Еда по человеку сия глаголю? не и закон ли сия глаголет? «По человеческому ли рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?» Потому ли только я говорю это, что так введено человеческими обычаями, или, что так рассуждают люди? Не то же ли повелевает и закон Божий? В Моисеове бо законе писано: да не заградиши устен вола молотяща. Еда о волых радит Бог? «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего ( Втор.25: 4 ). О волах ли печется Бог»? Буквально закон говорит о волах, чтобы, когда, по восточному обычаю, волы молотят пшеницу, не препятствовали им есть пшеничные колосья. Апостол здесь без сомнения не то говорит, будто Бог не печется о волах. По слову Господа, и ни один из воробьев не падает на землю без воли Отца небесного ( Мф.10:29 ). Но смысл апостольских слов такой: давая этот закон, о волах ли только печется Бог? Или нас ради всяко глаголет? Нас бо ради написася, яко о надежде должен есть оряй орати. и молотяй с надеждою своего упования причащатися. «Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас сие написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, с надеждою – получить ожидаемое». Цель закона о незаграждении уст вола молотящего, по разуму Апостола, та, чтобы научить Евреев признательности к учителям. «Закон о незаграждении уст вола молотящего, по изъяснению Златоуста, означает не что иное, как то, что трудящиеся учители должны получать вознаграждение» 65 . Сказавши: «или, конечно, для нас говорится», Апостол показанную цель опять доказывает сравнением с обыкновенными человеческими трудами: «ибо кто пашет, говорит, должен пахать с надеждою, и кто молотит с надеждою – получить ожидаемое». Смысл слов такой: кто трудится, возделывая духовную ниву посредством засевания оной семенами слова Божия, тот трудится с надеждою получить возмездие за труды. Чем усерднее и продолжительнее этот труд, тем более трудящийся надеется получить ожидаемую награду. Чрез это сравнение Павел опять показывает, как велики труды проповедников слова Божия, которые сами и пашут, и молотят на ниве Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Миссионерский поход апостолам надлежит начать с народа Господня. Время для обращения мира еще впереди; пока же Иисус заповедует: На путь к язычникам не идите и в город самарянский не входите. Идите лучше к овцам погибшим дома Израилева.   Даже Себе Он ставит эти границы. [ 6 ] Израильтянам первым был дан Завет через Моисея и пророков, и поэтому они первые должны оказаться перед выбором: принять благовестие или отринуть его? Ученикам не следует думать, что им поручено легкое дело. Многие с радостью встретят их, но еще больше появится у них противников. Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте разумны, как змеи, и бесхитростны, как голуби. Берегитесь же людей: ибо они предадут вас в судилища, и в синагогах своих подвергнут вас бичеванию, и к правителям и царям поведут вас за Меня во свидетельство им и язычникам. И, когда предадут вас, не заботьтесь, как или что вам сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Продаст же брат брата на смерть, и отец дитя свое; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое. Претерпевший же до конца, он и будет спасен… И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь лучше могущего и душу и тело погубить в геенне. Не два ли воробья продаются за ассарий? И ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: Вы лучше многих воробьев. [ 7 ]   Те, кто вручил себя Иисусу, освобождаются от рабства «миру сему». Господь всегда с ними, Он сделал их Своими «друзьями» с того момента, как они пошли за Ним. Царство, которое им предстоит возвещать, есть Царство Сына Человеческого. Верить Богу — значит верить Иисусу. Всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедую и Я перед Отцом Моим, Который на небесах. И кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я от него перед Отцом Моим, Который на небесах.   Нередко бывает справедлива пословица: «Враги человеку домашние его». Пусть даже самые близкие люди будут отвращать апостолов от их служения, они должны помнить, что обрели иное, высшее родство и ему, прежде всего, должны хранить верность. «Любящий отца или мать более Меня недостоин Меня». [ 8 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Хотя, конечно, не так легко это делать, когда ты один. Когда нет вокруг тебя людей. И когда я приезжала, просила устроить себя на работу в его городе Гжатск в любом месте работать. Уборщицей, где угодно, в любом учреждении. А он мне говорил: зачем? Я отвечала, что могла бы приходить к нему и имела бы то, без чего я не могу. А он говорил, что это было бы мне только вредно. Он говорил про себя, что если человек знает, как жить, но не живет так, то это будет только во вред тому, кто видит это. На самом же деле он жил так, но он смиренно о себе говорил, что «я знаю, как жить, но живу не так». Но он на самом деле так жил… И вот Алексей Ильич Осипов , который жил с ним все свое детство и молодость и очень долго застал батюшку, свидетельствует, что батюшка жил действительно святой аскетической жизнью. И для него не было чужих, своих. Если он видел, что надо помочь, он помогал целиком, всего себя отдавал. Но когда я умоляла позволить мне просто работать в Гжатске и приходить в храм, он говорил, что это будет только во вред. Но и потом, батюшка понимал, что Гжатск – это дыра, маленький город. Он советовал мне работать в епархиальном управлении и жить духовной жизнью. Имеешь книги и исполняй заповеди. Не знаю, что мне про батюшку рассказать еще. Вопрос из зала: А каких святых он почитал больше всего? Те святые, которые самые-самые дорогие для меня – это новомученики и новоисповедники. О них батюшка говорил, но мало говорил, потому что они не были тогда еще очень широко известны. Он сам был исповедником, правда? Батюшка очень любил древних отцов. И он советовал осторожно относиться к современным духовникам, которые не знают настоящего православного христианства, не знают аскетической жизни, а хотят только руководить и быть начальниками. Он просил быть очень осторожной. Если можно, исповедоваться у монашествующих. Если нет, можно и не у монашествующих. Но просто говорите свои грехи и не начинайте подчиняться командам. Он очень-очень остерегался таких людей и сам был очень осторожным в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

53. И когда вышел Он оттуда, книжники и фарисеи принялись упрямо наступать на Него и задавать вопросы без числа, 54. расставляя западни с целью поймать Его на слове.   12 Тем временем собралось великое множество народа, так что вышла давка; а Он сперва стал говорить, обращаясь к Своим ученикам: «Берегитесь фарисейской закваски, которая есть лицедейство. 2. Нет ничего сокровенного, что не вышло бы наружу, и ничего тайного, что не сделалось бы известным. 3. Поэтому то, что вы сказали во тьме, будет слышно при свете дня, и то, о чем вы шептались взаперти, провозгласят с кровель домов. 4. И Я говорю вам, как друзьям Моим: не бойтесь тех, кто умерщвляют тело и после этого уже ничего не могут сделать! 5. А кого бояться, Я скажу вам: бойтесь Того, Кто имеет власть после умерщвления ввергнуть в Геенну; да, говорю вам, вот кого бойтесь! 6. Разве пяти воробьям цена не две медные монеты? А ведь ни один из них не забыт у Бога. 7. А у вас и волосы на голове все сосчитаны. Не бойтесь: вам цена больше, чем множеству воробьев. 8. И Я говорю вам: кто воздаст Мне честь перед людьми, тому и Сын Человеческий воздаст честь перед Ангелами Божьими; 9. а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Сын Человеческий отречется перед Ангелами Божьими. 10. И кто скажет слово против Сына Человеческого, простится ему; но кто изречет хулу против Святого Духа, ему не простится. 11. А когда станут приводить вас в синагоги, и к начальством, и к властям, не тревожьтесь, как вам защищаться и что сказать; 12. потому что Дух Святой научит вас в тот самый час, что надо сказать». 13. Тут кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи моему брату, чтобы он поделился со мной наследством!» 14. Но Он ему сказал: «Любезный, разве Я поставлен у вас судить и делить между вами ваше добро?» 15. И Он сказал им: «Смотрите, берегитесь стяжательства, потому что даже при изобилии благ не от них зависит жизнь человека». 16. И рассказал Он им притчу: «У одного богача на полях был хороший урожай, 17. и он рассуждал сам с собой: " Что мне делать? Уродилось столько, что девать некуда! " 18. И решил он: " Вот что сделаю: снесу житницы, выстрою другие побольше, свезу туда весь урожай, все, чем богат, 19. и скажу своей душе: " Ну, теперь у тебя добра полно на многие годы; не думай ни о чем, ешь, пей да наслаждайся жизнью! " 20. Но Бог сказал ему: " Глупец! Этой же ночью душу твою востребуют от тебя; 21. так кому достанется то, что ты скопил? " Так бывает с тем, кто собирает богатства для самого себя, вместо того, чтобы обогащать себя в очах Божьих».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Когда же войдете в какой-либо город или укрепление, спрашивайте, кто в нем достоин, и у него оставайтесь, пока не уйдете. Входя же в дом, приветствуйте его, говоря: «Мир дому сему». И если будет дом тот достоин, снизойдет мир ваш на него, а если же не будет достоин, то вернется мир ваш к вам. И если кто не примет вас и не услышит проповеди вашей, выйдя прочь из дома или города, отряхните пыль с ног ваших. Истинно говорю вам: проще будет вынести день суда земле Содомской и Гоморрской, чем городу тому. Се, Я посылаю вас как овец среди волков. Посему будьте мудры как змеи и просты как голуби. Людей же берегитесь. Ибо предадут вас в собрания и в синагогах своих будут бичевать вас. И к правителям, и к царям поведут за Меня во свидетельство для них и для язычников. Когда же предадут вас, не думайте, как и что вам говорить, ибо дастся вам в час тот, что говорить. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же на смерть брат брата и отец – сына, и восстанут дети на родителей и умертвят их, и будете ненавистны всем за имя Мое. Кто же устоит до конца, спасен будет. Когда же будут преследовать вас в сем городе, бегите в иной. Истинно говорю вам, не сочтете городов Израильских, доколе не придет Сын человеческий. Ученик не выше Учителя и раб не выше господина своего. Довольно ученику быть, как учитель его; и рабу – как господин его. Если главу семейства называли Веельзевулом, то сколь больше – домашних его? Посему не бойтесь их. Ибо нет ничего сокрытого, что не откроется; и ничего тайного, что не станет известно. Что Я говорю вам во тьме, вы говорите на свету. И что услышите на ухо, проповедуйте с крыш. И не бойтесь тех, кто убивает тело, убить же душу не может, но больше бойтесь Того, кто может и душу, и тело погубить в геенне. Разве не два воробья продаются за асс, но и один из них не упадет на землю без Отца вашего? У вас же все волосы на голове исчислены. Посему не бойтесь: вы лучше многих воробьев. Посему всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую и Я пред Отцом Моим, сущим на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы копнули очень болезненную тему. Хорошо по этим вопросам высказывался протоиерей Владимир Воробьев, еще лет 20 назад он прочитал несколько лекций, которые легли в основу большой статьи, которая на «Азбука.ру» выложена, так и называется: «Исповедь и покаяние». Кому интересно, почитайте. Он довел остроту темы до максимума, и задал очень честные вопросы. Видите, обязательную исповедь перед Причащением наша Церковь не отменяет, и правильно делает, наверное. Если исповедь кругом отменить - не знаю, что начнется. Но, с другой стороны, если мы хотим причащаться часто, то нам и исповедоваться приходится часто, перед каждым Причастием, и мы неизбежно скатываемся до некоего формализма. А что делать? Не исповедоваться вовсе, или делать это реже, когда «накопилось»? Не знаю... В некоторых храмах настоятель, который знает своих прихожан, не обязует их исповедоваться перед каждым причащением, полагаясь на их христианскую совесть. Они приходят на исповедь, когда накипело, накопилось, когда человек что-то хочет исповедовать по-настоящему, когда оно его действительно мучает, тревожит. Если этого нет, люди просто получают благословение и идут причащаться. Однако другие духовники против такой практики. Не хочу спорить, как правильно. Духовенство пусть решает, это не наши вопросы. Но тема, видите, какая болезненная и непростая. Вопрос : - Послание Иакова 5-16: Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Параллельное место на этот стих Псалтирь 144, 19: Желание боящихся Его Он исполняет вопли, слышит и спасает их. Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на 18-18 от Матфея: Истинно, истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе. И здесь он конкретно делает акцент, который Вы знаете, о чем. Но какое Ваше отношение ко всему? Если ты обиженный будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если ж ты разрешишь его, то и спасешь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо и разрешаемо на Небе.

http://radonezh.ru/2019/06/20/ispoved-i-...

Не стал бы он жалеть для нищих или для гостей ни денег, ни пищи, ни пития, потому что он рассуждал бы тогда так: сегодня у меня есть и деньги, и пища, и одежда – и слава Богу; о завтрашнем не пекусь: может быть, завтра я умру или в сегодняшнюю же ночь, и тогда всё останется другим; а если буду жив, то Господь, питающий вранов и воробьев, пропитает и меня, ибо я больше значу, чем вран и воробей: на то у меня голова, на то у меня силы и способности, на то мое положение в свете, моя должность. Тогда он всем сердцем возжелал бы нетленных и непреходящих, вечных благ Царствия Небесного и заботы, силы и способности свои направил бы главным образом к снисканию Царствия Небесного, по словам Христа Бога: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6, 33 ], – тогда как теперь он все заботы, силы и способности свои без остатка употребляет на приобретение тленного богатства, пищи и пития, чести и славы. Не было бы тогда идолом его сердца суетное, преходящее богатство, не полагал бы он жизнь свою в пище и питии. Не было бы у него в мыслях, что дом его, по псаломнику, вечен и что жилище его из рода в род, ибо это действительно бывает в мыслях у людей богатых, сокровищенствующих и не знающих, кому соберут. Пс. 38, 7 . Точно так же и по той же причине, то есть чтоб, уверовав, не спаслись христиане, враг не дает убедиться людям, по их оплошности, невниманию к слову Божию и пристрастию к земному, в истине Суда Христова и загробной жизни – блаженной или мучительной. Он всячески отвлекает умы и сердца христиан от размышлений об этом и чувства этой истины. Также не дает убедиться сердцу в том, что везде и во всем един Господь, Сый, всё содержащий, всем управляющий и о всем промышляющий. Диавол крадет из сердца христианина эти утешительные слова Евангелия, способные утешить всякого: Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом [ Мф. 6, 32 ]; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас [ 1Пет. 5, 7 ]. Когда для многих гостей пожалеешь пищи и пития, подвергнешься скупости и ненависти, скажи себе слова апостола о Церкви: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно у всех крещение, один Бог и Отец всех: христиан и нехристиан, и старайся блюсти единство духа со всеми в союзе мира [ Еф. 4,4 – 6,3 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Особенно необычным был образ наставления Христа. Матфей сообщает, что «Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ( Мф.7:29 ). Сократ учил людей посредством дискусии. Он старался, как акушерка, вытягивать из ума ученика мысли, необходимые для полезной беседы. Каждый участник дискуссии должен был сотрудничать в этом философском процессе. А Иисус не столько дискутировал, сколько Он делал заявления. Он преподавал, как один, который все знает – даже перед началом дискуссии. Как раз этого мы ожидали бы от божественной личности. Никто среди Его противников или учеников поставленным Ему вопросом ничего существенного не мог добавить к тому, что говорилось. Согласно Своему образу наставления, Иисус часто ссылался на невидимые факты и реальности, существующие за пределами обыкновенного человеческого знания. У Него, казалось бы, был глазок, смотрящий на превосходящее, «окно, выходящее на тот свет». Подносят к Нему маленьких детей и Он смело заявляет: «Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Он говорит, что Бог наблюдает за каждым воробьем ( Лк.12:6–7 ). В споре с книжниками о воскресении Он случайно заявляет, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах» ( Мк.12:25 ). Быть может, самое поражающее косвенное доказательство, известное нам, состоит в том, что Иисусу поклонялись разные люди и в этом действии Он никогда не запрещал им. Прокаженные и хананеянка, павшие на колени, поклонялись Ему ( Мф.8:2, 15:25 ); мужчина с врожденной слепотой, пав на колени, поклонился Ему ( Ин.9:38 ); ученики поклонились Ему после того, как Он успокоил бурю на Галилейском море ( Мф.14:33 ); сомневающийся Фома пал на колени перед воскресшим Господом и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Нигде не записано, что Иисус хотя бы раз упрекнул кого-нибудь за то, что они поклонились Ему. Сравните это с Петром, который упрекнул Корнилия за такое поклонение ему ( Деян.10:25–26 ), или с ангелом в книге Откровение, который запретил Иоанну поклониться ему ( Откр.19:10 ). Тот, кто принимает поклонение других, несомненно поступает, как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

«Двери, двери» – это возглас тоже отчасти архаичный, который употреблялся в древности для того, чтобы приставленная стража, стоявшая у дверей, которая называлась по-гречески аколуфы, следила за тем, чтобы никто из оглашенных или неверных не вошел в храм, чтобы в храме присутствовали только верные, потому что здесь начинается уже самая главная часть литургии верных, и никто из неверных не может здесь присутствовать, это тайное служение, служение только для посвященных. Поэтому возглас «Двери, двери» означает: смотрите за дверями, чтобы никто не вошел в это время. В древности перед пением Символа веры все верующие тоже целовали друг друга. Мужчины целовались с мужчинами, а женщины с женщинами. В древности они стояли врозь. И это целование мира, конечно, тоже символично. Сам возглас диакона «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» все объясняет. Прежде чем мы хотим исповедовать свою веру, то есть ее провозгласить вслух (а пение Символа веры есть исповедание веры), мы должны как бы засвидетельствовать свое единство, свою любовь друг к другу. Иначе говоря, служение литургии невозможно по-настоящему, если мы не едины в любви. Поэтому священники говорят друг другу: «Христос посреди нас, и есть и будет», вспоминая как бы слова Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Так и весь народ вдохновляется этими же словами и этой же мыслью; присутствует среди нас Христос, Сам Христос между нами. И мы должны приступать к Нему с любовью и свое дело исповедовать, сохраняя Его заповедь. А заповедь Господню вы помните: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Невозможно быть учениками Христа, невозможно называться христианами, если не будет между нами любви. Таким образом, как вы сами понимаете, наша современная жизнь очень далека от того, чем она должна быть, потому что сейчас мы, присутствуя в храме во время служения Божественной литургии, меньше всего думаем о том, чтобы друг друга любить. Обычно мы слушаем все эти слова, совершенно их не принимая в сердце, как бы автоматически. Диакон говорит, а мы в это время толкаемся, ставим свечи, что нам кажется гораздо более важным, объясняем друг другу, почему нам надо вести себя так, а не иначе... То есть меньше всего беспокоимся о том, чтобы любить друг друга, а по большей части друг друга просто не знаем. Только, может быть, в новых храмах, которые сейчас открываются, где прихожан еще мало, куда приходит какая-то община новая – там еще люди знают друг друга. А в больших храмах, которые давно уже являются действующими, там существует приход, там общины часто даже и нет. То есть, люди совершенно друг другу не известны и сошлись сюда, что называется, по территориальному признаку, просто они живут в этом районе и поэтому ходят в этот храм. И они могут друг друга так никогда и не узнать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

На этой вечере они совершают всегда Таинство Церкви, которое потом стало называться Евхаристией, то, что заповедал им Господь творить в Его воспоминание. От пасхальной ветхозаветной трапезы, которая совершалась только один раз в год, остается последняя ее часть, когда Господь преподал им хлеб и вино со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Таинство это было для них чрезвычайно важным, они ощущали в этом Таинстве свое соединение со Христом. Они относились к нему с особенным благоговением, конечно, молились, вспоминали, что было с ними в течение трех лет, когда они ходила с Господом, просили помощи в своих делах, тем более, что сразу же и их жизнь стала служением этому миру; они привлекали множество людей ко Христу, вызывая вражду иудеев и всего языческого мира. Жизнь их была трудной, и они обращались ко Христу с молитвой, каждый молился от всего сердца. Естественно, не было никакого чина, кроме того, который остался от Тайной Вечери, может быть, каждый апостол совершал Таинство даже немного по-своему, оставаясь верным только самому главному, детали менялись. В тот момент не ощущалось потребности узаконить какой-то чин, создать чинопоследование, никто не записывал молитв. Каждый апостол, уходя, уносил с собой это Таинство и совершал его. И оно все шире распространялось среди христиан, и делалось все более значительным. Вскоре в Иерусалиме появляется епископ – апостол Иаков, брат Господень по плоти, он упомянут в Евангелии: «Вот Матерь и братья Твои», и сначала эти братья не верят, что Иисус есть Мессия. Они знали Его с детства и сомневались в Нем. Но потом Иаков и Иуда стали верными учениками Христа, Его апостолами. В Новом Завете сохранились их послания. В Послании Иуда называет себя только братом Иакова, подчеркивая, что он раб Христов: для того, чтобы подтвердить истину, что настоящего родства, подразумеваемого под словом «брат», здесь не было.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010