Скоро к “Виртуальной реальности” получат доступ и наши дети. Это страшная опасность для души. В книге “Число зверя” иеромонах Анатолий (Берестов) приводит такие данные: “По оценке японских ученых, к 2000 году объем продажи новых технологий, связанных с миром мнимых реальностей, составит 10 триллионов йен, что вызовет настоящую революцию, подобную ядерной, космической, информационной, сексуальной”. Можно предположить, что новое развлечение грозит духовной гибелью значительной части человечества. Оно безраздельно погружает человека в мир наслаждений и страстей. Оно, кроме того, дает полную возможность составителям программ управлять психикой человека, программировать его поведение, образ жизни, мышления. Кто воспользуется этой возможностью?.. Демоны Конечно, прежде всего враг рода человеческого, диавол. Он использует в своих целях не только “виртуальную реальность”, но и любые технические изобретения. Например, телевизор и компьютер, пробуждая в душе человека – взрослого или ребенка – дремлющие страсти, провоцируя его на грех мыслью , который ничем не лучше греха словом или делом. Однако не машины виноваты в наших мысленных грехопадениях. Ветхозаветный Каин совершил грех братоубийства, но прежде он согрешил помышлением – позавидовал праведному Авелю (Быт, 4, 5). Какой путь должна проделать мысль завистника, чтобы прийти к решению убить брата? И что предшествует зависти, которая уже есть грех? И можно ли остановить мысль, уже начавшую движение по гибельному пути: от случайного помышления о чем-либо до намерения согрешить делом? На эти вопросы дают ответ уже древние святые отцы, подробно разработавшие учение о помыслах. Работаем ли мы, идем ли по улице, сидим ли дома – если при этом ум наш пребывает в праздности, значит, он занят помыслами. Они засоряют сознание ненужными, пустыми, даже вредными, греховными представлениями, картинами, воспоминаниями. Они мешают правильному ходу мыслей, не дают спокойно рассуждать и молиться… Если не держать ум, особенно такую его способность, как воображение, в узде, помыслы овладеют им совершенно, и человек перестанет замечать, чем занята его душа. Так живут очень многие. Между тем, по словам, например, преп. Исихия Иерусалимского , ” демоны обыкновенно через помыслы скрытно беседуют с душой и научают ее злу”. А мы отдаемся во власть бесовской силы, засоряющей и оскверняющей наше сознание, наше сердце, чтобы совершенно завладеть нашей волей. Как помысл захватывает душу

http://azbyka.ru/deti/rebenok-v-mire-tv-...

Архив Пн Издательство Московской Патриархии на Московской международной книжной ярмарке представило новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Где правда? Слово к молодежи» 31 августа 2023 г. 14:37 30 августа 2023 года в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» в Москве открылась XXXVI Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ).  Более 300 издательств из разных регионов России представляют свои книжные новинки. Почетный гость мероприятия — Республика Беларусь. В рамках форума пройдет более 300 событий: презентации книг, встречи с авторами, мастер-классы, дискуссии, конференции, семинары и многое другое. В этом году впервые в рамках Московской международной книжной ярмарки пройдет Московская международная детская книжная ярмарка. Издательство Московской Патриархии представляет на ММКЯ свои новые издания. Центральное место в экспозиции занимают новые издания трудов Предстоятеля Русской Православной Церкви. Издательство Московской Патриархии представило на форуме новую книгу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Где правда? Слово к молодежи» . Молодые люди и девушки, подростки и их родители найдут в этой книге ответы на различные вопросы, которые едва ли не каждый день задает им жизнь. Святейший Владыка говорит в ней со своим читателем прямо, открыто и честно, ведь только такое слово способно найти отклик в душе и сердце молодого человека. Издательство Московской Патриархии знакомит посетителей ММКВЯ с целым рядом других книг Предстоятеля Русской Православной Церкви. В их числе книга «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» о вызовах времени и верном выборе. Рост глобального противостояния мировых держав, экономический и продовольственный кризисы, призывы к коллективной ненависти в отношении целых народов, религий и культур — эти опасности бросают вызов самому существованию России. Значительный вклад в преодоление подобных проблем могут внести верующие люди. Эта книга о жизни и смерти, об искушении и моменте истины, о выборе между добром и злом, о свободном выборе в пользу высшей правды и жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/6055219.ht...

Особенного внимания в психологическом отношении заслуживает небольшое по объему, но весьма богатое по содержанию, сочинение Тертуллиана († 211 г.) «Свидетельство души», которое по слова арх. Филарета, «стоит ученого рассуждения». Означенное сочинение написано было Тертуллианом в то время, когда он был православным. После уклонения его в монтанизм им был написан еще небольшой трактат о душе 196 . Из сочинений св. Ефрема Сирина († 372 г.) особенно ценны в психологическом отношении все беседы, имеющие своим содержанием покаяние, страх Божий, внимание к себе, смирение и др. 197 . В творениях бл. Августина († 430 г.) вопросы о душе находят основательное и разностороннее решение. Кроме рассуждения о бессмертии души ему принадлежит несколько специальных трактатов, из которых упоминаем о двух: а) о душе и ее происхождении и о душе 198 . Психологическим содержанием проникнуты и многие другие творения бл. Августина. Между сочинениями Кирилла Александрийского († 444 г.) для уяснения вопроса о душе весьма важно его творение, направленное «против антропоморфитов», в котором он раскрывает истинное понятие об образе Божием 199 . Бл. Фалассий († 600 г) также оставил после себя достаточно сочинений, имеющих значение в исследовании вопросов касательно души. Все деятельное учение аввы Фалассия проникнуто психологическим содержанием. Это учение заключает в себе наставления о внутреннем возделании души, о хранении ума, о хранении сердца, о хранении тела, о свободе и благодати и др. 200 . Замечательны также и краткие рассуждения св. Иоанна Дамаскина († 777 г.) о разных предметах, касающихся духовно-телесной природы человека. Между ними упоминаем: а) об образе Божием в человеке и о природе человека 201 . От св. Исидора Пелусиота († 436 г.) мы имеем два небольших письма: «О душе» пресвитеру Диктию 202 , и о том же врачу схоластику Проэсалию 203 . В первом письме, состоящем всего из нескольких строк Исидор Пелусиот опровергает существовавшее в его время нечестивое мнение о том, будто душа наша единосущна своему Создателю, а во втором обстоятельно доказывает, вопреки учению материалистов, мысль о бессмертии души, пользуясь при этом учениями выдающихся тогдашних философов. Такие же небольшие письма о душе принадлежат и св. Памфилу († 309 г.) мученику, который в дошедшей до нас первой книге своей, после общего обзора учения Оригена , излагает с своими замечаниями суждения этого великого учителя христианской церкви о душе и об изменении душ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

«Благодаря этой книге я узнал, что такое промысел Божий, смирение! И вообще — что такое православие, церковь, монахи, — пишет Олег Михалев. — И очень многое в моей душе стало на свои места. Вы приблизили меня к Богу!» В очень многих письмах звучат похожие слова: «прочитал на одном дыхании», «как глоток родниковой воды», «и смеялся, и плакал». Редко сегодня можно найти текст, который не просто был бы интересен людям разных поколений и убеждений, но и оказывался между ними мостиком, сближал. «Хвалебные слова, кажется, уже все сказаны, — пишет Алексей (zodchy). — Но хочется заметить: ужели все чудеса рассвета человеческих душ заканчиваются рубежом 80-90-х годов? Отец Тихон, пролейте свет! Наверняка и ныне есть место порыву души, а не коммерции». Похожие вопросы нет-нет да и встречаются в откликах. Вот я и спросил отца Тихона: так историческая его книга или современная, ушло ли все это, что так трогает и захватывает нас в книге, или еще остается где-то? — Конечно не ушло, — говорит архимандрит. — Это тот же самый мир церкви, живущий вместе со Христом, который «вчера, и днесь, и во веки тот же», как писал апостол Павел. Хотя, конечно, что-то меняется, но сущность неизменна. Это чудо, которое продолжается. И каждое поколение, даже каждый человек в разные времена своей жизни находит что-то свое, особое в этом мире. Ведь жизнь церковная — это не предание седой старины, а наша реальная сегодняшняя жизнь. — А старцы — не уходящая ли натура? — Да, уходящая, но и приходящая вновь. Старчество как явление путешествует по миру. Когда-то оно было в заволжских пустынях, потом в брянских лесах, в Оптиной пустыни, в Даниловом монастыре, в Псково-Печерском монастыре. Потом где-то еще объявится. Когда, какими людьми? Мы сами не знаем... Но старчество — это вот такой странник в русской церкви. Удивительный. «Печально, что книжка закончилась!» «Сегодня нашел в интернете негативные отзывы о вашей книге, отец Тихон, и: возрадовался, — пишет читатель Роман, — ибо, когда только хорошее звучит, искушение возникает, надо, чтобы кто-нибудь поругал. Значит, книга удалась, раз есть и сторонники, и противники».

http://pravoslavie.ru/55634.html

Разговор о маленькой книге Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 8 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 1 Выход в свет книги отца Владимира Воробьева — важное событие в православном книгоиздании. Эта небольшая книжка замечательна тем, что самим фактом своего появления лишний раз напомнила о целом ряде больших проблем, которые до сих пор остаются нерешенными. И поэтому рецензия почти непроизвольно стала “размышлени­ем по поводу”. В общем, она получилась не строго соответствующей законам жанра. Неканонической. Полезно ли душе “душеполезное” чтение? В самом деле, почему небольшая (48 страничек) брошюрка, скромно изданная, даже толком не отредактированная, позволяет говорить о ней как о СОБЫТИИ? Ответ прост. Положение с подобного рода литературой, которую принято именовать душеполезной, сегодня без преувеличения можно назвать катастрофическим. Почему? Да потому, что хорошие, нужные книги тонут в потоке наскоро сделанных сборничков, по сути спекулирующих авторитетом святых подвижников. Всем, кто провел в Церкви хоть какое-то время, известны имена святителя Иоанна Златоуста, святителя Тихона Задонского, святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника и других. Поэтому предприимчивые издатели и стряпают смело свои “тематические” сборники, составленные (причем не всегда понятно кем) довольно беспорядочно из цитат, вырванных из творений святых. Иногда неясно, какие цели (кроме коммерческих) преследуют книгоиздатели, создающие такие “шедевры духовности”. Кто и как может применить эти “1000 и 1” ответ на вопросы о духовной жизни — остается загадкой. Мы намеренно не приводим никаких названий — список может оказаться слишком длинным. Самое печальное здесь то, что БЕСПО­ЛЕЗНЫМИ для современного читателя оказываются мысли святых людей. Возьмите литературу об исповеди. Пожалуй, самая трудная тема. Из большого количества книг и брошюр, знакомых нам, можно выделить, пожалуй, лишь книги архимандрита Лазаря, “Опыт построения исповеди” архимандрита Иоанна (Крестьянкина), книжку схиигумена Саввы “Плоды истинного покаяния” да тонюсенькую брошюрку епископа Афанасия (Евтича) “Новое слово о молитве, покаянии и посте”. В большинстве же книжек об исповеди в лучшем случае содержится перечень грехов — причем сути половины из них неофит не поймет без обстоятельного объяснения (которое, как правило, отсутствует). Тем более не найдете вы практически ни в одной книге серьезного рассмотрения проблем, связанных с современной практикой исповеди. И от общего потока книгу отца Владимира сразу отличает прямое указание именно на эти проблемы: непонимание исповедующимися смысла Таинства, общая исповедь, “очереди” перед аналоем, “холодность” священника и т. д. Причем автор не скрывает сложности проблем и не сваливает всю вину лишь на священников, либо, наоборот, на мирян. Отец Владимир пытается разобраться, как выходить из создавшегося положения, что следует делать прихожанам и их пастырям в современных условиях.

http://pravmir.ru/razgovor-o-malenkoi-kn...

О книге митрополита Иоанна (Вендланда) «Библия и эволюция» Доклад на Вторых Покровских чтениях. Секция «Наука и вера» Москва, 30 октября 2002 г. Сравнивая данные Откровения с данными науки, а именно, с теориями Ч. Дарвина, Л.С. Берга, П. Тейяра де Шардена, мы хотим показать чувство восторга и удивления в душе верующего человека перед Природой, которую мы понимаем как творение Божие и как, по воле Божией, самостоятельно развивающийся комплекс. Митрополит Иоанн (Вендланд) 817 . 1. Книга митрополита Иоанна и его время Митрополит Иоанн (Вендланд) (1909–1989) Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) – видный иерарх Русской Православной Церкви, одновременно учёный геолог, и вместе с тем – общественный деятель. В его посмертно опубликованной книге «Библия и эволюция» затронуты вопросы самые широкие – богословские, научные, а также социальные. Последние несут на себе в большой степени печать эпохи «развитого социализма», времени, в которое жил высокопреосвященный автор. «Не для всего космоса, но в рамках земли, энтропия будет уменьшаться в результате деятельности человека при условии, если будет мир, прекратится гонка вооружений. Наступит разоружение. Если же будет пущен в ход накопившийся запас ядерного оружия , произойдёт небывалая вспышка энергии, которая вскоре и погаснет над хаосом, и энтропия возрастёт сразу в огромных размерах как бесполезная энергия, которая не может быть использована земными средствами. Для земли мир – обязательное условие жизни " 818 . «Эгоизм, став свойством общества, порождает такие явления, как эксплуатация, угнетение малоимущих, сверхприбыли монополистов, производство и гонка самых губительных средств истребления людей, гегемонизм, постоянная и страшная угроза миру» 819 . Владыка упомянул в книге также «о термодинамическом значении закономерностей, установленных Карлом Марксом»: «Теорию прибавочной стоимости К. Маркса можно кратко изложить так: рабочие требуют для восстановления своей трудоспособности гораздо меньше энергии, чем та энергия (стоимость), которую они произвели» 820 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Подпишитесь на наш Телеграм Пасха совсем скоро. Собрали для вас топ бестселлеров от издательств «Эксмо» и «ХлебСоль», которые помогут испечь самый вкусный кулич, украсить стол по-весеннему, сделать подарки близким для души. Создать атмосферу весны «Пасха красная. Куличи, пасхи, праздничный стол», Анна Кириллова Внутри этой невероятно красивой книги журналиста Анны Кирилловой — более 50 рецептов и идей декора для восхитительного праздника. Так и хочется испечь самый фотогеничный кулич с сахарной вишней и густой розовой глазурью и замешать зеленую пасху с листьями шпината и лимоном. И скорее собрать близких за столом, украшенным лентами, молодой травкой и цветами. Разнообразить пасхальный стол поможет нарядное деревце с печеньем, съедобный венок по бабушкиному рецепту, очаровательные кексы-зайчики, которых так любят украшать дети. «Творожная книга», Олеся Куприн Пасха из домашнего творога получается особенно вкусной и нежной. А по рецепту Олеси Куприн, известного фуд-блогера и дизайнера, — еще и очень красивой. Ягодная пасха в шоколадном корпусе, карамельная пасха, творожный кулич с пропиткой и меренгами — в этом году будет нелегко определиться с пасхальным меню. Тем более оставшийся творог можно пустить на идеальные сырки в шоколаде или мороженое… Ммм! В этой книге — еще 60 рецептов воздушных блюд из творога. Понять смысл праздника «Лествица святого Иоанна Лествичника. Тридцать ступеней на пути к Богу», Борис Корчевников, протоиерей Игорь Фомин  «Лествица» , или «Лестница», — это руководство по духовному росту, которое не теряет актуальности на протяжении 15 веков. В этой книге оно изложено языком современной журналистики и становится понятным каждому. «Лестница» на Небо состоит из 30 ступеней — мудрых жизненных уроков. Проводниками на этом пути выступают популярный телеведущий Борис Корчевников и отец Игорь Фомин, настоятель храма при МГИМО. «Зачем Бог? Беседы о сокровенном», Алексей Осипов Новинка от самого популярного в наши дни миссионера — профессора Алексея Осипова , чьи лекции «заходят» даже атеистам. К его словам прислушиваются более 700 тысяч подписчиков на УоиТиве-канале @osipovalexeyilich. В этой книге Осипов отвечает на самые острые вопросы о вере: спасутся ли грешники? что значит «Бог в душе»? предопределено ли наше будущее? Ответы становятся настоящим откровением и дарят надежду. «Дневник священника», протоиерей Константин Пархоменко

http://blog.predanie.ru/article/kak-podg...

Вот, я сказал «запела душа», и мне вспомнилось еще нечто. Мне было тогда 19 лет, и я в Париже на Трехсвятительском подворье на клиросе читал рядом с очень старым монахом, дьяконом, таким отцом Евфимием. Он был очень стар и очень разбит жизнью, и он читал и пел с такой невообразимой быстротой, что я даже глазами не мог уследить по книге. Когда служба кончилась, я ему сказал (знаете, в 19 лет иногда бываешь очень дерзким): «Отец Евфимий, вы сегодня у меня украли всю службу; а что хуже — вы, наверное, ее и у себя украли, потому что вы не могли ничего понимать из того, что вы читали». Он заплакал и сказал: « Ты меня прости! Но знаешь, меня пяти лет отдали в монастырь из деревни, потому что кормить было нечем. Я все эти святые слова сначала слышал, потом читал, потом пел, уже 80 лет с лишним, и теперь, когда я вижу слово, раньше, чем я даже его произнесу, словно какая-то рука касается в моей душе струны и вся моя душа поет перед Богом». Я подумал: какой позор! Я ползу глазами со слова на слово и никак не отзываюсь, или изредка что-то дрогнет в душе, а он глазами пробежал — и у него вся душа поет, как арфа… Это очень важно. А кроме того, когда мы в школе занимались, я поднимал с детьми нравственные вопросы. То есть: что у вас случилось на этой неделе? — поссорились, или обманули кого-то, украли что-нибудь — все равно что. И мы начинали нравственный разбор этого поступка. Ты, Андрюша, вот что сделал (говорили они): ты не только играл мячиком во дворе, но ты нарочно пустил мячиком в окно. Почему? Что тебя побудило?.. Он что-то сказал, другой мальчик что-то добавил, и завязывалась беседа. Но что было в этом поучительного? Конечно, не то, что он разбил окно, а то, что по ходу беседы постоянно кто-нибудь говорил что-то, что можно было отнести к Священному Писанию. И я их останавливал: А! Ты это сказал; а до тебя это апостол Павел сказал. Вот посмотрим в книгу… Ты так сказал? — это в Евангелии сказано уже до тебя… И вот так постепенно, исходя из проступков или из каких-нибудь радостных событий жизни, мы вплетали в жизнь евангельские рассказы, апостольские слова, Христовы заповеди, Его пример и т. д. И вот мне кажется, что в этом заключается религиозное воспитание ребенка в школе.

http://azbyka.ru/deti/antonijj-surozhski...

11:33—34). Как душа жива и бессмертна, так и Бог есть прежде век и вовеки живущий и все Собою оживляющий; и как Бог в Своем хотении самовластен и обладает всеми тварями, так и человека Он сотворил свободным, чтобы он обладал рыбами морскими и птицами небесными и всею землею. Как Бог имеет три лица, так и душа человеческая три силы: ум, слово и дух; и как слово от ума и дух от ума, так и Сын и Дух Святый от Отца; как ум не может быть без слова и без духа, так и Отец никогда не был и не может быть без Сына и Духа Святого; и как ум, слово и дух суть три разные душевные силы, хотя, однако, душа одна, а не три души, так Отец, Сын и Дух Святый суть три лица Божий, и не три Бога, но един Бог. Как душа помещается во всем теле и ни один член тела не живет без души, так и Бог Божеством Своим исполняет небо, землю и весь мир, и ни одно место не может быть без присутствия Божия; но Бог не вполне таким же образом наполняет мир, как душа наполняет тело, ибо Он и во всем мире не может вместиться, и если бы создал тысячу тысяч миров, то и тогда в них не вмещался бы.     Почему же тогда в заупокойной стихире о мертвом теле написано: «Вижу во гробе лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту безобразну и безславну?» — Эта стихира есть творение преподобного Иоанна Дамаскина, который в указанном выше своем слове о святых иконах признает, что образ Божий находится в душе, а не в теле: равным образом и во второй книге о православной вере, в 12-й главе, он написал о человеке так: «Образ Божий в человеке состоит в разуме и в свободе, подобие же в добродетели, в уподоблении по возможности». Этот святой подобное же написал и в указанном слове о святых иконах. «Четвертый вид икон, — говорит он, — составляют изображения, начертания и образы, воссоздающие пред нами невидимые и бестелесные существа, насколько они могут быть представлены телесно и быть доступными нашему смутному знанию, — Бога и ангелов; ангелов, то есть бестелесных невидимых духов мы, не можем видеть, каковы они сами по себе, почему они являются нам и изображаются в телесном образе, и этот образ называется ангельским, хотя и не в буквальном смысле, а лишь потому, что прообразует в ангелах духовные силы».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– давало первосвященнику возможность непосредственно вопрошать Господа о воле Его по отношению к народу и получать прямые, дарующие „совершенный свет», ответы на конкретные вопросы. Ответы давались посредством драгоценных камней наперсника. В совокупности имена двенадцати колен Израиля содержат все 22 буквы древнееврейского алфавита. Из букв и складывались слова ответа. При этом на каждом камне имя соответствующего колена было написано по кругу, каждая буква – на отдельной грани, и каждая грань закрывалась отдельным подвижным золотым „лепестком» оправы. Каждый из „лепестков» в свою очередь мог подниматься, открывая находящуюся под ним букву, или опускаться, покрывая ее. После специальной молитвы и возглашаемого во всеуслышание вопроса, обращенного к Господу, отдельные „лепестки» чудесным образом поднимались, из открытых граней драгоценных камней исходили разноцветные лучи, и буквы становились ясно видны. Из этих-то букв и составлялись слова, содержащие ответ свыше. Поскольку камни в наперснике были расположены в четыре ряда, соответственно и ответы разделялись на четыре категории. Камни первого, верхнего ряда давали ответы на вопросы, относящиеся к Богослужению, исполнению заповедей, нуждам священников и левитов; камни второго ряда – на вопросы, связанные с жизнью всего народа в целом (вопросы войны и мира, политики и экономики и т. п.); камни третьего ряда – на вопросы, относящиеся к жизни отдельных колен; наконец, камни четвертого ряда открывали волю Всевышнего по отношению к отдельным людям. Так, например, о преемнике Моисея – Иисусе Навине, который в определенном смысле имел статус царя, Господь дал такое указание: „И будет он обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все общество» ( Числ. 27:21 ). Во времена первого Храма от лица всего народа к первосвященнику за ответом от Господа через урим и туммим обращался царь. Например, о царе Сауле, после того как Бог отверг его за тяжкие грехи, говорится: „И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» ( 1Цар. 28:6 ). В эпоху второго Храма, после вавилонского пленения, урим и туммим были утрачены, как и многие другие священные предметы первого Храма. Поэтому первосвященник уже не мог прямо вопрошать Господа через урим и туммим. В Книге Ездры рассказывается о священниках, родословие которых вызывало сомнения в связи с тем, что генеалогические списки были утрачены после разрушения первого Храма. Они искали своей записи родословной и не нашлось ее, а потому исключены из священства. „И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом» ( Ездр. 2:62–63 ). Такие важные вопросы как вопрос о священстве могли решаться только путем откровения свыше – через урим и туммим».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010