II, 1 и сл. и ст. архим иоанна О церковном законодательстве (Христ. Чт., 1865, I, 368 и сл.). 1648 «Разве может кто поверить, что Бог наш вдохновляет справедливостью суда только одного кого-нибудь, а не дает ее многочисленному духовенству, собранному на соборе»? пишет в своем послании Карфагенский собор 419 Г. (мой «Зборник», стр. 224). 1649 Ап. кан. 37, I Всел. соб. кан. 5, IV Всел. 19, Трул, 8, VII Всел. 6, Антиох. 20, Карфаг. 18 и 73. 1652 Название «Вселенский», οκουμενικ. производится от слова: οκονμνη( γ) – населенная земля и обозначает «всеобщий». Οκουμνη в древнее время обозначало римское государство; так, евангелист Лука пишет: ξλθεν δ γμα παρ Κα σαρος Αγοστου πογρφεσθαι π σαν τν οκουμνην (изыде заповедь от кесаря Августа написатн всю вселенную. 2:1). Слово это, присоединенное к собору, обозначает характер всеобщности, которую должен иметь этот собор. О Вселенских соборах всего полнее говорится у C. J. von Hefele, Conciliengeschichte, именно в первых трех томах II издания (Freiburg im Breisg., 1873–1877); этот замечательный труд есть во франц. переводе (Paris, 1869 sq.) См. и книгу E. Michaud, Discussion sur les sept conciles oecuméniques étudies au point de vue traditionnel et libéral (Berne, 1878) и cp. «О васеленск. соборима» в моем издании «Правила с тумачен.» (II изд., стр. 29–73). 1653 Пространный катехизис, о 9 чл.; I Всел. соб. кан. 2, UII Всел. 8. Подобно этому определяет Вселенский собор и Hefele, но добавляет: unter dem Vorsitz des Papstes oder seiner Legaten (I, 3). 1654 На II Вселенском соборе было только 150 епископов, а на некоторых поместных соборах, особенно на Карфагенском, было вдвое более. 1655 Напр., на II Вселенском соборе присутствовали только предстоятели восточных церквей и все-таки, вследствие всеобщего признания его определений, он признается Вселенским и западною церковью. 1656 Напр. некоторые соборные определения могут быть единодушно постановлены всеми собравшимися на соборе церковными предстоятелями, но если при этом они не будут приняты всем клиром и народом, то не получат и вселенского значения, а также и собор, постановивший их, не может тогда считаться вселенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

15); и снова повторяет Собор VII вселенский (прав. 14). 34 . Поскольку свящ. правило ясно возвещает и сие, что преступление соумышления, или составление скопища, и внешними законами совершенно воспрещено; много же паче надлежит воспретити, да не бывает сие в Церкви Божией: то и мы тщимся соблюдати, да, аще некие клирики, или монахи усмотрены будут вступающими в соумышления, или скопища, или строющнми ковы епископам, или соклирикам, совсем да низвергаются со своего степени (см. IV Всел. прав. 18). 35 . По смерти епископа, имение его, или Церкви его, да состоит под охранением клира тоя Церкви, коея предстоятелем был преставльшийся, даже до произведения иного епископа: разве когда не останется клириков в Оной Церкви. Тогда митрополит да соблюдает оное в целости, и все да предаст епископу, который поставлен будет (см. Апост. пр. 40. IV Всел.22:25). 36 . Возобновляя законоположенное святыми Отцами, определяем, да имеет престол константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем: после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол антиохийский, а за сим престол града Иерусалима. Первенство цареградской кафедры, после римской, как старейшей в составе вселенской иерархии, признано было уже на II вселенском Соборе (пр. 3), и вполне утверждено равенство между ними на Соборе IV вселенском (пр. 28). Древние преимущества кафедр: александрийской, антиохийской, иерусалимской, также определены на первых вселенских Соборах (I всел. 6, 7. II всел. 2). Но преимущества чести всегда отличались от прав власти, так что первенство, предоставленное римскому иерарху, никогда не давало ему власти над прочими кафедрами, равно и возвышение цареградского нисколько не служило к унижению других. Вообще же церковная важность кафедр определялась по знатности, в государственном отношении мест, занимаемых ими. Так напр. с перенесением столицы из Рима в Константинополь, возвысилась важность цареградской кафедры и сравнена с римскою; а александрийская, хотя и старейшая и прежде равносильная римской (I всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Ввеннский Вер, еп. Везонский Даон, еп. Лионский Воций, еп. Триденский Агреций – по одному заклинателю; еп. Реймский Имбетозий, еп. Кельнский Матери и еп. Бордосский Ориеталий – по одному диакону. На Эльвирском соборе 309 г. было 19 епископов, 26 пресвитеров, диаконы и множество народа. На Александрийском соборе 321 г., вместе с предстоятелями Египта и Ливии (около ста), были и пресвитеры. На Константин. соб. 394 г. были епископы «со всем освященным чином». В V в. Римские соборы 461, 465, 487 гг. состояли из епископов, пресвитеров и диаконов. Константин, соб. 536 г. при патриархе Мине включал в себе и весь клир столицы. На соб. Мопсуетском 549 г. кроме 9-ти епископов были 10 жителей этого города, все пресвитеры, диаконы, иподиаконы и чтецы Мопсуетской церкви. На I всел. соб. (325 г.) «вместе с епископами прибыло много пресвитеров и диаконов» (Деян. всел. соб. т. I 19 стр.). «Сопровождавшим их (епископов) пресвитерам, диаконам, чтецам и многим другим и числа не было» (Сократ Схоласт. Ц. Ист. кн. I, 8 гл. 33 стр., сравн. Евсевий; Цер. Ист. т. И, кн. III, гл. 8, 173, 174 стр.; «тогда же явились в Никею и некоторые из языческих философов» (Деян. всел. соб. I т. 19 стр.; см. «Соборное опровержение мнений философа по имени Фэдона» 104–157 стр.). На IV всел. соб. (451 г.) епископы – Константинов, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский имели с собой «подчиненных им иереев и лиц, имевших старшинство в сенате» (Евагрия Ц. Ист. кн. II, гл. 4, 60–61 стр.). На всех заседаниях этого собора присутствовали сенат и сановники (последних было 20), которые во все время собора принимали самое деятельное участие в делах; на одном из заседаний (40-м) был даже император Маркиан с императрицей Пульхерией и произносил речь. На VI всел. соб. (680 г.) кроме 170-ти епископов присутствовали: император Константин Пагонат, занимавший даже на большинстве заседаний место почетного председателя, 13 сановников, принимавшие также деятельное участие в делах собора. На VII вс. соб. (787 г.) кроме 350 епископов было много архимандритов, игуменов и иноков (131) и несколько сенаторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

861 г. Константинопольский (Двукратный) Собор 879 г. Собор, бывший в храме Святой Софии, Премудрости Божией Список сокращений I Всел. – правила Первого Вселенского Собора II Всел. – правила Второго Вселенского Собора III Всел. – правила Третьего Вселенского Собора IV Всел. – правила Четвертого Вселенского Собора VII Всел. – правила Седьмого Вселенского Собора Анкир. – правила Поместного Анкирского Собора Антиох. – правила Поместного Антиохийского Собора Апост. – Апостольские правила Васил. – правила святителя Василия Великого Гангр. – правила Поместного Гангрского Собора Двукр. – правила Поместного Константинопольского Собора, называемого Двукратным Карф. – правила Поместного Карфагенского Собора Кирилл. – правила святителя Кирилла Александрийского Конст. – правила Поместного Константинопольского Собора 394 года. Лаодик. – правила Поместного Лаодикийского Собора Неокес. – правила Поместного Неокесарийского Собора Нисск. – правила святителя Григория Нисского Премудр. – правила Поместного Константинопольского Собора, бывшего в соборе Софии Премудрости Божией Сардик. – правила Поместного Сардикийского Собора Трулл. – правила Трулльского Собора Феофил. – правила Феофила, патриарха Александрийского Источники 1 . Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2004. 2 . Булгаков С. В. , протоиерей. Настольная книга для священноцерковнослужителей (сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства): В 2 т. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 3 . Григорий (Грабе), епископ. Каноны Православной Церкви: В 3 ч. СвятоТроицкая Православная миссия, 2001. 4 . Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа ДалматинскоИстрийского: В 2 т. М.: Отчий дом, 2001. 5 . Цыпин В. А., протоиерей. Церковное право. М.: Издво Сретенского монастыря, 2009. 6 . Статьи из Православной энциклопедии: Вселенский I Собор http://ww.pravenc.ru/text/155490.html. Вселенский II Собор http://ww.pravenc.ru/text/155492.html.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

377 См. письмо Фирмилиана между письмами св. Киприана. Творения его. Т. I, 374—388. Киев, 1891. 378 Более других возросло значение Кесарии. Lübeck . Op. cit. S. 189—190. Церковный авторитет и Ираклии, конечно, поднялся, после того, как в ведении ее иерарха очутилась новая христианская столица (Константинополь принадлежал к ее церковному округу). 379 Lübeck , S. 161 (здесь перечислены и те провинции, которые вошли в состав диоцезов). 380 Деяния Всел. соборов. Русск. пер. Т. I, стр. 100. Казань, 1887. 381 Недаром древний лексикограф Сеида выражался: «Византии настолько же меньше Рима, насколько он больше всех остальных городов» (Lübeck , 206). 382 Hefele отвечает на этот вопрос положительно (В. II, S. 18. Freib., 1875); но Lübeck очень обстоятельно и основательно опровергает это мнения Гефеле. (S. 212—217). 383 Пример деятельности собора ενδημοσα представляет известный Константинопольский собор 448 г. (Деян. Вселен, соборов, т. III). Сведения о соборе ενδημοσα можно найти: у Mansi . Concilia. Tom. VII, p. 92 (Дeяhbz..., IV, 42. Казань, 1878); У проф. Т. В. Барсова , Константинопольский патриарх и его власть над русск. церковью, стр. 41. 236—237. СПб., 1878; у проф. Ф. А. Курганова . Отношения между церковной и гражданской властью в визант. империи, стр. 125 — 128. Казань, 1880; у Hergenröther " a. . Photius... , В. I, 38. 384 Церк. история Сократа , VI, 11. Церк. история Созомена , VIII, 6. Palladii . Dialogue historicus: Migne . Gr. ser., torn. 47, col. 47—48, 50—51. 385 IV Вселен. Халкид. собор, деяние 11. 386 Сократ , VII, 48. 387 Там же, VI, 17. 388 См. еще: IV Вселен, собор, деян. 16. и проф. Барсов . Константинопольский патриарх, стр. 43—44. 389 Сократ , VII, 28. Hergenröther . Photius, I, 45.48. 390 Hefele . Conciliengesch. II, 94 (собор 403 г.). 391 Сократ , VII, 28. 392 Деян. Всел. соборов в русск. пер. Т. II, 13—14.25. 393 Mansi . Concilia, VII, p. 89. 92. (Деяния... , в рус. пер. IV, 41—42). 394 Mansi , VII, 292 (Деян. Всел. соб. IV, 118—119). 395 То же утверждает и проф. Барсов . Константинопольский патриарх, 54—55.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

1 . Мы признали справедливым соблюдать правила святых отцов доныне изложенные на каждом Соборе. Ср. VI Всел. 2; VII Всел. 1; Карф. 1. 2 . Если некоторый епископ за деньги совершит рукоположение, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или кого-нибудь другого из числящихся в клире; или за деньги произведет во эконома, евдика (заступника за бедных и страждущих от несправедливости), парамонария (пономарь, при священных местах для охранения приходящих) или вообще в какую-либо церковную должность, ради своего гнусного прибытка: таковый быв обличен за то, что на это покусился, да будет подвержен лишению собственной степени; а поставленный отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством, но да будет чужд достоинства или должности, которую получил за деньги. Если же кто-нибудь явится посредствующим в таком гнусном и беззаконном мероприятии то и он, если из клира, да будет низвержен со своей степени, если же мирянин или монашествующий, да будет предан анафеме. См. объяснение 29 Апост. Правила и указанные там параллельные правила. 3 . Дошло до святого Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнусного прибытка, берут на откуп чужия имения и устрояют мирские дела. О Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются и из сребролюбия принимают поручения об имениях. Поэтому святый и великий Собор определил, чтобы впредь никто – ни епископ, ни клирик, ни монашествующий – не брал на откуп имений и не вступал в распоряжение мирскими делами, разве только по законам он будет призван к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ города поручит кому иметь попечение о церковных делах или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить это определение: то такой да будет подвергнут церковному наказанию. Настоящее правило повторяет по существу требование 81 Ап. правила, чтобы всё внимание священнослужителей направлялось на служение Церкви и чтобы они коммерческими предприятиями не отвлекались от своих прямых обязанностей. Ср. IV Всел. 7; VII Всел. 10; Карф. 19; Двукр. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

(Ап. 34; I Всел. 5; II Всел. 2; IV Всел. 19; Трул. 8; VII Всел. 6; Антиох. 20; Лаод. 40; Карф. 18,73). Каждый епископ в своей епархии самостоятелен во всем, касающемся внутреннего епархиального управления и определенных правилами епархиальных дел; но эта его самостоятельность тотчас же прекращается, как только является необходимость решить какое-либо дело, касающееся веры или церковной дисциплины, или вообще выходящее из обычных границ епархиального устройства. В таких случаях епархиальный епископ является зависимым от голоса и решения остальных епархиальных епископов данной областной церкви и ее первенствующего епископа (Ап. 34 и парал. правила), следовательно, зависимым от собора епископов. Только в соборе епископов каждой отдельной областной церкви концентрируется полнота церковной власти данной области, точно так же, как в соборе епископов всех церквей концентрируется вся полнота церковной власти вселенской церкви. Это - основное учение православной церкви, которое основывается на божественном праве. Основатель церкви во всех Своих установлениях имел всегда в виду слабость человеческой природы и давал относительно церкви такие заповеди, которые, имея в виду эту слабость, возможно было бы исполнить. В силу человеческой природы совместная работа многих легче приводит к желанной цели. При совместной работе более заметна сущность известной вещи, с большей уверенностью решается дело, укрепляется личная воля, легче открываются ошибки, легче достигается установленная цель церкви; в то же время такою работою поддерживается христианское смирение и сознание собственного несовершенства. К этому Иисус Христос прибавил еще одну новую заповедь, заповедь о взаимной любви, которая всех соединяет в едином духе и мысли, все животворит и укрепляет. Это достигается только братским общением и взаимообменом мнений на соборе, потому что, если каждое отдельное лицо, как бы оно ни было расположено к добру, захочет руководствоваться исключительно своим мышлением, то этим никогда не достигается единство, а между тем только по единомыслию и познается истинная церковь Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Заблагоразсуждено такожде, день покланяемыя пасхи возвещати всем чрез приписание под определениями собора. День же собора да соблюдается тот самый, который назначен на иппонском соборе, то есть двадесять первый августа. И о сем должно написании к первенствующим всех областей, дабы, когда созывают собор у себя, сей день оставляти неприкосновенным (Ап. 37; I всел.5; IV всел.18; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20 карф. 34, 51, 95, 106). На основании постановления 51 правила этого собора, должно было ежегодно объявлять всем церквам проконсульской Африки после общего собора, созывавшегося в Карфагене, о дне, в который надлежало в текущем году праздновать Христово Воскресение. Последнее было установлено еще на иппонском соборе 393 г., а затем возобновлено 34, 51 и наконец данным (73) правилами настоящего собора 419 года. На том же иппонском соборе было установлено также, в какое время надлежит ежегодно созывать общий епископский собор для Африканской церкви. То же подтверждается и данным собором, причем днем Созыва Собора указывается ο εε (ante decimum calendas Septembris), т.е. 21 августа В этом же правиле карфагенские отцы предписывают всем первенствующим епископам (митрополитам) строго соблюдать этот день в своих епархиях, т.е. созывать свои обычные епархиальные соборы с тем расчетом, чтобы к указанному дню, когда надлежит собраться общему собору, все их дела были вполне закончены. Примечания: 155. Прав. 8 карф. собора 401 г.; в Кормчей прав. 71. 156. Толкование Зонары и Вальсамона в Аф. Синт., III,489. Правило 74(85). Такожде определено, да не будет позволено никакому временно управляющему епископу удерживати за собою престол, который ему поручен, яко временно управляющему, по причине разногласия и распрей в народе: но да тщится он в течении года избрати ему епископа. Аще же вознерадит о сем: то по окончании года иной временно управляющий да изберется (Ап. 36; IV всел. 25; трул. 35). Вдовствующей церковью управлял обычно клир этой церкви до тех пор, пока для нее не поставлялся новый епископ (Ап.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

91 Поэтому и Афанасий Великий в апологии к императору говорит так: «Обвинители – мелетиане, которым и вовсе не должно верить: раскольниками и врагами Церкви они стали не сейчас, но еще во время блж. Петра, ставшего мучеником» (Athanas. Alex. Apol. contra arian. 11//PG 25b, 268A). О том же, почему правило назвало еретиками раскольников и самочинно собирающихся, смотри в 3-м примеч. к 1-му правилу Василия Велик. 92 Слово «диоцез» имеет много значений, когда речь идет о церковных делах. Оно может означать: 1) епископию и приход каждого епископа, согласно Карфаг. 62; 2) область митрополита, по IV Всел. 28; 3) области многих митрополитов, находящиеся в одном диоцезе, согласно данному правилу II Всел. 6; 4) область каждого патриарха, как говорится во многих местах Соборных деяний, например, Эфесского собора: «Святой Собор восточного диоцеза»; 5) области двух или трех патриархов вместе, как было сказано на VII Вселенском соборе: «...Иоанна и Фомы, местоблюстителей восточного диоцеза, т. е. Антиохии и Иерусалима». Основываясь на этом истолковании, можно сказать, что в словосочетании «Собор диоцеза» слово «диоцез» никогда не употребляется в 1-м и 2-м значении, но в 4-м и 5-м значении употребляется несомненно: и в древности, и до сих пор такой Собор действовал и действует. Собор диоцеза со словом «диоцез» в 3-м значении был в силе в древности, согласно данному соборному правилу, а также согласно IV Всел. 9 и 28; после же IV Вселенского собора такой Собор прекратил свою деятельность. Поэтому и Юстиниан в 29-м постановлении 4-го тит. 1-й кн. [Кодекса] (Фотий. Номоканон. Тит. 9 , гл. 6) совсем не упоминает о нем, когда говорит о разногласиях между епископами и клириками: «Один ли митрополит будет судить епископа или клирика, или он будет судить со своим Собором (т. е. если станет судить Собор митрополичьей области), патриарх диоцеза имеет право пересмотра, и вынесенным им решениям подчиняются, как если бы он судил с самого начала. Ибо решения патриархов не подлежат апелляции». Правило говорит здесь о «Соборе диоцеза». В правилах IV Всел. 9 и 28 говорится об «экзархе диоцеза», который не есть патриарх, о чем мы скажем в толковании тех правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

( IV Всел. 2 , 23 ; Карф. 97 ). Обязанность епископа, – говорит в толковании данного правила Зонара, – состоит не только в том, чтобы учить вверенных ему людей, но и предстательствовать за них, когда они терпят неправду, и по возможности защищать их. Видя, что некоторые богачи притесняют убогих и причиняют им всякое зло, а в то же время епископы не обладают достаточной силой, чтобы защищать их от насилия, карфагенские отцы постановляют в данном правиле ходатайствовать у императоров о назначении особых защитников-экдиков ( κδκους, defensores), которые имели бы возможность вместе с епископами оберегать бедных от насилия богачей и тем избавить церковь от непрестанных выслушиваний жалоб, с которыми обращались к ней притесняемые богачами. То же ходатайство было возобновлено и в 97 правиле данного собора. Просьба отцев была удовлетворена императорами Феодосием и Гонорием, постановившими, что при каждой епископской кафедре должен находиться особый экдик, совместно избираемый епископом, духовенством и видными гражданами. Правило 76 (87) Постановлено, чтобы каждый раз, когда надлежит собратися собору, благовременно приходили на оный епископы, которым не препятствует ни старость, ни болезнь, ниже какая либо тяжкая необходимость: и да извещаются первенствующие, каждый от своея области, о всех епископах, в двух ли, или трех местах составляются собрания их, и от каждого из сих частных собраний почередно избираемые неотменно да приидут ко дню собора. Когда же прийти не возмогут, по множеству каких либо затруднений, как сие может случитися: то, аще не изъяснят своему первенствующему епископу встретившегося им препятствия, должны таковые довольны быти общением в своей токмо церкви.   ( Ап. 37 ; I Всел. 5 ; IV Всел. 19 ; Трул. 8 ; VII Всел. 6 ; Антиох. 20 ; Лаод. 40 ; Карф. 18 , 73 , 77 , 95 ).   Здесь речь идет о таком соборе, о каком мы говорили в толковании третьей части 18 правила данного собора, т.е. об общем соборе всей Африканской церкви. В последней было такое множество епископов, что все они, конечно, не могли являться на общий собор ( κοινν σνοδον, geiieralem synodum), a из каждой епархии приезжали избранные для этого представители (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010