19 . Мчч.: Вонифатия, Илии, Крова, Ариса, Полиевкта и Тимофея; свт. Вонифатия милостивого, еп. Ферентийского; свт. Григория, архиеп. Омиритского; прп. Илии Муромского, чудотв. Печерского. В житии св. мч. Вонифатия († 290 г.), рассказывается, что одна знатная римлянка, по имени Аглаида, однажды сказала своему правителю Вонифатию: «я слышала от одного благочестиваго старца, что кто имеет у себя на дому мощи и почитает их, тот не только путь ко спасению находит, но и воздаяния вечнаго сподобится... Поди в ту страну, где христиан подвергают мукам, и принеси мне мощи какого-либо мученика: мы воздвигнем церковь и будем иметь хранителя себе и ходатая к Богу». Вонифатий пошел. Прибыв в Тарс и заметив, что мученики совершенно спокойно переносят страшные мучения, он сам решился быть мучеником и действительно скончался мученическою смертию. Слуги взяли его честные мощи и понесли к Аглаиде. Что же? Как только принесли к ней мощи, она немедленно оставила порочную жизнь, выстроила в своем селе церковь во имя св. муч. Вонифатия, имение свое раздала нищим, отверглась мира и, прожив 15 лет в слезах и покаянии, явилась пред Господом оправданною. Не видно ли отсюда, что мощи свв. угодников благодетельны и для душ наших: в них каждый верующий может найти для себя защиту от искушения, помощь в борьбе со грехом, укрепление в добродетели и вообще все, что необходимо для нашего спасения. У прп. Илии Муромского (XII в.) три первых перста правой руки сложены вместе, хотя не равно, а два последние пригнуты к ладони. 20 . Предпразднество Рождества Христова . Сщмч. Игнатия Богоносца ; свт. Филогения, еп. Антиохийского. Свт. Игнатий († 107 г.) называется Богоносцем потому, что в детстве, по преданию, был взят на руки Самим И. Христом, а также потому, что постоянно вспоминал имя И. Христа, которое отпечатлелось (буквами) у него даже в сердце. От него осталось 7 посланий, в которых есть наставления глубоко поучительные, а вместе и обличительные как для раскольников, так и сектантов. Вот как этот самовидец Христа и непосредственный ученик св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

21. О болезнях. Отними грех , и болезней не будет; ибо они бывают от греха, как сие утверждает св. Василий Великий : «откуда недуги? откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех . Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам». (О том – что Бог не есть причина зла ст. 213). Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвигов или даже более. 22. О милостыни. Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем многие пеклись великие светильники и отцы церкви. Творить милостыню мы должны с душевным расположением, по учению св. Исаака Сирина : «аще даси что требующему, да предварит даяние твое веселие лица твоего, и словесы благими утешай его (Сл. 89)». 23. О помыслах и плотских движениях. Требуется подвиг и великая бдительность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешалось зловоние; ибо Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами. Закон говорит: не ори юнцем и ослятем (Второз. 22:10) т. е. с помыслом чистым и нечистым не приноси молитвы. Будем непрестанно, день и ночь со слезами подвергать себя пред лицом благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего. Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от страстей приражается лишь со стороны или внешно. Св. Нил сказал: «виждь, чадо, яко семь есть помыслов, иже вся злая содевают: чревобесие, блуд, сребролюбие, ярость, печаль безвременная, уныние, тщеславие, гордость. Сия суть борющая всякого человека. Ты же, чадо, аще хощеши победити чревобесие, возлюби воздержание и имей страх Божий, и победиши. 24. О терпении и смирении. Наша жизнь в сравнении с вечностью ничтожна и потому не достойны, по апостолу, страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

26 Великомученика Димитрия Солунского 27 Мучен. Нестора. Преподоб. Нестора Летоп. 28 Мучеников Терентия и Неонилы 29 Преподоб. мучен. Анастасии. 30 Священ. муч. Зиновия и Зиновии 31 Апостолов Стахии, Амилия и Наркисса Месяц ноябрь 1 Бессребренников Космы и Дамиана 2 Мученик. Акиндина и Пигасия 3 Муч. Акепсимы, Иосифа и Аифала 4 Преподобного Иоанникия Великого 5 Мученика Галактиона. Св. Ионы Новгород. 6 Святого Павла. Преподоб. Луки 7 Мученика Иерона и с ним 33 мучеников 8 Собор Архистратига Михаила 9 Мучен. Онисифора и Порфирия 10 Апостол. Ераста, Олимпа и Родиона 11 Мучен. Мины, Виктора и Викентия 12 Святого Иоанна Милостивого 13 Святого Иоанна Златоустог о 14 Святого Апостола Филиппа 15 Мучеников Гурия, Самона и Авива 16 Апостола и Евангелиста Матфея 17 Святого Григория епископа 18 Мучеников Платона и Романа 19 Прр. Авдия. Преподоб. Варлаама 20 Преподобного Григория. Святого Прокла 21 Введение Пресвятой Богородицы 22 Апостола Филимона. Святого Михаила 23 Святого князя Александра Невского. Святого Митрофана еписк. Воронежского 24 Великомучен. Екатерины. Мучен. Августы 25 Свят. мучен. Климента и Петра 26 Преподоб. Алипия. Святого Иннокентия. 27 Великомученика Иакова Персянина 28 Преподобномученика Стефана 29 Мучен. Парамона. Препод. Нектария Печер. 30 Святого Апостола Андрея Первозванного Месяц декабрь 1 Прр. Наума. Святого Филарета 2 Прр. Аввакума. Преподоб. Афанасия 3 Прр. Сафонии. Прп. Саввы 4 Свят. Великомученицы Варвары 5 Преподобного Саввы Освященного 6Святого Николая Мирлик. Чудотворц 7 Святого Амвросия, еп. Медиоланского 8 Преп. Патапия. Апостола Сосфена 9 Зачатие Святой Анны 10 Мучен. Мины, Ермогена и Евграфа 11 Преподоб. Даниила и Луки Столпника 12 Преподоб. Спиридона Тримифунтского 13 Мучеников Евстратия и Авксентия 14 Мучеников Фирса, Левкия и Филимона 15Священномуч. Елевферия. Пр. Павла. 16 Прр. Аггея. Блаженной Феофании 17 Прр. Даниила. Св. Анании 18 Мученика Севастиана. Святого Модеста 19 Мучен. Вонифатия. Святого Григория 20 Святого мученика Игнатия Богоносца

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

60 Визитаций же больных за все время существования этих лечебниц было сделано, по крайней мере, на более количества получивших врачебную помощь в них. 61 В эти, равно и в храмовые праздники, обычный порядок совершения литургии следующий: в 6 ч. утра – ранняя литургия в усыпальнице; в 7 часов средняя литургия в Смоленской церкви (в ней бывает служба на каждую субботу) и в 9 часов поздняя обедня в Богоявленском соборном храме. В Ризположенском храме в праздники бывает большею частью одна только литургия в 9 часов утра. 62 В соборном храме богомольцы воздают подобающее поклонение многим святыням – честным мощам. Так на правой стороне у первого (от входа в церковь ) столба в одной гробнице имеются частицы мощей: св. И. Златоустого, св. Феодора Стратилата, великомуч. Варвары, великомуч. Пантелеимона; свв. Василия В., Григория Богослова и Иоанна Злат.; св. мучеников: Георгия Победоносца, Харлампия и Вонифатия. В другой гробничке (напротив первой) у южной стены сохраняются части мощей: св. преп князей ярославских Феодора и чад его Давида и Константина; св. кн. Анны, св. бл. кн. Владимира, св. еп. Никиты, св. кн. Мстислава, св. кн. Феодора, свв. архиепископов: Иоанна и Григория; Киевопечерских угодников пр. Марка Гробокопателя, пр. Никиты Сухого, св. м. Кукши, пр. Пимена, пр. Иоанна Постника , св. Иоанна Милостивого; в образе вложены части мощей: свв. преподобных Геннадия Костромского, Февронии, Савватия, Зосимы, Кирилла, Феодосия Печерского , св. Петра митроп. Московского, мучеников: Авива, Гурия и Самона; и еще образ преп. Сергия Радонежского, написанный на гробовой его доске. За правым клиросом имеется третья гробница, в отдельных крестах которой сохраняются части ризы, пояса и гроба пресв. Богородицы, посоха пр. Антония Печерского; части древа Креста Господня, мира и камня Гроба Господня, древа теремца над гробом Господним. За левым клиросом в четвертой гробничке сохраняются частицы мощей св. в. м. Варвары. 63 Так же совершается хождение с иконою в трапезу в каждый дванадесятый праздник. В царские дни по окончании трапезы монастырским хором исполняется гимн «Боже царя храни».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

  Лик: Господи, помилуй (трижды). Иерей: Иезекиины слезы, Манасиино и нине- витян покаяние и Давидово исповедание приемый и скоро тех помиловавый и наша во умилении приносимыя Тебе мольбы приими, Всеблагий Царю и, яко щедр, помилуй люте страждущих от недуга пианства рабов Твоих, сродников и ближних наших (имена) здравие и исцеление им даруя со слезами молимтися, источниче жизни и безсмертия, услыши и скоро помилуй. Лик: Господи, помилуй (трижды). Иерей: Еще молимся о еже не презрети прилежная моления матерей, слезы проливающих о чадех своих, жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих от пианиц оставленных, и всех нас к Тебе припадающих и тепле просящих: да приидет сие моление наше и вопль наш о страждущих и погибающих сродниках наших к престолу владычествия Твоего и милостивно услышан будет, молимтися услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй (трижды). Иерей: Еще молимся о всех сродниках и зна- емых, поношение и скорбь от пианствующих терпящих, и о еже укрепити их в терпении, незлобии и прощении согрешающих и досаждающих им молимтися услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй (трижды). Приложение 6 Последование молебного пения о страждущих недугом пьянства и наркомании В каждый монастырь, в каждый храм и к каждому священнику все чаще и чаще обращаются люди, которые или сами, или же их близкие — дети, друзья, супруги — страдают наркоманией или пьянством. Казалось бы, эти недуги настолько глубоко затрагивают жизни многих православных людей, что у Церкви должны быть для помощи им особые чины и прошения. Для страждующих пьянством чаще всего читается акафист Божией Матери в честь Ея иконы «Неупиваемая Чаша» или канон святому мученику Вонифатию, а за границей нередко прибегают к совершению молебнов святителю Иоанну, Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу. Однако специального молебна с особыми прошениями и молитвой, наподобие молебнов благодарственного, о недужных, о путешествующих, перед началом доброго дела, до сих пор не было. В 2006 году вопрос о необходимости особого чина молебного пения для страждущих недугами пьянства и наркомании был поднят на заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей и была создана комиссия для составления такового.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-organizova...

августа 1-го, и ссылка его состоялась. Властям, с которыми Неронов должен был встретиться, писано: «за великое бесчиние быть ему в чёрных работах». И вот с этих пор почти до самой смерти Неронова жизнь его представляет своего рода волнующееся море, колебавшее тишину церкви православной, жизнь, исполненную разных злоключений. Архимандрит Спасо-каменного монастыря принял Неронова, как страдальца, очень милостиво и старался доставлять ему всякое успокоение. В указе предписывалось быть ему в хлебне и муку сеять; но жить ему очень было привольно: и обеды для него были обильные, и квасы хорошие, и прислуга к его услугам, так что сам Неронов говорил: такого строя я и в дому своём не заводил». Но он не любил оставаться в тени, любил любоначалие: он стал исправлять недостатки, вкравшиеся в монастырском богослужении, стал вычитывать всё по уставу, служба стала длинная, к которой не привыкла братия. Замечания делал он, как власть имущий, с нещадным обличением, так что с своим обличительным и дерзким характером он месяцев чрез шесть крайне надоел и братии, и самому архимандриту, своему благодетелю. Несмотря на хорошее житье вначале в Спасо-каменном, Неронов чувствовал себя как пронзённый стрелою зверь, запертый притом в клетке. Лишась величия московского, сосланный в дальний монастырь, он не мог примириться с своей судьбой, почему и вёл себя задорно в отношении к окружающей его братии. Видя, что в Москве никто о нём не вспоминает, никому он стал не нужен, он решил сам напомнить о себе; и вот чрез 3 месяца после выезда из Москвы, 1654 г. ноября 6-го, он пишет письмо царю и духовнику его Вонифатьеву о своих бедствиях, как неповинный страдалец за веру православную, и о бедствиях других его друзей опальных раскольников; царю пишет, что если он не вступится за них, не облегчит их участи, то постигнет его гнев Божий и неудача в тогдашней войне с Польшею. О борьбе же с патриархом Никоном он объясняет, что он вёл её по извещению Божию, припоминая глас от иконы Спасовой. Не дожидаясь ответа на эти письма, нетерпеливый старик (63 лет) в том же году февраля 27-го пишет другое письмо царю об исправлении книг Никоном, объясняя, что и без этого исправления всё было хорошо, а теперь коленное поклонение (смотри выше указ о поклонах) попирается, перстосложение старое отменяется и вводится новое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В одном монастыре, с самого ero основания, был обычай: в Великий четверг принимать всех нуждающихся и раздавать масло, муку, чтобы люди могли с радостью встретить Пасху. Но в один год случился неурожай, и братия стали опасаться, что до нового урожая им самим не хватит запасов, стали уговаривать настоятеля, чтоб благословил на этот раз никому ничего не давать. Настоятель не соглашался: “Нельзя нарушать заповедь отцов”, братия спорили, но настоятель стоял на своем. И все же, когда в Великий четверг пришли нищие, им ничего не дали, и они ушли с большой скорбью… А после Пасхи открыли закрома и увидели, что весь хлеб сгнил! Пришлось выбросить. Настоятель сказал: “Так и надо! Пожалели немного — и все пропало”. Епископ Вонифатий был очень милостив, все имущество свое раздавал нищим. В юности мать часто видела, как он приходил домой без верхнего и даже без нижнего платья; она его за это бранила, а он по-прежнему все раздавал. Однажды он вошел в амбар и увидел, что мать заготовила много зерна, и, улучив момент, когда никого не было дома, созвал нищих и раздал весь хлеб. Мать вернулась, обнаружила, что амбар пуст, стала рыдать и причитать: “Что теперь будем делать, умрем с голоду!” Она бранила сына, а он встал на колени и взмолился: “Господи, успокой мать!” — и по его молитвам амбар снова наполнился зерном. Мать, увидев такое чудо, возблагодарила Бога и сказала: “Сынок, всем все раздавай, Господь не оставит.” Помните: сколько бы мы ни раздавали, сокровищница наша снова наполнится, и когда мы оставим земную нашу храмину, все богатство, которое мы раздали, будет сиять для нас в райских обителях вечной красотой и блаженством. Аминь. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Спешите делать добро! Господь говорит: “Блаженны милостивые, ибо они помиловани будут!” ( Мф.5:7 ). А если ты не оказываешь милости ближнему — сам не жди милости от Бога. Святитель Тихон Задонский укоряет таких людей: “Как будешь просить в церкви: “Подай, Господи!”, когда сам не подаешь нищим? Как скажешь: “Услышь меня, Господи!”, когда сам не слышишь бедного? Как прострешь руки к Создателю своему, когда простирающего к тебе руки отвращаешься?”

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-uteshen...

Говоря о святых, исследователи народной словесности обыкновенно останавливаются на отыскании мифического элемента в народных воззрениях на святых и нередко приходят к признанию святых старыми языческими богами, только с христианскими именами. Мы в своём сочинении нашли, что если нельзя отрицать сходства в народных представлениях о святых и древних языческих богах, то нельзя также признать за этими представлениями и тождества. Христианским святым придан особенный облик, которого не было и не могло быть у языческих богов, владык видимого мира. Христианство не отрицает чудес, совершённых молитвою святых. В житиях многих святых указываются чудесные деяния, совершённые ими как при жизни, так и по смерти. Народ русский во множестве заметил эти чудесные деяния, особенно такие, которые касались благополучия человека. И вот, благодаря дивным сказаниям о святых и их чудесах, народ обратил особенное внимание на свв. Иоанна Крестителя, Илию пророка, Власия, Георгия, Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Косьму и Дамиана и др. На основании житий народ признал св. Илию пророка владыкою дождя и гроз, покровителем царства растительного и животного, борцом с вражескою силою, св. Георгия – покровителем животных, устроителем русской земли, борцом с нечистою силою и мучеником за веру, св. Власия – покровителем животных, также свв. Флора и Лавра, св. Модеста, свв. Косьму и Дамиана (последних, кроме того, покровителями святости и ненарушимости брака); св. Николая народ признал покровителем царства животного и земного плодородия, а также брачных уз, помощником в нужде и опасностях, особенно на море, целителем болезней. Кроме св. Николая, целителями болезней и недугов народ считал и считает св. апостола Петра и Сисиния (целителями лихорадки), Иоанна Крестителя (головной боли), Антипия (зубной боли и грыжи), архидиакона Лаврентия и сотника Лонгина (глазной болезни), Конона (оспы), Мартениана, Иоанна Многострадального, преп. Моисея (блудной страсти), Вонифатия и Моисея Мурина (пьянства) и др. Что касается морального образа святых мужского типа, то более всех сложился в народных воззрениях духовно-нравственный образ св. Николая, как милостивого заступника людей и св. Георгия, как страдальца за веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заключительный стих мессианского пророчества Михея звучит следующим образом: «И будет Он мир. Когда Ассур придет в нашу землю и вступит в наши чертоги, мы выставим против него семь пастырей и восемь князей» ( Мих. 5, 1–5 ). Святитель Кирилл Александрийский понимает этот стих иносказательно: что под Ассуром, т.е. ассириянином, здесь следует понимать не человека из вавилонского народа, «но, скорее, виновника греха, или сатану, или даже, говоря вообще, свирепое множество демонов, которое духовно противится всему святому и враждует против святого города, духовного Сиона… ибо Христос обитает в Церкви и как бы сделал ее некоторым городом Своим» 31 . Итак, когда нападут на Церковь служители диавола, против них выступят «семь пастырей и восемь князей». Святой преподобный Ефрем Сирин указывает, что семь пастырей – это семь пророков: Исайя, Осия, Иоиль, Амос, Авдей, Иона и Михей. А восемь князей – это Езекия, Елиаким и другие праведные правители Израиля 32 . 1.5. Пророчества о Мессии в книгах пророков Софонии и Наума Книга пророка Софонии занимает девятое место в ряду книг малых пророков. О самом пророке известно очень мало. В Соф. 1, 1 говорится следующее: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского». Время пророческого служения Софонии можно установить, исходя из надписания книги, однако начало его определить сложно. Книга пророка Софонии – небольшая по объему: она состоит всего из трех глав. В рамках настоящего исследования, среди прочего, представляет интерес отрывок книги пророка Софонии, читаемый в качестве паремии на вечерне в праздник Входа Господня во Иерусалим, а именно – Соф. 3, 14–19 : «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Значит, речь может идти лишь о том, чтобы в свою меру воплотить в своей жизни тот нравственный идеал, который был в полноте явлен в земной жизни Спасителя. Наиболее очевидно, понятно и органично стремление к совершенству могло быть воплощенным в делании милосердия; это, между прочим, усматривается из сличения некоторых евангельских текстов. Так, у евангелиста Матфея Иисус говорил: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» ( Мф 5,48 ). В подобном же контексте у Луки сказано: «Будьте милосердны...» ( Лк 6,36 ). Таким образом, стремление к милосердию рассматривается Евангелием как одно из несомненных выражений совершенства. Крестная миссия Христа имела одним из своих источников высочайшее Божественное милосердие, и почти все Его действия (и, разумеется, все исцеления) пронизаны или даже прямо вызваны именно милосердием. Нравственное знание и понимание значения милосердия проявили в своей жизни очень многие святые, а некоторые из них, особенно прославленные милосердием, получили и наименование милостивых (Филарет, Иоанн, Вонифатий). В жизни всех новозаветных святых раскрывались творчески и уникально, сознательно и глубоко разные выражения совершенства Спасителя, а тем самым и осуществлялось подражание Христу. Особенно явно и постоянно раскрывались такие христоподражательнве свойства святых, как послушание, смирение, стремление к различным служениям Богу и людям, твердая бескомпромиссность жизни, открытость и простота, ревность о славе Божией, чистоту, твердость в исполнении воли Божией и многое другое. Но самое главное, разумеется, не в воплощении этих отдельных нравственных качеств, взятых самих по себе, потому что сами по себе высокие нравственные свойства могли проявляться – и проявлялись – в жизни различных людей и до и помимо Христа и без сознательного стремления к подражанию Христу. Подражание или уподобление Христу – напротив – как раз и начинается с сознательной решимости к осуществлению такого уподобления. Затем, поскольку одними собственными усилиями не только осуществить его, но даже и начать невозможно, возникает необходимость молитвенно искать милосердной силы Божией на это делание. Затем, в меру дарованных сил, усваивается небесный огонь доброделания и стремление воплотить в себе возможность раскрытия гармонии всех духовных и нравственных сил, в которой и проявляется христоподражательная личность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010