Разделы портала «Азбука веры» Добрый день! В Священном Писании Иисус говорит: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. ( Иак.5:16 ). Можно ли исповедоваться друзьям? 6 Ответов Конечно можно! Только разрешить Вас от грехов они не смогут ( Ин.20:23 ), если не имеют сана священника или епископа. Иногда это и правда имеет смысл, но такой разговор исповедью не будет Иван, в книге проф. Н.Е. Пестова есть глава 26 “Откровение помыслов и взаимная исповедь”. Также в книге И.М. Концевича глава “ Откровение помыслов ”. В этих главах рассказывается о ежедневной исповеди помыслов, в частности, в монастырях, которую часто принимает старец, не имеющий священного сана. И от этой исповеди (это не будет Таинством Исповеди) есть все равно польза. Но одновременно во второй книге приводятся и такие слова : Но для осуществления откровения помыслов опять-таки необходим преуспевший в духовной жизни, воспитанный по этому правилу инок. Преп. Кассиан Римлянин говорит: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих», ибо «далеко не всякий может понести помыслы» (Варс. и Иоан.). Ефрем Сирин предупреждает: «Если еще не сильно распален ты Духом Святым, то не желай выслушивать чужие помыслы. Выслушивающий исповедь, должен ярко гореть огнем благодати, чтобы этот огонь попалял в его душе скверну чужих помыслов и страстей, чтобы при руководстве благодать и исповедь не разрывала, а сильнее закрепляла цепь нравственных отношений между ним и кающимся. Старец, призванный к совершению исповеди, «судит по Духу Божию, Который на нем». «Отче, поведай, что внушит тебе благодать Всесвятого Духа и уврачуй мою душу» (Палест. Патер.), с такими словами обращается к подвижнику инок, принесший ему исповедь. Благодать Св. Духа и была именно той силой, которая сообщала внутреннее полномочие старцу на принятие им исповеди помыслов и врачевания их.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-ispove...

Есть немало сказок для взрослых, заставляющих задуматься о религиозных вопросах: о Боге, посмертной участи, душе. Это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Сильмариллион» Толкина, произведения того же Клайва Льюиса («Расторжение брака», «Письма Баламута», роман «Пока мы лиц не обрели»). Религиозные вопросы поднимаются и в фантастическом романе Клиффорда Саймака «Проект «Ватикан»» (это произведение берётся как пример лишь потому, что попалось под руку). (Клиффорд Саймак. Игрушка судьбы. М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2008). В далёком будущем роботы настолько усовершенствовались, что перешли на автономное существование, их искусственный интеллект намного обогнал человеческий, но роботы по-прежнему ощущали свою внутреннюю неполноценность, им не хватало того, что было чисто человеческим: души, Бога, рая. И они решили на далёкой планете создать центр поиска истины и веры, назвали его «Ватикан-17». Они стали конструировать суперкомпьютер – Папу, который должен был стать непогрешимым, давать ответы на любые вопросы. Роботы с помощью особых людей – Слушателей — набивали Папу уже тысячу лет разнообразной информацией, но так и не смогли приблизиться к ответам на вечные вопросы. И тут одна из Слушателей начинает уверять, что нашла … рай. Настоящий, человеческий рай с золотой лестницей, ведущей к небу. И среди роботов начинается почти религиозный раскол: одни жаждут чистой веры в этот рай, хотят канонизировать эту женщину, прекратить научный поиск. Другая часть роботов вместе с людьми относятся к этому иначе. Компьютерный Папа советуется с людьми по этому вопросу: «- (..) вы считаете, что нам следует устремиться по пути поисков истины, что это будет более верный путь, чем поиски веры самой по себе? - Да, я так думаю, — кивнул Теннисон. – Поиски истины обеспечат вам кое-какие точки опоры. В поисках веры вы таких точек опоры лишены.». (Указ. Соч., с. 734). Сразу вспоминаются слова Писания: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Существует ли рай, и если да – могут ли роботы его наследовать? И если для этого нужна душа, то не могут ли роботы как-то её получить, ибо почему-то роботам хочется иметь душу…

http://azbyka.ru/fiction/dimon/

«Все самое великое вырастает из религиозного зерна», — сказал протоиерей Андрей Ткачев, — «стоит только потерять метафизическое обоснование своего существования, как ты расписываешься в некой тайной книге в том, что жить тебе незачем». Тем временем, добавил он, «тема Бога — это тема табуированная. Это — стыдно, страшно или неприятно». Говорить же, по мнению протоиерея Андрея, надо. Потому, что еще А.П. Чехов писал, что «человек должен или иметь веру или искать ее», и иначе о вере могут заговорить по-другому: «на Западе уже пишут книги ‘почему я не верю’ и ищут этому аргументацию», а еще «Бог достоин того, чтоб о Нем помнили». Опередил протоиерей Андрей Ткачев и возможные вопросы о том, не всё ли о вере уже написано. «Нельзя сказать «я уже читал Библию»… В духовном мире нет банальностей. В литературе, в богословии, в интеллектуальной сфере вообще нет плагиата, и каждый может сказать о вере что-то ценное и важное. Позже, отвечая на вопросы, протоиерей Андрей еще добавит, что «в воздухе витают тысячи ненаписанных книг», у каждого человека история его прихода к вере — «небольшой святочный рассказ». Христианство по праву кулича уже никого не греет Пламенный проповедник протоиерей Андрей призвал всех собравшихся… на войну. Вернее, попросил не относиться к чтению, как к легкомысленному занятию, так как «дьявол получил плевок в душу от каждого крещеного человека, и он об этом не забудет». Если не замечать войну за душу человека — может начаться война настоящая, вырастающая из человеческих пороков. Поэтому, читая книгу, мы становимся миротворцами и ведем бой в своей душе, который, в свою очередь, спасает от настоящей войны. Той, где льется кровь и стреляют из автоматов. «Христианство по праву рождения или по праву кулича уже никого не греет», — сказал протоиерей Андрей, — «христианин должен быть образованным. Уже нельзя на вопрос «ты православный?» ответить — «конечно, я же родился под Рязанью». «В своей книге Вы пишете, что конфликт между разумом и верой достался нам от позднего Средневековья», — спросила я, вспомнив о христианах-ученых, которых в недостатке образования упрекнуть нельзя, — «Многие утверждают, что пришли к вере через науку. Значит ли это, что вера может быть построена аргументами разума?».

http://pravmir.ru/mozhno-li-nauchitsya-v...

Миссис Митчисон вычитывала корректуру в верстке первых двух томов «Властелина Колец». В письме к Толкину она задает ему ряд вопросов по книге. 25 апреля 1954 Сэндфилд-Роуд 76, Хедингтон, Оксфорд   Уважаемая миссис Митчисон! С моей стороны было грубостью и черной неблагодарностью не написать и не поблагодарить вас за все ваши письма, подарки и приветы — тем более что ваш интерес очень поддерживает и ободряет меня в унынии, каковое вполне предсказуемым образом сопутствует трудоемкой публикации такого произведения, как «Властелин Колец». Очень неудачно вышло, что все это свалилось на меня именно тогда, когда я был крайне сильно загружен другими делами и обязанностями, так что у меня порою просто голова идет кругом. Попытаюсь ответить на ваши вопросы. Должен сказать, что очень им рад. Я сам люблю, когда все проработано в подробностях и на все разумные вопросы могут быть даны ответы. Ваше письмо, я надеюсь, подскажет мне, какие сведения следует отобрать (как обещано) для приложения, и укрепит мои позиции в глазах издателей. Поскольку третий том окажется заметно тоньше второго (события ускорились, разъяснений требуется меньше), сколько-то места в нем, я полагаю, найдется. Моя проблема не в том, что материала не хватает, а в том, как выбрать нужное из целой горы уже написанного. Разумеется, возникает конфликт между литературной «техникой» и увлеченностью детальной проработкой воображаемого мифического Века (мифического, не аллегорического: я аллегориями не мыслю). В том, что касается самого повествования, сдается мне, это хорошо, что остается столько всего необъясненного (особенно когда объяснение на самом-то деле существует); и с этой точки зрения я, пожалуй, допустил ошибку, пытаясь объяснить слишком многое и сообщив слишком многое из предыстории. Так например, многие читатели в «Совете Эльронда» просто-таки увязли. А ведь даже в мифическом Веке должна оставаться загадка-другая, как оно всегда и бывает. Вот, например, Том Бомбадил (умышленно). Но дополнительных исторических сведений (о более ранних периодах) существует сколько душе угодно — в «Сильмариллионе» и связанных с ним преданиях и поэмах, составляющих «Историю эльдар» (эльфов). Думается мне, в случае (на что надежды мало), если достаточное число людей заинтересуются «Властелином Колец» настолько, чтобы оплатить расходы на публикацию, достойные издатели, возможно, сочтут нужным выпустить и кое-что из этого. Собственно говоря, «Сильмариллион» написан раньше, и мне хотелось бы публиковать материал в исторической последовательности, тогда в настоящей книге не понадобилось бы такого количества аллюзий и разъяснений. Однако «Сильмариллион» у меня так и не взяли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Единство Божества при троичности, по Никите, уясняется образом Серафима с двумя крылами: Отец – это Серафим, два крыла – это Сын Божий и Дух Святый 980 . Особенно заслуживает внимания его спекулятивно-богословское учение о человеке; он входит здесь во многие философские вопросы касательно души человеческой, говорит о духе и душе, чувствах и силах души, деятельности и бессмертии ее, пытается решить вопрос о местопребывании души, происхождении души при зарождении тела человеческого и пр. В третьей книге 981 Никита говорит о вочеловечении Бога-Слова. В этом отделе Никита обнаруживает большую богословскую начитанность, но что еще важнее, говоря о двух природах во Христе, он достаточно сильно разрешает все разнообразные вопросы, возбуждаемые истиной Боговоплощения. С четвертой книги 982 автор входит в рассмотрение и разбор древних ересей – числом 44 – до арианской ереси. В этом отделе труда Никиты интересно для нас в особенности то, что он упоминает таких еретиков, о которых мы мало знаем и которые притом представляются продолжающими существовать и во времена автора 983 . Вот эти любопытные для нас ереси: гносимахи. Это такие люди, по Никите, которые противились всякому серьезному, углубленному изучению христианской веры и научному занятию истинами религии, которые считали делом бесполезным углубляться и размышлять над Св. Писанием, в особенности потому, что Бог будто бы ничего не требует от христиан, кроме добрых дел; гораздо лучше, говорили они, просто вести благочестивую жизнь, чем отдаваться любознательности. – Тнитопсихиты. Это были еретики, которые отрицали бессмертие души и которые утверждали, что душа человека не лучше души животных и умирает вместе с телом. (Впрочем, под именем тнитопсихитов едва ли разумеются решительные материалисты, отрицавшие бессмертие души; по всей вероятности, под тнитопсихитами нужно разуметь таких лиц, которые, отправляясь от тогдашних понятий о душе и духе, как составных частях природы человеческой, допускали, что бессмертен только дух – πνεμα, а душа ψηχ смертна).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Единство Божества при троичности, по Никите, уясняется образом Серафима с двумя крылами: Отец – это Серафим, два крыла – это Сын Божий и Дух Святый. 998 Особенно заслуживает внимания его спекулятивно–богословское учение о человеке; он входит здесь во многие философские вопросы касательно души человеческой, говорит о духе и душе, чувствах и силах дущи деятельности и бессмертии ее, пытается решить вопрос о место пребывании души, происхождении души при зарождении тела человеческого и пр. В третьей книге 999 Никита говорит о вочело вечении Бога–Слова. В этом отделе Никита обнаруживает большую богословскую начитанность, но что еще важнее, говоря о двух природах во Христе, он достаточно сильно разрешает все разнообразные вопросы, возбуждаемые истиной Боговоплощения. С четвертой книги 1000 автор входит в рассмотрение и разбор древних ересей – числом 44 – до арианской ереси. В этом отделе труда Никиты интересно для нас в особенности то, что он упоминает таких еретиков, о которых мы мало знаем и которые притом представляются продолжающими существовать и во времена автора. 1001 Вот эти любопытные для нас ереси: гносимахи. Это такие люди, по Никите, которые противились всякому серьезному, углубленному изучению христианской веры и научному занятию истинами религии, которые считали делом бесполезным углубляться и размышлять над Св. Писанием, в особенности потому, что Бог будто бы ничего не требует от христиан, кроме добрых дел; гораздо лучше, говорили они, просто вести благочестивую жизнь, чем отдаваться любознательности. – Тнитопсихиты. Это были еретики, которые отрицали бессмертие души и которые утверждали, что душа человека не лучше души животных и умирает вместе с телом. (Впрочем, под именем тнитопсихитов едва ли разумеются решительные материалисты, отрицавшие бессмертие души; по всей вероятности, под тнитопсихитами нужно разуметь таких лиц, которые, отправляясь от тогдашних понятий о душе и духе, как составных частях природы человеческой, допускали, что бессмертен только дух – πνεμα, а душа ψηχ смертна).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Гости увидели множество таких странных и необыкновенных кастрюль и, наконец, таких орудий, о которых и подумать бы нельзя было, чтобы они требовались для приуготовленья обеда, что у них закружилась голова. Ну, что, если в этой повести есть маленькая частица правды? Друг мой! вы видите, что дело покуда еще темно. Хорошо делает тот, кто снабжает меня всеми замечаниями, всё доводит до ушей моих, упрекает и склоняет других упрекать, но сам в то же время не смущается обо мне, а, вместо того, тихо молится в душе своей, да спасет меня бог от всех обольщений и самоослеплений, погубляющих душу человека. Это лучше всего, что он может для меня сделать, и, верно, бог за такие чистые и жаркие молитвы, которые суть лучшие благодеяния, какие может сделать на земле брат брату, спасет мою душу даже и тогда, если бы, невидимому невозвратно, одолели ее всякие обольщения. Но покуда прощайте. Передавайте мне все толки и сужденья, какие откуда ни услышите, и свои, и чужие, — первые, вторые, третьи и четвертые впечатления. Душевный поклон доброй Ольге Семеновне и всем вашим. Письмо от 6/18 февраля, пущенное из Франкфурта тобою с известием о книге моей, получено мною только третьего дни, то есть четвертого марта. Появленье книги моей разразилось точно в виде какой-то оплеухи: оплеуха публике, оплеуха друзьям моим я, наконец, еще сильнейшая оплеуха мне самому. После нее я очнулся точно как будто после какого-то сна, чувствуя, как провинившийся школьник, что напроказил больше того, чем имел намерение. Я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в нее. Но тем не менее книга эта отныне будет лежать всегда на столе моем, как верное зеркало, в которое мне следует глядеться для того, чтобы видеть всё свое неряшество и меньше грешить вперед. При всем том книга моя полезна. В одну неделю исчезнули все экземпляры ее (хотя печатано было два завода). Все дотоле бывшие вопросы в литературе вдруг заменились другими, и все предметы разговоров умных людей наших обществ заменились другими предметами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Воспитывая ребенка, родители вольно или невольно – словом, делом, своим примером – формируют в нем некую систему идеалов и авторитетов. Воспитание в церковной семье приводит его к высшему идеалу – ко Христу, и если ребенок усваивает этот идеал, то любые другие «системы ценностей» отступают перед ним в детской душе, потому что не идут с ним ни в какое сравнение. А главным авторитетом для ребенка должны быть его родители, отец и мать, – иначе их место неизбежно займут другие люди. В книге «Что необходимо знать каждому мальчику» сделана попытка рассказать о такой семье, где царит дух любви и доверия и в то же время дети воспитываются в послушании родителям. Отец мальчика является для него и главным авторитетом, и другом, с которым можно откровенно обсудить самые сложные и даже «неприличные» вопросы, волнующие подростка. Возможно, не все насущные проблемы воспитания нашли свое освещение в книге, но все же, думается, для многих она окажется полезной и интересной. Священник Алексий Грачев, врач-педиатр  Часть первая. «Как я появился на свет?» Однажды за ужином мама и папа разговорились о прошлом. Они вспоминали, как давным-давно, еще в студенческие годы, вместе с друзьями отправились в поход на легких быстроходных лодках – байдарках. Много там было приключений, и забавных, и опасных; родители будто вновь переживали события тех дней… К действительности их вернул голос сына, пятилетнего Андрюши: – А я тогда где был? – Тебя еще не было, – быстро, мимоходом ответила мама. Андрюше и раньше приходилось слышать от взрослых этот загадочный ответ, он даже привык к нему. Но сегодня впервые задумался… Происходили разные интересные вещи, но его в это время не было с родителями, а те жили себе и не искали его… У папы была большая умная овчарка по кличке Рекс, когда его, Андрюши, «еще не было». Еще у него была отличная модель подводной лодки, как настоящая – тоже когда его «не было». Мама жила в центре города, у бабушки, в квартире с высокими потолками, а его снова «не было». Вот и в поход на лодках мама с папой ходили без него, потому что его опять-таки «не было»…

http://azbyka.ru/deti/chto-neobhodimo-zn...

К началу 1860-х годов давняя статья, над которой святитель Игнатий начал работать в конце 1840-х, выросла в результате переработок до размеров книги, это было «Слово о смерти», изданное в 1864 году Глазуновым (а перед тем помещенное в «Домашней Беседе») и вызвавшее полемику в церковной периодике. Было отмечено даже противниками, что «еще ни одна эсхатология или часть Богословия, рассматривающая последствия события, касающегося мира и человека, не входила в такое подробное решение этих вопросов, какое сделано в «Слове о смерти»... «Слово о смерти» сначала было принято многими неблагосклонно, но основательнейшие лица из духовенства на стороне его, а в Академиях, где библиотеки очень удовлетворительны, вероятно займутся тщательною обработкою этой части Богословия и изложат ее в обычной системе». «Смерть, – пишет в этой книге владыка, – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку – тело, и душевным существом, тонким, эфирным переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, изшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира... Что совершилось и совершается с душою, покинувшею тело? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным». Однако эта неизвестность не так безнадежна, как кажется на первый взгляд. Святитель Игнатий исследовал многочисленные православные источники – Св. Писание, богослужебные тексты, жития святых, писания святых Отцов. Там нашлось много относящегося к теме смерти, материал, никем не собиравшийся и не приведенный в систему. Книга, собственно, выглядит почти как свод выписок, но читается легко, с большим интересом, так как и вопросы там все такие, которые не могут не волновать души православного человека. «Что совершает с нами смерть? – задается вопросом владыка. – Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые человеком на земле произвольно и невольно?.. Слово Божье открывает нам, что наши души, по разлучении их с телами, присоединятся – соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам – к Ангелам света или к ангелам падшим. С ангелами они составляют, по естеству своему, один разряд существ... Души – существа по всему подобные ангелам. Это очевидно из слов Господа, сказавшего, что праведные человеки, по воскресении подобны и равны Ангелам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В этой книге собраны вопросы людей, так или иначе столкнувшихся в своей церковной жизни с проявлениями псевдоправославия. На эти вопросы отвечает современный проповедник и публицист иеромонах Макарий (Маркиш). Как-то спросила отца Макария одна женщина: «Я всю жизнь хотела быть счастливой и думала, что Христос тоже этого хочет. А недавно мне сказали, что это бесовский помысел, что христианство состоит совсем не в этом...» На что он ответил: «А в чем же тогда? Выгнать мужа, убежать от детей, ходить в уродливом тряпье, мучить себя голодом, ломать себе хребет на непосильном «послушании» – и главное, безоговорочно подчиняться какому-нибудь самозваному «старцу» или «матушке»? И не смей пикнуть! Так, что ли?.. Да, Господь ставит нам задачу: быть счастливыми. Счастливыми и в этой жизни, и в будущей. Каждому ясно, что нынешнее счастье – ничто, если оно не имеет продолжения. Спаситель открывает Свою Нагорную проповедь ( Мф. 5 ) «заповедями блаженства», «макаризмами»: каждый стих начинается со слова «блаженны» – по-гречески makarioi (макарии), что в точном переводе на русский как раз и значит «счастливы». Но что такое счастье? Читайте Нагорную проповедь , и вы убедитесь, что Христос опровергает привычные стерео­типы. Счастливыми Он называет не гордых, но нищих духом, т. е. смиренных, не удовлетворенных, но алчущих и жаждущих правды, не победителей, но миротворцев... И хотя счастье в конечном итоге зависит от того, что во мне самом, что происходит в моей душе, мы прекрасно понимаем: «поиски счастья внутри себя» – дело абсолютно гибельное. Ведь душа-то наша несовершенна, не свободна от греха, требует покаяния и исправления... Отсюда вывод очень про­стой и определенный: счастье возможно и достижимо только с Иисусом Христом, только на пути к Нему и за Ним». Главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов Предисловие. Печатное слово и мамы римские За рубежом есть пословица: «У католиков папа в Риме, а у православных в каждом приходе папа». Когда я поделился этим грустным наблюдением с одним нашим священником, он согласно кивнул: «Да-да... и три-четыре мамы в придачу».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010