снижает значение совместно подписываемых в диалоге общих экклезиологических текстов и создает трудности воплощения и раскрытия богословия совместно подписываемых общих богословских текстов во всей жизни Старокатолической Церкви. Оба эти вопроса нуждаются в оценке компетентных богословов Православной Церкви с точки зрения экклезиологических и церковных последствий, с тем чтобы ускорить установление церковных предпосылок для восстановления церковного общения со старокатоликами. Успешное завершение этого богословского диалога благоприятно отразится и на результатах других диалогов, поскольку упрочит доверие к ним» (ЖМП. 1987. 6. С. 55). В 1987 г. в г. Кавала (Греция) состоялось последнее заседание Смешанной комиссии. Были приняты документы, подготовленные на предыдущем заседании в Минске: «Таинство Брака», «Таинство Священства», «Таинство Елеосвящения», «Таинство Покаяния», «Учение о последних событиях», «Церковное общение: предпосылки и следствия». Диалог был признан законченным, но незавершенным. По процедуре, предложенной III Предсоборным всеправославным совещанием, диалог считается завершенным после того, как все правосл. Церкви признают его результаты и Патриарх К-польский объявит о его окончании. Документы были разосланы правосл. и старокатолич. Церквам для дальнейшей работы, однако после 1-й священнической хиротонии женщины в Старокатолической Церкви (18 сент. 1999, Утрехт, Нидерланды) ситуация стала неопределенной. С Всемирной лютеранской федерацией (ВЛФ). I Всеправославное совещание (1961) рекомендовало правосл. Церквам укреплять отношения с Церквами Реформации. На IV Всеправославном совещании (1968) было принято решение создать Межправославную комиссию по диалогу с ВЛФ.

http://pravenc.ru/text/171923.html

антропологии и сформулированы важные общие позиции в области социальной этики, утверждающие незыблемость традиц. христ. принципов, особенно в сфере семейных отношений и воспитания молодежи. Многосторонние диалоги на всеправославном уровне С Древними Восточными (Дохалкидонскими) Церквами I Всеправославное совещание (1961) предложило, II Всеправославное совещание (1962) подтвердило предложение развивать взаимоотношения с Древними Восточными Церквами. Главным требованием к Древним Восточным Церквам было признание с их стороны IV Вселенского Собора в Халкидоне (451) вместе с томосом папы Льва I и принятие учения о двух естествах (волях) и действиях во Христе. ВСЦ активно участвовал в попытке объединения этих Церквей, организовав неофиц. консультации между богословами на темы «О Соборах» и «О Халкидонском Соборе». Консультации прошли в Орхусе (Дания, 1964), Бристоле (Великобритания, 1967), Женеве (Швейцария, 1970) и в Аддис-Абебе (Эфиопия, 1971). В Бристоле был выработан проект соглашения по доктринальным вопросам. В 1971 г., после заседания ЦК ВСЦ, была организована неофиц. встреча членов ЦК от этих конфессий по теме «Снятие анафем и канонизация святых». Затем правосл. Церкви создали Межправославную богословскую комиссию по диалогу с Древними Восточными Церквами, а те в свою очередь - Межориентальную комиссию. Встреча комиссий состоялась в 1979 г. в Шамбези. Обсуждались конкретные темы предстоящего диалога и его структура. 1-я офиц. встреча Смешанной комиссии по диалогу состоялась в 1985 г. в Шамбези, где подкомиссии было поручено подготовить общие тексты, к-рые должны быть представлены на пленум Смешанной комиссии для обсуждения и утверждения. В 1987 г. члены подкомиссии собрались в Коринфе (Греция) для изучения подтемы «К общей христологии» и констатировали, что, «хотя важнейшие термины употребляются и с различными оттенками, тем не менее обе ведущие диалог Церкви этими терминами выражают православное богословие» ( Скобей Г. На пути к единству: О богословском диалоге между Правосл.

http://pravenc.ru/text/171923.html

Впрочем, наличие в ВОЦ христиан, несогласных с базисом или даже «не имеющих ничего общего с догматическим христианством» 78 , не может служить препятствием для участия в Экуменическом движении православных. Ведь они отнюдь не считают, будто «глубоким убеждением Православной Церкви является то, что она является (?!) органическим членом ВСЦ», как об этом ошибочно и вопреки справедливому протесту представителя Элладской Церкви было заявлено некоторыми видными православными представителями на Всеправославном совещании в Женеве в июне 1968 года 79 . В своем выступлении на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году митрополит Никодим справедливо отмечал следующее: «Само собой разумеется, что „вступление” какой-либо Поместной Православной Церкви в содружество других, в том числе и неправославных Церквей, добровольно решивших объединить свои силы для деятельности в экуменическом духе, нельзя рассматривать как церковный в экклезиологическом смысле акт, ибо между Православной Церковью и христианскими неправославными обществами нет и не может быть органической связи, мыслимой только при полном единстве веры и благодатной церковной жизни» 80 . Ясно, и в то же время осмотрительно, мысль о желании Православной Церкви, как можно полнее сотрудничать с другими Церквами и христианами в рамках ВСЦ высказал на Женевском Всеправославном Совещании 1908 года глава делегации русской Православной Церкви митрополит Никодим: «Участие Православных Церквей во Всемирном Совете Церквей, – сказал он, – должно быть полным и всесторонним, чтобы мы могли всем нашим не православным братьям во Христе дать всё сокровище древнего и вечно живого Православия. Й с этим мы все вполне согласны» 81 . Участие Русской Православной Церкви в богословских дискуссиях в рамках ВСЦ. Понимание православными путей восстановления общехристианского единства и своей ответственности как свидетелей веры и Предания Древней Неразделенной Церкви Богословская, деятельность Русской Православной Церкви и рамках Всемирного Совета Церквей наиболее наглядно может быть охарактеризована на следующих примерах:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

9. Ответ на 7., Русский Сталинист: И, наверное, тот, кто в 1946 г. покончил с Брестской унией 1596 г. и передал униатские приходы Московской Патриархии, вернув тем самым тысячи людей в лоно истинной Матери-Церкви? Чтобы через 50 лет эти приходы забрали назад и вместе с ними, в отместку, ВСЕ православные храмы Западной Украины. А ещё через четырнадцать лет внуки " вернувшихся " станут вдохновенно метать " коктейли Молотова " в киевскую милицию, а " евроинтеграцию " мотивировать " страшилками " о Сталине. И, видимо, тот, кто провёл Всеправославное Совещание в 1948 году, осудившее экуменизм и папизм? И в этом же году ставший отцом-основателем Израиля. 8. Re: Юные безбожники против родителей Теперь эти дети постарели, но по-прежнему пишут на форумах..... 7. Ответ на 6., Лебедевъ: И, наверное, тот, кто в 1946 г. покончил с Брестской унией 1596 г. и передал униатские приходы Московской Патриархии, вернув тем самым тысячи людей в лоно истинной Матери-Церкви? И, видимо, тот, кто провёл Всеправославное Совещание в 1948 году, осудившее экуменизм и папизм? 6. Ответ на 4., Русский Сталинист: Чё-то наши сталинисты примолкли... Во время Великой Отечественной войны СВБ не работал. В 1947 г. он был ликвидирован..Вопрос на засыпку антисталинистам: кто в 1947 году правил СССР?Просьба ответить на вопрос. Наверное тот, кто с 1947 г. запретил новые приходы открывать. 5. Ответ на 2., Лебедевъ: А какой датой, позвольте поинтересоваться милостивый сударь, датировано сие выступление тов. Сталина? 13 апреля 1928 г. Спасибо, вопросов больше нет. 4. Ответ на 2., Лебедевъ: Чё-то наши сталинисты примолкли... Во время Великой Отечественной войны СВБ не работал. В 1947 г. он был ликвидирован. . Вопрос на засыпку антисталинистам: кто в 1947 году правил СССР? Просьба ответить на вопрос. 3. Ответ на 2., Лебедевъ: Чё-то наши сталинисты примолкли... Зато Лебедев не может молчать. Так победим! 2. Re: Юные безбожники против родителей /////////И.В. Сталин докладывал на активе Московской парторганизации о работе Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП (б). Напомнив реакцию населения на кампанию изъятия церковных ценностей в 1921-1922 гг., он подчеркнул, что теперь важнее «связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с кровными интересами масс и повести её таким образом, чтобы она, эта кампания, была понятна для масс, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами»/////////////////////////////Чё-то наши сталинисты примолкли...

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/24/...

— Можно ли считать одной из причин создавшейся ситуации недостатки, выявившиеся в процессе подготовки к Собору? Насколько грамотно она была организована? — К сожалению, предсоборный процесс в плане своей организации был далек от совершенства, механизм предсоборных совещаний не был достаточно эффективным. Подготовительные мероприятия созывались нерегулярно, иногда с весьма значительными перерывами, причина которых иной раз нам была не понятна, и всегда были ограниченными по времени, что делало крайне затруднительным содержательные, свободные дискуссии по документам. Предложение Русской Церкви, а также некоторых других Поместных Церквей, сделать Секретариат по подготовке Собора постоянно действующим всеправославным органом, в который Поместные Церкви могли бы делегировать своих ведущих богословов и канонистов, к сожалению, не было вовремя услышано. Лишь по итогам состоявшегося в январе этого года в Шамбези Собрания Предстоятелей был создан Всеправославный секретариат Святого и Великого Собора, но в реальности принцип его работы мало чем отличался от предсоборных совещаний и подготовительных комиссий, спорадически собиравшихся на кратковременные заседания. Ни один по-настоящему существенный вопрос так и не был разрешен за время работы Всеправославного секретариата, занимавшегося исключительно вопросами технического характера. — С чем, на Ваш взгляд, связана критика соборных документов, имевшая место в целом ряде Поместных Православных Церквей? — В самом факте наличия критических замечаний в адрес соборных текстов нет ничего удивительного или неожиданного. Цель публикации проектов документов Всеправославного Собора как раз и состояла в том, чтобы дать возможность архипастырям, клирикам и мирянам изучить эти тексты, высказать свое отношение к ним, указать на возможные неточности, противоречия в них, если таковые имеются. Предполагалось, что выявленные таким образом обоснованные, действительно принципиальные замечания будут в дальнейшем учтены либо на самом Соборе, либо в оставшееся до его начала время. Такая «обратная связь» совершенно необходима для того, чтобы итоговые, уже принятые Собором тексты, были впоследствии приняты не только участниками Собора, но и всей Церковной Полнотой.

http://pravoslavie.ru/94313.html

Исследование, имеющее отношение к диалогу с Древними Восточными Церквами, было выполнено по поручению Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства также проф. прот. Л. Вороновым . В декабре 1983 г. он представил Комиссии доклад, содержащий, в частности, богословскую разработку одной из тем, одобренных Всеправославным Совещанием на о. Родос (1961 г.): «Православие и меньшие Древние Восточные Церкви». Этот доклад был направлен в Межправославную подготовительную комиссию, учрежденную четвертым Всеправославным Совещанием 1968 г., в качестве официального документа от Русской Православной Церкви 223 . В завершение настоящего обзора можно подвести некоторые итоги словами покойного митрополита Никодима, сказанными им в докладе «К вопросу о сближении халкидонского и нехалкидонского богословия в их восприятии святоотеческой христологической доктрины», который был прочитан в 1969 г. в Аддис-Абебе: «Мы полагаем, что уже в настоящее время существует значительное согласие между богословами Церквей, признающих и не признающих Халкидонский «Орос», в области, где еще недавно отсутствовало взаимопонимание... Мы искренне надеемся на то, что при помощи Божией постепенно будут разъясняться и отпадать те недоразумения, которые исторически возникли в результате действия многих небогословских факторов, и что, идя путем тесного, братского сотрудничества в углубленном изучении святоотеческого наследия, мы будем неуклонно приближаться к благословенному моменту, когда Господу благоугодно будет даровать нам радость полного общения в вере и исповедании Его единым сердцем и едиными устами» 224 . Глава 5. Православно-англиканский диалог Одну из важных сторон деятельности СПбДА составляют ее труды по развитию православно-англиканского диалога. История Англиканской Церкви, привлекшей во второй половине XIX в. внимание православных богословов своим возрождением, обстоятельно изучалась питомцами СПбДА. В этот период представители так называемой «Высокой Церкви» (Hight Church) стремились выявить пути сближения с Православной Церковью. С 1867 г. в Лондоне начал издаваться журнал «The Orthodox Catholic Review», освещавший историю, вероучение и повседневную жизнь Православной Церкви. Приветствуя это начинание, способствовавшее сближению Англиканской Церкви с Православием, Святейший Синод Русской Православной Церкви постоянно оказывал поддержку данному изданию 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

И все же Всеправославное Совещание стало заметным событием в истории. Именно здесь были даны ответы на, тревожившие православный мир, вопросы – вопросы о законности англиканской иерархии (фактически, вопрос о том, можно ли признавать апостольское преемство в организации, которая не считает священство таинством), о новом календарном стиле, а также о допустимости участия Церкви в экуменическом движении. Хотя во Всеправославном совещании и не приняли участие некоторые представители Поместных Церквей, все-таки, мировое православие было представлено восемью Церквами – Антиохийской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Албанской и Польской. Всеправославное совещание высказалось против участия Православных Церквей в экуменическом движении, вынесло решение, что григорианский календарь, принятый некоторыми Поместными Церквами не может быть основанием для разделения, а также постановило, что англиканская иерархия не является законной, по причине заметных отступлений Англиканской Церкви от Предания 582 . Хотя результаты совещания, в целом, были предрешены заранее, доклады, произнесенные на мероприятии архиепископом Серафимом, сыграли свою роль. Главной проблемой, которая обсуждалась на Совещании, была проблема участия Православной Церкви в экуменическом движении. В начале XX века экуменизм рассматривался, как способ диалога с инославным миром, для знакомства его с православием . Путь диалога оказывался вполне оправданным, достаточно вспомнить присоединение к Церкви закавказских несториан или диалог с англиканами, в котором участвовал святитель Агафангел (Преображенский) 583 . К сожалению, со временем, диалог уступил место религиозному равнодушию, выражением которого стали слова митрополита Платона (Городецкого) , сказанные в XIX веке: «перегородки, которые настроили люди в церкви, не доходят до неба» 584 . Ради мнимого единства, стали возможны и самые широкие компромиссы в вопросах догматики, когда «диалог любви» стал предшествовать богословскому диалогу, а то и вовсе заменять его. Протоиерей Василий Зеньковский , ставший одним из выразителей такого пути, писал, например, что, для спасения, достаточно верить во Христа и в спасительность своей конфессии 585 . Таким образом, по мнению протоиерея В. Зеньковского , для спасения вовсе не обязательно было принадлежать к Православной Церкви. Такой подход был вполне приемлем для протестантских конфессий, но для православного христианина звучал абсурдно и даже кощунственно. Неудивительно, что само понятое «экуменизм», при такой постановке вопроса, дискредитировало себя в глазах православных христиан и стало звучать, чуть ли, не как оскорбление, подразумевающее равнодушие того или иного церковного деятеля к чистоте учения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Патриарший Местоблюститель: Встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле способствовала упрочению православного единства 25 января 2009 г. 14:30 25 января 2009 года в докладе на Архиерейском Соборе Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к важнейшим событиям последних месяцев Первосвятительского служения почившего Предстоятеля. В частности, владыка Кирилл отметил, что участие во встрече Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле 10-12 октября 2008 года делегации Русской Православной Церкви, которую на заключительном заседании возглавил Святейший Патриарх Алексий, служило упрочению православного единства. «В соответствии с определением Архиерейского Собора, принятым в июне прошлого года, делегация Русской Православной Церкви в Стамбуле включала Предстоятелей Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата », — сообщил Патриарший Местоблюститель. Он также рассказал о достигнутом компромиссном решении: хотя митрополит Стефан, глава не получившей общеправославного признания «Эстонской автономной Православной Церкви», присутствовал на встрече, однако он не подписывал ее итогового документа, а сама эта церковная организация не упоминалась среди участников. «Более того, в итоговом документе встречи было зафиксировано решение, что в будущем при проведении всеправославных совещаний, необходимых для уврачевания канонических нестроений, будут приглашаться к участию только Автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до всеправославных совещаний на Родосе. Таким образом, церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии более не будет привлекаться для участия в подобных встречах», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Докладчик отметил, что конструктивная позиция представителей Московского Патриархата, выразившаяся в готовности совместно с другими обеспечивать решение весьма непростых задач, была встречена делегациями братских Поместных Церквей с пониманием и одобрением. «Встреча в Стамбуле предоставила возможность для литургического общения Предстоятелей Православных Церквей, а также для проведения переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем , на которых обсуждались вопросы двусторонних и общеправославных отношений, — рассказал Местоблюститель Патриаршего престола. — Прощаясь с Предстоятелем Константинопольской Церкви, Святейший Патриарх Алексий еще раз указал на особое значение церковного единства, к которому необходимо стремиться ради блага Вселенского Православия, с братской любовью и терпением преодолевая существующие разногласия». Пресс-служба Архиерейского Собора Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/538079.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010