Первоначальные введения о перикопах можете почерпнуть в сочинении: Sviceri Thésaurus Ecclesiasticus, 1682, под словом: Περικοπ, а более подробные найдете в книге Герикэ, Введение Новозаветные книги Свящ. Писания, перев. с немецкого под ред. архим. Михаила (инспектора Моск. Д. академии), М. 1869 г. ч. 2, стр. 331 и сл. Но для Вас в настоящем положении, вероятно, скорее можно иметь под руками подлинник, чем перевод. Подлинное же сочинение озаглавливается так: «Neutestamentliche Isagogik von Henrich Ernst Ferdinand Guericke, Doctor und Professor der Theologie. Dritte umgearbeitete Autlage. Leipzig, 1868». Вот мой посильный ответ на ваш вопрос. Удовлетворит ли он Вас? Не откажусь отвечать Вам и на дальнейшие подобные вопросы, какие у Вас имеются в запасе. Но в свою очередь извольте-ка и Вы дать мне ответы на следующие вопросы: 1) при какой церкви Вы занимаете должность и с каким вознаграждением; 2) в чем заключаются ваши обязанности; 3) чем занимаетесь в свободные от службы часы; 4) имеете ли возможность и удобство заниматься ученостью и литературой 5) кто у вас настоятель и в каких с ним находитесь отношениях; 6) есть-ли в Штуттгарте русское общество и знакомы ли Вы с кем-нибудь; наконец 7) какова ваша, резиденция в топографическом историческом и археологическом отношениях? Мир и Божие Вам благословение от любящего Вас»… В тот же день т. е. 23-го числа, писал я в Москву Генерал-Губернатору князю Вл. Андр. Долгорукову: «Долгом поставляю принести Вашему сиятельству искреннейшую сердечную благодарность за честь и утешение, какое Вы доставили мне вашим посещением. Минуты, проведенные в беседе с Вашим Сительством в моем пустынном доме, оставили надолго в моей душе самое отрадное впечатление. Позвольте при сем представить Вашему Сиятельству несколько экземпляров вновь изданной мною брошюры о священном Короновании в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича. От всего сердца молю Верховного Царя царей и Господа сил, чтобы Он даровал Вам силы и крепость благоуспешно предуготовить все благопотребное к предстоящему великому торжеству священнейшего Коронования возлюбленного Монарха нашего, дабы затем могли Вы вкупе с первопрестольною Столицею возрадоваться велиею радостью о Боговенчанном и Святопомазанном Царе нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Впервые специальное руководство для священников по психиатрии на основе концепции целостного христианского понимания человеческой личности разработал один из признанных авторитетов отечественной психиатрии, сын священника Рязанской губернии профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899–1979). Свою концепцию курса " Пастырская психиатрия " для студентов духовных академий и семинарий он написал в советское время. И хотя ему не удалось завершить книгу " Психиатрия и вопросы духовной жизни " 3 , Мелехов сформулировал основные принципы соработничества врача-психиатра и священника в лечении и окормлении страдающих душевными недугами. Эта работа вышла в машинописном издании вскоре после смерти автора. В дальнейшем она вошла в Настольную книгу священнослужителя, а позже в состав многочисленных сборников. Одна из центральных проблем этой книги — проблема соотношения в человеке телесного, душевного и духовного и, соответственно, соотношение душевных и духовных болезней. Известный в годы молодости Мелехова священноисповедник Георгий (Лавров), подвизавшийся в Даниловском монастыре, четко различал две группы этих болезней. Одним он говорил: " Ты, деточка, иди к врачу " , а другим: " Тебе у врачей делать нечего " . Бывали случаи, когда старец, помогая человеку настроить свою духовную жизнь, рекомендовал ему сходить к психиатру. Или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное лечение. В книге " Психиатрия и вопросы духовной жизни " Мелехов исходил из святоотеческого трихотомического понимания человеческой личности с разделением ее на три сферы: телесную, душевную и духовную. В соответствии с этим болезнь духовной сферы лечит священник, душевной — врач-психиатр, телесной — врач-соматолог (терапевт, невролог и др.). При этом, как отмечал митрополит Антоний (Блюм), " нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение " 4 . Все три сферы человеческой личности тесно взаимосвязаны друг с другом. Телесное заболевание часто сказывается на душевной и духовной жизни. Об этом еще в IV веке писал святитель Иоанн Златоуст: " И тело Бог создал сообразным с благородством души и способным выполнять ее веления; создал не просто каким-нибудь, но таким, каким ему нужно быть для служения разумной душе, так что если бы оно не было таким, действия души встретили бы сильные препятствия. Это и видно во время болезней: когда состояние тела хоть немного уклонится от надлежащего своего устройства, например если мозг сделается горячее или холоднее, то многие из душевных действий останавливаются " 5 .

http://pravoslavie.ru/56300.html

Своеобразием содержания и построения отличается сочинение преподавателя Екатеринославской ДС И. П. Триодина «Принципы красноречия и проповедничества» (Екатеринослав, 1915). В 1-й части сочинения автор подвергает критике возражение Канта против красноречия, затем освещает вопросы, связанные с личностью проповедника, его проповедническим «стилем и действованием». 2-я часть разделена на главы: «О сущности проповеди», «Богослужение и жизнь как источники проповеднической производительности», «Различные виды проповеди со стороны ее содержания». В 1-й гл. 2-й части излагается учение Шлейермахера о сущности проповеди и критика этого учения. В соч. «Теория православно-христианской пастырской проповеди» преподавателя Курской ДС Г. Булгакова в форме очерка представлен систематический курс Г. В небольшом по объему труде довольно обстоятельно освещены вопросы онтологии, этики, общей и частной методологии пастырской проповеди. Особенный интерес для проповедников представляет «Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» проф. МДА прот. Александра Ветелева (1949). В «Настольной книге священнослужителя» (М., 1986. Т. 5. С. 9) этот труд назван «подведением итогов почти двухвековых исканий русской гомилетики». Содержание курса определяется гомилетической системой прот. Александра, согласно к-рой дело проповедничества состоит из 3 слагаемых: проповедника, создающего проповедь, самой проповеди и паствы, воспринимающей слова проповедника. Автор анализирует процесс зарождения и развития проповеди в душе пастыря, рассматривает влияние пастырского слова на души слушателей. Учебник состоит из вводной, теоретической и практической частей, приложения. Труд прот. А. Ветелева является основным гомилетическим руководством в высших духовных школах РПЦ. Для средних учебных заведений - семинарий - этим же автором был подготовлен краткий «Конспект по гомилетике» (1958), включающий учение о формах, содержании, видах составления и произнесения проповеди. Значительный вклад в развитие совр. правосл. Г. внес проф. Софийской ДА Тодор Тодоров (Болгарская Православная Церковь). В его обширном труде «Омилетика» (1950), состоящем из 2 частей, с большой обстоятельностью и подробностью разобраны вопросы, относящиеся к теории и истории церковной проповеди. В 12 отделах 1-й части последовательно излагается учение о личности проповедника, содержании проповедей, об источниках и пособиях, о духе церковной проповеди, ее формах, видах в зависимости от пастырских задач и жизненных обстоятельств, о языке и стиле, подготовке и произнесении проповеди, об организации проповеднической деятельности в Церкви, о руководстве и контроле за ней со стороны церковной власти, о благовестии вне храма. 2-я часть посвящена истории Г.

http://pravenc.ru/text/166109.html

Почему же тогда в заупокойной стихире о мертвом теле написано: «Вижу во гробе лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту безобразну и безславну?» – Эта стихира есть творение преподобного Иоанна Дамаскина , который в указанном выше своем слове о святых иконах признает, что образ Божий находится в душе, а не в теле. Равным образом и во второй книге о православной вере, в 12-й главе, он написал о человеке так: «Образ Божий в человеке состоит в разуме и в свободе, подобие же в добродетели, в уподоблении по возможности». Этот святой подобное же написал и в указанном слове о святых иконах. «Четвертый вид икон, – говорит он, – составляют изображения, начертания и образы, воссоздающие перед нами невидимые и бестелесные существа, насколько они могут быть представлены телесно и быть доступными нашему смутному знанию, – Бога и Ангелов. Ангелов, то есть бестелесных невидимых духов, мы не можем видеть, каковы они сами по себе, почему они являются нам и изображаются в телесном образе, и этот образ называется ангельским, хотя и не в буквальном смысле, а лишь потому, что прообразует в Ангелах духовные силы». И о Боге надлежит рассуждать так же, как рассудил тот же святой в первой книге, в 11-й главе, говоря: «Все то, что о Боге говорится в телесном смысле, говорится символически, то есть гадательно, прообразовательно и имеет некоторый высший смысл, ибо Божество просто и лишено видимого образа. Так, под очами, веждами и зраком Божиим мы разумеем Его над всем промышляющую мощь и Его совершенное знание». Подобным же образом преподобный пространно рассуждает там и о других выражениях о Боге в телесном смысле, о чем и мы уже отчасти говорили. Отсюда надлежит признать, что в силу того, что Бог многократно является пророкам в нашем телесном образе и в Писании Ему приписываются наши телесные члены: очи, уши и проч., уже и наш телесный вид и красота может называться образом Божиим, однако не в точном и собственном смысле, как душа, но в качестве некоторого отдаленного примера и преобразования; основанием к этому может также служить и явление Бога Слова, по апостолу: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Надлежит также разрешить вопрос о том, следует ли в душу человеческую веровать, ввиду того что она является точным образом Божиим. Но если так, то надлежит веровать и в телесные вещества и другие создания, прообразующие Бога. Так, например, тот же святой Дамаскин в указанном слове о святых иконах написал: «И в создании мы видим образы, знаменующие смутно Божественные явления, так, когда мы говорим, что Святая Троица прообразуется через солнце, свет и лучи». Ведь и солнце имеет в себе образ Божий, однако не будет ли безбожно веровать в солнце, как веровали и теперь веруют персы и язычники; и если раскольники веруют в бороды и в два перста, то не ведут ли они себя в таком случае по примеру тех же персов и язычников?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На следующий день, мы с Олегом Ивановичем обошли монашеские владения и искупались в небольшом пруду, распугав разводимых там больших рыб. Везде, в этом горном скиту, как и внизу на подворье, чувствовалась твердая хозяйская рука и тонкий вкус отца настоятеля. После выполнения мною небольших послушаний, отец Гавриил спросил меня, прочитал ли я, подаренную им мне еще в Москве книгу «Кавказские подвижницы». Я ответил, что пока не добрался до нее. Он подает мне еще один экземпляр, предлагая всё-таки прочесть. И я понимаю, что именно здесь, в скиту, в кавказских горах, мне могут приоткрыться тайны подвижничества героев этой книги. Воспринимаю это, как небольшое послушание и углубляюсь в чтение, все больше осознавая — для чего я приехал к кавказским монахам, к этим современным подвижникам монашеского, спасительного жития. Находясь в горном монашеском скиту, молясь в храме рядом с автором книги, созерцая окружающую кавказскую природу, было легко настроиться на духовное восприятие событий и смыслов, изложенных в книге. На одном дыхании за два дня, прочитав книгу, я получил множество ответов и даже откровений на многие духовные вопросы. И мне подумалось: «Вот бы добраться до могилки этих святых подвижниц, которые относительно не так далеко находятся здесь, в кавказских горах. Но помысел, помыслом, а там — как Бог даст!» Готовимся к празднику Преображения Господня. Находясь в горах, как-то особенно переживаешь чувствования апостолов, удостоившихся видеть Преображение Господне на Фаворской горе. В предвкушении праздника в душе уже звучит тропарь: «Преобразился еси на горе, Христе Боже,/показавый учеником Твоим славу Твою,/якоже можаху./да возсияет и нам грешным/свет Твой присносущный,/молитвами Богородицы,/Святодавче, славаТебе». Величай, душе моя, преобразившегося Господа! Служба на праздник Преображения прошла очень празднично, а в завершение на улице состоялся водосвятный молебен и освящение меда нового сбора. А пока вместе со скитской братией готовились встретить праздник «Преображения Господня», мне вспоминались слова Святителя Иустина (Полянского) «Преображение Господа есть образ нашего преображения, «ибо у каждого христианина, по слову Апостола, должно быть преображение «от славы в славу» (ср.: 2 Кор. 3:18 ). Как же нам не желать увидеть сей божественный образ?»

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/09/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК» ежемесячный ж., выходивший в 1862-1867 гг. в Харькове. Инициатором издания был Харьковский еп. Макарий (Булгаков) , редактором-издателем стал проф. Харьковского ун-та прот. Василий Добротворский, которому помогали протоиереи Иоанн Чижевский и Александр Федоровский, священники Василий Левандовский и Василий Лихницкий. 12 выпусков годового комплекта «Д. в.» объединялись в 3 тома, все тома имели сплошную нумерацию. Издание прекратилось на 16-м т. (янв.-апр. 1867) из-за недостатка средств. Первоначально предполагалось объединить журнал с епархиальными ведомостями, но Святейший Синод определил, чтобы «Д. в.» издавался независимо. Основной задачей журнала было раскрытие христ. вероучения, в нем печатались материалы по церковной истории, критическое обозрение текущей духовной лит-ры, летопись событий церковной жизни (разд. «Летописный листок» в томах 1-3, «Известия» в томах 4-16). Еп. Макарий (Булгаков) публиковал здесь статьи по церковной истории («Русская духовная литература в период монгольский» (1862. Т. 1. С. 31-63, 147-195, 277-332, 423-445), «Церковное право в России при монголах» (1863. Т. 4. C. 134-158)), а также множество слов и речей. В «Д. в.» выходили статьи прот. В. Добротворского («Богословские вопросы в связи с потребностями времени» (1862. Т. 1. С. 11-30), «Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский, как проповедник» (Там же. С. 328-355), «О характере прежнего периода нашей духовной журналистики и современных ее задачах» (Там же. С. 446-477), «О религиозном органе в душе человека» (1865. Т. 12. С. 196-226, 321-364, 439-481) и др.), архим. Феодора (Бухарева; см. Бухарев А. М.) («Иов многострадальный и его книга» (1862. Т. 2. С. 1-62, 167-194), «О св. пророке Исаии и его книге» (Там же. С. 471-544)), И. С. Соколова («Первое духовно-учебное заведение в христианстве: Ист. очерк огласительного Александрийского училища» (1863. Т. 3)), свящ. Алексия Баратынского («Кирилл Туровский как проповедник» (1863.

http://pravenc.ru/text/180678.html

Эти впечатления от всего напечатлеваются на душе. В книге II Филон говорит об образе змеи, которая становится посохом, когда ее берет в руку Моисей. Филон толкует руку Моисея как образ делания, а посох как наставление. Об Иакове же говорится как о победителе (или запинающем) страсти; он тоже берет в свою руку посох, чтобы перейти через Иордан, который толкуется как земная, низменная и тленная природа. Филон далее пишет, что ум подвижника переходит их в процессе обучения. В книге III Иаков снова называется запинающим, обретшим добродетель посредством дисциплины и тяжелого труда. А до того как Иаков не мог покинуть Лавана, он не мог улучшить свое состояние, то есть не мог подчинить себе чувственно воспринимаемое» ( Prassas 200,3, р. 299). В Трудностях к Иоанну прп. Максим снова обращается к экзегезе Быт. 30–31 и, в частности, толкует очищение Иаковом коры с прутьев как действие ума, который, будучи умудрен в Духе, очищает Божественные логосы сущего от окружающего вещества, и далее восходит через созерцание этих логосов к ангельской жизни и познанию (см. amb . 51: PG 91, 1369С-1372В). Свт. Григорий Нисский обращается к анагогическому толкованию Еккл. 10, 18 в своем изъяснении на Песнь Песней и пишет: «Итак, по причине сего зловредного дождя [этот дождь святитель понимает как искушения. – Г. Б.], потребны нам таковые преклади [то есть балки. – Г. Б.], а ими будут добродетели, которые, будучи тверды и неуступчивы, не допускают внутрь себя притока искушений, да и во время искушений противятся влиянию порока. Дознаем же сказанное, с предлагаемым здесь сличив изречение у Екклесиаста, ибо там говорится: в леностех смирится строп, и в празднестве рук прокаплет храмина ( Еккл. 10, 18 ). Если дерева, употребленные на кровлю, по тонкости гибки и не тверды, а хозяин дома ленив для того, чтобы приложить попечение о здании, то не будет пользы от кровли и дождь протечет каплями. Ибо кровля по необходимости вдавливается, уступая тяжести воды, и хилость дерев не противится, подламываясь от приражения тяжести; посему вода, скопившаяся во впадине, переходит внутрь, и сами капли, по слову притчи, изгоняют человека из дома его в дождливый день ( Притч. 27, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Они вовлекались в общий круговорот общинской жизни, ревностно посещали богослужение, активно участвуя в нем, сообразно своим способностям. Они образовывали кружки, изучавшие совместно духовные вопросы и крепко объединявшиеся чувством братства, нравственной поддержкой и взаимной помощью. Они помогали Общине во всех сторонах ее жизни. И до сих пор эта молодежь объединена именем о. Алексия и, можно быть уверенным, памятью о нем не раз будет направляться в жизни в лучшую сторону. Священник Павел Флоренский . Сочинения в четырех томах. Т.2. М. С.627. 21 Николай Александрович Бердяев (6.3.1874 – 24.3.1948) – известный русский философ. О его принадлежности к Маросейской общине писали в «Очерках по истории русской церковной смуты» (М. 1996. С.303) А.Э.Левитин и В.М.Шавров: : О.Алексий ввел у себя строго уставную службу и сплотил вокруг своего храма общину из горящих духом людей, объединенных глубокой религиозностью и евхаристическим общением (частое причащение было нормой религиозной жизни в общине о.Мечева). «Мечевец» – это было в то время синонимом строго православного человека. К общине о.Мечева принадлежало много интеллигентных людей. «Мечевцем» был, между прочим, знаменитый Н.Бердяев . Весьма характерно, что в своей итоговой автобиографической воинствующе-не-(чтобы не сказать анти-)-церковной книге Бердяев пишет о том категорическом неприятии старца Алексия Зосимовского , которое вызвало общение с ним. Неприемлемыми оказались для него произведения святителя Феофана Затворника . Не нашли отклика в его душе ни прп. Серафим Саровский , ни прп. Амвросий Оптинский . Добрые слова нашлись у него лишь о старце Германе Зосимовском . Но ни одного худого слова, ни тени, ни малейшего намека на неприятие не вызвал у него лишь о. Алексий Мечев . Такова была сила любви Батюшки! «Более сильное и значительное впечатление на меня впоследствии произвел о. Алексей Мечев » (Бердяев Н.А. Самопознание. [Опыт философской автобиографии]. М. 1991. С.188). И далее: : У меня было одно светлое впечатление о Православной Церкви перед самой моей высылкой из советской России (в 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Лобковиц Н. Христианство и культура//Вопросы философии. М.,1993, ? 3. С. 79. Митрополит Московский Филарет. Слова и речи: В 5 т. М., 1882. Т. 4. С. 151 — 152. «Я думаю, что самое гениальное, что было у русских философов первой половины нашего века, это то, что они взяли из монашеской практики тему преображения человека и приложили ее к сферам культуры, общества, истории, чтобы показать, как реализуется в христианстве возможность преображения культуры и истории» (Оливье Клеман. Почему я православный христианин. — Континент. Париж, 1992, ? 2, с. 289). Когда я сказал об этом на лекции в университетете в Шуе, то возмущенное эхо раздалось аж в Париже! См.: Михайлов Э. Православный «патриот-профессионал»//Русская мысль. Париж, N 4266, 22 апреля 1999 г. И уж точно, наличие таких знаний должно пресекать привычку к легковесной идеологической превыспренности. Увы, нередко приходиться встречать священнослужителей, у которых один доклад заготовлен на все случаи жизни и зачитывается из всех президиумов всех конференций: На более же простом уровне вместо того, чтобы выискивать пророчества и признаки грядущих крутых перемен, надо перейти к этике малых дел. Надо попробовать навести порядок в своей душе, а не тянуться к водочному стакану с очередным гаданьем: «Что же будет с Родиной и с нами?»: Лучший шаг к возрождению России — просто бойкот винно-водочных магазинов. См. главу «Виновато ли христианство в экологическом кризисе» в моей книге «Дары и анафемы» (М., 2003). Константин Леонтьев. Избранные письма. Спб., 1993, с. 497. св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914. с.179-181. О том, что такое монашество и зачем оно нужно, мне бы хотелось сказать словами Толкиена. Странник (Арагорн) говорит Фродо: «Ты говорил о крепости, принимающей на себя удары Врага, но наша задача в ином. На свете немало зла, для которого ничто — крепостные стены и острые мечи. Много вы знаете о мире за границами Гондора? Там свобода, ты говоришь? Так вот, ее бы там и в помине не было, если бы не мы, северяне.

http://pravmir.ru/zhizn-v-cerkvi-o-puti-...

Иоанна — орел (символ высоты мысли); Матфея – человек (в его книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (в этом Евангелии много говорится о чудесах Христа, то есть о Его высшей царской власти над миром). Вопросы и задания 1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит? 2. Как переводится слово Евангелие ? 3. Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета? 4. Выбери правильный ответ: а) Евангелие — это часть Библии. б) Евангелие не входит в Библию. 5. Что означает слово «завет»? В чем новизна отношений Бога и человека в Новом Завете? 6. как Соломон понял, кто мать ребенка? 7. Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения? 8. Кто такие христиане? Урок 6 курса «Основы Православной культуры» . Проповедь Христа Вы узнаете — Чему учил Христос — Что такое Нагорная проповедь — Какое сокровище нельзя украсть Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени. О МЕСТИ Тебя обидели, ударили, обозвали — такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить? А Христос учил: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, — наш мир стал бы менее человечным. Если отвечать злом на зло – зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что «Лучший бой – это тот, которого удалось избежать!». Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?».

http://pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-ku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010