На следующий день, мы с Олегом Ивановичем обошли монашеские владения и искупались в небольшом пруду, распугав разводимых там больших рыб. Везде, в этом горном скиту, как и внизу на подворье, чувствовалась твердая хозяйская рука и тонкий вкус отца настоятеля. После выполнения мною небольших послушаний, отец Гавриил спросил меня, прочитал ли я, подаренную им мне еще в Москве книгу «Кавказские подвижницы». Я ответил, что пока не добрался до нее. Он подает мне еще один экземпляр, предлагая всё-таки прочесть. И я понимаю, что именно здесь, в скиту, в кавказских горах, мне могут приоткрыться тайны подвижничества героев этой книги. Воспринимаю это, как небольшое послушание и углубляюсь в чтение, все больше осознавая — для чего я приехал к кавказским монахам, к этим современным подвижникам монашеского, спасительного жития. Находясь в горном монашеском скиту, молясь в храме рядом с автором книги, созерцая окружающую кавказскую природу, было легко настроиться на духовное восприятие событий и смыслов, изложенных в книге. На одном дыхании за два дня, прочитав книгу, я получил множество ответов и даже откровений на многие духовные вопросы. И мне подумалось: «Вот бы добраться до могилки этих святых подвижниц, которые относительно не так далеко находятся здесь, в кавказских горах. Но помысел, помыслом, а там — как Бог даст!» Готовимся к празднику Преображения Господня. Находясь в горах, как-то особенно переживаешь чувствования апостолов, удостоившихся видеть Преображение Господне на Фаворской горе. В предвкушении праздника в душе уже звучит тропарь: «Преобразился еси на горе, Христе Боже,/показавый учеником Твоим славу Твою,/якоже можаху./да возсияет и нам грешным/свет Твой присносущный,/молитвами Богородицы,/Святодавче, славаТебе». Величай, душе моя, преобразившегося Господа! Служба на праздник Преображения прошла очень празднично, а в завершение на улице состоялся водосвятный молебен и освящение меда нового сбора. А пока вместе со скитской братией готовились встретить праздник «Преображения Господня», мне вспоминались слова Святителя Иустина (Полянского) «Преображение Господа есть образ нашего преображения, «ибо у каждого христианина, по слову Апостола, должно быть преображение «от славы в славу» (ср.: 2 Кор. 3:18 ). Как же нам не желать увидеть сей божественный образ?»

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/09/...

самое большое по объему произведение, сохранившееся в копт. переводе с греч. оригинала (т. н. Аскевианский кодекс IV в.). Разделяется на 4 книги. Согласно этому произведению, Иисус после Воскресения провел 11 лет со Своими учениками, обучая их заповедям и таинствам. Однажды ученики собрались на Елеонской горе, а Иисус сидел в нек-ром отдалении. Вдруг на Него снизошла светлая сила и окутала Его. Учеников обуял великий страх, когда они увидели свет. Иисус поднялся ввысь и взошел на небо. Весь мир горний и дольний сотрясся, и ученики решили, что мир вот-вот будет разрушен. Тогда Иисус спустился к ним еще в большем свете. Утешив их, Иисус обещал говорить теперь открыто, а не притчами. Далее в тексте от имени Иисуса излагается гностическое понимание Его Крещения от Иоанна Предтечи, Рождества от Марии, объясняются различные таинства, учение об эонах, сферах и архонтах. В диалог с Иисусом вступают Мариам, Филипп, записывающий все ответы Иисуса, Петр, Марфа, Иоанн, Фома, Матфей, Иаков, Андрей, Мария, матерь Иисуса, «другая» Мария и Мария Магдалина, к-рые не только задают вопросы, но и дают свое толкование слов Иисуса. В текст вставлены также речи и гимны, произносимые Софией Премудростью. В финале 2-й книги Спаситель отпускает грехи ученикам, к-рые понимают, что унаследуют Царство света. В 3-й книге идет речь о крещениях, о посмертной участи, о душе и проч. 4-я книга возвращает читателя к тому моменту, когда Господь Иисус воскрес на 3-й день и явился ученикам. Вместе с ними Он становится на водах океана и произносит молитвы. При этом апостолы Фома, Андрей, Иаков и Симон Кананит стояли на западе, лицом к востоку, а Филипп и Варфоломей - на юге, лицом к северу. Все были одеты в льняные одежды. После этого Иисус продолжает рассказ об архонтах, Драконе, разрядах, демонах, посмертных муках и проч. Иисус являет ученикам свет и прикровенно говорит о Крещении и Евхаристии и наставляет, как совершать таинство Евхаристии, целью к-рого является оставление грехов. В финале ученики вновь спрашивают Иисуса об участи грешников, стоя посреди преисподней, а затем отправляются во все концы света с проповедью Евангелия. «Книга Фомы Атлета»

http://pravenc.ru/text/Диалоги Иисуса ...

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делилиодежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники…» (Лк. 23,33-35) . Преподобный Авва Исаия (†IY в.) в своём «Седьмом слове» обращает внимание на то, что на тайной вечери Господь Иисус Христос «как умыл ноги прочих учеников, так умыл ноги и Иуды, не делая различия». («Добротолюбие» т.1, 1963, Jord а nyille , N. Y ., с.238) . А схиигумен Иоанн (Алексеев; †1958) добавляет: «После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил таинство святого причащения, и Иуда был причащён Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа». (Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.83).   Святитель Иоанн Златоуст (14/27/.9.407): «Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов , хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем…». (Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвение» М., 1992, с.79). Иеромонах Киево-Печерской Лавры Владимир (Мусатов): «Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот когда станет пред Ним и прострёт к Нему руки свои, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей , должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Бог услышит его, если предмет молитвы угоден Ему». («Вопросы келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных» репринт издания 1855г., М., 1996, с.67). Священномученик Игнатий Богоносец «Послание к Смирнянам»: «Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними , а только молиться за них – не раскаются ли они как-нибудь». («Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.135). Священномученик Поликарп Смирнский (23.2/8.3/.156) «Послание к Филиппийцам»:

http://pravmir.ru/lyubite-vragov-vashih/

Для этого, в частности, я часто делаю пояснения богословских терминов и сложных мест в цитатах; привожу поясняющие примеры из жизни; разбиваю темы на подтемы; выделяю ключевые слова и выражения, в том числе и в цитатах, жирным курсивом, и нередко важнейшие мысли, так или иначе, повторяю. Кроме того, при написании данной книги, я всегда учитывал протестантский менталитет и его способ мышления. Вторая : перед каждым абзацем моей книги в квадратной скобке стоит номер. Это сделано для удобства ссылок, потому как многие вопросы в книге перекликаются с другими и есть постоянная необходимость указывать, где об этом вопросе уже говорилось, или будет сказано. От указания страниц пришлось отказаться, чтобы не привязывать книгу к конкретному изданию, и чтобы в любом виде, печатном или электронном, эти ссылки были бы правильны. (По этой же причине и на другие книги я часто ссылаюсь, указывая название книги и главы, а не номер страницы, поскольку ко многим книгам я имел доступ только в электронном виде. Читателю же, желающему найти указанную ссылку, нетрудно будет найти её в интернете, введя в поисковике цитируемые слова.) Также, чтобы не перегружать основной текст книги, внизу страницы я даю смысловые сноски, а ссылки на книги и источники, которые интересны, как правило, лишь специалистам, указываю в конце главы. Третья : все главы в книге, при всех своих особенностях, построены, как правило, по одной простой схеме . В начале главы, перед обсуждением каждой темы или подтемы, объясняется, в чем заключается разномыслие протестантов и православных, и на каких основаниях протестанты не согласны с учением или практикой православных. Затем дается православный ответ на эти обвинения на основании 1) Священного Писания ; 2) свидетельств веры древней Церкви; 3) логических рассуждений и 4) свидетельств от противного, где это уместно. Все эти четыре пункта я хочу прокомментировать. Прежде всего, хочу сказать, что такую схему я не изобретал искусственно – она сама собой явилась в моей душе, как не требующая доказательств аксиома.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

4. На Западе, свят. Амвросий Медиоланский прочитал беседы свят. Василия и сам написал беседы на шесть дней. 26 Его «Шестоднев» – чуть более длинный, около трехсот страниц. 27 Свят. Амвросий также написал целую книгу о рае, продолжение «Ше­стоднева», так же, как и книгу о Каине и Авеле. Вдобавок к этим основным толкованиям, мы увидим ряд книг, которые не рассматривают всю книгу Бытия или все о шести днях. Например, брат свят. Василия – свят. Григорий Нисский написал книгу «Об устроении человека», где детально рассматривает конец первой и начало второй главы Бытия. Я использовал также основы православной догматики. Кни­га преп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение Православной веры» содержит много глав по вопросам о шести днях, сотворе­нии человека, грехопадении, рае и так далее. Катехизисы древ­ней Церкви «Великий катехизис» свят. Григория Нисского и «Огласительные слова» свят. Кирилла Иерусалимского тоже ка­саются некоторых деталей этих вопросов. По одному специфическому вопросу святоотеческого миро­воззрения я пользовался трактатами о воскресении свв. Афана­сия Великого, Григория Нисского и Амвросия Медиоланского . Преп. Симеон Новый Богослов написал слова об Адаме, гре­хопадении и первоначальном мире, которые мы имеем в книге «Адамов грех». Затем есть различные писания свят. Григория Богослова о сотворении человека, о человеческой природе и его душе. Преп. Макарий Великий , преп. авва Дорофей , преп. Исаак Сирин и другие аскетические писатели часто говорят об Адаме и грехо­падении. Поскольку основная цель аскетической жизни – воз­вратиться в состояние Адама до грехопадения, они пишут о том, что значит грехопадение, чем был рай и что есть то, куда мы стремимся вернуться. Блаженный Августин затрагивает тему Бытия в «Граде Божием»; 28 свят. Григорий Палама пишет о различных его аспек­тах в своих апологетических трудах; и преп. Григорий Синаит также пишет о рае. 29 Эти Отцы не дают нам ответов на все вопросы, которые мы можем иметь относительно Бытия; мы читаем их скорее для того, чтобы прояснить свою позицию относительно Бытия. Иногда может казаться, что Отцы противоречат друг другу или говорят в манере, которую мы не можем считать отвечающей на вопро­сы, что мы имеем сегодня. Посему мы должны иметь несколько основных принципов, обуславливающих наше понимание как Бытия, так и святых Отцов. 3. Основные принципы нашего подхода к пониманию Бытия

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Итак, под «началами», выяснение которых настоятельно требуется, Ориген подразумевает наиболее общие истины христианской веры, из которых дедуктивно выводятся остальные. Вопросы, специально рассматриваемые в книге: 1. Бог , Его совершенства. 2. Троичность Божества. 3. Боговоплощение. 4. Духовный мир (ангелология). 5. Возникновение и природа зла. 6. Эсхатология. 7. Свобода воли. 8. Герменевтика и экзегетика. Последняя тема раскрывается Оригеном со всей основательностью в IV-й книге «О началах», которая представляет собой сумму научной методологии всего труда. В основном, все перечисленные вопросы в переводе Руфина раскрыты в согласии с ортодоксией; триадологический субординационизм просматривается довольно слабо. Однако даже здесь присутствуют идеи, совершенно расходящиеся с учением Церкви того же времени. Прежде всего, иерархическое начало в Троице Ориген связывает с возрастанием степени универсализма. Святому Духу (аналогично «мировой душе» платонизма) присущ наименьший универсализм, Логосу принадлежит более широкая рациональная сфера, Отцу – весь универсум. По справедливости, кажется, должно подлежать исследованию также и то, почему же собственно возрождающийся чрез Бога ко спасению нуждается и в Отце, и в Сыне, и в Святом Духе и почему он может получить спасение только чрез целую Троицу; почему, наконец, невозможно участвовать в Отце или Сыне без Святого Духа? Рассуждая об этом, мы по необходимости должны описать особенное действие Святого Духа и особенное действие Отца и Сына. Я думаю, что действие Отца и Сына простирается как на святых, так и на грешников, как на разумных людей, так и на бессловесных животных, и даже на неодушевленные предметы и вообще на все существующее. Действие же Святого Духа ни в каком случае не простирается на предметы неодушевленные или на одушевленные, но бессловесные существа, не простирается оно и на существа разумные, которые пребывают во зле и не обратились к лучшему. Действие Святого Духа, по моему мнению, простирается только на тех, которые уж е обращаются к лучшему и ходят путями Иисуса Христа (О началах, I. 3,5).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

По поводу крестика был вопрос на форуме . Михаил, а давайте посмотрим на вопрос крещения с чисто практической стороны. Вот, предположим, Вы покрестились. Готовы ли Вы уделять молитве и заботе о Вашей душе в целом не меньше времени, чем физкультуре? Если в день Вы проводите за физическими упражнениями не менее 3 часов, то будете ли Вы молиться не менее 3 часов? Иначе получится, что телу Вы уделяете больше времени, чем душе, а это уже будет неправильно. Отец Дионисий-доброго здоровья вам..спасибо за хорошие слова…я когда “столбом стою” о православной службе часто думаю..там ведь люди тоже по несколько часов на ногах проводят, а это непросто. Я , видимо, если службы буду посещать( а про другому нельзя), то статику свою упражнения делать не стану…исключу..думаю, что эти тренировки не нужны уже будут…а что касается молитвя пока молитвенное правило Серафима Саровского “осваиваю”…потом хочу что-нибудь более длинное выучить…вот например у святителя Игнатия Кавказского( он у нас на Ставрополье был) есть молитвенное правило монашеское в одной книге… а вот так чтоб” если три часа спорт-то 3 часа и молитва”-я об этом , если честно, и не думал даже. Наверно, всё успевать надо будет. Михаил, начните с того, что будете посещать огласительные беседы для тех, кто собирается креститься. Там сможете не только слушать, но и задавать вопросы. Здравствуйте, Михаил. Ап. Павел пишет: Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. ( 1Тим.4:7,8 ) Толкуя это место, блаженный Феофилакт Болгарский говорит: Упражняй себя в благочестии. То есть приучай себя к вере чистой и жизни праведной; потому что в этом состоит благочестие. Итак, нужно упражняться и постоянно трудиться; ибо кто упражняется в телесной гимнастике, тот без всякого состязания подвизается в этом до пота… Под телесным упражнением он разумеет то, которое хотя требует больших трудов, однако мало приносит пользы и притом на время.

http://azbyka.ru/vopros/mogu-li-ja-stat-...

Ответ на возражение 2. Аристотель, в отличие от ранних философов, никоим образом не думал, будто бы душа актуально состоит из всего. Он потому и сказал, что душа есть все сущее «некоторым образом», что по отношению ко всему она пребывает в состоянии возможности: ко всему чувственному – через посредство чувств, ко всему интеллигибельному – через посредство ума. Ответ на возражение 3. Сущность любой твари конечна и определенна. И хотя сущность более возвышенной твари содержит в себе своего рода подобие [сущности] более низкой твари (поскольку всем им присуща некоторая общность), тем не менее, она не обладает полным ее подобием, поскольку определена к виду, который отличен от вида низшей твари. Одна только божественная Сущность есть совершенное подобие всего сущего, поскольку является универсальным началом всего. Раздел 3. Мыслит ли душа все вещи через посредство присущих ей видов? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что душа мыслит все вещи через посредство присущих ей видов. Так, Григорий в своей наставительной беседе, посвященной Вознесению, говорит, что «мышление человека подобно ангельскому» 212 . Но ангелы мыслят все через посредство присущих им видов, поскольку в книге причинах» сказано: «Всякий ум полон форм» 213 . Следовательно, душе также присущи виды вещей, посредством которых она мыслит телесные вещи. Возражение 2. Далее, умственная душа безусловно превосходней телесной первичной материи. Но первичная материя была сотворена Богом вместе с формами, в отношении к которым она пребывает в возможности. Тем более [следует допустить, что] умственная душа была сотворена Богом вместе с интеллигибельными видами. И потому душа мыслит телесные вещи через посредство присущих ей видов. Возражение 3. Далее, правильно сможет ответить только тот, кто знаком с предметом вопроса. Но если сформулировать вопрос надлежащим образом, то правильный ответ на него даст даже невежда, начисто лишенный приобретенного знания, пример чего мы находим в платоновском «Меноне», когда [Сократ] задает вопросы некоему [рабу]. Значит, мы обладаем определенным познанием вещей еще до того, как приобретаем познание, чего бы никогда не было, если бы мы были лишены присущих видов. Следовательно, душа мыслит телесные вещи через посредство присущих ей видов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  3.0 из  5) Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Говорят, что брачные узы тяжелы для современного человека. Сделать их несение осознанным и оттого более легким поможет православное понимание идеала отношений мужа и жены. В нашей книге не только раскрывается взгляд Святой Церкви на брак с его духовной и физической сторонами, но и даются ответы на злободневные вопросы. Является ли тяжелый характер одного из супругов (лень, пьянство) причиной для развода? В каких случаях Церковь благословляет бороться за свою семью? Осуществим ли без Бога семейный идеал? Священники, философы и представители творческой интеллигенции делятся жизненным опытом на страницах нашего сборника. Надеемся, что книга окажется полезной как для семей, преодолевающих крутые житейские повороты, так и в качестве напутствия для молодоженов. Протоиерей Димитрий Смирнов Человек – это семья Все научные дисциплины есть произведения человеческого духа и, следовательно, являются ценностями духовными. Но целый ряд ценностей, причем именно тех, которые в наибольшей степени формируют традиционное национальное воззрение на мир и отсутствие которых приводит к появлению разных суррогатов, по известным причинам выпали из русского образовательного пространства. Это – религия, русская философия, русская культура, кроме некоторых фрагментов, и русская семья. Бесспорно, что освоения математики, истории, литературы недостаточно для того, чтобы найти путь к счастью. А ведь стремление к нему инстинктивно присутствует в душе каждого человека как существа, некогда в Адаме потерявшего райское бытие. И если человек не находит счастья, то заменяет его «утешением» в виде алкоголя, наркотиков или острых ощущений, с помощью которых он ищет себе такую точку приложения, которая дает иллюзию счастья. Но есть еще один предмет, изучение которого укажет человеку путь к земному счастью, ибо ни физика, ни ботаника, ни астрономия не научат быть счастливым. «Семья как высшая духовно-нравственная ценность человека» – вот какой предмет должен быть главным в программах всех учебных заведений, потому что сейчас этому научить больше практически негде. Если раньше говорили, что религиозные или семейные ценности должны прививаться в семье, то теперь мы с ужасом констатируем, что самой семьи почти нет. Хорошая семья – единичный пример. Процесс распада семьи все набирает и набирает обороты. А ведь ее распад – это уничтожение человечества!

http://azbyka.ru/semya/otvety-sovremenni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК» ежемесячный ж., выходивший в 1862-1867 гг. в Харькове. Инициатором издания был Харьковский еп. Макарий (Булгаков) , редактором-издателем стал проф. Харьковского ун-та прот. Василий Добротворский, которому помогали протоиереи Иоанн Чижевский и Александр Федоровский, священники Василий Левандовский и Василий Лихницкий. 12 выпусков годового комплекта «Д. в.» объединялись в 3 тома, все тома имели сплошную нумерацию. Издание прекратилось на 16-м т. (янв.-апр. 1867) из-за недостатка средств. Первоначально предполагалось объединить журнал с епархиальными ведомостями, но Святейший Синод определил, чтобы «Д. в.» издавался независимо. Основной задачей журнала было раскрытие христ. вероучения, в нем печатались материалы по церковной истории, критическое обозрение текущей духовной лит-ры, летопись событий церковной жизни (разд. «Летописный листок» в томах 1-3, «Известия» в томах 4-16). Еп. Макарий (Булгаков) публиковал здесь статьи по церковной истории («Русская духовная литература в период монгольский» (1862. Т. 1. С. 31-63, 147-195, 277-332, 423-445), «Церковное право в России при монголах» (1863. Т. 4. C. 134-158)), а также множество слов и речей. В «Д. в.» выходили статьи прот. В. Добротворского («Богословские вопросы в связи с потребностями времени» (1862. Т. 1. С. 11-30), «Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский, как проповедник» (Там же. С. 328-355), «О характере прежнего периода нашей духовной журналистики и современных ее задачах» (Там же. С. 446-477), «О религиозном органе в душе человека» (1865. Т. 12. С. 196-226, 321-364, 439-481) и др.), архим. Феодора (Бухарева; см. Бухарев А. М.) («Иов многострадальный и его книга» (1862. Т. 2. С. 1-62, 167-194), «О св. пророке Исаии и его книге» (Там же. С. 471-544)), И. С. Соколова («Первое духовно-учебное заведение в христианстве: Ист. очерк огласительного Александрийского училища» (1863. Т. 3)), свящ. Алексия Баратынского («Кирилл Туровский как проповедник» (1863.

http://pravenc.ru/text/180678.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010