93 Об этой теории предсуществования душ у самого Оригена см.: Малеванский Г., свящ. Догматическая система Оригена //Труды Киевской Духовной Академии. 1870. 3. С. 547–558. Данная теория, развитая последующими оригенистами, была осуждена в VI веке как в особом эдикте императора Юстиниана (543г.), так и на Пятом Вселенском Соборе (553г.). См.: Guillaumont А. Les “Képhalaia gnostica” d " Evagre le Ponitique et I’histoire de I’origenisine (liez grecs et chez les syriens. Paris, 1962. P. 140–144. 94 Не совсем ясно, каких еретиков подразумевает здесь преп. Анастасий. Возможно, что аполлинаристов. 95 Подобные определения человеческой души довольно часто встречаются в древнецерковном богословии. Так, в трактате «О душе», приписываемом преп. Максиму Исповеднику (но вряд ли принадлежащем ему), она обозначается так: душа есть «сущность нетелесная, умная ( νοερ), живущая в теле, причина жизни» (PG Т. 91. Col. 361). 97 Перевод свободный; в тексте: λος Χριστιανς κα τ μυστρια το Χριστιανο πστις στν (букв.: весь христианин и таинства христианина есть вера). 98 Подобная связь веры с [внутренним] согласием ( συγκατθεσις) наблюдается уже у Климента Александрийского , который, среди прочего, обозначает веру в качестве «внутреннего согласия, которое соединяет [нас] с незримым бытием». См.: Сидоров А. И. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский //Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3. М., 1998. С. 105 (см. переиздание в книге: Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 3: Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. М., 2013. С. 148). 100 Постоянный акцент у преп. Анастасия на безыскусственной (простой, несуемудрой) вере ( πστεως περιργου) органично вписывается в святоотеческую традицию. Так, св. Василий Великий в одном из своих писем с ностальгией вспоминает о древнем блаженном состоянии церквей, «когда немногие болезновали совопросничеством ( περ ζητσεις – то есть излишне заботились об исследовании, изыскании), а все пребывали в безмолвии ( ν συχ), будучи непостыдными делателями заповедей, служа Господу простым и неизысканным исповеданием ( δι τς πλς κα περιργου μολογας), соблюдая неповрежденную и неподдельную веру (“неприкосновенную и безыскусственную веру” – συλον τν πστιν κα περιργου) в Отца и Сына и Святого Духа» (см.: Свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  3.0 из  5) Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Говорят, что брачные узы тяжелы для современного человека. Сделать их несение осознанным и оттого более легким поможет православное понимание идеала отношений мужа и жены. В нашей книге не только раскрывается взгляд Святой Церкви на брак с его духовной и физической сторонами, но и даются ответы на злободневные вопросы. Является ли тяжелый характер одного из супругов (лень, пьянство) причиной для развода? В каких случаях Церковь благословляет бороться за свою семью? Осуществим ли без Бога семейный идеал? Священники, философы и представители творческой интеллигенции делятся жизненным опытом на страницах нашего сборника. Надеемся, что книга окажется полезной как для семей, преодолевающих крутые житейские повороты, так и в качестве напутствия для молодоженов. Протоиерей Димитрий Смирнов Человек – это семья Все научные дисциплины есть произведения человеческого духа и, следовательно, являются ценностями духовными. Но целый ряд ценностей, причем именно тех, которые в наибольшей степени формируют традиционное национальное воззрение на мир и отсутствие которых приводит к появлению разных суррогатов, по известным причинам выпали из русского образовательного пространства. Это – религия, русская философия, русская культура, кроме некоторых фрагментов, и русская семья. Бесспорно, что освоения математики, истории, литературы недостаточно для того, чтобы найти путь к счастью. А ведь стремление к нему инстинктивно присутствует в душе каждого человека как существа, некогда в Адаме потерявшего райское бытие. И если человек не находит счастья, то заменяет его «утешением» в виде алкоголя, наркотиков или острых ощущений, с помощью которых он ищет себе такую точку приложения, которая дает иллюзию счастья. Но есть еще один предмет, изучение которого укажет человеку путь к земному счастью, ибо ни физика, ни ботаника, ни астрономия не научат быть счастливым. «Семья как высшая духовно-нравственная ценность человека» – вот какой предмет должен быть главным в программах всех учебных заведений, потому что сейчас этому научить больше практически негде. Если раньше говорили, что религиозные или семейные ценности должны прививаться в семье, то теперь мы с ужасом констатируем, что самой семьи почти нет. Хорошая семья – единичный пример. Процесс распада семьи все набирает и набирает обороты. А ведь ее распад – это уничтожение человечества!

http://azbyka.ru/semya/otvety-sovremenni...

Мне было не по себе, я все повторял: «Батюшка, да что Вы! Вам еще жить и жить». Потом попрощался и пообещал зайти на следующий день. Я вышел из дома (а это частный сектор Твери) и медленно брел по Тихвинской улице. Вдруг раздался крик. Я побежал назад. Монахиня мне сказала: «Отец Николай умер». Я действительно взял книги отца Николая. У него была собрана вся подборка журналов «Московской Патриархии» с 1950-х годов до 2000-го года. Сейчас это настоящая библиотека — в те годы ЖМП печатал очень интересные статьи. Это история в лицах… — В ту ночь, когда Вы не спали и прочли все Евангелие, что так Вас поразило в этой книге, в православной вере? — Я нашел ответы на все вопросы, которые меня волновали: как произошел мир, как произошел человек. Эти ответы показались мне настолько убедительными, что не оставили и тени сомнения в моей душе. Потом уже меня поразила замечательная церковная среда в нашем соборе в Твери. Уходя из него, мне всегда хотелось вернуться поскорее вновь. Я застал священников старой формации и видел, как они живут. Отец Николай уже в 7 утра (а я старался очень рано приезжать в храм, чтобы все подготовить к службе), облаченный, вынимал частички за всех своих родных, близких, по синодикам, написанным ими еще в 1950-е годы. Такую церковную выправку он имел! И мне очень хотелось быть причастным к этой жизни, хотя я думал, что этого не достоин. — Мы есть то, что наши родители, учителя, наставники заложили в нас. Кто сформировал Ваш стержень? — Это и преподаватели СПбДА, которые нам старались привить подлинно церковный образ жизни, поделиться своими знаниями. Но, прежде всего, это, конечно, Святейший Патриарх Кирилл. Господь так в моей жизни все управил, что, окончив семинарию в июне, я уже в сентябре стал сотрудником Отдела внешних церковных связей , сам об этом не помышляя. Перед окончанием семинарии я полгода провел в Финляндии, в университете в Йоенсуу, куда бы направлен от СПбДА для написания дипломной работы «Эсхатология в мировых религиях». Вернувшись назад, я получил приглашение поехать на учебу в Грецию и с огромной радостью согласился, потому что почти 5 лет по 2-3 месяца проводил на Кипре в православном лагере как руководитель группы русских студентов, любил Кипр, учил новогреческий язык.

http://patriarchia.ru/db/text/2334228.ht...

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делилиодежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники…» (Лк. 23,33-35) . Преподобный Авва Исаия (†IY в.) в своём «Седьмом слове» обращает внимание на то, что на тайной вечери Господь Иисус Христос «как умыл ноги прочих учеников, так умыл ноги и Иуды, не делая различия». («Добротолюбие» т.1, 1963, Jord а nyille , N. Y ., с.238) . А схиигумен Иоанн (Алексеев; †1958) добавляет: «После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил таинство святого причащения, и Иуда был причащён Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа». (Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.83).   Святитель Иоанн Златоуст (14/27/.9.407): «Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов , хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем…». (Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвение» М., 1992, с.79). Иеромонах Киево-Печерской Лавры Владимир (Мусатов): «Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот когда станет пред Ним и прострёт к Нему руки свои, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей , должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Бог услышит его, если предмет молитвы угоден Ему». («Вопросы келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных» репринт издания 1855г., М., 1996, с.67). Священномученик Игнатий Богоносец «Послание к Смирнянам»: «Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними , а только молиться за них – не раскаются ли они как-нибудь». («Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.135). Священномученик Поликарп Смирнский (23.2/8.3/.156) «Послание к Филиппийцам»:

http://pravmir.ru/lyubite-vragov-vashih/

самое большое по объему произведение, сохранившееся в копт. переводе с греч. оригинала (т. н. Аскевианский кодекс IV в.). Разделяется на 4 книги. Согласно этому произведению, Иисус после Воскресения провел 11 лет со Своими учениками, обучая их заповедям и таинствам. Однажды ученики собрались на Елеонской горе, а Иисус сидел в нек-ром отдалении. Вдруг на Него снизошла светлая сила и окутала Его. Учеников обуял великий страх, когда они увидели свет. Иисус поднялся ввысь и взошел на небо. Весь мир горний и дольний сотрясся, и ученики решили, что мир вот-вот будет разрушен. Тогда Иисус спустился к ним еще в большем свете. Утешив их, Иисус обещал говорить теперь открыто, а не притчами. Далее в тексте от имени Иисуса излагается гностическое понимание Его Крещения от Иоанна Предтечи, Рождества от Марии, объясняются различные таинства, учение об эонах, сферах и архонтах. В диалог с Иисусом вступают Мариам, Филипп, записывающий все ответы Иисуса, Петр, Марфа, Иоанн, Фома, Матфей, Иаков, Андрей, Мария, матерь Иисуса, «другая» Мария и Мария Магдалина, к-рые не только задают вопросы, но и дают свое толкование слов Иисуса. В текст вставлены также речи и гимны, произносимые Софией Премудростью. В финале 2-й книги Спаситель отпускает грехи ученикам, к-рые понимают, что унаследуют Царство света. В 3-й книге идет речь о крещениях, о посмертной участи, о душе и проч. 4-я книга возвращает читателя к тому моменту, когда Господь Иисус воскрес на 3-й день и явился ученикам. Вместе с ними Он становится на водах океана и произносит молитвы. При этом апостолы Фома, Андрей, Иаков и Симон Кананит стояли на западе, лицом к востоку, а Филипп и Варфоломей - на юге, лицом к северу. Все были одеты в льняные одежды. После этого Иисус продолжает рассказ об архонтах, Драконе, разрядах, демонах, посмертных муках и проч. Иисус являет ученикам свет и прикровенно говорит о Крещении и Евхаристии и наставляет, как совершать таинство Евхаристии, целью к-рого является оставление грехов. В финале ученики вновь спрашивают Иисуса об участи грешников, стоя посреди преисподней, а затем отправляются во все концы света с проповедью Евангелия. «Книга Фомы Атлета»

http://pravenc.ru/text/171925.html

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у меня такой вопрос: 1,5 года назад умерла моя мама, хочу помолится за упокой на её могилке простой молитвой за упокой и родительской молитвой, начав с Отче наш. Правильно ли это будет с моей стороны и принесет ли это какую-нибудь пользу, так как я этого не делал раньше, или как это сделать правильней. Потому что считаю что должен… Похожие вопросы 3 Ответа Лучше поздно, чем никогда. Начинайте молиться за маму и не бросайте. Но Вам нужно и о своей душе подумать, начать жить как нормальный христианин и стремиться к Богу. Потому что молитвы за умерших помогают именно тем из них, кто при жизни стремился к Богу и ушел в мир иной в покаянии и истинной вере. Конечно, молитесь! Усопшим очень нужна наша молитва, особенно, если это близкие. простой молитвой за упокой и родительской молитвой, начав с Отче наш Не вполне понятно, какие именно молитвы Вы хотите прочитать. Молиться хорошо всегда и везде. Если же Вы спрашиваете про рекомендованный Церковью образ молитвы, то желательно подавать записки о упокоении, присутствуя за заупокойным богослужением (литургия, панихида) и самостоятельно читать Псалтирь за упокой. Загробная участь умерших и польза молитвы за них подробно изложены в этой прекрасной книге: Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 96  чел. Всего просмотров 5.4 млн. Всего вопросов 3992 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-pravilno-pom...

Посему-то премного благодарю Бога, благоизволившего дать нам такого искреннего сына, по душе нашей, а ты вместо сего неразумно сказал ему: «Умываю руки мои от тебя», и сказал это не один, а много раз, и чрез то погрузил душу его в великую печаль, не вспомнив слов апостола: да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2 Кор. 2, 7). И если бы не рука Божия и молитва отцов его, то растерзалось бы сердце его. Где заповеди мои, данные тебе: плачь, рыдай, не ищи, чтобы тебя считали за нечто, ни в чем не равняй себя с другими, — те заповеди, которыми я привлекал на иной путь любовь твою? Оставь, наконец, мир, взойди на крест, свергни с себя земное, отряси прах от ног твоих, о срамоте нерадив (Евр. 12, 2), не разжигай с халдеями пещи, чтобы не быть сожжену вместе с ними гневом Божиим. Считай всякого человека превосходнее себя, — восплачь о мертвеце твоем. Изми первее бревно из очесе твоего (Мф. 7, 5). Восстанови ниспровергнутый дом твой, воззови: Сыне Давидов, помилуй мя… да прозрю (Лк. 18, 38, 41). Пойми сказанное: да всяка уста заградятся (Рим. 3, 19), и не многословь более. Затвори дверь твою (см. Мф. 6, 6) для врага. Взвешивай слова свои и сделай запор к дверям твоим (см. Сир. 28, 29). Ты знаешь, к чему я говорю тебе: разумей сказанное; потрудись вникнуть в слова мои и найдешь в них плоды, достойные Бога; не посрами седин молящегося о тебе день и ночь. Господь да даст тебе уразуметь и исполнить сие со страхом Его. Аминь. Брат Иоанн! Не знаю, что это значит? Я написал тебе (все) от альфы до омеги, от устроения новоначального до совершенного, от начала пути до конца его, от совлечения ветхого человека с похотьми его, до облечения в нового, созданного по Богу (Еф. 4, 22, 24), начиная с того, чтобы быть чуждым земли чувственной, до того, чтобы сделаться небожителем и наследником мысленной земли обетований. Вникни в мои послания, разжуй содержащееся в них, и спасешься. Если ты только поймешь это: в них заключается Ветхий и Новый Завет. Углубляясь в разумение их, ты не будешь иметь нужды в другой книге.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Александр Иванов. Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра). 1850-е годы. Третьяковская галерея      В жизни, наверное, каждого христианина наступает момент, когда он чувствует: Христос зовет. Нужно что-то менять в жизни. Но что менять? И как? И Христос ли зовет? Ответы на эти вопросы можно найти в Писании. Впрочем, даже священный опыт не подменит опыта личного. Как услышать Бога? Библейские примеры говорят нам о том, что Бог обращается к человеку очень конкретно. Часто — называя по имени и даже с некоторой настойчивостью: «И воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!.. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3, 4–6). Бог называет Моисея по имени и объясняет, кто Он Сам. Но Моисей боится, Моисей сомневается и начинает подробно выспрашивать Бога, что делать, — а Бог так же подробно отвечает. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх. 3, 13–15). Так терпеливо, настойчиво и внятно Бог объясняет Моисею, что нужно сделать, — и Моисей, наконец, соглашается. Понятно, что в нашей жизни, скорее всего, не будет Неопалимой купины, да и других чудесных явлений мы вряд ли сподобимся. Но, как говорится в Притчах Соломоновых, «блажен человек, который слушает Меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!» (8, 34). Как же нам услышать призыв Христа? В Книге пророка Захарии люди обвиняются в том, что «уши свои отяготили, чтобы не слышать» (7, 11). В ритме современной жизни действительно трудно услышать не только Бога, но даже ближнего. Святой Ефрем Сирин сказал в одном из своих трудов: когда Бог творит человека, Он вкладывает в сердцевину его существа всё Царство Божие, и задача жизни заключается в том, чтобы копать, копать, пока не дойдешь до той глубины, где находится этот клад. Но как отбросить всё наносное и дойти до сердцевины, как услышать голос Бога у себя в душе?

http://pravoslavie.ru/103374.html

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день, я сейчас нахожусь в сложной ситуации (муж под судом), день ото дня думаю о дальнейшей жизни, что будет с ним, чем это все кончится. Иногда на душе становится просто невыносимо тяжело. Стараюсь настроить себя на хороший лад, но не всегда получается, далеко не всегда. Как научить себя не тяготиться завтрашним днём? Что можно почитать? Спасибо) Похожие вопросы 2 Ответа Здравствуйте! Наш Спаситель Христос в Нагорной проповеди говорит: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» ( Матф.6:34 ). Апостол Пётр призывает нас: “Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас” ( 1Пет.5:7 ). Апостол Павел вторит: “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” ( Флп.4:6–7 ). Сложные ситуации это всегда вызов для христианина. На такие ситуации нет универсального ответа. Всё что у нас есть это вера, верность и доверие к Богу в такой ситуации, пример в этом отношении — история праведного Иова Многострадального  (о его жизни можно прочитать в библейской книге Иова ). Святой   Иоанн Зла­то­уст говорил: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати». Нам остается лишь стремится к такой твердости в вере и святости и уповать на милость Божию к нам. Мне лично в жизненных испытаниях помогает молитва и чтение Библии (например, Евангелия и Псалтыри), а также произведений ранних отцов Церкви, которые проходили через многие скорби и испытания. Но в трудных случаях, когда забота и переживания о завтрашнем дне переходят в опасное и угрожающее состояние и самомстоятельно с этим справиться не получается, не грех обратиться за помощью к хорошему психологу или психотерапевту. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-ne-tyagotits...

Н. Гумилев 19 Вторая часть. Война и софийность творения Перед лицом войны, великих ее испытаний и страшных соблазнов являются неизбежно сомнения и искушения, относящиеся к силе добра и правды в мире. Тьма, надвигающаяся над миром, застилает свет в душе, и в ней поднимаются соблазны древнего Иова о бессилии и бездействии Бога в мире, а они неизбежно ведут, если не самого Иова, в котором все-таки побеждает его личная вера, то логику его мысли, к отрицанию и самого Его бытия. В мире есть только царюющее зло, миром правит князь мира сего. Такое заключение подсказывается духовным испугом, который сопровождается изнеможением душевным и физическим. Человек становится слеп и глух к добру, пока он остается охвачен этим ужасом, terror antiquus, 20 находится во власти его. Однако такое состояние есть лишь временный аффект, который прекращается вместе с производящей его причиной – с некоторым затишьем войны или ее прекращением. Однако и по миновании этого аффекта, и даже помимо него, остаются в силе все те вопросы, которые пробуждаются наличием войны в мире, самой ее возможностью. Как возможна война и что такая возможность означает? Вопрос этот естественно рассматривать в свете теодицеи, или оправдания Бога в мире, как он и ставится в книге Иова, причем друзья Иова попросту хотят уклониться от него, измышляя несуществующую вину Иова, сам же Иов становится лицом к лицу к нему со всей его безответностью и сокрытой в нем тайной – именно, действия сатаны в Божьем мире, сатанинского промысла наряду с Божественным. Ответ же на этот вопрос дается эсхатологический, т. е. вне и поверх исторических свершений, в качестве постулата или откровения веры: «я знаю, Искупитель мой жив... и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его» ( Иов. 19, 25–26 ). В таком исповедании свидетельствуется трансцендентность добра в мире, который в имманентности своей погружен в зло, «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5, 19 ), по прямому свидетельству апостола. В этом смысле проблема теодицеи, как оправдание мира в его теперешнем бытии, даже и не может существовать, поскольку он принадлежит царству князя мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010