Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва) Описание: Центральное благочиние  Московской епархии История Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу по ее окончании. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (заложен в 1817 г., архитектор А.Л. Витберг), не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор К.А. Тон) был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (сооружения обители были разобраны, сестры переведены в Красное село). Строительство осуществлялось на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм, бывший на тот момент самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 человек), был освящен 26 мая 1883 г. митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III. Росписи были выполнены знаменитыми русскими художниками В.П. Верещагиным, Г.И. Семирадским, В.И. Суриковым, В.Б. Маковским, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамским и др. Автор идеи скульптурного убранства фасадов — святитель Филарет, митрополит Московский; мраморные барельефы и скульптурный декор созданы А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым, П.К. Клодтом и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Л.В. Даля. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: в галерее, окружавшей здание, были помещены 177 мраморных досок с именами офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 гг. 15 августа 1917 г. в храме начал работу Поместный Собор, восстановивший Патриаршество после почти двухсотлетнего синодального периода. 5 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин) , в 1989 г. причисленный к лику святых. 

http://patriarchia.ru/db/text/232770.htm...

Каждый храм – мысль о России Господь хранил это поистине священное место, на котором, как выразился в середине XIX века один современник, «случилось историческое решение Бога быть России» — имелись в виду и события августа 1612 года, когда здесь стоял штаб князя Пожарского, и келарь Авраам Палицын служил тут молебен «о побеждении на враги». Место оказалось неоднократно освящено: и при закладке Алексеевского монастыря, и при строительстве храма Христа Спасителя и при его воссоздании. Устроить в храме Христа Спасителя новую нижнюю церковь позволила необходимость стилобата. Поскольку природный Алексеевский холм был срыт для строительства Дворца Советов, а потом еще образовалась чаша-котлован   бассейна «Москва», надо было возводить холм искусственно, то есть сооружать огромный стилобат-подошву для основания храма. Так и явилась идея соорудить в нем вторую церковь — не придел, а самостоятельный храм с собственными приделами и колокольней, в воспоминание о древнем Алексеевском монастыре, на месте которого в XIX веке был построен храм Христа Спасителя. Ныне Церковь отвергает известную легенду о проклятии игуменьи: глубоко верующая монахиня не могла наложить проклятие на будущий храм, посвященный Господу. Чудесным образом новый, современный храм не только продолжает традицию храма Христа Спасителя свидетельствовать о богохранимости России, но и развивает церковное повествование о русской истории, последовавшей после освящения храма в 1883 году и до наших дней. Напомним, что Алексеевский монастырь был основан в XIV веке святителем Алексием, митрополитом Московским, и освящен в честь его тезоименитства, но находился тогда чуть дальше от этого места, на Остоженке. После пожара 1547 года монастырь перевели на живописный холм набережной Москвы-реки, а на его прежнем месте царь Федор Иоаннович позднее возобновил Зачатьевскую обитель, молясь о даровании наследника. Главный престол собора Алексеевского монастыря был освящен во имя Преображения Господня, а приделы — во имя Тихвинской иконы Богоматери и св. Алексия, человека Божия. Так же устроена и новая нижняя церковь в стилобате воссозданного храма Христа Спасителя — ее главный престол посвящен празднику Преображения Господня, а приделы — Тихвинскому образу и св. Алексию. С Тихвинской иконой оказалась связана и судьба самого храма Христа Спасителя — именно в Тихвинской церкви, что стояла в старину в Лужниках, государь Александр I молился в октябре 1817 года в день закладки первого храма Христа Спасителя на Воробьевых горах о благословении делу построения благодарственного храма.

http://pravoslavie.ru/476.html

Церковь деревянная, крыта тесом; в 1882 г. она поставлена на каменном фундаменте, а под балки поставлены каменные столбы. В 1883 году Церковь покрыта железом и окрашена масляною краскою. Антиминс освящен 1845 года 28-го января и подписан митрополитом Антонием. Высота церкви 4½ саж., высота колокольни 8 саж. Над алтарем – небольшой, деревянный, глухой купол. Алтарь полукруглый, с 2 окнами. В храме 10 окон. В окнах алтаре и церкви – двойные рамы с железными решетками. В церкви две круглые печи; над печами – хоры, с деревянными перилами. Пол церкви деревянный, окрашенный желтой масляной краской. За престолом – крест и иконы Спасителя и Божией Матери; над жертвенником – икона Казанской Божией Матери. Иконостас сосновый, в 2 яруса. Строитель храма, г. Кожин давал причту жалованье в течении пяти лет, а в 1852 г. он внес, на содержание причта, капитал в 2000 р. с. Причт состоит из священника и причетника. Прежние священники: Константин Травлинский, переведенный отсюда в Ложголово (Гдовского у.) и там скончавшийся; Михаил Степанович Воробьев, переведенный отсюда, в 1868 г. в Новоладожский уезд; Александр Тихомиров (1866–1867), Михаил Григорьевич Знаменский (1867– 1868), Петр Николаевич Дьяков, снявший с себя сан священства в 1869 году; Иоасаф Александрович Черняев, переведенный отсюда в 1875 г. в село «Ольгин крест» (Гдовского уезда), Василий Федорович Кутузов, переведенный сюда от Курокшинской церкви (Гдовского уезда) и служащий по на стоящее время. Кроме содержания от храмоздателя, в размере 80 р. процентов с капитала, священник получает казенного жалованья 220 р., псаломщик – 80 р. 36 десятин земли, нарезанной Кожиным, не доброкачественны; просьбы причта к помещику о перемене земли на лучшую остались безуспешны. Причт помещается в каменном одноэтажном доме. Его выстроил Кожин в 1859 году. Есть еще деревянная сторожка. Приход Усть-Введенской составился из деревень приходов Суйдинской церкви, Орлинского, Таицкого и Георгиевского. Деревни суть следующие: Устье, Горки, Новопетровское, Вырицы, Борисово, Красницы, Каушта, Петровская и Слудицы. Последние две деревни находятся в Лугском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К тому времени относятся сооружение А. Д. Захаровым (1761–1811), талантливым творцом С-Петербургского адмиралтейства, Андреевского собора в Кронштадте (1806–11, освящен в 1817 г.), А. Н. Мельниковым единоверческой Никольской церкви на Николаевской ул. в С-Петербурге (1820–27). и В. В. Стасовым (1769–1848) в С-Петербурге Преображенского собора (1826–28) и Троицкого собора в Измайловском полку (1827–38). Имп. Александр I, при вторжении полчищ Наполеона в Россию, дал обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ о сооружении храма последовал в Вильне 25 дек. 1812 г., когда государем было получено донесение об оставлении Русских пределов последними частями разбитой францусской армии. Принося благодарение Господу за спасение отчизны, царь желал и увековечить в памяти потомства эту достопамятную тяжелую войну. Из всех конкурсных проектов государем утвержден был план архитектора-художника масона А. Л. Витберга, полный мистических смволов. Но выяснилось, что песчаный грунт Воробьевых гор, где предполагалось построение храма, не выдержит давления громадной постройки. Возведение ея приостановилось. Имп. Николаю I, конечно, идейно чужд был план Витберга. Он велел представить ему план более исполнимый. Храм, по образцу византийских храмов, отличаясь величиной, правильностью, легкостью и красотой своих частей, был бы лучшим памятником Отечественной войны. 10 апр. 1832 г. им был утвержден проект архитектора К. А. Тона. Император выбрал и место на берегу р. Москвы, где находился Алексеевский женский монастырь, перенесенный в Красное село, близ Сокольничьей рощи. 10 сент. 1839 г., в присутствии государя, совершена была закладка храма. Через 20 лет храм был готов во вне. В 1860 г. началась работа по росписи и украшению внутренности храма. 26 мая 1883 г., в присутствии имп. Александра III, совершено было освящение храма. Основание его представляет равноконечный крест, в углах которого находятся четыре выступа (порталы). Высота до оконечности креста – 48½ саженей. Вместе с крыльцами храм занимал пространство в 1500 кв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Школа в нижней Шельдике основана Лукинским волостным правлением и помещается в нанимаемом от общества доме. Учителю платится 60 руб. сер. в год, а содержат его родители детей. Многие грамотные крестьяне сами учат детей своих. Прихожане в храм Божий ходят усердно. Зимой бывает до 2000 человек, летом – до 600, ибо тогда многие уходят на промыслы и заработки. Сельские праздники и крестные ходы суть следующие: 26-го июня, в храмовый, праздник бывает, вокруг церкви, крестный ход, установленный в 1848 году; 15-го июля вокруг селения и 18-го августа по селению; 21-го июня, 15-го и 27-го июля в верхней Шельдихе; 21-го июня и 15-го июля – в Петровшине, кругом селения, 29-го июня к часовне – крестный ход со времени основания селения; в Ильинскую Пятницу – вокруг селения Валовшины, а в Пятницу после Ильина дня и 18-го августа там же, к часовне; 19-го июня и 16-го августа – вокруг верхней Шельдихи; 23-го июля – в селе Антоновском – вокруг селения и 3-го августа, в день Антония Римлянина – к часовне. В числе лиц, погребенных на кладбище, следует указать: тайного советника и кавалера Иосифа Васильева Смирнова и генерал-майора артиллерии Алексея Иванова Богомолова. В приходе есть следующие часовни: в верхней Шельдихе – каменная во имя Всемилостивого Спаса – в честь праздника 1-го августа; в Петровшине – во имя Петра и Павла, деревянная; в Валовшине – во имя мученицы Параскевы, в нижней Шельдихе – Тихвинской Божией Матери, в Антоновском во имя Антония Римлянина. Приходское попечительство открыто 1883 г. октября 14-го, председателям его избран священник Воробьев. 11) Церковь св. Николая в селе Никольском 86 Село Никольское находится в 40 верстах от Петербурга, на правом берегу р. Тосны, между Невой и Николаевской железной дороги. От Невы в 10 верстах, от Саблина – в 5. Называется еще «Плитной ломкой» так как здесь выламывают бутовую плиту и, через обжигание, превращают ее в известь. На месте села прежде, говорят, была пустошь «Казола», населенная шведами, а где ныне церковь – пустошь «Меркеле». 87 По завоевании Ингерманландии Петром Великим, 88 и по изгнании отсюда шведов, сюда поселены русские из Московской 89 и других губерний. Окрестности села Никольского, особенно церкви, довольно красивы, так как отсюда открывается вид на котловину, образуемую р. Тосной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Простота и масштабность композиционного решения, единообразие фасадов собора (совпадение уровней фриза и карниза каждого фронтона со стенами), лапидарность декора должны были напоминать римские храмы эпохи Возрождения, прежде всего собор ап. Петра в Ватикане. Собор К. м. можно рассматривать как «предтечу» основных церковных сооружений рус. архитектуры XIX в., воплотившихся в проектах храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве (архит. А. Л. Витберг , 10-е гг. XIX в.), ц. во имя св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге (проект - 1825, архит. О. Монферран ) и храма Христа Спасителя в Москве (1837-1883, архит. К. А. Тон ). Сразу после возведения собора ансамбль мон-ря привлек внимание художников и был запечатлен на рисунках, а позднее - на гравюрах (по рисунку В. С. Турина, НМРТ). Работы в храме после 1808 г. не прекращались. В 1869 г. он был расписан внутри, в 1870 г. наружные стены оштукатурены и выбелены, в 1872 г. позолочена центральная глава ( Малов. 1879. С. 9). Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г. Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г. Помимо собора на территории К. м. издавна существовала ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского) (1686; перестроена в камне в 1742 или 1803). К сер. XIX в. это был однокупольный храм с колонным портиком, замыкавший архитектурную перспективу монастырского ансамбля. В каменную ограду мон-ря вошла и Софийская надвратная ц. (ок. 1700) - одноглавая, с небольшим бесстолпным интерьером, пластичными наличниками окон в стиле московского барокко сер. XVII в. В XIX в. с юж. стороны собора был возведен новый каменный 2-этажный Крестовоздвиженский корпус, в котором разместились мастерские и больница. Большой корпус с отдельной домовой церковью был освящен ок. 1882-1887 гг., при Казанском архиеп. Палладии (Раеве) (Обозрение высокопреосв. Арсением [Брянцевым] Казанской епархии в 1897 и 1898 гг. Каз., 1898. С. 53). Домовая церковь выделялась низким обширным куполом (ныне ц.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Место для него избрал лично император Николай I. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, стоявшие здесь, были сломаны, а монастырь переведен в Сокольники. На место закладки в знак преемственности был положен камень первого храма, который начал строить Витберг на Воробьевых горах, а Николай I собственноручно уложил закладную доску. Храм Христа Спасителя строился почти сорок лет. В 1846 году был возведен свод главного купола. Три года спустя завершили работы по облицовке и начали устанавливать металлическую кровлю и главы. В I860 году строительные леса были, наконец, разобраны и храм явился перед москвичами во всем своем величии. Еще двадцать лет шли работы по росписи и отделке храма. И только 26 мая 1883 года он был, наконец, освящен. В плане храм Христа Спасителя представляет собой равноконечный крест. Его высота составляла 103,5 метра, а диаметр главного купола - около 30 метров. Во время богослужения в нем одновременно могло находиться 7200 человек. Правый придел храма был посвящен Николаю-Чудотворцу, а левый - Александру Невскому. На четырех колокольнях, поставленных по углам храма, имелось 14 колоколов, самый большой из который весил 1654 пуда. Для сооружения храма использовался плотный белый известняк, добывавшийся в окрестностях Коломны. Из него же были изваяны горельефы, украшавшие стены храма. Для облицовки храма снаружи и внутри были использованы темно-зеленый лабрадорит, розовый шокшинский кварцит, разноцветные мраморы. Храм расписывали выдающиеся художники того времени - Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, В.П. Верещагин, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, П.С. Сорокин, А.И. Корзухин, Ф.С. Журавлев, В.Д. Фартусов, М.Д. Быковский и другие. Знаменитые горельефы храма были исполнены скульпторами П.К. Клодтом, А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым. Созданный во имя увековечивания победы русского народа в Отечественной войне, храм отчасти являлся и памятником-музеем. В стенах нижней части храма было помещено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке излагалось описание сражений 1812 года: время и место сражения, состав войск и командования, число убитых и раненых " нижних чинов " , имена убитых и раненых офицеров, имена отличившихся и получивших награды.

http://sobory.ru/article/?object=44392

В указе от 25 августа 1857 г. вновь предписано то же самое. В 1861 г. назначен сюда священником Петр Семенов Преображенский, переведенный из финляндской Либелицкой церкви. Чрез 11 лет он, по собственному желанию, поменялся местом со священником Сойкинской церкви, ямбургского уезда, Иоанном Дубравицким. Дубравицкий, из студентов новгородской духовной семинарии, рукоположен в 1861 г. к либелицкой, в Финляндии, церкви, в 1862 г. перемещен к Сойкинской, в 1872 г. к настоящей церкви, а в марте 1879 г. к церкви с.-петербургских градских богаделен. Преемник его, священник Василий Ужинский, из окончивших курс в петербургской семинарии по 2 разряду, в 1862 г. рукоположен во священника к церкви Староладожского монастыря, в 1863 г. перемещен в село Мемино; отсюда в 1879 г. – к сей церкви. С 1801 г. жалованья священнику полагалось 250 р. сер. в год; в 1863 г. прибавлено на квартиру 180 р., с 1864 г. жалованье увеличено до 300 р. и квартирные деньги до 240 р.; в 1877 г. положено на отопление 20 саж. дров или деньги, по соответственной цене. Причетник, при готовой квартире со столом, получает жалованье 100 р. в год. Церковным хозяйством заведует совет человеколюбивого общества, чрез церковного старосту, на должности которого ныне состоит купец Александр Иванов . Церковь при богадельне Орлова-Новосильцева Церковь построена в 1838 году, по Высочайшему соизволению и с благословения митрополита Серафима, бригадиршею Екатериной Владимировной, урожденной графинею Орловой, для поминовения умершего в 1825 году сына ея, флигель-адъютанта Владимира Дмитриевича Новосильцева 221 . Церковь каменная, престол в ней один, во имя св. князя Владимира; план и фасад церкви составлен архитектором Шарлеманем, иконы писаны частию профессором Виги, частию художником Воробьевым; живописные стекла в окнах – работы заведения живописи на стекле, Орлова, в Москве. 1838 года, мая 1 дня на Троицком подворье московский митрополит Филарет, рукоположил сюда первого священника Тимофея Саввина Валдайского, из диаконов павловского кадетского корпуса, а 15 мая храм освящен Филаретом, в сослужении обер-священника Василия Кутневича, сергиевского архимандрита Игнатия Брянчанинова , петропавловского протоиерея Кочетова, сампсоньевского священника Федора Барсова и – местного причта.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

86 Для воспитанников «Богдая» (см. ранее) Владыка Николай написал детскую песню «Гимн Богдая»: Малыши мы, битольчане, малыши-сироты, дом наш – он на самом краю, словно в раю, в Богдае, как в раю, в Богдае. [М. О. Воробьев. Биография святителя Николая Сербского ] 87 Спекторский, Евгений Васильевич – русский правовед и социальный философ, профессор Императорского Варшавского университета, декан юридического факультета и ректор Киевского университета, С 1947 года – профессор православной Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Первый председатель Русской академической группы в США. 89 Лелич (серб. – населённый пункт в Сербии, Колубарском округе, общине Валево, где 23.12/5.01.1881 года родился будущий святитель, Владыка Николай Сербский (Велимирович). Здесь игра слов, серб. «…и Лели, па Даници и Лелици (да л отуд село 90 «Огненная Мария» – именование святой великомученицы Марины Антиохийской, у сербов и болгар; празднуется 17/30 июля. 93 Митрополит Арсений (серб. Митрополит в миру Светислав Брадварович, серб. Светислав 24.09.1883–10.12.1963) – епископ Сербской Православной Церкви, митрополит Будимский. 95 Гаевица, или хорватская латиница (названа по имени своего создателя, деятеля хорватского Возрождения Людевита Гая) – латинский алфавит для хорватского языка, созданный в середине XIX века по образцу чешского и с тех пор более не менявшийся. Хорватский алфавит является латинизированным аналогом кириллической вуковицы, используемой сербским языком. Гаевица, наряду с вуковицей, используется в Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории. 97 Открытка с изображением монастыря Св. Саввы в Либертивилле, отправленная Елене Найданович, супруге доктора Димитрия Найдановича. 98 ИМКА, YMCA (англ. Young Men’s Christian Association – «Юношеская христианская ассоциация») – молодёжная волонтерская организация. Стала известна благодаря организации детских лагерей. Основана в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом (1821–1905), насчитывает около 64 млн. участников в более чем 120 странах мира. Хотя по своему «происхождению» и целям YMCA является христианской организацией, она не имеет официальных связей с какой-либо церковью, правительством или государством. Целями программ YMCA являются укрепление нравственного и физического здоровья людей, объединение их для общественно-полезной деятельности, воспитание уважения к общечеловеческим ценностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Страховка (Покровка). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровское на Раковке Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Страховке В списках населённых мест 1859 года Покровское, что на Раковке фигурирует как владельческое село. Местонахождение представлено как " при речке Раковке " и " По правую сторону большой дороги из г. Новосиля в г. Чернь " . На тот момент там было дворов - 46, в которых проживало мужчин - 251, женщин - 259. Расстояние от центра уезда составляло 29 км. Кирпичная церковь в формах эклектики, построенная в 1874-1883 гг. на средства благотворителей. Односветный четверик, перекрытый купольным сводом, с трапезной, в которой находились Ильинский и Георгиевский приделы, и колокольней. Закрыта не позже 1930-х гг., позже трапезная и колокольня сломаны. Пустует. http://svyatayarus.su/church/detail/52744/ В состав прихода входили деревни Красное (иначе Красная Дубрава), Слобода, Донок, Малая Раковка (иначе Протухлое), Воробьевка, Николаевка, Бугровка, Шестаково, Каменная Ступа (иначе Аринкино), Малые Озерки (иначе Коты) и Андреевка (иначе Рахманов хутор). Как видно, часть деревень уже не относятся к нашему району. Село лежало в довольно холмистой местности, на правом берегу Раковки в 125 в. от Тулы и в 35 в. от Новосиля. Население прихода состояло из нескольких дворянских и купеческих семейств, но в основном - из крестьян-собственников (2148 м. п. и 2273 ж. п.). Можно предполагать, что отделение Покровского в самостоятельный приход состоялось в XVII веке. До этого здесь было по крайней мере три деревянных храма, стоявших недалеко друг от друга. На месте первых двух стояли небольшие дубовые столбы в знак того, что там были святые престолы, они были во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Название приход получил по своему храму с прибавлением " на Раковке " , в отличие от других соименных приходов. Третий деревянный храм с придельным алтарем во имя Св. Пророка Ильи построен был в 1785 году приходской помещицей, вдовой генерала, Верой Андреевной Шестаковой.

http://sobory.ru/article/?object=14950

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010