Кто-то здесь может вспомнить слова Спасителя: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10: 29). Однако речь здесь идет не о том, что Бог благоволит к смерти птиц, а о Промысле Божием. Он знает, сколько волос у человека, и знает о смерти каждой птицы, даже самой маленькой. Эту же мысль высказывает и святой Златоуст: «И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божием Промысле. Что, говорит, малозначительнее их (маленьких птиц)? Однако же и их нельзя уловить без ведения Божия. Он не то говорит, что падают по содействию Божию (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно». «И, однако, ни один из них (воробьев) не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению» (Евфимий Зигабен). Кто признает за волей Божией погибель человеческих душ и тел, тот забывает слова Христовы: «Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным да погибнет един от малых сих» (Мф. 18: 14). Нет на это воли Божией, сказал Господь. Но ведь это происходит. Мысль о том, что в мире действует не только воля Божия, но и сатанинская, которой Господь попускает что-либо делать, подтверждает и избранный сосуд Божий. Он пишет в послании к Фессалоникийцам: «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (Фес. 2: 18). А теперь послушаем, как толкует это место блаженный Феофилакт: «Что ты говоришь? Сатана возбраняет? Так точно, ибо это не было дело Божие. В послании к Римлянам говорит, что Бог воспрепятствовал (Рим. 1: 13, 15, 22) и Лука говорит, что Дух воспрепятствовал им (Деян. 16: 6, 7) и в послании к Коринфянам говорит, что это было дело Духа (2 Кор. 1: 22). Здесь же просто, что это дело сатаны, который наводит сильные и внезапные искушения, конечно, по попущению Божию». Убедительней, кажется, не скажешь. Более подробно о сатанинских действиях в мире можно прочитать в книге Иова.

http://pravoslavie.ru/158736.html

Игумен Петр обратил внимание на клерикализм такого подхода, когда человека, не сумевшего пропоститься без рыбы три дня, духовник не благословляет причащаться. «Так вводится двойной стандарт. Мы похожи не тех книжников и фарисеев, про которых Христос говорил: «Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23: 3-4)», — заметил епископ Егорьевский Марк. Существуют и более частные вопросы, связанные с Причащением, такие как исповедь накануне Причащения, обязательное присутствие на вечерней службе перед Причастием и др. Приглашенные на круглый стол священники, рассказали о том, как на их приходах решаются эти вопросы. По мнению протоиерея Владимира Воробьева, настоятеля храма свт. Николая в Кузнецкой слободе и ректора Свято-Тихоновского университета, до тех пор, пока не принято общецерковное решение этих вопросов, справиться с ними можно только внутри церковной общины. Церковные, или евхаристические, общины в России возникли в начале ХХ века и стали одним из факторов, который помог пережить годы гонений. Пример такой общины описан, например, в книге «Отец Арсений». Понятие «церковная община» значительно отличается от прихода. Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава и руководитель — духовник, который близко знает все проблемы членов общины и руководит духовной жизнью каждого. Причащаться для церковных людей естественно как можно чаще. И если человек живет церковной жизнью в соответствии с евангельской нравственностью, соблюдает посты и праздники, имеют искреннее желание, то перед ним нет препятствий приступить к Чаше. «С самого начала служения я относился к исповеди очень внимательно и отдавал этому много сил. Тогда я заметил, что многие приходят на исповедь просто пообщаться с батюшкой», — сказал отец Владимир Воробьев. Или исповедник просто зачитывает список грехов, выдавливая что-то из себя. Таинство Покаяния — это великое Таинство, в котором человек обновляется целиком. Каждый священник знает это. Бывает, что приходит человек, искренно пересмотревший свою жизни и от всего сердца раскаивающийся, готовый полностью перемениться, и тогда священник, разрешающий его, чувствует особую благодать, проходящую через него.

http://pravmir.ru/kruglyj-stol-v-moskve-...

«Благодать вам». «Большая часть людей все делает и предпринимает с тою целию, чтобы заслужить себе благорасположение и начальников, и тех, которые знатнее их, и они высоко ценят это благорасположение и считают себя счастливыми, когда достигают того, чего желали. Но если так важно для человека заслужить расположение подобных себе людей, то какую цену должно иметь для нас то, когда мы сподобляемся Божией благодати? Поэтому-то Апостол всегда в начале своих посланий полагает такого рода благожелание благодати и молится о том Богу» (Златоуст). «Благодать вам и мир». «Когда кого Бог облагодатствует, тогда для него ничего не бывает невыносимого, а все легко переносится и проходит. Почему блаженный Павел, зная, сколь великое благо в жизни есть благодать, ее желает солунянам молитвенно. Ибо коль скоро она будет присуща в них, то они не только не будут чувствовать тяготы искушений, но еще и, миром Божиим наслаждаясь, пребудут несмущенны и покойны. Поминает он им о благодати еще и для того, чтоб, если и привнидут к ним искушения, они, вспомнив о благодати, коею спасены, утешились и, подкрепившись в духе прежде полученными многоценимыми благами, не отчаивались при встрече искушений и лишений малозначительных» (Феофилакт); или (как святой Златоуст) для того, «чтоб они, вспомнив о благодати Божией, коею спасены от больших зол, не пришли в уныние, подвергаясь меньшим, но в ней находили для себя утешение». «От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Не нагадал бы кто из этого, будто у Апостола та мысль, что Бог есть Отец наш и Господь Иисуса Христа. Не на это должны наводить слова Апостола, а на то, что Бог Отец и Господь Иисус Христос равночестны и равновластны. Он как бы говорит: от Бога, Который есть Отец наш, и от Иисуса Христа, Который есть Господь наш. Слова: Бог и Господь – указывают на Божеское естество единое во Отце и Сыне. В посланиях к Тимофею так и стоит: «от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего» ( 1Тим. 1:2 ), то есть от Христа Иисуса, Который есть Господь наш и Бог. Блаженный Феодорит пишет: «Здесь научил нас Апостол и равномощию Отца и Сына; ибо, сказав: «о Бозе Отце нашем», присовокупил: «и Господе Иисусе Христе», и, опять, после слов: «от Бога Отца нашего», приложил: «и Господа Иисуса Христа»; потому что одни и те же блага подаются нам Отцом и Сыном. Часть первая. Воодушевительный очерк светлой стороны солунян (2Сол. 1:3–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Когда оба человека истинно православные, семья не рассыпается. Распадаются не православные семьи, а полуправославные или «наполовину православные», когда одна сторона считает так, а другая – так, у каждого свое «православие». Поэтому духовник моего отца, дед ректора ПСТГУ, священник Владимир Воробьев (1876–1940), сказал: бери жену, чтобы была христианка, как кремень. И чтобы христианская семья из нее перла. То есть чтобы были христианские семейные устои. Разговор проходил в алтаре, он повел папу к Горнему месту и сказал: «Даст тебе Господь жену, которая возьмет тебя и поведет в Царство Небесное. Ты думаешь – ты идешь? Нет, она тебя ведет». Поэтому о ма¬моч¬ке – именно за ¬ее терпение, за смирение – в конце жизни папа и говорил: по имени твоему тако и житие твое. А она была Любовь. Покров – над семьей – Над многодетными семьями существует особый Покров Матери Божией? – Матерь Божия – покровительница материнства. В народе после Покрова начинались свадьбы. Покров издревле связывали с покровительством семьи – существует такое народное предание. И в обычной нашей земной жизни Матерь Божия о нас ходатайствует: Она и «Помощница в родах», и «Взыскание погибших», и «Всех Скорбящих Радость», и «Нечаянная Радость»… Деторождение всегда было благословением Божиим. А как может быть благословение Божие без благословения Матери Божией? Конечно, это неотделимо… – Можно ли сказать, что Покров в семье реализуется через женщину? – Пожалуй, теперь чаще – да, через женщину. Хотя в Ветхом Завете было немножечко по-иному: благословение преподавалось преимущественно сыновьям. Исаак благословил Иакова: «…да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множества хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» (Быт. 27:28–29). Праведный Иосиф Прекрасный (11-й сын Иакова, проданный братьями в Египет, но занявший высокое положение при дворе фараона. – Ред.) был рабом. Но Божие благословение прошло через него на его владельцев и на весь дом. Правда враг хотел его уничтожить через жену царедворца Потифара, но Господь его прославил.

http://pravoslavie.ru/97794.html

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна У 25 мая 2014, 00:48 Для Зои. Если понятия: " плотской,душевный и духовный человек " трактовать не как " разделение людей " , а как состояния человека, стадии его духовного развития, то никакого противоречия православному миропониманию нет. Схиигумен Никон Воробьев подробно описал эти состояния (см.Письмо 260, (вот краткие выдержки): " Духовный человек тот, кто стяжал в себе Духа Святого, стал храмом Духа Святого. Вы есте храм Божий и Дух Божий живет в вас. (1 Кор. 3, 16). Как стяжать Духа Святого – об этом говорит и Евангелие, и, особенно подробно, Св. Отцы " ... " Состояние духовности дает человеку такие переживания блаженства, что ап. Павел выражается: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). " " Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2, 14). Это мы видим на каждом шагу, ибо и мы сами, и окружающие нас не духовны, а душевны, находимся еще в ветхости. В лучшем случае сознаем себя такими, боремся, желали бы быть духовными, но недостаточно делаем для достижения этого " . " Плотский человек грубее, чем душевный, более материален, слабее верует или и вовсе не верует в Иисуса Христа, о духовном же не имеет никакого понятия. См. Галатам 5; 19–21 " . Татьяна Устинова 28 ноября 2013, 20:56 Максим, у меня тоже болел кот, отказался от еды - пыталась кормить и из рук, и из шприца - он всё выплевывал, вырывался - мало, что попадало внутрь. Возили каждый день в больницу, ставили " систему " , кололи витамины и лекарства... А он жутко боялся уколов и смотрел на меня так, как будто я его добиваю :( Оказалось, что у него слишком сильно увеличена печень, процесс необратимый. Кот был найден на улице, почему так заболел, не знаю. К сожалению, он не выжил. Сергей, рада за Вас, что вы не " юродивый на всю голову " . Вы написали, что Михаил кота " угробил " . Но ведь никто кота не выгонял на улицу, он остался в своем родном доме с людьми, которые должны были о нем заботиться. Еще неизвестно, только ли от тоски кот перестал есть, или он чем-то заболел, заразился. И как Михаил мог предвидеть, что произойдет? Не было его всего пару месяцев. А когда приехал - что он мог сделать? Может, и сделал бы, но не успел: кот в ту же ночь у него на руках умер.

http://pravoslavie.ru/64389.html

Когда оба человека истинно православные, семья не рассыпается. Распадаются не православные семьи, а полуправославные или «наполовину православные», когда одна сторона считает так, а другая - так, у каждого свое «православие». Поэтому духовник моего отца, дед ректора ПСТГУ, священник Владимир Воробьев (1876-1940), сказал: бери жену, чтобы была христианка, как кремень. И чтобы христианская семья из нее перла. То есть чтобы были христианские семейные устои. Разговор проходил в алтаре, он повел папу к Горнему месту и сказал: «Даст тебе Господь жену, которая возьмет тебя и поведет в Царство Небесное. Ты думаешь - ты идешь? Нет, она тебя ведет». Поэтому о ма¬моч¬ке - именно за ¬ее терпение, за смирение - в конце жизни папа и говорил: по имени твоему тако и житие твое. А она была Любовь. Покров - над семьей - Над многодетными семьями существует особый Покров Матери Божией? - Матерь Божия - покровительница материнства. В народе после Покрова начинались свадьбы. Покров издревле связывали с покровительством семьи - существует такое народное предание. И в обычной нашей земной жизни Матерь Божия о нас ходатайствует: Она и «Помощница в родах», и «Взыскание погибших», и «Всех Скорбящих Радость», и «Нечаянная Радость»... Деторождение всегда было благословением Божиим. А как может быть благословение Божие без благословения Матери Божией? Конечно, это неотделимо... - Можно ли сказать, что Покров в семье реализуется через женщину? - Пожалуй, теперь чаще - да, через женщину. Хотя в Ветхом Завете было немножечко по-иному: благословение преподавалось преимущественно сыновьям. Исаак благословил Иакова: «...да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множества хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» (Быт. 27:28-29). Праведный Иосиф Прекрасный (11-й сын Иакова, проданный братьями в Египет, но занявший высокое положение при дворе фараона. - Ред.) был рабом. Но Божие благословение прошло через него на его владельцев и на весь дом. Правда враг хотел его уничтожить через жену царедворца Потифара, но Господь его прославил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Верность Христу и любовь к жене как основание семьи Пребывание в заповеданной Богом иерархии требует от мужа серьезных усилий, чтобы в любви к жене уподобляться Христу в отношении к Церкви: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 20). Главенство мужа над женой есть главенство любви, уподобленной любви Христовой Следовательно, главенство мужа над женой есть главенство любви, уподобленной любви Христовой, т.е. - любви жертвенной, о которой Господь говорит с учениками в прощальной беседе: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Верность Христу и жертвенная любовь к жене являются фундаментом христианской семьи, без которого не только разрушается семья, но и сам мужчина, отказываясь от реализации вложенных в него Богом способностей, постепенно этих способностей лишается, омертвевает, подобно о ргану, не выполняющему своих функций. Жена как помощник мужа Что касается женщины, то редкая женщина откажется от брака с надежным и любящим мужчиной. Как писал игумен Никон (Воробьев) о чувстве женского одиночества: «Я не встречал ни одной девушки и одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это, очевидно, кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16). Это влечение (не плотск о е только, а еще в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое), очевидно, и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на свое место, чтобы создать одного целого человека» . Поэтому в любой, даже самой эмансипированной и внешне самодостаточной, женщине остается желание опереться на сильное плечо, уйти на второй план, стать помощницей достойного человека, которого она любит и уважает. Помимо того, что в этом заключается Божественное предназначение женщины ( сотворим ему помощника (Быт. 2, 18)), это и гораздо спокойней. Владыка Пантелеимон (Шатов) приводит показательный случай:

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/30/mez...

При входе низкое крыльцо из белого мрамора, с перилами, по обеим сторонам большие серебряные подсвечники со свечами. Войдя в часовню, мы находимся в преддверии Гроба Господня. Гроб Господень есть каменный вертеп, которого отверстие было завалено камнем. «И положил Его в новом своем гробе, который высек он в камне; и привалив большой камень к двери гроба, удалился». Так говорит святой евангелист Матфей ( Мф 27:60 ). В Евангелии святого Иоанна сказано: «Близь же места того, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто положен не был» ( Ин 19:41 ). Это объясняет близость Голгофы от места погребения Спасителя. Преддверие заключает то место, где Ангел Господень был виден сидящим на отваленном от гроба камне; оставшийся обломок от этого камня вделан в большую мраморную вазу; она служит престолом при совершении литургий и освещена 15-ю драгоценными лампадами. Обломок камня – такого же известкового кряжа, как и скала Голгофы. По обычаю иудеев, тела усопших обвивались полотном и полагались в вертепе на высеченном в стене пологе. Таков есть гроб Спасителя. Входя в пещеру, должно нагнуться всею головою; длина пещеры есть то пространство, которое может занять простертое тело усопшего. Промежуток между пологом и стеною вертепа в полтора шага. По измерению г-на Воробьева, площадь вертепа составляет квадратную сажень. Каменный полог, на котором было возложено Пресвятое тело Иисуса, облечен белым мрамором. Верхняя доска переломлена надвое. Тридцать шесть золотых и серебряных лампад, спущенных со свода, горят день и ночь во гробе Иисуса и испаряются сквозь небольшие отверстия купола. Стена, прилежащая к Гробу Господню, украшена мозаическою картиною Воскресения; небольшой, но выразительный образ Пресвятой Богородицы висит на стене против входа. Свежие цветы наполняют благоуханьем воздух. Драгоценнейшие эссенции ароматических вод, а еще чаще слезы грешного человечества беспрестанно орошают трехдневное смертное ложе Искупителя мира. Не должно воображать, будто бы гробовой вертеп Спасителя находился на этом месте так одинок, как он теперь; он входил в общий состав каменистого хребта этого места и примыкал к другим гробовым пещерам; гробы Никодима и Иосифа Аримафейского находились возле; они теперь вошли в стену храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Мягкий язык переламывает кость 166 . «Злое слово и добрых делает злыми, а доброе и злых превращает в добрых» (преп. Макарий Великий ) 167 . Не надо забывать, что и ты, и твои взбалмошные хозяева – члены одного тела Христа. Всем нам сказано: Будьте братолюбивы друг другу и с нежностью носите бремя друг друга! 168 . Это, конечно, требует постоянного самоотречения и терпения. Потому-то «путь Божий есть повседневный крест. Никто не входит на небо, живя прохладно. А из сего познается, что он под промыслом Божиим, когда Бог непрестанно посылает ему печали 169 . Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем 170 . Потому попускает Бог , чтобы святые Его искушаемы были всякою печалью, чтобы опытно изведали помощь Его и то, сколько промышляет о них Бог, потому что вследствие искушений приобретают мудрость» ( Исаак Сирин ) 171 . То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо 172 . «С радостью терпи то бесчестие, которое по Божьему усмотрению, а не по твоей воле постигнет тебя, и не смущайся и не питай ненависти к тому, кто бесчестит тебя» ( Исаак Сирин ) 173 . Будем помнить о великой награде, какую Бог обещал всем терпеливым: Как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (Откр.) 174 . Так всего лучше бороться с «пакостниками плоти», каким Господь попускает всегда тревожить нас, чтобы через то побудить нас видеть свою немощь, постоянно вопиять ко Господу о помощи и защите, смиряться через скорби, приобретать через испытания духовной мудрости и накоплять терпение, каким только и можно спастись в наше время. Ты сама говоришь, что в прошлом году в это же самое время ополчились на тебя хозяева, а потом утихли. А как ни трудно было тебе зимой, зато сколько раз благодарила Господа за то, что у тебя было уединение и свой угол. Это ведь далеко не всем теперь доступное благодеяние. Но если терпеть нет сил, то поищи что-либо другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Векам Он дает назначение закрывать глаз во время сна, ресницам – сохранять глаз от пыли, бровям – не допускать в глаз скатывающийся со лба пот. Такое целесообразное назначение дал Бог всем этим частям! О каждой части мы должны сказать: хорошо, что эта часть есть, ибо если бы ее не было, то не доставало бы необходимой части. О целесообразном устройстве нашего тела часто размышлял языческий мудрец Сократ, и размышления эти привели его к заключению, что Творец наш должен быть существом премудрым. «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои и душа моя вполне сознает это!» – так прославлял дивную премудрость Божию, проявившуюся в устройстве нашего тела, псалмопевец Давид, и эту же беспредельную премудрость должны прославлять и мы. Будем рассматривать все дела Божии с вниманием и размышлением, и непременно увидим, что все они устроены хорошо, то есть сообразно со своим назначением. Бог премудр даже там, где мы не замечаем Его премудрости. Так, некоторые люди считают ядовитые растения вредными и думают, что было бы лучше, если бы их не было. Но ядовитые растения тоже хороши, ибо они часто служат для лечения. В некоторых болезнях, например, врач предписывает яд, и яд нисколько не вредит таким больным; напротив он приносит пользу им и излечивает их. В Англии однажды пришли к безрассудной мысли уничтожить совершенно воробьев, потому что животные эти, как думали, не только не приносили никакой пользы, но причиняли один вред, опустошая много овощей и плодов. Что же вышло из этого? Гусеницы и другие вредные насекомые, истребляемые воробьями, размножились до того, что плоды страдали от них гораздо больше, чем прежде. Тогда сознали, что воробьи полезны и начали снова разводить их. Таким образом, вполне верно то, что говорит мудрый сын Сираха: «нельзя сказать, что это? Ибо все создано для своего употребления». Но премудрость Божия проявляется не только в сотворенных Им вещах, но также и притом преимущественно в тех путях, которыми Бог ведет целые народы и каждого человека в отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010