А что касается научения духовной жизни, его следует искать в книгах. Прежде всего, безусловно, надо читать Евангелие: чем больше человек читает его, тем более напитывается евангельским духом. Во все времена духовно опытные люди всегда советовали хрис­тианам читать книги святых отцов, составляли сборники святоотеческих наставлений по разным темам, для последовательного чтения — от низшего к высшему. Я уже упоминал об опасной тенденции нашего времени, пока еще локализирующейся в основном в интернете — принципиальном повороте к обмирщению. Начинается он вроде бы с вещей второстепенных, вроде рассуждений о необязательности для женщин покрывать голову платком в храме или соблюдать посты в супружеской жизни. Из того же ряда — распространенное мнение, что древних святых отцов, «монашеские книги» мирянам читать противопоказано. Действительно, большая часть литературы о духовной жизни — это аскетическая литература, созданная монашествующими и для монахов же. Но поскольку в человеческом сердце — и у монахов, и у мирян — протекают одни и те же процессы, эта литература полезна всем. О духовной жизни для мирян в России и в XIX, и в ХХ веке было также написано очень много замечательных книг. Творения святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Оптинских старцев, протоиерея Валентина Свенцицкого, игумена Никона (Воробьева) и многих других являются литературой аскетической по своему происхождению и содержанию. Но человек, который прочитал эти книги, думаю, получил ответы на большую часть своих вопросов. — В заключение хотелось бы вернуться к теме борьбы внешней, которую мы видим и в которую зачастую втягиваемся вольно или невольно. Как Вы относитесь к публичным обличениям? Сегодня даже те сайты, которые считаются православными, полны обличений. — Очень плохо, потому что при этом никто не вспоминает о словах Евангелия: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; …если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви (Мф. 18, 15–17). У нас же начинают сразу кричать всему миру, даже не Церкви. Поэтому плохо отношусь.

http://pravoslavie.ru/47950.html

Иллюстрацией того, что переживает человек, стяжавший Духа Святого, может служить встреча и беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, во время которой, по молитве преподобного, его собеседник смог ощутить и пережить начатки благих даров Духа Святого и поведать о них миру. «Когда Дух Божий приходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, – говорил преподобный Серафим, – тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся Он…» «Господь сказал: “Царство Божие внутрь вас есть”, – а под Царствием Божиим разумел Он благодать Духа Святого. Вот оно-то теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого отвне осиявает и согревает нас, благоуханием многоразличным преисполняя воздух… услаждает чувства наши пренебесным наслаждением и сердца наши напояет радостью неизглаголанною…» 254 Один из недавних наших подвижников благочестия игумен Никон (Воробьев , † 1963) писал о духовном человеке, что, являясь обителью Духа Святого («Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» – 1Кор 3:16 ), он совершенно отличен от душевного, или плотского; он новый человек, а душевный – ветхий. Что в нем нового? – Все: ум, сердце, воля, даже тело, все его состояние. Ум нового (духовного) человека способен постигать отдаленные события, прошлое и многое будущее, постигать суть вещей, а не только явления, видеть души людей, ангелов и бесов, постигать многое из духовного мира. «Мы имеем ум Христов», – говорит Апостол Павел ( 1Кор 2:16 ). Сердце нового человека способно переживать такие состояния, о которых кратко сказано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор 2:9 ). Апостол Павел пишет даже: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим 8:18 ). А преподобный Серафим, в согласии с древними отцами, говорит, что если бы человек знал о состояниях блаженства, которые бывают уже здесь, на земле, а тем более в будущей жизни, то согласился бы прожить тысячи лет в яме, наполненной гадами, грызущими его тело, чтобы только приобрести это благо.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

53И когда вышел Он оттуда, книжники и фарисеи принялись упрямо наступать на Него и задавать вопросы без числа, расставляя западни с целью поймать Его на слове. 12 Тем временем собралось великое множество народа, так что вышла давка; а Он сперва стал говорить, обращаясь к Своим ученикам: «Берегитесь фарисейской закваски, которая есть лицедейство. 2Нет ничего сокровенного, что не вышло бы наружу, и ничего тайного, что не сделалось бы известным. 3Поэтому то, что вы сказали во тьме, будет слышно при свете дня, и то, о чем вы шептались взаперти, провозгласят с кровель домов. 4И Я говорю вам, как друзьям Моим: не бойтесь тех, кто умерщвляют тело и после этого уже ничего не могут сделать! 5А кого бояться, Я скажу вам: бойтесь Того, Кто имеет власть после умерщвления ввергнуть в Геенну; да, говорю вам, вот кого бойтесь! 6Разве пяти воробьям цена не две медные монеты? А ведь ни один из них не забыт у Бога. 7Ау вас и волосы на голове все сосчитаны. Не бойтесь: вам цена больше, чем множеству воробьев. 8И Я говорю вам: кто воздаст Мне честь перед людьми, тому и Сын Человеческий воздаст честь перед Ангелами Божьими; 9а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Сын Человеческий отречется перед Ангелами Божьими. 10И кто скажет слово против Сына Человеческого, простится ему; но кто изречет хулу против Святого Духа, ему не простится. 11А когда станут приводить вас в синагоги, и к начальствам, и к властям, не тревожьтесь, как вам защищаться и что сказать; 12потому что Дух Святой научит вас в тот самый час, что надо сказать». 13Тут кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи моему брату, чтобы он поделился со мной наследством!» 14Но Он ему сказал: «Любезный, разве Я поставлен у вас судить и делить между вами ваше добро?» 15И Он сказал им: «Смотрите, берегитесь стяжательства, потому что даже при изобилии благ не от них зависит жизнь человека». 16И рассказал Он им притчу: «У одного богача на полях был хороший урожай, 17и он рассуждал сам с собой: «Что мне делать? Уродилось столько, что девать некуда! 18И решил он: «Вот что сделаю: снесу житницы, выстрою другие побольше, свезу туда весь урожай, все, чем богат, 19и скажу своей душе: «Ну, теперь у тебя добра полно на многие годы; не думай ни о чем, ешь, пей да наслаждайся жизнью!» 20Но Бог сказал ему: «Глупец! Этой же ночью душу твою востребуют от тебя; 21так кому достанется то, что ты скопил?» Так бывает с тем, кто собирает богатства для самого себя, вместо того, чтобы обогащать себя в очах Божьих».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Несмотря на то, что она предназначена исключительно монашествующим, всякий благоразумный христианин может найти в ней то, что соответствует именно его образу жизни. Страсти и добродетели у всех людей общие, поэтому, как правило, людям, живущим в миру, среди суеты, во многих случаях подходят те же советы, что и отрекшимся от мира. Но нужно относиться к чтению духовных книг разумно и здраво: не пользоваться теми средствами борьбы со страстями, которые удобны только для монахов, а обращаться к общим, подходящим и мирянам. Конечно, неопытному человеку сделать это не всегда легко, тем не менее, нельзя просто отказаться от чтения этой книги, сказав, что мирянам она совершенно не подходит. Как же научиться находить в «Лествице» и других святоотеческих творениях советы, уместные и своевременные для нас, и не принимать того, что касается людей высоко преуспевших, например подвизающихся в отшельничестве? Мы только тогда можем читать книги с пользой для себя, когда приобретем некоторый опыт и научимся рассуждать здраво. Надо сказать, что неопытные христиане неправильно понимают не только святоотеческие писания, но и богодухновенное Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Об этом говорит святой апостол Петр, рассуждая в своем послании о творениях апостола Павла: Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, – то есть понимают превратно, – как и прочие Писания ( 2Пет.3:15–16 ). Из слов апостола Петра мы понимаем, что в те времена были люди, которые, читая послания апостола Павла и прочие Писания, понимали их превратно. Значит, не нужно говорить, что если мы не понимаем «Лествицу» или какую-нибудь другую сложную книгу, аскетическую или догматическую, то в этом виноват автор, который непонятно изъясняется. Лучше познаем свою неопытность и постараемся приобрести рассуждение. Что для этого нужно сделать? Читать книги писателей близких к нам по времени: святителя Игнатия (Брянчанинова) , Феофана Затворника , оптинских старцев, писателей двадцатого века, таких как игумен Никон (Воробьев) , греческих и русских старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

– Думали ли Вы, открывая Свято-Тихоновский университет, что этот день, когда главное здание для университета будет восстановлено, настанет? Это казалось реальным? – Конечно, возрождение Епархиального дома – это чудо. Помните, в Великую субботу, накануне Пасхи, читается паремия пророка Иезекииля: «Изреки пророчество на кости сии и скажи им: «Кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, — и оживете, и узнаете, что Я — Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху…» Так и здесь, казалось бы — уже погибший дом, оскверненное, оплеванное святое место, и вдруг оно воскресает из мертвых и восстает в славе и силе. И снова в это место возвращается та святая деятельность, которая там начиналась. Я уверен, что это чудо совершается по милости Божьей и молитвами святых мучеников, которые там трудились и отстаивали веру.  Фото: Ефим Эрихман Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 мая, 2012 17 ноября, 2012 9 января, 2013 10 декабря, 2016 28 марта, 2016 28 марта, 2016 28 марта, 2016 22 февраля, 2016 1 февраля, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/rektor-pstgu-protoiere...

Это суды Божии, превышающие падший разум человеческий. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир ( Ин.16:21 ). Так в муках происходит рождение нового человека, Церкви Христовой, которая есть τ σμα το Χριστο (Тело Христово). Таков закон духовный и для рождения личности и всей Церкви. Только через крест возрождается человек. Следовало бы, использовав все исторические данные, написать так историю Церкви, чтобы был прозрачно виден Промысл Божий , переквашивавший погибавшее во тьме ветхое человечество в нового человека, а не гордиться мнимой объективностью и закрывать глаза на все, что напоминает об участии силы Божией в тех или иных исторических явлениях. Неужели вся христианская жизнь проявилась только в том, что сохранилось в известных исторических документах? Поверьте, что в каждый миг Господь хочет Вам дать величайшие блага, но Вы не можете их принять без вреда для себя. А что можете принять – все Он даст. Судите о своем состоянии и по этому признаку. Весь ад... со своими бесами ничего не сделает больше того, что позволит Господь. С одной стороны, нужны и своя мудрость и осмотрительность, но главное – постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и «волос с головы их не падет без воли Его». Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир – небольшое количество овец победило несметные стада волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? Господь жалеет П. – посылает скорби, чтобы смирился и стал более сочувствовать другим. Если это не достигает цели, то «железной уздой» востягнет челюсти Господь не покоряющихся Ему, но подающих еще надежду на спасение. Вследствие малого количества подвизающихся враги особенно нападают на них, но сделать что-либо без попущения Божия все-таки не могут. Проповедь Лирика в проповеди – опасное явление. Она развивает душевность у молящихся, вызывает у них слезы, так как действует на естественные чувства человека и возбуждает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Постоянное внимание к себе, нежелание беседовать и смотреть на греховные, даже и пустые мысли и картины и призывание от всего сердца имени Иисуса Христа – могут возвести человека на высокую ступень духовной лестницы. Многие так научились сердечной молитве Иисусовой. Болезни, здоровье И болезни имеют смысл и пользу для нас. Я на себе и на многих убедился в этом, не говоря уже о том, что в христианском миросозерцании они прямо считаются, как и все скорби, даром Божиим, а не проклятием. Конечно, знает Господь и без цели не попускает болезни. Ибо без них трудно спасаться, особенно в миру. Силен же и восстановить здоровье, если человек может и в здоровом состоянии жить как должно. Поэтому одно из средств для восстановления здоровья – укрепиться в делании заповедей, стать твердо на пути в Царствие Божие, ибо и здоровье нужно на этом пути, недостаток его мешает, как и избыток вредит и останавливает. Надо смириться под крепкую руку Божию, и Он в свое время вознесет нас. Только немощь душевная у нас так велика, что одолевает маловерие в Промысл Божий, укрепляется же вера человека через делание заповедей, искушения, сознание своей немощи и бессилия и получение помощи Божией, когда исчезает всякая надежда на помощь человеческую... Будьте здоровы душой, тогда, даст Бог , и телом поправитесь. Господь да благословит Вас. Тяжелая предсмертная болезнь не есть ли явление милости Божией к усопшему? За дни страдания, а может быть, и видений он мог раскаяться пред Богом в своих ошибках мысленных и других грехах. Для покаяния ведь много времени не надо, как видим на примере разбойника, мытаря, блудницы и пр. Нужно только осознать свою греховность и гибель, признать, что спасает только один Господь и спасает не за дела (от дел закона не оправдится никакая плоть (см.: Гал. 2:16 )), а за сознание своей худости, своей негодности, за просьбу о спасении и за веру. Поверь мне, что болезнь твоя не случайна, она послана тебе по великой милости Божией для спасения твоей души. Нужно было оторвать тебя от той безобразной жизни, которая губила тебя и огорчала всех любивших тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Сегодня (7–20/V-61 г.) сообщалось о выборе президента Академии наук. Избран Мстислав Всеволодович Келдыш, большой ученый. Родился 10 фев. 1911 г. Член КПСС с 1949 г. В портрете видна сила мысли и характера. Пишу, потому что это наводит на многие размышления. 1 . Хотел бы ли я быть на его месте с условием потери веры в Бога? Миллион раз нет. 2 . Как с таким умом и способностями не могут прийти к простой мысли: земная жизнь кратковременна, что ожидает нас после смерти? Путем науки этого вопроса не разрешить. А так как все человечество разрешает его путем религии, то и следовало бы употребить все усилия на разрешение этого вопроса ее путем. Очевидно, они свое неверие считают истиной несомненной. Вера опирается на религиозные факты, на реальные переживания, а неверие на что опирается? 3 . Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение ( Лк. 10:21 ). Значит, есть иной путь познания, кроме науки. Почему бы не поискать его? 4 . Следовало бы людям, привыкшим к точному мышлению (математикам), поставить такую задачу: Всемогущий Бог хочет создать существо по «образу Своему и подобию», со свободной волей. Точнее сказать: Господь создал Адама, как это описывается в Библии . Адам и Ева пали. Как воспитать их и потомство их, т.е. человечество, чтобы, не нарушая свободы, привести к состоянию хотя бы такому, какое было до падения Адама, но уже без опасности нового падения? Можно ли найти другой путь, более короткий и надежный, чем тот, которым ведет Господь? 5 . Объект науки бесконечен. Едва ли можно ожидать конца науки, если жизнь продлится. Наукой можно увлекаться, как увлекаются шахматами, изобретательством и проч. Разумно ли потратить на это 9 всю жизнь, а оставить в стороне вопросы о Боге, будущей жизни и проч.? Написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну ... Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ( 1Кор. 1:19–20 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. И не бойтесь убивающих тело, души же немогущих убить; а бойтесь того, кто может и душу, и тело погубить в геенне. Не два ли воробья продаются за один ассарий (малую монету), и ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих воробьев». «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от него и Я пред Отцом Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». «Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня, И кто напоит (сказал Господь, указывая народу на учеников своих) одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». § 44. Смерть Иоанна Крестителя Mф. XIV:1–12 ; Mk. VI:17–29 ; Лk. IX:7–9 . В то время как Иисус Христос послал на проповедь своих Апостолов, последовала смерть Иоанна Крестителя. Правитель Галилейский, Ирод Антиппа, услышав о святой жизни и высоком учении Иоанна, пожелал видеть его и беседовать с ним. Иоанн явился к нему, и явился мужественным провозвестником истины и бесстрашным обличителем его пороков. Ирод около того времени похитил у своего брата, Филиппа, жену его, Иродиаду, и вступил с нею в супружество. Такой поступок был противен всем законам божеским и человеческим и производил сильный соблазн в народе. Потому Иоанн, представ Ироду, говорил: – Не должно тебе иметь жену своего брата. Но сим требованием он возбудил непримиримую к себе ненависть в Иродиаде. Ирод, почитавший Иоанна за мужа праведного и святого, даже с удовольствием слушавший его учение и нередко следовавший его советам, сначала не уступал злобным требованиям Иродиады, опасаясь к тому же и народа, благоговевшего пред Иоанном, как великим пророком; но, мало-помалу, настойчивыми ее просьбами доведен был до того, что согласился наконец заключить Иоанна в темницу. Иоанн был заключен в крепость Махерон, находившуюся на северо-восточном берегу Мертвого моря, при впадении в него Иордана. Впрочем, Иродиада этим еще не была довольна – злобная душа ее жаждала смерти праведника и выжидала только удобного случая, чтобы окончательно погубить его. Желанный случай скоро ей представился. Был день рождения Ирода. Он сделал пир и пригласил к нему всех вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских. Во время пира явилась в собрание дочь Иродиады, Саломия, и привела всех в восхищение своею пляскою. Неосторожный Ирод в порыве своего восторга сказал девице:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Потому и Спаситель наш, порицая жестоковыйность и непослушание фарисеев и показывая, что их умонастроение хуже и более неисправимо, чем у живущих в блуде и мытарстве 15 , и одновременно уча, кто из обратившихся от греха освобождался, и от каких прегрешений, говорит: Пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему (Мф 21:32). Так что для искренне кающихся Иоанн через крещение совершал очищение от мытарства, блуда и тому подобного, однако он не избавлял от скверны ни разбойников, ни гробокопателей, ни прочих ужасных злодеев, потому что они даже не дерзали прийти и исповедать то, на что осмелились, поскольку совесть преграждала им путь, грозила определенным в законе наказанием и не позволяла присоединиться к остальным. Итак, как уже было сказано, крещение Предтечи давало оставление грехов, но не всех, — ибо в этом исключительность Владычнего и Божественнейшего крещения — однако давало, уготовляя совершенство для спасительного крещения, и было купелью прежде купели и частичным оставлением перед всецелым оставлением, и несовершенным очищением, предвещаю­щим совершенное, очищающим прежние согрешения, но не дарующим никакой уверенности и поручительства относительно будущих. Владычнее же и от прежних всех избавляет, и дает силу и крепость, чтобы уже не скатываться к страстям по образцу прежних падений. И одно крещение возносит в Царствие Небесное, и, что превыше всего, дарует усыновление; а другое дает оставление того, о чем говорилось, но не удел в Царствии Небесном, и тем более не возводит в достоинство усыновления. 30. Каким образом, при том, что Спаситель сказал: Не две ли малые птицы 16 продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Моего Небесного (Мф 10:29) , Павел, через которого вещает Христос, говорит: О волах ли печется Бог (1 Кор 9:9) ? Ведь это высказывание создает впечатление, что ученик противоречит Учителю. О том, что Божий Промысл доходит и до воробьев, и даже ими не ограничивается Его попечение, но что Он имеет неизменную и непрерывную заботу о пребывании и устроении даже растений и трав и вообще того, чьим Творцом Он явился, нас ясно учат и священные Писания, и врожденное разумение, которое требует, чтобы Приведший и Осуществивший из не сущего поддерживал приведенное и заботился о нем в соответствии с подобающим каждому образом Промысла.

http://pravmir.ru/amfilohii/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010